Научная статья на тему 'ПОГРЕБАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ЭПОХИ ДЗЁМОН, ЯПОНСКИЙ АРХИПЕЛАГ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОМПЛЕКСА КИТАМУРА)'

ПОГРЕБАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ЭПОХИ ДЗЁМОН, ЯПОНСКИЙ АРХИПЕЛАГ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОМПЛЕКСА КИТАМУРА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Camera praehistorica
Область наук
Ключевые слова
ЯПОНСКИЙ АРХИПЕЛАГ / ДЗЁМОН / ПАМЯТНИК КИТАМУРА / ПОГРЕБЕНИЯ / КЕРАМИКА / УКРАШЕНИЯ / ПЛЕМЕННАЯ ЭЛИТА / JAPANESE ARCHIPELAGO / JōMON / KITAMURA SITE / BURIALS / POTTERY / ADORNMENTS / TRIBAL ELITE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова Дарья Александровна, Табарев Андрей Владимирович

Дзёмон (16 000-2800 кал. л. н.) - важная эпоха в древней истории Японского архипелага, представленная тысячами археологических памятников. Особый интерес представляют памятники, на которых изученные погребальные комплексы, позволяют обратиться к интерпретации социальной структуры дзёмонского общества. Памятник Китамура (преф. Нагано), датируемый средним периодом эпохи Дзёмон (5300-4400 л. н.), является уникальным источником антропологической и археологической информации. На памятнике зафиксированы жилищные котлованы, хозяйственные ямы, рабочие площадки, а также 469 погребальных конструкции, среди которых погребения в грунтовых могилах, под каменными насыпями, с частичным перекрытием скелетов камнями или фрагментами сосудов, а также в керамических сосудах. Выделяется серия погребений с богатым сопроводительным инвентарем (каменные топоры, бифасы, наконечники стрел, глиняные фигурки догу, фрагменты каменных жезлов сэкибо), эффектными браслетами и шейными украшениями из кабаньих клыков, что указывает на развитые «престижные технологии» и явное присутствие в обществе среднего Дзёмона племенной элиты. Погребения на памятнике Китамура имеют аналогии в неолитических комплексах российского Дальнего Востока (памятник Бойсмана-2 в Приморье).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Иванова Дарья Александровна, Табарев Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BURIAL PRACTICE OF JōMON EPOCH, JAPANESE ARCHIPELAGO (BASED ON THE MATERIALS OF KITAMURA SITE)

Jōmon (cal. 16 000-2800 BP) is a very important epoch of the ancient history of the Japanese Archipelago documented with the thousands of the archaeological sites. Of special interest are sites with burial complexes which allow addressing to the interpretation of the social structure of the Jōmon society. Kitamura Site (Nagano prefecture) is dated by Middle Jōmon (cal. 5300-4400 BP) is a unique source of anthropological and archaeological information. There are remains of dwellings, storage pits, working areas, and 469 burial features at the site. Burials are represented by earthen graves, graves with stone mounds, graves where the skeletons are partly covered with stone plaques or ceramic vessels, and human remains in vessels. A series of burials is stand out by its rich goods (stone axes, bifacies, arrow points, clay dogū figurines, fragments of stone mazes - sekibō), along with the spectacular neck adornments and bracelets from wild boar tucks. They strongly point of the developed “prestige technologies” and the appearance of tribal elite within the Middle Jōmon society. Burials at Kitamura Site demonstrate analogies with the Neolithic burial complexes in the Russian Far East (Boismana-2 Site, Maritime Region).

Текст научной работы на тему «ПОГРЕБАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ЭПОХИ ДЗЁМОН, ЯПОНСКИЙ АРХИПЕЛАГ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОМПЛЕКСА КИТАМУРА)»

УДК 902/904, 902.01

DOI: 10.33291/26583828.2018-(1)-4

Д.А. ИВАНОВА, A.B. ТАБАРЕВ

Институт археологии и этнографии СО РАН,

пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: nigthliro@bk.ru; olmec@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-2873-6664; 0000-0002-6249-8057

ПОГРЕБАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ЭПОХИ ДЗЁМОН,

ЯПОНСКИЙ АРХИПЕЛАГ

(ПО МАТЕРИАЛАМ КОМПЛЕКСА КИТАМУРА)

аннотация

Дзёмон (16 000 — 2800 кал. л. н.)* — важная эпоха в древней истории Японского архипелага, представленная тысячами археологических памятников. Особый интерес представляют памятники, на которых изученные погребальные комплексы позволяют обратиться к интерпретации социальной структуры дзёмонского общества. Памятник Китамура (преф. Нагано), датируемый средним периодом эпохи Дзёмон (5300-4400 л. н.), является уникальным источником антропологической и археологической информации. на памятнике зафиксированы жилищные котлованы, хозяйственные ямы, рабочие площадки, а также 469 погребальных конструкции, среди которых

Ключевые слова: Японский архипелаг, Дзёмон, г ния, племенная элита.

погребения в грунтовых могилах, под каменными насыпями, с частичным перекрытием скелетов камнями или фрагментами сосудов, а также в керамических сосудах. Выделяется серия погребений с богатым сопроводительным инвентарем (каменные топоры, бифасы, наконечники стрел, глиняные фигурки догу, фрагменты каменных жезлов сэкибо), эффектными браслетами и шейными украшениями из кабаньих клыков, что указывает на развитые «престижные технологии» и явное присутствие в обществе среднего Дзёмона племенной элиты. Погребения на памятнике китамура имеют аналогии в неолитических комплексах российского Дальнего востока (памятник Бойсмана-2 в Приморье).

ятник Китамура, погребения, керамика, украше-

D.A. IVANOVA, A.V. TABAREV

Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Akademika Lavrientieva Prospect, 17, Novosibirsk, 630090, Russia E-mail: nigthliro@bk.ru; olmec@yandex.ru ORCID: 0000-0002-2873-6664; 0000-0002-6249-8057

BURIAL PRACTICE OF JOMON EPOCH, JAPANESE ARCHIPELAGO (BASED ON THE MATERIALS OF KITAMURA SITE)

abstract

Jômon (cal. 16 000 — 2800 BP) is Japanese Archipelago documented with the thou-a very important epoch of the ancient history of the sands of the archaeological sites. Of special interest are

Здесь и далее использованы калиброванные даты по эпохе Дзёмон [Matsumoto et al. 2017].

sites with burial complexes which allow addressing to the interpretation of the social structure of the Jomon society. Kitamura site (Nagano prefecture) is dated by Middle Jomon (cal. 5300-4400 BP) is a unique source of anthropological and archaeological information. There are remains of dwellings, storage pits, working areas, and 469 burial features at the site. Burials are represented by earthen graves, graves with stone mounds, graves where the skeletons are partly covered with stone plaques or ceramic vessels, and human

Key words: Japanese Archipelago, Jomon, Kitamura

remains in vessels. A series of burials is stand out by its rich goods (stone axes, bifacies, arrow points, clay dogu figurines, fragments of stone mazes — sekibo), along with the spectacular neck adornments and bracelets from wild boar tucks. They strongly point of the developed "prestige technologies" and the appearance of tribal elite within the Middle Jomon society. Burials at Kitamura site demonstrate analogies with the Neolithic burial complexes in the Russian Far East (Boismana-2 site, Primorye region).

;, burials, pottery, adornments, tribal elite.

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха Дзёмон занимает весьма продолжительное время в древней истории Японского архипелага (более 12 тыс. л.) и представлена исключительно эффектными археологическими материалами, большая часть из которых все еще остается малоизвестной отечественным специалистам, занимающимся проблемами археологии каменного века Дальнего Востока и Тихоокеанского бассейна в целом. Внутри эпохи Дзёмон, согласно одной из наиболее распространенных научных версий, выделяют шесть периодов: изначальный (16 000 — 11 000 л. н.), начальный (11 000 — 7000 л. н.), ранний (7000-5300 л. н.), средний (5300-4400 л. н.), поздний (44003300 л. н.) и финальный (3300-2800/2300 л. н.) [НаЬи 2004; Matsumoto et а1. 2017: 438].

По мнению большинства археологов, расцвет материальной культуры эпохи Дзёмон приходится на время среднего — начало позднего периодов. это совпадает с наиболее благоприятными климатическими условиями голоцено-вого оптимума и подтверждается большим количеством памятников разного типа. Особый интерес представляют памятники, на которых изученные погребальные комплексы (в раковинных кучах, в пещерах, в жилищах, некрополи) помимо разнообразной археологической и антропологической информации позволяют сделать весьма важные шаги в интерпретации

социальной структуры дзёмонского общества [Иванова 2012; Табарев, Иванова 2016].

Один из них — памятник Китамура, самый крупный могильник конца среднего (керамический стиль касори EIII) — середины позднего Дзёмона (касори BI). Первые упоминания о нем относятся к середине XX в., масштабные археолого-спасательные работы были проведены в 1987-1989 гг. и связаны со строительством скоростной автомагистрали Nagano Expressway.

Уникальность памятника заключается в том, что это первый комплекс, на котором сохранилось 190 костяков, открытый в центральной части о. Хонсю (преф. Нагано) вдали от побережья. До открытия памятника Китамура большинство костных останков было известно преимущественно по материалам раковинных куч и пещерных комплексов, и поэтому он по праву считается одним из величайших открытий в истории японских академических исследований по антропологии и археологии. В археолого-спасательных работах наряду с сотрудниками отдела по сохранению культурного наследия преф. нагано принимали участие специалисты из ведущих университетов Японии, в том числе университета Мэйдзи, Токийского столичного университета (столичный округ Токио), медицинского университета Доккё (преф. Тотиги).

все обнаруженные на памятнике костные останки изымались из грунта и отвозились в лабораторию медицинского университета Доккё

в виде цельных блоков. Работа с костями проводилась следующим образом: после разбора заполнения грунтовой могилы скелет заворачивали в рисовую бумагу и огораживали картоном. Далее все это заливалось фиксирующим раствором — пенополиуретаном. После того как состав застывал, блок вынимали из могилы и отвозили в лабораторию. После месяца сушки исследователи приступали к работе — костяки аккуратно очищались от пенополиуретана, рисовой бумаги и остатков земли. Только после этого брались образцы на анализ. К сожалению, из-за плохой сохранности коллагена в костях радиоуглеродного определения их возраста до настоящего времени получить не удалось, поэтому датировать памятник китамура пока принято по керамическому комплексу [Китамура исэки... 1993а: 6-11].

Несмотря на эффектные археологические материалы, полноценных публикаций о памятнике Китамура на данный момент нет. Основная информация содержится в отчете о раскопках, в котором дано детальное описание археологических объектов, статистические данные о количестве погребенных, сопроводительном инвентаре, без какого-либо обобщения, сравнительного анализа с могильниками, известными в соседних префектурах, интерпретаций и выводов.

настоящая статья — первая в отечественной археологической литературе публикация, посвященная материалам этого интереснейшего объекта. Здесь авторы попытались синтезировать и обобщить всю информацию о памятнике Китамура по отчетам об археологических раскопках и отдельным упоминаниям в научных публикациях, а также определить наиболее важные особенности погребального обряда в контексте неолита дальневосточного региона россии.

общие сведения о памятнике, основные виды археологических объектов и находок

Памятник расположен в г. Адзумино (р-н Ака-сима, равнина Мацумото), в центральной части префектуры нагано, на аллювиальной террасе

р. Сай, у подножия горного хребта Тикума, на высоте 548-556 м (рис. 1: 1). Комплекс Кита-мура включает шесть зон — «А», «В», «С», «Б», «Е» и «Б» общей площадью 21 530 м2. Наибольшее число объектов эпохи Дзёмон локализовано в зоне «Е». По данным на 1993 г., в районе равнины Мацумото известно более 400 памятников, существовавших от палеолита до Средневековья. Из них 160 датировано средним — поздним Дзёмоном [Китамура исэки. 1993а: 21-29].

На территории памятника обнаружено крупное поселение конца среднего — середины позднего Дзёмона, в состав которого входят: 58 жилищных котлованов, 352 хозяйственные ямы, 5 групп свайных конструкций, 6 участков с концентрацией артефактов, 469 грунтовых могил, в том числе 26 групп со скоплениями камней (ок. 184 могил) и 13 грунтовых могил с закопанными сосудами.

Внутреннее подразделение зоны «Е» выглядит следующим образом (рис. 1: 2): в северовосточной части находится участок с хозяйственными ямами и столбовыми ямками, к юго-западу от него полукругом расположены жилищные котлованы (46 ед.) и грунтовые могилы, часть из которых находится внутри жилищ, а часть в межжилищном пространстве. Также в межжилищном пространстве расположены хозяйственные ямы. В зоне «В» локализовано три жилищных котлована, в зоне «С» — 4, в том числе жилище с вымощенным камнями полом (8В101*), в зоне «Б» — 5 котлованов. Наряду с остатками жилищных структур, внутри этих трех зон фиксируются три участка с высокой концентрацией артефактов, 14 групп скоплений камней, в том числе одно — из выложенных в линию камней (8Н1**), а также несколько хозяйственных ям.

В большинстве случаев жилищные структуры памятника Китамура представлены наземными жилищами, в центре которых находится очаг

* 8В — обозначение для жилищного котлована.

** 8Н — обозначение для грунтовой могилы, в том числе покрытой скоплением камней.

рис. 1. Префектура Нагано, памятник Китамура и расположение объектов на памятнике внутри зоны «Е» [по: (Китамура исэки... 1993b)]: 1 — префектура Нагано на карте Японии и памятник Китамура на карте префектуры Нагано; 2 — схема расположения объектов внутри зоны «Е» на памятнике конца среднего Дзёмона (а) и на памятнике начала — середины позднего Дзёмона (б)

Fig. 1. Nagano prefecture, Kitamura site and the location of items on the site inside the «Е» zone: 1 — Nagano Prefecture on the map of Japan and the Kitamura site on the Nagano Prefecture map; 2 — The layout of objects within the "E" zone: on the site of the end of the Middle Jomon (a) and on the site of the beginning — the middle of the Late Jomon (б)

в виде ямы с обложенными камнями стенками. Очаг имеет овальную либо прямоугольную форму, реже встречается вариант с каменными стенками и вкопанным сосудом. Вдоль стен, как внутри жилищного пространства, так и за его пределами, располагается от трех до 32 столбовых ямок (в среднем 10). Остатки жилищных структур можно разделить на две группы — жилища без каменного пола (29 ед.) и жилища

с каменным полом (29 ед.). Существует также дополнительное деление по форме котлована: жилища с формой, напоминающей «зеркало с ручкой», или экагамигата сикииси дзюкё (31 ед.), жилища округлой формы (20 ед.) и жилища неопределенной формы (7 ед.). При этом для объектов с каменным полом доминирующей формой котлована является «зеркало с ручкой» (89%), в то время как для жилищ без каменного

пола — округлая (62%). Для жилищ с вымощенным камнями полом и формой котлована в виде «зеркала с ручкой» характерны следующие размеры: длина 5,2-9,6 м (в среднем 7 м), ширина 1,3-3,1 м (в среднем 1,78 м), диаметр 2,8-7,6 м (в среднем 4,9 м). Диаметр жилищных структур округлой формы варьируется от 3,2 до 7,3 м (в среднем 4 м). Если говорить о времени использования (существования) жилищных структур, то концом среднего Дзёмона датировано всего четыре жилища без каменного пола, с котлованом округлой формы. Жилища второй категории — с каменным полом и характерной формой в виде «зеркала с ручкой» — появляются

в начале позднего Дзёмона. На протяжении последующих периодов существования памятника их число увеличивается с двух до семи и достигает своего максимума во время распространения керамики стиля хориноути II [Китамура исэки... 1993а: 33-59].

Внутри жилищных структур (в заполнении котлованов, на поверхности пола, внутри очагов и столбовых ямок) фиксируются каменные орудия, керамика (как фрагменты, так и практически целые сосуды), украшения, изделия из камня и обожженной глины, изделия из рога, а также костные останки людей и животных [Китамура исэки. 1993а: 31, 169-219].

1

0 (1:1) 2 см

2

Рис. 2. Каменные орудия [по: (Китамура исэки... 1993b)]: 1 — заготовки для наконечников стрел и топоров; 2 — наконечники стрел

Fig. 2. Stone tools: 1 — Blanks for arrowheads and axes; 2 — Arrowheads

рис. 3. Керамический комплекс [по: (Китамура исэки... 1993b)]: 1 — стиль касори EIII и касори EIV (конец среднего Дзёмона); 2 — стиль хориноути I и хориноути II (первая половина позднего Дзёмона) Fig. 3. Ceramic complex: 1 — Kasori EIII and Kasori EIV style (end of the Middle Jomon); 2 — Horinouchi I and Horinouchi II style (the first half of the Late Jomon)

Археологический материал на памятнике Китамура представлен следующими категориями артефактов:

1. Каменные орудия (17 337 ед., объединенные в 16 категорий): наконечники стрел и копий; ретушированные и шлифованные каменные топоры и тёсла; скребки; проколки; ножевидные пластины и орудия на отщепах; грузила; куранты, тёрочники и др. (рис. 2).

2. Керамический комплекс (209 000 фрагментов) — сосуды стилей касори Е111 и касори Е^ (конец среднего Дзёмона), стиля сёмёдзи (начало позднего Дзёмона), стилей хориноути I и хориноути II (первая половина позднего Дзёмона) и стиля касори В1 (середина позднего Дзёмона). Таким образом, основываясь на стилях керамики, памятник существовал на протяжении шести периодов (рис. 3).

3. Изделия и украшения из камня: заготовки и бусины тама (9 ед.), фрагменты каменных жезлов сэкибо и сэккан (28 ед.) (рис. 4: 2).

4. Изделия и украшения из обожженной глины: обломки фигурок догу (100 ед.); миниатюрные керамические сосуды (80 ед., высотой от 3 до 8 см); керамические крышки и подставки (10 ед.), фрагмент изделия грибовидной формы, керамическая бусина, фрагмент колокольчика; ушные кольца (4 ед.); подвески геометрической формы (21 ед.) и керамические диски (293 ед.), выполненные из фрагментов керамики.

5. Изделия и украшения из кости, клыка и рога (12 ед.): 11 украшений найдено внутри грунтовых могил (подвески и браслеты из клыков кабана, костяная шпилька) и одно изделие из оленьего рога — внутри жилища 8В562.

Среди уникальных находок на памятнике Китамура следует отметить глиняную фигурку догу, обнаруженную в зоне «В» внутри скопления камней 8И17 (рис. 4: 1). 8И17 — небольшая каменная насыпь овальной формы, размером 2,6 х 1 м. В ее северо-восточной части была найдена полая фигурка догу с обломанными туловищем и руками,

уложенная лицом вниз. Для фигурки характерны объемная голова с плоским лицом, цилиндрическая шея и покатые плечи. высота сохранившегося фрагмента составляет 14,5 см, максимальная ширина — около 20 см, толщина — 8,8 см. на лице имеются три круглых отверстия: два небольших в верхней части — глаза, и одно, чуть большего диаметра, в нижней части — рот. Между глазами располагается массивный глиняный жгут, изображающий нос и брови: начинаясь примерно с середины лица, над глазами он разделяется на две части, каждая из которых уходит

к вискам и заканчивается закрученным вверх завитком. Поверхность фигурки дополнительно декорирована налепными элементами, пунктиром и прочерченными линиями. На задней поверхности головы также имеется декор, который, по мнению исследователей, мог изображать головной убор. Внутри скопления 8И17, наряду с догу, были обнаружены фрагменты керамики стиля касори В1 (середина позднего Дзёмона), ретушированный каменный топор и керамический диск [Китамура исэки... 1993а: 184, 215-216; Китаму-ра исэки. 1993Ь: 157].

Рис. 4. Изделия из обожженной глины и камня [по: (Китамура исэки... 1993b)]: 1 — фрагмент глиняной фигурки догу; 2 — обломки каменных жезлов сэкибо и сэккан

Fig. 4. Items of baked clay and stone: 1 — Fragment of dogu clay figurine; 2 — Fragments of sekibo and sekkan stone rods

ОСОБЕННОСТИ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВАРИАНТОВ ЗАХОРОНЕНИЙ

Из 190 костяков, найденных на памятнике Китамура, 120 сохранились практически полностью, в семи случаях фиксируется лишь половина скелета (верхняя либо нижняя часть, внутри захоронения 8И1217 найдена одна левая половина). Из 469 объектов, отнесенных к категории грунтовых могил, костные останки были локализованы в 279 случаях. Поскольку большинство органических находок имеет плохую сохранность, то определить точное число погребенных практически невозможно. У исследователей существует мнение, что их максимальное количество могло доходить до 300 [Китамура исэки... 1993а: 60; Shigehara 1994]. В погребальной практике, наряду с классическими для эпохи Дзёмон захоронениями в грунтовых могилах и керамических сосудах, на памятнике Китаму-ра встречаются единичные случаи захоронения в заброшенном жилище (хайокубо, объекты SB557 и SB573) и внутри хозяйственной ямы (хайанабо, объект SK2029*) [Китамура исэки. 1993а: 60, 501].

В погребальной традиции эпохи Дзёмон наблюдаются две практики посмертного обращения с телом усопшего — первичное и вторичное захоронения. Оба вида фиксируются по материалам памятника Китамура. Чаще в могилу клали одного покойного (в 85,8% случаях). В 11 могилах были обнаружены парные захоронения (например, SH1182 — женщина 40-45 лет и ребенок девяти лет, или SH555 — женщина 30-35 лет и мужчина ок. 20 лет), внутри четырех из них проявляются вторичные манипуляции с костями. Помимо этого встречаются три коллективных захоронения, два из которых вторичные №1156, SH1180) и одно — первичное №627). Внутри захоронения SH1180 были обнаружены останки пяти человек — трое мужчин и две

* SK — обозначение для хозяйственной ямы.

женщины (все ок. 20 лет). При этом у четырех погребенных сохранились практически все кости, у пятого — лишь конечности. Кости в могиле были уложены особым образом: длинные кости конечностей выкладывались стопочкой в форме квадрата или прямоугольника (бандзё сюсэкибо). Сама грунтовая могила представляет собой практически круглую яму глубиной 25 см, с диаметром дна 95 см, поверх насыпи она отмечена скоплением камней. Погребение относится к четвертому периоду (стиль хориноути I).

На памятнике фиксируется восемь вариантов трупоположения (рис. 5), которые определяются исходя из особенностей положения различных частей скелета:

• костяка (позвоночный столб): I — на спине, II — на боку, III — на животе;

• лицевой части черепа: Б — фронтально и обращена к стопам, И — повернута в правую сторону, L — повернута в левую сторону;

• верхней части туловища (соотношение между плечом и предплечьем): А — угол сгиба в локтевом суставе 180°, В — угол сгиба от 170° до 140°, С — угол сгиба от 130° до 40°, Б — угол сгиба от 40° до 0°;

• нижней части туловища (соотношение между тазом, бедренной костью и нижними конечностями): а — вытянутое положение, угол между позвоночным столбом и бедренной костью, а также угол между бедренной костью и нижними конечностями 180°, Ь — скорченное положение, угол сгиба в тазобедренном и коленном суставах 90°, колени повернуты вправо, с — угол сгиба суставов 90°, колени повернуты влево, ё — ноги согнуты в коленях (меньше 90°) и поставлены вертикально, е — угол сгиба в тазобедренном суставе равен 0°, колени прижаты к животу или к груди.

Анализ 135 костных останков с разной степенью сохранности костей показал, что у 105 костяков (77,8%) отмечается скорченное положение: нижние конечности согнуты в коленном и тазобедренном суставах под разным углом. Вариант, при котором нижние конечности имеют вытянутое положение, встречается только в двух

ПОЛОЖЕНИЕ КОСТЯКА

ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ ЧАСТИ ЧЕРЕПА

ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОЙ РУКИ ПОЛОЖЕНИЕ ЛЕВОЙ РУКИ

ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОЙ НОГИ ПОЛОЖЕНИЕ ЛЕВОЙ НОГИ

грунтовых могил [по: (Китамура исэки... 1993а)]

Рис. 5. Основные варианты трупоположения внутри Fig. 5. Main variations of the body location inside the graves

случаях (1,5%). Среди погребенных с согнутыми ногами доминирующую позицию занимает положение костяка на спине (87,6%), в девяти случаях отмечается положение на боку (8,6%) и в двух — на животе (1,9%). Что касается особенностей расположения лицевой части черепа, то у 70 погребенных на спине оно фронтально (73,7%), в 16 случаях (16,9%) лицевой отдел повернут в правую сторону, в девяти (9,5%) — в левую [Китамура исэки. 1993а: с. 63].

Направление головы умершего непосредственно связано с ориентацией могилы. Предпочтение отдавалось следующим: северо-восток— юго-запад, северо-запад—юго-восток, северо-северо-запад—юго-юго-восток, юг—север, восток—запад и западо-северо-запад—востоко-юго-восток. Реже встречаются могилы, сориентированные с востоко-северо-востока на запа-до-юго-запад и с северо-северо-востока на юго-юго-запад. разница между направлением головы умершего и ориентацией могилы в среднем составляет примерно 6°59'. В случае с захоронениями в вытянутом положении — примерно 5°38' [Китамура исэки. 1993а: 62].

Анализ костей и черепов из могил на комплексе Китамура показал, что около 58,2% по-

гребенных — женщины, и 41,8% — мужчины, возраст умерших варьируется от рождения до 60 лет [Shigehara 1994].

Захоронения в грунтовых могилах (докобо). Параметры грунтовых могил различаются в зависимости от размера тела покойного и способа захоронения. Преимущество отдавалось ямам яйцевидной, овальной, подпрямоугольной и прямоугольной формы. Поверхность дна могилы либо плоская, либо имеет форму днища лодки. Встречаются варианты, при которых она выкладывалась камнями. Для погребений в керамических сосудах и при коллективных захоронениях типа бандзё сюсэкибо характерны ямы овальной и подквадратной формы.

На памятнике Китамура в большинстве могил фиксируется одиночное захоронение в скорченном положении, поэтому их размеры главным образом зависят от возраста погребенного. Анализ истертости зубов из 97 погребений в скорченном положении, позволяющий определить возраст умершего, показал, что младенцы и дети до 6 лет (3,2% погребений) чаще всего захоронены в ямах длиной 45-90 см, шириной 25-42 см, глубиной до 24 см. В погребении подростков (8,2%) размеры могил больше: длина 65-95 см,

ширина 40-60 см, глубина до 53 см. К третьей возрастной группе относятся взрослые и пожилые люди (88,6%), которых хоронили в могилах длиной 80-145 см, шириной 37-89 см и глубиной до 60 см. Парные погребения чаще всего встречаются внутри грунтовых могил длиной 93-103 см, шириной 60-93 см, глубиной до 60 см. Что касается коллективных погребений, то для них характерны ямы длиной 48-115 см, шириной 48-95 см и глубиной 25-45 см. максимальные размеры грунтовой могилы зафиксированы у объекта 8Н958 — 174 х 85 х 36 см. Это одиночное захоронение, положение костяка — вытянутое на спине, с поворотом лицевой части в левую сторону, с прижатой к туловищу левой рукой (угол 0°) и вытянутой вдоль корпуса правой (угол 180°), ноги вытянуты (комбинация 1ЬЛБаа) [Китамура исэки... 1993а: 61].

Погребения с каменной насыпью или скоплением камней. В 184 случаях насыпь грунтовой могилы покрывалась камнями. Данный вид практики получил название хайсэкибо или «погребение, обведенное (окруженное, покрытое) скоплением камней». Практически во всех захоронениях этой категории, внутри грунтовых могил — либо на поверхности пола (дна), либо вдоль стен — фиксируются крупные и мелкие камни. Внутри одного был обнаружен «каменный саркофаг» из крупных плит кремнистого сланца (8Н973). Исследователи полагают, что каменные насыпи использовались для идентификации погребенного и выполняли функцию «могильного камня» [Китамура исэки... 1993а: 61-62]. В некоторых случаях на поверхности грунтовых могил устанавливалось несколько вертикальных камней (8И573). Внутри данной категории фиксируется восемь вариантов расположения камней на поверхности могил и девять вариантов — внутри могил. Примерно 72% погребений типа хайсэкибо было сформировано в середине позднего Дзёмона (периоды V-VI). Для сооружения насыпей использовали крупные камни овальной формы (внешний диаметр 30 см) из высохшего русла реки, расположенной рядом с памятником. Главным образом это окатанные обломки горных пород — твердого песчаника,

андезита и порфира, реже встречаются гранит, мягкий песчаник и кремнистый сланец. Особое внимание уделялось цвету камней — предпочтение отдавалось черному, белому, серому и красному. В некоторых случаях камни подвергались дополнительной обработке.

Выводы о половозрастной принадлежности захороненных можно делать по материалам 43 погребений данного типа: в 80% умершие были в возрасте от 20 лет и старше, из них 35% — мужчин и 53% — женщин, в 12% пол неизвестен [Китамура исэки... 1993а: 61-62, 496].

К погребениям со скоплением камней внутри могилы относятся объекты 8Н1184 и 8Н1185 (рис. 6), расположенные в непосредственной близости друг от друга. 8Н1184 — грунтовая могила овальной формы (дно 143 х 67 см, высота стенок 22 см), ориентированная с востока на запад. Анатомически целый скелет уложен на правый бок в скорченном положении (комбинация ПКЛСёё), головой на юго-запад (242°). Под голову положена каменная плита (сланец), вдоль южной стены находится скопление камней (песчаник). Правая рука вытянута и расположена между ног, левая согнута под прямым углом в локтевом суставе и положена поверх правой руки. Ноги согнуты в коленях под углом 90°. В заполнении могилы были найдены наконечник стрелы и ретушированный каменный топор. Объект 8Н1185 — грунтовая могила овальной формы (дно 69 х 29 см, высота стенок 18 см), ориентированная с северо-востока на юго-запад. Дно могилы покрыто камнями. Анатомически целый скелет уложен на спину в скорченном положении (комбинация 1БЛЛЬЬ), головой на юго-запад (232°). Лицо обращено вниз, руки вытянуты вдоль тела. Ноги согнуты, колени направлены вправо. В заполнении могильной ямы найдено два ретушированных каменных топора, наконечник стрелы, проколка и миниатюрный сосуд. Оба погребения относятся к третьему периоду существования памятника (стиль сёмёдзи). В могиле 8Н1184 похоронен мужчина в возрасте 40-45 лет, а в могиле 8Н1185 — ребенок трех-четырех лет [Китамура исэки... 1993а: 127, 153].

D

1

2

Рис. 6. Специфика захоронений со скоплением камней. Прорисовка (1) и фото (2) погребений SH1184 и SH1185 [по: (Китамура исэки... 1993а, b)]

Fig. 6. Particularities of the burial sites with a heap of stones. Drawing (1) and photos (2) of burial SH1184 and burial SH1185

Захоронения с покрытием костей камнями и фрагментами керамики. На памятнике Китамура, наряду с традиционными вариантами погребальной практики, встречаются два уникальных для эпохи Дзёмон обычая — дакиисисо и камэкабурисо. В первом случае тело умершего — либо целиком, либо только грудь — покрывалось каменными плитами (8Н1204). Во втором голова покойного (8Н1189) или верхняя часть туловища (8Н979) покрывалась фрагментами керамики. Всего на памятнике было обнаружено 18 захоронений типа камэкабурисо, распространенных во время третьего и четвертого периодов (стили сёмёдзи и хориноути I), и 17 погребений типа дакиисисо, число которых увеличивается на протяжении четвертого — шестого периода существования памятника (стили хориноути и касори В). Если говорить о половозрастной специфике захороненных по этим обычаям, то получается, что из 35 могил в 15 располагались кости мужчин (камэкабури-со — 10, дакиисисо — 5), в девяти — женщин (камэкабурисо — 5, дакиисисо — 4). В оставшихся 11 погребениях пол определить не удалось (камэкабурисо — 3, дакиисисо — 8). Анализ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

истертости зубов показал что, 34,2% — умершие в возрасте 20-30 лет (камэкабурисо — 6, дакиисисо — 6), 17,1% — 40-60 лет (камэкабурисо — 5, дакиисисо — 1); 11,4% — 12-20 лет (камэкабурисо — 3, дакиисисо — 1); 5,7% — 30-40 лет (камэкабурисо — 2) и более 60 лет (дакиисисо — 2). Лишь в одном случае обнаружены кости ребенка (до 12 лет), покрытые камнями. В восьми погребениях (камэкабурисо — 2, дакиисисо — 6) кости идентифицировать не удалось [Китамура исэки... 1993а: 63, 503].

Погребение 8Н979 относится к варианту захоронения, при котором тело покойного покрывали керамикой (рис. 7: 1, 1а). Это грунтовая могила прямоугольной формы (дно 97 х 56 см, высота стенок 20 см), ориентированная с юга на север. Анатомически целый скелет уложен на спину в скорченном положении, головой на север (4°). Лицевая часть обращена вниз к стопам, правая рука вытянута, левая согнута в локтевом суставе на 30°. Кисти расположены между ног. ноги согнуты, угол в тазобедренном суставе — 120°, колени повернуты влево (комбинация 1БВВсс). Верхняя часть скелета, от свода черепа до нижних ребер, была покрыта крупными

0

1 м

Рис. 7. Захоронения с покрытием тела керамикой. Прорисовка (1) и фото (1а) погребения SH979; прорисовка (2) и фото (2а) погребения SH1189 [по: (Китамура исэки... 1993а, b)] Fig. 7. Burial sites with ceramic body coating. Drawing (1) and photo (1а) of burial SH979; drawing (2) and photo (2а) of burial SH1189

фрагментами двух глубоких горшков (стиль хо-риноути I). Слева от колен помещено два камня. Сопроводительный инвентарь представлен лишь фрагментами керамики, на основе которых погребение отнесено к четвертому периоду. В могиле похоронен мужчина в возрасте 25-30 лет, ростом 158,6 см [Китамура исэки... 1993а: 112, 150].

Погребение SH1189 также относится к типу камэкабурисо, однако в данном случае осколками сосуда покрыт исключительно череп (рис. 7: 2, 2а). Грунтовая могила имеет овальную форму (дно 93 х 43 см, высота стенок 23 см) и ориентирована с востока на запад. Под черепом, с боков и рядом с ногами расположены крупные камни. Анатомически целый скелет

уложен на спину в скорченном положении (комбинация ШВБёё), головой на юго-запад (262°). Голова повернута вправо, а лицевой отдел обращен вниз к стопам. Руки сильно согнуты в локтях (менее 40°), кисти прижаты к ключицам. Ноги максимально согнуты. Изначально ноги были уложены вертикально, однако под давлением грунта колени сместились в правую сторону. Череп покрыт крупными фрагментами глубокого горшка фукабати (стиль хориноути I). Помимо керамики, погребальный инвентарь представлен наконечником стрелы и каменной проколкой. Захоронение было произведено во время четвертого периода. В могиле похоронен мужчина около 50 лет, рост 164,2 см [Китамура исэки... 1993а: 128-129, 154].

Захоронение в керамическом сосуде (доки-канбо). Практика захоронения в погребальных урнах известна еще с раннего Дзёмона, однако широкое распространение она получила в среднем — позднем Дзёмоне [Иванова и др. 2013]. захоронение в сосуде имеет свою специфику. Прежде всего она связана с расположением сосуда внутри земляной ямы. Среди вариантов можно выделить вертикальное и наклонное положение, преимущественно венчиком вверх, хотя также встречается и укладка горшка вверх дном. Бывают случаи, когда поверх урн выкладывали гальки или намеренно просверливали дно сосуда. Погребальный инвентарь в подобных захоронениях встречается редко. Наряду с сосудами внутри погребальных комплексов, очень часто они также фиксируются под полом, у входа в жилище [Иванова 2012].

Из 13 закопанных сосудов на памятнике Ки-тамура костные останки были найдены в погребении 8Н522. Это захоронение по обряду кремации внутри глубокого горшка фукабати, у которого отсутствовало дно. Грунтовая могила размерами 40 х 33 х 15 см покрыта каменной насыпью. Еще два сосуда, служившие погребальной урной, были раскопаны под полом жилищ 8В551 и 8В583. Все они представлены бытовой посудой стилей касори Е111 и хориноути I и фиксируются внутри круглых (диаметр 20-40 см) и овальных

ям (длина 30-90 см, ширина 24-54 см), глубиной 20-35 см [Китамура исэки. 1993а: 158-160].

ИНДИКАТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ В ПОГРЕБАЛЬНОМ ИНВЕНТАРЕ

В парадигме отечественной археологии погребальный инвентарь является основным ключом к интерпретации социального положения погребенного, его статуса и рода деятельности. Японские исследователи к таким выводам относятся гораздо осторожнее: в отчетах и статьях, посвященных погребальным комплексам, лишь делается специальный акцент на выразительности и разнообразии инвентаря.

Погребальный инвентарь внутри могил и скоплений камней на памятнике Китамура представлен главным образом каменными орудиями, керамической посудой и разнообразными изделиями из обожженной глины. Особое внимание японские исследователи уделяют находкам внутри скоплений камней. Часто там помещали терочники и куранты. Среди отдельных находок можно отметить ретушированный каменный топор (8Н518), обломок фигурки догу (8Н1156), миниатюрный сосуд (8Н1144) и фрагмент каменного жезла сэкибо (8Н552).

Погребальный инвентарь включает керамику, реже каменные орудия (преимущественно куранты). Также внутри некоторых могил были обнаружены: небольших размеров шлифованный топор (8Н1158), ножевидные пластины (8Н550, 8Н799), наконечники стрел (8Н550, 8Н1129), миниатюрный сосуд (8Н857) и фрагмент догу: (8Н1158). Среди уникальных находок исследователи отмечают 15 наконечников стрел («клад»?, набор охотника?), найденных в погребении 8Н555 вместе с перевернутым вверх дном сосудом стиля касори В1 и ретушированным каменным топором. Под сосудом располагались фрагменты черепной коробки. В двух погребениях найдены каменные украшения — бусина из нефрита (8Н824) и бусина из сланца (8Н1023) [Китамура исэки. 1993а: 64, 80, 102, 113].

Наконечники метательных орудий, инструменты для разделки добычи, обработки шкур, выкапывания съедобных корней, растирания орехов и желудей, а также деревообрабатывающие орудия — весь этот набор красноречиво свидетельствует об охотничье-собирательском образе жизни обитателей стоянки Китамура, что в полной мере соответствует ее внутри-островному расположению [№йо е! 2013].

Из-за высокой кислотности почв на памятниках эпохи Дзёмон практически не встречаются изделия из органических материалов. Исключением являются раковинные кучи (например, Ка-сори в г. Тиба, преф. Тиба), пещерные комплексы (Камикуроива, преф. Эхимэ) и отдельные поселения внутри заболоченных участков (стоянка Саннай Маруяма, преф. Аомори).

На памятнике Китамура были раскопаны несколько погребений, внутри которых найдены нагрудное украшение ^Ш172) и браслеты из клыков кабана №805, SH1172, SH1208), костяные шпильки ^Ш05, SH1144), а также изделия из клыков кабана ^Ю49, SH851, SH1136, SH1193). Все они отнесены к так называемым элитным захоронениям.

Наиболее эффектный среди них — объект SH11721 (рис. 8), относящийся к стилю хориноу-ти I. Это грунтовая могила вытянутой овальной формы (дно 118 х 70 см, высота стенок 36 см), ориентированная с востока на запад. В могиле похоронен мужчина в возрасте около 20 лет. Практически целый скелет уложен на спину (комбинация !РААЬ_), головой на юго-запад (258°). Лицевая часть обращена вниз к стопам, руки вытянуты вдоль корпуса. Бедренная кость правой ноги отведена в сторону, нижняя часть отсутствует. Возможно, правая нога была слегка согнута в колене. Присутствует лишь часть левой бедренной кости. В заполнении могильной ямы найден ретушированный каменный топор, поверх грудной клетки положено украшение из клыков кабана (пектораль?), правое запястье украшено браслетом, также выполненным из клыка кабана [Китамура исэки... 1993а: 122, 153]. Акцент в изделиях на клыках кабана

представляется неслучайным, он указывает на особое отношение людей к данному животному, например как к тотемному.

Непосредственно под объектом SH11721 было раскопано еще одно захоронение — SH11722. Это прямоугольная могила с закругленным углами (дно 130 х 42 см), ориентированная с северо-северо-запада на юго-юго-восток, в которой найдено несколько фрагментов ребер и тазовая кость. Предположительно умерший был положен на спину, ноги согнуты и поставлены вертикально (комбинация I_dd) [Китамура исэки.

1993а: 122, 153]. Смысл такого обряда — располагать одно погребение над другим (ярусное расположение) — остается загадкой, но, предположительно, может свидетельствовать о родственных или социально-зависимых взаимотношениях покойных.

Наличие серии погребений, отличающихся богатым набором украшений, это свидетельство элементов престижной экономики, характерной для обществ так называемого трансэгалитарного уровня с выраженной племенной элитой (вожди, члены их семей, шаманы, искусные мастера и т. д.) [Owens, Hayden 1997]. Поиск и анализ аналогий данным проявлениям социальной стратификацией в погребальных комплексах эпохи Дзёмон (и шире — дальневосточного неолита) — одно из перспективных направлений дальнейших исследований. Отметим, например, несомненные параллели между погребениями на памятнике Китамура и погребениями в раковинной куче на памятнике Бойсмана-2 в Приморье [Попов, Табарев 2010; Табарев 2017; Popov, Tabarev 2008; Popov, Tabarev 2016]. Бойсманские погребения, сопровождающиеся богатым инвентарем (украшения из раковин и кости, изящно декорированные сосуды, изделия из импортных материалов, по-лиэйконическая скульптура и пластика) вкупе с прослеживающейся намеренной деформацией черепов [McKenzie, Popov 2016], свидетельствуют о том, что могильник был предназначен для представителей племенной элиты, а сами раковинные кучи могут указывать на регулярные

Рис. 8. Элитное погребение SH1172 и сопроводительный инвентарь. Прорисовка (1) и фото (1а) [по: (Китамура исэки... 1993а, b)]

Fig. 8. Elite burial SH1172 and escorting inventory. Drawing (1) and photo (1а)

поминальные церемонии с употреблением деликатесов (мясо устриц, собак). Створки устриц, отобранных по размерам, составляют основную толщу раковинных куч и располагаются слоями, которые можно интерпретировать как разновременные [Табарев 2007].

Таким образом, изучение и сравнение ранне-и средненеолитических погребальных комплексов в дальневосточном регионе помимо исключительно полезной информации о характере

хозяйства и уровне адаптации населения имеет и другую исследовательскую перспективу — реконструкцию социальных отношений и ранних форм стратификации в обществах охотников, собирателей и рыболовов.

Авторы выражают искреннюю благодарность доктору Такаси Цуцуми (Музей эпохи Дзёмон Асама, преф. Нагано) за помощь с дополнительной информацией по памятнику Китамура и ценные комментарии.

список ЛИТЕРАТУРЫ

Иванова 2012. Иванова Д.А. Погребально-обрядовая практика культуры дзёмон в Северо-Восточной и Центральной частях Японского архипелага // Древности Азии и Америки — Владивосток: Изд. дом Дальневост. федерал. ун-та, 2012. — С. 114-137 (Тихоокеанская археология. Вып. 22).

Иванова и др. 2013. Иванова Д.А., Попов А.Н., Табарев А.В. Вторичные погребения в глиняных со судах в культуре дзёмон на территории Северной Японии // Вестник НГУ — 2013. — Т. 12. — Вып. 5. — C. 146-156.

Попов, Табарев 2010. Попов А.Н., Табарев А.В. Погребальные комплексы в раковинных кучах на юге Приморья // Вестник НГУ — 2010. — Т. 9. — Вып. 3. — С. 85-93.

Табарев 2007. Табарев А.В. Устрицы и археологи (о термине «аквакультура» в дальневосточной археологии) // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2007. — № 4. — С. 52-59.

Табарев 2017. Табарев А.В. Традиция погребений в сосудах в островной части Юго-Восточной Азии: происхождение и ареальное подразделение //

Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. — 2017. — Т. XXIII. — С. 409-412.

Табарев, Иванова 2016. Табарев А.В., Иванова Д.А. Дзё:мон, Японский архипелаг: Культура? Традиция? Эпоха? // Развитие взглядов на интерпретацию археологического источника. Материалы Всерос. науч. конф. (Москва, 23-24 ноября 2016 г.). — М.: ИА РАН, 2016. — С. 69-70.

Habu 2004. Habu J. Ancient Jomon of Japan. — Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2004. — 332 p.

Matsumoto et al. 2017. Matsumoto N., Habu J., Matsui A. Subsistence, Sedentism, and Social Complexity among Jomon Hunter-Gatherers of the Japanese Archipelago // Handbook of East and Southeast Asian Archaeology. — New York: Springer, 2017. — P. 437-450.

McKenzie, Popov 2016. McKenzie H., Popov A.N. A metric assessment of evidence for artificial cranial modification at the Boisman 2 Neolithic cemetery (ca. 5800-5400 14C BP), Primorye, Russian Far East // Quaternary International. — 2016. — V. 405. — Part B. — P. 210-221.

Naito et al. 2013. Naito Y.I., Chikaraishi Y., Ohcouchi N., Yoneda M. Evaluation of Carnivory in Inland Jomon Hunter-Gatherers Based on Nitrogen Isotopic Compositions of Individual Amino Acids in Bone Collagen // Journal of Archaeological Science. — 2013. — Vol. 40. — № 7. — P. 2913-2923.

Owens, Hayden 1997. Owens D'Ann, Hayden B. Prehistoric Rites of Passage: A Comparative Study of Transegali-tarian Hunter-Gatherers // Journal of Anthropological Archaeology. — 1997. — V. 16. — № 2. — P. 121-161.

Popov, Tabarev 2008. Popov A.N., Tabarev A.V. Neolithic Cultures of the Russian Far East: Technological Evolution and Cultural Sequence // Turkish Academy of Sciences Journal of Archaeology. — 2008. — Vol. 11. — P. 41-62.

Popov, Tabarev 2016. Popov A.N., Tabarev A.V. Lords of the Shell Rings: Boisman Neolithic Culture, Russian Far East // Archéologie des chasseurs-cueilleurs maritimes de la fonction des habitats à l'organisation de l'espace littoral (Actes de la séance de la Société préhistorique française de Rennes, 10-11 avril 2014). — Paris: Société préhistorique française, 2016. — P. 393-408 (Séances de la Société préhistorique française. № 6).

Shigehara 1994. Shigehara N. Human Skeletal Remains of the Middle to Late Jomon Period Excavated from the Inland Kitamura Site, Nagano Prefecture // Anthropological Science. — 1994. — Vol. 102. — № 4. — P. 321-344.

Китамура исэки... 1993а. Китамура исэки, Акасина-мати най. Тю:о: дзидо:ся-до: Нагано-кэн майдзо: бункадзай хаккуцу тё:са хо:коку-сё. Хонбун-хэн [Памятник Китамура, пос. Акасина. Отчет о проведении археолого-спасательных работ, связанных со строительством скоростной автомагистрали Тюо, линия Нагано] // Нагано-кэн майдзо: бункадзай хаккуцу тё:са хо:коку-сё [Археологический отчет центра сохранения культурного наследия преф. Нагано]. — Нагано: Нагано-кэн кё:ику иинкай, 1993. — Т. 14. — Вып. 11. — Ч. 1. — 526 с. (на яп. яз.).

Китамура исэки... 1993b. Китамура исэки, Акасина-мати най. Тю:о: дзидо:ся-до: Нагано-кэн майдзо: бункадзай хаккуцу тё:са хо:коку-сё. Дзухан-хэн [Памятник Китамура, пос. Акасина. отчет о проведении археолого-спасательных работ, связанных со строительством скоростной автомагистрали Тюо, линия Нагано. Альбом иллюстраций] // Нагано-кэн майдзо: бункадзай хаккуцу тё:са хо:коку-сё [Археологический отчет центра сохранения культурного наследия преф. Нагано]. — На-гано: Нагано-кэн кё:ику иинкай, 1993. — Т. 14. — Вып. 11. — Ч. 2. — 271 с. (на яп. яз.).

REFERENCES

Habu, J., Ancient Jomon of Japan, Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2004, 332 p.

Ivanova, D.A., Pogrebal'no-obriadovaia praktika kul'tury dzemon v Severo-Vostochnoi i Tsentral'noi chastiakh Iaponskogo arkhipelaga [The Jomon Funeral Ritual Practice in the Northeast and Central Parts of the Japanese Archipelago], in: Drevnosti Azii i Ameriki (Tikhookeanskaia arkheologiia, vol. 22), Vladivostok:

Izdatel'stvo dom Dal'nevostochnogo federal'nogo uni-versiteta, 2012, pp. 114-137, (in Russian).

Ivanova, D.A., Popov, A.N., Tabarev, A.V., Vtorichnye pogrebeniia v glinianykh sosudakh v kul'ture dze-mon na territorii Severnoi Iaponii [Secondary Burials in Clay Vessels in Jomon Culture on the Territory of Northern Japan], Vestnik Novosibirskogo gosudarstven-

nogo universiteta, 2013, vol. 12, issue 5, pp. 146-156, (in Russian).

Matsumoto, N., Habu, J., Matsui, A., Subsistence, Sedent-ism, and Social Complexity among Jomon Hunter-Gatherers of the Japanese Archipelago, in: Handbook of East and Southeast Asian Archaeology, New York: Springer, 2017, pp. 437-450.

McKenzie, H., Popov, A.N., A Metric Assessment of Evidence for Artificial Cranial Modification at the Bois-man 2 Neolithic Cemetery (ca. 5800-5400 14C BP), Primorye, Russian Far East, Quaternary International, 2016, vol. 405, part B, pp. 210-221.

Naito, Y.I., Chikaraishi, Y., Ohcouchi, N., Yoneda, M., Evaluation of Carnivory in Inland Jomon Hunter-Gatherers Based on Nitrogen Isotopic Compositions of Individual Amino Acids in Bone Collagen, Journal of Archaeological Science, 2013, vol. 40, issue 7, pp. 2913-2923.

Owens, D'Ann, Hayden, B., Prehistoric Rites of Passage: A Comparative Study of Transegalitarian Hunter-Gatherers, Journal of Anthropological Archaeology, 1997, vol. 16, issue 2, pp. 121-161.

Popov, A.N., Tabarev, A.V., Neolithic Cultures of the Russian Far East: Technological Evolution and Cultural Sequence, Turkish Academy of Sciences Journal of Archaeology, 2008, vol. 11, pp. 41-62.

Popov, A.N., Tabarev, A.v., Pogrebal'nye kompleksy v ra-kovinnykh kuchakh na iuge Primor'ia [Funeral Complexes in Shell Mounds in the South of Primorye], Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, vol. 9, issue 3, pp. 85-93, (in Russian).

Popov, A.N., Tabarev, A.V., Lords of the Shell Rings: Bois-man Neolithic Culture, Russian Far East, in: Archéologie des chasseurs-cueilleurs maritimes de la fonction des habitats à l'organisation de l'espace littoral (Actes de la séance de la Société préhistorique française de Rennes, 10-11 avril 2014), Paris: Société préhistorique française, 2016, pp. 393-408.

Shigehara, N., Human Skeletal Remains of the Middle to Late Jomon Period Excavated from the Inland Kita-mura Site, Nagano Prefecture, Anthropological Science, 1994, vol. 102, issue 4, pp. 321-344.

Tabarev, A.V., Ustritsy i arkheologi (o termine "akva-kul'tura' v dal'nevostochnoi arkheologii) [Oysters and Archaeologists (on the Term of "Aquaculture" in Far Eastern Archeology)], Arkheologiia, etnografiia i antro-pologiia Evrazii, 2007, no. 4, pp. 52-59, (in Russian).

Tabarev, A.V., Traditsiia pogrebenii v sosudakh v ostro-vnoi chasti Iugo-Vostochnoi Azii: proiskhozhdenie i areal'noe podrazdelenie [Burial Tradition in Vessels in the Island Part of Southeast Asia: Origin and Areal division], in: Problemy arkheologii, etnografii, an-tropologii Sibiri i sopredel'nykh territorii, Novosibirsk: Izdatel'stvo Instituta arkheologii i etnografii SO RAN, 2017, vol. 23, pp. 409-412, (in Russian).

Tabarev, A.V., Ivanova, D.A., Dzemon, Iaponskii arkhi-pelag: Kul'tura? Traditsiia? Epokha? [Jomon, Japanese Archipelago: Culture? Tradition? Epoch?], in: Razvitie vzgliadov na interpretatsiiu arkheologicheskogo istoch-nika. Tezisy dokladov Vserossiiskoi nauchnoi konferent-sii, Moscow: Izdatel'stvo Instituta arkheologii RAN, 2016, pp. 69-70, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.