Научная статья на тему 'Поэзия В. Маяковского в современной рок-культуре: группы «Сансара» и «Сплин»'

Поэзия В. Маяковского в современной рок-культуре: группы «Сансара» и «Сплин» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9250
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поэзия В. Маяковского в современной рок-культуре: группы «Сансара» и «Сплин»»

15 См., например, Гавриков В.А. Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачёва. Брянск, 2007. С. 35-37.

© А.Н. Ярко, 2010

Н.М. МАТВЕЕВА

Тверь

ПОЭЗИЯ В. МАЯКОВСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ РОК-КУЛЬТУРЕ: ГРУППЫ «САНСАРА» И «СПЛИН»

В настоящее время некоторые музыкальные исполнители выбирают в качестве текстов для своих песен стихотворения классиков. Например, поэзию Есенина как словесный материал используют Александр Малинин, группа «Монгол Шуудан», Александр Новиков, Стас Михайлов, Сергей Любавин и многие другие представители и популярной музыки, и рока, и шансона. Стихотворения Анны Ахматовой мы можем обнаружить в творчестве как эстрадного певца Валерия Леонтьева, так и «рокерши» Светланы Сургановой, а произведения Александра Блока можно услышать в исполнении и того же Леонтьева, и знаменитого оперного певца Дмитрия Хворостовского. Одной из причин подобного использования классических текстов может являться позиция исполнителя или его продюсеров: Зачем придумывать что-то новое, если то, что мы хотим сказать, уже сказано в классической поэзии? В случае с новым текстом реакция аудитории еще неизвестна, тогда как высокий уровень текста классического задан изначально. Наряду с этим можно предположить узнавание его слушателями, что сразу же дает, к примеру, возможность подпевать на концертах.

Несколько неожиданно в ряду поэтов, чьи стихи становятся текстами современных песен, оказался Владимир Маяковский. Поэзия Маяковского с самого своего появления оценивалась неоднозначно, вызывала у читателей или слушателей противоречивые эмоции. Одни восхищались талантом Маяковского, другие критиковали его творчество, резко высказывались в адрес поэта. Тем не менее, каждая эпоха по-своему осмысляла тексты Маяковского. После того как Сталин назвал его «лучшим, талантливейшим поэтом эпохи»1, Маяковский стал признанным классиком советской литературы, что, однако, вовсе не означало всенародной любви, характерной, скажем, по отношению к поэзии Сергея Есенина. В постсоветский период читательское отношение к Маяковскому было, скорее, негативным. Однако в настоящее время Маяковский стал опять востребованным поэтом. Популярен его музей-квартира на Лубянском проезде в Москве, где помимо экскурсий проводятся тематические лекции, устраиваются поэтические и музыкальные вечера, показываются театральные спектакли. Цитаты из стихотворений Маяковского по-прежнему и узнаваемы, и актуальны. Показательно и то, что к поэзии Маяковского как материалу для песен обра-

щаются, прежде всего, рок-исполнители. Одним из первых был Александр Градский, выпустивший еще в 1983 году альбом с песнями на стихи Маяковского и Пастернака «Флейта и рояль». Альбом содержал 8 песен2: «За всех вас... Вошла ты... Память»; «Allo! Мама!...»; «Мария...; России... Я хочу быть понят...» (стихи В. Маяковского); «Ветер»; «Зимняя ночь»; «Зимнее утро»; «Разрыв» (стихи Б. Пастернака).

В январе 2005 года был запущен экспериментальный проект под названием «Живой Маяковский». В основу этого проекта легла идея создания сборника музыкальных произведений на стихи Владимира Маяковского, произведений, сочиненных очень разными музыкальными исполнителями. «Живое радио» и студия «Антроп» предложили музыкантам «совершить необычный творческий эксперимент: погрузиться в эпоху Маяковского, стать его соавторами, оживить своей музыкой его стихи, сравнить современное мироощущение с мироощущением поэта, жившего и творившего несколькими поколениями раньше нас, найти точки пересечения двух эпох, доказать, что настоящая поэзия остается жить во все време-на»3. В эксперименте приняли участие более 100 исполнителей. По завершении конкурса комиссией «Живого радио» были отобраны песни, вошедшие в альбом «Живой Маяковский», который был выпущен и презентован в Москве и Петербурге 14 и 15 апреля 2005 года - в дни 75-летия смерти Владимира Маяковского. На интернет-сайте «Живого радио» мы нашли список композиций альбома:

1. «Блэк энд Уайт» - Евгений Гузеев

2. Отрывок из поэмы «Любить» - «Запрещенные Барабанщики»

3-5 «Маруся отравилась» - «Дочь Монро и Кеннеди»

6. «Товарищ Иванов» - «СестRICHки»

7. «Про это» - Ч.Ч.

S. «Письмо Татьяне Яковлевой» - «Сансара»

9. «Порт / Флейта-позвоночник» - «Дельта»

10. «Кадет» - «Новая земля»

11. «Санплакат» - «Абвиотура»

12. «Военно-морская любовь» - «Разные Люди»

13. «Ночь» - «Лобо»

14. «Несколько слов о моей жене» - «БОЛО BAND»

15. «Париж» - «Оптимальный Вариант»

16. «За женщиной» - «ОКСи-РОКс»

17. «Уличное» - «Ворон Кутха»

18. «Кибальчиш» - «Мамульки Bend»

19. «Наш марш» - «Инки»

20. «Вам!» - «Последние Танки в Париже»

21. «Штык, браунинг, бомба» - «Облачный Край»

22. Отрывок из пьесы «Клоп» - «Катран»

23. «Ночь» - «Ниже Нуля»

24. «Мужик и баба» - «Женя Глюкк и группа прикрытия»

25. «Крупная философия на мелких местах» - «Зерна»

26. «Кофта фата» - «Мата Харри»

27. «Лиличка!» - «Фронт & Рейд»

Второй диск «Живой Маяковский» вышел 19 июля 2008 года - в день 115-летия поэта, в него вошли следующие песни:

1. «Нате» - Астахов

2. «Кофта фата» - «Исток»

3. «Партия» - «Ультиматум»

4. «Володя» - «ОКАМЖ»

5. «Земля» - «Алоэ»

6. «Наш марш» - «Красная Стрела»

7. «Скрипка» - «Археоптерикс»

8. «Кошки» - «Трест»

9. «Послушайте!» - «Тихий Джа»

10. «Песня гадких буржуинов» - Арт-квартет «Эй»

11. «Порт» - «БАБВОиЫБ»

12. «Несколько слов о моей жене» - «Яды»

13. «Красавица» - «КолЛеГа» (М. Коловский, С. Летов, О. Гаркуша)

14. «Маяк» - «Сплин»

15. «Ночь» - Оркестр «Зачем»

16. «Великолепные нелепости» - «Скороспилсия»

17. «Парикмахер/Наш марш» - Владимир Рекшан

18. «Стихи о разнице вкусов» - «Сон Лемура»

19. «Флейта-позвоночник» - «Дерево»

20. «Пустяк у Оки» - «34»

21. «А все-таки» - «СкитЪ»

22. «Несколько слов о моей маме» - Астахов

Несмотря на то, что в общей сложности в оба альбома вошло 49 треков, относительно распространенными среди массового слушателя оказались только два из них - это песни группы «Сансара» из первого альбома и группы «Сплин» из второго. Мы рассмотрим именно эти две песни.

Группа «Сансара» исполняет песню на стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой». Музыканты не меняют названия стихотворения, но сам текст подвергается изменениям, из него пропадает две строфы:

1) Я не люблю

парижскую любовь: любую самочку

шелками разукрасьте, потягиваясь, задремлю, сказав -

тубо -

собакам

озверевшей страсти.

2) Страсти корь

сойдет коростой, но радость

неиссыхаемая, буду долго,

буду просто разговаривать стихами я.

На наш взгляд, изменения происходят из-за большего количества слогов в строках данных строф по сравнению с другими, их сложно «уложить» в песенный ритм. При этом исчезает указание на то, что лирический субъект - поэт («разговаривать стихами»). Такая редукция оказывается весьма уместной, ведь новый текст уже в какой-то степени перестал быть стихотворением. Исчезновение таких выражений как «самочка», «страсти корь сойдет коростой» избавляет песню от негативных ассоциаций, которые могут возникнуть у слушателей песни.

«Неуклюжих рук» заменяется на «ловких рук», что может быть объяснено как необходимостью силлабо-тонического построения песенного текста, так и коннотацией данных прилагательных («неуклюжих» - отрицательная коннотация, «ловких» - контекстуальный антоним со сравнительно положительным значением; возможно также обратное прочтение, когда «ловкие руки» станут негативными относительно рук «неуклюжих»):

Иди сюда, Иди сюда,

иди на перекресток иди на перекресток

моих больших моих больших

и неуклюжих рук. и ловких рук.

По тем же причинам «Сансара» убирает «когда-нибудь» из последнего предложения. Изъятие из текста неопределенного местоимения добавляет лирическому субъекту уверенности в своих силах.

Я все равно Я все равно

тебя тебя

когда-нибудь возьму -

возьму - одну

одну или вдвоем с Парижем

или вдвоем с Парижем.

Заключительная строка повторяется несколько раз, что дает возможность плавно завершить песню и помогает вербальному и музыкальному финалам соотнестись - на постепенно затихающую музыку ложится затихающее повторение последней строки.

В манере исполнения следует отметить специфический, словно приглушенный голос певца с увулярным «р», сопровождаемый «булькающими» звуками. Солист «Сансары» Александр Гагарин постарался войти в роль лирического субъекта Маяковского, спеть эмоционально и проникновенно. Увеличением громкости голоса выделены следующие моменты:

1) Пять часов,

и с этих пор

стих

дремучий бор,

вымер

город заселенный,

слышу лишь

свисточный спор

поездов до Барселоны.

2) Ревность,

жены,

слезы...

ну их!

На наш взгляд, именно на эти строфы в стихотворении Маяковского приходится так называемый «крик души» лирического субъекта; если на протяжении текста он обращается к героине (на что указывают местоимения «ты», «вы»), то эти строки как бы констатируют его внутреннее состояние. В итоге лирический субъект «Сансары» отличается от лирического субъекта Маяковского. Он более уверен в себе, приближен к современной реальности, эмоционален, в нем меньше резкости.

Если у «Сансары» мы наблюдаем множество черт, позволяющих по-новому интерпретировать исходный текст, то вторая рассмотренная нами группа - «Сплин» - обращается с текстом Маяковского более строго, бережно. «Сплин» исполняет песню «Маяк» на стихотворение «Лиличка! (Вместо письма)». Трек выходит сначала в альбоме 2007 года «Раздвоение личности», и только потом, в 2008 году, на втором диске проекта «Живой Маяковский». Группа взяла для песни заголовок, отсылающий нас к фамилии Маяковского - напомним, что сам Владимир Владимирович обыгрывал ее в названии книги «Эта книжечка моя про моря и про маяк».

В песне «Сплин» оставляет исходный текст без изменений, употребляя лишь «давай простимся сейчас» вместо «дай простимся сейчас». Это обусловлено тем, что песенный текст в силу своей специфики предполагает строгую силлабо-тоническую систему, музыкальный ритм требует более метризованного текста, тогда как в стихотворном тексте могут наблюдаться отступления от определенной системы размеров.

Однако в интерпретации «Сплина» все же есть любопытные моменты. Так, песня содержит проигрыш, разделяющий текст на неравные части: вторая часть начинается со строк «Если быка трудом уморят...». Мы можем предположить, что эти две части вступают друг с другом в диалогические отношения. Первая часть описывает чувства лирического субъекта в определенном пространстве (комната, улица) в настоящий момент, вторая же более глобальна, в ней чувства лирического субъекта к героине обобщены, сравнения достигают мирового масштаба (любовь - море, любовь -солнце).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если у «Сансары» мы наблюдали периодические усиления громкости голоса, смену интонации, эмоциональность исполнения, то Александр Ва-

сильев исполняет «Маяк» практически без эмоций, с ровной интонацией на протяжении всей песни. Почти то же самое происходит и с мелодией: у группы «Сансара» мелодия более разнообразна, соответствует изменениям в голосе исполнителя, у группы «Сплин» циклично повторяются одни и те же аккорды. Из этого может следовать, что «Сплин» своим «монотонным» исполнением дает своим слушателям большую свободу для понимания песни, возможность трактовать чувства лирического субъекта по своему усмотрению, в то время как в «Письме Татьяне Яковлевой» «Сансара» голосом задает характер лирического субъекта и тем самым суживает понимание и редуцирует потенциальное обилие возможных интерпретаций.

Мы рассмотрели два случая использования рок-исполнителями текстов классической литературы. И «Сансара», и «Сплин» обращаются к одному источнику - к любовной лирике Владимира Маяковского. При этом обе группы корректируют мысли предшественника через свое собственное мироощущение. Так, группа «Сансара» несколько вольно обращается с источником, немного изменяя текст, однако сохраняет и даже усиливает за счет специфики исполнения присущую Маяковскому эмоциональность. Группа «Сплин» передает текст почти без изменений, предлагая слушателям самим размышлять о смысле песни и вкладывать в нее собственные эмоции. Несмотря на то, что «Сансара» и «Сплин» обладают разной музыкальной репутацией и по-разному подходят к интерпретации классического текста, и той, и другой группе удалось «оживить» стихи Маяковского, актуализировать их для современности, вложить новые смыслы, и в итоге передать слушателям как свои чувства и мысли, так и мысли и чувства поэта; Причем свое мироощущение передается при помощи поэзии Маяковского, а мироощущение поэта-предшественника -при помощи музыки и исполнения, то есть при помощи своего мироощущения.

Ко всему сказанному добавим еще одну идею: рассмотренный нами материал позволяет очертить границы использования текстов Владимира Маяковского современной музыкальной культурой - к его поэзии обращается прежде всего рок-культура. Позволим себе предположить, что этот факт характеризует и современное состояние русского рока, и, пусть это не покажется странным, художественный мир Маяковского.

1 Маяковский Владимир Владимирович [Электронный ресурс]: Электронная статья // Библиотека поэзии: сайт / Владимир Маяковский. Режим доступа: http://mayakovskiy.ouc.ru/

2 Флейта и рояль [Электронный ресурс] // Александр Градский: неофициальный сайт. Режим доступа: http://www. gradsky. com/d09. shtml.

3 Идея проекта «Маяковский. Трибьют» [Электронный ресурс] // Live radio: сайт. Режим доступа: http://www.live-radio.ru/project/mayak/idea.html.

© Н.М. Матвеева, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.