Научная статья на тему '«Похвала предпринимательству»: новое учебное пособие по истории предпринимательства'

«Похвала предпринимательству»: новое учебное пособие по истории предпринимательства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Похвала предпринимательству»: новое учебное пособие по истории предпринимательства»

Т.А. Яковлева

«ПОХВАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ»: новое учебное пособие по истории предпринимательства

Новое учебное пособие доктора экономических наук, профессора Виктора Захаровича Черняка*, представлено широкой читательской и экономической аудитории уже почти два года назад, но интерес к нему сохраняется, поскольку пособия такого масштаба по экономической истории выходят в России не часто. Стремление увлекательно и доступно изложить для массового читателя историю мировой экономики, происхождение и развитие рынка, подчеркнув особенности бизнеса в различные исторические эпохи, присуще многим современным авторам1, но и В.З. Черняком накоплен значительный опыт, достаточно упомянуть его «Популярную историю экономики и бизнеса», «Историю и философию техники»2. Появление в вузовских программах учебного курса по истории предпринимательства способствовало, по всей видимости, выходу еще одной работы В.З. Черняка уже в качестве учебного пособия.

Книги и пособия В.З. Черняка всегда интересны как пример популяризации и адаптации экономической истории не только для студенчества, но и для широкого круга читателей. Яркие примеры, «сочные» названия глав, бесчисленное множество бережно отобранных эпиграфов, афоризмов, стихов не только насыщают и популяризируют пособие, оживляя учебный материал, но и способствуют углубленному поиску многих научных составляющих экономической истории вместе с автором. В вводной главе «Похвала предпринимательству, или Среди определений» такой прием позволяет осуществить анализ обширной зарубежной и отечественной литературы на предмет того, что же такое «предпринимательство».

* Черняк В.З. История предпринимательства: учеб. пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / В.З. Черняк. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 607 с.

© Т.А. Яковлева, 2011

Для общества понятия «предприниматель» и «предпринимательство» все еще несут на себе оттенки пренебрежения и настороженности. Среди определений С. Ожегова, Й. Шумпетера, А. Смита, Р Кантильона и др. автор выделяет экономические и социальные составляющие предпринимательства. Признавая предпринимательство в качестве активного фактора развития производства, В.З. Черняк останавливается на социально-экономических составляющих, определяя предпринимательство «как социально-экономическое явление, метод хозяйствования, модель экономического мышления и поведения, образ жизни и призвание, инструмент социального преобразования и систему нравственно-этических ценностей»3. Такой широкий спектр соответствует длительной эволюции взглядов на природу предпринимательской деятельности и приоритет социальной направленности: «извлекая пользу для самого себя, предприниматель действует на благо обществу». Возможно, определяя предпринимательство как социально-экономический институт, автор смог бы не только организовать и согласовать все отмеченные экономические и социальные составляющие предпринимательства, но и сформировать жесткую методологическую основу-опору, необходимую не только для научного исследования, но вполне допустимую и полезную для учебного пособия. Позволим себе заметить, что общая специфика истории экономического развития проявляет себя в становлении всех институтов рынка, в том числе и предпринимательства. К сожалению, востребованное в современной историко-экономической литературе понятие «социально-экономический институт», в пособии отсутствует.

В структуре учебного пособия это влечет некую самодостаточность отдельных глав и, возможно, отсутствие преемственности и системности, где вслед за историей отдельных институтов рынка следует история конкретных эпох экономического развития. В пособии автором предложен следующий порядок глав: «Похвала предпринимательству, или Среди определений», «Истоки предпринимательства», «Деньги», «Банки», «Бизнес», «Налоги», «Бухгалтерский учет», «Эпоха торгового капитализма», «Мыльные короли»

и успешные предприниматели», «Предпринимательство в России», «Социальный портрет современного предпринимателя». Такой алгоритм больше соответствует содержанию популярной истории рыночной экономики. Не вполне уместна отдельная большая глава «Налоги». Вслед за главой «Эпоха торгового капитализма» (ХУ-ХУП вв.) просится глава об эпохе промышленного капитализма, но ее нет, и следует глава об известных предпринимателях уже ХХ в. «Мыльные короли». Возможно, для учебного пособия структура изложения должна быть более организованной и последовательной. Таким образом, представление истории предпринимательства как комплексной истории становления рыночной экономики, является достаточно ярким своеобразием предлагаемого учебного пособия.

Построение вводной главы «Похвала предпринимательству...» больше соответствует задачам учебного пособия. Автор с подробным экскурсом ярких примеров исследует основные условия и закономерности развития именно предпринимательской деятельности. Показательны названия разделов: «Искусство наживать состояние и ремесло извлекать прибыль», «Идея прежде всего», «Партнерские связи предпринимательства», «Условия развития предпринимательства», «Организационноправовые формы предпринимательской деятельности», «Менеджмент и менеджеры». Теория предпринимательской деятельности раскрывается не только последовательно и в ярких образах, но и в строгой системе научных знаний, необходимых для студенческой аудитории.

Множество визуальных эффектов и акцентов в пособии В.З. Черняка благотворно влияет на качество подачи учебного материала. Основные понятия отмечены курсивом, есть иллюстрации, подробные схемы и таблицы с указанием источников, справочные тексты об известных экономистах и предпринимателях, яркие эпиграфы и афоризмы, примеры из литературы, все это приближает пособие к живым аудиторным лекциям, формирует необходимость обратной связи и постановки более сложных задач. Так, например, при обращении к истории финансовых титанов династии Ротшильдов, описывая жизнь

«фешенебельного банкира»4, В.З. Черняк умело использует воспоминания Ротшильда, литературные произведения Оноре де Бальзака, Ги де Мопассана, Эмиля Золя.

Особого внимания в пособии заслуживают разделы, посвященные предпринимательству в России. В сравнении российского и западного вариантов развития делового мира, где у многих авторов определяющей часто выступает некая ограниченность и слабость русского предпринимательства, В.З. Черняк, наоборот, признает и защищает теорию особой силы и энергии русского предпринимательства. Вслед за В.П. Безобразовым автор подчеркивает особую силу воли, бодрость духа без излишних уныний, самообладание, трезвость характера, чувство меры и готовность к пожертвованию для русских пред-принимателей5, четко определяя образ будущего российского предпринимателя как «гражданина гражданского общества».

Комплексное представление истории предпринимательства как истории рынка, как проявление общего пути развития экономики и бизнеса придает заметную долю яркости и смелости учебному пособию В.З. Черняка, значительную долю популярности. Такое пособие не останется невостребованным, не будет пылиться на полках учебных библиотек, оно будет востребованным в студенческой аудитории.

Примечания

1 Бессолицын А.А. История российского предпринимательства: учеб. пособие. 2-е изд., исправ., дораб. М., 2010; Бессолицын А.А., Кузьмичев А.Д. Экономическая история России. Очерки развития предпринимательства. М., 2005; Сметанин С.И. История предпринимательства в России. Курс лекций: учебное пособие. 3-е изд., стер. М., 2009.

2 Черняк В.З. Популярная история экономики и бизнеса. М., 2002. 512 с.; его же. История и философия техники. М., 2006. 576 с.

3 Черняк В.З. История предпринимательства: учеб. пособие. М., 2010. С. 7.

4 Там же. С. 302.

5 Там же. С. 333.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.