В.В.КОЛОТУША доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Московского психолого-социального университета*
Пограничная сфера общества в условиях становления многополярного мира
Выявление изменений в пограничной сфере общества в условиях становления многополярного мироустройства предполагает уточнение содержания понятия «пограничная сфера общества», а также специфики современных глобальных процессов, обусловливающих становление новой конфигурации центров мировых сил.
Понятие «пограничная сфера» все чаще используется в соответствующих нормативных правовых актах и официальных документах. Например, в модельном законе о пограничной безопасности, который принят Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в 2010 г., понятие «пограничная сфера» государства формулируется «как сфера жизнедеятельности государства, в которой осуществляется его трансграничное взаимодействие с другими государствами, связанное с пересечением физическими лицами государственной границы, а также перемещением через государственную границу товаров и транспортных средств»1. Понятие «пограничная сфера» активно используется и в публикациях современных авторов по пограничной тематике2. Однако до сих пор отсутствуют специальные философские работы, посвященные проблеме пограничной сферы как сферы общества, регулирующей пограничные
* Колотуша Вячеслав Владимирович, e-mail: [email protected]
1 Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2011, № 49, с. 113-144.
2 См.: Поздняков А. И. Системно-деятельностный подход как методология исследования социальных процессов в пограничной сфере : Голицыно, 2015; Кулаков А.В. Влияние глобализационных процессов на безопасность Российской Федерации в пограничной сфере . Голицыно, 2011.
отношения как особый вид общественных отношений. Пограничная сфера неоднократно рассматривалась в контексте глобализации, однако, переход к многополярному миру, не останавливая этот процесс, задает его новые векторы. Эти обстоятельства актуализируют необходимость социально-философского анализа пограничной сферы общества в условиях многополярного мира.
Глобальные процессы, происходящие в современном мире, приводят к значительным изменениям пограничной сферы, от состояния которой во многом зависит существование общества как самодостаточной социальной группы. Выявление содержания социально-философского понятия «пограничная сфера общества» предполагает выделение основных сфер общества по тем или иным основаниям. Автор статьи разделяет подход К.Х. Момджяна, согласно которому основанием такого выделения являются типы совместной деятельности людей, которые, в свою очередь, обеспечивают воспроизведение всех элементов деятельности как субстанции социального1.
Пограничная сфера общества в таком контексте выступает как сфера пограничной деятельности и обеспечивает поддержание пограничных отношений как разновидности политико-правовых отношений, как особого типа общественных отношений или межсубъектных социальных связей. В предыдущей статье автор кратко изложил свое понимание пограничных отношений в узком и широком смысле. В узком смысле они являются отношениями между субъектами социального процесса, обусловленными фактором государственной границы, а также фактором разграничения частичной юрисдикции государств в морских пространствах. К пограничным отношениям, в первую очередь, относятся политико-правовые отношения, определяемые наличием территориального разграничения между отдельными обществами, которые в основном локализованы в пограничном пространстве. Пограничная сфера является особой сферой социального управления, сферой государственного принуждения, предназначенной для воспрепятствования пересечению границы в неустановленных местах или неустановленным способом. Здесь происходит воспрещение или разрешение въезда и
1 См. : Момджян К.Х. Гипотеза общественного прогресса в современной социальной теории // Вопросы философии, 2016, № 10, с. 40.
выезда через границу определенным категориям лиц, ограничение или запрещение перемещения ими определенных предметов, ограничение или, наоборот, открытие доступа в районы, прилегающие к границе, ограничение определенных видов деятельности на приграничных территориях, направление легальных трансграничных потоков в определенные места и определенным порядком.
В предельно широком социально-философском смысле предлагается понимать пограничные отношения как отношения отграничения взаимодействующих социальных систем, объединений стран, отдельных обществ-стран, различных сфер определенного конкретного общества от соответствующих сфер взаимодействующих обществ. Представляется возможным для анализа процессов в пограничной сфере общества, тенденций в развитии пограничных отношений в современном мире предложить теоретический конструкт глобальной пограничной сферы или пограничной глобосферы как совокупности такого рода сфер субъектов мирового сообщества.
Основные характеристики пограничной глобосферы и пограничной сферы общества задаются особенностями существующего мироустройства, ведущими тенденциями которого являются переходы от монополярности к полиполярности и наоборот. При этом следует учитывать, что цивилизация на всех этапах своего развития имеет некоторую центральную историческую зону, определенную мировую систему, в значительной мере обусловливающую развитие других обществ. В современных условиях эти закономерности осмыслены в исследованиях многих социальных философов и социологов. К ним можно отнести работы А.А. Зиновьева, У. Валлерстайна, Ю.И. Семенова и других авторов1. Центр не может существовать без эксплуатации периферии. Если выводы названных и ряда других авторов верны, то пограничную сферу ждет серьезное переформатирование на новых условиях.
Переформатирование центральной зоны может быть весьма длительным, возвратным и чреватым серьезными социальными катаклизмами. В ХХ в. этот процесс сопро-
1 См.: Валлерстайн У. Конец знакомого мира. М., 2003; Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М., 2000; Семенов Ю.И. Философия истории. М., 2003.
вождался двумя мировыми войнами. Значительными конфликтами сопровождался процесс крушения двухполюсного мира в конце прошлого - начале нынешнего столетия.
Среди глобальных процессов современности (среди них автор выделяет глобализацию, усиление взаимодействия цивилизаций, информатизацию, обострение глобальных проблем) становление многополярной модели мироустройства занимает ведущее место и знаменует собой изменение геополитической ситуации в мире. Так как глобальные социальные процессы тесно взаимосвязаны и активно влияют друг на друга, то все выше перечисленные мировые тенденции претерпевают существенные изменения. Важнейшей причиной становления многополярного мира является разрушение абсолютного доминирования в последние десятилетия одного полюса силы, каковым долгие годы выступали США и их союзники. Увлечение внедрением западной версии глобализации обернулось их относительным ослаблением, усилением миграционных потоков, обострением социально-экономических и культурно-цивилиза-ционных противоречий, хаотизацией социального пространства во многих регионах мира. Попытка установления однополярного мира сопровождалась покушением на демократические основы в международных отношениях. Наметился отчетливый крен к установлению тоталитарного миропорядка, где силой насаждаются ценности и интересы мировой финансовой олигархии. В то же время на политической карте мира в последнее десятилетие стали отчетливо определяться новые точки концентрации сил1. Скорость становления многополярного мира во многом зависит от степени сотрудничества новых центров силы между собой в противостоянии попыткам реконструкции прежней гегемонии2. Такое сотрудничество касается и совместного регулирования параметров пограничной сферы. В любом случае переход к полиполярной модели мироустройства сопровождается существенными изменениями в пограничной сфере общества, а угрозы национальной безопасности, сопровождающие этот переход, могут быть в значительной мере нейтрализованы именно укреплением этой сферы. Это в
1 См.: Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. М., 2009, с. 17-19.
См.: Шахалилов Ш. Мировой порядок: проблемы трансформации // Международная жизнь, 2016, № 9, с. 112-128.
полной мере относится и к пограничной сфере нашей страны в условиях, когда она выступает одним из полюсов современного мира, активно отстаивающего свои национальные интересы, международное право и демократический миропорядок. В современном мире из-за наличия уникальных потенциалов именно наша страна выступает главным гарантом невозврата человечества к прежней модели мироустройства, что и вызывает непрекращающиеся попытки покушения на ее национальную безопасность, в том числе и в пограничной сфере.
Одной из мировых тенденций в развитии пограничных отношений многие годы наряду с процессом «отгораживания» стран Запада от стран периферии являлась тенденция к усилению кооперации в пограничной сфере. Сейчас же, в условиях усиления нелегальных трансграничных потоков, вызванных как миграционными процессами, так и последствиями возведения все новых санкционных барьеров, в том числе мотивируемых неурегулированностью границ с сопредельными странами, «отгораживание» приобрело еще больший размах. Например, избрание президента Д. Трампа в США сопровождалось обещаниями возобновления усилий по строительству стены на границе с Мексикой. Венгрия возводит стену на границе с Сербией. Турция готовится к установлению стены на границе с Ираном. Строят новые пограничные заграждения с нашей страной ряд наших западных соседей. Помимо активизации «отгораживания» происходит ослабление пограничного сотрудничества, кооперации в охране границы. Страны Шенгенс-кой зоны в условиях нарастающих миграционных потоков все больше не доверяют друг другу в пограничных вопросах, все чаще возвращаются к национальному пограничному контролю на своих внутренних границах. Усиливаются разногласия между ними по поводу квот на размещение мигрантов. Значительно деградировало пограничное сотрудничество нашей страны с Польшей и Украиной в условиях усиления прозападной ориентации этих стран.
Если в конце прошлого и начале нынешнего столетий наблюдалась отчетливая тенденция к демилитаризации пограничной сферы, то в последние годы вновь стало возрастать ее военное значение, в том числе для предупреждения развязывания полномасштабной ядерной войны. Новые средства поражения, в том числе предназна-
ченные для нанесения внезапного глобального удара, предполагают максимальное приближение таких средств к границам противника через приграничные акватории и территории недружественных пограничных стран. Потенциал такого удара создается, в частности, в непосредственной близости от границ России.
В стремлении сохранить любой ценой однополярное мироустройство США пытаются добиться одностороннего превосходства в военной силе. Эта тенденция проявляется, например, в их попытках преодолеть ядерный паритет с Россией, который сложился во второй половине прошлого века. Эти попытки включают размещение по периметру наших границ средств ПРО, постоянное нахождение вблизи наших территориальных вод кораблей ВМФ США, оснащенных крылатыми ракетами.
Разжигание пограничных разногласий, попытки перевести их в силовую плоскость в условиях широкого распространения оружия массового уничтожения грозит детонацией широкомасштабного ядерного конфликта. Расширение военно-политического блока НАТО, вовлечение в него постсоциалистических и постсоветских государств, манипуляция визовыми ограничениями негативно влияют как на глобальную пограничную сферу, так и пограничную сферу России.
Продолжается рост военной активности, обусловленный конфликтами, вызванными неурегулированностью границ юрисдикции в морском пограничном пространстве. Особую остроту эти разногласия приобретают в Южно-Китайском море и в ряде других акваторий планеты. Чреваты вооруженными конфликтами пограничные споры относительно принадлежности ряда островов, границ континентального шельфа, режима водопользования пограничных водоемов и трансграничных рек, а также односторонние попытки изменения их прохождения на местности.
Возрастает роль пограничной сферы для предотвращения террористической угрозы. Границы являются основным каналом, через которые происходит пополнение группировок международных террористических организаций. В качестве таковых выступают, например, границы Сирии с целым рядом сопредельных стран. Деятельность террористических организаций зачастую приводит к деградации пограничных отношений, переформатированию границ вследствие разрушения национальных государств. Особенно рельефно эти
процессы наблюдаются в странах Африки и Ближнего Востока. Территории многих стран, подвергшихся атакам террористов, также превращаются в источники террористической угрозы, а их границы - в каналы трансграничных террористических потоков. Свидетельством тому является целая серия терактов, которые были совершены в последние годы, в том числе и на территории нашей страны.
Пограничные отношения зависят во многом от того, какова характеристика сопредельных стран, каков их статус, степень суверенности, место в мировом сообществе в условиях становления новой модели мироустройства. В полной мере это относится и к пограничным отношениям России, которая граничит с целым рядом зависимых и независимых от Запада стран.
В результате переориентации на Запад набирает силу процесс создания всяческих барьеров для сотрудничества с нашей страной на границах России со странами Балтии, Украиной, Польшей, Грузией и рядом других сопредельных стран, как правило, сопровождающийся их интенсивной демографической и социально-экономической деградацией, что выливается в новую угрозу пограничным отношениям. Поспешная и односторонняя интеграция в различные западные социальные пространства, в том числе образовательное и пограничное, как правило, вопреки своим национальным интересам и традициям в угоду представителям компрадорского капитала оборачивается невосполнимыми потерями для восточноевропейских народов. В первую очередь это касается ряда граничащих с нами постсоветских стран. Элиты этих государств, находясь на содержании Запада, перестали выражать национальные интересы и фактически способствуют такой деградации, представляют свою территорию в качестве плацдарма для нападения на нашу страну, что явно разрушает атмосферу добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества, в том числе в пограничной сфере.
Напомним, в странах Балтии и Польше в ускоренном темпе осуществляется дислокация батальонных боевых групп усиленного передового присутствия. Помимо других стран НАТО в состав таких групп входят и немецкие воинские контингенты. Это напрямую свидетельствует о стремлении пересмотреть итоги Второй мировой войны и является забвением ее уроков, попранием обязательств Германии в
ответ на содействие нашей страны ее мирному объединению. Явно игнорируют власти и большинство СМИ этой страны проявления нацизма на Украине, а, оказывая поддержку ее правителям, фактически поощряют его возрождение. Вызывают тревогу планы ряда скандинавских стран, в том числе и имеющих нейтральный статус, по усилению военного сотрудничества с блоком НАТО и увеличению своего военного потенциала под надуманными военными угрозами их безопасности со стороны России.
В то же время становление многополярного мира способствует оптимизации пограничных отношений России на ряде других направлений. Косвенным подтверждением этого вывода является значительное увеличение стран мира, которые граждане России могут посетить без наличия виз. С рядом стран ведутся переговоры о въезде наших граждан на их территорию по внутренним российским паспортам. В условиях становления модели многополярного мироустройства отчетливо просматривается тенденция оптимизации пограничных отношений между странами, активно отстаивающими свой суверенитет. На фоне усиления интенсивности легальных трансграничных потоков позитивно складываются пограничные отношения России со многими ее восточными соседями. Это в полной мере относится и к отношениям с Китаем, что во многом обусловлено усиливающимся сотрудничеством с этой страной1. Наметились определенные подвижки по сглаживанию пограничных разногласий с Японией, что, в частности, выражается в создании совета по совместной с этой страной деятельностью на Курилах.
В заключение следует подчеркнуть, что пограничная сфера общества, являясь сферой регулирования пограничных отношений, необходимым атрибутом его устойчивого существования в условиях становления многополярного мироустройства претерпевает существенные трансформации. Пограничная сфера общества как теоретический конструкт требует дальнейшего осмысления в рамках современного социально-философского знания.
Колотуша В.В. Пограничная сфера общества в условиях становления многополярного мира. В данной статье с позиций
1 См.: Моргунов И. Восточная политика России в 2016 году: результаты и перспективы // Международная жизнь, 2017, № 2, с. 10-11.
социально-философского знания уточняется понятие пограничной сферы общества, анализируются изменения в пограничных отношениях в условиях становления многополярного мира. В полной мере это относится и к пограничной сфере России. Ее пограничные отношения во многом зависят от места сопредельных с ней стран в мировом сообществе в условиях становления новой модели мироустройства.
Ключевые слова: пограничная сфера, пограничные отношения, многополярное мироустройство.
Kolotusha V.V. Border sphere in the conditions of formation of a multipolar world. This article from the standpoint of social-philosophical knowledge clarifies the concept of the border spheres of society, analyzes the changes in the border relations under conditions of formation of a multipolar world. This fully applies to the area of the border of Russia. Its border relations largely depend on the location of other neighboring countries in the world community in the conditions of formation of new model of the world.
Keywords: border sphere, border relations, multipolar world order.