Научная статья на тему 'Поиск идентичности как константа немецкой культуры'

Поиск идентичности как константа немецкой культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
460
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / НЕМЕЦКИЙ ЭТНОС / ВАРИАНТЫ ИДЕНТИЧНОСТИ / ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФРЕЙМ / CONCEPT / IDENTITY / GERMAN NATION / THE VARIANTS OF IDENTITY / THE CONTEXT / FRAME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степаненко Ольга Александровна

Концепт «идентичность» рассматривается в статье как национальный культурный концепт немецкого этноса. Отмечается его гетерогенная природа, вариативность в немецком дискурсивном пространстве. Особое внимание уделяется проблеме национальной идентичности. Автор рассматривает концепт «национальная идентичность» как сложную фреймовую структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The searching of identity as a constant of German culture

In the article the concept «identity» is considered as a cultural concept of the German nation. There are different variants and many sides of this concept in the German context. Special attention is paid to the problems of national identity. The author analyses the concept «national identity» as a complicated frame structure.

Текст научной работы на тему «Поиск идентичности как константа немецкой культуры»

О. А. Степаненко O. A.Stepanenko

Поиск идентичности как константа немецкой культуры The searching of identity as a constant of german culture

Nur wer sich andert, bleibt sich treu Вольф Бирман

Концепт «идентичность» рассматривается в статье как национальный культурный концепт немецкого этноса. Отмечается его гетерогенная природа, вариативность в немецком дискурсивном пространстве. Особое внимание уделяется проблеме национальной идентичности. Автор рассматривает концепт «национальная идентичность» как сложную фреймовую структуру.

In the article the concept «identity» is considered as a cultural concept of the German nation. There are different variants and many sides of this concept in the German context. Special attention is paid to the problems of national identity. The author analyses the concept «national identity» as a complicated frame structure.

Ключевые слова: концепт, идентичность, немецкий этнос, варианты идентичности, дискурсивное пространство, фрейм.

Key words: concept, identity, German nation, the variants of identity, the context, frame.

Название статьи навеяно многочисленными публикациями немецких историков, политологов, философов, лингвистов, литературоведов, среди которых: Отто Данн, Голо Манн, Карл Ясперс, Вернер Вейденфельд, Петер Альтер, Курт Зонтхаймер, Вольфганг Й. Моммсен, Карл-Рудольф Корте, Ян Ассманн, и другие. В их исследованиях, охватывающих довольно значительный период времени (начиная с 60-х годов прошлого века и заканчивая началом века нынешнего), проблема идентичности немцев рассматривается в различных аспектах. Своеобразие и многогранность понятия «идентичность» в немецком контексте вполне оправдывает, на наш взгляд, данное название.

© Степаненко О. А., 2013

Предмет нашего исследования - особенности функционирования концепта «национальная идентичность» немецкого этноса. Заметим, что понятия «этнос» и «народ» трактуются в данном случае как синонимы. Основным материалом исследования послужили тексты художественных произведений таких современных немецких авторов, как: К. Вольф, М. Вальзер, М. Энде, Х. Кенигсдорф,

П. Шнайдер, Ф. Браун, В. Бирман и другие. Определенный интерес, с нашей точки зрения, представляют и проанализированные материалы дискуссий в интернете под общим названием «Nationale Iden-titat in Deutschland» [12]. Прежде чем перейти к предмету непосредственного исследования, указанному выше, позволим себе остановиться на самом термине «идентичность». Его широкое распространение связано с исследованиями в области психологии, в частности, с именем Э. Эриксона [2, с. 10]. Ученый изучал возникновение у человека «чувства внутренней идентичности», которое проявлялось в том, что личность могла проследить временные связи между ощущением себя в прошлом, настоящем и будущем. Кроме того, речь шла о связи между собственным ощущением самого себя и взглядами других людей относительно себя. Указанные особенности проявления личностной идентичности могут быть экстраполированы, с нашей точки зрения, в сферу идентичности национальной. Таким образом, понятие «национальная идентичность» носит психологический характер.

Задавая вопрос «Кто Я?», личность предполагает соотнесенность с определенной социальной группой и определенным сообществом. Другими словами, «Я-идентичность» имплицирует «Мы-идентичность». Аналогичный вопрос - Wer bin ich? - звучит в немецкой поэзии и прозе. Приведем далее строки из стихотворения Ф. Брауна «Landverweis» [1, с. 131-132]:

Ists das gelobte Land? Neben anderen. Oder weil Ich hier geboren bin: wer bin ich?

В данном случае автора интересует не столько индивидуальная идентичность, сколько социальная, т. е. к какой общности он может и/или должен себя отнести, чтобы, образно говоря, не «потерять» себя. Таким образом, подобно индивидуальной идентичности, которая «переживается» (термин Э.Эриксона), то же самое происходит с идентичностью социальной и, на наш взгляд, в немецком контексте

- с идентичностью национальной. Благодаря своей сложной, далеко не гомогенной природе понятие идентичности достаточно широко используется в философии, социологии, психологии, но в разных значениях и разных контекстах. Не останавливаясь на разнообразии мнений по этому поводу, отметим важные, с нашей точки зрения, моменты, которые являются в рамках данной работы основополагающими:

• идентичность - сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру;

• данная структура идентичности связана с тремя основными уровнями анализа человеческой природы: индивидуальным, личностным, и социальным;

• идентичность - динамическое образование, процесс постоянного и непрерывного развития Я;

• ключевое значение имеет «переживание» идентичности;

• поиск национальной идентичности в немецком дискурсивном пространстве представляет собой константу немецкой, в том числе, политической культуры;

• концепт «идентичность» - важная содержательная грань семантической оппозиции «свой-чужой»;

• данный концепт следует рассматривать как социальнопсихологический феномен в немецком лингвокультурном пространстве;

• концепт «идентичность» в немецком контексте представляет собой многослойную, гетерогенную структуру;

• анализируемый концепт тесно связан с другими культурными концептами в концептосфере немецкого этноса.

Как было отмечено выше, в структуре идентичности рассматриваются три уровня [2, с.11]. При этом на индивидуальном уровне (в рамках психоаналитического подхода) идентичность понимается как представление о себе, человеке определенного физического облика с прошлым и будущим. На личностном уровне идентичность - это ощущение человеком собственной неповторимости, определенного жизненного опыта. Социальная идентичность - личностный конструкт, отражающий внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами. Таким образом, отмечаются две основные составляющие идентичности - личност-

ная и социальная. Эти две составляющие выступают как две неразрывные грани психосоциального развития.

В немецком лингвокультурном пространстве идентичность также играет роль интегративного образования, позволяющего соединить представление о себе как об индивидуальности и как о члене социума. При этом есть еще одна существенная грань, входящая в структуру идентичности в контексте - национальная идентичность. Обратимся к авторитетному мнению Н. Элиаса, известного немецкого социолога, высказанному в одной из глав его книги «Uber den Prozess der Zivilisation» - «О процессе цивилизации» (перевод здесь и далее наш - О.С.). Ученый пишет: «Im Gegensatz zu der Funktion des Zivilisationsbegriffs, spiegelt sich in dem Kulturbegriff das Selbstbe-wusstsein einer Nation, die immer wieder fragen musste: ‘Was ist eigent-lich unsere Eigenart?’ die immer von neuem und auf allen Seiten ihre Grenzen im politischen wie im geistigen Sinne suchen und zusammen-halten musste ...». Согласно этому мнению, для немцев понятие «культура», в противовес данному понятию, например, во Франции или Англии, развивалось как понятие самобытности, своеобразия народа. В этом смысле постоянно шел поиск границ этой самобытности, как в политическом, так и в духовном смысле. Вопрос «Was ist eigentlich deutsch?» волнует немцев с давних пор. Один из ответов на этот вопрос дает понятие «культура». В указанной выше главе Н. Элиас показывает постепенное изменение интерпретации социального противоречия в немецком контексте: «социальное» приобретает статус «национального» [12, с. 7].

Следует заметить, что тема идентичности - не только «немецкая» проблема. Однако подобно тому, как в руках каждого музыканта один и тот же инструмент звучит иначе, так и данная тема имеет свое неповторимое звучание.

Непреходящая актуальность понятия «идентичность» для немецкого сообщества бесспорна и в силу этого позволяет рассматривать идентичность как культурный или «культурогенный» (термин В.И. Карасика) концепт, входящий в ядерную зону концептосферы немецкого этноса. Ярким доказательством этого является рекуррентность соответствующих лексем и выражений, функционирующих в различных видах немецкого дискурса (научного, политического, публицистического, художественно-литературного).

В силу ограничения рамками статьи приведем далее примеры функционирования лексем, репрезентирующих концепт «идентичность», лишь в сильной позиции, а именно - в названиях научных, публицистических статей и художественных произведений современных немецких авторов: «Das sprachliche Ringen um die nationale und kulturelle Identitat Deutschlands» (Claudia Law), «Die Germania als Symbol nationaler Identitat im 19. und 20. Jahrhundert» (Lothar Gall), «Was ist deutsch?» (Hans -Dieter Gelfert), «Deutsche nationale Identitat ja - aber wie?» (Ingo Bading), «Nationale Identitat und Demokratiever-standnis junger Deutscher» (Bettina Westle), ««Identitat» (Rose Auslan-der), «Typisch deutsch» (Michael Ende), «Ganz normal deutsch» (Helga Konigsdorf) и т. д.

Постоянно «возвращающиеся» лексемы «Identitat», «deutsch» как имена концепта «идентичность» создают, на наш взгляд, лейтмотивный колорит, выражая для немецкого сообщества жизненно важные идеи. Одной из таких идей является, вне сомнений, идея национальной идентичности, в том числе, так называемая «новая национальная идентичность» - «neue nationale Identitat», «Deutschlands neues WIR - Gefuhl» [13]. Под «новой национальной идентичностью» понимается идентичность в условиях объединенной Германии.

n w w

В связи с гетерогенной природой понятия идентичность различают следующие ее виды: личностную или персональную, коллективную, социальную, языковую, культурную, этническую, национальную и т. д. [4, с. 7, 80, 109]. Исходя из этого, рассматриваем концепт «идентичность» как инвариантный концепт, представляющий в своих различных вариантах («национальная идентичность», «культурная идентичность», «политическая идентичность», «языковая идентичность») важнейшие содержательные грани семантической оппозиции «свой-чужой».

Обращаясь в контексте нашего исследования к термину когнитивной лингвистики «фрейм», и понимая при этом под фреймом структурированный концепт [3, с. 12], считаем интегративный концепт «идентичность» фреймом, а его варианты, среди которых и концепт «национальная идентичность, - субфреймами. В качестве слотов концепта «национальная идентичность» выступают те смыслы, которые актуализированы в контексте прежде всего именами

концепта - «nationale Identitat», «deutsch». В результате контекстуального и дискурсивного анализа текстов художественных произведений были выявлены следующие слоты: противостояние восточных и западных немцев, которое сопровождается постоянным выяснением - «Кто является истинно немецким?» («Wer ist am deutschesten?»); завышение или занижение самооценки; стремление соответствовать так называемым «идеалам»; страх и унижение; стремление немцев «раствориться» среди других; надежда на обретение ими самоуважения и уважения со стороны других; желание быть самими собой [5, с.36]. Кроме того, сюжеты проанализированных произведений немецких авторов, указанных выше, можно рассматривать как слоты, представляющие различные ситуации в рамках темы «национальная идентичность». Наиболее частотными (в рамках материала нашего исследования) отмечены следующие сюжеты -слоты: поиск и утрата Отечества, разобщенность, отчуждение, непреодолимость «стены в головах», потерянность, чувство сожаления и жалости немцев к самим себе, желание быть нацией, обретение чувства гражданской и политической зрелости [6, с. 199-201].

Процесс формирования идентичности, как известно, осуществляется на протяжении всей жизни человека. «Развитие идентичности не линейно, оно проходит через так называемые кризисы идентичности [2, с. 14-15]. Для выхода из кризиса необходимо найти и принять «новые ценности, способы поведения, виды деятельности» [там же]. Однако по мере того, как цели, ценности и убеждения перестают соответствовать требованиям изменившейся жизни, чувство достигнутой идентичности разрушается. Таким образом, многими исследователями процесс формирования идентичности рассматривается как процесс многофазный.

Таким «многофазным» процессом представляется процесс формирования немецкой национальной идентичности. Кризисы национальной идентичности проявляются в определенные моменты жизни данного этноса. Так, подобный кризис имел место, например, в результате образования двух немецких государств, что подтверждается, на наш взгляд, фразой «eine deutsche Nation in zwei Staa-ten» [8, с. 364]. В результате объединения Германии необходимо было, прежде всего, восточным немцам, в силу обстоятельств, принять новые для себя ценности. Однако несколько лет спустя насту-

пает разочарование, одна из причин которого - ностальгия, связанная с утратой родины. По горькому признанию Ф. Брауна, его страна (ГДР) «отправляется в музей»:

...Unter den Radern derFernzuge Kommt es ins Museum. ... [1, с. 132].

Надежда обрести истинное единство, не предписанное сверху, не оправдалась. Об этом строки Вольфа Бирмана в его стихотворении «Dideldumm» [1, с. 103]:

Nun endlich ist mein Land wider eins

Und blieb doch elend zerrissen

Aus geiz und Neid. Kein Aas will im Grund

Vom anderen da druben was wissen

Der Todesstreifen, man sieht kaum noch

Wo gestern die Wachtturme standen

Wir Deutschen, wir haben uns wieder verloren

Глубокое разочарование звучит в последней строке, смысл которой в том, что немцы «снова потеряли друг друга».

Спустя два десятилетия после объединения Германии вопрос «Was ist deutsch?» остается актуальным. Казалось бы, кризис идентичности для немецкого этноса уже в прошлом, однако, ее «переживание» (термин Л.С. Выготского) в силу «многослойной» природы в немецком дискурсивном пространстве продолжается. Это, как правило, свидетельствует о важности того или иного момента действительности для личности или сообщества. Кроме того, «переживание» той или иной ситуации, на наш взгляд, является своего рода «ключом» к пониманию особенностей развития социума, этноса, нации.

Не вдаваясь в нюансы политики, подчеркнем факт обостренного внимания к феномену идентичности, начиная с последнего десятилетия прошлого века. В 90-годы XX века в Европе последовательно проводился в жизнь принцип отрицания национально-государственных начал. Это отречение идеализировалось во имя «консолидации коллективной субъектности Европейского союза» [4, с. 46]. Весьма «активно», если вспомнить недавнюю историю, в этом процессе проявила себя Западная Европа, когда произошло присоединение ГДР к Западной Германии.

Как объяснить в таком контексте активность со стороны государств, направленную на защиту существующей идентичности? Н. Элиас, прибегая к образному сравнению, обоснованно заявляет: «групповую идентичность, или в более широком смысле - социальный габитус, нельзя просто поменять как одежду» [4, с. 48].

В этом смысле, учитывая неослабевающий интерес немецкого сообщества к проблемам идентичности, может показаться парадоксальным утверждение относительно Германии, которая, как отмечается, проявила «менее болезненную реакцию на наднациональные интеграционные процессы» [там же, с. 49]. Подобная реакция страны, в которой проблема идентичности может претендовать на статус национальной идеи, однако вполне закономерна, если учесть исторические события (крах Германии во II Мировой войне). Кроме того, такое положение дел гораздо больше устраивает как европейскую общественность, так и самих немцев, нежели националистическая активность, проявление которой в немецком контексте до сих пор внушает определенные опасения. Подобные опасения высказаны доктором Э.К. Раутенбергом в прологе его брошюры «Schwarz-Rot-Gold:Das Symbol fur die nationale Identitat der Deutschen». Автор рассматривает вопрос национальной идентичности в Германии спустя 10 лет после ее объединения как «неожиданно актуальный» («plotzlich aktuell»), на его взгляд. Интерес к этой проблеме проявлялся, по его словам, и позднее, в течение последующих 10 лет, правда, «был неустойчив» - «mit gewissen Schwankungen» [11].

Обращает на себя внимание созвучность последнего замечания и мнения Вернера Вейденфельда: «Sind wir bis heute etwa entwurzelt, ohne Ursprung und Ideal geblieben? Fundamentale Anfragen dieser oder ahnlicher Art werden in kurzen Wellenbewegungen unserer politischen Kultur immer wieder aufgeworfen» [14, с. 15]. В. Вейден-фельд считает, что «фундаментальные запросы или интерпелляции подобного рода» (имеет в виду приведенный в данном контексте далеко не риторический для немцев вопрос относительно «утраты корней и идеалов») появляются в немецкой политической культуре «волнообразно, через короткие промежутки».

Перечисляя ряд книг и мероприятий, доктор Э.К. Раутенберг рассматривает дискуссию в контексте идентичности как проявление национализма. Так, он пишет: «Nach meiner Wahrnehmung ist die all-

gemeine Diskussion uber die «nationale Identitat» letztlich auf die Aktivi-taten der Rechtsextremisten zuruckzufuhren ...». С его точки зрения, все дискуссии по поводу национальной идентичности лишь на руку правым экстремистам, которые хотят придать националистический смысл понятию «национальная идентичность». В этой связи возникают следующие вопросы: 1. Только ли негативный смысл носят подобные дискуссии? 2. Почему так удивляет уважаемого автора «всплеск» активности в связи с понятием национальной идентичности после объединения Германии? Осмелимся предположить, что своего рода ответом на эти вопросы звучат пророческие слова В.Й. Моммсена, сказанные им почти 30 лет назад относительно национальной идентичности немцев, а именно - ее неоднозначной трактовки и в будущем, после объединения Германии [10, с.191]: «Dann wird der Streit uber die Frage der nationalen Identitat nicht zu Ende sein» («Тогда спор по вопросу национальной идентичности не закончится»). Таким образом, приведенные выше мнения предвосхитили то, что происходит в наши дни.

По-прежнему вопрос идентичности волнует немецкое сообщество. Дискуссии на эту тему ведутся весьма активно и в интернете, причем, далеко не в интересах националистов, как показывает материал. В качестве конкретного примера, служащего тому подтверждением, упомянем о небольшой, но интересной, с точки зрения Инго Бадинга [7], дискуссии, имевшей место на блоге Михаэля Блюме под названием «Deutsche nationale Identitat ja - aber wie?» («Немецкой национальной идентичности - «да» - но как?»). Речь идет о создании «новой немецкой идентичности» уже после 1990 г., т. е. после объединения Германии. Учитывая долговременность этого процесса, едва ли кто-то может сказать, что из этого получится, считает ученый Ларс Фишер.

Итак, существуют различные мнения относительно необходимости дальнейшего развития национальной идентичности в Германии. Например, определенные сомнения вызваны тем, что в контексте объединенной Европы понятие «unser Land» («наша страна») становится абстрактным. Однако есть и другое, вполне оправданное, на наш взгляд, мнение, высказанное М.Блюме, согласно которому нельзя отказаться от таких понятий, как: Heimat, Geschich-te, Identitat, Vaterland.

Самое удивительное то, что немцы опасаются позитивно оценивать свою национальную идентичность, т. к. все еще боятся быть непонятыми в силу недавнего исторического прошлого. Действительно, немецкое национальное чувство иное, чем у британцев или французов. Трудно не согласиться с немецким философом И.Г. Фихте или гениальным поэтом Г. Гейне в том, что немцы в силу предрасположенности к философии и религии склонны «раздуть» чувство патриотизма, превратив его в религию. Это однажды уже случилось и привело к катастрофе. С одной стороны, «этот своеобразный немецкий дух» («dieser einzigartige deutsche Geist»), с точки зрения участников дискуссии в интернете, в его позитивном смысле, не должен исчезнуть, т. к. не следует «растворяться» в других. Надо уметь уважать и любить себя, не боясь при этом показать другим эти чувства - только тогда сформируется должное ощущение национальной идентичности, внушающее гордость «быть немцем». Так, на наш взгляд, можно проинтерпретировать, следующую фразу, прозвучавшую во время дискуссии: «Endlich mogen sich die Deut-schen mal selbst - dann kann ich endlich auch dazu gehoren» [7]. С другой стороны, весьма сложно порой, будучи немцем, «переживать» свою национальную идентичность. Эта мысль звучит лейтмотивом и в художественных произведениях немецких авторов, как, например, в стихотворении В. Вейрауха «Der Deutsche» или рассказе Уве Йонсона «Ach! Sie sind ein Deutscher?».

Литература, как правило, выражает основные чувства, волнующие представителей любого, в том числе, немецкого сообщества. Писатели, подобно «детективам, исследующим основные тенденции», отражают «общественную действительность» - «... als Trend-detektive auch Reflektoren gesellschaftlicher Wirklichkeit», считает по праву немецкий литературовед К.-Р. Корте [9, с. 453]. В связи с этим тема идентичности является далеко не «случайной» в немецком художественно-литературном и публицистическом дискурсе. «Многослойный» концепт «идентичность» - «geschichtete Identitat» [8, с. 11] остается по-прежнему одним из основных культурных концептов немецкого этноса. «Поиск» идентичности в немецком дискурсивном пространстве продолжается, но уже на новом уровне, когда актуален вопрос создания истинной внутренней идентичности, опирающейся на общий эмоциональный фундамент немецкого сообщества, не внушающий при этом никому опасений.

Список литературы

1. Антология современной немецкоязычной литературы (1945-1996): в 2 т. / сост. Л.Х. Рихтер. - М.: Издательство МАРТ, 1999. - 776 с.

2. Копылкова Е.А. Анекдот как средство переживания национальной идентичности (на материале анализа еврейских анекдотов): дис. ... канд. пси-хол. наук. - М.: Российская академия образования: Центр социологии образования, 2006. - 196 с.

3. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. - 314 с.

4. Смирнова А.Г., Киселев И.Ю. Идентичность в меняющемся мире: учеб. пособие. Ярославль: ЯГУ, 2002. - 300 с.

5. Степаненко О.А. «Концепт «идентичность в немецком контексте» // Языковая картина мира в лингвистике и лингводидактике: материалы II Между-нар. науч. конф. 1-3 декабря 2010 г. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - С. 33-37.

6. Степаненко О.А. Национальная идентичность как сюжет немецкой художественной литературы» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Т. 1. Филология. - СПб., 2011. - С. 193-201.

7. Bading, Ingo. Deutsche nationale Identitat ja - aber wie? - URL: http://studgendeutsch.blogspot.ru/2008/02/deutsche-nationale-identitt-ja-aber-wie.htm/ (дата обращения: 19.03.2012).

8. Dann, Otto. Nation und Nationalismus in Deutschland 1770-1990. - MQn-chen: Beck, Beckische Reihe, 3. erweiterte Auflage, 1996. - 438 s.

9. Korte, Karl - Rudolf. Literatur// Handbuch zur deutschen Einheit. Hrsg.: W.Weidenfeld, K.- R. Korte. Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung, 1993. -799 s.

10. Mommsen, W.J. Wandlungen der nationalen Identitat.// Die Identitat der Deutschen. Hrsg. W. Weidenfeld. - MQnchen, Wien: Carl Hansen Verlag, 1983. -355 s.

11. Rautenberg, E.C. Schwarz-Rot-Gold: Das Symbol fur die nationale Identitat der Deutschen! Hrsg.: AktionsbQndnis gegen Gewalt, Rechtsextremismus und Frem-denfeindlichkeit. - Potsdam, 2010. - 111 s.

12. Schlieben-Lange, Brigitte. Kulturkonflikte in Texten//Zeitschrift fur Literatur-wissenschaft und Linguistik, 1995, Heft 97. - S. 1-21.

13. Schmidt, Sascha. Neuer Patriotismus und nationale Identitat in Deutschland im Jahr der Fussball - WM 2006. Eine politikwissenschaftliche Untersuchung. Magis-terarbeit. Norderstedt : GRUN Verlag, 2010. - 120 s.

14. Weidenfeld, Werner. Die Identitat der Deutschen - Fragen, Positionen, Per-spektiven// Die Identitat der Deutschen. Hrsg. Werner Weidenfeld. - MQnchen, Wien: Carl Hansen Verlag, 1983, 2. Auflage. - S. 13-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.