Научная статья на тему 'ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО НОВГОРОДСКОМУ ЮРОДИВОМУ НИКОЛАЮ КОЧАНОВУ: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ'

ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО НОВГОРОДСКОМУ ЮРОДИВОМУ НИКОЛАЮ КОЧАНОВУ: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Litterarum
Scopus
ВАК
Ключевые слова
восточнославянская агиография / древнерусская агиография / новгородская агиография / текстология / Василий Кесарийский / Николай Мирликийский / Николай (Кочанов) / Иоанн XIII Глика Константинопольский / Климент Охридский / Ксенофонт Робейский / East Slavic hagiography / Old Russian hagiography / Novgorod hagiography / textual criticism / Basil of Caesarea / Nicholas of Myra / Nicholas (Kochanov) / John XIII of Constantinople / Clement of Ohrid / Xenophon of Robeika

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Наталья Викторовна Пак

В статье рассматриваются литературные источники анонимного Похвального слова Николаю Кочаному, новгородскому юродивому XIV в., написанного предположительно в Новгороде в середине XVI в. Немногочисленные исторические сведения о жизни святого автор во многих случаях передает словами заимствований из литературных источников. Установлены три из них: Поучение на память Василия Кесарийского Иоанна Глики, Похвальное слово Николаю Мирликийскому, атрибутируемое Клименту Охридскому, и анонимное Слово на перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари. Во второй части статьи Похвальное слово сопоставляется с двумя поздними житиями Николая Кочанова. Проведенный анализ подтверждает вывод о том, что они восходят к Похвальному слову как своему источнику. Кроме того, на тексте Похвального слова Николаю Кочанову также основывается поздняя Похвала Ксенофонту Робейскому, другому новгородскому святому, основателю Ксенофонтова Робейского монастыря, и Житие этого же святого. В приложении публикуется текст Похвального слова по списку XVII в. ОЛДП F.48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PANEGYRIC ON NICHOLAS KOCHANOV, A FOOL FOR CHRIST OF NOVGOROD: LITERARY SOURCES

The article examines the literary sources of the anonymous Panegyric on Nicholas, named Kochanov, a 14th-century Saint of Novgorod, presumably written in Novgorod in the middle of the 16th century. In numerous cases the author of the Panegyric conveys the few historical information about the life of the Saint by the borrowings from certain literary sources. Established ones are the Sermon on the memory of Basil of Caesarea by John XIII of Constantinople, the Panegyric of Nicholas of Myra attributed to Clement of Ohrid, and the anonymous Sermon on the transfer of the relics of Nicholas the Wonderworker from Myra of Lycia to Bari. The second part of the article privides a comparison of the Panegyric with two late lives of Nicholas Kochanov. The results of analysis confirm the conclusion that they go back to the Panegyric as their source. Moreover, the late Praise of Xenophon of Robeika, another Saint of Novgorod, the founder of the Monastery in honour of St. Nicholas, as well as the Life of Xenophon of Robeika are also based on the text of the Panegyric of Nicholas Kochanov. The appendix contains the text of the Panegyric of Nicholas Kochanov published in accordance with the manuscript of the 17th century OLDP F.48.

Текст научной работы на тему «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО НОВГОРОДСКОМУ ЮРОДИВОМУ НИКОЛАЮ КОЧАНОВУ: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ»

похвальное слово новгородскому юродивому николаю кочанову: литературные источники

© 2023 г. Н.В. Пак

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург, Россия Дата поступления статьи: 19 июля 2022 г. Дата одобрения рецензентами: 15 октября 2022 г. Дата публикации: 25 июня 2023 г. https://d0i.0rg/10.22455/2500-4247-2023-8-2-288-315

Аннотация: В статье рассматриваются литературные источники анонимного Похвального слова Николаю Кочаному, новгородскому юродивому XIV в., написанного предположительно в Новгороде в середине XVI в. Немногочисленные исторические сведения о жизни святого автор во многих случаях передает словами заимствований из литературных источников. Установлены три из них: Поучение на память Василия Кесарийского Иоанна Глики, Похвальное слово Николаю Мирликийскому, атрибутируемое Клименту Охридскому, и анонимное Слово на перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари. Во второй части статьи Похвальное слово сопоставляется с двумя поздними житиями Николая Кочанова. Проведенный анализ подтверждает вывод о том, что они восходят к Похвальному слову как своему источнику. Кроме того, на тексте Похвального слова Николаю Кочанову также основывается поздняя Похвала Ксенофонту Робейскому, другому новгородскому святому, основателю Ксенофонтова Робейского монастыря, и Житие этого же святого. В приложении публикуется текст Похвального слова по списку XVII в. ОЛДП F.48.

Ключевые слова: восточнославянская агиография, древнерусская агиография, новгородская агиография, текстология, Василий Кесарийский, Николай Мирликийский, Николай (Кочанов), Иоанн XIII Глика Константинопольский, Климент Охридский, Ксенофонт Робейский.

Информация об авторе: Наталья Викторовна Пак — кандидат филологических наук,

специалист по учебно-методической работе, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, ул. Двинская, д. 5/7, 198035 г. Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0003-0307-2395

E-mail: nataliya.pak@gmail.com

Для цитирования: Пак Н.В. Похвальное слово новгородскому юродивому Николаю Кочанову: литературные источники // Studia Litterarum. 2023. Т. 8, № 2. С. 288-315. https://d0i.0rg/10.22455/2500-4247-2023-8-2-288-315

Научная статья / Research Article

https://elibrary.ru/BMAKVX УДК 821.161.1.0 ББК 83.3(2Рос=Рус)4

the panegyric on nicholas

k^hh kochanov, a fool for christ

This is an open access article of novgorod: literary sources

Abstract: The article examines the literary sources of the anonymous Panegyric on Nicholas, named Kochanov, a i4th-century Saint of Novgorod, presumably written in Novgorod in the middle of the 16th century. In numerous cases the author of the Panegyric conveys the few historical information about the life of the Saint by the borrowings from certain literary sources. Established ones are the Sermon on the memory of Basil of Caesarea by John XIII of Constantinople, the Panegyric of Nicholas of Myra attributed to Clement of Ohrid, and the anonymous Sermon on the transfer of the relics of Nicholas the Wonderworker from Myra of Lycia to Bari. The second part of the article privides a comparison of the Panegyric with two late lives of Nicholas Kochanov. The results of analysis confirm the conclusion that they go back to the Panegyric as their source. Moreover, the late Praise of Xenophon of Robeika, another Saint of Novgorod, the founder of the Monastery in honour of St. Nicholas, as well as the Life of Xenophon of Robeika are also based on the text of the Panegyric of Nicholas Kochanov. The appendix contains the text of the Panegyric of Nicholas Kochanov published in accordance with the manuscript of the 17th century OLDP F.48.

bywords: East Slavic hagiography, Old Russian hagiography, Novgorod hagiography, textual criticism, Basil of Caesarea, Nicholas of Myra, Nicholas (Kochanov), John XIII of Constantinople, Clement of Ohrid, Xenophon of Robeika.

Information about the author: Natalia V. Pak, PhD in Philology, Specialist in educational and methodical work, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, Dvinskaya St. 5/7, 198035 St. Petersburg, Russia. ORCID ID: https://orcid. org/ 0000-0003-0307-2395

E-mail: nataliya.pak@gmail.com

For citation: Pak, N.V. "The Panegyric on Nicholas Kochanov, a Fool for Christ of Novgorod: Literary Sources." Studia Litterarum, vol. 8, no. 2, 2023, pp. 288-315. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-288-315

distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2023. Natalia V. Pak

Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, St. Petersburg, Russia Received: July 19, 2022 Approved after reviewing: October 15, 2022 Date of publication: June 25, 2023

Studia Litterarum, vol. 8, no. 2, 2023

То немногое, что известно о памятнике, которому посвящена настоящая статья, помещается всего в нескольких строках. По предположению В.О. Ключевского, Похвальное слово в честь новгородского блаженного Николая Кочанова, жившего, по преданию, в XIV в., принадлежит к числу произведений макарьевского времени и было написано в Новгороде в середине XVI в. [6, с. 268]. Широкого распространения в рукописной традиции оно не имело и дошло до нас в немногочисленных рукописях XVI-XVIII вв. [19, с. 511; 17, с. 274-275]. О жизни святого сообщает «очень скудные и неопределенные черты, переплетая их общими местами» [6, с. 269].

В названии памятника используется слово «Салос» в его терминологическом значении1, едва ли не единственный раз в агиографической традиции применительно к новгородскому юродивому Николаю2, в сопровождении пояснения книжника, что это слово значит: «Слово похвално Николы Каллосу (sic!), сирЬчь Христа ради уроду, нарицаемому Кочанову» (РНБ. Ф. 536. Оп. 1. № F.48, л. 389; далее - ОЛДПF.48)3 [5, с. 54].

Как отмечает В.И. Охотникова, Похвальное слово «полностью соответствует жанру славословия. Начинается оно рассуждением о том, что ни богатство, ни слава, ни сила, ни "сладость" не достойны "хвалы и удивления", ибо все это "погибнет и разрушится... с привременным житием", только "добродетель бессмертна есть". Жизнь Николы для автора Слова —

1 О развитии терминологического значения у греческого слова aaXôq 'сумасшедший' см.: [+ с. 40-44].

2 Известен еще один юродивый с таким именем, живший в XVI в. во Пскове, за которым в церковной и научной традиции закрепилось определение «Салос», см., например, название посвященной этому святому статьи в «Православной энциклопедии»: [14].

3 За указание на эту рукопись благодарю Т.Б. Карбасову.

пример того, как человек оставил все соблазны этого мира, все временное во имя вечного. Как сообщает автор, Никола был сыном богатых родителей Максима и Ульяны, но пренебрег богатством, "оставил села и имения, и раб множество" и стал юродствовать. И далее в самых общих словах описывается "чистое житие" Николы и его "юродственное шествие". Заканчивается соч<инение> акафистной похвалой и молитвенным обращением к св<ято-му>. Слову похвальному нельзя отказать в стройности, логичности развития мысли, ясности образов, языка» [13, с. 178].

Хотя известны по крайней мере два списка XVI в. и один из них относится к середине XVI в. [18, с. 172-176; 17, с. 274], Похвальное слово не было включено в состав макарьевских Великих Миней Четьих. Этот факт обычно признается значимым для определения времени создания и установления автора того или иного памятника, однако никто из исследователей о нем не упоминает.

Принято считать, что раннего Жития этого святого не существовало [19, с. 511]. На тексте Похвального слова основываются три попытки составить Житие в более позднее время: повествование, озаглавленное «О свя-томъ блаженномъ Христа ради юродивомъ Николае КачановЬ. Изъ слова похвальнаго вкратцЬ» (нач. «Святыи Христа ради юродивыи Николаи Кочанов родися въ великомъ НовЬградЬ от добру и христиану родителю...»)4, «Сказание о святом Николае, Христа ради юродивом» (нач. «Святыи Христа ради юродивыи Николаи, проименованием Кочанов, родися в четыре-надесятом веке...») из печатной службы 1831 г. и Житие, сохранившееся в единственном списке XIX в. (нач.: «Блаженныи Николаи Кочановъ родися въ Великомъ НовЬградЬ от добрыхъ и христианскихъ родителеи...»)5 [17, с. 275]. Между тем само Похвальное слово, будучи одним из древнейших агиографических памятников, повествующих о святом, до сих пор не было издано.

Перечисленные сведения из истории текста интересующего нас памятника можно дополнить указанием тех литературных источников, из которых были заимствованы «общие места».

Значительную часть риторического повествования Похвального слова составляют пять заимствований разной длины из Поучения на 1 января,

4 Упоминается Л.В. Соколовой [19, с. 511]. Текст издан: [8, с. 84-87].

5 Упоминается В.И. Охотниковой [13, с. 178]. Текст издан: [7, с. 41-44].

память Василия Кесарийского, принадлежащего Иоанну XIII Глике, патриарху Константинопольскому (1315-1320) (нач. «Мнозии от человЬкъ ови убо богатства и имЬниа хвалять и удивляються о нихъ...», BHG 262h). Текст Похвального слова Николаю Кочанову цитируется по списку ОЛДП F.48, ссылки на листы рукописи даются в квадратных скобках. Курсивом здесь и далее выделяются изменения, сделанные при адаптации заимствованного текста.

Мнози от ч(е)л(овЬ)кь, ови убо богатество и имЬниа хвалят(ъ) и удивляются о них(ъ), ини же блажать славу и силу, друзии же пищю, инии же сладость. От сих же ни едино есть блажено, ниже

достоино похвалению, или славЬ, или удивлению, понеже бо не имать присное пребытие, но с вЬкомь симъ и привременнымь житиемь купно раздрушаеться и погыбаеть, многым же ч(е)л(овЬ)комь ни здЬ послужи, ниже пребысть с ними богатьство и слава, ни сладость, ни пищя, но яко не явися. Подобно яко соние, мимоидеть и остави съдръжащих(ъ) е, и абие бысть красныи и славныи уныль, и богатыи нищь, и благыя дни имЬя прииде в напасти. Едина же добродетель бесм(е)ртна есть и вЬчна вещь и блажена, и та убо есть едина достоина ублажению и похвалению и удивлению, понеже бо содръжащих(ъ) ю блаженех(ъ) и достоинЬх(ъ) похвалЬнию показаеть.

(А) Якоже мнози от ч(е)л(овЬ)къ, овии убо богат(ь)ства имЬния хвалят(ъ) и удивляются о немъ, инии же блажят(ъ) славу и силу, друзии же пищу, инии же сладость. От сихъ же ни едино

достоино похвалению или славЬ и удивлению, понеже бо не имать присное пребытие, но с вЬкомъ симъ и привременнымъ сим(ъ) житием(ъ) купно разрушается и погибаетъ, многим же ч(е)л(овЬ)комъ ни здЬ послужи, ниже пребысть с ними богат(ь)ство и слава, ни сладость, ни пища, но, якоже

соние, мимоидетъ и оставитъ содержащихъ е, и абие бысть красныи и славныи унылъ, и богатыи нищ(ь), и благыя дни имЬя прииде в напасть. Едина же добродетель бесм(е)ртна || есть и вЬчна вещь6 и блаженна, и та убо есть достоина ублажению и удивлению, понеже бо содержащихъ ю блаженных(ъ) и достоиных(ъ) похвалению показуетъ.

6 На тексте Похвального слова Николаю Кочанову основывается также Похвала Ксе-нофонту Робейскому (нач. «ПриспЬ намъ, возлюбленнш хрисиане, пресвЬтлое торжество и память успЬшя преподобнаго Ксенофонта...»), новгородскому святому, основателю Ксенофонтова Робейского монастыря, и Житие этого святого (нач. «Сеи преподобныи отец

Воспомянемь, братие, колиции силнии, и богатии, и пи||щницы от вЬка бышя, и ни единого ихъ память съ похвалениемь бысть:

добродЬтелных(ъ) же и святых(ъ) неугасаема есть похвала, и слава бесм(е)ртна, и вЬчно ублажение, и похваляющии сихь веселятся, и играють духовно, и радуются:

«Похваляему бо, рече, праведному, възвеселятся людие: бесм(е)ртие бо есть ему и благопохваление о причящении слова онЬх(ъ)». И се явЬ есть о нихже дЬлаемь дн(е)сь, празднующе краснаго праздника еже въ святых(ъ) отца нашего Василиа Великаго:

веселимся убо въистину, и радуемся, и просвЬщаемся, ублажающе сего и прославляюще пЬсньми, и похвалами, и похвалении, и пЬнии. Ктому же и по всему времени святых(ъ) памяти празднующе,

Воспомянемъ, братие, колицы силни, и богати, и пищницы от вЬка бышя, и ни единаго ихъ память с похвалениемъ бысть;

добродЬтель же святыхъ неугасаема,

и слава бесм(е)ртна, и вЬчно ублажение, и похваляюще сих(ъ) веселятся и духовно играютъ. Якожерече Соломонъ, похваляему праведнику, возвеселятся людие: бесм(е)ртие бо есть ему и благохваление о причащении слова онЬх(ъ). И се явЬ есть от нихже дЬлаем(ъ) днесь, празднующе прекраснаго праздника преблаженнаго Христа ради уродиваго Николы, нарицаемаго Кочанова: веселимся убо, братие, воистинну, радуемся и просвЬщаемся, ублажающе его и прославляюще пЬсньми, и похвалами, и пЬнии, призывающе имя его.

Ксенофонтъ, рода и коего града, или веси, откуду бе, не изобретено бысть...»). Похвала издана: [20, с. 311-315]; Житие издано: [3, с. 265-268; 1, с. 104-105].

Житие, согласно датировке А.Г. Боброва, было написано между серединой XVIII в. и 1830-ми гг. [3, с. 258]; относительно времени создания Похвального слова никаких предположений высказано не было. Однако в Житии фрагментарно читается заимствование из Поучения на память Василия Кесарийского «уразуме мира сего настоящую жизнь, что весьма кратка, скоропреходящу и исполненна безъчисленныхъ и горестныхъ бедствии; другая жъ есть безъсмертная вечная, и всякихъ сладостеи и увеселении преисполненная» [3, с. 265-266], что может говорить об одновременном создании Жития и Похвалы и использовании общего литературного источника (Похвального слова Николаю Кочанову) или, что менее вероятно, о написании Жития после Похвалы. В связи с этим остается сожалеть, что Житие публикуется отдельно от Похвалы, являющейся его составной частью.

якоже свЬтилникъ зримь ихь сияющихъ кождаго ихъ по памяти своеи

и просвЬщающих(ъ) душь наших(ъ),

и исправляющих(ъ) о БозЬ стопь наших(ъ).

Истинно бо есть священное и божественое слово, глаголющее: «Яко ихже проувидЬ Богъ, си реч(ь) исъпръва повелЬ съединообразникы быти образу Сына Его, яко быти Ему перво||родну во многых(ъ) братиахъ. Ихже бо исперва повЬле, сихь и призва, ихже призва, сих(ъ) и прослави, ихже прослави, сих(ъ) и оправда, причястникы и наслЬдникы быти ц(а)р-ствию Его небесному и неизреченному и блаженному животу и наслаждению» [11, стб. 57-58].

Кто же исповЬдати

возможеть многая и великая дарованиа, еже дароваеть съдръжащим(ъ) добродЬтель, и в нынЬшнЬмь вЬцЬ, и в будущем(ъ)?

Кто ли възможет(ъ) изрещи блаженьство и славу ону, егда праведнии просиають, яко с(о)лнце, и блаженнои и нетлЬннои пищи наслаждение?

Якоже || свЬтилникъ зримъ сияющь, такоже и память его,

просвЬщающу душъ нашыхъ, и мракоту греховную отгоняющи, и исправляющи о БозЬ стопы нашя (л. 389 об. - 390 об.).

(B) Истинно бо есть божественное слово, || глаголющее:

«Якоже ихже проувидЬ Богъ, сим(ъ) исперва повелЬ соединообразным(ъ) быти образу Сына Его, яко быти Ему первородну во многыхъ братияхъ. Ихже бо исперва повелЬ, сих(ъ) и призва, ихже призва, сихъ и прослави, ихже прослави, сихъ и оправда, и причастникы, и наслЬдникы быти ц(а)рьствию Его небесному, и неизреченному животу, и наслажению» (л. 390 об. - 391).

(C) Никтоже исповЬдати и похвалити возможе многая и великая дарования Божия, еже даруетъ содержащымъ добродЬтелеи терп-ние, в нынЬшнемъ вЬце и в будущемъ.

Кто ли изрещи возможетъ блажен(ь)-ство и славу ону, егда праведнии просияютъ, яко с(о)лнце, блаженнои и нетлЬннои пищи наслаждение? (л. 393)

Глаголет бо Христос: «Отче, ихже дал Ми еси, хощу, идЬже есмь Азъ, и они будуть со Мною, даже зрять славу Мою, еяже дал Ми еси». ИндЬже пакы глаголеть: «ПриидЬте, благословении Отца Моего, наслЬдуите уготованное вамъ ц(а)рстьво небесное от искони мира».

Въистину убо праведнии въ вЬкы живи суть, и память ихь пребываеть в род(ъ) || и род(ъ).

Блажени убо суть въистину добродЬтели причястницы и блазии дЬлателие заповЬдемь Господним(ь), см. ниже

понеже тамо отходять, идЬже Христос есть, одесную Отца сЬдяи, [...]. Тамо бо и мы мало на послЬдокъ ити имамы,

и елицы здЬ добрЬ течение сьвершишя, възвеселятся тамо о Господи, владычествующимь силою своею въ вЬки, елици же уныниемъ и лЬностию пожишя, мукамь и томлениомь предани будуть, не тисущами или тмами лЬтомь, но вЬкы не имущимь конця. Сего ради молюся вамъ: утрезвимся и въспрянемь на всякъ д(е)нь и чяс(ъ)... [11, стб. 58-59].

...даже до см(е)рти соблюдати христоподобное житие... [11, стб. 60].

ф) Якоже глаголетъ,

праведнии в вЬки живутъ, и память их(ъ) пребывает(ъ) в род(ъ) и родъ.

Блажени убо воистинну добродЬтели причастницы и блази дЬлатели заповЬдем(ъ) Господнимъ, || (Е) даже и до см(е)рти соблюдая христоподобное житие, (D) понеже тамо отходятъ, идЬже Христос есть, одесную Отца сЬдяи,

и елицы здЬ добро течение совершышя, возвеселятся тамо о Господи, владычествующимъ силою своею вЬкы. Елицы же уныниемъ и лЬностию пожишя, мукамъ и томлению предани будутъ, не тысущями или тмами лЬтомъ, но во вЬкы не имуще кончины. Сего ради молюся вам(ъ), братие: утрезвитеся и бодри будите (л. 393-393 об.).

см. выше

Другим литературным источником новгородского памятника явилось Похвальное слово Николаю Мирликийскому (нач. «Се наста, братие,

свЬтлое празднество...»), приписываемое Клименту, епископу Охридскому, одному из учеников Кирилла и Мефодия [12, с. 91-95], из которого было заимствовано девять фрагментов разной длины. Исследователи неоднократно высказывали аргументы против предполагаемого авторства Климента Охридского [9; 12, с. 190-191, № 74], однако в недавней работе Д. Атанасова приводит новые данные в его пользу [2].

В отличие от Поучения на память Василия Кесарийского, обращение к которому не имеет видимой мотивации, выбор этого сочинения в качестве литературного источника Похвального слова Николаю Кочанову легко может быть объяснен тождеством имен прославляемых святых.

Се наста,

братие, свЬтлое празднество7 предивнаго отца нашего чюдотворца Николы,

еже во всемь мирЬ,

яко с(о)лнце, добротелми осиая, чюдесы удивляя весь миръ.

БЬ бо

от добру родителю прозяблъ, яко и маслина доброродна,

от отца, нарицаемаго Феофана, и матери, нарицаемыа Ноны. Доброплодная же, купати хотяща, положи в ночвахъ, воста простъ, стоя 2 часа [10, стб. 789].

(a) ПриспЬ намъ,

братие, свЬтлое празднество

и памят(ь) || успения преблаженнаго, иже Христа ради уродиваго Николы, нарицаемаго Кочанова. Сеи убо блаженныи Никола в великомъ НовЬграде,

якоже с(о)лнце, добродЬтелми просия и весь градъ удиви своимъ житием(ъ) (л. 389 об.). [...]

(b) Сеи убо блаженныи Никола родися от добру родителю,

отца, нареченнаго Максима, и матери, нареченныя Ульянии, доброплодныя (л. 390 об.).

7 В некоторых списках читается «Се приспЬ, братие, свЬтлое празднество» [12, с. 91].

...издЬтьска бо бЬ искипила в немь по достоянию

благодати Божия, течаше бо изо устъ его

сладко учение,

яко кадило добровонно.

В тои же добродЬтели пребывающю, возвЬсти ему архиепископъ преподобныи Филипъ прити въ епископью... [10, стб. 790].

...якоже рече достоинЬ Христос: «Иже вЬруеть въ Мя, то ищрева его рЬки животныя истекуть». «Азъ бо, рече, дамъ ему уста и премудрость, еже не возмогуть противитися и отвЬщати вся противляющися вамъ». Пророкомъ Иолемъ глаголеть: «ИзлЬю от духа Моего, и дамъ чюдеса на небесЬ горЬ, и знамения на земли низу, и благодати сугубъ даръ подамь». Того жадая, блаженныи отець нашь Николае презри маловременная сласти житиа сего, не ища земныхъ, но небесныхъ, не ища временныхъ, но вЬчныхъ,

мЬсто от мЬста придя, възиская заблужешихъ,

(с) ИздЬт(ь)ска бо нача велию в-Ъру к Богу держати, и явися на нем(ъ) Божия благодать,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

течаше бо изъ устъ его

молитва к Богу,

яко кадило благовонно.

И любяше чистоту, и постъ, и кол-нное

поклонение.

И в тои же добродЬтели ему пребывающу, и велможи же начашя его и людие блажити и славити (л. 390 об.).

Якоже рече Христос достоинЬ: «Иже вЬруютъ в Мя, то из чрева его рЬкы животныя истекутъ»,

«и благодати сугубъ даръ подамъ вамъ». И сего жадая блаженныи уродивыи Никола, отрину маловременныя сласти || жития сего, не хотя земных(ъ), но небесныхъ, не ища временныхъ, но вЬчныхъ,

с мЬста на мЬсто преходя, и уродомъ ся творя, и образъ спасению вс-мъ являя своего жития, терпЬнием(ъ) отвращая от заблужениа,

текыи к болным(ъ), недужныя исцЬляа, печалныя утЬшая, обидимымь помагая, от см(е)рти изимая [10, стб. 790].

Радуися, небопарныи орле, облиставъ весь миръ и наполнивъ вся сладкаго учения. Радуися, Николае, похвала апостольская, радуися, Николае, монастыремъ твердое и недвижимое основание [10, стб. 794].

Радуися, побЬднича бЬсомъ и ересемь прогонниче... [10, стб. 794].

ТЬмже, братие, того Сына Божиаго почитающа,

заповЬди Его соблюдемь, иже рече: «Не убеи, не укради, лжи послухъ не буди, не прелюбодЬи, не восхити чюжего обидою, чти отца своего и матерь, возлюби ближнего своего, яко и самъ ся», и страхом(ъ) и трепетом(ъ) поч(е) сти Христа, якоже почте тя, от небытия въ бытие тя сотвори: тебе ради звЬздами небо украси, тебе ради с(о)лнце постави, тебе ради луну и звЬзды сотвори на просвЬщение твое, тебе ради постави времена и м(Ь)с(я)-ци, дни и часы, тебе ради море, и рЬки, источники излия, тебе ради звЬри, и птица, вся четвероногиа сотвори, да тя возведеть в первое раиское мЬсто. Ты, того оставивъ, рЬкамъ, источникамъ требы полагаеши, жреши, яко Богу, бездушнеи твари.

<и нын- болныя и недужныя исцЬляя,> и печалныя утЬшая, обидимым(ъ) помогая, и от страсти б-совскиа избавляя (л. 391-391 об.).

(е) Радуися, небопарныи орле, обле||тавыи весь Новъград(ъ) и наполнивыи своего великаго кр-пкаго терп-ния. Радуися, Новуграду твердое основание недвижимо.

(1) Радуися, побЬдивыи бЬсы своимъ терп-ниемъ (л. 392 об. - 393).

Поклоняемся Сыну Божию,

и заповЬди Его соблюдем(ъ), иже рече: «Не убеи, не укради, лжы послухъ не буди, не прелюбодЬи, не восхити чюжаго обидою, чти отца своего и матерь, и возлюби ближняго своего, яко самъ себе». Страхомъ и трепетом(ъ) почти Христа, якоже тя почте, от небытия в бытие сотвори: тебе ради небо звЬздами украси, тебе ради с(о)лнце постави, тебе || ради луну и звЬзды сотвори на просвЬщение твое, тебе ради постави времена, м(Ь)с(я)цы, и дни, и часы, тебе ради море, и рЬкы, и источникы излия, тебе ради птицы, и звЬри, и вся четвероногая сотвори, да тя возведет(ъ) в раиское мЬсто. Ты, того оставивъ, рекамъ и источникамъ требы полагаеши, жреши, яко Богу, твари воздушнеи.

Да того ради бываетъ небу затворение, бездождие, плодом пагуба, ово сланою, ово градом(ъ), ово язями различными, ихже да убЬжимъ, милос(е)рдие Божие укротяще.

Ръци же ми, чимь я можемъ укротити? Не сим ли: не || воздаи же зла за зло, ни клеветы за клевету, убыстри же нозЬ свои на течение къ ц(е)ркви право, услышаная в неи скоро сотворяи, алчныя накормляи, жадныя напои, нагыа одЬваи, странныа приемли, болныа посЬщаи, нищая ввожа в домъ, сирымъ буди во отца мЬсто, вся, реченная ти преди, сотвори. ТЬми бо тЬсными путьми разширять ти ся двери небесныя... [10, стб. 792-793].

Да и мы, братие и отцы,

добронравию поревнуемь и память его честно творимъ,

не на брашно токмо ся собираемъ, но и на послушание и на добрая дЬла подвигнемся,

воздержащеся не от брашна токмо, но и от пиянства, от зависти, от свара, от татбы, от клеветы, от лихоимания и от прелюбодЬаниа, от мертвечины, от кровоядения.

И того ради бываетъ небу затворение, и бездождие, и плодомъ пагуба, ово сланою, ово градомъ, ово язями различными, иже да убЬжимъ того, милос(е)рдие Божие кротяще. И рцЬмъ, чимъ я можем(ъ) укротити? Не симъ ли: не воздаждь зла за зло, ни клеветы за клевету, и убыстри нозЬ твои на течение право к ц(е)ркви, и услышанная в неи скоро сътворяи, алчныя накорми, и жадныя напои, и нагыя одЬваи, и болныя посЬщаи, странныя приемли, || нищая введи в дом(ъ) свои, сиру буди во отца мЬсто, и вся си реченнаа соблюди. ТЬми бо путьми разширятся двери небесныя (л. 393 об. - 394 об.).

© Да мы, братие и отцы, послушаемъ свят(а)го писания, и сотворим(ъ) тако, и останемся от злыхъ д-лъ, и поревнуимъ блаженному отцу Никол-, и память ч(е)стнаго его преставлениа ч(е)стно творим(ъ)

и празднуемъ.

Не на брашно токмо ся збираем(ъ), но на послушание, и на добрая дЬла подвигнемся,

воздержащеся не от брашна токмо, но и от пития, и от зависти, от свара, от татбы, от клеветы, и от лихоимания, и от прелюбодЬяния, и от кровоядения, и от всего зла.

Такова бо дЬла творяща далече от Бога суть, аще не покаются покаяниемъ, еже бо есть приятно Богу, еже остатися от всякого зла и ктому не претворяти его, но слезами, и милостынею, и умилениемъ омыти вся соблазны,

Таковая дЬла творяще далече от Бога суть, аще не покаются покаяниемъ, еже бо есть приятно Богу, еже остатися от всякого зла || и ктому не творити его, но слезами, и умилениемъ, и милостынею омыти вся соблазны... (л. 394 об. - 395).

тако пребывающу, славити пресвятую Троицю,

во единомъ БожествЬ, во единои державЬ сущи, Емуже лЬпо есть присно воздати честь и поклоняние единому Богу со безначалнымъ Сыномъ Исус Христомъ, Емуже слава въ вЬкы вЬкомъ, аминь [10, стб. 794].

(') Тако пребывающе, славимъ Святую Троицу,

Отца и Сына и Святаго Духа, и нын- и присно и во в-ки в-ком(ъ),

аминь (л. 395 об.).

Из Слова на перенесение мощей Николая из Мир Ликийских в Бари (нач. «Присно убо должни есмы, братие...»), предположительно русского сочинения конца XI в. [16, с. 191-192, № 75] или первой четверти XII в., третьего источника анализируемого памятника, заимствована заключительная молитва. Автора новгородского Похвального слова интересовал только эпизод поклонения мощам. Очевидно, что в почитании Николая Мирликийского он видел авторитетный образец, которому следовал в своем описании.

Нам же, о преподобныи угодниче Христовъ,

милостивъ буди зде и в будущемъ вЬцЬ! На тя бо уповахомъ и молимся,

ты бо всЬх видимых и невидимых честнЬе явися.

Блаженыи по истинЬ град Барьскыи, и церкви его освященна, въ неиже тя возвеличи Господь Богъ!

(к) О преблаженне угодниче Христовъ уродивыи Никола, милостив(ъ) буди намъ здЬ и в будущем(ъ) вЬце, на тя бо уповахомъ, и теб- ся молимъ.

Ты бо всЬхъ видимыхъ и невидимыхъ врагъ избавляеши.

Блаженъ есть поистинне Новъград(ъ), и м-сто, на немже положено ч(е)стное т-ло твое.

Освяти бо тя, угодника своего, Вышнии, ты бо еси

всЬмъ христьяномъ помощникъ и заступникъ,

избавляа ны от всЬх напастии, от бЬд нашихъ.

И еще молим ти ся, святыи прЬблаженныи угодниче, святителю Христовъ Николае,

имаши дръзновение къ ВладыцЬ, молися о насъ, празднующимъ всегда память и творящихъ праздникъ принесение твоихъ мощеи, яко да спасени будемъ твоими молитвами,

благодатию и человЬколюбиемъ Единароднаго Сына, с нимже благословенъ еси, съ Пресвятымъ, Благымъ и Животворящимъ ти Духомъ, и нынЬ, и присно, и въ вЬкы вЬкомъ. Аминь [15, с. 242].

Освяти бо тя Господь вышнии, своего угодника.

Ты бо вс-мъ в-рующымъ во Отца и Сына и Свят(а)го Духа и приходящымъ ко гробу твоему буди молебникъ

и помощникъ и заступникъ, всЬм(ъ) хр(и)стияномъ, не токмо зд- в Нов-Ъград-Ъ, но и везд-Ъ, во имя Христа Бога нашего призывающих(ъ) твое ч(е)стное имя, избавляеши насъ от всЬхъ напастеи и бЬдъ.

И еще молим ти ся, ||

преблаженне угодниче Христовъ Никола,

имаши дерзновение ко ВладыцЬ, и моли о насъ, празнующихъ выну и творящыхъ память твоего преставления,

яко да спасени будемъ твоими молитвами (л. 395-395 об.).

Выявленные литературные источники подтверждают вывод о том, что два житийных повествования о новгородском юродивом составлены на основе Похвального слова. Нагляднее всего это видно при сравнении первоначального чтения «течаше» (оно заимствовано из Похвального слова Николаю Мирликийскому Климента Охридского) и вторичного чтения «исхождаше» в житийных повествованиях.

Текст Жития, опубликованного Е.А. Рыжовой, восходит к повествованию «Изъ слова похвальнаго вкратцЬ»: в нем пропущены слова «И пребывая во июродствЬ», являющиеся заимствованием из Похвального слова Николаю Кочанову, и читается дополнение «богатствомъ изобилующихъ, имЬющихъ селъ и рабовъ множество». В Похвальном слове этого места нет, но ниже читается фраза «Тако и сеи блаженныи Никола Кочановъ, остави вся Господа ради, села, и имЬние, и рабъ множество», парафразом которой, по всей видимости, и является указание «Изъ слова похвальнаго вкратцЬ».

Полужирным шрифтом выделяются первоначальные чтения Похвального слова и повествования «Изъ слова похвальнаго вкратцЬ», курсивом — вторичные чтения.

Ь-Сеи убо блаженныи Никола родися

от добру родителю, отца, нареченнаго Максима, и матери, нареченныя Ульянии, доброплодныя.-ь

с-ИздЬт(ь)ска бо нача велию вЬру к Богу держати,

и явися на нем(ъ) Божия благодать, течаше бо изъ устъ его молитва к Богу, яко кадило благовонно. И любяше чистоту, и постъ, и колЬнное поклонение.

Святыи Христа ради юродивыи Николаи Качанов родися въ Великомъ НовЬградЬ от добру и христиану родителю, отца именемъ Максима, матере же Иулиании, богатством изобилующихъ и им-ющихъ селъ ирабовъ множество, и издЬтска нача велию вЬру къ Богу держати.

И явися на нем Божия благодать. Исхождаше бо изъ устъ его молитва къ Богу, яко кадило благовонно, и любяше чистоту и постъ и коленное преклонение.

Блаженныи Николаи Кочановъ родися въ Великомъ НовЬградЬ

от добрыхъ и христианскихъ родителеи — отца именемъ Максима и матере Иулиании, богатствомъ изобилующихъ, им-ющихъ селъ и рабовъ множество,

и издЬтства нача велию вЬру къ Богу держати.

И явися на немъ Божия благодать: исхо\\ждаше бо изо устъ молитва къ Богу, яко кадило благовонно, и любяше чистоту, и постъ, и колЬнное преклонение.

И в тои же добродЬтели ему пребывающу,-с и велможи же начашя его и людие блажити и славити.

Сеи же блаженныи не хотя славы от ч(е)л(овЬ)-къ, [...]

И сего желая блаженныи Никола,

и нача уродствовати Господа ради. И пребывая во урод-ствЪ,

ходя по стогнам(ъ) града, похабъ ся творяше, во устЬх же молитву имЬя к Богу всегда.

И тогда промчеся доброта его, во всем(ъ) великомъ НовЬградЬ, чистаго ради жития его. [... ] и образъ спасению всЬмъ являя своего жития, терпЬнием(ъ) отвращая от заблужениа, [...].

[... ] Тако и сеи блаженныи Никола Кочановъ, остави вся Господа ради, села, и имЬние, и рабъ множество, и веселие, нестяжание стяжавъ,

Въ таковои добродЬтели ему пребывающу, начаша его вельможи и людие блажити и славити.

Сеи же не хотя славы от человекъ

и желая наслЬдникъ быти Царствия Небеснаго, нача юродствовати Господа ради.

И пребывая во июродстве, по стогнамъ града ходя, похаб творяше ся, во устЬхъ молитву имЬя къ Богу всЬгда.

Тогда промчеся доброта его во всемъ Великомъ НовЬградЬ чистаго ради жития его. Ибо образъ всЬмъ являя спасения житиемъ своим и терпЬниемъ ||

Въ таковои добродЬтели ему пребывающу, начаша его вельможи и людие ублажати и славити.

Онъ же, не хотя славы от человЬкъ

и желая наслЬдникъ быти Царствия Небеснаго, нача юродствовати Господа ради,

по стогнамъ града ходя, похаб творяше ся, во устЬхъ же молитву къ Богу имЬя всегда. Тогда промчеся доброта его во всемъ Великомъ НовЬградЬ чистаго ради жития его, ибо житиемъ своимъ и терпЬниемъ являя всЬмъ образъ спасения.

и худостию ризною измлада к Богу прилЬпися, и во уродство претворися, и терпЬниемъ бо своимъ || и мужествомъ много пострада, и мразы зимныя терпя, и худость ризную имЬя, и нищету любляше. Мученицы бо во едино время страсти претерпЬшя, сеи же во вся дни живота своего муки терпя, и уничижение, и пхание от мирския чади приимаше, и о ихже согрЬшении Богу моляся. И сего ради чая прияти воздаяние вЬчныхъ благъ (л. 390 об., 391, 391 об.,

392).

много бо пострада,

худость ризную имЬя, и нищету любя.

Много бо пострада,

худость ризную имЬя и нищету любя,

Во вся дни живота своего во вся дни живота своего муки терпя, уничижение муки терпя, || уничижение

и пхание от мирския чади и посм-яния от мирския

приимаше и о ихъ согрЬшении Богу моляся, чая прияти воздаяние вЬчных благъ [8, с. 84].

чады приимаше и о ихъ согрЬшении Богу моляся, чаяше прияти воздаяние вЬчныхъ благъ ^ с. 41-42].

Таким образом, практически все сведения о жизни новгородского святого оказываются описанными при помощи заимствований из Похвального слова одноименному более раннему и более известному святому. Только имена родителей юродивого Максим и Иулиания известны также из нежитийных источников — они упоминаются в городских синодиках [17, с. 274]. Литературный источник здесь, скорее всего, использован для восполнения недостатка сохранившихся биографических сведений. Косвенным образом это свидетельствует о том, что время жизни святого (XIV в.) и время написания Похвального слова в его честь (середина XVI в.) значительно отдалены друг от друга.

Литературные источники примерно четверти текста не определены, однако компилятивный характер памятника и способы использования заимствованного текста заставляют предполагать, что и остальной текст основывается на литературных источниках, которые пока не установлены. Для дальнейшего изучения Похвального слова и его литературной истории предлагается публикация текста по одному списку.

Взаимоотношения упомянутых в статье памятников можно представить в виде следующей схемы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поучение на память Василия Кесарийского Иоанна Глики

Похвальное слово Николаю Мирликийскому Климента Охридского

Похвальное слово Николаю Кочанову

«Из слова похвального вкратцЬ» Николаю Кочанову («Святыи Христа ради юродивыи Николаи Кочанов...»)

Житие Николая Кочанова («Блаженныи

Николаи Кочановъ...»)

Слово на перенесение мощей Николая Мирликийского из Мир в Бари

Похвала Ксенофонту Робейскому,

Житие Ксенфонта Робейского

Принципы публикации текста

Рукописная традиция Похвального слова Николаю Кочанову не исследована. К сожалению, один из древнейших списков РНБ. Ф. 588. Оп. 2. № 851 в настоящее время находится на реставрации. При написании статьи к анализу были привлечены два списка XVII в. ОЛДП F.48 и РГБ. Ф. 310. № 344 (далее — Унд. 344). Эти списки близки друг другу (в частности, в обоих в заглавии читается ошибка «Каллосу» вместо «Саллосу», но не исключено, что эта ошибка содержалась в оригинале памятника) и имеют каждый по одной довольно значительной утрате. В ОЛДП F.48 после слов «терпЬни-ем(ъ) отвращая от заблужениа» пропущен текст «и нынЬ болныя и недужныя исцЬляя» (л. 391 об.); в Унд. 344 после слов «родися от добру родителю, отца» пропущен текст «нареченнаго Максима и матери» (л. 8 об.).

Взаимоотношение списков можно представить в виде схемы:

В основу публикации положен список ОЛДП F.48, для восстановления пропуска используется список Унд. 344.

Древнерусский текст передается в упрощенной орфографии, пунктуация приближена к современной.

Заимствования из Поучения на память Василия Кесарийского обозначаются прописными латинскими литерами A-A, B-B, C-C, D-D, E-E; заимствования из Похвального слова Николаю Мирликийскому и Слова на перенесение его мощей — строчными латинскими литерами a-a, b-b, c-c, d-d, e-e, f-f, g-g, h-h, i-i, j-j, k-k.

Издается впервые.

оригинал

ОЛДП F.48

Унд. 344

М(Ь)с(я)ца июля въ 27 д(е)нь. Слово похвално Николы8 Каллосу (sic!), сирЬчь Христа ради уроду, нарицаемому Кочанову.

Благослови, отче.

а-ПриспЬ намъ, братие, светлое празднество и памят(ь) (л. 389 об.) успения преблаженнаго иже Христа ради уродиваго Николы, нарицаемаго Кочанова.

Сеи убо блаженныи Никола в великомъ НовЬграде, якоже с(о)лнце, добродЬтелми просия и весь градъ удиви-3 своимъ житием(ъ). Якоже А-мно-зи от ч(е)л(овЬ)къ, овии убо богат(ь)ства имЬния хвалят(ъ) и удивляются о немъ, инии же блажят(ъ) славу и силу, друзии же пищу, инии же сладость. От сихъ же ни едино достоино похвалению или славЬ и удивлению, понеже бо не имать присное пребытие, но с вЬкомъ симъ и привременнымъ сим(ъ) житием(ъ) купно разрушается и погибаетъ, многим же ч(е)л(овЬ)-комъ ни здЬ послужи, ниже пребысть с ними богат(ь)ство и слава, ни сладость, ни пища, но, якоже соние, мимоидетъ и оставитъ содержащихъ е, и абие бысть красныи и славныи унылъ, и богатыи нищ(ь), и благыя дни имЬя прииде в напасть. Едина же добродЬтель бесм(е)ртна (л. 390) есть и вЬчна вещь и блаженна, и та убо есть достоина ублажению и удивлению, понеже бо содержащихъ ю блаженных(ъ) и достоиных(ъ) похвалению по-казуетъ. Воспомянемъ, братие, колицы силни, и богати, и пищницы от вЬка бышя, и ни единаго ихъ память с похвалениемъ бысть; добродЬтель же свя-тыхъ неугасаема, и слава бесм(е)ртна, и вЬчно ублажение, и похваляюще сих(ъ) веселятся и духовно играютъ. Якоже рече Соломонъ, похваляему праведнику, возвеселятся людие: бесм(е)ртие бо есть ему и благохваление о причащении слова онЬх(ъ). И се явЬ есть от нихже дЬлаем(ъ) днесь, празд-нующе прекраснаго праздника преблаженнаго Христа ради уродиваго Николы, нарицаемаго Кочанова: веселимся убо, братие, воистинну, радуемся и просвЬщаемся, ублажающе его и прославляюще пЬсньми, и похвалами, и пЬнии, призывающе имя его. Якоже (л. 390 об.) свЬтилникъ зримъ сияющь, такоже и память его, просвЬщающу душъ нашыхъ, и мракоту грЬховную от-гоняющи, и исправляющи о БозЬ стопы нашя.-А И хощу вамъ исповЬдати начало добраго повЬдания о семъ блаженнемъ НиколЬ, и како и откуду бЬ.

8 Буква «ы» исправлена на «у».

Ь-Сеи убо блаженныи Никола родися от добру родителю, отца, наре-ченнаго Максима, и матери, нареченныя Ульянии, доброплодныя.-Ь С-Из-дЬт(ь)ска бо нача велию вЬру к Богу держати, и явися на нем(ъ) Божия благодать, течаше бо изъ устъ его молитва к Богу, яко кадило благовонно. И любяше чистоту, и постъ, и колЬнное поклонение. И в тои же добродЬте-ли ему пребывающу,-с и велможи же начашя его и людие блажити и сла-вити. Сеи же блаженныи не хотя славы от ч(е)л(овЬ)къ, по пророческому словеси: «Егда умножится слава дому его, не оставитъ ли вся» (Пс. 48: 17). В-Истинно бо есть божественное слово, (л. 391) глаголющее: «Якоже ихже проувидЬ Богъ, сим(ъ) исперва повелЬ соединообразным(ъ) быти образу Сына Его, яко быти Ему первородну во многыхъ братияхъ. Ихже бо испер-ва повелЬ, сих(ъ) и призва, ихже призва, сихъ и прослави, ихже прослави, сихъ и оправда, и причастникы, и наслЬдникы быти ц(а)рьствию Его небесному, и неизреченному животу, и наслажению» (Рим. 8: 29-30).^

И сего желая блаженныи Никола, и нача уродствовати Господа ради. И пребывая во уродствЬ, ходя по стогнам(ъ) града, похабъ ся творяше, во устЬх же молитву имЬя к Богу всегда. И тогда промчеся доброта его во всем(ъ) великомъ НовЬградЬ, чистаго ради жития его. Л-Якоже рече Христос достоинЬ: «Иже вЬруютъ в Мя, то из чрева его рЬкы животныя истекутъ» (Ин. 7: 38), «и благодати сугубъ даръ подамъ вамъ» (Деян. 2: 18, 19; Ио-иль 2: 29, 30). И сего жадая блаженныи уродивыи Никола, отрину маловре-менныя сласти (л. 391 об.) жития сего, не хотя земных(ъ), но небесныхъ, не ища временныхъ, но вЬчныхъ, с мЬста на мЬсто преходя, и уродомъ ся творя, и образъ спасению всЬмъ являя своего жития, терпЬнием(ъ) отвращая от заблужениа, <и нынЬ болныя и недужныя исцЬляя,>9 и печалныя утЬшая, обидимым(ъ) помогая, и от-Л страсти бЬсовскиа избавляя. И се суть уродство блаженнаго Николы, и тако добрая его молитва к Богу, тако чисто житие его, якоже рече Господь во Евангелии: «Иже любитъ кто отца или матерь паче Мене, нЬсть Ми достоинъ. Иже не приимет(ъ) кр(е)ста своего и въслЬдъ Мене не грядет(ъ), нЬсть Ми достоинъ» (ср.: Лк. 14: 26-27). Тако и сеи блаженныи Никола Кочановъ, остави вся Господа ради, села, и имЬние, и рабъ множество, и веселие, нестяжание стяжавъ, и худостию риз-ною измлада к Богу прилЬпися, и во уродство претворися, и терпЬниемъ

9 В рукописи отсутствует.

бо своимъ (л. 392) и мужествомъ много пострада, и мразы зимныя терпя, и худость ризную имЬя, и нищету любляше. Мученицы бо во едино время страсти претерпЬшя, сеи же во вся дни живота своего муки терпя10, и уничижение, и пхание от мирския чади приимаше, и о ихже согрЬшении Богу моляся. И сего ради чая прияти воздаяние вЬчныхъ благъ.

Кто не дивится, братие, терпЬнию его, или кто не ужасеся его нищетЬ, видяше его в толицЬ смирении? Что ли реку, или что возглаголю? Блаженъ еси и преблаженъ великии Новъградъ, яко сподобися таковаго дара и та-коваго свЬтилника скрыти в себЬ, сего блаженнаго Николу. Блажен(ъ) еси и преблаженъ во всЬх(ъ) градЬх(ъ), яко таково скровище скрыся в тебЬ, некрадомо и неиздаемо, и неоскудно подавающе здравие приходящымъ с вЬрою к цЬлебному его гробу. ТЬмже воспою: радуися, (л. 392 об.) блаженне Никола, подражателю святыхъ ангелъ. Радуися, иже измлада к Богу при-лепися. Радуися, возлюбивыи постъ, и молитву, и колЬнное поклонение. Радуися, возлюбивыи чистоту. Радуися, стяжавыи смирение добродЬтел(ь). Радуися, сладоточныя молитвы, яко кадило благовонно, к Богу всылая. Ра-дуися, ревнителю блаженнаго АндрЬя. Радуися, уродивыхъ похвала. Раду-ися, бывъ Христа ради уродъ. Радуися, уме, наслажаяся благыхъ мыслеи. Радуися, терпЬнию столпъ и нищетЬ возлюблениче. Радуися, иже маловре-менныя сласти жития сего отвергъ. Радуися, яко удалился еси от всякия злобы. Радуися, Никола, иже претерпЬвыи до конца <от> мирския чади уничижение, и пхание, и наругания. Радуися, Никола, иже великии Новъград(ъ) житием(ъ) чистоты своея удивль. е-Радуися, небопарныи орле, обле(л. 393)-тавыи весь Новъград(ъ) и наполнивыи своего великаго крЬпкаго терпЬния. Радуися, Новуграду твердое основание недвижимо.-6 Радуися, яко пророче-скаго дара сподобися. Радуися, яко познавыи архиерЬя великаго во утробЬ матерни. {-Радуися, побЬдивыи бЬсы-{ своимъ терпЬниемъ. Радуися, Никола, иже ко гробу твоему приходяще милости просимъ. С-Никтоже исповЬдати и похвалити возможе многая и великая дарования Божия, еже даруетъ содер-жащымъ добродЬтелеи терпЬние, в нынЬшнемъ вЬце и в будущемъ. Кто ли изрещи возможетъ блажен(ь)ство и славу ону, егда праведнии просияютъ, яко с(о)лнце, блаженнои и нетлЬннои пищи наслаждение?-С Якоже с-глаго-

10 В этом месте используются слова канона Андрею Юродивому, однако они могли быть

заимствованы через посредство какого-либо другого текста (в частности, они вошли также в

канон Николаю Кочанову).

летъ, праведнии в вЬки живутъ, и память их(ъ) пребывает(ъ) в род(ъ) и родъ. Блажени убо воистинну добродЬтели причастницы и блази дЬлатели заповЬдем(ъ) Господнимъ, (л. 393 об.) Е-даже и до см(е)рти соблюдая хри-стоподобное житие,-Е понеже тамо отходятъ, идЬже Христос есть, одесную Отца сЬдяи, и елицы здЬ добро течение совершышя, возвеселятся тамо о Господи, владычествующимъ силою своею <в> вЬкы. Елицы же уныниемъ и лЬностию пожишя, мукамъ и томлению предани будутъ, не тысущями или тмами лЬтомъ, но во вЬкы не имуще кончины. Сего ради молюся вам(ъ), братие, утрезвитеся и-с бодри будите.

Поклоняемся Сыну Божию, 8-и заповЬди Его соблюдем(ъ), иже рече: «Не убеи, не укради, лжы послухъ не буди, не прелюбодЬи, не восхити чю-жаго обидою, чти отца своего и матерь, и возлюби ближняго своего, яко самъ себе» (Мф. 19: 18, 19). Страхомъ и трепетом(ъ) почти Христа, якоже тя почте, от небытия в бытие сотвори: тебе ради небо звЬздами украси, тебе ради с(о)лнце постави, тебе (л. 394) ради луну и звЬзды сотвори на про-свЬщение твое, тебе ради постави времена, м(Ь)с(я)цы, и дни, и часы, тебе ради море, и рЬкы, и источникы излия, тебе ради птицы, и звЬри, и вся четвероногая сотвори, да тя возведет(ъ) в раиское мЬсто. Ты, того оставивъ, рекамъ и источникамъ требы полагаеши, жреши, яко Богу, твари воздуш-неи. И того ради бываетъ небу затворение, и бездождие, и плодомъ пагуба, ово сланою, ово градомъ, ово язями различными, иже да убЬжимъ того, милос(е)рдие Божие кротяще. И рцЬмъ, чимъ я можем(ъ) укротити? Не симъ ли: не воздаждь зла за зло, ни клеветы за клевету, и убыстри нозЬ твои на течение право к ц(е)ркви, и услышанная в неи скоро сътворяи, алчныя накорми, и жадныя напои, и нагыя одЬваи, и болныя посЬщаи, странныя приемли, (л. 394 об.) нищая введи в дом(ъ) свои, сиру буди во отца мЬсто, и вся си реченнаа соблюди. ТЬми бо путьми разширятся двери небесныя.-8 И молимся Богу, и призываемъ святыя на помощь, и не послушают(ъ) насъ святии.

Ь-Да мы, братие и отцы, послушаемъ свят(а)го писания, и сотворим(ъ) тако, и останемся от злыхъ дЬлъ, и поревнуимъ блаженному отцу НиколЬ, и память ч(е)стнаго его преставлениа ч(е)стно творим(ъ) и празднуемъ. Не на брашно токмо ся збираем(ъ), но на послушание, и на добрая дЬла подвигнемся, воздержащеся не от брашна токмо, но и от пития, и от зависти, от свара, от татбы, от клеветы, и от лихоимания, и от прелюбодЬяния, и от

кровоядения, и от всего зла. Таковая дЬла творяще далече от Бога суть, аще не покаются покаяниемъ, еже бо есть приятно Богу, еже остатися от всякого зла (л. 395) и ктому не творити его, но слезами, и умилениемъ, и милостынею омыти вся соблазны,-11 и сего святаго Николу уродиваго призывати на помощъ. И молимся ему, сице глаголюще: к-«О преблаженне угодниче Хри-стовъ уродивыи Никола, милостив(ъ) буди намъ здЬ и в будущем(ъ) вЬце, на тя бо уповахомъ, и тебЬ ся молимъ. Ты бо всЬхъ видимыхъ и невиди-мыхъ врагъ избавляеши. Блаженъ есть поистинне Новъград(ъ), и мЬсто, на немже положено ч(е)стное тЬло твое. Освяти бо тя Господь вышнии, своего угодника. Ты бо всЬмъ вЬрующымъ во Отца и Сына и Свят(а)го Духа и приходящымъ ко гробу твоему буди молебникъ и помощникъ и заступникъ, всЬм(ъ) хр(и)стияномъ, не токмо здЬ в НовЬградЬ, но и вездЬ, во имя Христа Бога нашего призывающих(ъ) твое ч(е)стное имя, избавляеши насъ от всЬхъ напастеи и бЬдъ. И еще молим ти ся, (л. 395 об.) преблаженне угодниче Христовъ Никола, имаши дерзновение ко ВладыцЬ, и моли о насъ, праз-нующихъ выну и творящыхъ память твоего преставления, яко да спасени будемъ твоими молитвами.-к '-Тако пребывающе, славимъ Святую Троицу,-' Отца и Сына и Святаго Духа, и нынЬ и присно и во вЬки вЬком(ъ), аминь.

Сокращения

РГБ — Российская государственная библиотека (Москва), Научно-исследовательский отдел рукописей

РНБ — Российская Национальная библиотека (С.-Петербург), Отдел рукописей BHG — Halkin F. (ed.). Bibliotheca hagiographica graeca. Troisième édition (=Subsidia hagiographica. No. 8a). Bruxelles: Société des Bollandistes, 1957.

Рукописи

РГБ. Ф. 310 (собрание В.М. Ундольского). № 310. XVII в. Л. 7-14. Похвальное слово

Николаю Кочанову. — Унд. 344 РНБ. Ф. 536 (собрание Общества любителей древней письменности). Оп. 1. № F.48.

20-е гг. XVII в. [5, с. 54]. Л. 389-395 об. Похвальное слово Николаю Кочанову. — ОЛДП F.48

РНБ. Ф. 588 (собрание М.П. Погодина). Оп. 2. № 851. Сер. XVI в. [12, с. 172-176]. Л. 111-116 об. Похвальное слово Николаю Кочанову.

Список литературы

Исследования

1 Анкудинов И.Ю. Ксенофонтов Робейский Николаевский монастырь // Новгородский архивный вестник. 2016. № 13. С. 83-141.

2 Атанасова Д. Разказът като реторически похват (Словата за св. Николай Мирли-кийски, приписвани на Климент Охридски) // Св. Климент Охридски в културата на Европа: Международна научна конференция, София, 25-27 ноември 2018. София: [б. и.], 2018. С. 513-524.

3 Бобров А.Г. Житие Ксенофонта Робейского в списке Пушкинского времени // Пушкин и другие: Сборник статей к 60-летию профессора Сергея Александровича Фомичева. Новгород: [б. и.], 1997. С. 257-268.

4 Иванов С.А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М.: CORPUS, 2005. 464 с.

5 Карбасова Т.Б., Сергеев А.Г. Неизвестный годовой комплект житийно-учительных текстов 20-х годов XVII века // Шестые Лихачевские чтения: Международная научная конференция «Петербургская текстологическая школа: традиции и развитие». Тезисы докладов / ред.-сост. С.А. Семячко. СПб.: Пушкинский Дом, 2021. С. 53-54.

6 Ключевский В. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: К. Солдатенков, 1871. [4], IV, 466, IV, IV с.

7 Рыжова Е.А. Мотив «хождение по воде» в житиях юродивых и устных преданиях // Юродивые в русской культуре: сб. науч. ст. / отв. ред. и сост. Е.М. Юхи-менко. М.: [Б. и.], 2013. С. 34-47. (Труды Государственного Исторического музея, вып. i97.)

8 Терешкина Д.Б. Новгородская житийная литература: учеб. пособие по спецкурсу. Великий Новгород: [Б. и.], 2006. 125 с.

9 Thomson Fr. The "Passio S. Johannis Baptistae" and the "Laudatio (Secunda)

S. Nikolai Episcopi Myrensis" hitherto attributed to Clement of Ochrida // Studia Slavica Mediaevalia et Humanística Riccardo Picchio Dicata. Roma: Edizione dell'Ateneo, 1986. Vol. 2. P. 697-703.

Источники

10 Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием / изд-е Археографической комиссии. Вып. ii. Декабрь. Дни 6-i7. М.: Синодальная тип., i904. [i2] с., 58i-ii88 стб.

11 Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием / изд-е Археографической комиссии. Январь. Тетрадь i. Дни 1-6. М.: Синодальная тип., 1910. [10] c., 320 стб.

12 Климент Охридски. Събрани съчинения / обработили: Б.Ст. Ангелов, К.М. Куев, Хр. Кодов, Кл. Иванова. София: Издателство на Българската Академия на науки-те, 1977. Т. 2. 843, [3] с.

13 Охотникова В.И. Житие Николая Кочанова // Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков: Энциклопедический словарь / отв. ред. В.Л. Янин. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 178-179.

14 Охотникова В.И. Николай (Никола, Микула) (Сал(л)ос), блж., Христа ради юродивый, Псковский // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2018. Т. L: Никодим - Никон / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С. 289-291.

15 Перенесение мощей святого и преподобного отца Николы чудотворца архиепископа Мирской Ликии в Бар град (Подготовка текста, перевод и комментарии Н.В. Савельевой) // Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. Т. 12: XVI в. СПб.: Наука, 2003. С. ^(S-^ 574-575.

16 Письменные памятники истории Древней Руси. Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннотированный каталог-справочник / под ред. Я.Н. Щапова. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр, 2003. 384 с.

17 Романова А.А. Николай (Никола) Кочанов // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2018. Т. L: Никодим - Никон / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С. 274-276.

18 Рукописные книги собрания М.П. Погодина: Каталог. СПб.: Российская Национальная библиотека, 2010. Вып. 4 / отв. ред. Е.В. Крушельницкая. 448 с.

19 Соколова Л.В. Чудеса Николая Кочанова // Словарь книжников и книжности Древней Руси / отв. ред. Д.С. Лихачев. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1989. Вып. 2: (Вторая половина XIV - XVI в.). Ч. 2: Л-Я. С. 511-512.

20 Цветков А., свящ. Преподобный Ксенофонт Робейский и основанная им обитель // Новгородские епархиальные ведомости. 1899. № 5. С. 304-315.

References

1 Ankudinov, I.Iu. "Ksenofontov Robeiskii Nikolaevskii monastyr'" ["The Monastery of Xenophon of Robeika in Honour of St. Nicholas"]. Novgorodskii arkhivnyi vestnik, no. 13, 2016, pp. 83-141. (In Russ.)

2 Atanasova, D. "Razkaz"t kato retoricheski pokhvat (Slovata za sv. Nikolai Mirlikiiski, pripisvani na Kliment Okhridski)" ["The Narrative as a Rhetorical Device (The Slavonic Eulogies on St. Nicholas of Myra, Attributed to Clement of Ohrid)"]. Sv. Kliment Okhridski v kulturata na Evropa: Mezhdunarodna nauchna konferentsiia, Sofia, 2527 noemvri 2018 [St. Clement of Ohrid in the Culture of Europe: International Scientific Conference, Sofia, November 25-27, 2018]. Sofia, 2018, pp. 513-524. (In Bulgarian)

3 Bobrov, A.G. "Zhitie Ksenofonta Robeiskogo v spiske Pushkinskogo vremeni" ["The Life of Xenophon of Robeika in the Manuscript of Pushkin's Time"]. Pushkin i drugie: Sbornik statei k 60-letiiu professora Sergeia Aleksandrovicha Fomicheva [Pushkin and Others: Collection of Articles on the 60th Anniversary of Professor Sergei Alexandrovich Fomichev]. Novgorod, 1997, pp. 257-268. (In Russ.)

4 Ivanov, S.A. Blazhennyepokhaby: Kul'turnaia istoriia iurodstva [BlessedFools for Christ: Cultural History of God's Foolishness]. Moscow, CORPUS Publ., 2005. 464 p. (In Russ.)

5 Karbasova, T.B., and A.G. Sergeev. "Neizvestnyi godovoi komplekt zhitiino-uchitel'nykh tekstov 20-kh godov XVII veka" ["Unknown Annual Set of Hagiographic and Teaching Texts of the 20s of the 17th Century"]. Shestye Likhachevskie chteniia: Mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia "Peterburgskaia tekstologicheskaia shkola: traditsii i razvitie." Tezisy dokladov [The 6th Likhachev Readings: International Scientific Conference "St. Petersburg Textual Criticism School: Tradition and Development." Abstracts of Reports]. St. Petersburg, Pushkin House Publ., 2021, pp. 53-54. (In Russ.)

6 Kliuchevskii, V. Drevnerusskie zhitiia sviatykh kak istoricheskii istochnik [Ancient Russian Lives of the Saints as a Historical Source]. Moscow, K. Soldatenkov Publ., 1871. [4], IV, 466, IV, IV p. (In Russ.)

7 Ryzhova, E.A. "Motiv 'khozhdenie po vode' v zhitiiakh iurodivykh i ustnykh predaniiakh" ["The Motif of 'Walking on Water' in the Lives of God's Fools and Oral Tradition"]. Iukhimenko, E.M., editor. lurodivye v russkoi kul'ture: Sbornik nauchnykh statei [Holy Fools in Russian Culture: Collection of Academic Articles]. Moscow, 2013, pp. 34-47. (Trudy Gosudarstvennogo Istoricheskogo muzeia [Proceedings of the State Historical Museum], issue 197.) (In Russ.)

8 Tereshkina, D.B. Novgorodskaia zhitiinaia literatura: uchebnoeposobiepo spetskursu [NovgorodHagiographic Literature: A Textbook for a Special Course]. Veliky Novgorod, 2006. 125 p. (In Russ.)

9 Thomson, Fransis. "The 'Passio S. Johannis Baptistae' and the 'Laudatio (Secunda) S. Nicolai Episcopi Myrensis' Hitherto Attributed to Clement of Ochrida." Studia Slavica Mediaevalia et Humanistica Riccardo Picchio Dicata, vol. 2. Roma, Edizione dell'Ateneo, 1986, pp. 697-703. (In English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.