Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 3. С. 169-175 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(3):169-175
Политология и этнополитика
Научная статья УДК 332.012.23+32
https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-169-175
Поиск направлений устойчивого развития Республики Адыгея
Зуриет Анзауровна Жаде1, Азамат Мухамчериевич Шадже2, Инна Николаевна Гайдарева3
1 2, 3Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7888-8885 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6377-5036 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2398-7592
Аннотация. В статье анализируются основные векторы устойчивого развития Адыгеи, которые занимают важное место в Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года. Подчеркивается, что интегральной частью устойчивого развития региона является решение проблем, связанных с экономической, социальной и экологической сферами. Особое внимание уделяется анализу развития туристического кластера и тенденций брендинга территории. Отмечается вклад ученых региона в разработку концепции устойчивого развития. Делается вывод о необходимости дальнейшего гармоничного сотрудничества органов региональной власти, институтов гражданского общества и представителей научного сообщества в достижении целей устойчивого развития республики. Ключевые слова: брендинг территории, индикаторы устойчивого развития, Республика Адыгея, концепция устойчивого развития, научное сообщество, туристический кластер, устойчивое развитие региона
Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках государственного задания на НИР АГУ по проекту № FENZ-2023-0004 «Потенциал брендинга регионов в укреплении российской национальной идентичности: традиции и инновации».
Для цитирования: Жаде З. А., Шадже А. М., Гайдарева И. Н. Поиск направлений устойчивого развития Республики Адыгея // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 3. С. 169-175. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-169-175. EDN USKKAS
Politology and ethnopolitics
Original article
Search for directions of sustainable development of the Republic of Adygea
Zuriet A. Zhade1, Azamat M. Shadzhe2, Inna N. Gaidareva3
1, 2, 3Adyghe State University, Maykop, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7888-8885 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6377-5036 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2398-7592
Abstract: The article analyzes the main vectors of sustainable development of Adygea, which occupy an important place in the Strategy of socio-economic development of the Republic of Adygea until 2030. It is emphasized that an integral part of the sustainable development of the region is the solution of problems related to the economic, social and environmental spheres. Special attention is paid to the analysis of the development of the tourism cluster and the trends of the branding of the territory. The contribution of scientists of the region to the development of the concept of sustainable development is noted. The conclusion is made about the need for further harmonious cooperation of regional authorities, civil society institutions and representatives of the scientific community in achieving the goals of sustainable development of the republic.
© Жаде З. А., Шадже А. М., Гайдарева И. Н., 2023
EDN USKKAS
Keywords: sustainable development of the region, the concept of sustainable development, Republic of Adygea, indicators of sustainable development, branding of the territory, tourist cluster, scientific community Financial Support: The research was carried out with the financial support of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation as part of the state assignment for ASU research under project № FENZ-2023-0004 "The potential of branding regions in strengthening Russian national identity: traditions and innovations".
For citation: Zhade Z. A., Shadzhe A. M., Gaidareva I. N. Search for directions of sustainable development of the Republic of Adygea. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(3):169-175. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-169-175. EDN USKKAS
В условиях, когда мировидение, мироустройство и миропорядок стремительно теряют устойчивость, в современном научном дискурсе одно из ведущих положений занимает концепция устойчивого развития как парадигма для поиска ответов на глобальные угрозы и вызовы, стоящие перед человечеством. Настало время, когда «мировое сообщество должно задуматься над выработкой новой модели развития человечества, построенной на принципах устойчивого развития человечества и бережного отношения к планете» [1, с. 18]. Данная проблема отличается многообразием подходов и тяготеет к междисциплинарности: экономические, философские и социологические вопросы переплетаются с различными аспектами правового и политологического анализа. Мы разделяем концептуальные суждения известного специалиста в области права устойчивого развития М. В. Мажориной, согласно которым «в современном мире устойчивое развитие приобрело статус наиболее важного и влиятельного правового и во многом политического принципа во всех сферах деятельности» [2, с. 118].
Неуклонно растущий интерес к концепту устойчивого развития подтверждается созданием национальных исследовательских структур (Центр компетенций «Право устойчивого развития. ESG-стандарты» в МГЮА им. О. Е. Кутафина, Центр устойчивого развития МГИМО); обсуждением релевантных проблем на площадках ведущих форумов (Международный форум по устойчивому развитию в МГИМО]; X Московский юридический форум «Устойчивое развитие России: правовое измерение» в МГЮА им. О. Е. Кутафина, Ежегодная конференция «Устойчивое развитие городов и регионов: вызовы долгосрочного планирования» в НИУ ВШЭ, Всероссийская конференция «Устойчивое развитие России: вызовы, угрозы, возможности» в РГГУ]; принятием концепций1 и разработкой стандартов в области устойчивого развития2.
В Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года обозначено, что «целью пространственного развития Российской Федерации является обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также на обеспечение национальной безопасности страны3».
Исследователь, приступающий к изучению императивов устойчивого развития, сталкивается с научной дилеммой, связанной с разнородностью исследовательских подходов. С одной стороны, устойчивое развитие понимается как «всеобъемлющая парадигма Организации Объединенных Наций, основанная на развитии, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [3, с. 148]; с другой -как «общественное развитие, при котором не разрушается его природная основа, создаваемые условия жизни не влекут деградации человека и социально-деструктивные процессы не развиваются до масштабов, угрожающих безопасности общества» [4, с. 39]. Специалисты обращают внимание и на то, что «концепция устойчивого развития - процесс экономических и социальных изменений, при котором природные ресурсы, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие
1 Постановление N 53-16 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ «О Концепции устойчивого развития для государств - участников СНГ» (Принято в г. Санкт-Петербурге 26.11.2021). URL: https://e-ecolog.ru/docs/YmE6AgliqaRFn0A0HgVI6 (дата обращения: 1 августа 2023).
2 Введены в действие национальные стандарты в области устойчивого развития, разработанные Русским Регистром. URL: https://rusregister.ru/sustainable-development/natsionalnye-standarty-rr/ (дата обращения: 1 августа 2023).
3 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. URL: https://www.garant.ru/products /ipo/prime/doc/72074066/#0 (дата обращения: 1 августа 2023).
личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений» [5, с. 20].
Исследователи солидарны в том, что концепт «устойчивое развитие» базируется на триаде: экономическая составляющая (процессы производства, распределения, перераспределения и потребления благ], социальная составляющая (сохранение стабильности социокультурных систем], экологическая составляющая (сохранение окружающей среды, рациональное природопользование, переработка отходов и пр.].
Не вдаваясь в суть дискуссий по этому поводу, обратимся к анализу направлений устойчивого развития на уровне субъектов РФ, к которым относится Республика Адыгея. Во-первых, данная проблема находится в центре внимания ученых региона с начала 2000-х годов. Интерес представляют труды экономистов, в которых обоснованы стратегические направления повышения социально-экономической устойчивости региона (Ф. Р. Азашикова); проведен динамический анализ устойчивости социально-экономического развития республики (Э. Б. Бабалян, С. А. Хатукай); исследованы факторы и инструменты устойчивого развития региона (Е. Н. Захарова, А. А. Керашев, А. А. Мокрушин); разработаны подходы и рекомендации по формированию экономического механизма обеспечения устойчивого развития региональной экономики и АПК (А. Ш. Хуажева, С. Ю. Хут); разработан алгоритм формирования стратегии социально-экономического развития региона (В. В. Шалатов). Следует согласиться с экономистами в том, что для выявления уровня устойчивости развития «региона, и в частности, Республики Адыгея, необходимо использовать показатели, которые учитывают экономическое развитие, степень социальной напряженности, оценку экологического состояния территории» [6, с. 16].
Во-вторых, поиск векторов устойчивого развития республики занимает важное место в Стратегии социально-экономического развития Адыгеи до 2030 года, доминирующим контекстом которой является слоган «Адыгея - регион устойчивого развития на базе природы, климата и экологии», и подчеркивается, что «обязательным условием дальнейшей активизации экономического развития региона является соблюдение принципов устойчивого развития»1.
В-третьих, в Адыгее в 2020 году создана Комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики, основная цель которой заключается во взаимодействии в экономической сфере органов власти, а также научного и предпринимательского сообществ. В задачи Комиссии входит разработка предложений по обеспечению устойчивого развития отдельных отраслей экономики, контроль за их исполнением, проведение комплексного анализа и определение направлений дальнейшего развития экономики региона. Также комиссия призвана рассматривать вопросы поддержки реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса, импортозамещения, усиления мер социальной защиты населения и т.д.2
По данным ESG-рейтинга российских регионов, в ЮФО с ESG-рисками лучше остальных справляется Адыгея, занявшая в 2022 году 15-е место в рейтинге, для составления которого анализировались следующие индикаторы: «экологическая составляющая (объем выбросов вредных веществ), социальная сфера (доходы населения, затраты бюджета на «социалку», уровень младенческой смертности и т.д.) и управление (уровень коррупции, прозрачность данных о доходах госслужащих и т. д.)»3. Согласно данным агентства РИА Рейтинг, Адыгея по качеству жизни в 2022 году сохранила 22-е место среди всех субъектов РФ, при этом рейтинговый балл повысился до 584.
Анализируя векторы устойчивого развития региона, следует отметить, что Президент России в ходе встречи с Главой республики дал положительную оценку проводимой в Адыгее работе и отметил, что есть «много позитивных и очень устойчивых тенденций в развитии региона»5.
1 Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года. URL: https://base.garant.ru/43636318/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 1 августа 2023).
2 Распоряжение Главы Республики Адыгея от 1 апреля 2020 года № 62-рг О Комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики в Республике Адыгея. URL: https://docs.cntd.ru/document/570752808 (дата обращения: 1 августа 2023).
3 Адыгея оказалась лидером в ЮФО по формированию устойчивого развития. URL: https://expertsouth.ru/arti-cles/adygeya-okazalas-liderom-v-yufo-po-formirovaniyu-ustoychivogo-razvitiya/ (дата обращения: 1 августа 2023).
4 Рейтинг регионов по качеству жизни - 2022. URL: https://riarating.ru/infografika/20230213/630236602.html (дата обращения: 1 августа 2023).
5 Встреча с Главой Республики Адыгея Муратом Кумпиловым. URL: http://www.kremlin.ru/events/presi-dent/transcripts/68490 (дата обращения: 1 августа 2023).
Устойчивое развитие региона предполагает кардинальную модификацию сложившейся системы взаимоотношений общества и природы. К факторам устойчивого развития следует отнести экологические, финансово-экономические и промышленно-производственные параметры; наличие в регионе развитой инфраструктуры; продовольственную безопасность региона; региональный брэндинг; социальную сферу и многонациональную культуру.
Развитие Адыгеи направлено на реализацию стратегических целей по обеспечению устойчивости региона с достижением высокого уровня и качества жизни населения (рис. 1). Об этом многократно говорится в выступлениях руководителя региона, подтверждением чего является контент-анализ аккаунтов @muratkumpilov в социальных сетях и отчета Главы Республики Адыгея Государственному Совету - Хасэ Республики Адыгея от 23 марта 2023 г., который позволяет утверждать, что интегральной частью устойчивого развития региона являются туризм и брендинг территории. В тексте отчета обозначены эффективные инструменты устойчивого экономического роста, многократно повествуется о направлениях устойчивого развития, особенно в части, касающейся основных тенденций в развитии региона: «расширение внешнеэкономических связей и выстраивание новых логистических коридоров; форсирование развития инфраструктуры, включая телекоммуникации, связь и дороги; качественное улучшение школьных и вузовских учебных курсов для укрепления общих для народов России ценностей; повышение престижа рабочих профессий и подготовка большого числа специалистов среднего звена; улучшение системы поддержки частной инициативы; обеспечение ощутимого роста реальных заработных плат»1.
Развитие социально-экономического потенциала Республики Адыгея
Управление пространственным развитием региона
Рис. 1. Элементы обеспечения устойчивого развития Республики Адыгея Fig.1. Elements for ensuring sustainable development of the Republic of Adygea Источник: разработано авторами
На наш взгляд, интегральной частью устойчивого развития является политика идентичности, включающая символическую политику, политику памяти и брендинг территории. Известно, что концепт устойчивости основан на необходимости сохранения природных и иных ресурсов для будущих поколений. С другой стороны, он относится к развитию идентичности, которая играет ключевую роль в формировании как благополучия человека, так и идентичности регионального сообщества. Концепция устойчивости связана с понятиями долговечности и постоянства, а также с динамическими изменениями, связанными с политикой идентичности, находящейся в постоянном развитии [7].
1 Отчет Главы Республики Адыгея перед депутатами Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея о результатах деятельности Кабинета Министров Республики Адыгея в 2022 году. URL: https://www.gshra.ru/documents/otchet-2022.pdf (дата обращения: 1 августа 2023).
Рассматривая брендинг территории как инструмент устойчивого развития, следует обозначить, что Адыгея - один из первых субъектов РФ, включившихся в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», и ставший участником федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в России». В рамках этого реализуется инвестиционный проект «Туристско-рекреационный кластер "Ворота Лаго-Наки" Республики Адыгея», который представляется точкой роста для туризма, и повлияет, с одной стороны, на развитие инвестиционной привлекательности и повышение положительного имиджа Адыгеи, с другой - на устойчивое развитие республики.
Важным показателем усиливающегося интереса к данной тематике является то, что республика является постоянным участником конкурса «Регионы - устойчивое развитие». В настоящее время активно готовится к выставке-форуму «Россия», которая будет открыта на ВДНХ в ноябре 2023 г. Планируется представить такие региональные бренды как адыгейский сыр, адыгейская соль, адыгейский чай, адыгский национальный костюм, а также презентовать аутентичные проекты и событийные мероприятия: фестиваль адыгейского сыра, Золотую Кладовую Аси Еутых, сохранение черкесских садов, республиканскую естественно-математическая школу, школу самбо и дзюдо1. Проведение событийных мероприятий способствует инновационному развитию, росту туристического потока и популяризации туристического комплекса республики. К примеру, Фестиваль адыгейского сыра в 2022 году посетило около 35 тыс. человек. XII Фестиваль состоится 16-17 сентября 2023 г. в Майкопском районе на Даховской поляне у хребта Уна-Коз. Как отметил Глава республики, «опыт его проведения у нас большой. Сделаем все необходимое, чтобы фестиваль адыгейского сыра стал ярким и вкусным, а отдых в республике был комфортным и запоминающимся, чтобы гости Адыгеи получили море впечатлений, познакомились с нашей уникальной культурой, национальной кухней, традициями, увезли с собой приятные воспоминания и вкусные подарки»2.
В то же время научное сообщество и бизнес-структуры также активно разрабатывают проекты развития рекреационного потенциала региона в целях устойчивого развития. Одной из точек роста регионального туристического кластера стал стратегический проект Адыгейского государственного университета «Адыгея - территория здоровья», реализуемый в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», включающий флагманские проекты «Адыгея без границ», «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея» и «Здоровая Адыгея»3.
Свидетельством повышенного внимания к анализируемой проблеме является проведение 1-2 августа 2023 г. в Адыгее форума горных субъектов Российской Федерации «Устойчивое развитие горных территорий», на котором обсуждены вопросы, касающиеся политико-правового обеспечения устойчивого развития горных и предгорных территорий, социально-культурных факторов их развития, защиты и сохранения традиционной среды обитания горцев, российский и международный опыт устойчивого развития горных и предгорных территорий4.
Институт права Адыгейского государственного университета представил на форуме предложения по нормативно-правовому обеспечению устойчивого развития горных территорий в рамках реализации научного проекта, не имеющего аналогов в России, ориентированного на развитие Республики Адыгея и способного к масштабированию на уровень других субъектов Российской Федерации «Право устойчивого развития и региональная безопасность». Данный проект предполагается осуществить по двум направлениям: «Устойчивое развитие Республики Адыгея: политико-правовое измерение» и «Региональные аспекты национальной безопасности в контексте правовой модели устойчивого развития Республики Адыгея». В рамках реализации проекта в октябре-ноябре 2023 года планируется проведение, во-первых, Всероссийской научно-практической конференции «Приоритеты и перспективы устойчивого развития российских регионов: правовое измерение»; во-вторых, совместного пленарного
1 Адыгея готовится к участию в выставке «Россия» на ВДНХ. URL: https://sovetskaya-adygeya.ru/2023/05/03/adygeya-gotovitsya-k-uchastiju-v-vystavke-rossiya-na-vdnh/ (дата обращения:
1 августа 2023).
2 Фестиваль адыгейского сыра пройдет 16 и 17 сентября в Майкопском районе. URL:
https://rg.ru/2023/07/17/reg-ufo/festival-adygejskogo-syra-projdet-16-i-17-sentiabria-v-majkopskom-rajone.html (дата обращения: 1 августа 2023).
3 Программа «Приоритет 2030» Адыгейский государственный университет. URL: https://prioritet.adygnet.ru/ (дата обращения: 1 августа 2023).
4 В Адыгее проходит двухдневное заседание Альянса горных субъектов России. URL: https://adigeatoday.ru/news/47155.html (дата обращения: 1 августа 2023).
заседания Общественной палаты Республики Адыгея и Адыгейского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» по теме «ESG-повестка: роль гражданского общества» с целью выработки системы индикаторов устойчивого развития Республики Адыгея; в-третьих, научно-практического семинара с участием представителей региональных органов власти «Устойчивое развитие Республики Адыгея: университет, общество, власть». Итогом этих мероприятий станет подготовка аналитических докладов для региональных органов государственной власти: «О стратегическом планировании в области устойчивого развития Республики Адыгея в контексте развития регионального нормотворчества» и «О потенциале региональной политики идентичности в целях устойчивого развития (на примере Республики Адыгея]».
Эффектом от реализации данного проекта станет активное вовлечение Института права АГУ в процесс выработки новых нормативных моделей в области регионального развития Республики Адыгея; создание нового регионального экспертного Центра в области права устойчивого развития; закрепление за Институтом права АГУ статуса уникальной региональной исследовательской площадки по проблемам права устойчивого развития в контексте регионального развития; создание масштабируемой модели регионального Центра; выстраивание новой модели взаимодействия университета с региональными и муниципальными органами власти в передовых областях общественных отношений; использование передовых юридических проектов Института права АГУ для формирования фрон-тирных региональных практик в области устойчивого развития для поднятия престижа и имиджа Республики Адыгея на национальном уровне.
Таким образом, проведенный анализ позволяет утверждать, что республика активно включена в работу по обеспечению устойчивого развития и целенаправленно продвигается к достижению главной цели Стратегии Адыгея-2030 - «регион гармоничного устойчивого развития с высоким уровнем качества жизни населения, расположенный в центре Южного полюса роста»1. В достижении целей устойчивого развития республики важным представляется дальнейшая интеграция, гармоничное сотрудничество и взаимодействие органов региональной власти, институтов гражданского общества, научного сообщества и бизнес-структур. Именно на основе их социального партнерства могут быть реализованы приоритетные направления устойчивого развития Адыгеи.
Список источников
1. Пандемия COVID-19 как вызов власти и обществу: политико-социологический взгляд / руководитель авторского коллектива и ответственный редактор З. А. Жаде. Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2022. 218 с.
2. Мажорина М. В. Право устойчивого развития: сущность, предмет и методология // Lex russica. 2022. Т. 75. № 5. С. 117-126. DOI: 10.17803/1729-5920.2022.186.5.117-126
3. Глоссарий основных понятий устойчивого развития с комментариями / под ред. М. В. Мажориной, И. Е. Михеевой, Б. А. Шахназарова. М.: Проспект, 2022. 168 с.
4. Устойчивое развитие: Новые вызовы / Под общ. ред. В. И. Данилова-Данильяна, Н. А. Пискуло-вой. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. 336 с.
5. Устойчивое развитие в неустойчивом мире: объединяя усилия регионов, городов и компаний: докл. к XXIV Ясинской (Апрельской] междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества / под науч. ред. Т. А. Колобашкиной. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2023. 161 с.
6. Бабалян Э. Б., Хатукай С. А. Оценка устойчивости социально-экономического развития Республики Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018. № 2. С. 15-22.
7. Жаде З. А. Политика идентичности в региональном измерении: кейс Республики Адыгея // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 8. С. 13-18. https://doi.org/10.24158/pep.2022.8.1
References
1. The COVID-19 pandemic as a challenge to the authorities and society: a political and sociological view / head of the author's team and responsible editor Z. A. Zhade. Maykop: Adygea State University; 2022. 218 p. (In Russ.)
1 Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года. URL: https://base.garant.ru/43636318/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 1 августа 2023).
2. Mazhorina M. V. Sustainable Development Law: Essence, Subject and Methodology. Lex russica. 2022;75(5):117-126. DOI: 10.17803/1729-5920.2022.186.5.117-126 (In Russ.)
3. Glossary of the main concepts of sustainable development with comments / ed. M. V. Majorina, I. E. Mi-kheeva, B.A. Shakhnazarov. Moscow: Prospekt; 2022. 168 p. (In Russ.]
4. Sustainable Development: New Challenges. V.I. Danilov-Danilyan, N.A. Piskulova (eds.). Moscow: Aspect Press Publishing House; 2015. 336 p. (In Russ.)
5. Sustainable development in an unstable world: combining the efforts of regions, cities and companies: Reports to the XXIV Yasinskaya (April) International Scientific Conference on problems of economic and Social development / under the scientific editorship of T. A. Kolobashkina. Moscow: Ed. House of the Higher School of Economics; 2023. 161 p. (In Russ.)
6. Babalyan E. B., Khatukai S. A. Assessment of the sustainability of the socio-economic development of the Republic of Adygea. Bulletin of the Adygei State University. Series 5: Economy. 2018;(2):15-22. (In Russ.)
7. Zhade Z. A. Identity politics in the regional dimension: the case of the Republic of Adygea. Society: politics, economics, law. 2022;(8):13-18. https://doi.org/10.24158/pep.2022.8.1 (In Russ.)
Информация об авторах
З. А. Жаде - доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, конституционного строительства и политологии АГУ. А. М. Шадже - доктор юридических наук, профессор, директор Института права АГУ. И. Н. Гайдарева - кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, конституционного строительства и политологии АГУ.
Information about the authors
Z. A. Zhade - Dr. Sci. (Polit.), Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, Constitutional Engineering and Political Science of Adyghe State University.
A. M. Shadzhe - Dr. Sci. (Law), Professor, Director of the Institute of Law of Adyghe State University.
I. N. Gaidareva - Cand. Sci. (Sociol.), Associate Professor at the Department of Theory and History of State and
Law, Constitutional Engineering and Political Science of Adyghe State University.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts.
Статья поступила в редакцию 13.06.2023; одобрена после рецензирования 07.08.2023; принята к публикации 08.08.2023.
The article was submitted 13.06.2023; approved after reviewing 07.08.2023; accepted for publication 08.08.2023.