Научная статья на тему '«Похищение Европы»: образ Запада и национальная идентичность россиян'

«Похищение Европы»: образ Запада и национальная идентичность россиян Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
554
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЗАПАД / ЕВРОПА / РОССИЯ / ТИПЫ ИДЕНТИЧНОСТИ / RUSSIAN NATIONAL IDENTITY / WEST / EUROPE / RUSSIA / WEST-EAST RELATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Усачева Вероника Владимировна

В статье на основе анализа интернет-форума сайта ИноСМИ рассматривается, как современная российская интеллигенция интерпретирует понятия Запад, Европа, Россия и т. п. и как образ Запада и Европы влияет на процессы самоидентификации россиян. Статья не фокусируется на исторических корнях образа Запада в России, скорее обращает внимание на то, какую функцию образ Запада играет в логике построения национальной идентичности россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE STEALING OF EUROPE»: IMAGE OF THE WEST AND RUSSIAN NATIONAL IDENTITY

The article analyses the Forum’s materials of the popular internet-project InoSmi.ru, which specializes on translation into Russian of the most striking and notable materials of foreign mass media, for the purposes to investigate the images and concept and interpretation of the West, Europe and Russia by modern Russian intellectuals; and how the images of the West and Europe can influence on the self identification of the modern Russians. The article is not focused on the historical roots of the Russian images of Europe and the West but on the functions they play in the logic of Russian national identity.

Текст научной работы на тему ««Похищение Европы»: образ Запада и национальная идентичность россиян»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

В.В. Усачева

«Похищение Европы»: образ Запада и национальная идентичность россиян

В статье на основе анализа интернет-форума сайта ИноСМИ рассматривается, как современная российская интеллигенция интерпретирует понятия Запад, Европа, Россия и т. п. и как образ Запада и Европы влияет на процессы самоидентификации россиян. Статья не фокусируется на исторических корнях образа Запада в России, скорее обращает внимание на то, какую функцию образ Запада играет в логике построения национальной идентичности россиян.

Ключевые слова: национальная идентичность, Запад, Европа, Россия, типы идентичности.

За последние десятилетия в российском обществе произошло кардинальное изменение взгляда на Европу. С момента падения железного занавеса исчез тот мифический флер, который окружал Европу в течение десятилетий. Россияне перестали мифологизировать ее. Общую тенденцию можно определить как разочарование и крушение иллюзий. Любопытный пример — в середине 1990-х годов рекламные ролики Банка «Империал» были посвящены историческим личностям. Один из них показывал Александра II. Ролик заканчивался фразой: «В 1861 году, в Лондоне была пущена первая линия метрополитена, а в России отменено крепостное право». Основное послание было понятно аудитории — как мы сильно отстали от Европы. В апреле 2006 года новостная программа «Сегодня» телеканала НТВ показала сюжет о выставке «Инквизиция. Средневековые орудия пыток», проходившей в музее Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. В заключение журналист сказал, указывая на «Стул ведьмы» — оснащенный шипами и наручниками стул с блоками для фиксации положения жертвы и с железным сиденьем, который в ряде случаев раскалялся огнем: «Кресло для допроса использовалось до середины XIX века. Просвещенная Европа... В России примерно в это время уже отменили крепостное право...» [11]. Фраза «просвещенная Европа» произносилась с сарказмом, откровенно демонстрируя смену вектора.

© Усачева В.В., 2012

С момента распада Советского союза национально-государственная идентичность россиян претерпевала перманентные изменения. Период после дезинтеграции Советского Союза во многих исследованиях характеризуется как комплексный социокультурный кризис (И.Н. Ионов, И.В. След-зевский, Т.В. Евгеньева), одной из сторон которого выступает кризис социальной идентичности [1, 2, 4, 5, 13, 14]. Социокультурный кризис как конфликт ценностей проявляется в форме идентификационного кризиса личности. Кризис идентичности является результатом постепенного разрушения представлений, лежащих в основе самоидентификации личности: представления о собственном целостном, устойчивом «Я» (утрата са-мотождественности, начинающаяся нередко с исчезновения «признания» со стороны окружающих), представления о непрерывности своего существования во времени и пространстве ввиду исчезновения четких представлений о том и о другом (сужение пространства и времени), а также разрушение системы личностных смыслов (потеря смысла жизни). [1, с. 39] Процессы распада Советского Союза и превращение России в суверенное государство вели к изменениям традиционной советской и российской идентичности. Прежние общественные цели потеряли свой смысл, что привело к дестабилизации общества и разрушило общую национальную идентичность «советского человека».

Многочисленные отечественные исследования на протяжении 1990-х годов фиксировали изменения системы ценностей и идентификационных приоритетов в процессе самоидентификации жителей России. Исследования Института социологии РАН демонстрируют, что формирование общегражданской идентичности продолжается. Пока что в ней одновременно сосуществуют с одной стороны — ценности представительной демократии, активация личной инициативы, с другой — не исчезают патерналистские настроения [10, с. 47]. С.П. Перегудов отмечает, что наиболее ярко неустойчивость новой идентичности россиян проявилась в отношениях к Западу и западной демократии, а также в разделении россиян на «традиционалистов» и «модернистов». [8, с. 142] Подобное разделение перекликается с традиционным разделением российской интеллигенции на славянофилов и западников.

Неустойчивости национальной идентичности россиян способствуют и процессы глобализации, которые приводят к размыванию национальногосударственной идентичности не только в России, но и во многих других странах мира, не переживших столь масштабных изменений за последние десятилетия. Складывание национальной идентичности в России совпало по времени с кризисом национального государства как такового, что еще более усложняет процессы самоидентификации россиян.

Между тем ряд ученых утверждает, что в ближайшие два десятилетия в национальных моделях идентичности сохранит свое значение «классическая» типология, основанная на различении двух полярных по своим цивилизационным основаниям типов: «западного» и «незападного». [12, с. 46]

При этом «западный» тип модели идентичности может стать своего рода универсальной моделью идентификации в глобализирующемся мире. В его основе индивидуализм, рациональность, частная собственность, правовое сознание, идея нации и представление об универсальном характере институтов либеральной демократии и свободного рынка. [12, с. 47]

«Незападный» тип идентичности включает национально-цивилизационные модели, сложившиеся за пределами европейской политико-культурной традиции. Его характеризуют коллективизм, доминирование регламентирующих образ жизни клановых и личных неформальных отношений, опора на исторически сложившиеся религиозные традиции [12, с. 47].

Необходимо отметить, что образ Запада, как квинтэссенция западного типа идентификации, долгие годы был если не доминирующим, то крайне влиятельным для самоидентификации русского общества, в особенности образованной его части — интеллигенции. При этом понятие «интеллигент» используется в значении, близком к слову «интеллектуал», опуская как морально-ценностные трактовки, свойственные российскому толкованию слова «интеллигент», так и сложные элементы в историческом развитии этого понятия. В настоящее время большинство российских интеллектуалов, интеллигенция конструируют идентичность россиян в сравнении и сопоставлении, противопоставлении «европейским ценностям».

Как отмечает А.А. Казанцев, созданная интеллигенцией «русская идея» строится по отношению к Западу и модерну: «Современная рациональность, на которой основывается «русская идея», связана с культурой модерна (в том числе, политико-философской), созданной на Западе» [6, с. 103].

В свою очередь образ России активно используется для построения европейской идентичности. Замечательный пример использования образа России для создания региональных (а не только национальных) идентичностей — анализ, сделанный в книге И. Нойманна, о роли России в создании идентичности целого региона — Центральной Европы [15].

Восприятие России в Европе, как и Европы в России вписывается в хорошо известную схему противостояния, оппозиции Востока-Запада, одного из метанарративов европейского континента. Как указывает И. Нойман, мифический Восток исторически был одним из значимых других в формировании европейской идентичности [15, с. 103]. И это тот образ, с которым сталкиваются участники форума ИноСМИ, читая переводы западной прессы. И складывающийся у них образ Запада становится своего рода зеркальным отражением образа России в западных СМИ или формируется, отталкиваясь, отражаясь от образа России на Западе.

Польский исследователь Томаш Зарыцкий, анализируя использование образа России для конструирования польской идентичности, пишет о том, что обе страны — и Польша, и Россия — могут рассматриваться как периферии по отношению к широко понимаемому Западу. Структурная экономическая слабость по отношению к центру является образующим элемен-

том любой обозначаемой в общих чертах периферии. Различия в уровне экономического развития обычно коррелируют с различиями в других сферах и отражаются на самопредставлениях сообществ в символическом, дискурсивном пространстве [16, с. 596].

Имидж отсталости и неполноценности, свойственный периферии по отношению к центру возникает и часто доминирует в том, как периферии видят себя сами, и в том, как они выглядят со стороны. Эта ситуация создает, в свою очередь, хорошо известную проблему всех периферий: комплекс неполноценности, который присущ, кажется, всем без исключения перифериям на различных уровнях их геополитической организации: континентам, государствам, регионам или городам, также как периферийным социальным группам без четкой пространственной идентификации. Конфронтация экономического, политического и культурного влияний, более высокие стандарты жизни, эффективная организация политической и экономической жизни, и в целом богатство центра по сравнению с маргинализацией, бедностью и структурными проблемами, свойственными периферии, всегда способствуют росту психологического дискомфорта [16, с. 597].

Преодоление комплекса неполноценности — одна из ключевых проблем, с которой сталкивается каждая периферия и в особенности ее элита. Зарыцкий показывает, как большинство польских слабостей, включая отсталость, бедность, коррупцию, общую слабость гражданского общества и т. п., начинают казаться почти незначащими, или, по крайней мере, весьма обычными в европейском контексте, по сравнению с гигантскими масштабами социальной, экономической и политической отсталости России [16, с. 599—600].

Характеристика источника

Для поставленных задач мы проанализировали материалы читательского форума популярного интернет-проекта InoSmi.ru (www.inosmi.ru), который специализируется на переводе на русский «наиболее ярких и заметных» материалов зарубежных СМИ. Редакторы и переводчики просматривали около 600 СМИ в 2006—2007 гг., сейчас — количество изданий выросло до 1300 в день, в основном из европейских стран и США. Читательский форум данного проекта можно представить как «перевернутое отражение» европейских и западных представлений о самих себе, о западных ценностях и культуре, о критериях принадлежности к ним и в целом к Европе, к Западу, его читатели пытаются сформулировать ответ на вопрос, кто принадлежит к Европе, а кто чужой европейской культуре.

Для анализа был выбран наиболее популярный раздел форума, объединяющий статьи по теме «В мире». За период с апреля 2005 года по август 2006 было опубликовано 3998 статей.

Середина первого десятилетия нового века была отмечена очевидным ростом антизападных настроений в российском обществе. Тому были по-

литические причины. Проводившаяся в 2001-2004 гг. стратегия сближения с попыткой построить союзнические отношения с США окончилась неудачей. Постепенно нараставшее раздражение односторонними действиями администрации Джорджа Буша достигло критической точки в период «цветных» революций. Планы по дальнейшему расширению НАТО на постсоветском пространстве только усиливали антизападные настроения в России. С 2004 г. Россия все чаще выступала с критикой действий Запада, демонстрируя свою независимую позицию и позиционируя себя как системного игрока, часть «цивилизованного мира». Эта независимость обеспечивалась улучшением социально-экономической ситуации в России и уверенным ростом российской экономики в тот период, соответственно выросло и благосостояние населения, что придавало больше уверенности в отстаивании своих позиций участникам форума.

Характеристика аудитории

Для того чтобы оставлять свои мнения о прочитанной статье на сайте, необходимо зарегистрироваться. На начало сентября 2006 года 12536 постоянных пользователей было зарегистрировано на сайте. Единственным условием для участия в дискуссии была регистрация с присвоением «ника». Остальная информация (ФИО, пол, возраст, место проживания, e-mail address, профессия) — факультативна. Таким образом, часть участников форума оставляли закрытой свою информацию. Тем не менее, анализ данных остальных участников показывает, что большинство пользователей — мужчины, женщины составляют приблизительно четверть. Большинство родились в 1970-х гг., меньше в 1960-х и в начале 1980-х. Представлены регионы России от Калининграда до Хабаровска. Среди участников есть русские, постоянно проживающие в европейских странах, США, Канаде. Также активны участники из Литвы, Латвии, Украины и Польши.

Язык общения — русский (для участников с отсутствием возможностей печатания на кириллице существует опция транслитерации), встречаются сообщения на английском и польском. Форум модерировался.

Характеристики материала (количественный анализ)

Количество публикаций из той или иной страны зависит от выбора редактора, а количество ответов, откликов на статью демонстрирует интерес со стороны пользователей. И количество статей выбранных из разных стран, и индекс популярности показывают, что мнение тех, кого пользователи форума называют «англо-саксы», то есть жители и граждане Великобритании и США, привлекает наибольшее внимание редакторов и переводчиков, при этом пользователи, в избранный для анализа период времени, больше комментариев давали на публикации польских СМИ и так называемых «стран ближнего зарубежья», то есть бывшего СССР.

Индекс интереса читателей по странам (средний показатель комментариев на статью)

115,7

87.3

Исследование показывает наиболее высокий уровень интереса аудитории к статьям польских и украинских авторов. Пользователи пишут больше комментариев к статьям, авторы которых осуждают российскую политику, «переписывают», с точки зрения форумчан, российскую историю, и выражают более или менее явные антироссийские и даже русофобские установки и настроения.

Косвенно, данные свидетельствуют о возрастающем внимании со стороны украинских, польских, и латвийских СМИ к России в тот период. Возможно, это объясняется антироссийскими установками как составной и важной частью их национальной идентичности. В более широком смысле, Россия играет функционально очень важную роль «врага», антимодели, которая может способствовать национальной консолидации и государственному строительству (в случае Украины, Латвии, Литвы) или дает возможность подчеркнуть «цивилизованный характер» и развитость собственной страны (в случае Польши).

Такой повышенный интерес друг к другу между странами Новой Европы (Польша, страны Прибалтики, в целом центральная и Восточная Европа) и Россией демонстрирует ярко выраженный аспект постоянного мониторинга слабостей другого, особенно тех, которые могли бы доказать низкий уровень цивилизации, развития, и главное наличие или отсутствие ключевых черт «европейскости».

И если в отношении к Западу у российских читателей присутствует очевидный комплекс неполноценности, то к странам Восточной Европы, особенно бывшим республикам СССР, включая страны Балтии, наблюдается комплекс превосходства, высокомерное отношение, что, скорее всего, может быть объяснено «имперским комплексом». Страны Восточной Европы и Балтии для участников форума недо-европейцы, которые по прихо-

ти Запада, и чтобы насолить России, объявлены европейцами, благодаря вступлению в Евросоюз и НАТО.

Постимперский комплекс прежде всего базируется на памяти и представлениях о былой славе. В случае России выражается, прежде всего, в патерналистском и просто высокомерном отношении к бывшим республикам Советского Союза, восточноевропейским странам.

Переводные статьи, представленные на сайте ИноСМИ, чаще содержат негативный образ России, который обсуждается (обычно критикуется) пользователями форума, в результате производит их собственное представление о Европе. Различные образы «мы» и «они» — мы как часть Европы, мы как противостоящие Европе — выкристаллизовываются в процессе обсуждения на этом форуме. Два противоположных представления о европейском «другом» — как модели для подражания или как врага, чья цель разрушить российскую идентичность — соперничают на этом форуме, в умах людей и их представлениях о Европе.

Образ «идеальной Европы» сводится к следующему: Европа как Христианский мир, с высоким уровнем жизни, демократией (понимаемой скорее как абстрактная идея, нежели комбинация институтов гражданского общества, организаций и демократических механизмов), правами человека, богатым культурным наследием. Для многих россиян открытие «реальной» Европы со всеми достижениями и проблемами явилось своего рода разочарованием и утратой иллюзий.

Как описал это С. Караганов: «Наша страна, вырвавшись из пут коммунизма, рванула к Европе, но выяснила, что ее не очень ждут и, главное, что Европа стала постевропейской, не той, к которой мы стремились. В результате Россия тоже утратила старый вектор движения» [7].

Современная Европа и европейцы «не обладают нравственным правом поучать нас и что-то требовать». Участники форума припоминают Европе все ее исторические прегрешения, как колониализм и расизм («все европейские народы мучили, грабили, убивали, порабощали»), их обвиняют в самодовольстве и пренебрежительном отношении к другим народам, их культуре, моделям поведения, («европейцы вообще не считают, что им нужно чему-то учиться»). Демократия, которую продвигают европейские СМИ для участников форума — псевдодемократия, лицемерный набор двойных стандартов, защищающий идеологию потребления, корыстные интересы западного общества («они нас научили, что самая крепкая дружба в международных отношениях — это дружба за деньги»).

При этом участники форума постоянно испытывают некоторый дискомфорт между образом европейца, который у них сложился в реальной жизни (личные знакомства, деловые партнеры и т. п.) и образом европейца, который складывается при чтении средств массовой информации. Несовпадение этих образов они склонны объяснять ангажированной работой западных СМИ. И даже их низким профессиональным уровнем. Выражается в том, что боль-

шинство статей написаны как по шаблону: «... Видимо есть что-то подобное у западных журналистов, типа краткого словаря-пособия «Как правильно писать о России» в форме покет-бука...». Кроме того, участники форума, вслед за значительной частью интеллектуальной элиты, рассматривают подобные публикации как часть информационной войны, борьбы за зоны влияния, а в век новых технологий ничего не бьет так сильно, как масс-медиа.

Недоверие к западной демократии и подозрительность к самому понятию «демократия» подкрепляется разницей в оценках периода 1990-х годов в России между западными СМИ и участниками форума. Подавляющее большинство из них называют кошмаром все, что творилось в этот период. С точки зрения западных журналистов — это был период, когда россияне еще твердо стояли на пути «построения демократического общества, гражданских свобод». Отсюда возникают подозрения в содержании термина демократия, так как истинный смысл и истинная ценность его меняются в зависимости от изменения позиции декларирующего, они стали простым элементом спекуляции на гражданских и нравственных чувствах аудитории: «В сегодняшнем мире для совершения любого рода гадостей — от постановки в государстве нужного тебе правительства до прямой агрессии — мало быть просто сильной страной. Нужно еще быть страной демократической».

Стоит отметить, что участники форума все же разделяют «демократию», которую называют «так называемой» и пишут только в кавычках и настоящую или истинную демократию, как некую идеальную модель, которую, судя по комментариям, представляют себе смутно.

Запад как собирательный образ воспринимается участниками форума как нечто враждебное России: после Горбачева можно с уверенностью утверждать, что инициатором взаимной подозрительности, переходящей в ненависть, выступает именно западная сторона; Запад обманул ожидания россиян, которые «искренне верили и хотели начать новую эру мира без противостояния и ради этого в одностороннем порядке сделали все возможные уступки и принесли жертвы». Читатели в большинстве своем уверены в том, что Запад не устраивает экономическая и политическая независимость России, а успешное экономическое развитие России воспринимается как проблема, следовательно, они против устойчивого экономического развития. По отношению к Западу господствует недоверие: «Страх перед Россией — действительный или деланный — отражение собственной подсознательной враждебности». С другой стороны, есть сомнения в существовании такого обобщенного понятия как «Запад»: «. А что такое, собственно, Запад? Европа плюс Америка равняется любовь? Нет у Европы никакой любви к Америке, кроме как по расчету. А Америка Европу просто использует. И все друг другу врут. ». Запад, как и Европа, остаются для участников форума неоперациональными понятиями, плохо рационализированными. Так, Запад может быть примером хорошего и плохого, другом и врагом, он не един, как и сама Европа. В нем есть дружествен-

ные страны, элементы или народы, которые с иной точки зрения или в иной комбинаторной логике могут быть плохими и т. п.

Среди участников форума четко выделяются две группы, одну из которых условно можно назвать западниками или либералами, а другую — консерваторами (неоконсерваторами) или традиционалистами. Последние явно преобладают. В целом «либералы» больше внимания уделяют позитивным сторонам образа Европы, Запада и западного образа жизни, подчеркивая высокий уровень жизни, защиту гражданских прав и свобод, демократические институты (такие как партии и парламент), независимость судебной системы, свободу СМИ и т. д. «Неоконсерваторы» обсуждают все эти положительные стороны Запада и доказывают моральное и культурное превосходство и преимущества России, указывают на негативные аспекты «Воображаемой Европы», которые, в общем-то, те же самые, что и XIX веке: духовное обнищание, любовь к наживе, двойные стандарты в международных отношениях, нетерпимость к России, отказ от истинно христианских ценностей и т. д.

Но обе эти группы объединяет понимание того, что Европейский союз — новая форма легитимированной современной Европы, и что в обозримом будущем для России в ней места нет. Современная Европа состоит из государств, которые являются членами Европейского союза и НАТО или государств, которые могут стать членами этих блоков при желании. В этом случае Россия для Европы и Европа для России всегда будет чем-то внешним. Присоединение России к Европе в данном контексте становится таким же маловероятным, как присоединение Китая или Индии.

По всей видимости, ответом на подобный отказ в «евроидентичности» является, отмечаемое социологами, укоренение в массовом сознании россиян представлений о российской «евразийской», «евроазиатской» идентичности, хотя содержательное наполнение этих понятий остается неопределенным [9]. Чрезмерная умозрительность понятия евроазиатской идентичности объясняет, почему большая часть современных интеллектуалов не в силах отказаться от своей европейской идентификации: «Легко предлагать «повернуться лицом к Азии», развлекаться всякими евразийскими фантазиями. Выписаться из Европы нельзя, даже если очень хочется. И сделанного за последние более чем 300 лет не вернешь» [3].

В целом, анализ материалов форума подтверждает тот факт, что базовые понятия для формирования национальной идентичности россиян не-рационализированы, а, следовательно, неизбежно будут носить мифологизированный характер.

Литература

1. Евгеньева Т.В. Культурно-психологические основания формирования образа «Другого» в современной России // «Чужие» здесь не ходят. Радикальная ксенофобия и политический экстремизм в социокультурном пространстве современной России. — М.: Институт Африки РАН, 2004. — С. 39—57.

2. Евгеньева Т. В. Социально-психологические основы формирования политической мифологии // Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования / Сост. А.П. Логунов, Т.В. Евгеньева. — М: Рос. гос. гуманит. ун-т., 1996. — С. 22—32;

3. Иванов В. Другая Европа // Известия. 14 июля 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.izvestia.ru/news/315434

4. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка // Социологические исследования. — 1995. — № 4. — С. 3—14.

5. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Социологические исследования. — 1996. — №2. — С. 3—12.

6. Казанцев А.А. Грамматика «русской идеи», или как создавать новые идеологии в России // Полис. — 2010. — №3. — С. 100—113.

7. Караганов С. Защитник и угроза в одном лице // Российская газета (Федеральный выпуск). N4294, 14 февраля 2007 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/02/14/karaganov.html

8. Перегудов С.П. Национально-государственная идентичность и проблемы консолидации Российского государства // Полис. — 2011. — №3. — С. 141—163.

9. Поиск национально-цивилизационной идентичности и концепт «особого пути» в российском массовом сознании в контексте модернизации. — М.: ИМЭМО РАН, 2004.

10. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад // Полис. — 2008. — № 1-3.

11. Сегодня, НТВ, 29 апреля 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ntv.ru/novosti/86350/

12. Семененко ИС, Лапкин В.В., Пантин В.И. Идентичность в системе координат мирового развития // Полис. — 2010. — №3. — С. 40—59.

13. Следзевский И.В. Социокультурные основания формирования политических мифов. // Мифология и политика. Материалы семинара 21 октября 1997 г. — М.: Фонд «РОПЦ», 1997. — С. 19—25.

14. Следзевский И.В. Мифологема границы: ее происхождение и современные

политические проявления // Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. / Сост. А.П. Логунов, Т.В. Евгеньева. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1996. — С. 52—62.

15. Neumann Iver B. Uses of the other: «The East» in European Identity Formation. —

Manchester: Manchester University Press, 1999.

16. Zarycki Tomasz. Uses of Russia: The Role of Russia in the Modern Polish

National Identity // East European Politics and Societies. — 2004. — №18. —

С. 595—627.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.