Научная статья на тему 'Погрешности бескарданного гирогоризонткомпаса на электростатическом гироскопе и микромеханических датчиках'

Погрешности бескарданного гирогоризонткомпаса на электростатическом гироскопе и микромеханических датчиках Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
253
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИРОГОРИЗОНТКОМПАС / ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ ГИРОСКОП / ELECTROSTATIC GYROSCOPE / МИКРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ИНЕРЦИАЛЬНЫЕ ДАТЧИКИ / MICROMECHANICAL ACCELERATION SENSOR / ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ЛАГ / GYRO-HORIZON-COMPASS / HYDROACCOUSTIC LOG

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Емельянцев Геннадий Иванович, Лочехин Алексей Владимирович

Предложена схема построения бескарданного гирогоризонткомпаса на электростатическом гироскопе и микромеханических датчиках для применения в системах навигации подводных аппаратов, приведены алгоритмы работы. Рассмотрены характер и уровень погрешностей бескарданного гирогоризонткомпаса при навигационном режиме работы в выработке параметров ориентации с применением данных от гидроакустического лага и глубиномера. Особенностью предложенной схемы является использование информации, полученной от электростатического гироскопа, для уточнения параметров ориентации, вырабатываемых инерциальным измерительным модулем, построенным на микромеханических гироскопах и акселерометрах. Алгоритмы строятся на базе обобщенного фильтра Калмана с обратной связью по всему вектору состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Емельянцев Геннадий Иванович, Лочехин Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ERRORS OF CARDAN-LESS GYRO-HORIZON-COMPASS WITH ELECTROSTATIC GYROSCOPE AND MICROMECHANICAL SENSORS

Schematic design and performance algorithm of cardan-less gyro-horizon-compass is proposed. The device evolves an electrostatic gyroscope and micromechanical sensors and is designed for underwater vehicles navigation systems. Characteristics and level of the instrument errors of orientation parameters derived from hydroacoustic log and bathymetry data are analyzed.

Текст научной работы на тему «Погрешности бескарданного гирогоризонткомпаса на электростатическом гироскопе и микромеханических датчиках»

ГИРОСКОПИЧЕСКИЕ И НАВИГАЦИОННЫЕ

СИСТЕМЫ

УДК 656.2

Г. И. Емельянцев, А. В. Лочехин

ПОГРЕШНОСТИ БЕСКАРДАННОГО ГИРОГОРИЗОНТКОМПАСА НА ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОМ ГИРОСКОПЕ И МИКРОМЕХАНИЧЕСКИХ ДАТЧИКАХ

Предложена схема построения бескарданного гирогоризонткомпаса на электростатическом гироскопе и микромеханических датчиках для применения в системах навигации подводных аппаратов, приведены алгоритмы работы. Рассмотрены характер и уровень погрешностей бескарданного гирогоризонтком-паса при навигационном режиме работы в выработке параметров ориентации с применением данных от гидроакустического лага и глубиномера. Особенностью предложенной схемы является использование информации, полученной от электростатического гироскопа, для уточнения параметров ориентации, вырабатываемых инерциальным измерительным модулем, построенным на микромеханических гироскопах и акселерометрах. Алгоритмы строятся на базе обобщенного фильтра Калмана с обратной связью по всему вектору состояния.

Ключевые слова: гирогоризонткомпас, электростатический гироскоп, микромеханические инерциальные датчики, гидроакустический лаг.

Введение. Обеспечение требований по точности выработки курса — одна из проблем, возникающих при создании малогабаритного бескарданного гирогоризонткомпаса (БГГК) для морских подвижных объектов, содержащего инерциальный измерительный модуль низкого уровня точности (например, блок, построенный на микромеханических акселерометрах и гироскопах, уровень точности которых составляет соответственно 0,01 м/с и 0,01 град/с). Один из способов решения этой проблемы [1] — использование для подвижных объектов приемной аппаратуры спутниковых навигационных систем с разнесенными антеннами для осуществления фазовых измерений. Однако в системах навигации необитаемых подводных аппаратов (НПА) описанный способ можно использовать только в надводном положении при режиме начальной выставки и калибровки системы [2]. Для ограничения погрешности измерительного модуля на микромеханических датчиках (ММД) по курсу в условиях эксплуатации НПА предлагается использовать информацию, поступающую от бескарданного электростатического гироскопа (БЭСГ) [3], установленного в одном корпусе с инерциальным измерительным модулем [2].

На рис. 1 приведена структурная схема навигационной системы счисления пути подводного аппарата (ГАЛ — гидроакустический лаг, ГАНС — гидроакустическая навигационная система, ПА СНС — приемная аппаратура спутниковой навигационной системы, ММГ и ММА — микромеханические гироскопы и акселерометры БГГК, НП и ДП — навигационные и динамические параметры; ф, X, И — географические координаты; УЕ ,¥н — составляю-

щие линейной скорости объекта; К — курс; VE;A'Л , ^АЛ — составляющие линейной скоро-

ГАНС ГАНС

сти, получаемые от ГАЛ; ф Д — географические координаты, вырабатываемые ГАНС; Игл — данные о высоте, поступающие от глубиномера). Для коррекции погрешностей

БЭСГ с полярной ориентацией из-за его прецессии при работе БГГК в навигационном режиме периодически привлекается информация о координатах объекта от ГАНС.

Мультиантенная ПА СНС

Начальная выставка и калибровка

ф> Иу, > ^ > К -К

Блок гироскопов (БЭСГ + ММГ)

Блок акселерометров ММА

Бескарданный гирогоризонткомпас

ГАНС ГАНС

Ф Л

Навигационный вычислитель

Л Л

НП

ДП

I Бортовые потребители

ГАЛ ГАЛ

V , V

Я ' ЛТ

ГАЛ

Глубиномер

Автономный режим

ГАНС

Обсервационный режим

I______________________________________

Рис. 1

К достоинствам такой схемы построения БГГК следует отнести малые значения массо-габаритных характеристик и возможность функционирования в высоких широтах (в этом случае начальная ориентация вектора кинетического момента БЭСГ задается в плоскости земного экватора). Точность выработки параметров ориентации объекта предполагается на уровне лучших образцов зарубежных БГГК на волоконно-оптических гироскопах.

Для предложенного БГГК существуют два режима работы: первый — начальная выставка и калибровка системы при надводном положении; второй — навигационный, используется при подводном положении аппарата и предназначен для выработки параметров ориентации (курса и углов качки). Для выработки навигационных параметров (составляющих вектора линейной скорости и координат места) используется информация, поступающая от ГАЛ, ГАНС и глубиномера. Исследованию навигационного режима работы БГГК и посвящена предложенная статья.

Постановка задачи. Рассмотрим навигационный режим работы БГГК и проанализируем алгоритмы выработки параметров ориентации объекта и уровень погрешностей БГГК.

Определим следующие системы координат (СК): Окн^н2 кнз — система координат, связанная с корпусом БЭСГ (кн — корпусные номинальные оси); Оо^оз — система координат, связанная с НПА, начало которой расположено в его центре масс (о — объект); Ог^г 2 гз — сопровождающий географический навигационный трехгранник; и^2 из — инер-

циальная СК с началом в центре масс Земли; к^ки2 киз — квазиинерциальная СК, совпадающая в момент коррекции положения БЭСГ с осями ортогонального гироскопического

и

трехгранника q^q2q3 , построенного на ортах кинетических моментов виртуального и реального БЭСГ.

Решение задачи ориентации НПА, реализуемой в программном обеспечении измерительного модуля, построенного на ММД, сводится к нахождению искомого кватерниона, определяющего ориентацию объекта относительно географических осей [4]. Текущие значения

матрицы направляющих косинусов C° и углов курса K, дифферента у и крена 9 вычисляются по полученным значениям элементов кватерниона.

Координаты местоположения подводного аппарата вычисляются методом счисления пути по информации, полученной от ГАЛ, о составляющих вектора линейной скорости и значениям K, у, 9 , поступающим из задачи ориентации.

Известно, например [5], что при использовании ММД в составе измерительного модуля можно обеспечить выработку углов качки с приемлемой точностью, привлекая для демпфирования шулеровских колебаний информацию о скорости от ПА СНС или лага. Однако в таком модуле погрешность по курсу постоянно растет во времени. Использование БЭСГ обеспечивает непрерывную коррекцию погрешности по курсу в условиях эксплуатации НПА.

Особенности предлагаемого навигационного режима БГГК заключаются в следующем:

— используется информация калибруемого БЭСГ, а также так называемого „опорного" БЭСГ, формируемая по данным, поступающим от мультиантенной ПА СНС и блока ММД („виртуальный" БЭСГ считается идеальным, не имеющим дрейфа). На основании проекций векторов их кинетических моментов моделируется ортогональный гироскопический трехгранник qq q3;

— применяется дискретный алгоритм обработки, основанный на представлении уравнений погрешностей системы в так называемой квазиинерциальной СК, оси которой дискретно согласуются с осями трехгранника qq q3, что позволяет осуществлять линеаризацию указанных уравнений;

— для описания дрейфа БЭСГ используется упрощенная модель суммарного дрейфа, представленного, например, в виде винеровского процесса;

— для обработки измерений используется алгоритм обобщенного фильтра Калмана с обратной связью по всему вектору состояния системы.

Формирование измерений. При решении задачи используются пять скалярных измерений, первые два из которых имеют вид

Z1 = COS9Р - COS9 z2 = \Ри1 - \ЭиЪ (1)

где Zi представляет собой разность косинусов расчетного 9Р и измеренного 0 углов между ортами векторов кинетических моментов „виртуального" и реального БЭСГ; Z2 — первый элемент вектора

Z 2 = h ки - h L ,

Ири, h^ — расчетные (прогнозируемые) и эталонные значения орта реального БЭСГ в проекциях на оси квазиинерциальной СК.

Алгоритмы прогнозирования ухода hj^ БЭСГ (расчетные значения орта кинетического момента гироскопа) в инерциальной СК приведены в работах [2, 6].

эталонные значения орта h^ формируются следующим образом:

hэ = Си Со Скнh

■■ки ^ки^и^о "кн>

где С^ — матрица, определяющая положение квазиинерциальной СК относительно инерци-

альной, равна значению матрицы (си) в моменты коррекции положения БЭСГ; С™ — матрица ориентации измерительных осей БЭСГ относительно осей, связанных с НПА, определяется при калибровке БЭСГ в условиях стенда; С — матрица ориентации НПА относительно инерциальной СК, вычисляется по информации, поступающей от инерциального измерительного модуля на ММД о курсе и углах качки, а также значениям координат места от навигационной системы счисления пути.

Полагая, что погрешности измерительного модуля на ММД по параметрам ориентации, погрешности счисления координат места, а также уходы БЭСГ малы, линеаризованные измерения (1) можно представить в следующем виде:

z1 = - sin 9 (

с11сг32 с21сг31

)а - sin 9(

с21сг33 - с31сг32)Р- sin9(-с11сг33 + с31сг31

)y +

Zo =

((г12 - hr2cr11) а + ((сг13 - hr3cr12 ) P + (-^1cv13 + hr3cr11) У + w2

(2)

где а, в, у — погрешности измерительного модуля на ММД в решении задачи ориентации (а — по курсу, в, у — в моделировании вертикали места); спт сгпт (п, т = 1,2,3) — элементы матриц С, С^ соответственно; ^ (I = г1,г2,г3) — проекции вектора Икн на географические оси; w1, W2 — шумы измерений, включающие погрешности списывающих устройств БЭСГ, его уходы в инерциальной СК и погрешности вычисления навигационной системой счисления пути координат места.

Значения г! и ¿2 дополняют известные [4] скоростные измерения, формируемые с использованием данных, поступающих от ГАЛ, а также измерения глубиномера:

Z3 = ^ГГК - = AVri - Vr2a + VTri + W3,

Z4 = V!rrK - VIГАЛ = AVr2 - Vria + VTr2 + W4, Z5 = /БГГК -/л =Ah + w5,

(3)

где AVIi, AVr2, Ah — погрешности БГГК по восточной и северной составляющим вектора линейной скорости и глубине погружения; W3 =-5Voi cos K -SV^sin K, W4 =SVoisin K -SV02CosK — шумы измерений, включающие 5Voi, 5V02 — инструментальные погрешности ГАЛ; W5 =-5/гл — погрешность глубиномера; V^, Vтг2 — восточная и

северная составляющие морских течений.

Модель погрешностей. В упрощенном виде модель погрешностей БГГК (без учета аномалий гравитационного поля Земли) может быть представлена следующими выражениями [4]:

AVf1 vt1

а = шг2р-шг1у + tg9—+ (Q cos ф +

R

■ av2

в = -®г2а + ®г3 У--г— Ашг1,

R

2 )Аф - Ашг3,

R cos2 ф

у = шг1а - шг3Р + AVi - (Q sin ф) Аф - Ашг2, R

АРгг1 = пг2а - пг3у + Ааг1 - 5аВг1, АУг2 = -пг1а + пг3в + Ааг2 - 5аВг2, Щ3 = nriy - Пг2в + Ааг3 - §аВг3 - §£,

А/г = AVri.

Здесь Дф — погрешность навигационной системы счисления пути в выработке географической широты; Дш/,Да1 (/— проекции нескомпенсированных дрейфов ММГ и ММА на географические оси; 5аВг1, ба^, 5а5гз — погрешности компенсации составляющих

кориолисова ускорения по соответствующим осям; 5g = -2^ ДЬ — погрешность компенсации ускорения силы тяжести; Я — средний радиус Земли; О — угловая скорость суточного вращения Земли; ^ — шулеровская частота; Ш/ и п/ (/=^,^^3) — текущие значения составляющих вектора угловой скорости вращения географического трехгранника и вектора кажущегося ускорения.

При формировании расчетной модели погрешностей навигационного режима работы БГГК использовались также следующие аппроксимации:

— смещения нулей ММА Да0 и ММГ Дю0 были аппроксимированы (из-за отсутствия достоверных данных об их спектральном составе) соответствующими винеровскими процессами;

— проекции скорости морских течений аппроксимированы марковскими процессами первого порядка с параметрами а = 0,2 узла, д = 1/ 5400 с-1;

— погрешности в счислении координат места и уходы БЭСГ в инерциальной СК аппроксимированы дискретными белыми шумами с известными дисперсиями на частоте формирования измерений.

В таком случае расчетная модель погрешностей БГГК будет иметь следующий вид:

хк+1 = фк+1/к хк + г кк, 2 к+1 = Н к+1хк+1 + у к+ъ

(5)

где

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X = [а Р У Д^г1 ДУг2 Щз М Дшо1 Дшо2 Дшо3 Дао1 Дао2 Дао3 ^тг1 Кг2 ] (6)

— вектор состояния системы; Фк/к+1 — переходная на шаге измерений Т = ^+1 - tk матрица состояния системы (5),

Ф, /,+, = ЕЙХЙ + ¥«у)йТ + 2)йТ]2 +...;

у /у+1

Ф к / ,-+1 = Ф у / у+1Ф к / у;

при у = к Фк / у+1 = Фк / к+1 — искомое значение переходной матрицы Фк+1; Фк / у = Еихга . Здесь Епхп — единичная (15 х15)-матрица; у — оператор дискретности на рабочей частоте ёТ; к — оператор дискретности на частоте измерений Т2 ; ) — матрица динамики системы, соответствующая модели (4) и принятым допущениям; Г к+1 = Ф к+1^Т — матрица, определяющая влияние вектора входных шумов wк с ковариациями ^к; Нк+1 — матрица измерений, соответствующая уравнениям (2), (3).

Результаты моделирования. Для анализа точности БГГК в навигационном режиме работы в полярных широтах ( ф = 85° ) осуществлялось численное моделирование задачи ориентации в среде Ма1ЬаЬ с использованием пакета 81шиНпк. При этом решалась задача оценивания вектора состояния (6) при измерениях (1) и (3).

Принимались следующие исходные значения для БЭСГ:

— начальная ориентация вектора кинетического момента БЭСГ — в плоскости земного экватора с погрешностью выставки около 15', погрешности начальной калибровки коэффициентов его модели ухода — 0,03 град/ч;

погрешности ММГ в проекциях на оси (l = оь о2, о3) объекта:

— нестабильность масштабных коэффициентов — случайные величины с уровнем 0,3 %;

— Aroi — систематические составляющие дрейфов, которые характеризуют смещение нулей от пуска к пуску — случайные величины с уровнем 40 град/ч;

— Aroi — случайные составляющие дрейфов, которые характеризуют дрейф нуля в

пуске — марковские процессы первого порядка а=6 град/ч, ^=1/600 с-1;

— флуктуационные составляющие дрейфов — дискретные белые шумы на рабочей частоте а=100 град/ч;

погрешности ММА в проекциях на оси (l = оь о2, о3) объекта:

— нестабильность масштабных коэффициентов линейных акселерометров — случайные величины с уровнем 1 %;

— Щ — смещение нулей линейных акселерометров — случайные величины с уровнем 0,01 м/с2;

— Аа1 — дрейфы нулей линейных акселерометров — марковские процессы первого

2 —1 порядка а=0,003 м/с , д=0,01 с ;

— флуктуационные составляющие погрешностей акселерометров — дискретные белые шумы на рабочей частоте о=0,1 м/с ;

гидроакустический лаг:

— флуктуационные составляющие погрешностей о=0,1 м/с.

На рис. 2 приведен график погрешности БГГК по курсу и углам качки при работе в навигационном режиме.

AK, Ay', А9 '

20

10

0

—10

—20

—30

0 100 200 300 400 500 t, мин Рис. 2

В работе рассмотрена схема построения бескарданного гирогоризонткомпаса на бескарданном электростатическом гироскопе и микромеханических датчиках, приведены алгоритмы навигационного режима работы. Показано, что за 10 часов работы погрешности бескарданного гирогоризонткомпаса не превышают по курсу — 20, а по углам качки — 15 угловых минут.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интегрированная система Seapath 200. Product Manuals — Seapath 200. Seatex AS. Trondheim, Norway, 1998.

2. Емельянцев Г. И., Лочехин А. В. Начальная выставка и калибровка бескарданного гирогоризонткомпаса на электростатическом гироскопе и микромеханических датчиках // Науч.-технич. вестн. СПбГУ ИТМО. 2009. № 5. С. 62—69.

3. Landau B. Ye., Gurevich S. S., Yemelyantsev G. I., Levin S. L., Odintsov B. V., Romanenko S. G. The Results of Calibration of Electrostatic Gyroscopes in a Strapdown Attitude Reference System // Intern. Conf. on Integrated Navigation Systems. St. Petersburg, Russia, 2008. Р. 132—138.

4. Анучин О. Н., Емельянцев Г. И. Интегрированные системы ориентации и навигации для морских подвижных объектов. СПб: ЦНИИ „Электроприбор", 2003. 390 с.

5. Блажнов Б. А., Волынский Д. В., Емельянцев Г. И., Несенюк Л. П., Степанов А. П. Интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и навигации с микромеханическим инерцииальным модулем. Результаты испытаний на автомобиле // Гироскопия и навигация. 2008. № 4(63). C. 77.

6. Емельянцев Г. И, Ландау Б. Е., Левин С. Л., Романенко С. Г. Об уточнении модели дрейфов электростатических гироскопов бескарданной инерциальной системы ориентации и о методике их калибровки на стенде и в условиях орбитального космического аппарата // Гироскопия и навигация. 2008. № 1(60). C.43—54.

Сведения об авторах

Геннадий Иванович Емельянцев — д-р техн. наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный

университет информационных технологий, механики и оптики, кафедра информационно-навигационных систем; E-mail: Emel@mail.ifmo.ru

Алексей Владимирович Лочехин — аспирант; Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, кафедра информационно-навигационных систем; E-mail: alex@infom.su

Рекомендована кафедрой Поступила в редакцию

информационно-навигационных систем 29.04.10 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.