2017, Т. 19, Специальный выпуск 2017, Vol. 19, Special Issue
Аллергические заболевания Allergic diseases
зателей данной группы позволил выявить наличие достоверной положительной зависимости (г = 0,524, p < 0,05) между уровнем ECP и абсолютным количеством эозино-филов.
Заключение. ECP имеет потенциал в качестве маркера аллергического воспаления, однако более информативным становится в сочетании с другими маркерами аллергических заболеваний. При аллергическом рините возможно использование изменения концентрации ECP с целью общей оценки состояния пациента, а также для прогнозирования перехода заболевания из одной стадии в другую (обострение < = > ремиссия).
ВЛИЯНИЕ АНТИМИКОТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ НА ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ БОЛЬНЫХ АЛЛЕРГИЧЕСКИМ БРОНХОЛЕГОЧНЫМ АСПЕРГИЛЛЕЗОМ
Козлова Я.И., Фролова Е.В., Филиппова Л.В., Учеваткина А.Е., Аак О.В., Климко Н.Н.
ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова», Санкт-Петербург, Россия
Научно-исследовательский институт медицинской микологии им. П.Н. Кашкина, Санкт-Петербург, Россия
Введение. Aspergillus spp. — один из основных плесневых грибов, который может быть источником аллергенов. Клинические проявления гиперчувствительности к Aspergillus spp. у больных с атопией могут варьировать от обострений бронхиальной астмы (БА) до развития тяжелой БА с микогенной сенсибилизацией и аллергического бронхолегочного аспергиллеза (АБЛА). Для АБЛА характерны неконтролируемое течение бронхиальной астмы, рецидивирующие легочные инфильтраты, бронхоэктазы и прогрессирующая дыхательная недостаточность. Количество исследований эффективности применения азолов в лечении АБЛА ограничено, а влияние антимикотиче-ской терапии на иммунологические показатели пациентов требует дальнейшего изучения.
Цель. Изучить динамику иммунологических показателей у больных аллергическим бронхолегочным аспер-гиллезом на фоне применения антимикотической терапии.
Материалы и методы. В исследование включили 11 больных АБЛА в возрасте от 29 до 78 лет (медиана — 36 лет). Аллергологическое обследование включало кожное тестирование с 6 грибковыми аллергенами: Alternaria, Aspergillus, Cladosporium, Penicillium, Rhizopus, Candida. Методом иммуноферментного анализа определяли уровень общего IgE (ООО «Полигност», Россия) и специфических IgE (sIgE) к грибковым (панель биоти-нилированных аллергенов «Алкор Био», Россия) в сыворотке крови. Диагноз АБЛА устанавливали на основании критериев R. Agarwal et al. (2013). Для оценки продукции интерферона-у (IFNy) использовали цельную кровь, взятую в вакутейнеры с гепарином (20 МЕ/мл). Кровь разводили 1:5 питательной средой RPMI 1640 с добавлением L-глутамина («Биолот», Россия), 200 мкг/мл гентамици-на и 10% эмбриональной телячьей сыворотки («Биолот», Россия). Спонтанную продукцию IFNy цитокинов определяли в супернатанте культуры клеток без добавления индукторов. Для оценки митогениндуцированной продукции IFNy инкубацию клеток крови проводили в те-
чение 24 часов с ФГА в концентрации 50 мг/мл (Sigma, США). Продукцию IFNy, активированную аллергеном A. fumigatus, («Алкор Био», Россия) в концентрации 10 мкг/мл, определяли на 6 сутки. После окончания инкубации надосадочную жидкость аликвотировали и замораживали при -20 °C до проведения анализа. Полученные супернатанты использовали для определения спонтанной и индуцированной продукции IFNy методом иммуноферментного анализа с использованием коммерческих тест-систем («Вектор-Бест», Россия). Полученные в процессе исследования данные обрабатывали с помощью программной системы STATISTICA 10.
Результаты. У всех больных АБЛА prick-тест с A. fumigatus был положительный, в сыворотке крови выявлен повышенный уровень sIgE к A. fumigatus (Ме 1,56 (0,36 4- 10,56) МЕ/мл) и общего IgE (Ме 986 (873 4 1695) МЕ/мл). При посеве мокроты и/или БАЛ у 9 больных (81%) выявляли рост A. fumigatus, у 2 (18%) — A. niger. В анализируемых случаях по данным КТ органов грудной клетки у 6 (55%) больных обнаружена очаговая и сегментарная инфильтрация легких, у 5 (45%) — брон-хоэктазы. В ходе исследования больным АБЛА проведено лечение итраконазолом в дозе 400 мг в сутки. У всех больных после 24 недель терапии отмечен выраженный клинический эффект: уменьшение одышки и кашля, улучшение показателей функции внешнего дыхания, положительная динамика на КТ органов грудной клетки. Все больные переносили препарат хорошо, нежелательных явлений не было. При повторном обследовании через 24 недели у всех больных отмечено статистически значимое снижение уровня sIgE к A. fumigatus (Ме 0,66 (0,0145,24) МЕ/мл, p = 0,003) и общего IgE (Ме 540 (73 4 613) МЕ/мл, p = 0,003). Выявлено повышение способности клеток крови к продукции IFNy в ответ на стимуляцию клеток крови ФГА (1914 (1294 4 2232) vs 910 (852 4 1648) пг/мл, р = 0,004) и на индукцию аллергеном A. fumigatus (48,0 (24,0 4 61,0) vs 19,0 (2,0 4 34,0) пг/мл, р = 0,001). Установлено снижение абсолютного числа эо-зинофилов (р = 0,05).
Заключение. Тенденция к нормализации иммунологического профиля больных на фоне клинических признаков улучшения состояния свидетельствует об успешном использовании антимикотической терапии у больных АБЛА. Применение итраконазола с целью снижения грибковой нагрузки и восстановления ТЪ2/ТЫ-дисба-ланса эффективно у данной категории больных. Адекватная противовоспалительная и антимикотическая терапия способствует предотвращению прогрессирования этого тяжелого хронического заболевания легких и профилактики инвалидизации пациентов с АБЛА.
ПОИСК НОВЫХ БИОМАРКЕРОВ ИНФЕКЦИОННЫХ ОБОСТРЕНИЙ АТОПИЧЕСКОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ
Косякова Н.И.1, Прохоренко С.В.2, Андреева Л.А.1, Панкратова Е.В.1, Сахаров П.А.1
1 Больница Научного центра РАН, Пущино, Россия
2 Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии, Москва, Россия
В процессе обострения атопической бронхиальной астмы (АБА) индуцируется специфическая реакция организма, которая характеризуется повышением уровня белков острой фазы и других биомаркеров. Среди них широко известны такие, как С-реактивный белок (СРБ), про-
«Дни иммунологии в СПб 2017» Immunology Days in St. Petersburg 2017
Медицинская Иммунология Medical Immunology (Russia)/Meditsinskaya Immunologiya
кальцитонин (ПКТ), фактор некроза опухоли-а (TNFa), интерлейкины (IL)-6, 8 и др. В литературе появились сообщения о биомаркере — пресепсине (PS), который является N-концевым фрагментом рецептора макрофагов CD14- и может стать новым маркером тяжести обострения АБА.
Цель. Изучить информативность биомаркеров воспаления в сыворотке крови у пациентов с АБА в период инфекционно-индуцированного обострения.
Материалы и методы. За период 2015-2017 гг. анализировалась медицинская документация 315 пациентов АБА и было изучено у них течение АБА в период сезонного подъема ОРВИ и Гриппа. Критериями включения пациентов в группу наблюдения стали: наличие клинико-ла-бораторных проявлений инфекционно-индуцированных обострений АБА, температуры, катаральных проявлений, учащения приступов удушья, прогрессивное нарастание экспираторной одышки, кашля, появление свистящих хрипов, а также нарастание бронхиальной обструкции (снижение объема форсированного выдоха за 1 секунду или пиковой скорости выдоха); письменное согласие на участие в исследовании. Критериями исключения на момент исследования служили: наличие ХОБЛ, тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкопато-логии, хронического алкоголизма, наркомании, токсикомании, психических заболеваний, беременности, заболеваний крови, хронической почечной и печеночной недостаточности. Отвечающим критериям исследования было 35 пациентов, м. — 21, ж. — 14. Средний возраст — 51,3±3,8 лет, средняя продолжительность болезни — 9,1±3,3 лет. Проводилось микробиологическое и молеку-лярно-биологическое исследование мокроты; в сыворотке крови изучалась в динамике, в день поступления, на 3-5 и 7-10 дни лечения, продукция биомаркеров воспаления - СРБ, ПКТ, TNFa, IL-8 и PS, а также IL-4 и IgE, как маркеров активности ^2-лимфоцитов. Группу контроля составили 10 доноров той же возрастной группы. Статистическая обработка полученных данных была выполнена с использованием пакета программ прикладной статистики Statistica for Windows, версия 6.
Результаты и обсуждение. У больных АБА в 28,5% случаев обострение индуцировалось вирусной инфекцией, в 42,4% — бактериальной и в 29,4% случаях — вирусно-бактериальной инфекцией. Пневмония была зарегистрирована у 9 пациентов, обострение хронических очагов инфекции ЛОР-органов и моче-половой системы у 15, что потребовало активной антибактериальной терапии. У всех пациентов АБА с бактериальной и вирусно-бакте-риальной инфекцией наблюдалось значительное снижение показателей ФВД, дисбаланс в системе цитокинов, высокий уровень биомаркеров воспаления. Были выявлены достоверные корреляционные взаимосвязи между ОФВ1 и IL-8 (г = 0,95), TNFa и тяжестью обострения АБА (r = 0,68, p = 0,007), Гиперпродукцией IL-4 и высоким уровнем IgE (r = 0,65, p = 0,003), что свидетельствует об активности воспаления и связанной с ним тяжести обструкции дыхательных путей. Наиболее информативными биомаркерами тяжести обострения АБА являются уровень пресепсина и лейкоцитарный индекс интоксикации, которые коррелируют с тяжестью обострения и появляются раньше, чем уровень СРБ и ПКЦ уже в первые часы и дни обострения (r = 0,62 при р < 0,05). У пациентов без инфекционно-индуцированного обострения АБА эти
маркеры повышались не значительно. Таким образом, новый биомаркер пресепсин может стать прогностическим маркером тяжести инфекционно-индуцированного обострения АБА.
СПЕЦИФИКА ИММУННОГО СТАТУСА И НАЗАЛЬНОГО МИКРОБИОЦЕНОЗА ПРИ РАЗВЕРНУТОЙ АСТМАТИЧЕСКОЙ ТРИАДЕ
Лазарева А.М., Смирнова С.В.
Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера ФИЦ КНЦ СО РАН, Красноярск, Россия
В основе формирования брохоконстрикторного синдрома лежат неиммунологические механизмы, связанные с ингибированием циклоксигеназного пути метаболизма арахидоновой кислоты с гиперпродукцией лейкотриенов. Манифестация заболевания начинается с полипозного риносинусита и при отсутствии других проявлений астматической триады (АТ), расценивается как неразвернутая астматическая триада.
Цель. изучить особенности иммунного статуса, концентрации цитокинов и микробного пейзажа слизистой оболочки носа при полипозном риносинусите и астматической триаде.
Обследованы больные полипозным риносинуси-том (ПРС, n = 68) и астматической триадой (АТ, n = 32) в возрасте от 18 до 64 лет. Группу контроля составляли практически здоровые доноры крови ГБУЗ «Красноярского краевого центра крови № 1» (n = 219), сопоставимые по полу и возрасту. Диагностика аллергического риносинусита основывалась на комплексном обследовании больных оториноларингологом и аллергологом-иммунологом. Популяционный и субпопуляционный состав лимфоцитов крови оценивали с помощью проточной цитометрии с использованием моноклональ-ных антител CD3+, CD3+CD8+, CD3+CD4+, CD4+CD8+, CD16/56, CD3+CD16/56, CD19+, концентрацию иммуноглобулинов А, М и G и цитокинов (IL-2, IL-4, IL-6, IL-10, TNFa и IFNy, пг/мл) определяли иммунофер-ментным методом. Для оценки микрофлоры слизистой оболочки носа во время обострения заболевания проводили посев микроорганизмов на питательные дифференциально-диагностические средах (КА, ЖСА, Эндо, энтерококк-агар).
При исследовании иммунного статуса при полипоз-ном риносинусите выявлена активация В-лимфоцитов при снижении Т-клеточного иммунитета. Формирование развернутой астматической триады сопряжено изменение в иммуногенезе с активацией Т-лимфоцитов и снижением гуморального звена иммунитета. При неразвернутой астматической триаде (полипозный риносинусит) и в процессе формирования бронхиальной астмы неиммунного генеза наблюдается разнонаправленный дисбаланс концентрации воспалительных и провоспалительных цитокинов. Микробиоценоз слизистой оболочки носа как при полипозном риносинусите так и при астматической триаде нарушен в сторону дисбактериоза с преобладанием патогенной и условно-патогенной микрофлоры.