УДК 316 doi: 10.20310/1819-8813-2019-14-2(106)-44-46
ПОИСК НОВЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СМИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
КОСАРЕВА КСЕНИЯ ИГОРЕВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены особенности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления со средствами массовой информации. Взаимодействие анализируется в контексте организации и проведения относительно новых пресс-мероприятий. Представлены отличительные особенности пресс-мероприятий, даны рекомендации по организации каждого из них. Организационно-сопроводительные особенности пресс-мероприятий рассмотрены в территориальной плоскости: на примере администрации Тамбовской области. Представлены риски, которые способны вызвать резонанс в общественной среде. Предложены усовершенствованные идеи по эффективному взаимодействию органов публичной власти со средствами массовой информации в условиях высокотехнологического сопровождения.
Ключевые слова: органы государственной власти, средства массовой информации, пресс-мероприятия, информационная открытость, пресс-завтрак, блог-тур, пресс-ланч
Сегодня быстроменяющийся современный мир заставляет искать новейшие качественные и минимально затратные источники коммуникационного взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации. Современная пресс-служба государственного органа - это профессиональный механизм взаимодействия с гражданским обществом и представителями определенной целевой аудитории [5]. Конструктивная и максимально эффективная работа пресс-службы выстраивается на следующих принципах:
- профессионализм;
- оперативность;
- общественная доступность;
- целеполагание [1].
Следует обратить внимание на принцип целе-полагания, который заключается в максимальной ориентации на цель, а цель работы пресс-службы -создание благоприятного информационного фона о деятельности ведомства для позитивного восприятия его работы населением. В практике пиара существуют различные приемы и формы подачи информации и взаимодействия со СМИ, одно из которых пресс-мероприятия. Пресс-мероприятия -общественно-значимые события, целью которых является донесение информационного потока до широких масс. Сегодня среди наиболее популярных пресс-мероприятий, организуемых пресс-службой органов государственной власти, выде-
ляют брифинги, пресс-конференции, презентации и круглые столы [5].
Как отмечают PR-специалисты, некоторые пресс-мероприятия полностью исчерпали себя на протяжении определенного периода времени, и сегодня уже не отвечают запросам журналистов и корреспондентов. Консолидируя опыт организации беспроигрышных традиционных мероприятий с новейшими PR-практиками и передовым маркетинговым опытом, специалистами пресс-служб организуются современные, отвечающие актуальным требованиям журналистов, мероприятия [3].
К относительно новым формам взаимодействия со СМИ можно отнести пресс-завтрак и пресс-ланч, которые сегодня активно используются не только пресс-службами коммерческого сектора, но смело практикуются органами государственной власти и местного самоуправления. Пресс-завтрак - это узкое по масштабам аудитории мероприятие в неофициальной обстановке. Особенностью таких пресс-мероприятий является индивидуальный подход [1]. Если речь идет о ньюсмейкерах, то здесь корреспондентов и журналистов интересуют только ключевые персоны: руководитель администрации субъекта, его непосредственные заместители, руководители органов законодательной власти, особые государственные должности (уполномоченный по правам ребенка, председатель субъек-товой избирательной комиссии). Исключается
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
К. И. КОСАРЕВА
45
групповые выступления, слайдовые презентации и подготовленные заранее монологи. Отличием таких мероприятий является обстановка. Важно выбрать уютное, но не броское место, при возможности с высоким уровнем обслуживания. PR-специалисты отдают должное блюдам, поданным на мероприятии. Не имеется ввиду, что организаторы должны продемонстрировать подачу блюд. Напротив, цель мероприятия для СМИ - получение информации из первых уст, соответственно отвлекаться на блюда не имеет места быть. Но и совсем не проявлять гостеприимство не стоит. Чаепитие будет хорошим дополнением к живой беседе.
Применение такого пресс-мероприятия в системе государственного управления, является свежим введением в работу со СМИ. Так, в конце 2018-начале 2019 гг. была проведена серия пресс-завтраков с представителями администрации Тамбовской области с губернатором и его заместителями. Главной темой пресс-завтраков стало подведение итогов деятельности 2018 г. по подведомственным направлениям, а также оглашение планов и перспективных направлений ведомства на 2019 г. [4].
Относительно новым пресс-направлением в работе органов государственной власти выступают блог-туры, которые исходят из традиционного, отличившегося эффективностью и показательностью, пресс-тура. Несмотря на их фонетическую и организационную базу, идентифицировать эти мероприятия нельзя. Как мы видим из названия, главное отличие PR-мероприятий заключается в том, что в одних работа осуществляется с журналистами и корреспондентами, а в другом случае, с блогерами, которые смело могут заменить обоих по содержанию и качеству контента. Специалисты считают, что мероприятия такого направления являются весьма опасными и рискованными для репутации и информационной безопасности государственного органа. [3] Дело в том, что журналисты и корреспонденты - сотрудники, подчиняющиеся редакционной политике своего издания или телеканала, которые крайне редко бывает провокационными, антигосударственными или оппозиционными. Соответственно, находится в определенных информационно-вещательных рамках. Блогеры же считаются свободными субъектами PR-взаимодействия. Они не зависят от общей идеологии организации и действуют, как правило, в личных интересах для того, чтобы аргументированным и содержательным контентом привлечь пользователей или подписчиков. И здесь рекомендуется ответственно и осторожно подходить к выбору блогера, учитывая его стиль, а
также форму подачи материала. Если говорить об особенностях самого мероприятия, то его можно трактовать, как организованное пресс-службой мероприятие по информационному сопровождению инноваций в массовых услугах, новшествах той или иной сферы. В силу своей вариативной надежности в системе государственного управления блог-тур редко используется в чистом виде. Зачастую блоге-рами выступают лица или должности, находящиеся в структуре государственного управления и пользующиеся у населения определенным интересом или авторитетом. Актуальным информационным поводом блог-тура в системе государственного управления является работа на социально значимом объекте строительства или посещение производственного помещения, организаторы которой запустили новые производственные технологии и прочее.
Сегодня современная система информационного сопровождения органов государственной власти находится в поисках новых, эффективных и минимальнозатратных формах взаимодействия со СМИ. [3] В данном случае речь идет не только, о материальных, но и о временных ресурсах. Организационная подготовка, включающая в себя назначение даты и времени, что в быстроменяющейся и вариативной системе государственного управления определить очень сложно, тем более, если речь идет о первых лицах, определении местоположения, так чтобы для корреспондентов и журналистов оно было удобно и доступно - на все это уходит колоссальное количество временного ресурса. Поэтому мы полагаем, что ввиду высокой развитости высокоцифровых и информационно-коммуникационных технологий было бы уместно использовать такую форму взаимодействия, как пресс-вебинары. Пресс-конференция, проходящая в режиме онлайн, будет во многом выигрывать среди остальных форм пресс-мероприятий. Во-первых, значительно сокращается организационно-подготовительная составляющая, все сводится лишь к системно-административной работе, что в органах государственной власти отлажено с особой четкостью. Во-вторых, пресс-вебинары помогут субъектовым органам государственной власти выйти за рамки регионального PR-взаимодействия. Так, в силу своей территориальной отдаленности, многие федеральные СМИ не имеют возможности быть в курсе региональных инноваций или имеют ее в минимальном размере и некорректной подаче. Пресс-вебинары же позволят федеральным издательствам в режиме реального времени выходить в беседу с главами ведомств и иными высокопоставленными лицами с точки зрения регионального аспекта.
К. I. KOSAREVA
Итак, сегодня система пресс-взаимодействия, входящая в структуру государственного управления, находится в поисках новым форм работы и инновационных механизмах взаимодействия со средствами массовой информации. Создание положительного информационного поля всегда требует новых творческих подходов и идейных форм. Тем более, представители СМИ быстро адаптируются к имеющимся мероприятиям и теряют интерес к вопросам работы государственного органа.
Литература
1. Артюхина Е. В. Информационные технологии конструирования имиджа и их влияние на региональную политическую сферу // Вестник Волгоградского гос. унта. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2007. № 6. С. 22-25.
2. Зарипов А. Р. Коммуникационное взаимодействие органов исполнительной власти и общества: социологический анализ (на примере Республики Татарстан): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2011.
3. Космодемьянская К. В. Власть и СМИ: взаимодействие или противостояние? // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 176-179.
4. Официальный сайт Администрации Тамбовской области. URL: https://www.tambov.gov.ru/ (дата обращения 26.03.2019)
5. Тучков С. М. Паблик рилейшнз в политическом процессе современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2001.
References
1. Artyukhina E. V. Informatsionnye tekhnologii konstruirovaniya imidzha i ikh vliyaniye na regional'nuyu politicheskuyu sferu [Image design information technologies and their impact on the regional political sphere] // Vestnik Volgogradskogo gos. un-ta. Ser. 9: Issledovaniya molodykh uchenykh - Volgograd State University Review. Series 9: Young scientists' research. 2007, no. 6, pp. 22-25. (In Russian).
2. Zaripov A. R. Kommunikatsionnoye vzaimo-dejstviye organov ispolnitel'noj vlasti i obshchestva: sotsiologicheskij analiz (na primere Respubliki Tatarstan): avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. [Communication interaction between executive authorities and society: sociological analysis (on the example of the Republic of Tatarstan). Cand. sociol. sci. diss. abstr.]. Nizhny Novgorod, 2011. (In Russian).
3. Kosmodem'yanskaya K. V. Vlast' i SMI: vzaimodejstviye ili protivostoyaniye? [Power and media: interaction or confrontation?] // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - Theory and practice of social development. 2014, no. 1, pp. 176-179. (In Russian).
4. Ofitsial'nyj sajt Administratsii Tambovskoj oblasti [Official website of the Tambov Region Administration]. Available at: https://www.tambov.gov.ru/ (accessed 26.03.2019)
5. Tuchkov S. M. Pablik rilejshnz v politicheskom protsesse sovremennoj Rossii: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. [Public relations in the political process of modern Russia. Cand. polit. sci. diss. abstr.]. M., 2001. (In Russian).
* * *
SEARCH FOR NEW FORMS OF INTERACTION WITH MASS MEDIA IN STATE AUTHORITIES
KOSAREVA KSENIYA IGOREVNA
Derzhavin Tambov State University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The article considers peculiarities of interaction of state authorities and local self-government bodies with mass media. The author analyzed interaction in the context of organizing and conducting relatively new press events, presented distinctive features of press-events, gave recommendations on organization of each of them; considered organizational and accompanying features of press-events in the territorial plane: on the example of the administration of the Tambov region. The author presented risks that can cause resonance in the public environment and proposed improved ideas on effective interaction of public authorities with mass media in conditions of high-tech support.
Key words: public authorities, mass media, press events, information openness, press breakfast, blog-tour, press lunch
Об авторе:
Косарева Ксения Игоревна, магистрант 2-го года обучения направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
About the author:
Kosareva Kseniya Igorevna, Applicant for Master's Degree, Training Program «Advertising and Public Relations», Derzhavin Tambov State University, Tambov
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES