Научная статья на тему 'Поиск инновации в современном искусстве'

Поиск инновации в современном искусстве Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
новация / инновация / креативность / современное искусство / творчество / инновационное мышление. / innovation / creativity / contemporary art / creativity / innovative thinking.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Васильева Е.Н.

"Инновация" и "креативность" являют собой неотъемлемую часть окружающей действительности и относятся к созданию чего-либо нового. Не менее важным понятием в развитии современного искусства является "инновационное мышление". Человек должен обладать набором необходимость качеств, которые делают его предрасположенным к творчеству и "инновационному мышлению". Именно творчество зачастую приводит к появлению инноваций новых идей, нашедших место в реальности. В современном искусстве, в отличие от классического, инновации занимают значительное место, при этом стремясь повлиять на сложившуюся культуру. Можно сделать вывод о том, что инновации в современном искусстве представляют собой отход от консервативной формы выражения и стоят в авангарде смены стилевых эпох. Автор в данном исследовании анализирует понятие "инновация", его роль в современном искусстве, взаимозависимость общества и инноваций, которые в нем могут происходить, а также качества, необходимые индивиду для реализации "инновационного мышления".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Search for innovation in contemporary art

"Innovation" and "creativity" are an integral part of the surrounding reality and relate to the creation of something new. An equally important concept in the development of contemporary art is "innovative thinking". A person must have a set of necessary qualities that make him predisposed to creativity and "innovative thinking". It is creativity that often leads to the emergence of innovations new ideas that have found a place in reality. In modern art, unlike classical art, innovations occupy a significant place, while striving to influence the established culture. It can be concluded that innovations in contemporary art represent a departure from the conservative form of expression and are at the forefront of changing stylistic eras. In this study, the author analyzes the concept of "innovation", its role in contemporary art, the interdependence of society and innovations that can occur in it, as well as the qualities necessary for an individual to implement "innovative thinking".

Текст научной работы на тему «Поиск инновации в современном искусстве»

Search for innovation in contemporary art

Vasilyeva Evgeniya Nikolaevna, PhD of Judicial Sciences, lawyer of the Bar Association «Gridnev, Kharitonov and Partners», Moscow

«Innovation» and «creativity» are an integral part of the surrounding reality and relate to the creation of something new. An equally important concept in the development of contemporary art is «innovative thinking». A person must have a set of necessary qualities that make him predisposed to creativity and «innovative thinking». It is creativity that often leads to the emergence of innovations – new ideas that have found a place in reality. In modern art, unlike classical art, innovations occupy a significant place, while striving to influence the established culture. It can be concluded that innovations in contemporary art represent a departure from the conservative form of expression and are at the forefront of changing stylistic eras. In this study, the author analyzes the concept of «innovation», its role in contemporary art, the interdependence of society and innovations that can occur in it, as well as the qualities necessary for an individual to implement «innovative thinking».

Keywords: innovation; creativity; contemporary art; creativity; innovative thinking.

Цитировать: Васильева Е.Н. Поиск инновации в современном искусстве// KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №4(16). – С. 37-43. EDN: DRNGJS. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.5

Васильева Евгения Николаевна, кандидат юридических наук, юрист коллегии адвокатов «Гриднев, Харитонов и Партнеры», Москва

«Инновация» и «креативность» являют собой неотъемлемую часть окружающей действительности и относятся к созданию чего-либо нового. Не менее важным понятием в развитии современного искусства является «инновационное мышление». Человек должен обладать набором необходимость качеств, которые делают его предрасположенным к творчеству и «инновационному мышлению». Именно творчество зачастую приводит к появлению инноваций – новых идей, нашедших место в реальности. В современном искусстве, в отличие от классического, инновации занимают значительное место, при этом стремясь повлиять на сложившуюся культуру. Можно сделать вывод о том, что инновации в современном искусстве представляют собой отход от консервативной формы выражения и стоят в авангарде смены стилевых эпох. Автор в данном исследовании анализирует понятие «инновация», его роль в современном искусстве, взаимозависимость общества и инноваций, которые в нем могут происходить, а также качества, необходимые индивиду для реализации «инновационного мышления».

Ключевые слова: новация; инновация; креативность; современное искусство; творчество; инновационное мышление.

УДК 7.011

5.10.1

Васильева Е.Н.

Поиск инновации в современном искусстве

Постмодернизм характеризуется плюрализмом и отказом от традиций, а также постоянным поиском новых путей развития. В этой связи, создание нового и преобразование становятся одними из ключевых процессов, а понятие «инновации» и «творчества» обретают новые значения и становятся ключевыми элементами.

Изучение различных подходов к креативности и творческому процессу демонстрирует взаимосвязь между креативностью и инновационной деятельностью. В результате ученые разделились на две группы, которые по-разному оценивают соотношение между креативностью и нововведениями:

1) креативность и инновационность – это разные, но связанные понятия;

2) креативность является составной частью понятия инновационности.

Сторонники первой точки зрения утверждают, что творчество способствует созданию новых идей, но эти идеи не всегда находят практическое применение. Инновация – это внедрение идей в реальную действительность. Например, С. Маджало считает, что творчество имеет отношение к инновационному процессу только на стадии «генерации идей»; П. Титус определяет творчество как воображение автора идеи, но не упоминает о ее внедрении в практику; М. Вест придерживается второй точки зрения и утверждает, что «творчество является неотъемлемой частью инновационного процесса». Таким образом, инноватор – это тот, кто генерирует идеи с помощью творческого мышления и реализует их на практике.

Изучение и разграничение понятий «креативность» и «инновационность» позволяет более тщательно рассмотреть аспекты творческой работы и глубже понять особенности мышления творческого человека. Результаты таких изысканий могут стать основой для поиска путей развития инновационного мышления. Например, С.Р. Яголковский разработал метод инновационного мышления, который сводится к следующим шагам: «продуцирование или выбор "базовой" оригинальной идеи; выделение основного принципа, лежащего в ее основе; поиск вариантов "приложения" этого принципа; выбор наиболее практичных и интересных приложений» [15].

Задача заключается в поиске эффективных методов воплощения идеи. Для этого необходимо выявить скрытые проблемы и противоречия, которые могут помешать реализации идеи. Если правильно определить основные препятствия, то идею можно воплотить на практике и она станет инновационным продуктом.

Творческий процесс является неотъемлемой частью человеческой деятельности, обеспечивающей развитие не только личности, но и общества в целом. Креативность, являющаяся основой творчества, зависит от многих факторов и благодаря различным подходам имеет значительный трансдисциплинарный потенциал. Взаимосвязь креативности и инноваций означает, что развитие способностей, способствующих эффективному творческому процессу, есть ключ к инновационному развитию общества.

Один из важных вопросов, который исследуют ученые, - то, как человек может реализовать себя в изменяющейся социокультурной среде и как самореализующийся индивид влияет на реальность, окружающую его. В современном мире творческий вклад отдельного человека может иметь значительное влияние на прогресс цивилизации. В связи с этим, инновационная активность человека становится актуальной темой в нашем обществе.

Многие люди считают, что успех в развитии многих стран зависит от их потенциала в создании инновационных продуктов. С течением времени человечество сталкивается с увеличением объема информации, что приводит к необходимости в развитии инноваций, включая технологические. Такое развитие общества называется инновационным.

Переход к инновационному обществу сопряжен с рядом трудностей. Дело в том, что наше общество зависит от менталитета людей, и чтобы перейти к новому типу общества, требуется изменение в умах людей. Для инновационной цивилизации основополагающий элемент – это человек. М. Петров утверждает, что деятельность индивида и инновационные подходы, разрабатываемые каждой личностью в обществе такого рода, являются основой общественного прогресса [11, с. 80]. Необходимость постоянного генерирования знаний и поиска новых подходов - это признак инновационной культуры. Инновационное мышление личности –совокупность знаний из различных областей, включая социологию, психологию, философию, науку и искусство.

Согласно Т.В. Погребной, инновационное мышление можно определить как «творческий процесс переработки информации, направленный на прокладку новых путей к цели, которые доселе были неизвестны субъекту деятельности» [12]. По мнению исследователя, инновационное мышление включает в себя несколько уровней:

– на начальном этапе человек, увидев преимущества нового продукта, готов его принять;

– на среднем уровне человек не просто принимает инновационные продукты, но и активно внедряет их в свою повседневную жизнь;

– на высшем уровне интеллектуального развития человек проявляет творческий аспект своего мышления, сам создавая инновационные решения.

Инновационное мышление имеет ряд особенностей, согласно исследованиям Т.В. Погребной:

– отношение к любому объекту в окружающей действительности как к изменяемому и поддающемуся совершенствованию;

– выделение в любом объекте полезных и вредных качеств;

– задача увеличения полезных качеств и уменьшения вредных;

– выявление внутренних противоречий в объекте, препятствующих его развитию внутри существующей структуры;

– разрешение противоречий с помощью интеллектуальных методов, основанных на законах развития системы [12].

И.Н. Семенов считает, что творческое мышление и инновационное мышление тесно связаны друг с другом, поэтому эти два типа деятельности часто рассматриваются как одно и то же [13, с. 85]. Однако между этими двумя видами деятельности есть и различия: творчество предшествует инновациям, поскольку инновации являются успешным применением идей, созданных в процессе творчества.

Р. Стернберг выделяет три способности, без которых невозможен процесс творчества: мыслить нестандартно; отсеивать стоящие идеи от нестоящих; убеждать людей в ценности идеи [16, с. 73].

Кроме этих навыков, личность, согласно Стернбергу, должна иметь особый набор качеств: «готовность преодолевать трудности, рисковать разумно, мириться с неопределенностью, самоэффективность».

Личность проявляется в творчестве в процессе действий и мышления. Изучая окружающий мир и познавая его, люди используют свой творческий потенциал, который можно разделить на две категории:

1) новаторская практика, основанная на глубоком знании предмета и умении применять результаты учебных занятий для решения оригинальных и практических задач;

2) новаторство в научной теории и области художественной культуры, которое основывается на умении мыслить абстрактно и создавать новые духовные ценности.

Согласно А. Баркеру, «творчество – это деятельность, в результате которой рождаются инновации» [4, с. 28]. Наличие творческого процесса не означает, что будет создана инновация, так как «инновация – это высшая точка работы со знанием: инновация требует информации, идей, познавательных способностей и творчества больше, чем любое другое дело» [4, с. 175].

Таким образом, инновации – это результат слияния нерациональных способов познания и рационального мышления. Люди, которые сочетают в своей работе интуицию, логику, аналитический и образный склад ума, могут находить нестандартные решения и стремятся к постоянному развитию и решению новых сложных задач. Более того, такие личности, по мнению Г.И. Герасимова и Л.В. Илюхиной, обладают следующими личностными качествами:

– стремление к новому, неизведанному;

– наличие творческого типа мышления;

– способность генерировать идеи;

– способность отбирать нововведения;

– способность действовать в контексте высокой неопределенности;

– готовность преодолевать любые проблемы;

– склонность к саморефлексии;

– способность принимать нетривиальную точку зрения;

– приверженность своему делу;

– способность сопротивляться давлению извне;

– поиск новых решений, а не адаптация [6, с. 96].

При этом нельзя забывать о том, что «здоровый консерватизм» является необходимым условием для создания качественного инновационного мышления, согласно идеям С.К. Абачиева и В.П. Делия.

Инновационное мышление и развитие творческого потенциала являются неотъемлемой частью современной жизни. Согласно данным, опубликованным Э. Дж. Доланом, Гарвардский медицинский центр выяснил, что «60 человек из 100 – обладают "умеренной" творческой потенцией; 30 человек из 100 – не проявляют творческую активность вообще или проявляют ее в малой степени; 10 человек из 100 – обладают "высокой" творческой потенцией; 1 человек из 100 – одарен исключительной творческой потенцией и способен к выдающимся результатам в различных видах деятельности» [8, с. 329].

Инновационное мышление – это сочетание рационального и иррационального, которое позволяет человеку свободно выбирать из множества вариантов и способствует развитию полноценной и уникальной личности.

Инновационность требует отказа от привычных методов и проверки традиционных норм. Кроме того, само инновационное мышление не имеет четкой структуры и может принимать разные формы в зависимости от ситуации. Чтобы развиваться в направлении инновационного мышления, человеку необходимо обладать рядом ранее описанных умений и личностных качеств, которые помогут ему развиваться и раскрыть свой творческий потенциал. Воображение помогает смотреть на вещи нестандартно, поэтому творческая составляющая инновационного мышления позволяет генерировать нестандартные идеи.

В то же время обнаружение новых тенденций и закономерностей является частично рациональным процессом, который происходит в рамках конкретной концептуальной программы. Так, С.Е. Крючкова выделяет понятие «концептуальная инновация» и определяет его как «особый вид инновационной деятельности, приводящей к появлению новых когнитивных феноменов» [9, с. 87]. Инновации в области искусства также могут быть рассмотрены как концептуальные инновации.

Концептуальные инновации отличаются от технических тем, что они не направлены на получение экономической выгоды (или делают это в меньшей степени). Концептуальная инновация в первую очередь стремится повлиять на культуру, ценности и знания общества.

Различие между понятиями «новация» и «инновация» в искусстве заключается в том, что новация представляет собой индивидуальную творческую находку в построении композиции, использовании художественных выразительных средств и т.д., которая является качественно новым явлением в искусстве и результатом творческих экспериментов. Инновация отличается от новации тем, что она проходит проверку сообществом художников, и если новация признана и интегрирована в существующую историческую художественную систему, то она может стать инновацией.

С.Е. Крючкова предлагает различные виды концептуальных инноваций в искусстве: методологические инновации, которые приводят к созданию новых методов и позволяют повышать стандарты в существующих областях искусства и открывать новые, и коллекционные инновации, при которых художественная практика обращается к совершенно новому объекту исследования. Открытие нового объекта приводит к радикальным изменениям в художественной практике и появлению новых стилей и способов мышления, например, открытие человека в качестве объекта исследования в период Возрождения привело к серьезным изменениям в художественных практиках того времени.

Любое произведение искусства – это модель окружающего нас мира. Эта модель не равна реальности, которую она отображает, она добавляет в нее свои элементы. Искусство может быть источником как полезных знаний, так и источником изменений.

Современное искусство – это сфера человеческой деятельности, в которой инновационность и креативность играют важную роль. Они обеспечивают постоянную эволюцию искусства, содержание которого всегда направлено на то, чтобы отразить мир глазами художника, используя современные техники и формы искусства. Формы искусства постоянно меняются. Художественные направления (такие как барокко, модернизм и т.д.) воплощают в себе изменения, происходящие в способах художественного выражения (техника, материалы и инструменты). Когда меняется стиль, происходит трансформация путей, которыми художники преобразуют реальность в своих творениях. Одновременно с творческим методом происходят изменения в исследовательской парадигме. Все эти изменения – результат новаторства.

Анализ взаимодействия традиций и инноваций позволяет увидеть внутреннюю логику развития искусства. Рассмотрение того, как соотносится традиционное и новое в современном искусстве, позволяет увидеть переход новаций в инновации, а затем и в традицию. Сначала новация, в виде экспериментальной техники, внедряется в художественный процесс. В этот период могут происходить объединения традиционных методов и новаций в виде промежуточных форм. Затем, если новация действительно ценна для художественного сообщества, она признается и осознается ее значение. В результате инновация начинает использоваться в композиции и стилях и закрепляется в художественно-теоретической системе.

Также стоит упомянуть точку зрения о том, что инновация в современном искусстве – это процесс переработки. Переработка означает обмен между ценной и бесполезной частями. Например, авангард начала XX века перерабатывал примитивное искусство, которое ранее считалось ненужным. Таким образом, инновация – это, по мнению Б. Гройса, в том числе «отказ от традиции и поиск нового в сфере неценного» [7].

Близки к такому пониманию инновации в искусстве идеи А. Менегетти. Он считает, как пишет М.Б. Благовестный, что инноватору следует «устранить систему из самого себя» [5, с. 6]. Инноватор, отказавшись от привычных способов мышления, может достичь принципиально новых результатов, и для этого использует как новые, так и старые средства, но главное его отличие от традиционных мыслителей – это радикально иная парадигма мышления.

Развитие художественной культуры – это процесс поступательного развития, в котором традиционные системы могут порождать инновации, включающиеся в эти системы и изменяющие их, что позволяет им переходить на новый уровень.

Инновации, являясь основой этого развития, встроены в художественную активность и являются неотъемлемой частью любой творческой деятельности. Это роднит современную науку и искусство. Научный поиск, как и художественный, основан на постоянном создании новых идей. В научных кругах инновации принимают форму гипотез. Если они признаны научным сообществом, то встраиваются в текущую научную картину мира. Таким образом, мы видим, что и в науке, и в искусстве творчество и интуиция играют важную роль, а нерациональные методы познания необходимы для развития.

При этом, искусство, как область человеческой деятельности, основанная на творчестве, может помочь в развитии инновационной культуры и общества. Инновационная культура – это культура, где каждый аспект жизни людей находится под влиянием новых идей. Постоянное внедрение инноваций возможно благодаря людям, обладающим не только знаниями, умениями и навыками, но и творческими способностями, позволяющими генерировать новые идеи.

Нельзя также не учитывать, что развитие в соответствии с законом преемственности происходит благодаря взаимодействию творчества и традиций. Любые инновации, будь то в науке или искусстве, начинаются с творческого отклонения от сложившихся традиций и общепринятых стандартов. Отказ от традиций происходит через поиск альтернатив для существующих укладов. Таким образом, традиционные ценности направляют творческий поиск и определяют рамки для экспериментов.

Рассматривая общество с точки зрения инновационности, можно говорить о социальных системах с «быстрыми» или «медленными» экономиками. Н.С. Бажутина пишет: «"Быстрые" экономики основаны на инновациях, на принципе уникальности, неповторимости. Имитация, повторы не признаются обществом и осуждаются. "Медленные" экономики – устойчиво традиционны и инерционны» [4, с. 12]. В этом случае изменения обычно вводятся бессистемно в рамках сложившихся традиций. Безусловно, эффективность инновационной деятельности определяется состоянием инновационного климата в обществе, который в свою очередь зависит от отношения членов социума к новшествам, творческой деятельности и искусству.

Литература:

1. Абачиев С.К. Фундаментализация высшего образования и формирование специалистов с инновационным мышлением [Электронный ресурс]. – URL: http://www.isepim.ru/Kaffil/OlnnovMishSovrSpec.doc (дата обращения: 05.04.2020).

2. Абисалова Е.А. Сравнительный анализ процедур измерения креативности / Е.А. Абисалова // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2013. – № 18(119). – С. 73.

3. Бажутина Н.С. Философские основания проблемы формирования творческого мышления в современной педагогике / Н.С. Бажутина // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 4. – С. 12.

4. Баркер А. Алхимия инноваций / А. Баркер. – М., 2004.

5. Благовестный М.Б. Влияние феноменологии Э. Гуссерля на онтопсихологическую теорию А. Менегетти / М.Б. Благовестный // Известия Саратовского университета. Новая серия: Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 18. – № 1. – С. 6.

6. Герасимов Г.И., Илюхина, Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы / Г.И. Герасимов, Л.В. Илюхина. – Ростов-н/Д., 1999.

7. Гройс Б. Инновация как вторичная обработка. Мысль изречённая: сб. науч. ст. / под ред. В. А. Кругликова. - М.: Российский открытый университет, 1991 [Электронный ресурс]. – URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3146 (дата обращения: 27.07.2023).

8. Долан Э. Дж. Микроэкономика / пер. с англ. / Э.Дж. Долан, Д. Линдсей. – СПб., 1994.

9. Колесова О.В. Философское осмысление понятия креативности, его элементов, инструментов и их оптимальной реализации // KANT. – 2022. - №4(45). - С. 115-122.

10. Крючкова С.Е. Творчество как новационный процесс / С.Е. Крючкова. – М.: Слово, 2007.

11. Мэтьюз П. Создание специалистов по водному хозяйству, или Мудрые люди – лучшие новаторы / П. Мэтьюз. – М., 2004.

12. Петров М. Человек и культура в HTP / М. Петров // Вопросы философии. – 1999. – № 5. – С. 80.

13. Погребная Т.В. Новое поколение педагогических инноваций в контексте инновационного пути развития цивилизации / Т.В. Петрова, А.В. Козлова, О.В. Сидоркина [электронный ресурс] – URL: http://vio.uchim.info/Vio_29/cd_site/articles/art_1_5.htm (дата обращения: 20.06.2023).

14. Семенов, И.Н. Учение П.Я. Гальперина об ориентировке как концептуальный базис рефлексивной психологии творческого мышления / И.Н. Семенов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2012. – № 4. – С. 85.

15. Словарь русского языка: в 4 т. / РАН, Ин-т лингв. исследований. Изд. 4-е. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т. 2.

16. Яголковский С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы: науч. моногр. [Электронный ресурс] – URL: https://www.universalinternetlibrary.ru/book/12582/ogl.shtml (дата обращения: 23.06.2023).

17. Sternberg R.J. Creating a Vision of Creativity: the first 25 years / R.J. Sternberg // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. – 2006. – Vol. 1. – P. 2-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.