УДК 930.26
А. Г. Новиков
Иркутский государственный университет ул. Карла Маркса, 1, Иркутск, 664003, Россия E-mail: [email protected]
ПОГРЕБЕНИЯ БРОНЗОВОГО ВЕКА ПРИБАЙКАЛЬЯ С НАРУШЕННОЙ АНАТОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТЬЮ КОСТЯКОВ
На территории Прибайкалья большинство погребений бронзового века были нарушены (в той или иной степени) в древности: Мак-рушинский, Манзурский и Фофановский могильники, Обхой, Харансин I, Улан-Хада II, Шаманский Мыс, Улярба, Сарминский Мыс. Хадарта IV, Курма XI, Усть-Белая и др. [Георгиевская Г. М., 1974; Герасимов М. М., Черных Е. Н., 1975; Конопацкий А. К., 1977; 1982; Качалова Н. К., Черников С. С., 1992; Комарова М. Н., Шер Я. А., 1992; Горюнова О. И. и др., 1998; Новиков А. Г., 1998; 1999; Алтухов В. В., 2001; Горюнова О. И. и др., 2004; Горюнова О. И., Вебер А. В., 2002; 2003]. На археологических материалах факт ограбления могил фиксируется разрушением надмогильного и внутримогильного сооружения (полностью или частично), нарушением анатомической целостности костяка и, как правило, разбросом костей и сопроводительного инвентаря за пределами могильной ямы. Судя по костям, находящимся в сочленении, возможно предположить, что в момент ограбления (или осквернения) у покойных разложились не все связки и, следовательно, могилы разрушали их современники. На это указывает и хорошее знание ритуала захоронения: все надмогильные сооружения разрушены, как правило, над верхней половиной погребенного (где находился череп и обычно располагался основной сопроводительный инвентарь), в то время как ноги не были потревожены.
Таким образом, в большинстве случаев мы отмечаем нарушения анатомической целостности костяка в результате ограбления (или осквернения) могил. В настоящее время невозможно достоверно определить, с какой целью они были разрушены: ради наживы, осквернения или действия носили какой-то определенный ритуальный характер. Поэто-
му в данной статье эти погребения не рассматриваются.
Цель предлагаемой работы - проведение предварительного анализа погребений бронзового века Прибайкалья с преднамеренно нарушенной анатомической целостностью костяков, совершенной до их захоронения. Подобные способы обращения с умершим приводят к археологически фиксируемым вторичным, расчлененным и парциальным погребениям [Зайцева О. В., 2005. С. 3]. На территории Прибайкалья «особые» погребения бронзового века отмечены в единичных случаях, что, вероятно, объясняется методическим уровнем раскопок. Специальные исследования, посвященные их изучению, для этого региона не проводились.
В настоящее время на территории Прибайкалья отмечено 7 могильников бронзового века, содержащих погребения с нарушенной до захоронения анатомической целостностью костяков (рис. 1): Шумилиха, Подострожное - Кирпичный сарай, Семеново, Улан-Хада IV, Хужир-Ну-гэ XIV, Сарминский Мыс и Курма XI [Окладников А. П., 1955. С. 317-318; 1975. С. 54-55; Горюнова О. И., Смотрова В. И., 1981. С. 18; Комарова М. Н., Шер Я. А., 1992. С. 37; Горюнова О. И., Вебер А., Новиков А. Г., 1998. С. 138-140; Горюнова О. И., Новиков А. Г., Мамонова Н. Н., 1998. С. 13-19; Новиков А. Г., 1998. С. 60-61; Горюнова О. И., Вебер А. В., 2002. С. 291-294; Новиков А. Г. и др., 2006. С. 436-438]. Всего выделено 21 погребение, содержащее вторичные и парциальные захоронения (см. таблицу).
Под вторичными погребениями понимаются результаты перемещения и перезахоронения человеческих останков в любом их состоянии после первичного или «временного» погребения [Зайцева О. В., 2001. С. 96-98;
ISSN 1818-7919
Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2007. Том 6, выпуск 3: Археология и этнография © А. Г. Новиков, 2007
Рис. 1. Карта-схема расположения могильников бронзового века Прибайкалья, содержащих вторичные и парциальные погребения:
1 - Подострожное - Кирпичный сарай; 2 - Семеново; 3 - Шумилиха; 4 - Улан-Хада IV; 5 - Хужир-Нугэ XIV; 6 - Сарминский Мыс; 7 - Курма XI
2005. С. 9]. Основанием для отнесения погребений к вторичным служат: отсутствие признаков ограбления могилы или ее разрушения мелкими хищниками (целые надмогильные и внутримогильные перекрытия, отсутствие отдельных костей человека в заполнении могильной ямы, отсутствие лаза животного) и нарушение анатомической целостности костяка (полное или частичное). Вероятно, до момента погребения покойных в земле их где-
то выдерживали до полного или частичного разложения связок. Это могло происходить в силу объективных причин или в силу действий символического характера.
О. В. Зайцева выделяет среди вторичных погребений два вида: полностью экскарниро-ванные и частично экскарнированные. В первом случае перезахоронению подлежали полностью скелетированные трупы, распавшиеся на отдельные элементы. Во втором - произ-
Погребения бронзового века Прибайкалья с нарушенной анатомической целостностью костяка
Вторичные Парциальные
№ п/п Наименование объекта Частично экскарнированные Полностью экскарниро- ванные Захоронение черепа Захоронение обезглавленного торса Всего
1 Подострожное -Кирпичный сарай № 1 1
2 Семеново № 3 (57 г.) 1
3 Шумилиха № 22 № 4
4 Улан-Хада IV № 4 (ниж. ярус) 1
5 Хужир-Нугэ XIV № 16, 17, 36-1, 2, 53, 59-2, 63, 77 № 28 № 26, 40, 42, 59-1 № 58-2 14
6 Сарминский Мыс № 21 1
7 Курма XI № 14 1
Всего 12 2 5 2 21
водилось перезахоронение останков, находящихся на разных стадиях разложения, сохраняющих отдельные связки.
На территории Прибайкалья в бронзовом веке среди вторичных погребений преобладают частично экскарнированные захоронения, т. е. при не полном разложении трупов (12 из 21). Наибольшее их количество отмечено на могильнике Хужир-Нугэ XIV. Судя по всему, время «выдерживания» покойных было относительно небольшим, но более долгим, чем зимний период.
Степень разложения частично экскарниро-ванных трупов при вторичном захоронении была различной. Преобладают погребения, представленные не полным костяком, с частичным нарушением анатомического порядка, т. е. процесс их «выдерживания» не был продолжительным: Хужир-Нугэ XIV N° 16, 17, 36-2, 53, 59-2, 63 (рис. 2). В погребении № 53 в головах покойного отмечено скопление костей от его верхней половины туловища, включая кости рук (часть из них - в сочленении); остальной костяк находился в анатомическом порядке (рис. 2, 2). Погребение № 36 - двойное (взрослый и ребенок), одноплоскостное (рис. 2, 4); погребение № 59 - двойное, ярусное. В трех случаях (№ 17, 53, 59-2) на костях отмечена охра. Из исследованных погребений: 3 костяка принадлежали детям, 1 - юноше, 2 -взрослым мужчинам. Из сопроводительного инвентаря во всех захоронениях (кроме № 17) отмечены украшения: пастовые бусинки и / или подвески из клыков благородного оленя.
В двух детских погребениях (№ 16 и 17) зафиксированы фрагменты керамики.
Выделяется шесть частично экскарниро-ванных погребений, кости в которых располагались компактными «кучами» (часть из них находилась в сочленении): Шумилиха № 22 (рис. 3, 3), Курма XI № 14 (рис. 3, 5), Хужир-Нугэ XIV № 77, 36-1, Улан-Хада IV № 4 (нижний ярус) (рис. 3, 4), Сарминский Мыс № 21. В трех первых из них отмечена охра; кости захоронения из Сарминского Мыса частично обожжены. Вероятно, останки умерших собирались после первичного погребения в какую-либо емкость и затем захоранивались в могилу. В половозрастном отношении: 5 костяков принадлежали взрослым (из них 2 - мужчины), 1 - ребенку. Три погребения выделялись по составу инвентаря. Захоронение с Улан-Хады представляло собой коллективное ярусное погребение, на нижнем уровне которого размещался женский костяк в полном анатомическом порядке, рядом с ним - «куча» костей мужчины. В числе сопроводительного инвентаря последнего - костяная скульптурка головы лося. В погребении № 22 Шумилихи в числе инвентаря найдены зооморфные подвески (стилизованные изображения медведей); в погребении № 14 Курмы XI - орнаментированная бедренная кость ребенка. Погребение Сарминского Мыса - без инвентаря.
Полностью экскарнированные вторичные погребения отмечены на могильниках Шумилиха (№ 4) и Хужир-Нугэ XIV (№ 28). В могилах зафиксированы компактные скопления
100 см 1 __і
100 см __і
100 см _I
100 см ___і
0
2
3
0
Рис. 2. Вторичные погребения могильника Хужир-Нугэ XIV: 1 - погребение № 16; 2 - № 53; 3 - № 59-2; 4 - № 36-1, 2
разрозненных человеческих костей (рис. 3, 7, 2). В первом случае дно могилы и кости засыпаны охрой; сопроводительный инвентарь отсутствовал. Во втором - часть костных остатков обожжена в результате воздействия огня, разведенного непосредственно в могильной яме. Форма и размеры последней предполагали захоронение полного костяка. Погребение женское. В составе инвентаря - керамический сосуд и пастовые бусинки.
Парциальное (частичное, неполное) погребение - предполагает помещение в могилу
только части тела умершего или его костных останков. На территории Прибайкалья в бронзовом веке выявлено два вида таких погребений: отдельные захоронения черепов и захоронения обезглавленного торса.
В настоящее время отмечено значительно больше погребений, содержащих один череп: Подострожное - Кирпичный Сарай №2 1, Хужир-Нугэ XIV № 26, 40, 42 и 59-1 (рис. 4, 1-4). В первом случае мужской череп (вместе с нижней челюстью) располагался на своем основании; при нем сохранились украшения,
Рис. 3. Вторичные погребения Прибайкалья:
1 - № 28 могильника Хужир-Нугэ XIV; 2 - № 4 могильника Шумилиха (по: [Бронзовый век Приангарья, 1981. С. 58, рис. 6. 2]); 3 - № 22 могильника Шумилиха (по: [Там же. С. 75, рис. 28. 2]);
4 - № 4 (нижний ярус) могильника Улан-Хада IV (по: [Древности Байкала, 1992. С. 190, рис. 44]);
5 - № 14 могильника Курма XI
100 см ___і
НЮ
1
100 см —1 2
100 см ___і
100 см
с
1
5
0
Рис. 4. Парциальные погребения:
1 - № 26 могильника Хужир-Нугэ XIV; 2 - № 50-1 могильника Хужир-Нугэ XIV;
3 - № 1 могильника Подострожное - Кирпичный сарай (по: [Окладников А. П., 1975. С. 221, рис. 52]); 4 - № 42 могильника Хужир-Нугэ XIV; 5 - № 58-2 могильника Хужир-Нугэ XIV
вероятно, обшивавшие головной убор. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что в могилу была помещена голова до момента разложения связок. В погребениях из могильника Хужир-Нугэ XIV черепа помещались полностью или частично скелетированные: в № 26 (детский) - свод черепа без нижней челюсти, в
№ 42 - одна нижняя челюсть взрослого (в сопровождении украшений), в № 59-1 - череп (взрослого) со смещенной нижней челюстью. В могиле №2 42 отмечены отдельные угольки, в № 59-1 череп лежал в пятне охры.
Достоверных случаев захоронения погребенного без черепа отмечено два: Семеново
№ 3 (1957 г.) и Хужир-Нугэ XIV № 58-2 (нижний ярус). В погребении № 58 (двойное, ярусное) у нижнего костяка (мужчина-?), перекрытого погребенным, находящимся в полном анатомическом порядке, отсутствовал череп, но нижняя челюсть занимала свое анатомическое положение (рис. 4, 5). Судя по размерам могильной ямы и расположению в ней костяка, могила рассчитана на целое тело умершего человека. Верхняя половина костяка засыпана охрой. В погребении из могильника Семеново на месте черепа лежали отщепы и костяной наконечник стрелы.
В целом, на основе проведенного анализа возможно сделать ряд обобщений. На территории Прибайкалья в бронзовом веке, помимо традиционных форм обращения с умершим, существовала традиция преднамеренных посмертных манипуляций с телом и костными останками. Из них преобладали «выдерживание» покойных на стороне и последующее захоронение частично экскарнированных останков (разной степени разложения). Эта ритуальная практика распространялась на все половозрастные группы умерших. Среди вторичных и парциальных захоронений преобладают индивидуальные. Встречаются двойные погребения: одноплоскостные и ярусные. В одном случае в могильной яме размещались вторичные погребения с разной степенью разложения тканей (см. рис. 2, 4); в другом - вторичное погребение находилось совместно с анатомически целым костяком (см. рис. 3, 4). При ярусном размещении погребенных зафиксированы сочетания: вторичное и парциальное (см. рис. 2, 3; рис. 4, 2); парциальное и первичное (см. рис. 4, 5) захоронения. В девяти погребениях отмечена засыпка охрой, в трех - обработка останков огнем (степень воздействия огня различная). В погребальной практике бронзового века Прибайкалья подобная дополнительная обработка покойных широко распространена и в первичных захоронениях.
Среди вторичных и парциальных погребений - пять без сопроводительного материала (Шумилиха № 4; Сарминский Мыс № 21; Ху-жир-Нугэ XIV № 26, 40, 59-1). Анализ набора и состава инвентаря позволил выделить три погребения, содержащих неординарные изделия: зооморфные подвески медведей (Шумилиха, № 22), скульптурку головы лося (Улан-Ха-да IV № 4) и орнаментированную бедренную кость ребенка (Курма XI № 14). Вероятно, эти
могилы принадлежали выдающимся членам сообщества.
Традиция вторичного и парциального погребения умерших на территории Прибайкалья своими корнями уходит в неолит. Захоронения с нарушенной анатомической целостью костяков (до погребения) отмечены на ранненеолитических могильниках китойской культуры: Хо-торук, Шаманка II, Локомотив, Фофановский и Китайский могильники и др. [Герасимов М. М., Черных Е. Н., 1975; Конопацкий А. К., 1982; Ба-залийский В. И. и др., 2001; Базалийский В. И., Вебер А. В., 2004]. Подобный обряд продолжал встречаться в серовских захоронениях неолита Прибайкалья [Горюнова О. И., 1997]. Количество вторичных и парциальных погребений в бронзовом веке значительно уменьшается в сравнении с неолитом.
Погребальная практика вторичных и парциальных погребений (во всех их проявлениях) широко распространена в культурах неолита -бронзового века Западной Сибири. Аналогичные факты отмечены на могильниках: Са-муський могильник, Сопка 2, Староалейка II, Телеутский Взвоз I, Преображенка 3 и др. [Мо-лодин В. И., 1985; 2001; Кирюшин Ю. Ф., 1987; Грушин С. П., 2001; Гришин А. Е., 2002; Кирюшин Ю. Ф. и др., 2003; Молодин В. И., Гришин А. Е., 2005]. Наличие аналогий позволяет говорить об эпохальном сходстве погребальной практики посмертной манипуляции с телом и костными останками, характерном для разных культур.
В целом, материалы по бронзовому веку Прибайкалья вписываются в общеевразийские контексты проявления вторичных и парциальных погребальных практик.
Новые раскопки, проведенные с применением специальных методов тафономичес-кого анализа непосредственно в момент обнаружения человеческих останков, смогут значительно расширить наши представления о погребальной практике населения бронзового века Прибайкалья.
Список литературы
Алтухов В. В. Макрушинский могильник. Комплекс ранней бронзы // На стыке поколений. Иркутск, 2001. С. 3-15.
Базалийский В. И., Вебер А. В. Погребальные комплексы эпохи раннего неолита на могильнике Шаманка II // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопре-
дельных территорий. Новосибирск, 2004. Т. 10, ч. 1. С. 33-39.
Базалийский В. И., Туркин Г. В., Тют-рин А. А. Могильник Тальский на Южном Байкале // Каменный век Южного Прианга-рья. Иркутск, 2001. Т. 1. С. 39-55.
Бронзовый век Приангарья. Могильник Шумилиха. Иркутск, 1981. 108 с.
Георгиевская Г. М. Неолитический могильник на Усть-Белой // Изв. СО АН СССР. Серия Общест. науки, 1974. № 6, вып. 2. С.107-114.
Герасимов М. М., Черных Е. Н. Раскопки Фо-фановского могильника в 1959 году // Первобытная археология Сибири. Л., 1975. С. 23-48.
Горюнова О. И. Серовские погребения При-ольхонья (оз. Байкал). Новосибирск, 1997. 112 с.
Горюнова О. И., Вебер А. В. Раскопки Российско-Канадской экспедиции на могильнике Курма XI (оз. Байкал) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2002. Т. 8. С. 291-294.
Горюнова О. И., Вебер А. В. Работы Российско-Канадской экспедиции на могильниках бронзового века побережья оз. Байкал // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2003. Т. 9. С. 331-335.
Горюнова О. И., Вебер А., Новиков А. Г. Новые данные по бронзовому веку Прибайкалья: Могильник Хужир-Нугэ XIV // Сибирь в панораме тысячелетий. Новосибирск, 1998. Т. 1. С. 138-146.
Горюнова О. И., Новиков А. Г., Зяблин Л. П., Смотрова В. И. Древние погребения могильника Улярба на Байкале (неолит - палеометалл). Новосибирск, 2004. 88 с.
Горюнова О. И., Новиков А. Г., Мамонова Н. Н. Захоронения бронзового века могильника Сарминский мыс на побережье оз. Байкал // Гуманитарные науки в Сибири. 1998. № 3. С. 13-19.
Горюнова О. И., Смотрова В. И. Погребальные комплексы могильника Шумилиха (анализ материала и датировка памятника) // Бронзовый век Приангарья: Могильник Шумилиха. Иркутск, 1981. С. 17-28.
Гришин А. Е. Погребальный обряд кротов-ской культуры: типология погребальной практики (по материалам могильника Сопка-2): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2002. 20 с.
Грушин С. П. Основные элементы погребального обряда населения Верхнего Приобья в эпоху ранней бронзы // Проблемы изучения древней и средневековой истории. Барнаул. 2001. С.50-55.
Древности Байкала. Иркутск, 1992. 252 с.
Зайцева О. В. Вторичные погребения: проблемы изучения и интерпретации // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Томск, 2001. С. 96-98.
Зайцева О. В. Погребения с нарушенной анатомической целостностью костяка: методика исследования и возможности интерпретации: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2005. 28 с.
Качалова Н. К., Черников С. С. Могильники в окрестностях поселка Харансы и озера Елгай на острове Ольхон // Древности Байкала. Иркутск, 1992. С. 77-83.
Кирюшин Ю. Ф. Новые могильники ранней бронзы на Верхней Оби // Археологические исследования на Алтае. Барнаул, 1987. С.100-125.
Кирюшин Ю. Ф., Грушин С. П., Тишкин А. А. Погребальный обряд населения эпохи ранней бронзы верхнего Приобья (по материалам грунтового могильника Телеутский Взвоз-[). Барнаул, 2003. 323 с.
Комарова М. Н., Шер Я. А. Могильники бухты Улан-Хада // Древности Байкала. Иркутск, 1992. С. 32-41.
Конопацкий А. К. Древний могильник у с. Манзурка // Изв. СО АН СССР, 1977. № 1, вып. 1. С. 71-76.
Конопацкий А. К. Древние культуры Байкала. Новосибирск, 1982. 175 с.
Молодин В. И. Бараба в эпоху бронзы. Новосибирск, 1985.200 с.
Молодин В. И. Памятник Сопка-2 на реке Оми. Новосибирск, 2001. 128 с.
Молодин В. И., Гришин А. Е. К реконструкции погребальной практики кротовской культуры (погребения с нарушенной анатомической целостностью костяка на могильнике Сопка-2/4; 2/5) // Археология Южной Сибири. Кемерово, 2005. Вып. 23. С. 7-15.
Новиков А. Г. Погребальный обряд захоронений бронзового века могильника Сарминс-кий Мыс (оз. Байкал) // Археология и этнография Сибири и Дальнего Востока. Улан-Удэ, 1998. С.60-61.
Новиков А. Г. Погребальные обряды могильников урочища Улярба // Молодая архе-
ология и этнология Сибири. Чита, 1999. Ч. 1. С.139-141.
Новиков А. Г., Горюнова О. И., Вебер А. В., Ливерс А. Р. Особенности погребального обряда и демография могильника бронзового века Хужир-Нугэ XIV (оз. Байкал) // Современные проблемы археологии России. Новосибирск, 2006. Т. 1. С. 436-438.
Окладников А. П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Сер. МИА. М.; Л., 1955. Ч. 3, № 43. 347 с.
Окладников А. П. Неолитические памятники Средней Ангары (от устья р. Белой до Усть-Уды). Новосибирск, 1975. 319 с.
Материал поступил в редколлегию 24.03.2007