Научная статья на тему 'ПОИСК БАЛАНСА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ВНЕДРЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

ПОИСК БАЛАНСА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ВНЕДРЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / ИНФОРМАЦИЯ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ / ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ананьева Анна Анатольевна, Джиоева Елена Георгиевна, Сазонова Тамара Владимировна, Целовальникова Ирина Юрьевна

Буквально за несколько лет искусственный интеллект из абстрактного будущего превратился в повседневность. Перманентно внедряемые информационные технологии поставили ряд проблем, решение которых находится, в том числе, в плоскости правового регулирования. С одной стороны, технологии с применением искусственного интеллекта существенным образом облегчают нашу жизнь, упрощают, усовершенствуют процессы удовлетворения потребностей в получении, в том числе, государственных услуг гражданами и юридическими лицами. Одновременно происходит интенсивное вторжение в частную жизнь граждан, персональные данные становятся доступными фактически неограниченному кругу лиц, обостряются вопросы авторства «произведений», созданных искусственным интеллектом, возникает множество этических вопросов. В статье авторы анализируют правовое регулирование сферы создания, применения технологий искусственного интеллекта, определяют принципы и структуру комплексной правовой системы регулирования искусственного интеллекта в Российской Федерации и национальных правовых системах некоторых государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ананьева Анна Анатольевна, Джиоева Елена Георгиевна, Сазонова Тамара Владимировна, Целовальникова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINDING A BALANCE IN THE FORMATION OF THE LEGAL FRAMEWORK FOR THE INTRODUCTION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE

In just a few years, artificial intelligence has turned from an abstract future into everyday life. Permanently implemented information technologies have posed a number of problems, the solution of which is, among other things, in the plane of legal regulation. On the one hand, technologies with the use of artificial intelligence significantly facilitate our lives, simplify, improve the processes of meeting the needs for obtaining, including public services, by citizens and legal entities. At the same time, there is an intensive intrusion into the private life of citizens, personal data becomes available to a virtually unlimited circle of people, questions of the authorship of “works” created by artificial intelligence are aggravated, and many ethical issues arise. In the article, the authors analyze the regulatory framework for the creation and application of artificial intelligence technologies, determine the principles and structure of a comprehensive legal system for regulating artificial intelligence in the Russian Federation and the national legal systems of some states.

Текст научной работы на тему «ПОИСК БАЛАНСА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ВНЕДРЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

Поиск баланса при формировании правовых основ внедрения искусственного интеллекта

Ананьева Анна Анатольевна,

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права Российского государственного университета правосудия E-mail: annaslast@mail.ru

Джиоева Елена Георгиевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Российского государственного университета правосудия

E-mail: dzhioevaeg@rsuj.ru Сазонова Тамара Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Российского государственного университета правосудия

E-mail: t.sazonova@rsuj.ru

Целовальникова Ирина Юрьевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Российского государственного университета правосудия E-mail: youlaw@rambler.ru

Буквально за несколько лет искусственный интеллект из абстрактного будущего превратился в повседневность. Перманентно внедряемые информационные технологии поставили ряд проблем, решение которых находится, в том числе, в плоскости правового регулирования. С одной стороны, технологии с применением искусственного интеллекта существенным образом облегчают нашу жизнь, упрощают, усовершенствуют процессы удовлетворения потребностей в получении, в том числе, государственных услуг гражданами и юридическими лицами. Одновременно происходит интенсивное вторжение в частную жизнь граждан, персональные данные становятся доступными фактически неограниченному кругу лиц, обостряются вопросы авторства «произведений», созданных искусственным интеллектом, возникает множество этических вопросов. В статье авторы анализируют правовое регулирование сферы создания, применения технологий искусственного интеллекта, определяют принципы и структуру комплексной правовой системы регулирования искусственного интеллекта в Российской Федерации и национальных правовых системах некоторых государств.

Ключевые слова: баланс интересов, информация, искусственный интеллект, принципы и структура комплексной правовой системы, цифровая безопасность.

Развитие цифровых и прочих технологий решительно ворвалось в человеческую жизнь. Происходящие в сфере технологий изменения столь масштабны, что получили название «Четвертая промышленная революция». По словам Карла Шваба, президента Всемирного экономического форума в Давосе с 1971, «человечество стоит на краю новой технологической революции, которая кардинально изменит то, как мы живем и работаем, и относимся друг к другу. Подобного масштаба и сложности перемен человечеству еще никогда не доводилось испытывать» [7].

Сами того не осознавая, мы уже двумя ногами стоим в технологиях, именуемых «искусственный интеллект»: электронные платежи, голосовое управление, системы заказа и бронирования, распознавание лиц, идентификация по биометрическим данным - это и многое другое ежедневно эксплуатируется человечеством, облегчая людям удовлетворение самых разнообразных потребностей.

Все описанное касается работы так называемых «слабых» или прикладных систем, способных выполнять только одну задачу - например, искать необходимую информацию, идентифицировать личность и т.д. [10]. Серьезные опасения вызывает у нас то, что именуют «сложными» системами, способными выполнять функции, подобные человеческому мозгу, в том числе, самообучаться, создавать нечто новое, например музыку или картину. Подобный функционал порождает большое число проблем, попадающих на правовой радар. Наиболее актуальными из них являются: проблемы безопасности деятельности искусственного интеллекта для человека, проблема установления субъекта ответственности за вред, причиненный искусственным интеллектом, проблема авторства в отношении объектов, созданных искусственным интеллектом, их охраноспособность. И это лишь малая часть.

Осознавая важность стоящих перед человеком задач, правительства большей части государств активно занялись формированием подходов и урегулированием общественных отношений в сфере функционирования искусственного интеллекта. В России первым шагом на пути правового регулирования технологий искусственного интеллекта явилось принятие Национальной стратегии1 развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента

1 Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс

5 -о

сз

<

Российской Федерации 10 октября 2019 г. № 490 (далее - Национальная стратегия). Нормы Национальной стратегии имеют непосредственное действие, определяют направление развития нормативных правовых актов, регулирующих технологии искусственного интеллекта до 2030 г. в России.

В ноябре 2021 г. в г. Москве состоялась Международная конференция по искусственному интеллекту и анализу данных «Artificial Intelligence Journey - Путешествие в мир искусственного интеллекта». На конференции выступил Президент РФ В.В. Путин. Итогом его участия стал Перечень поручений1, в числе которых: «обеспечить совершенствование механизмов применения экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, обратив особое внимание на необходимость: определения лиц, ответственных за причинение вреда в результате использования решений, созданных с применением технологий искусственного интеллекта, а также выработки единого подхода к страхованию ответственности за причиненный вред; защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с применением технологий искусственного интеллекта». Кроме того, Правительству РФ дано поручение о принятии мер для увеличения числа компаний, присоединившихся к Кодексу этики в сфере искусственного интеллекта [5]. Представляется, документ как нельзя лучше обозначил круг тех потенциальных проблем, которые необходимо решить при построении системы правового регулирования в сфере деятельности с использованием ИИ.

Однако создание эффективной системы правового регулирования в любой сфере общественных отношений невозможно без предварительного научного обоснования принципов и методов правового регулирования. И, действительно, в последние годы появился ряд весьма интересных научных исследований, посвященных рассматриваемым вопросам. В то же время, до настоящего момента не появилось фундаментальных теоретических исследований правовых аспектов применения искусственного интеллекта. Имеющиеся публикации касаются отдельных вопросов правового регулирования общественных отношений в сфере ИИ. В частности, такие вопросы разрабатывались Андреевым В.К. [1], Городовым О.А. [2], Минбалее-вым А.В.[8], Нагродской В.Б. [9] и другими авторами. Однако единая концепция правового регулирования искусственного интеллекта на сегодняшний день отсутствует, что делает научные исследования в этой сфере весьма актуальными.

Установление лидерских позиций России на международном рынке по реализации технологий искусственного интеллекта выступает целью Национальной стратегии, для достижения которой Россия обладает высоким научным потенциалом, передовыми техническими достижениями. Разработанное в России компьютерное зрение, обработка естественного языка - то есть технологии,

см <о

1 Утв. Президентом РФ 16.12.2021 № Пр-2371 // СПС Консультант Плюс

применяемые на основе искусственного интеллекта, уже имеют высокие экспортные перспективы. Национальная стратегия направлена на создание сильного искусственного интеллекта, который является аналогом человеческому, который может мыслить, анализировать, принимать решения.

В действующем законодательстве многих государств, например, КНР, США, Франция и др., также наметились тенденции к формированию комплексного правового регулирования искусственного интеллекта с целью обеспечения лидерства государств в данной сфере.

Особенности и тенденции регулирования искусственного интеллекта в различных государствах описаны в работах И.А. Филиповой [12], McCarty [18], Zogg B. [21], Villani C.[20]. Эти исследования анализируют особенности и направления развития искусственного интеллекта, описывают план развития искусственного интеллекта и определяют наиболее перспективные сектора экономики для его реализации. В работах отмечается, что каждое из государств стремится захватить лидерство в данной сфере, однако, стремление государств к содействию в обеспечении устойчивыми инвестициями в исследованиях и разработках в области искусственного интеллекта, а также расширение доступа к данным и вычислительным ресурсам, не должно негативно отразиться на национальных ценностях в области экономики и национальной безопасности и должно сочетаться с обеспечением плана действий по защите национальных интересов, что повышает значимость анализа правовых аспектов международного регулирования искусственного интеллекта.

Международное регулирование искусственного интеллекта формируется с учетом общих принципов исследования в области искусственного интеллекта, разработанных и одобренных ведущими учеными, предпринимателями и экспертами. Указанные принципы основываются на необходимости осуществления исследований, направленных на принесение пользы человечеству, а инвестиции в искусственный интеллект должны сопровождаться субсидированием исследований, направленных на поиск полезных способов применения искусственного интеллекта, в контексте которых рассматриваются вопросы в различных секторах экономики и жизни людей [14]. Кроме того, основой для формирования национальных правовых актов в сфере искусственного интеллекта и носящие рекомендательный характер являются Оки-навская хартия глобального информационного общества (Okinawa Charter on Global Information Society) от 22 июля 2000 года [19] и Рекомендации по искусственному интеллекту Организации экономического сотрудничества и развития - ОЭСР (OECD Council Recommendation on Artificial Intelligence) от 22 мая 2019 года [16].

В рамках настоящей статьи мы постараемся проанализировать правовое регулирование правоотношений в сфере технологий искусственного интеллекта, выявить пробелы и сформулировать

принципы построения эффективной системы правового регулирования с учетом баланса интересов участвующих сторон.

В мировой практике сложились два подхода к правовому регулированию искусственного интеллекта: юридический и технологический. Приверженцы юридического подхода отмечают необходимость детального правового регулирования реализации искусственного интеллекта во всех сферах жизни общества, определения круга возможных угроз, связанных с использованием искусственного интеллекта, а также оснований и условий наступления ответственности за действия (или бездействия), например, беспилотников и иных интеллектуальных систем и технологий, их разработчиков. Сторонники второго подхода апеллируют к вто-ричности права в отношениях по использованию искусственного интеллекта и отрицают необходимость формирования специального правового регулирования. Их позиция основывается на достаточности существования механизма страхования и формирования специального фонда отчислений при использовании искусственного интеллекта, за счет чего будет покрываться нанесенный при использовании искусственного интеллекта ущерб. Как показывают примеры правового регулирования, правительства различных государств используют указанные подходы в разумном сочетании, пытаясь установить лидерство своего государства в области исследования, разработок и внедрения искусственного интеллекта.

Например, США в рамках американской стратегии развития искусственного интеллекта выбрали курс на устранения барьеров для развития технологий в сфере искусственного интеллекта, и эта задача обозначена в качестве приоритетной для всех органов власти с учетом необходимых расходов в бюджете страны. Были разработаны проекты нормативных актов, направленных на расширение сферы внедрения искусственного интеллекта, например, в сфере труда и государственного управления с учетом обеспечения национальной безопасности в данной сфере [15].

Китай пошел по пути создания и реализации комплексной программы развития в соответствии с утвержденным «Планом развития искусственного интеллекта следующего поколения» [17]. Национальная стратегия направлена на расширение научных исследований и внедрение искусственного интеллекта во все сферы жизни общества как основы модернизации средств производства, экономического роста и безопасности. Например, широкое распространение получила технология распознавания лиц в общественных местах и формирование системы кредитов доверия, стимулирующих граждан к правомерному поведению.

В рамках Европейского союза также ведется активная работа по правовому обеспечению использования искусственного интеллекта и признания специального правового статуса электронного лица (Electronic Personhood) для сложных роботов, принимающих самостоятельные решения, в целях

создания возможностей для возложения на роботов ответственности за причинение ущерба [12, стр.47-48].

В Национальной стратегии закреплено определение искусственного интеллекта, которое состоит из следующих элементов: совокупность технологических решений, включающих в себя: информационно-коммуникационную систему, программное обеспечение, поисковые процессы и сервисы; возможность воспроизводить функции человеческого интеллекта, направленная на принятие решений без заранее определенного алгоритма. Аналогичное определение искусственного интеллекта содержится в Федеральном законе от 24.04.2020 № 123-Ф3 «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации -городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных»1 и Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. № 1380 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на разработку конкурентоспособных нишевых аппаратно-программных ком-

2

плексов для целей искусственного интеллекта» .

Сложившиеся новые по своей правовой природе отношения в сфере создания и внедрения технологий искусственного интеллекта служат причиной формирования комплексной правовой системы их регулирования. Данная юридическая конструкция должна учесть этические нормы взаимоотношений между искусственным интеллектом и человеком. Быстрое создание и успешное развитие указанной комплексной правовой системы возможно при одновременном правовом регулировании следующих направлений: специальные условия доступа к данным, обеспечение их защиты (персональным, запрашиваемым государственными органами), их хранение на территории России; оперативное тестирование и реализация технологических решений искусственного интеллекта; наделение информационных систем искусственного интеллекта возможностью самостоятельно принимать решения по отдельным вопросам, не допуская злоупотребления при этом, в сфере исполнения государственных функций; безбарьерный экспорт товаров, являющихся результатом применения искусственного интеллекта; формирование единых стандартов, применяемых к технологическим решениям искусственного интеллекта; создание благоприятных условий инвестирования технологий искусственного интеллекта; выработка р норм, определяющих этические аспекты между че- Д ловеком и искусственным интеллектом. Е

Формируемая комплексная правовая система К должна основываться на следующих принципах: ё

--А

1 СЗ РФ, 2020. № 17. Ст. 2701. у

О

2 СЗ РФ, 2021. № 35. Ст. 6293. А

права и свободы человека являются высшей ценностью, подлежат защите в случае их нарушения; запрет на злоупотребление правом; безопасная реализация технологий искусственного интеллекта и предотвращение наступления его вредных последствий; информационная открытость функционирования технологий искусственного интеллекта; запрет дискриминации для пользователей; максимальная самостоятельность России в сфере искусственного интеллекта; ориентация на эффективное взаимодействие технологий искусственного интеллекта и представителей бизнеса; развитие конкуренции.

Создание нормативного материала должно основываться на адекватном и единообразном понятийном аппарате. Формулировка понятия искусственного интеллекта, содержащаяся в российском действующем законодательстве, нуждается в корректировке и дополнении. И первое, что нуждается в уточнении - это само понятие «интеллект». Разница в подходах к пониманию интеллекта видна по следующему тексту: «интеллект (от лат. ^еНес^ - разумение, понимание, постижение) - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида». В ряде психологических концепций Интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание Интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.)...[6]. Тем не менее, анализ большей части источников позволяет сделать вывод о том, что в понимании большинства авторов интеллект ассоциируется с выполнением человеком когнитивных и творческих функций, умением самостоятельно решать задачи, делать выводы и принимать решения. Именно через такой функционал описывал искусственный интеллект Д. Маккарти в 1956 году. Как видно, при все усложняющихся технологиях, мы не далеко продвинулись в понимании функций человеческого мозга, спроецированных на компьютерную среду.

Как пишет Э.М. Пройдаков применительно к научной дисциплине «Искусственный интеллект», она делится на множество направлений, основными из которых являются:

- представление знаний;

- доказательство теорем;

- компьютерное зрение;

- машинное обучение (приобретение знаний, анализ данных

и порождение гипотез);

- робототехника;

— - обработка естественных языков; 2 - многоагентные системы; й - инструментальные средства ИИ. ° Каждое направление, в свою очередь содержит ав десятки других. Из-за невозможности охвата всех

направлений одним ученым, автор призывает к научной специализации [10].

Представляется, что подобный подход должен быть использован при изучении и формировании правовых основ использования искусственного интеллекта. Объединение совершенно разноплановых цифровых явлений в единую терминологическую, логическую и нормативную цепь не позволит эффективно решать поставленные задачи. В связи со сказанным, в дальнейшем мы будем исходить только лишь из той части «функционала» искусственного интеллекта, которая способна создавать новый, непосредственно не заложенный в ее программный код результат. Представляется целесообразным применять подобный дифференцированный подход и к формированию системы правового регулирования отношений в сфере искусственного интеллекта.

В сфере гражданско-правового регулирования приоритетными направлениями являются:

- определение субъектов, обладающих интеллектуальными правами на измененные системы искусственного интеллекта и созданные последними объекты;

- определение субъектов, несущих ответственность за вред, причиненный в результате решений, принятых искусственным интеллектом. Исходным тезисом для правового регулирования отношений в сфере использования искусственного интеллекта является утверждение о том, что искусственный интеллект является программой для ЭВМ в том ее виде, как она определена ст. 1261 ГК РФ1: Представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Соответственно, автором (авторами) системы искусственного интеллекта будет являться лицо или лица, создавшее соответствующий алгоритм. Сложнее будет обстоять вопрос об авторстве вторичного алгоритма, созданного системой искусственного интеллекта, а также иных объектов, созданных искусственным интеллектом. Подходы к решению этой задачи остаются дискуссионными и будут описаны нами в соответствующем разделе.

В юридической литературе выделяется несколько подходов к установлению «авторства» объекта, созданного с применением искусственного интеллекта:

- невозможность признания охраняемым объектом интеллектуальной собственности созданное искусственным интеллектом (т.н. немецкий подход);

- признание авторства и свойства охраноспособности в отношении объектов, созданных искусственным интеллектом за автором «первич-

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 11.06.2021)//СЗ РФ, 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.

ного» алгоритма, спроектировавшего возможность достижения итогового результата (т.н. английский подход); - признание авторства за самой системой искусственного интеллекта (т.н. американский подход) [9].

Последний подход представляется наименее оправданным. Наделение правами некой субстанции представляется возможным только тогда, когда она, субстанция, обладает способностью не просто механического формирования некоего результата за счет обработки значительного числа информации и прогнозирования последствий своих действий. Необходимо то, что в гражданско-правовой терминологии называется способность дать отчет в своих действиях. Подобный отчет строится не просто на прогнозировании потенциальных последствий своих действий. «Отчет» - сложнейшая оценка, принимаемая не только сообразно математическому расчету, но и учитывающая моральные и этические аспекты принимаемого решения. Безусловно, праву известны искусственные формы, наделенные правосубъектностью. Таковой является юридическое лицо. Однако независимо от теории, положенной в основу понимания юридического лица: фикции, органической или иной, за ним всегда стоит вполне себе естественный, человеческий интеллект. Субъект права действует своей волей и в своем интересе. Представляется, даже самая сверхумная система искусственного интеллекта не может и не должна иметь собственные волю и интерес. Любой, даже самый невероятный результат, достигнутый искусственным интеллектом, является результатом заложенной в алгоритм цели поиска такого результата.

Что касается «немецкого» и «английского» подходов, они в большей степени наделены рациональной составляющей. Признание авторства в отношении сложных систем искусственного интеллекта и созданных ими объектов за автором «первичного» алгоритма. В то же время охраноспособность объектов, созданных искусственным интеллектом, должна зависеть от следующего. Справедливой представляется позиция авторов, не допускающих возможности создания творческого произведения искусственным интеллектом - они способны лишь к переработке информации [11, стр.8-10]. Возможно, на подобного рода объекты следует распространять способы охраны патентных прав, введя в систему правового регулирования отношений интеллектуальной собственности новую категорию объектов. Таковыми потенциально могут быть имеющие утилитарное значение объекты, обладающие признаками новизны и промышленной применимости.

Кроме того, отсутствие контроля в принятии решений и вероятность формирования выводов самостоятельно искусственным интеллектом создает вероятность наступления негативных последствий в виде причинения вреда конкретному человеку, юридическому лицу, а также обществу в целом. С целью предотвращения наступления вред-

ных последствий необходимо определить пределы осуществления принятия решений искусственным интеллектом путем включения в определение искусственного интеллекта указания на запрет нарушения прав граждан, юридических лиц и обеспечение безопасности общества при использовании технологии искусственного интеллекта.

При установлении правовых пределов допустимого вмешательства искусственного интеллекта в нашу жизнь необходимо учитывать также и иные этические аспекты, на которые также обращается внимание в технической юридической литературе: взаимодействие искусственного интеллекта с человеком подобно человеку не может учитывать такие основополагающие для человека ценности, как любовь, сострадание, соучастие, привязанность, личный пример, то есть, то, что не может быть подчинено строгим математическим формулам и что на современном языке называется эмоциональный интеллект [4, стр.85-95].

Одним из важных аспектов содержания определения искусственного интеллекта является указание на этические принципы функционирования и принятия решений искусственным интеллектом, взаимодействия человека и искусственного интеллекта.

Создание и применение технологии искусственного интеллекта как многоаспектного явления должно основываться на этических нормах: справедливость, беспристрастность, приоритет прав человека, юридического лица, общества, его безопасность.

Значительную роль в реализации этических принципов в применении искусственного интеллекта играют нравственные, моральные качества его создателей, их гражданская позиция, уровень образования и правовой осознанности.

Этические начала взаимодействия человека и искусственного интеллекта проявляются в обеспечении приватности, запрет дискриминации. Целью этических принципов взаимоотношений человека и искусственного интеллекта является устранение моральных, нравственных противоречий, установленных в процессе использования технологий искусственного интеллекта.

Функционирование технологий искусственного интеллекта и их активное развитие формирует необходимость создания нормативной основы регулирования технологий искусственного интеллекта, где этические принципы выступают ключевыми. Этические принципы в сфере искусственного интеллекта распространяются на принятие решений искусственным интеллектом и взаимоотношения с человеком. Этические принципы принятия решений искусственным интеллектом закладываются человеком, но в дальнейшем искусственный интеллект использует накопленный опыт и функционирует автономно, что вызывает большие опасения, поэтому необходимо установить этически сбалансированные основы для принятия решений, не подлежащие изменению. Обучение искусственного интеллекта правильным этическим принци-

5 -о

СЗ

<

пам в процессе его использования можно рассматривать как одну из основных гарантий баланса интересов при принятии решения искусственным интеллектом.

Важнейшим шагом на пути к решению этических проблем при использовании искусственного интеллекта является разработка Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта. Кодекс, в частности, закрепляет принцип ответственности человека за последствия применения систем искусственного интеллекта, закрепляет необходимость обеспечения автором искусственного интеллекта комплексного надзора человека за любыми системами искусственного интеллекта в объеме и порядке, зависящих от назначения таких систем.

Что еще более важно, авторы не должны допускать передачи полномочии" ответственного нравственного выбора системам искусственного интеллекта, делегировать ответственность за последствия принятия ими решении". Субъектом ответственности в этом случае является физическое или юридическое лицо, признаваемое субъектом ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Авторам искусственного интеллекта рекомендуется принимать все меры для определения ответственности конкретных участников жизненного цикла системы с учетом их роли и специфики каждого этапа.

Представляется, что принятие Кодекса - это лишь первый шаг на пути формирования системы правового регулирования отношений в сфере искусственного интеллекта. Кодекс не является нормативным документом. Его применение не является обязательным. В то же время, важность закрепленных в Кодексе принципов требует их правового закрепления.

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

см <о

Андреев В.К. Динамика правового регулирования применения искусственного интеллекта // Журнал российского права. 2020. № 3. С. 5668.

Городов О.А. О правовой охране больших данных // Правовое регулирование цифровой экономики в современных условиях развития высокотехнологического бизнеса в национальном и глобальном контексте: монография / под общ. ред. В.Н. Синюкова, М.А. Егоровой. М., 2019.

Городов О.А. Цифровое правоотношение: видовая принадлежность и содержание // Право и цифровая экономика. 2019. № 3 (05). С. 5-10. Ибрагимов Р.С., Сурагина Е.Д., Чурило-ва Д.Ю. Этика и регулирование искусственного интеллекта // Закон. 2021. № 8. С. 85-95. Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта // Официальный сайт Альянса в сфере искусственного интеллекта: https://a-ai.ru/ wp-content/uploads/2021/10/Кодекс_этики_в_

сфере_ИИ_финальный.pdf (Дата обращения 25.01.2022)

6. Краткий психологический словарь / Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.-сост. Л.А. Карпенко. Издание 2-е, расширенное, исправленное и дополненное. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с.

7. Мануков Сергей. Четвертая промышленная революция в Давосе // Эксперт (электронный ресурс) https://expert.ru/2016/01/21/chetvertaya-promyishlennaya-revolyutsiya/ (Дата обращения 25.01.2022)

8. Минбалеев А.В. Цифровые правоотношения: понятие, виды, структура, объекты // Цифровое право: учебник под общ. Ред. В.В. Блажее-ва, М.А. Егоровой. М., 2020. С. 67-77.

9. Нагродская В.Б. Новые технологии (блокчейн / искусственный интеллект) на службе права: научно-методическое пособие / под ред. Л.А. Новоселовой. М.: Проспект, 2019. 128 с. / СПС Консультант Плюс

10. Пройдаков Э.М. Современное состояние искусственного интеллекта//Электронный ресурс: cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-iskusstvennogo-intellekta/viewer (Дата обращения 25.01.2022)

11. Савина В.С. Искусственный интеллект и современное искусство: проблемы и перспективы // Право и бизнес. 2021. № 3. С. 8-10.

12. Филипова И.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта: учебное пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2020. 90 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. AI Jobs Act. URL: https://www.congress.gov/116/ bills/hr827/BILLS-116hr827ih.pdf

14. Asilomar AI Principles. 2017. URL: https://futureof-life.org/ai-principles/?cn-reloaded=1

15. Executive Order on Maintaining American Leadership in Artificial Intelligence. URL: https://www. whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-maintaining-american-leadership-artificial-intelligence/

16. G20 Ministerial Statement on Trade and Digital Economy. URL: https://www.mofa.go.jp/ files/000486596.pdf

17. Made in China 2025. URL: http://www.cittadellas-cienza.it/cina/wp-content/uploads/2017/02/IoT-0NE-Made-in-China-2025.pdf

18. McCarty L.T. Finding the Right Balance in Artificial Intelligence and Law. In book: Research Handbook on the Law of Artificial Intelligence. Chapter: 3. Publisher: Edward Elgar Publishing. 2017.

19. OECD Council Recommendation on Artificial Intelligence. URL: https://legalinstruments.oecd.org/ en/instruments/OECD-LEGAL-0449

20. Villani C. «Donner un sens à l'intelligence artificielle». Paris: Direction de l'information legale et administrative. 2018. 233 p.

21. Zogg B. L'Europe et la course à l'Intelligence Artificielle // Politique de sécurité: analyses du CSS. 2019. No 247. P. 1-4. https://css.ethz.ch/con-

tent/dam/ethz/special-interest/gess/cis/center-for-securities-studies/pdfs/CSSAnalyse247-FR.pdf

FINDING A BALANCE IN THE FORMATION OF THE LEGAL FRAMEWORK FOR THE INTRODUCTION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE

Ananyeva A.A., Dzhioeva E.G., Sazonova T.V., Tselovalnikova I. Yu.

Russian State University of Justice

In just a few years, artificial intelligence has turned from an abstract future into everyday life. Permanently implemented information technologies have posed a number of problems, the solution of which is, among other things, in the plane of legal regulation. On the one hand, technologies with the use of artificial intelligence significantly facilitate our lives, simplify, improve the processes of meeting the needs for obtaining, including public services, by citizens and legal entities. At the same time, there is an intensive intrusion into the private life of citizens, personal data becomes available to a virtually unlimited circle of people, questions of the authorship of "works" created by artificial intelligence are aggravated, and many ethical issues arise. In the article, the authors analyze the regulatory framework for the creation and application of artificial intelligence technologies, determine the principles and structure of a comprehensive legal system for regulating artificial intelligence in the Russian Federation and the national legal systems of some states.

Keywords: balance of interests, information, artificial intelligence, principles and structure of an integrated legal system, digital security.

References

1. Andreev V.K. Dynamics of legal regulation of the use of artificial intelligence. ZHurnal rossijskogo prava = Journal of Russian law. 2020. No. 3. Pp. 56-68. (In Russian);

2. Gorodov O.A. On the legal protection of big data // Legal regulation of the digital economy in modern conditions for the development of high-tech business in the national and global context: monograph / ed. ed. V.N. Sinyukova, M.A. Egorova. M., 2019. (In Russian);

3. Gorodov O.A. Digital Legal Relationship: Species and Content. Pravo i cifrovaya ekonomika = Law and Digital Economy. 2019. No. 3 (05). Pp. 5-10 (In Russian);

4. Ibragimov R.S., Suragina E.D., Churilova D. Yu. Ethics and regulation of artificial intelligence. Zakon = Law. 2021. No. 8. Pp. 85-95 (In Russian);

5. Code of Ethics in the field of artificial intelligence // Official website of the Alliance in the field of artificial intelligence: https://a-ai. ru/wp-content/uploads/2021/10/Code_of_ethics_in_the_field_ of_AI_final.pdf (Accessed 25.01.2022) (In Russian);

6. Brief psychological dictionary / Ed. A.V. Petrovsky, M.G. Yaro-shevsky; ed.-st. L.A. Karpenko. Edition 2, expanded, corrected and supplemented. Rostov-on-Don: Phoenix, 1998. 512 p. (In Russian);

7. Manukov Sergey. The fourth industrial revolution in Davos // Expert (electronic resource) https://expert.ru/2016/01/21/ chetvertaya-promyishlennaya-revolyutsiya/ (Accessed 25.01.2022) (In Russian);

8. Minbaleev A.V. Digital Legal Relations: Concept, Types, Structure, Objects // Digital Law: textbook under general. Ed. V.V. Blazheeva, M.A. Egorova. M., 2020. S. 67-77. (In Russian);

9. Nagrodskaya V.B. New technologies (blockchain / artificial intelligence) in the service of law: scientific and methodological manual / ed. L.A. Novoselova. M.: Prospekt, 2019. 128 p. / Consultant Plus (In Russian);

10. Proydakov E.M. The current state of artificial intelligence// Electronic resource: cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-iskusstvennogo-intellekta/viewer (Accessed 25.01.2022) (In Russian);

11. Savina V.S. Artificial Intelligence and Contemporary Art: Problems and Prospects. Pravo i biznes = Law and Business. 2021. No. 3. Pp. 8-10 (In Russian);

12. Filipova I.A. Legal regulation of artificial intelligence: study guide. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University, 2020. 90 p.(In Russian);

13. AI Jobs Act. URL: https://www.congress.gov/116/bills/hr827/ BILLS-116hr827ih.pdf

14. Asilomar AI Principles. 2017. URL: https://futureoflife.org/ ai-principles/?cn-reloaded=1

15. Executive Order on Maintaining American Leadership in Artificial Intelligence. URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-maintaining-american-leadership-artificial-intelligence/

16. G20 Ministerial Statement on Trade and Digital Economy. URL: https://www.mofa.go.jp/files/000486596.pdf

17. Made in China 2025. URL: http://www.cittadellascienza.it/cina/ wp-content/uploads/2017/02/IoT-0NE-Made-in-China-2025.pdf

18. McCarty L.T. Finding the Right Balance in Artificial Intelligence and Law. In book: Research Handbook on the Law of Artificial Intelligence. Chapter: 3. Publisher: Edward Elgar Publishing. 2017.

19. OECD Council Recommendation on Artificial Intelligence. URL: https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LE-GAL-0449

20. Villani C. «Donner un sens à l'intelligence artificielle». Paris: Direction de l'information legale et administrative. 2018. 233 p.

21. Zogg B. L'Europe et la course à l'Intelligence Artificielle // Politique de sécurité: analyses du CSS. 2019. No 247. P. 1-4. https://css.ethz.ch/content/dam/ethz/special-interest/gess/cis/ center-for-securities-studies/pdfs/CSSAnalyse247-FR.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.