Научная статья на тему 'Походы под водой'

Походы под водой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Походы под водой»

Александр Николаевич Перевозчиков

г. Ижевск

ПОХОДЫ ПОД ВОДОЙ

После окончания Пермского речного училища я получил распределение в Сургут и отработал одну навигацию путевым мастером-механиком, помощником капитана. Затем работал на Ижевском механическом заводе технологом в штамповочном цехе № 95, пока меня не призвали на срочную службу в мае 1977 года. После комиссии меня направили во Владивосток, в учебный отряд на о. Русский, в филиал радиотехнической школы. Он находился в живописной бухте Аякс рядом со школой мичманов. После легководолазной подготовки во Владивостоке, в отряде подводного плавания, нас, восемь выпускников, направили в бухту Павловск в 26-ю дивизию атомных подводных лодок (АПЛ), командиром которой был тогда контр-адмирал Г.А. Хватов. (на снимке)

Я попал в экипаж капитана первого ранга Ильина Н.Н. на АПЛ К 431, где прошел стажировку и сдал экзамен как на самостоятельное управление устройством корабля, так и по своей специальности. После этого, заступил на самостоятельную вахту на УБПЦ (учебно-боевой приемный центр), получив второй класс по специальности, в звании старшины второй статьи. Далее, меня прикомандировали в экипаж капитана первого ранга Гурьева Н.Н., который заступал на дежурство и уходил на глубоководное погружение, а затем на торпедные стрельбы в Японское море...

А.Н.Перевозчиков - крайний справа.

Старшиной команды был назначен мичман Дорохов С.В., отличный специалист, хотя и молодой - мой ровесник.

Первый настоящий выход в море... Это и волновало, и накладывало определенную ответственность. Взревел сигнал; АПЛ отошла от пирса, через некоторое время новый сигнал - срочное погружение. Лодка наклонилась носовой частью вперед (дифферент на нос) и стала набирать глубину. На глубине 100 метров нас, кто погружался впервые, собрали в центральном отсеке. Всем новичкам налили по плафону забортной морской воды. Происходил обряд посвящения в подводники. Когда лодка опустилась еще на глубину 100 метров, в трюмной части корабля налили еще по плафону морской водички каждому, затем на глубине 240 метров история повторилась в третий раз. Места в гальюне после этого все были заняты...

Далее АПЛ пошла на торпедные стрельбы в нейтральные воды Японского моря. После торпедного выстрела акустики долго вслушивались, но шума торпеды не было... Командир лодки Гурьев Н.Н. дал команду на всплытие. Наверху был шторм баллов 5-6, лодку стало кидать по волнам, как спичку, причем качка была не только бортовая, но и килевая. 36 часов продолжался поиск учебной торпеды в условиях шторма, при этом многих в экипаже выворачивало наизнанку. На камбуз практически никто не ходил. Наконец рулевой-сигнальщик обнаружил пропавшую торпеду (за это ему дали 10 суток отпуска с выездом на Родину), которую судно-торпедолов загрузило к себе на палубу. Снова погружение. На этот раз оно было таким желанным, ведь в 100 метрах под водой качки не ощущается. Коки были довольны: наконец-то на камбузе аншлаг...

Чтобы понять, чем занят экипаж во время плавания, попытаюсь отобразить такую рядовую неделю: в понедельник - политзанятия, во вторник - отработки по борьбе за живучесть, в среду - занятия по специальности, в четверг - осмотр и проверка оружия и технических средств, в пятницу - лекции о международном положении, в субботу с утра до ужина -большая приборка - «аврал», и еще 3 приборки ежедневно. Вечером в субботу - помывка экипажа. В воскресенье - выходной. Также, чтобы поддерживать боевую подготовку экипажа, на неделе проводилось две-три учебно-боевые тревоги по борьбе за живучесть корабля: по заделыванию пробоины и по тушению пожара в отсеках. В общем, скучать не приходилось. По возвращении на базу меня ждал сюрприз: дальний поход в Индийский океан на другой АПЛ и с другим экипажем...

Второе автономное плавание

Меня командировали на АПЛ того же проекта в экипаж капитана 1 -го ранга Колесникова Н.Н. Старшиной команды туда был назначен мичман Радионов С. - мастер военного дела и опытный подводник. Характер у него, правда, был скверный. Мне за короткий срок нужно было влиться в новый коллектив и определить свой статус. Сначала меня приняли холодно, как молодого... Но с течением времени все встало на свои места.

Корабль около недели загружали всем необходимым для похода на 6 месяцев. Предстояло идти в Африку, в Сомали, с дружественным визи-

том; там, в Бербере, располагалась тогда наша база... Вскоре после загрузки, мы вышли в море. Начались наши подводные и надводные похождения.

После погружения на корабле началась привычная служба. Поскольку я, в соответствии со штатной специальностью разведчика, в основном, работал на всплытии или на перископной глубине, то в подводном положении лодки конкретной службы у меня не было. Но через двое суток после погружения заболел рулевой с вертикального руля, и мне предложили его заменить, т.к. у меня был определенный опыт в этом деле с Пермского речного училища. Сначала мне дали изучить (вызубрить наизусть) инструкцию рулевого, затем 2 вахты я побыл стажером, наконец, штурман корабля допустил меня к самостоятельной вахте. Тогда я почувствовал себя полноправным членом экипажа этой АПЛ. Рулевой пробыл в изоляторе у доктора почти две недели. За это время я подружился с экипажем, особенно со своей вахтой.

8 часов проводить на вахте, не общаясь, в замкнутом помещении -практически невозможно: каждый из вахтенных что-нибудь рассказывал или о себе, или травил какие-то байки. Я с детства много читал произведения А. Беляева, А. Конан Дойла, Жюля Верна, А. Дюма, Р. Сабатини. Особенно морякам понравился мой пересказ книги А. Кирносова "Перед вахтой": я мог по памяти рассказать все, что прочитал... В лице матросов мой вахты я нашел благодарных слушателей. После окончания вахты мы собирались и вели беседы в кают-компании, там же смотрели фильмы, играли в шахматы, даже провели турнир по настольному хоккею. Так, незаметно, наша лодка дошла до Южно-Китайского моря. Но там была получена радиограмма о том, что наша база в Сомали неожиданно закрылась по политическим причинам!

Далее, служба нашего корабля продолжалась в Филиппинском море. Были тогда две настоящие аварийные тревоги: задымил конденсатор в зарядном отделении, заклинило горизонтальные рули. Наш экипаж, под руководством замечательных офицеров-подводников, в кратчайшие сроки устранил их. Через 45 суток, после выполнения поставленных командованием задач, мы вернулись на родную базу в Павловск, где нас ждала встреча с оркестром и традиционным жареным поросенком...

Мне же пришлось в очередной раз менять экипаж и корабль, так как

в базу пришло несколько новых кораблей с неполными экипажами. Была создана новая дивизия АПЛ, а все объединение стало называться флотилией...

Меня прикомандировали к экипажу капитана 1-го ранга Губина Н.Н. уже в звании старшины 1 -ой статьи с первым классом по специальности и перспективой внеочередного отпуска с выездом на Родину...

Третье автономное плавание

Старшиной моей команды в этом экипаже стал мичман Попов А.Н. -порядочный человек и грамотный специалист. Он представил меня руководству экипажа и всему коллективу. Следует заметить, что многих членов этого дружного коллектива я знал раньше. Здесь служил Валера Шишкин из Ижевска, с которым мы часто общались, даже когда служили в разных экипажах.

Новый 1979 год мне посчастливилось встречать с этим дружным экипажем.

А.Н.Перевозчиков - крайний слева.

А 17-го февраля 1979 года я наконец-то получил долгожданное предписание поехать в отпуск домой. Около 19.00 я в парадной форме с чемоданом ждал автобус, чтобы выехать в аэропорт. Остановка автобуса находилась рядом с клубом. Чтобы скоротать время ожидания, я заглянул в зрительный зал клуба. Зал был полон: показывали японский полнометражный мультфильм "Корабль-призрак". Неожиданно, со стороны штаба подбежал вахтенный с повязкой на руке и что-то шепнул на ухо старшему офицеру, находящемуся в клубе. Сеанс тут же прекратили, экипажи кораблей флотилии стали строиться и уходить в срочном порядке. Я понял: объявлена тревога. В общем, вместо отпуска мне пришлось идти в море с экипажем капитана 1-го ранга Сизова Н.Н., где старшиной команды в это время был мичман Радионов С.М..

Это оказалась самая напряженная «автономка» за всю мою службу. Когда мы в срочном порядке вышли в море, руководство АПЛ информировало членов экипажа о том, что китайские войска вторглись на территорию Северного Вьетнама и с боями прошли около ста километров... Поскольку между СССР и Вьетнамом в то время был заключен договор о взаимной помощи, наши корабли шли на выручку дружественному Вьетнаму...

В том плавании боевые тревоги на АПЛ объявлялись с такой частотой, что мы, не успевая опомниться от предыдущей, уже решали задачи следующей. Всплывали через каждые 4 часа на перископную глубину, осуществлялась связь, и снова погружение. Восточно-Китайское и ЮжноКитайское моря представляли тогда из себя кипящие котлы, начиненные боевыми кораблями. Присутствовал там и весь седьмой флот США. Стоило хоть одному китайскому военному кораблю отойти от своих берегов, скорее всего, начались бы масштабные боевые действия...

Лишь на исходе восьмых суток пришло сообщение о том, что регулярные вьетнамские войска отбросили китайскую армию до пределов границы. Напряжение стало постепенно спадать. Вот тогда мы почувствовали, как все устали за эти 8 суток. Когда был сменен режим всплытий и погружений, я проспал не менее восьми часов подряд, за что получил замечание от мичмана Радионова С.М. Позднее, это замечание мичмана приобрело весьма значимый вес. Когда мы вернулись на базу через 45 суток, мне, вместо отпуска, было приказано перейти в другую дивизию подлодок

на новый корабль К-500-1 в экипаж капитана 1-го ранга Шпирко Н.Н под начало старшины команды мичмана Федоренко В.И.

А.Н.Перевозчиков - слева.

Одно радовало - со мной напарником теперь стал служить Володя Рогулев, с которым мы вместе прошли учебный отряд на о. Русский и были давними друзьями. К тому времени я прослужил на флоте уже почти 2 года ...

В экипаж вскоре был назначен новый командир - капитан 1 -го ранга Зверев Н.Н., а также новый замполит - капитан 3-го ранга Бандюк Н.Н. и начальник БЧ-4 РТС капитан-лейтенант Хилов Н.Н. Через некоторое вре-

мя он погиб при исполнении служебных обязанностей. Вечная ему память...

Старшим помощником командира был капитан 2-го ранга Крашенинин Н.Н.

Последнее автономное плавание

Весной 1979 г. экипаж К500-1 вместе с кораблем ушел на перегрузку аккумуляторных батарей и профилактический ремонт. Нас с Рогулевым Володей оставили в казарме вместе с мичманом Федоренко В.И., нашим старшиной команды. Нам было дано задание провести мелкий ремонт в казарме и ждать дальнейших указаний. Свободного времени стало больше, мы его с Володей проводили на спортплощадке вместе с друзьями. А когда начался купальный сезон, то на море. Кроме того, регулярно несли вахту на УБПЦ в учебном корпусе, обучая специальности молодежь...

А.Н. Перевозчиков - стоит в центре.

Как-то под вечер нас вызвал мичман Федоренко В.И. и поставил задачу: загрузить индивидуальные дыхательные аппараты "ИДА-59" для всего экипажа со склада на судно. Каждый комплект весит около 20 кг. Мы вдвоем с Володей по 2 комплекта каждый перетаскивали их метров за

900 практически всю ночь, только под утро нам дали еще двух помощников. Утром пошел дождь, мы, уставшие, добрались до казармы и буквально тут же уснули. Я проснулся от настойчивого стука во входную дверь: мы на ночь запирали ее черенком от швабры... За дверью стоял дежурный по флотилии, и он сделал замечание по поводу грязного пролета нашей лестницы (трапа). Действительно, после дождя по трапу прошлось много народа, и трап имел плачевный вид. Пришлось подняться этажом выше и найти там «добровольных» помощников из числа тех, кто с утра не сильно был загружен. Через час трап блестел, как новый... Приехал мичман Фе-доренко В.И. из Тихаса и сообщил, что экипаж АПЛ К 500-1 возвращается, и наша «лафа» закончилась. Корабль вскоре должен был заступить на боевое дежурство...

28 июля у меня был последний день рождения на службе, а 29 июля - День ВМФ, которые я встретил, находясь в патруле, в пионерском лагере «Альбатрос», примерно в 3-х километрах от нашей флотилии... Очутиться в пионерском лагере на празднике, быть членом жюри на празднике песни и строя, целые сутки жить гражданской жизнью среди детишек, воспитателей и пионервожатых - это были незабываемые сутки. Наш патруль был награжден Почетной грамотой от руководства пионерского лагеря «Альбатрос». Но время патрулирования закончилось, и начались суровые флотские будни.

Осенью 1979 года во флотилии проводилась спартакиада среди экипажей АПЛ, где наш экипаж К 500-1 заслужил большую часть призов (тортов и Почетных грамот).

Это был очень дружный коллектив. Многие из нас имели еще с гражданки спортивные разряды по различным видам спорта и продолжали заниматься этим на службе.

***

Перед Новым 1980 годом, 31 декабря, мы снова вышли в море в автономное плавание, которое продлилось 78 суток. В ночь с 31-го декабря на 1 -е января на корабле был проведен концерт силами экипажа с «настоящим Дедом Морозом и Снегурочкой»; было очень весело.

Ближе к окончанию похода мне дали рекомендации для вступления в партию; в офицерской кают компании было проведено партийное собрание, на котором меня приняли кандидатом в члены КПСС.

В целом, тот поход прошел в обычном режиме, без ЧП, и в марте 1980 года мы вернулись на базу в Павловск, где почти каждого из нас ждала стопка писем от родных и друзей... До приказа об увольнении в запас оставались считанные дни. Нам, дембелям, предложили поехать в совхоз «Многоудобное», недалеко от Шкотово, на весенне-полевые работы. Старшим этой команды был назначен мичман Федоренко В.И., он был парторгом экипажа с заслуженным авторитетом. Так, 23 моряка с мичманом во главе отправились помогать сельскому хозяйству. Совхоз «Многоудобное» оказался военизированным, и, к нашему глубокому разочарованию, председателем этой организации был капитан 2-го ранга запаса... В общем, мы трудились по-ударному каждый день. В выходные ходили на танцы, в кино в соседний населенный пункт. 1 мая мичман Федоренко В.И. предложил провести с праздничным обедом; на весь наш коллектив были настряпаны пельмени. Дежурными по камбузу были мы с Володей

Рогулевым. Около полудня к нашему помещению подъехал военный "ГАЗик", из которого вышли командир, капитан 1 -го ранга - Зверев Н.Н., и еще 3 офицера с нашего экипажа. Когда они вошли в помещение, я подал команду «Смирно!» После приветствия, весь наш дружный коллектив расположился за праздничным столом. Командир предложил мичману Федоренко В.И. выбрать двух человек, которые первыми поедут домой. В это число попал и я. И вот уже 5 мая я шагал по улицам родного Ижевска к себе домой. Через 1096 дней я закончил службу на Краснознамённом Тихоокеанском флоте в звании главного старшины, специалистом первого класса и со знаком «За дальний поход», который по сей день ношу с гордостью.

Я дома...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.