Научная статья на тему 'Поиск парето-оптимальной информационной системы, автоматизирующей работу детейлинг-центра'

Поиск парето-оптимальной информационной системы, автоматизирующей работу детейлинг-центра Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
130
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЕТО-ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕТЕЙЛИНГ-ЦЕНТРА / PARETO-OPTIMAL SOLUTIONS / INFORMATION SYSTEM / AUTOMATION OF AUTO-DETAILING CENTER

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Розова Е.Ю., Панфилов А.Н.

Рассмотрена методика выбора программного продукта, который оптимизирует деятельность детейлинг-центра. Описан принцип поиска Парето-оптимальных решений. Перечислены функциональные возможности некоторых представленных на рынке информационных систем. Альтернативы сопоставлены по существенным критериям, что позволило определить наиболее предпочтительное программное решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Розова Е.Ю., Панфилов А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCH FOR A PARETO-OPTIMAL INFORMATION SYSTEM THAT AUTOMATES THE WORK OF AN AUTO-DETAILING CENTER

The article considers the method of selecting a software product that optimizes the activity of an auto-detailing center. The principle of searching for Pareto-optimal solutions is described. The functionality of some information systems on the market is listed. The alternatives were compared by significant criteria, which allowed us to determine the most preferred software solution.

Текст научной работы на тему «Поиск парето-оптимальной информационной системы, автоматизирующей работу детейлинг-центра»

УДК 004.051

ПОИСК ПАРЕТО-ОПТИМАЛЬНОИ ИНФОРМАЦИОННОМ СИСТЕМЫ, АВТОМАТИЗИРУЮЩЕЙ РАБОТУ ДЕТЕЙЛИНГ-ЦЕНТРА

Е. Ю. Розова, А. Н. Панфилов

Южно-Российский государственный политехнический университет (НИИ) им. М. И. Платова (г. Новочеркасск, Российская Федерация)

Рассмотрена методика выбора программного продукта, который оптимизирует деятельность детейлинг-центра. Описан принцип поиска Парето-оптимальных решений. Перечислены функциональные возможности некоторых представленных на рынке информационных систем. Альтернативы сопоставлены по существенным критериям, что позволило определить наиболее предпочтительное программное решение.

Ключевые слова: парето-оптимальное решение, информационная система, автоматизация детейлинг-центра.

SEARCH FOR A PARETO-OPTIMAL INFORMATION SYSTEM THAT AUTOMATES THE

WORK OF AN AUTO-DETAILING CENTER

E. Yu. Rozova, A. N. Panfilov

Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI) (Novocherkassk, Russian Federation)

The article considers the method of selecting a software product that optimizes the activity of an auto-detailing center. The principle of searching for Pareto-optimal solutions is described. The functionality of some information systems on the market is listed. The alternatives were compared by significant criteria, which allowed us to determine the most preferred software solution.

Keywords: pareto-optimal solutions, information system, automation of auto-detailing center.

Введение. При построении информационной системы важно заранее оценить ее функциональные возможности и конкурентные преимущества. Для этого необходимо изучить и сравнить продукты-аналоги — например, методом поиска Парето-оптимальных решений.

Основная часть. Множество Парето объединяет элементы, обладающие следующим свойством: любая из альтернатив, входящих во множество Парето, хотя бы по одному критерию лучше любой другой альтернативы, входящей в это множество. При поиске Парето-оптимальных решений все альтернативы попарно сравниваются друг с другом по всем критериям. Если при сравнении выясняется, что некая альтернатива не лучше другой ни по одному критерию, то ее можно исключить из рассмотрения [1].

В рамках данной работы выполнен сравнительный анализ информационных систем, используемых для автоматизации бизнес-процессов предприятий, специализирующихся на детейлинге. Для этого исследован рынок IT-услуг информационных систем и выбраны три программно-технических решения:

— «1С: Предприятие 8. Автосервис»,

— «Автодилер»,

— Control365.

«1С: Предприятие 8. Автосервис» — решение, предназначенное для автоматизации деятельности предприятий в сфере автобизнеса. Продукт разработан на основе конфигурации «Управление нашей фирмой» редакции 1.6 для «1С: Предприятие 8» с сохранением всех перечисленных ниже возможностей и механизмов типового решения.

L4QQ/J

— Функции CRM-системы: ведение базы клиентов.

— Фиксация всех контактов с клиентами: входящие и исходящие звонки, письма и т. п.

— Отправка e-mail и SMS напрямую из программы.

— Использование специальных справочников, предназначенных для автосервиса (модели автомобилей, нормо-часы, цеха, виды ремонта).

— Интеграция с каталогами работ и норм времени (загрузка данных): Silver-Dat II (формат файла .szf ), автонормы (формат файла .xml), Autodata (формат файла .xml), Autodata online (формат файла .xml).

— Предварительная запись на обслуживание и планирование загрузки предприятия.

— Учет с помощью документа «Заказ-наряд», который фиксирует прием автомобиля, его поступление в цех, осмотр, выявление дефектов, подбор запасных частей, распределение исполнительных работ, выдачу обслуженного автомобиля клиенту и т. д.

Подробнее с данным программным продуктом можно ознакомиться на сайте компании-поставщика [2].

«Автодилер» — система автоматизированного учета для автосервисов, магазинов и интернет-магазинов запчастей. Ее внедрение значительно сокращает временные затраты на основные процессы ведения учета и документооборота на предприятии, позволяет анализировать и прогнозировать результаты деятельности [3, 4].

Основные возможности программы:

— автоматизация складского учета (учет и подбор запчастей, расходных материалов) обеспечивает эффективную логистику;

— автоматизация бухгалтерского учета (в том числе поддержка выгрузки данных в 1C) позволяет максимально снизить влияние человеческого фактора при создании бухгалтерских документов;

— автоматизация документооборота (формирование первичной и вторичной документации, отражающей работу с клиентами и поставщиками);

— учет и расчет стоимости услуг (в зависимости от марки автомобиля, актуальных норм и т. д.).

Control365 автоматизирует часть процессов организации, контролирует работу персонала и выполнение заказов в сфере детейлинга [5]. Администратор или кассир с помощью планшета оформляет поступившие заказы, фиксирует данные об автомобиле. Если предприятие оборудовано хорошей системой видеонаблюдения, система может выполнять значительную часть такой работы. Категория транспортного средства (седан, кроссовер, внедорожник, микроавтобус и пр.), также определяется автоматически, если указана модель. Затем администратор выбирает услуги, указывает работников, которые будут выполнять заказ, и запускает его в работу.

При выборе услуг автоматически рассчитывается их стоимость. Также программа учитывает работу с контрагентами и скидки, дает возможность настраивать специальные цены на услуги для определенных компаний. После завершения работы и оплаты заказа администратор вносит соответствующие данные в систему.

Сравнительный анализ информационных систем. Введем коэффициенты для сравнения критериев. Возьмем шкалу {0, 25, 50, 75, 100}, где 0 — не реализовано (плохо); 50 — реализовано по большей части (удовлетворительно); 100 — реализовано полностью; 25 и 75 — промежуточные оценки.

Также введем обозначения для более развернутого сравнения {«да», «нет», «частично»}.

Сравнение программных продуктов по названным критериям представлено в табл. 1.

Сравнение программных продуктов для детейлинг-центров

Таблица 1

Критерии П] эограммные продукты

1С: Автосервис 8 (вариант А) Автодилер (вариант В) (вариант С)

Признак Оценка Признак Оценка Признак Оценка

Формирование заказа Да 100 Да 75 Да 75

Назначение статуса заказа Да 100 Нет 0 Да 75

Ценообразование услуги с учетом класса автомобиля Да 50 Нет 0 Да 75

Осмотр автомобиля, составление акта оценки Да 100 Да 100 Нет 0

Расчет срока выполнения работы Нет 0 Да 75 Нет 0

Расчет стоимости заказа Да 100 Да 75 Да 50

Калькуляция скидок Да 75 Да 75 Да 75

Начисление и прием оплаты Да 100 Да 75 Да 75

Учет материалов Да 100 Да 100 Нет 0

Связь с поставщиками Да 100 Да 100 Да 75

Планирование и учет загруженности сотрудников предприятия Да 75 Да 100 Нет 0

Создание отчетов Да 100 Нет 0 Нет 50

Документооборот Да 100 Да 75 Нет 50

Редактирование данных Да 100 Да 100 Да 100

Табличное и графическое представление данных Частичн о 100 Частичн о 50 Частичн о 50

Одновременная работа с базами данных нескольких пользователей Да 100 Да 100 Да 75

Простота использования Да 100 Да 75 Да 100

Суммарный балл 1475 1175 925

Сравним варианты А и В. Вариант А лучше варианта В по 9 критериям и хуже по 2 критериям. По 6 критериям варианты идентичны.

Далее сравним вариант А и вариант С. Вариант А лучше варианта С по 12 критериям и хуже по 1 критерию. По 4 критериям программы идентичны.

И на последнем шаге сравним вариант В и вариант С. Вариант В лучше варианта С по 9 критериям, хуже по 4 критериям, по 4 критериям идентичен.

Заключение. Таким образом, оценка и сравнение продуктов-аналогов позволяет сделать следующий вывод: каждое программное решение для детейлинга имеет свои достоинства и недостатки, но оптимальной следует признать систему «1С: Автосервис 8».

Библиографический список

1. Подиновский, В. В. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач / В. В. Подиновский, В. Д. Ногин. — Москва : Наука, 1982. — 256 с.

2. 1С: Предприятие 8. Автосервис 8 / 1С // Отраслевые и специализированные решения фирмы 1С : [сайт]. — ЦКЪ: https://solutions.1c.ru/catalog/autoservice/features/ (дата обращения: 04.01.2020).

L4QQ/J

3. О программе «Автодилер» / ООО «Компания "Автодилер"» // Автодилер : [сайт]. — URL: https://autodealer.ru/soft/ (дата обращения: 04.01.2020).

4. Беляков, А. Ю. Автоматизация информационных процессов учета технических осмотров автомобилей в сервисном центре / А. Ю. Беляков, Д. В. Горбачев // Проблемы и перспективы внедрения инновационных телекоммуникационных технологий. — 2019. — № 34. — С. 145-152.

5. Control365 — система управления автомойкой, шиномонтажом или автосервисом / vc.ru // vc.ru : [сайт]. — URL: https://vc.ru/tribuna/21443-control365/ (дата обращения: 04.01.2020).

Об авторах:

Розова Елизавета Юрьевна, студентка Южно-Российского государственного

политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова (346428, РФ, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132), elizaveta 98@inbox.ru

Панфилов Александр Николаевич, доцент кафедры «Информационные и измерительные системы и технологии» Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М. И. Платова (346428, РФ, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132), кандидат технических наук, доцент, panfiloff@rambler.ru

Authors:

Rozova, Elizaveta Yu., student of Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI) (132, Prosveshcheniya str., Novocherkassk, 346428, RF), elizaveta 98@inbox.ru

Panfilov, Aleksandr N., associate professor of the Department of Information and measurement systems and technologies, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI) (132, Prosveshcheniya str., Novocherkassk, 346428, RF), Cand.Sci., associate professor, panfiloff@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.