Научная статья на тему 'ПОГОДИН БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЙ, ПОГОДИН БЛАГОДАРИМЫЙ: «МОСКОВСКИЙ НЕСТОР» В ПЕРЕПИСКЕ С НАДЕЖДОЙ СОХАНСКОЙ'

ПОГОДИН БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЙ, ПОГОДИН БЛАГОДАРИМЫЙ: «МОСКОВСКИЙ НЕСТОР» В ПЕРЕПИСКЕ С НАДЕЖДОЙ СОХАНСКОЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. П. ПОГОДИН / КОХАНОВСКАЯ (Н. С. СОХАНСКАЯ) / ПЕРЕПИСКА / БИОГРАФИЯ / СЛАВЯНОФИЛЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фетисенко Ольга Леонидовна

В статье выстраивается канва взаимоотношений М. П. Погодина с писательницей-славянофилкой Кохановской (Н. С. Соханской). Впервые в научный оборот вводятся ее письма к Погодину и ряд сопутствующих архивных материалов 1862-1875 гг. Полностью публикуются шесть писем к Погодину и два к его жене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POGODIN IS BLESSING, POGODIN IS GRATEFUL: “MOSCOW NESTOR” IN CORRESPONDENCE WITH NADEZHDA SOKHANSKAYA

The rope of the relationships between M. P. Pogodin and the Slavophile writer Kokhanovskaya (N. S. Sokhanskaya) is built in the article. For the first time, her letters to Pogodin and a number of related archival materials 1862-1875 are introduced into scientific circulation. Six letters to Pogodin and two to his wife are fully published there.

Текст научной работы на тему «ПОГОДИН БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЙ, ПОГОДИН БЛАГОДАРИМЫЙ: «МОСКОВСКИЙ НЕСТОР» В ПЕРЕПИСКЕ С НАДЕЖДОЙ СОХАНСКОЙ»

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 2 (5) 2021

О. Л. Фетисенко

Погодин благословляющий, Погодин благодаримый: «Московский Нестор» в переписке с Надеждой Соханской

УДК 1(091)(470)+82-6

DOI 10.47132/2588-0276_2021_2_92

Аннотация: В статье выстраивается канва взаимоотношений М. П. Погодина с писательницей-славянофилкой Кохановской (Н. С. Соханской). Впервые в научный оборот вводятся ее письма к Погодину и ряд сопутствующих архивных материалов 1862-1875 гг. Полностью публикуются шесть писем к Погодину и два к его жене.

Ключевые слова: М. П. Погодин, Кохановская (Н. С. Соханская), переписка, биография, славянофилы.

Об авторе: Ольга Леонидовна Фетисенко

Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы

(Пушкинский Дом) Российской академии наук.

E-mail: betsy98@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5670-2656

Для цитирования: Фетисенко О. Л. Погодин благословляющий, Погодин благодаримый: «Московский Нестор» в переписке с Надеждой Соханской // Русско-Византийский вестник. 2021. №2 (5). С. 92-105.

RUSSIAN-BYZANTINE HERALD

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 2 (5) 2021

Olga L. Fetisenko

Pogodin is blessing, Pogodin is grateful: "Moscow Nestor" in correspondence with Nadezhda Sokhanskaya

UDC 1(091)(470)+82-6

DOI 10.47132/2588-0276_2021_2_92

Abstract: The rope of the relationships between M. P. Pogodin and the Slavophile writer Kokhanovskaya (N. S. Sokhanskaya) is built in the article. For the first time, her letters to Pogodin and a number of related archival materials 1862-1875 are introduced into scientific circulation. Six letters to Pogodin and two to his wife are fully published there.

Keywords: M. P. Pogodin, Kokhanovskaya (N. S. Sokhanskaya), correspondence, biography, Slavophiles.

About the author: Olga Leonidovna Fetisenko

Doctor of Philology, leading researcher at the Institute of Russian literature (Pushkin's House)

of the Russian Academy of Sciences.

E-mail: betsy98@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5670-2656

For citation: Fetisenko O. L. Pogodin is blessing, Pogodin is grateful: "Moscow Nestor" in correspondence with Nadezhda Sokhanskaya. Russian-Byzantine Herald, 2021, no. 2 (5), pp. 92-105.

Тема жизненных и творческих взаимоотношений М. П. Погодина с литераторами 1850-х — 1870-х гг., сколько нам известно, не привлекала внимание исследователей, и совершенно белым пятном в биографии историка является его литературная дружба с Надеждой Степановной Соханской (1823-1884), писательницей, выступавшей под литературным псевдонимом «Кохановская» и тесно связанной с кругом московских славянофилов1. Это имя довольно часто появляется на страницах многотомной «погодиновианы» Н. П. Барсукова2, но по большей части оно возникает лишь, чтобы добавить несколько деталей к портрету эпохи (так, например, цитируются письма Соханской к И. С. Аксакову, к тому моменту уже опубликованные в «Русском обозрени-и»3). Однако и этот фоновый характер «присутствия» Кохановской в жизнеописании Погодина не уменьшает значение того обстоятельства, что первый приезд «хуторянки»4 в Москву выделен его биографом как одно из важных событий 1862 г., а это был год тысячелетия русской государственности, торжеств в честь свв. славянских просветителей, петербургских пожаров и революционных прокламаций, выхода в свет романа «Отцы и дети» и первых грозовых раскатов приближающегося польского восстания.

В домашнем архиве писательницы, следы которого теряются еще до 1917 г., хранились визитная карточка и двадцать писем Погодина 1862-1873 гг.5 По цитированию в статье библиографа С. И. Пономарева (и вторичному — у Н.П. Барсукова) известен лишь фрагмент одного из них6. Приводился этот отрывок без указания года, но само содержание, а главное — точно датированный ответ, позволяют отнести этот текст к началу 1863 г. Остальное, возможно, безвозвратно утрачено. Хотя бы частично реконструировать содержание еще нескольких погодинских эпистол позволяют ответы Соханской, которые, к сожалению, тоже сохранились не в полном составе, но все же достаточно хорошо: десять писем — в фонде Погодина в РГАЛИ и шесть — в НИОР РГБ7.

Содержание этой переписки в целом можно было бы охарактеризовать как цепь взаимных благословений, однако параллельно с варьирующимися комплиментами и добрыми пожеланиями развивалось и несколько сюжетов, обращение к которым значительно расширяет представление о последних, намного менее известных, чем более ранние, годах жизни Погодина. Для изучающих же биографию и наследие писательницы-малороссиянки ее литературная дружба с Погодиным и длящееся до самой кончины приятельство с его второй женой Софьей Ивановной8 —

1 См. о ней: Платонова Н. Н. Кохановская (Н. С. Соханская). 1823-1884: Биогр. очерк. СПб., 1909; Викторович В. А. Уроки одной судьбы // Литературное обозрение. 1989. № 3. С. 110-112 (то же: Коломенский альманах. Коломна, 2018. Вып. 22. С. 235-240); Бирюкова М.А., Стрижев А.Н. Надежда Степановна Кохановская (Соханская) (1823-1884): Материалы к библиографии // Литературоведческий журнал. 2019. № 45. С. 200-226. Укажу и несколько из своих статей о Кохановской: 1) Достоевский, «петербургская литература» и «русское сердце» малороссиянки Кохановской // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 2016. Т. 21. С. 303-321; 2) «Истина — живая сила»: Братья Аксаковы и Кохановская (Н. С. Соханская) в 1860 году // Христианское чтение. 2017. № 3. С. 232-252; 3) Радость откровенного слова: «Степная барышня» и семья Аксаковых // Семья Аксаковых и Н. С. Соханская (Кохановская): Переписка (1858-1884) / Сост., вступ. ст., подгот. текста и примеч. О. Л. Фетисенко. СПб., 2018. С. 5-26 (далее ссылки на это издание даются сокращенно: Семья Аксаковых); 4) «Черновик на пелеринной выкройке» (Письма Н. С. Соханской о Фаусте к П. А. Плетневу) // Русская литература. 2019. № 2. С. 86-97.

2 Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина: В 22 кн. СПб., 1888-1910.

3 Переписка Аксаковых с Н. С. Соханской (Кохановской) // Русское обозрение. 1897. Февр.-Дек.

4 Почти вся жизнь писательницы прошла на маленьком хуторе Макаровка в Изюмском уезде Харьковской губернии.

5 Пономарев Ст. Опись бумаг, оставшихся после Н. С. Соханской (Кохановской) // Русское обозрение. 1898. Янв. С. 303.

6 См. ниже, примеч. 26.

7 РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Ед. хр. 320; НИОР РГБ. Ф. 231/II. К. 31. Ед. хр. 4; Ф. 231/V. К. 20. Ед. хр. 34; Ф. 178. К. 11185. Ед. хр. 8.

8 С.И. Погодина (урожд. Сеймонд, в первом браке Бэль; 1825-1887) — вторая (с 1860) жена М. П. Погодина. Фрагменты из двенадцати писем к ней были опубликованы через пять лет после кончины Соханской. См.: Письма Н. С. Кохановской к С. И. Погодиной / Сообщ.

чрезвычайно важный элемент в общей картине ее жизни, оттесненный на второй план более известными «связями» — с П.А. Плетневым и А. В. Плетневой, а затем с И. С. Аксаковым и А. Ф. Аксаковой. (Для Коханов-ской вообще характерно дружеское общение именно с семьями писателей: здесь можно назвать еще А. Ф. Вельтмана и Н. А. Чаева с их женами, в меньшей степени — семью Г. П. Данилевского.)

У знакомства Соханской с Погодиным, как выясняется, была своеобразная давняя предыстория. Когда П. А. Плетнев, которого начинающая писательница почитала своим наставником в литературе, упомянул о возможности послать одну из ее повестей в журнал «Москвитянин», причем предложил, как обычно, свое посредничество, Соханская отвечала 4 февраля 1849 г.: «...как мне будет неловко беспокоить вас со всеми своими статьями; навязывать вам их на руки <...>. Не лучше ли будет, если вы немножко познакомите меня с Шевы-ре<вы>м или с самим Погодиным, чтобы я относилась к ним прямо, не утруждая постоянно вас?»9 Неизвестно, что ответил Плетнев. Ясно лишь, что он и рекомендовать свою — тогда заочную — знакомую издателям «Москвитянина» не стал, да и сам, видимо, передумал отдавать туда ее повести (одна из них будет опубликована в «Санкт-Петербургских ведомостях», другая — в «Современнике»).

Выйдя на самостоятельную литературную дорогу, Кохановская (так подписаны все произведения Соханской с 1856 г.) поместит две повести, до сих пор признающееся наиболее удачными в ее творчестве10, в «Русском вестнике» Каткова. В 1859 г. знакомства с автором этих повестей станут искать московские славянофилы, и несомненно, что и Погодин был одним из тех, кто именно в это время заинтересовался творчеством Кохановской. Повесть «Гайка», например, при первой публикации в 1856 г., осталась им — как и большинством просвещенных читателей — незамеченной, а стала известной только после появления ее расширенного варианта в «Русском слове» (1860), а еще вернее — после выхода отдельного издания лучших повестей автора в 1863 г.

В 1859 г. в славянофильском журнале «Русская беседа» была опубликована большая статья Кохановской «Степной цветок на могилу Пушкина», которая была отмечена и Погодиным. Позднее (не ранее 1862 г., времени установления личного знакомства и переписки с писательницей) графиня А. Д. Блудова, продолжая, видимо, состоявшуюся накануне беседу с историком, обращалась к нему с просьбой прислать свой отзыв об этой статье: «Пожалоста, любезнейший Михаил Петрович, черкните мне вкратце ваше суждение насчет Степного Цветка Соханс<кой> <...>. Я на днях пошлю письмо к Соханской и хочется мне ей передать отзывы некоторых людей, чьим мнением она должна дорожить. — Приготовьте мне заметку и передайте Дашиньке11. Вы напишите

А. Д. Погодиным // Русский вестник. 1889. Окт. С. 358-370. В предисловии к этой публикации говорилось, что в предоставленной в редакцию подборке находилось 81 письмо 1862-1884 гг. Все это утрачено за исключением нескольких автографов, которые удалось обнаружить в НИОР РГБ и в архиве Пушкинского Дома.

9 РО ИРЛИ. Ф. 234. Оп. 3. Ед. хр. 621. Л. 32 об.-33.

10 «После обеда в гостях» и «Из провинциальной галереи портретов».

11 Возможно, имеется в виду тоже, как и Блудова, фрейлина — Д. Ф. Тютчева.

Надежда Степановна Соханская

откровенно и просто не женируясь12. Я не пошлю вашу заметку, а только выпуску, и если что окажется жестким или обидчиво ей будет, уверена, что зная ее, сейчас почувствую и несколько сменю, опять вас не обижая. — Вверьтесь мне в этом случае, ни того, ни другого не обижу — впротчем даже вам покажу, если сделаю изменения и если захотите»13. Как мы увидим далее, об этом «пушкиноведческом» опыте Кохановской Погодин не забудет и до последнего года своей жизни.

Вероятно, от И. С. Аксакова или О. Ф. Кошелевой Погодин уже в 1860 г. знал некоторые подробности биографии писательницы. В сентябре этого года при встрече с П. П. Гулак-Артемовским он расспрашивал бывшего попечителя Харьковского института благородных девиц о «блистательном таланте», который образовался там под его руководством14. А вскоре, 20 октября 1860 г., Кохановская по предложению Н. П. Гилярова-Платонова была объявлена почетным членом Московского общества любителей российской словесности15. Диплом, подписанный Погодиным и М. Н. Лон-гиновым, хранился в ее домашнем архиве16. 23 февраля 1861 г. писательница обращалась к Плетневу: «...я опять у Вас прошу род некоего совета, или указания. Я получила официальное извещение, что я выбрана в Почетные Члены Общества Любителей Р<усской> Словесности. Что это, в самом деле почет — или немножко кукольная комедия? Но подпись Погодина и при этом письмо Гилярова, которого я немножко знаю и очень уважаю, что это? К чему оно меня обязывает? Что касается до Над<ежды> Ст<епановны> Соханской, то она совершенно равнодушна к этим почетностям и ей нечего делать с ними; но на г-же Кохановской могут быть некоторые обязанности, которые она должна исполнить»17.

В сентябре 1861 г., незадолго до публикации в газете «День» (она начнет выходить в октябре того же года) повести «Кирила Петров и Настасья Дмитрова», Погодин читает это произведение в рукописи, полученной от издателя, Аксакова. Уже 20 сентября Аксаков пересылает Кохановской записку Погодина с отзывом об ее произведении. К сожалению, автограф не сохранился; из содержания записки известна только одна деталь: Погодин советовал писательнице побольше читать Н. М. Карамзина18. Аксаков комментировал это так: «Посылаю Вам также записочку ко мне Погодина. Этот человек, исполненный противоречий, великодушный и скаредный, умный и подчас делающий страшные глупости, грубый и нежный, имеет много прекрасных свойств, искренность и горячность любви к России <...> и при всем том оригинал и чудак, каких мало. Он был очень расстроен душевно в последнее время, и я предложил ему прочесть Вашу повесть. Вот его записка. Разумеется, нечего и говорить, совета его я Вам не повторяю»19.

9 октября, в приписке к письму от 5 октября, Кохановская ответит: «Много Вам благодарна за записочку Погодина — прелюбопытная и совет золотой: „Еще б он боле навострился. ,"»20.

В том же году в письме к С. П. Шевыреву Погодин отзывается о Кохановской как об «утешительном явлении»21. Наконец, летом 1862 г. с этим «утешительным

12 Не стесняясь, от фр. se gëmr.

13 РГБ. Ф. 231/11. К. 5. Ед. хр. 21.

14 Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1903. Кн. XVII. С. 395. Соханская в 1840 г. с золотым шифром кончила курс в Харьковском институте благородных девиц.

15 Русская беседа. 1860. Кн. II. С. 27-28; Барсуков Н.П. Жизнь и труды М. П. Погодина. Кн. XVII. С. 452.

16 Пономарев Ст. Опись бумаг, оставшихся после Н. С. Соханской (Кохановской) // Русское обозрение. 1898. Янв. С. 301.

17 Цит. по: Семья Аксаковых. С. 420.

18 См.: Русское обозрение. 1897. Апр. С. 566.

19 Семья Аксаковых. С.121.

20 Там же. С. 124. В конце — измененная цитата из басни И. А. Крылова «Осел и Соловей» (1811). Ирония, звучащая в таком ответе, объясняется тем, что избранные Кохановской речевая манера и сами сюжеты ее повестей были совершенно далеки от литературных приемов Карамзина.

21 Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1905. Кн. XIX. С. 388.

явлением» можно было познакомиться въяве — у Аксакова или у Кошелевых. По-видимому, к этому первому приезду Кохановской в Москву относится записка Н. А. Елагина Погодину: «Сегодня в 8 часов Н. С. Кохановская читает у нас свою повесть. Софья Ивановна сказала мне, что Вы ее не слышали; — и матушка22 поручает мне пригласить Вас послушать. Н. Елагин»23.

А наиболее ранним письмом самой Кохановской, посланным в дом Погодина, надо признать следующее, с подписанной кем-то карандашом датой: «28 сент<ября>». Это тоже 1862 г., уже перед самым отъездом Надежды Степановны на родину. Письмо обращено к С. И. Погодиной:

Любезная Софья Ивановна!

Я с больным горлом сижу дома и рада буду до сердечного удовольствия видеть Вас и Михаила Петровича и всех Ваших. И это не только мои собственные слова, но и слова моих добрых друзей, у которых я провожу последние часы.

Ваша Н. Соханская24.

В январе 1863 г. выходит в свет двухтомное издание «Повестей Кохановской», предпринятое Аксаковым. Потрясенный пропущенной им ранее одной из повестей Погодин посылает в Макаровку то самое письмо, которое потом будет цитировать библиограф Пономарев:

«Сейчас кончил „Гайку" — зачитался. Целую вас в очи, в уста, в плечи, обнимаю. Прелесть! Вы усладили, разнежили, помолодили меня, старика, постарше Алексея Леонтьевича (героя «Гайки»)25. Честь вам и слава! Есть страницы, есть черты — что ваши лучи, коими вы любите так пронизывать древесную чащу и листву. Прекрасно. Но я не могу помириться, что молодые не приехали к пани-воеводше на другой день. Это непростительно и невероятно. Низко кланяюсь. Ваш М. П.»26.

Погодин подразумевал заключительные главы второй части повести Кохановской. Главная героиня «Гайки», Мила, вышла замуж против воли матери, хотя и за того самого человека, за которого ранее та ее прочила. Впрочем, «пани-воеводша» скоро смиряет свой гнев и вопреки ритуалу первой едет к молодым. Об Алексее Леонтьевиче

22 А.П. Елагина (в 1-м браке Киреевская; 1789-1877).

23 НИОР РГБ. Ф. 231/11. К. 11. Ед. хр. 76. Л. 12. Упомянута С. И. Погодина.

24 НИОР РГБ. К. 31. Ед. хр. 5. Л. 7. Адрес: «Ее Превосходительству / Софье Ивановне / Погодиной. / От Н. С. Соханской» (Л. 8 об.).

25 Слова в скобках, вероятнее всего, добавлены публикатором (Пономаревым) как пояснение. Отметим, что герою «Гайки» нет сорока лет.

26 Письма к Н. С. Соханской (Кохановской) М. Н. Каткова / Сообщ. С. Пономарев // Русское обозрение. 1897. Февр. С. 1021-1022. Основываясь на этой публикации, тот же фрагмент приведет Н. П. Барсуков (Жизнь и труды М. П. Погодина. Т. XIX. С. 396).

Издание повестей Н. С. Соханской 1863 г.

Затолоке, который, видимо, понравился Погодину, Аксаков в письме к автору повести от 28 мая 1859 г. отзывался так: «истинно русская натура», «дельный и простой человек»27.

Из ответного письма Соханской к «московскому Нестору», как она будет называть Погодина в дальнейшем28, ранее цитировался, причем без указания даты, лишь очень небольшой фрагмент. Имеет смысл привести этот текст целиком:

2 марта 1863.

Макаровка

Очень приятно было получить Ваши строки и такие неожиданные и такие горячие! Для них я прерываю мое великопостное молчание. Вы сами старый писатель, вкусивший от добра и зла этой чаши, и хорошо можете понять, как дороги и отрадны подобные строки. В них вся та награда, выше какой нечего желать. Так вот как! Алексей Леонтьевич «усладил, разнежил, помолодил» Вас. Услышать это от Софьи Ивановны было бы мне еще приятнее.

Вашу руку, Михаил Петрович. В числе тех поцелуев, какие Вы прислали мне, есть один прекрасный, о котором Вы забыли. Это поцелуй в чело — в лоб — и я именно его ищу получить от Вас, наклоняя Вам мою голову.

Ваша Н. Соханская

Р. S. На конверте я узнала руку Ольги Федоровны29 и прошу Вас передать ей от меня добрый старый поклон — именно старый и усердно-добрый. И ей, и Софье Ивановне я просила Ив<ана> Сер<геевича> передать Повести Кохановской30.

Следующее письмо относится уже к 1864 г. и служит ответом на несохранившийся отзыв Погодина о первых главах повести «Рой-Феодосий Саввич на спокое». (В архиве ошибочно описано как адресованное Аксакову. Но «Отцом отечества» Кохановская могла назвать только «московского Нестора».)

18 февраля 1864.

Макаровка.

Я вполне понимаю и вполне благодарным принимаю сердцем Ваше велие решение написать мне о «Рое» и расцеловать меня за него прежде по-русски, дорогой и несравненный Отец кабинетного отечества! Как бы мне хотелось взглянуть на Вас и увидеть именно вот эту улыбку, которая — вот, вот является у Вас и светится в Ваших глазах.

Благодарю за привет «вещей», за доброе слово и за Ваше замечание: большее — о Ртищевой и маленькое — о «теленке». О большом — говорить много и о маленьком — сказывать не мало.

Вообще, мне кажется, что потому у нас развелось много теперешних Кощу-нов над святынею, что то сословие, которое как бы считает себя единственным носителем и хранителем святыни, имея в себе и за собою, и перед собою всё общечеловеческое несовершенство наше и к тому еще замкнутость и затхлость средневекового цеха, с тем вместе не имеет серьезного исторического обличения — не имеет суда над собою: на том странном основании: что человек позорящий святыню невежеством и неуважением к ней, сам свят и неприкосновен есть, как бы он лично и сословно был эта самая всесвятая и всечеловеческая Святыня, а не человечески слабый и недостойный служитель ея. И вот нет суда, нет прямого

27 Семья Аксаковых. С.40, 41.

28 РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Ед. хр. 320. Л. 7, 18 об., 19 об.

29 Имеется в виду О. Ф. Кошелева.

30 НИОР РГБ. Ф. 231/П. К. 31. Ед. хр. 4. Л. 1-2.

серьезного заступления за святыню, которую позорят ее служители — и является легкомысленное кощунство, которое видит зло и смеется ему, смешивая святыню с человеком недостойным.

А Вы что поделываете? о чем глубоко подумываете? Я знаю, что на эти вопросы не получу от Вас ответа; но все-таки хочется по-женски поболтать Вам о том, о сем, а больше ни о чем. А мне и болтать-то некогда. Ведь Рой мой еще не кончен и растягивается разными явлениями и добавлениями. Прощайте, сударь дорогой!

Ваша всею душою

Н. Соханская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неизвестно, поддерживалась ли переписка далее, до ноября 1865 г., когда Погодин по возвращении из Швейцарии, окликнул «макаровскую затворницу», скорее всего, в приписке к письму своей жены. 10 декабря следует ответ. Цитата из этого письма была введена в научный оборот в комментариях к подготовленной нами книге31. Здесь же, восстанавливая важнейшие фрагменты эпистолярного диалога, приведем этот документ также целиком:

10 декабря 1865.

Макаровка.

Высокоуважаемый Михаил Петрович!

Одно это от души величанье Вам уже может Вам сказать: как мне была дорога и приятна Ваша память обо мне — Ваши несколько строк, написанные такою удрученною столькими писаниями почтенною рукою! Всем приветом и ласкою тронутого женского сердца я благодарю Вас. По газетам я видела, как приветствовали Ваше возвращение в Варшаве, и вот, давши «честь и место» московским приветствиям, которые ожидали Вас, давши Вам время совершенно успокоившись духом возобладать Вашим Девичьим Полем32 — вот и я от своих чистых полей являюсь поклониться Вам.

Как же Вы ездили? Дало ли Вам облегчение виноградное леченье? Воротились ли Вы с обновленною, освеженною головою, опять готовою на все эти изыскания, соображения и сопоставления, которые, как песок, засыпают память.

Сейчас в полученных газетах я прочла Вашу заметку о годе рождения Карам-зина33, сл<едовательно>: у меня есть осязаемое удостоверение, что Вы освежились и опять Ваш книжный труд, как жерновный камень, мелет и мелет, а Ваша голова нам хлебушки печет. Вы не можете посетовать на меня: что о Ваших исторических трудах я выразилась словами нашего сказочно-народного эпоса.

А я сделала маленькую драматическую попытку. Написала небольшую пьесу для сцены, которую непременно хочу отдать на московский театр. Но моя беда в том, что я решительно не знаю: как это делается? К кому отнестись и от кого зависит прием и постановка пиес на сцену? Собираю со всех сторон сведения и ожидаю уведомлений. Что-то Бог даст на почин мне в новом роде? Приехать самой было бы лучше всего; но мне нельзя и думать о том — и потому что будет, то будет; а я с глубокой искренностию и со всеми пожеланиями Вам блага, остаюсь Вам очень преданною

Над. Соханская34.

31 Семья Аксаковых. С. 510.

32 Московский адрес Погодина.

33 Речь идет о статье: Погодин М. О годе рождения Карамзина // Московские ведомости. 1865. 25 нояб. № 259. С.3. Погодин, возражая на статью М.А. Дмитриева (Русские ведомости. 1865. № 134), доказывал, что Карамзин родился не в 1765-м, а в 1766 г. Напомним, что Погодин в это время готовил книгу о Карамзине.

34 НИОР РГБ. Ф. 231/11. К. 31. Ед. хр. 4. Л. 3-4 об.

Под «драматической попыткой» подразумевается комедия «Слава Богу, что муж лапоть сплел», начатая, судя по указаниям в описи Пономарева, еще в 1855 г.35 В 1871 г. она будет помещена в почвенническом журнале «Заря».

Это письмо начинает, пожалуй, наиболее значительную линию во взаимоотношениях корреспондентов. В отличие от А. Н. Майкова, оценившего пьесу Кохановской как «плохонькую комедию»36, Погодин станет большим поклонником и пропагандистом именно этой пьесы для народного театра.

В 1866 гг. Погодин выступил одним из крупнейших жертвователей на братство, устроенное Соханской на Волыни в с. Яполоть37 («пожертвовал 200 р.»38). Сбору средств он помог и перепечаткой в своем сборнике «Утро» (М., 1866. С. 422) «Просьбы» — воззвания Соханской к благотворителям. Хотя о пожертвовании Погодина было известно еще весной, сами деньги долго невозможно было получить. Это следует из письма Соханской от 28 ноября 1866 г., где сообщается, что историка дважды не удалось застать в Москве, и предлагается выслать их, не дожидаясь возможности передать лично39. В этом письме рассказывается и о только что совершенной поездке:

«Я воротилась из своей поездки на Волынь. Своими глазами посмотрела и своим разумом, как могла по обстоятельствам лучше, устроила четыре „братской помощи"40 среди самых бедных, обиженных грунтом, т.е. наделенных плохою землею и бедствующих селян. Теперь я готовлю отчет Обществу в тех деньгах, которые оно мне доверило, и в том деле, которое мною сделано»41.

В это время Погодин затевает издание еженедельной газеты (в 1867-1868гг. листок Погодина «Русский» будет одной из немногих газет, за которой следит Коха-новская. 2 апреля 1868 г. она напишет А. Ф. Аксаковой: «Я получаю три московских издания газет: Москов<ские> Ведомости, Москва или Москвич, Русский Погодина.»42) и приглашает к сотрудничеству «макаровскую отшельницу», уже проявившую себя как яркий публицист на страницах аксаковского «Дня». Соханская отвечает уклончиво — похвалой погодинскому неутомимому трудничеству («Откуда у Вас берется такая молодая неустающая сила труда?») и переводом разговора на свою работу для другой газеты — «Москвы» Аксакова: «.пишу свою Поездку на Волынь, о которой уже условилась с Ив<аном> Сер<геевичем> Аксаковым»43.

После этого смягченного вежливостью отказа мог наступить перерыв в общении. Соханская даже не сразу ответила на приписку Погодина к письму его жены,

35 Пономарев Ст. Опись бумаг, оставшихся после Н. С. Соханской (Кохановской). С. 307.

36 Письмо к Достоевскому от 20-21 декабря 1870 г. (Майков А.Н. Письма к Ф.М. Достоевскому / Публ. Н. Т. Ашимбаевой. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1982. Л., 1984. С. 83).

37 О деятельности Кохановской на Волыни см.: Кудринский Ф.А. Неудачные предприятия на-родолюбки (К биографии Н. С. Соханской-Кохановской) // Киевская старина. 1900. Окт. С. 83-122.

38 Сообщала Соханская Аксакову 1 марта 1866 г. (Семья Аксаковых. С. 272).

39 Однако это все равно совершится через «оказию», но уже в 1867 г. В 1870 г. Погодин изъявит желание пожертвовать на Волынь еще 100 руб., и Соханская, уже немного разочаровавшаяся в яполотском братстве, предложит направить эту сумму на приобретение священных сосудов для буквально нищенствующего храма в с. Погорельцы (письмо от 9 января 1870 г.).

40 Аналог «кассы взаимопомощи».

41 РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Ед. хр. 320. Л. 1 об.

42 РГАЛИ. Ф. 2980. Оп. 1. Ед. хр. 1312. Л. 84 (м/п копия). Ср. в письме к Аксакову от 15 мая 1867 г.: «Вчера я получила „Русский" М. П. Погодина. Трудно себе представить охоту человека в таких летах и при таких усидчивых исторических занятиях <издавать> еженедельную урочную газету! И едва ли на долго станет сил даже у почтеннейшего Михаила Петровича выносить, почти единственно на своих плечах, этот труд» (Семья Аксаковых. С. 278).

43 РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Ед. хр. 320. Л. 3 об., 4. Библиографическую справку об этом цикле см.: Семья Аксаковых. С. 519.

хотя искренно ценила каждую написанную им строку. Сохранилось недатированное письмо, относящееся, скорее всего, к 1868 или 1869 г.:

Высокочтимый Михаил Петрович!

Из письма Софьи Ивановне Вам объяснится причина моего непонятного молчания на Ваши трогательные строки, написанные дрожащею ослабелою рукою. Я их целую — чтобы дать Вам понять, как я ценю их высокую благодушную ласку и с каким благоговением я принимаю ее и радуюсь Вами, старец Вы наш дорогой, которого утрудившиеся руки, если отказываются писать, то они не откажутся благословлять мятущееся поколение заветным благословением: «Делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный. Дух есть иже оживляет; плоть не пользует ничего»44.

Вы мне написали: «благоуспевайте!» О, дай Бог, чтобы ваше слово да стало моим делом! Мы, оставшиеся колосья на пожатой ниве, слишком сиротливо стоим мы одинокие. Нет вокруг нас нашего посева шумящей, сияющей золотом, налитой богатым зерном нивы!* Другие дни, другие сны.45 и иное зеленеющее жито кустится на нашем поле и запоздалому колосу, при новых всходах — куда деться с своим доспелым зерном?

Этою притчею, мудрый гадатель, позвольте всё сказать Вам и — замолчать

Кохановскою46.

Мотив молчания находим и в письме с двойной датировкой (начато 9 января, закончено 17 февраля 1870 г.):

«Ваша маленькая записочка защемила мне сердце, высокоуважаемый Михаил Петрович! Вы вспомнили обо мне, Вы меня поискали Вашим добрым, дорогим вниманием. Да будет Богом и в Боге благо Вашей душе, умудренной летами и трудами многоопытной и многодумной ученой жизни и не обленившейся, в ее высоком довольстве и покое, сказать слово привета и благожелательства моему сиротливому молчанию! Дайте мне крепко и крепко обеими руками пожать Вашу руку и, если позволите, поцеловать ее.

Что мне сказать Вам о себе? Во-первых, то, что я не получала Ваших писем — иначе, хотя и наложила на себя печать молчания, но не глухоты сердечной — могла ли бы я не отвечать Вам, если бы Ваше высокоценимое слово коснулось моего душевного слуха? Но почему же я молчала и молчу теперь? спросите Вы меня с настойчивостию опытного исследователя? Потому, что мне пришлись по мысли и по жизни последние слова из басни: Две Бочки Крылова:

И думает свою он крепку думу Без шуму»47.

8 апреля 1871 г. Кохановская рассказывала подруге (А. В. Плетневой) о судьбе своих опытов в жанре драматургии — инсценировке повести «Из провинциальной галереи портретов» («Кража невесты») и упомянутой выше народной комедии. При этом она цитировала только что полученное письмо Погодина: «.Наконец переделала по-своему Кражу Невесты. Между тем по осени еще я послала в редакцию „Зари" бывшую у меня в портфеле небольшую комедию, которая явилась у меня при толках

44 Ин 6:27, 63.

* Оно уже всё смолочено и почти все свезено в амбар.

45 Цитата из романа «Евгений Онегин».

46 НИОР РГБ. Ф. 231/11. К. 31. Ед. хр. 4. Л. 7-8.

47 РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Ед. хр. 320. Л. 5-5 об.

и ожидании иметь у нас народный театр и оставалась года два не у дела. Она напечатана в январской книжке, и на днях я получила из Москвы от Погодина очень лестный о ней отзыв. Погодин пригласил к себе царя московской сцены Садовского48, который в восхищении и просит пиесу на свой бенефис. „Успех будет (пишет Погодин) громадный на большом театре и на народном такой же. Честь вам и слава". Итак, я могу надеяться, что в сентябре месяце две моих пиесы будут идти на московском театре и это дает мне законное право быть в Москве и видеть их представление»49.

Дело пошло не так, как виделось писательнице: ее комедия для народного театра при жизни автора вовсе не увидела сцены, а премьера «Кражи невесты» в Малом театре состоялась лишь через три года после цитированного письма. Без помощи Погодина это оказалось бы невозможным. А пока, 12 апреля 1871 г., Соханская благодарила мэтра за его теплый отклик и отвечала на высказанный им упрек, почему она обратилась с вопросами, касающимися устройства своей второй пьесы, не к нему, а к Аксакову («.Я было и думала о Вас — да не дерзнула. В Ваши лета и при Ваших занятиях утруждать Вас театральными справками и выправками.»50). На «лестное предложение» Садовского Соханская отвечала объяснением, что оно совершенно невыгодно в материальном отношении: после бенефиса пьеса стала бы полной собственностью Императорских театров, и автор в дальнейшем не мог бы получать по-спектакльной платы.

В июньском письме 1871 г. Кохановская снабдила Погодина, собравшегося посетить по пути в Крым ее хутор51, «инструкциями», как к ней лучше проехать. В следующем письме (от 4 ноября) сообщается о судьбе пчелиного роя в Макаровке, получившего почетное название «Погодинский»52. Здесь же упоминается и о посланных Погодину рукописях обеих пьес, и новая группа писем будет целиком связана именно с их судьбой.

Погодин впоследствии писал Кохановской 18 февраля 1872 г. из Петербурга. Он всерьез взялся хлопотать о постановке ее пьес и привлек к этому своих приятелей — А. Н. Майкова, П. Н. Батюшкова и Н. П. Барсукова53. Письмо шло до Макаровки почти месяц (получено 12 марта), а ответ был написан 18 марта. Соханская предвидела возможные трудности для «Кражи невесты» и выражала готовность переделать первые действия инсценировки. И в этом письме, и в письме к А. Ф. Аксаковой от 26 апреля Соханская замечала, что для прохождения «театральных мытарств» «необходимо быть автору налицо.»54 Однако побывать в столицах она сможет только в ноябре 1873 г.55

28 августа 1872 г. Соханская в присущей ей шутливой манере «поздравляет» Погодина с очередной неудачей в его хлопотах об ее произведениях и радуется предстоящему замужеству его младшей дочери. В письме от 1 декабря она благодарит за помощь в вызволении рукописи «Кражи невесты» из Дирекции Императорских театров. В тот же день Соханская писала А. В. Плетневой: «Моя драматическая пиеса к принятию на сцену одобрена, но при этом комитет предоставил себе право сделать

48 Речь идет о Прове Михайловиче Садовском (1818-1872).

49 РО ИРЛИ. Ф. 234. Оп. 4. Ед. хр. 163. Л. 118-118 об.

50 РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Ед. хр. 320. Л. 10 об. Письмо к Аксакову от 8 декабря 1870 г., о котором узнал Погодин, см.: Семья Аксаковых. С. 286-287.

51 Намерение осуществилось. Ср. в письме Погодина к С.И. Пономареву от 6 июня 1871г.: «Я переменил маршрут и еду из Курска на Харьков, к Соханской, на Святые Горы и Таганрог» (Письма И.С. Аксакова, Н.П. Барсукова. [и др.] к библиографу С.И. Пономареву. М., 1915. С. 66).

52 РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Ед. хр. 320. Л.16 об. Чтобы понять смысл посвящения, нужно знать, что наиболее ценимое самой писательницей ее прозаическое произведение носит название «Рой-Феодосий Саввич на спокое», что пчелы и ульи играют в этой повести немаловажную роль и что «Божья пчела» — один из важных символов в творчестве Кохановской.

53 См.: Семья Аксаковых. С.531.

54 Там же. С. 299.

55 См.: Там же. С. 531.

в первых действиях сокращения и изменения. Но если комитету делать их, то я сочла за лучшее самой переделать. Для этого нужно было выручить рукопись из П<е-тер>б<урга>, которую я вот только получила при посредстве Погодина»56.

Но Погодину, как видно, гораздо ближе была «народная комедия», заботу о которой он выражал в письме, пришедшем в Макаровку в Рождественский сочельник. Соханская отвечала 12 января 1873 г.:

«Вы всё мне говорите о Лапте. Вы единственный человек, который дает ему какую-либо цену. Все мои прочие добрые друзья даже избегают намекнуть о нем, как о вещи такой плохой и ничего незначащей, что им, милым, совестно за меня»57.

Пытаясь привлечь внимание к этому сочинению, Погодин предложил небольшую заметку о комедии в редактируемый Ф. М. Достоевским «Гражданин». Предназначаемая для шестого номера статья упоминается в письме Погодина к Достоевскому от 25 января 1873 г.58 2 2 февраля публицист пояснял: «.мне было досадно, что ее прекрасная вещь прошла незамеченною, и я написал, оторвавшись от своих обычных занятий.»59 Подождав еще месяц и видя, что статья так и не напечатана, в письме от 29 марта Погодин требовал у Достоевского немедленного возвращения ее и еще трех своих рукописей: «Застрял у вас разбор Кохановской [пьесы], которым я хотел утешить автора, впрочем по достоинству. <.> У Кохановской ведь есть большой роман: вы бы поубедительнее написали к ней и предложили свои условия. Она не из богатых. Сердит я на вас. <.> Статьи мои <.> или печатайте, или возвратите немедленно»60.

Из письма от 30 октября того же года61 выясняется, что рукопись так и не была возвращена автору. Наконец, 12 ноября Достоевский отвечал: «О статье о Кохановской говорил секретарю и не забуду о ней и сам. Найдется — вышлем»62.

Статью с призывом к театральным деятелям обратить внимание на несправедливо забытую пьесу Погодин в итоге поместил в «Московских ведомостях»63. Отметив неудачность названия и указав место публикации комедии, Погодин утверждал, что Кохановская занимает «почетное место среди современных писателей», а ее «блистательная» пьеса идеальна для сцены, и выделил в произведении такие качества, как разнообразие характеров, верность в передаче картин жизни и народной речи с ее иронией.

Следующее сохранившееся письмо Кохановской относится ко времени не ранее конца 1874 г.:

Благодарю Вас, высокоуважаемый Михаил Петрович, за то — что Вы при своих многочисленных делах никогда не задумываетесь протянуть руку помощи и даже в таком случае, как мой. В отношении Кражи Невесты можно бы было сделать только то, чтобы она была напечатана — чтобы увидели читающие и пишущие, что это не бессмыслица; а на театре она идет превосходно даже и в том виде,

56 РО ИРЛИ. Ф. 234. Оп. 4. Ед. хр. 163. Л. 137 об.-138.

57 РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Ед. хр. 320. Л. 23-23 об.

58 Переписка Ф. М. Достоевского с М. П. Погодиным / Вступ. ст. и примеч. Л. Барсуковой // Звенья. Т. VI. М.; Л., 1936. С. 442.

59 Там же. С. 444.

60 Литературное наследство. М., 1971. Т. 83: Неизданный Достоевский. С. 329. Упомянутый здесь «большой роман» — это незавершенное произведение «Степная барышня сороковых годов», появления которого на протяжении многих лет ожидали друзья Кохановской.

61 Переписка Ф. М. Достоевского с М. П. Погодиным. С. 452.

62 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1986. Т. 29, кн. 1. С. 308.

63 М.П. <Погодин М.П.> О новой пиесе г-жи Кохановской // Московские ведомости. 1873. 20 дек. № 321. С. 4-5.

как ее дают; но ее не хотят давать — так этого переменить нельзя. Всё зависит от произволения Бегичева64, которого ни просить, ни кланяться ему через кого бы то ни было я не хочу и не буду — потому что Вы позволите мне настолько уважать себя и свой литературный труд, чтобы не пресмыкаться у пресмыкающегося.

Ваша всею моею сердечною признательностью

Н. Соханская

Обнимаю Вас, моя неоцененная Софья Ивановна!

Любопытное упоминание о Погодине обнаруживается в письме к Плетневой от 27 декабря 1874 г. Откликаясь на просьбу помочь какой-то просительнице, Сохан-ская замечает: «Похлопотать об ее деле я готова всею душою — но удача будет ли? На примете у меня один Мих<аил> Петр<ович> Погодин, но он дышит такой суровой внешностию, что приступить к нему очень боязно; но попробую сделать что могу, а дальнейшее в руке Божией»65.

В январе следующего года писательница отказывается прочесть, по просьбе Погодина, — вероятнее всего, в Обществе любителей российской словесности, — фрагмент своей давней статьи о Пушкине. Вот как объяснены мотивы ее отказа:

27 января 1875 Москва.

Высокоуважаемый Михаил Петрович!

Простите моей неопытности. Мне не приходится читать на Вашей торжественной паннихиде <так> в день кончины Пушкина. Не приходится потому, что мало-мальски понимающий дело человек должен знать: когда и что можно сказать, и кому из своих слушателей? Слушатели, которых Вы мне готовите, принадлежат к тем лицам, которых я должна слушать, а не от своего лица поучать их. А то, что Вы назначаете мне прочесть, есть высокое поэтическое поучение о Духе в человеке, которое к нынешнему времени странно и ужасно не идет. Я не Вы, который может что-либо кстати, или не кстати, сказать, и Вас все обязаны выслушать со вниманием. Прочтите Вы, это другое дело. Вы Вашею силою Погодина дадите честь моим словам. А мне всё это время живо вспоминаются слова некоего мужа: «Я ни у Господа Бога дураком быть не хочу»66, а я по крайней мере и не желаю быть дурою у тех лиц, любезнейший Михаил Петрович, которые будут у Вас на паннихиде Пушкина.

Кохановская67

Небольшую эпистолярную хронику логично будет завершить письмом соболезнования вдове Погодина, написанным в Славянске, где Кохановская жила в ту зиму, накануне девятого дня по кончине дорогого для нее человека.

Совершилось!..68 Дорогая, милая, скорбная Вы наша, неоцененная Софья Ивановна! Ваше сердце сколько неисчислимых раз болело и трепетало всеми пред-чувственными муками этой неотразимой утраты. Она совершилась! Божие отошло к Богу, а вся вместительная преданность Вашей любви не могла удержать

64 Имеется в виду Владимир Петрович Бегичев (1828-1891), драматург, инспектор репертуара московских императорских театров в 1864-1882 гг.

65 РО ИРЛИ. Ф. 234. Оп. 4. Ед. хр. 164. Л. 25 об.-26.

66 Перифразированные слова из письма Пушкина к жене от 8 июня 1834 г.: «Не хочу быть шутом ниже у Господа Бога».

67 НИОР РГБ. Ф. 231/У К. 20. Ед. хр. 34.

68 Ин 19:30.

обновляющейся орлиной царственной юностию69 — души земного многодумного старца, который довольно пожил, чтобы возжелать ему иного небесного отечества и там принять невообразимо высшее просветление своих дум и всю божественную лучезарность человеческой мысли, соприкасающейся несозданному Уму и предвечному Слову и Духу Святому, освящающему дух почившего, воспаривший к Нему. Пред этой свежею могилою грешно безутешно плакать. Это великая дверь отворилась тому, кто мудрецом в жизни долго шел и шел, и теперь вступил в чудный свет. О, моя несравненная, сирая и вдовая Софья Ивановна! завтра девятый день и вы, и я будем молиться в церкви. Это одно, что нужно — единое на потребу70 Ему. А утешать Вас — каким земным утешением? Когда Великий Бог сказался великой скорбию вашему сердцу. Он один ваш Советник и Утешитель. Да будет воля Его!

Молящаяся с Вами о Нем и о Вас,

Славянск.

Ночь на 17 декабря 187571.

Источники и литература

1. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина: В 22 кн. Кн.ХУП. СПб., 1903. Кн.Х1Х. СПб., 1905.

2. Бирюкова М.А., Стрижев А.Н. Надежда Степановна Кохановская (Соханская) (18231884): Материалы к библиографии // Литературоведческий журнал. 2019. №45. С. 200-226.

3. Викторович В. А. Уроки одной судьбы // Коломенский альманах. Коломна, 2018. Вып. 22. С. 235-240.

4. Переписка Ф. М. Достоевского с М. П. Погодиным / Вступ. ст. и примеч. Л. Барсуковой // Звенья. М.; Л., 1936. Т. VI. С. 439-454.

5. Письма к Н. С. Соханской (Кохановской) М. Н. Каткова / Сообщ. С. Пономарев // Русское обозрение. 1897. Февр. С. 1020-1028.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Платонова Н.Н. Кохановская (Н. С. Соханская), 1823-1884: Биогр. очерк. СПб., 1909.

7. М. П. <Погодин М. П.> О новой пиесе г-жи Кохановской // Московские ведомости. 1873. 20 дек. №321. С. 4-5.

8. Пономарев Ст. Опись бумаг, оставшихся после Н. С. Соханской (Кохановской) // Русское обозрение. 1898. Янв. С. 277-312.

9. Семья Аксаковых и Н. С. Соханская (Кохановская): Переписка (1858-1884) / Сост., вступ. ст., подгот. текста и примеч. О. Л. Фетисенко. СПб., 2018.

10. Соханская Н. С. Письма к П. А. Плетневу // РО ИРЛИ. Ф. 234. Оп. 3. Ед. хр. 621.

11. Соханская Н. С. Письма к А. В. Плетневой // РО ИРЛИ. Ф. 234. Оп. 4. Ед. хр. 162-164.

12. Соханская Н С. Письма к М. П. Погодину // РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Ед. хр. 320; НИОР РГБ. Ф. 231/II. К. 31. Ед. хр. 4; Ф. 231/V. К. 20. Ед. хр. 34.

13. Соханская Н. С. Письма к С. И. Погодиной // НИОР РГБ. Ф. 231/II. К. 31. Ед. хр. 5.

14. Фетисенко О. Л. Достоевский, «петербургская литература» и «русское сердце» малороссиянки Кохановской // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 2016. Т. 21. С. 303-321.

69 Ср.: Пс 102:5.

70 Лк 10:42.

71 НИОР РГБ. Ф. 231/II. К. 31. Ед. хр. 5. Л. 5-6 об.

Ваша преданная Вам душою Над<ежда> Соханская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.