Научная статья на тему 'ПОЕЗДКА Б. П. МАНСУРОВА НА ВОСТОК В 1856-1857 ГОДАХ'

ПОЕЗДКА Б. П. МАНСУРОВА НА ВОСТОК В 1856-1857 ГОДАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ ПАЛЕСТИНА / ПАЛОМНИКИ / ИЕРУСАЛИМ / МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ / МОРСКОЕ МИНИСТЕРСТВО / КОМАНДИРОВКА / ОТЧЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кондаков Ю. Е., Федотьев Д. С.

Рассматривается деятельность чиновника Морского министерства Б. П. Мансурова, отправленного в 1856 году великим князем Константином Николаевичем на турецкий Восток с целью составления путеводителя для паломников и сбора информации об их положении в Палестине. Актуальность исследования обусловлена тем, что деятельность Мансурова положила начало строительству инфраструктуры для российских паломников, получившей название Русская Палестина. Материалом для исследования являются три отчета Мансурова. Показано, что первый отчет был продиктован соперничеством великого князя Константина Николаевича с главой Министерства иностранных дел А. М. Горчаковым. Уделяется внимание второму варианту отчета, переданному императору и министрам, в котором критика МИД была сглажена. Особое внимание обращено на то, что под влиянием Горчакова из третьего варианта отчета, разосланного уже высшим чиновникам, Мансуров постарался удалить заметки о наиболее острых политических проблемах. Доказано, что отчет Мансурова получил широкий резонанс и стал предметом обсуждения Комитета министров. Рассматривается вопрос о дальнейшей судьбе доклада Мансурова, изданном в виде книги под названием «Православные поклонники в Палестине», которая должна была привлечь внимание к проблеме паломников и помочь собрать средства для помощи им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

B. P. MANSUROV’S TRIP TO EAST IN 1856-1857

The article deals with the activities of the official of the Maritime Ministry B. P. Mansurov, sent in 1856 by Grand Duke Konstantin Nikolayevich to the Turkish East in order to compile a guide for pilgrims and collect information about their situation in Palestine. The relevance of the study is due to the fact that Mansurov's activities marked the beginning of the construction of infrastructure for Russian pilgrims, called ‘Russian Palestine’. The material for the study are three reports by Mansurov. It is shown that the first report was dictated by the rivalry between the Grand Duke Konstantin Nikolayevich and the head of the Ministry of Foreign Affairs A. M. Gorchakov. Attention is paid to the second version of the report, handed over to the emperor and ministers, in which criticism of the Foreign Ministry was smoothed over. Particular attention is paid to the fact that, under the influence of Gorchakov, Mansurov tried to remove the most acute political problems from the third version of the report, which was already sent to senior officials. It is proved that Mansurov’s report received a wide response and became the subject of consideration by the Committee of Ministers. The issue of the further fate of Mansurov’s report, published in the form of a book entitled “Orthodox worshipers in Palestine”, which was supposed to draw attention to the problem of pilgrims and raise funds to help them, is considered.

Текст научной работы на тему «ПОЕЗДКА Б. П. МАНСУРОВА НА ВОСТОК В 1856-1857 ГОДАХ»



Кондаков Ю. Е. Поездка Б. П. Мансурова на Восток в 1856—1857 годах / Ю. Е. Кондаков, Д. С. Федотьев // Научный диалог. — 2022. — Т. 11. — № 4. — С. 433—450. — DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-4-433-450.

Kondakov, Yu. E., Fedotiev, D. S. (2022). B. P. Mansurov's Trip to East in 1856—1857. Nauchnyi dialog, 11(4): 433-450. DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-4-433-450. (In Russ.).

web of science erihjuk

l l r i с h 's periodicals directory...

_

Журнал включен в Перечень ВАК

DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-4-433-450

Поездка Б. П. Мансурова B. P. Mansurov's Trip

на Восток в 1856— to East in 1856—1857

1857 годах

Кондаков Юрий Евгеньевич Yury E. Kondakov

orcid.org/0000-0002-9284-3632 orcid.org/0000-0002-9284-3632

доктор исторических наук, доцент Doctor of History, Associate Professor

профессор кафедры истории Professor, Department of History

yura.kondakov.67@mail.ru yura.kondakov.67@mail.ru

Федотьев Дмитрий Сергеевич Dmitry S. Fedotiev

orcid.org/0000-0001-9216-4894 orcid.org/0000-0001-9216-4894

ассистент кафедры истории Assistant, Department of History

fedotieff@inbox.ru fedotieff@inbox.ru

Российский государственный The Herzen State Pedagogical

педагогический университет University of Russia

им. А. И. Герцена (St. Petersburg, Russia)

(Санкт-Петербург, Россия)

Благодарности: Acknowledgments:

Исследование выполнено The reported study was funded

при финансовой поддержке by the Russian Foundation

Российского фонда for Basic Research,

фундаментальных исследований, project number 20-09-41001

проект № 20-09-41001

© Кондаков Ю. Е., Федотьев Д. С., 2022

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ Аннотация:

Рассматривается деятельность чиновника Морского министерства Б. П. Мансурова, отправленного в 1856 году великим князем Константином Николаевичем на турецкий Восток с целью составления путеводителя для паломников и сбора информации об их положении в Палестине. Актуальность исследования обусловлена тем, что деятельность Мансурова положила начало строительству инфраструктуры для российских паломников, получившей название Русская Палестина. Материалом для исследования являются три отчета Мансурова. Показано, что первый отчет был продиктован соперничеством великого князя Константина Николаевича с главой Министерства иностранных дел А. М. Горчаковым. Уделяется внимание второму варианту отчета, переданному императору и министрам, в котором критика МИД была сглажена. Особое внимание обращено на то, что под влиянием Горчакова из третьего варианта отчета, разосланного уже высшим чиновникам, Мансуров постарался удалить заметки о наиболее острых политических проблемах. Доказано, что отчет Мансурова получил широкий резонанс и стал предметом обсуждения Комитета министров. Рассматривается вопрос о дальнейшей судьбе доклада Мансурова, изданном в виде книги под названием «Православные поклонники в Палестине», которая должна была привлечь внимание к проблеме паломников и помочь собрать средства для помощи им.

Ключевые слова:

Русская Палестина; паломники; Иерусалим; Министерство иностранных дел; Морское министерство; командировка; отчет.

ORIGINAL ARTICLES

Abstract:

The article deals with the activities of the official of the Maritime Ministry B. P. Man-surov, sent in 1856 by Grand Duke Konstantin Nikolayevich to the Turkish East in order to compile a guide for pilgrims and collect information about their situation in Palestine. The relevance of the study is due to the fact that Mansurov's activities marked the beginning of the construction of infrastructure for Russian pilgrims, called 'Russian Palestine'. The material for the study are three reports by Mansurov. It is shown that the first report was dictated by the rivalry between the Grand Duke Konstantin Nikolayevich and the head of the Ministry of Foreign Affairs A. M. Gorchakov. Attention is paid to the second version of the report, handed over to the emperor and ministers, in which criticism of the Foreign Ministry was smoothed over. Particular attention is paid to the fact that, under the influence of Gorchakov, Man-surov tried to remove the most acute political problems from the third version of the report, which was already sent to senior officials. It is proved that Mansurov's report received a wide response and became the subject of consideration by the Committee of Ministers. The issue of the further fate of Mansurov's report, published in the form of a book entitled "Orthodox worshipers in Palestine", which was supposed to draw attention to the problem of pilgrims and raise funds to help them, is considered.

Key words:

Russian Palestine; pilgrims; Jerusalem; Ministry of Foreign Affairs; Maritime Ministry; business trip; report.

УДК 929Мансуров+94:327(47:394.5+569.1/.3)"1856/1857"

Поездка Б. П. Мансурова на Восток в 1856—1857 годах

© Кондаков Ю. Е., Федотьев Д. С., 2022

1. Введение = Introduction

Название Русской Палестины получили участки земли и здания, приобретенные Российской империей в XIX — начале XX веков в Палестине, Сирии и Ливане (территории Османской империи). В начале XIX века в Палестине, а в особенности в Иерусалиме, разными путями приобретали недвижимую собственность католики и протестанты. Они основывали монастыри, больницы и училища для арабских детей. Приобретённая собственность использовалась в продвижении и распространении в Палестине католической и протестантской религиозных доктрин. Недвижимость в портах Палестины приобретали пароходные компании: французская Messageries Impériales (основана в 1851 году) и австрийская Österreichischer Lloyd (основана в 1833 году). Среди пассажиров, перевозимых этими компаниями в Палестину, большинство составляли паломники православного вероисповедания.

Российская дипломатия обратила внимание на активизацию в Палестине католической и протестантской пропаганды. Для сбора сведений в Иерусалим в 1847 году была направлена первая Духовная Миссия. Она располагалась в доме, предоставленном Иерусалимским патриархом. Духовная Миссия вынуждена была оставить Палестину с началом Крымской войны.

Первый этап приобретения Российской империей собственности в Палестине начался после учреждения Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ) в 1856 году. В качестве «агента» общества на Восток был отправлен чиновник Морского министерства Б. П. Мансуров. В 1857 году МИД и Св. Синод приняли решение об учреждении второй Духовной миссии в Иерусалиме. В начале 1858 года в Иерусалим прибыл глава Духовной Миссии епископ Кирилл (Наумов), имевший в числе задач и приобретение земельной собственности. В 1857 году состоялась первая покупка собственности в Иерусалиме подданным Российской империи. Предположительно с целью перепродать участок казне в Иерусалиме собственность приобрел коллекционер граф Н. А. Кушелев-Безбородко (1834—1862).

После приезда российского епископа в Иерусалим выяснилось, что его деятельность на территории Иерусалимского патриарха канонически незаконна. В 1859 году дело приобретения земель в российскую собственность

в Палестине было передано в ведение Палестинского комитета. К этому времени государство выкупило участок в Иерусалиме у Кушелев-Безбо-родко, а у Яффских ворот за чертой города был приобретён большой земельный участок (один из первых жилых участков вблизи города). После посещения великим князем Константином Николаевичем Иерусалима весной 1859 года турецкое правительство передало России участок, смежный с участком у Яффских ворот. Там началось строительство инфраструктуры для паломников и здания для Духовной Миссии. Расчистка участка в Иерусалиме привела к обнаружению развалин базилики императора Константина и «Порога Судных Врат». Параллельно частично в аренду, частично в собственность приобретались здания и участки в портах для инфраструктуры РОПиТ.

Следующие этапы покупки недвижимости в Палестине были связаны с деятельностью главы Духовной Миссии архимандрита Антонина (А. И. Капустина, 1817—1894) и открывшимся в 1882 году Императорским православным палестинским обществом (ИППО, почетное название «Императорское» присвоено в 1889 году). Перед революцией размер земель Русской Палестины достигал 235 000 м2, оценивался почти в 2 000 000 руб. На российских участках было построено 8 храмов и часовен, 2 женских монастыря, 5 больниц, 7 гостиниц для паломников и 101 учебное заведение для православных арабов. В 1964 году в рамках так называемой «Апельсиновой сделки» 22 объекта Русской Палестины общей площадью 167 000 м2 за 4 500 000 долларов СССР продал Израилю. При этом некоторые объекты остались в собственности СССР. Уже в XXI веке восстановленное Императорское православное палестинское общество вернуло в российскую собственность некоторые объекты Русской Палестины, за другие продолжается борьба.

Инициатором покупки земельных участков в Иерусалиме и начала строительства Русской Палестины выступил великий князь Константин Николаевич. Главным исполнителем его воли стал Б. П. Мансуров. Отчет Мансурова о первой командировке на Восток запустил бюрократическую машину и повлек за собой решения о приобретении недвижимости, строительстве и источниках финансирования инфраструктуры для паломников.

2. Материал, методы, обзор = Material, Methods, Review

В статье рассматривается период принятия решений о строительстве Русской Палестины. В это время собирались сведения о ситуации на Турецком Востоке. Оценивалось количество российских паломников, условия их проживания, успехи в Палестине католиков и протестантов, деятельность французской и австрийской пароходных компаний. Эти све-

дения предоставляли российские консулы на Востоке, а также командированный Морским министерством Б. П. Мансуров.

Командировка Мансурова на Восток и его отчет о ней упоминается во всех трудах о строительстве Русской Палестины и в биографических исследованиях, посвященных Мансурову [Алленов, 2019, с. 292—298; Барышников, 2021, с. 71—82; Гравин, 2019, с. 252—257; Ермакова, 2012, с. 59; Кондаков, 2022, с. 237—247; Лисовой, 2006, с. 109—110; Смирнова, 2011, с. 369; Ямилинец, 2003, с. 89—90]. Наиболее подробно командировку Мансурова и составление отчета рассматривал К. А. Вах в главах «Секретная записка Бориса Павловича Мансурова» и «Судьба книги Православные поклонники в Палестине» [Вах, 2012а, с. 22—45]. Затрагивался отчет Мансурова и в других публикациях исследователя [Вах, 2010, с. 87—96; Вах, 2012б, с. 22; Вах, 2012в, с. 156—191; Вах, 2014, с. 9—15].

Особенностью этого исследования является использование новых источников, повествующих о начале Русской Палестины. Они обнаружены в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном историческом архиве (РГИА), Российском государственном архиве Военно-морского флота (РГАВМФ) и Государственном архиве Тамбовской области (ГАТО). В РГИА хранится дело, где собраны документы РОПиТ об организации Восточной линии. Некоторые из них уже были введены в научный оборот в предыдущих публикациях [Кондаков, 2021а, с. 129—139; Кондаков, 2021б, с. 342—364]. Из РГАВМФ использованы документы по подготовке командировки Б. П. Мансурова на Восток 1856—1857 годов. Некоторые из них (указ о командировке великого князя Константина Николаевича, инструкция Мансурову) уже упоминались в научных публикациях, другие будут впервые введены в научный оборот. Документы архива Мансурова из ГАТО и ГАРФ позволяют значительно дополнить и прояснить ситуацию, в которой принималось решение о строительстве Русской Палестины. Анализ материалов позволил подготовить подробный обзор истории составления отчета Мансурова о своей первой командировке на Восток и проследить дальнейшую судьбу этого отчета.

Вводимые в научный оборот в этой статье документы архива Б. П. Мансурова из ГАТО меняют представление о подготовке первого отчета. Черновой вариант отчета не был использован и сохранился только в архиве. Его содержание и структура принципиально отличаются от отчета, поданного императору. В фондах Российской национальной библиотеки (РНБ) удалось выявить два печатных варианта первого отчета Мансурова и книгу, составленную на их основании. В статье дается сравнительный анализ разных вариантов отчетов. Из РГАВМФ в научный оборот вводятся документы, позволяющие проследить судьбу издания книги «Православные

поклонники в Палестине». Они свидетельствуют о том, что книга не только должна была привлечь внимание к проблеме паломников, но и служить задаче сбора средств её продажей.

3. Результаты и обсуждение = Results and Discussion

3.1. Командировка Б. П. Мансурова в Палестину

В 1856 году с целью компенсировать потерю Черноморского флота и составить конкуренцию Франции и Австрии в России было учреждено РОПиТ. Одним из главных акционеров пароходства стал брат императора, глава Морского министерства великий князь Константин Николаевич (1827—1892). Он был лично заинтересован в загруженности линий нового пароходства. С целью сбора информации на Восток в 1856 году был отправлен чиновник Морского министерства Б. П. Мансуров. Дополнительной задачей для Мансурова было составление путеводителя для паломников по образцу европейских путеводителей с целью привлечь пассажиров на пароходы РОПиТ. Эти задачи отразились в указе великого князя 5 ноября 1856 года о направлении в командировку Мансурова под видом частного путешественника [РГАВМФ, ф. 40, оп. 2, д. 1369, л. 3—4]. Указ великого князя о командировке Мансурова и инструкция были опубликованы К. А. Вахом [Вах, 2014, с. 33—35]. Мансурову для составления путеводителя предписывалось приобрести в Вене все возможные печатные материалы. Он должен был соблюдать строгое инкогнито и избегать посылать сообщения официальным путем. Через послов и консулов он имел право отправлять сообщения прямо великому князю и мог вернуться в Россию, не запрашивая на то разрешения [Там же, с. 7—8]. По приказанию великого князя в паспорт Мансурова было вписано: «Ст. Сов. Мансуров уволен за границу на два года» [Там же, с. 12]. Лишь 26 мая / 7 июня 1857 года сроки командировки великим князем были уточнены: Мансурову предписывалось возвратиться в Петербург к 1 декабря [Там же, с. 13].

Первый период поездки Мансурова был посвящен составлению путеводителя по Святой Земле. 23 марта 1857 года глава МИД А. М. Горчаков подал доклад императору, где предлагал отправить в Иерусалим вторую Духовную Миссию. К докладу прилагалась инструкция Духовной Миссии из 16 пунктов. Горчаков ставил задачу усиления российского влияния на Востоке при помощи церковных структур. Предлагалось бороться с католической и протестантской пропагандой, опираясь на славянский и арабский элементы. Горчаков критиковал греческое духовенство, не справляющееся с миссией защиты православия. Великому князю Константину Николаевичу было необходимо отстоять свой проект проникновения на Восток. Мансуров получил новое задание — написать критический раз-

бор деятельности первой Духовной Миссии и инструкции второй Духовной Миссии. На инструкции Духовной Миссии, хранящейся в архиве Мансурова, стоит его подпись о том, что она получена в Константинополе 27 апреля 1857 года [ГАТО, ф. 972, оп. 1, д. 122, л. 7].

Конкретные сроки выполнения задания великого князя упоминались в письмах Мансурова отцу. 12/24 мая Мансуров писал: «Я был бы очень рад всем изменениям, которые претерпели мои планы, если бы содержание твоего письма, дорогой папа, не давало почву для недоумения или, как минимум, для противоречивых толкований. В нем сказано, что я могу остаться за границей, где пожелаю, до ноября и что не будет ничего страшного, если я навещу тебя в Париже, когда моя работа уже будет завершена и напечатана» [Вах, 2014, с. 162]. В это время Мансуров писал и Головни-ну: «1) Напечатание моей работы потребует моего присутствия в Санкт-Петербурге, как минимум, на два или три месяца; 2) Мое присутствие будет необходимо для представления моего отчета и получения многих вещей, которые я могу вынести на рассмотрение» [Там же, с. 163]. В этом письме впервые разделяются путеводитель, который составлял Мансуров, и отчет, который он должен был представить по возвращении. 29 мая / 10 июня 1857 года Головнин писал отцу Мансурова: «Великий князь разрешает ему вернуться в Петербург к 1—13 декабря через Париж, с тем чтобы он привез работу свою оконченною. Мне кажется, что по обилию ученых пособий нигде лучше Парижа он не может это сделать» [ГАРФ, ф. 990, оп. 1, д. 225, л. 8] (орфография и пунктуация источников сохранена).

Как и планировал Мансуров, два месяца он провел в Париже и 10 декабря вернулся в Петербург. В письме отцу он сообщал, что за три дня встретился с великим князем Константином Николаевичем, А. В. Головни-ным и Обуховыми. Мансуров сообщал, что ему решено присвоить чин действительного статского советника (присвоен только в апреле 1858 года). До этого он ожидал, что «разразится гроза, когда прочитают то, что тебе известно» [Вах, 2014, с. 183]. Все известные отцу обстоятельства Мансуров просил держать в тайне. По его словам, предполагалось следующее: «Дней через десять мой труд будет представлен уполномоченному лицу и будет обсуждаться подробнейшим образом многими как снисходительными, так и строгими особами» [Там же, с. 189]. В это время Мансуров уже знал о предстоящей в марте командировке в Палестину. Он ожидал, что может провести на Востоке несколько лет.

17 декабря Мансуров извещал отца о том, что через 10 дней его «труд» будет пущен в дело, и действительно — 27 декабря великий князь Кон -стантин Николаевич начал рассылку напечатанного доклада Мансурова заинтересованным лицам. Надо полагать, что 10 дней, о которых писал

Мансуров, ушло на типографскую печать. Проследить судьбу книги и отчета Мансурова позволяют ранее неизвестные документы из его архива.

3.2. История отчета Б. П. Мансурова о командировке в Палестину

Документы архива Мансурова в ГАТО показывают, что он справился со всеми заданиями великого князя. По итогам командировки на Восток им было составлено несколько документов. Это путеводитель, который было решено не публиковать. Как приложение к путеводителю выступали разбор деятельности первой Духовной Миссии в Иерусалиме и критический разбор инструкции второй Духовной Миссии. Эти три документа Мансуров назвал «Оригинал моей книги» (написано Мансуровым на обложке дела).

Первая рукописная книга Мансурова датирована 15 декабря 1857 года. Она имеет очень мало общего с позднее напечатанным докладом. Рукопись состоит из четырех частей: 1. Разбор деятельности первой Духовной Миссии (Л. 11—54), 2. Описание Русского поклонничества в Палестине (Л. 55—101), 3. Разбор инструкции данной ныне второй Духовной Миссии (Л. 102—193), 4. Без названия и номера части (Л. 194—198 «Заключение»). Вторая часть рукописи и является тем путеводителем по Палестине, который должен был составить Мансуров. В ней присутствует очень мягкая критика греческого духовенства и указания на конкурирующую с православием латинскую и протестантскую пропаганду. Дается краткая негативная оценка деятельности российского МИД. Принципиальным отличием первого варианта книги от последующего доклада и изданного труда является отсутствие упоминаний РОПиТ и политических планов.

В архиве Мансурова сохранилось несколько рукописных вариантов его доклада и следы работы над ним. Пока не обнаружены отчеты Мансурова, которые он посылал из Палестины руководству Морского министерства, но из переписки с отцом видно, что он собирал материалы по политическому положению и готовил инструкцию для РОПиТ. Все это отразилось в тексте доклада. Рукописи показывают, что доклад готовили в спешке, составляя его из уже готовых блоков (возможно, текстов отдельных сообщений Мансурова из Палестины). Рукопись не имела глав, а разделы — названий. Еще в большей спешке проходила печать. Рукопись была разделена по нескольку страниц, и их набирали разные наборщики. Их имена вписаны на полях карандашом: Емельянов, Хохлов, Кондратьев, Богданов, Авдеев, Грибов, Васильев, Усов, Семенов, Пенкин, Драгон, Харитонов, Алексеев, Н. Иванов [ГАТО, ф. 972, оп. 1, д. 122, л. 351—410]. В черновиках рукописи нет разделения на части. В первом варианте целый ряд вставок на полях, которые затем вошли в печатный текст. Ряд блоков обозначен в тексте шифрами для позднейшей вставки. Они были вставлены в печатный текст. Первый печатный вариант был изъят у лиц, которым произведена рассылка, и еще

раз переработан. Из него были удалены блоки, не устроившие А. М. Горчакова. Два удаленных блока сохранились в архиве Мансурова: страницы 94—107 в печатном варианте [ГАТО, ф. 972, оп. 1, д. 123, л. 8—16] и 14 рукописных страниц под заголовком «Выброшенная часть из пространной записки» [ГАТО, ф. 972, оп. 1, д. 122, л. 468—467].

Принципиальным отличием текста доклада от рукописи книги было то, что, кроме критики, давались и конкретные рекомендации в отношении того, как изменить ситуацию на Востоке в пользу России. По сути, это и был «Иерусалимской проект» (термин введен К. А. Вахом) Мансурова. Очевидно, что этот план проходил несколько этапов обсуждения в окружении великого князя. К сожалению, следов этих обсуждений пока не обнаружено.

Печатный текст первого варианта доклада Мансурова удалось обнаружить в фондах РНБ. Это переплетенная книга объемом 209 страниц (включая четыре чистые страницы между разделами). На корешке переплета вытеснено золотой краской: «Мансуров — Православные поклонники в Палестине». Других сведений об издании в книге нет. Первые три страницы доклада и изданной одноименной книги совпадали. В докладе не было явного деления на части, но смысловое деление присутствовало. Первые 20 страниц составляло историческое описание положения русских паломников в Палестине. Дальше шел рассказ о современном положении паломников (с. 23—38). Следующий раздел был посвящен учреждению и деятельности первой Духовной миссии (с. 39—57). Затем рассказ о деятельности католиков и протестантов в Палестине (с. 58—87), инструкция второй Духовной Миссии и её критика (с. 89—109), несколько страниц о неуместности издания путеводителя, пока быт паломников не устроен, описание коммерческих и политических выгод деятельности РОПиТ (с. 110—118). В разных частях книги присутствовала критика греческого духовенства и описание положения православных арабов. Заключительный раздел состоял из трех озаглавленных римскими цифрами частей. Он содержал наиболее важный материал, выводы и рекомендации.

В заключении отчета Мансурова находится раздел «Предполагаемые меры», состоящий из 19 пунктов. Это и была практическая программа «Иерусалимского проекта» [Кондаков, 2021, с. 348]. Этими 19 пунктами заканчивается черновой вариант рукописи Мансурова [ГАТО, ф. 972, оп. 1, д. 122, л. 397—410]. На полях печатного доклада были многочисленные карандашные пометки. Судя по содержанию, они принадлежали архимандриту Порфирию (Успенскому). Ему были вручены два экземпляра первого варианта печатного доклада великим князем Константином Николаевичем и Мансуровым. В воспоминаниях архимандрита цитировались отрывки доклада и пересказывалась история его написания. Из первого варианта

доклада Мансурова Порфирий цитировал инструкцию второй Духовной Миссии, которая из второго варианта доклада была удалена [Успенский, 1901, с. 141—142]. Надо полагать, что один из экземпляров доклада, переданных Порфирию, и попал в фонд РНБ.

Документы ГАТО фиксируют дату рассылки доклада Мансурова и список лиц, получивших его. 27 декабря 1857 года великий князь Константин Николаевич разослал доклад Мансурова высшим чиновникам империи с сопроводительной запиской: «При учреждении Русского общества Пароходства и торговли в Черном море имелась в виду, кроме пользы собственно торговой и промышленной, еще другая высшая цель, состоящая в содействии Общества коренному русскому православному населению Империи для удовлетворения духовной потребности онаго... Посему, дабы оказать и в этом отношении Пароходному Обществу всевозможное содействие, командирован был Мною, с Высочайшего разрешения в Палестину, для собрания всех необходимых Обществу предварительных сведений, Ст. Сов. Мансуров, который неоднократно с отличным успехом исполнял возлагаемые на него весьма важные поручения. Ныне Ст. Сов. Мансуров, возвратясь из Иерусалима, представил Мне собранные им по сему предмету сведения, предположения свои» [ГАТО, ф. 972, оп. 1, д. 123, л. 2—4]. Аналогичный экземпляр записки, адресованный митрополиту московскому Филарету (Дроздову), сохранился в РГИА [РГИА, ф. 832, оп. 1, д. 117, л. 18—19]. В записке сообщалось, что она передается для библиотек особ, которым она адресована. Никаких упоминаний секретности при рассылке доклада не было.

В списке рассылки были 35 персон: Великий князь Михаил Николаевич; Принц П. Г. Ольденбургский, Митрополит Московский Филарет; Митрополит Петербургский Григорий, Протопресвитер Баженов; Князь

A. Н. Барятинском, Граф П. Д. Киселев, Граф А. Д. Гурьев, Князь П. П. Гагарин, Граф Г. Г. Строгонов, Н. Н. Муравьев, А. Н. Философов, А. Л. Гоф -ман, Н. Н. Бахтин, Барон М. А. Корф, А. С. Норов, К. В. Чевкин, Великая княгиня Елена Павловна, Архимандрит Парфирий, С. С. Ланской, Н. О. Су-хозанет, Ф. П. Прянишников, Ф. Н. Груннов, Ф. П. Литке, Н. М. Толстой, Я. Н. Ростовцов, П. Ф. Брок, Н. Н. Анненков, В. П. Галабин, Барон А. Ф. Буд-берг, Граф В. Ф. Адлерберг, Д. Н. Блудов, В. Н. Панин, Князь А. Ф. Орлов,

B. А. Долгоруков. Отмечалось, что П. Д. Киселеву, Великой княгине Елене Павловне, Ф. Н. Груннову, В. П. Галабину, А. Ф. Будбергу доклад отправлен не был (такая отметка стоит напротив их имен в документе).

С отдельным письмом доклад был отправлен А. М. Горчакову. Великий князь просил главу МИД прислать ему свои соображения по поводу доклада. По пять экземпляров доклада было отправлено обер-прокурору Св. Синода А. П. Толстому и в РОПиТ. Их также просили дать отзыв

[ГАТО, ф. 972, оп. 1, д. 123, л. 3]. 29 декабря 1857 года Горчаков прислал великому князю развернутый ответ. Его замечания вызвала «вторая часть записки», в первую очередь относящаяся к деятельности второй Духовной Миссии. Горчаков просил засекретить содержание доклада. Часть ответа была посвящена оправданию инструкции Духовной Миссии. Горчаков сомневался, стоит ли передавать эти вопросы на рассмотрение Комитета министров [ГАТО, ф. 972, оп. 1, д. 123, л. 5].

К записке были приложены замечания Горчакова на доклад Мансурова, состоявшие из 36 пунктов. Большая часть замечаний выглядели как оправдание и относились к инструкции второй Духовной Миссии. По всем финансовым вопросам доклада Горчаков предлагал консультироваться с Министерством финансов. Выяснялось, что он и сам планировал организацию русских учреждений на Востоке на средства «пожертвования Русского благоговения». Опять упоминалась недопустимость обнародования доклада. Горчаков утверждал, что необходимо жить в мире с греческим духовенством и «с первого шага не стать его противником, что последовало бы необходимо при малейшей гласности мнения автора» [ГАТО, ф. 972, оп. 1, д. 123, л. 24— 29]. План из 19 пунктов Мансурова у Горчакова возражений не вызвал.

Часть лиц, получивших записку, успели ознакомиться с ней и даже прислать благодарность великому князю (П. Г. Ольденбургский, Я. Н. Ростовцев, С. С. Ланской) [Там же, л. 18—21]. Получив замечания Горчакова, великий князь приказал вернуть доклад и удалить из него опасные места. 30 декабря Головнин просил РОПиТ возвратить экземпляры записки Мансурова «для некоторых необходимых изменений» [РГИА, ф. 107, оп. 1, д. 43, л. 5]. Доклад был изъят и у большей части лиц, которым был разослан. В списке рассылки митрополит Филарет, архимандрит Порфирий и обер-прокурор Н. М. Толстой отмечены крестами, надо полагать, что им были оставлены оригиналы доклада.

В архиве Мансурова сохранился список лиц, которым 1 февраля 1858 года был разослал исправленный доклад, — 67 человек. О том, что текст доклада не являлся секретом, свидетельствует отметка о том, что по пять экземпляров было отправлено в библиотеку Гидрографического департамента Морского министерства и библиотеку великого князя, три экземпляра в императорскую библиотеку [ГАТО, ф. 972, оп. 1, д. 123, л. 39—40]. 16 марта 1858 года Головнин сообщал Мансурову о том, что обер-прокурор Св. Синода разослал по одному экземпляру его исправленного доклада всем епархиальным архиереям. Они получили и по семь экземпляров статьи министра просвещения А. С. Норова, такое же количество статей было отправлено губернаторам и предводителям дворянства (доклада Мансурова они не получили) [ГАРФ, ф. 990, оп. 1, д. 226, л. 14].

В РНБ второй вариант доклада Мансурова озаглавлен «Отчет о посещении Иерусалима и православных храмов» (СПб, 1858). Основной текст составлял 160 страниц и 42 страницы — четыре приложения. В пояснении в карточке каталога ошибочно указывалось, что доклад, за исключением нескольких экземпляров, был изъят из обращения. Второй вариант доклада был незначительно сокращен, его разделы немного изменены местами. Самым большим отличием от первой версии были четыре приложения, куда была перемещена часть содержания доклада.

Сравнение текста первой и второй версии доклада Мансурова доказывает, что изменения не носили принципиального характера. Единственным целиком удаленным разделом была инструкция второй Духовной Миссии [Мансуров, 1858, с. 90—107]. Были сглажены или удалены наиболее резкие политические высказывания. Небольшие изменения были на страницах первого варианта доклада: 45, 47, 75, 83, 109. Полностью был удален раздел инструкции второй Духовной Миссии (с. 90—107); страницы 86— 87, где шла речь о том, что Австрия может сделать ставку на русских раскольников и открыть для них храмы в Палестине; страница 127, где шла речь о том, что Россия должна вмешиваться в интересы Порты, защищая православных славян и арабов. Существенному редактированию подвергся блок из семи пунктов, в которых приводились примеры ситуаций в Палестине, которые могли бы быть разрешены при участии РОПиТ. Почти во все пункты внесены изменения, пункты 3—7 сокращены на несколько предложений. Удалены утверждения о необходимости усилить роль российских консулов на Востоке, расширить сеть агентов РОПиТ, в качестве поощрения агентам присваивать статус консула, о приобретении в Кон -стантинополе дома купца Кундури, открытии Духовной Миссии в Египте и учреждении русских представителей при восточных патриархах (с. 133— 141). Небольшие изменения внесены в пункты 12 и 13 плана Мансурова, состоящего из 19 пунктов. Два последних пункта удалены, и в заключении говорится о плане из 17 пунктов. В них речь шла о помощи православным арабам и взятии на содержание России греческого епископата. Заключение доклада сокращено на три страницы (с. 200—202). Удалено пространное рассуждение о том, что настало подходящее время для проведения на Востоке русских планов, надо быть эгоистами и любить самих себя.

3.3. Публикация книги Б. П. Мансурова «Православные поклонники в Палестине»

Новые документы, обнаруженные в архиве ГАВМФ, показывают, что пока шла работа по исправлению доклада, в печать была направлена книга «Православные поклонники в Палестине» (106 с.). Книга была разбита на главы: 1. О положении Русских поклонников в самом Иерусалиме; 2. О по-

клонниках вне Иерусалима; 3. О поклонничестве в Галилее и Назарете; 4. О латинской пропаганде в Палестине; 5. Об иноверческих Богоугодных заведениях на Востоке. 8 января 1858 года Инспекторский департамент Морского министерства отправлял в типографию своего министерства для напечатания книгу Мансурова. Сопровождающая записка гласила: «В следствии переданного Действительным Статским Советником Мансуровым приказания Его Императорского Высочества, Инспекторский департамент покорнейше просит Типографию, преимущественно перед прочими работами заняться с возможною скоростью печатанием доставленного Г. Мансуровым описания поклонничества и как скоро работа эта будет окончена Департамент уведомить» [РГАВМФ, ф. 384, оп. 1, д. 229, л. 57].

Книга Мансурова была издана в мягкой обложке, в виде брошюры, на дешёвой бумаге. В какой-то момент было решено, что она поступит в широкую продажу. Это нужно было, чтобы привлечь внимание российского общества к положению паломников. Другой задачей, как следует из документов, был сбор денег на помощь паломникам.

22 апреля 1858 года управляющий типографии Морского министерства запрашивал Головнина о разрешении напечатать 2000 экземпляров книги: «для продажи в пользу сих поклонников, с тем, чтобы из вырученных от продажи суммы уплачены были издержки за употребленную Типографи-ею на печатание этого сочинения бумагу и за комиссию книгопродавцам при продаже оного, а остальные уже деньги были употреблены по назначению» [Там же, л. 58]. Типография предлагала продавать книгу по 50 копеек, из них 5 к. уходило на бумагу и 10 к. в качестве комиссии продавцу. 35 к. планировали переводить в качестве пожертвования паломникам.

В архиве Мансурова сохранились составленные от имени великого князя списки рассылки уже следующего издания книги (4997 экз.). Указывалось, что она служит «дополнением к сообщенным статьям о положении православных поклонников в Палестине» [ГАТО, ф. 972, оп. 1, д. 123, л. 65]. Экземпляры новой книги отправлялись епархиальным архиереям, губернаторам, губернским предводителям дворянства, министрам и главам отдельных ведомств (всем по 3 экземпляра — 288 штук). 300 экз. обер-прокурору А. П. Толстому, 100 экз. Н. П. Мансурову, 28 экз. разным лицам от имени Б. П. Мансурова, 10 экз. в библиотеку великого князя. 4265 экз. отправлялось редактору журнала «Современник» Н. Н. Панаеву. В примечании к документу указывалось: «Панаеву посланы экземпляры эти для раздачи подписчикам на «Современник» в губерниях и с условием, что в каждом номере журнала будет возобновляться объявление о приеме пожертвований на улучшение быта паломников». В заключении документа указывалось, что в апреле 1858 года «его высочество

3 лееiss

разрешил типографии Морского министерства кроме этих экземпляров напечатать еще 2000 и продавать их любому желающему по 50 коп.» [Там же, л. 67]. Еще один документ 22 апреля 1858 года адресован обер-прокурору А. П. Толстому. От имени великого князя ему высылалось 300 экз. книги Мансурова для раздачи епархиальным архиереям [Там же, л. 64]. Сохранился рапорт казанского губернатора 19 мая 1858 года о получении книга Мансурова [Там же, л. 70]. В письме Мансурова Головнину 5 апреля 1858 года упоминается о том, что уже вышло третье издание его книги [ГАРФ, ф. 990, оп. 1, д. 226, л. 10].

Материалы типографии Морского министерства показывают, что идея заработать денег на помощь паломникам на продаже книги Мансурова провалилась. 10 сентября 1860 года типография докладывала, что по настоящее же время продано всего 72 экз. книги, за которые получено 40 р. 20 к. Начальник типографии предлагал: «Для ускорения продажи означенного сочинения г. Мансурова необходимо уменьшить цену, потому имею честь испросить разрешение Вашего Превосходительства продавать книгу эту по 25 копеек за экземпляр» [ГАВМФ, ф. 384, оп. 1, д. 229, л. 59].

4. Заключение = Conclusions

Документы свидетельствуют, что в конце 1856 года чиновник Морского министерства Мансуров по приказу великого князя Константина Николаевича был направлен в командировку в Палестину. Поездка была связана с подготовкой РОПиТ к открытию новой Восточной линии на Черном море. Мансуров должен был собрать сведения о положении в Палестине и составить путеводитель для паломников, чтобы привлечь их в качестве пассажиров нового российского пароходства. Миссия была секретной. После отъезда Мансурова на Восток политическая ситуация изменилась. МИД проявило инициативу и получило от императора разрешение на открытие в Иерусалиме второй Духовной миссии. С возникновением конкуренции МИД изменились и задачи Мансурова. Ему было поручено собрать материал и дать критический отзыв о палестинских проектах МИД.

Мансуров выполнил возложенные на него задачи. Он собрал большой материал и оформил его в виде книги и доклада. Книга состояла из двух блоков, посвященных первой и второй Духовным Миссиям, и обзора положения российских паломников в Палестине, который можно было использовать и в качестве путеводителя. Вероятно, уже по прибытии в Париж в ноябре 1857 года Мансуров получил распоряжение прекратить подготовку путеводителя. Собранные им материалы по истории Палестины, схемы, карты так и остались неиспользованными. Подготовленная им книга была в первую очередь направлена против проектов МИД.

В ходе обсуждений материалов, привезенных Мансуровым, великий князь принял решение. Он согласовал с императором планы по дальнейшему развитию РОПиТ. Теперь, когда опасность прямого противодействия МИД была решена, книга Мансурова не понадобилась. В срочном порядке был подготовлен и напечатан доклад Мансурова, содержавший целый ряд предложений о восстановлении влияния России на Востоке — «Иерусалимский проект». Доклад был разослан высшим чиновникам империи. У главы МИД доклад вызвал целый ряд замечаний. Первый текст доклада был отозван, и особенно острые политические сюжеты из него удалены. Переработанный вариант доклад разослан вновь уже более широкому кругу лиц и в некоторые библиотеки. Еще раз переработанный и сокращенный доклад превратился в книгу «Православные поклонники в Палестине». Это издание многократно переиздавалось, рассылалось и продавалось с целью привлечь пожертвования на дело помощи паломникам. Книга вызвала резонанс в российском обществе, но надежды, связанные с доходом от её продажи, не оправдались.

Источники и принятые сокращения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ГАРФ — Государственный архив Российской Федерации. Ф. 990. Оп. 1. Д. 225. Л. 8 ; Ф. 990. Оп. 1. Д. 226. Л. 10, 14.

2. ГАТО — Государственный архив Тамбовской области. Ф. 972. Оп. 1. Д. 122. Л. 7, 351—410, 467—468 ; Ф. 972. Оп. 1. Д. 123 Л. 2—70.

3. Мансуров Б. П. Отчет о посещении Иерусалима и православных храмов / Б. П. Мансуров. — Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1858. — 107 с.

4. РГАВМФ — Российский государственный архив Военно-Морского Флота. Ф. 40. Оп. 2. Д. 1369. Л. 3—4 ; Ф. 384. Оп. 1. Д. 229. Л. 57—59.

5. РГИА — Российский государственный исторический архив. Ф. 107. Оп. 1. Д. 43. Л. 5 ; Ф. 832. Оп. 1. Д. 117. Л. 18—19.

6. Успенский П. Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского / П. Успенский. — Санкт-Петербург : Типография В. Кирш-баума, 1901. — Т. VII. — 478 с.

Литература

1. Алленов А. Н. «Мансуровский проект» Русской Палестины (по материалам поездки 1857 г. по Святым местам) / А. Н. Алленов // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. — 2019. — Т. 24. — № 182. — С. 292—298. — Э01: 10.20310/1810-0201-2019-24-182-292-298.

2. Барышников М. Н. Судоходный бизнес и православное паломничество в Палестину : Русское общество пароходства и торговли в 1856—1859 гг. / М. Н. Барышников, Д. С. Федотьев // Клио. — 2021. — № 2 (170). — С. 71—82. — Э01: 10.51676/2070-9773_2021_01_00.

3. Вах К. А. Иерусалимский проект великого князя Константина Николаевича / К. А. Вах // Великий князь Константин Николаевич и русское паломничество в Святую

землю. Из предыстории ИМПО. — Москва : Индрик, 2012. — С. 22—45. — ISBN 9785-91674-195-7.

4. Вах К. А. «Иерусалимский проект» России : Б. П. Мансуров и Русские Постройки / К. А. Вах // Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим : к 150-летию основания. — Москва : Индрик, 2012. — С. 22—36. — ISBN 978-5-91674-184-1.

5. Вах К. А. К истории первого русского "Путеводителя" по Святой Земле / К. А. Вах // Русская Палестина. Россия в Святой Земле. Материалы международной научной конференции. — Москва : Индрик, 2010. — С. 87—96.

6. Вах К. А. Письма Б. П. Мансурова из путешествия по Православному Востоку в 1857 г. / К. А. Вах. — Москва : Индрик, 2014. — 288 с. — ISBN 978-5-91674-318-0.

7. Вах К. А. Предшественники Императорского Православного Палестинского Общества : великий князь Константин Николаевич и Б. П. Мансуров / К. А. Вах // Россия в Святой Земле. К 130-летию сотрудничества Императорского Православного Палестинского Общества с народами Ближнего Востока. Каталог международной юбилейной выставки. — Москва : Индрик, 2012. — С. 156—191. — ISBN 978-5-91674-197-1.

8. Гравин А. А. Б. П. Мансуров и создание Русской Палестины (1857—1864) / А. А. Гравин // Вестник Тамбовского университета. — 2019. — Т. 24. — С. 252—284. — DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-183-252-258.

9. Ермакова З. П. «Преданный Святой Земле работник» / З. П. Ермакова // Московский журнал. — 2012. — № 4. — С. 56—65.

10. Кондаков Ю. Е. Источники финансирования строительства Русской Палестины (1857—1864 гг.) / Ю. Е. Кондаков // Вопросы истории. — 2021. — № 9 (1). — С. 129— 139. — DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202109Statyi08.

11. Кондаков Ю. Е. Второй отчет Б. П. Мансурова и начало строительства Русской Палестины / Ю. Е. Кондаков, Д. С. Федотьев // Былые годы. — 2022. — № 17 (1). — С. 237—247. — DOI: 10.13187/bg.2022.1.237.

12. Кондаков Ю. Е. Российский «Иерусалимский проект» середины XIX века : деятельность Б. П. Мансурова и Русское общество пароходства и торговли / Ю. Е. Кондаков, Д. С. Федотьев // Научный диалог. — 2021. — № 9. — С. 342—364. — DOI: 10.24224/2227-1295-2021-9-342-364.

13. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. / Н. Н. Лисовой. — Москва : Индрик, 2006. — 512 с. — ISBN 5-85759-327-1.

14. Смирнова И. Ю. К истории становления российского церковного присутствия в Святой Земле : миссия епископа Кирилла (Наумова) / И. Ю. Смирнова // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2011. — Т. 29. — № 3—4. — С. 365—387.

15. ЯмилинецБ. Ф. Россия и Палестина. Отчески культурно-религиозных отношений (XIX — начало XX века) / Б. Ф. Ямилинец. — Москва — Санкт-Петербург : ИВ РАН — Летний сад, 2003. — 256 с. — ISBN 5-89282-199-4.

Material resources

Mansurov, B. P. (1858). Report on a visit to Jerusalem and Orthodox churches. St. Petersburg:

Printing House of the Maritime Ministry. 107 p. (In Russ.). Russian State Archive of the Navy. F. 40. Op. 2. D. 1369. L. 3—4; F. 384. Op. 1. D. 229. L. 57—59. (In Russ.).

Russian State Historical Archive. F. 107. Op. 1. d. 43. l. 5; F. 832. Op. 1. D. 117. l. 18—19. (In Russ.).

State Archive of the Russian Federation. F. 990. Op. 1. D. 225. L. 8; F. 990. Op. 1. D. 226. L. 10, 14. (In Russ.).

State Archive of the Tambov region. F. 972. Op. 1. D. 122. L. 7, 351—410, 467—468; F. 972. Op. 1. D. 123. L. 2—70. (In Russ.).

Uspensky, P. (1901). The Book ofmy Being. Diaries and autobiographical notes ofBishop Por-firy Uspensky, VII. St. Petersburg: V. Kirshbaum Printing House. 478 p. (In Russ.).

References

Allenov, A. N. (2019). "Mansurov project" of Russian Palestine (based on the materials of the 1857 trip to the Holy Places). Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, 24 (182): 292—298. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-182-292-298. (In Russ.).

Baryshnikov, M. N., Fedotyev, D. S. (2021). Shipping business and Orthodox pilgrimage to Palestine: Russian Society of Shipping and Trade in 1856—1859. Clio, 2 (170): 71—82. DOI: 10.51676/2070-9773_2021_01_00. (In Russ.).

Ermakova, Z. P. (2012). "Worker devoted to the Holy Land". Moskovsky zhurnal, 4: 56—65. (In Russ.).

Gravin, A. A. (2019). B. P. Mansurov and the Creation of Russian Palestine (1857—1864).

Bulletin of the Tambov University, 24: 252—284. DOI: 10.20310/1810-0201-201924-183-252-258. (In Russ.).

Kondakov, Yu. E. (2021). Sources of financing for the construction of Russian Palestine (1857—1864). Questions of History, 9 (1): 129—139. DOI: 10.31166/VOPROSY-ISTORII202109STATY08. (In Russ.).

Kondakov, Yu. E., Fedotiev, D. S. (2021). Russian "Jerusalem Project" of Mid-19th Century: Activities of B. P. Mansurov and Russian Society of Shipping and Trade. Nauch-nyi dialog, 9: 342—364. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-9-342-364 (In Russ.).

Kondakov, Yu. E., Fedotyev, D. S. (2022). The second report of B. P. Mansurov and the beginning of the construction of Russian Palestine. Bygone Years, 17 (1): 237—247. DOI: 10.13187/bg.2022.1.237. (In Russ.).

Lisovoy, N. N. (2006). Russian spiritual and political presence in the Holy Land and the Middle East in the XIX— early XX century. Moscow: Indrik. 512 p. ISBN 5-85759-3271. (In Russ.).

Smirnova, I. Y. (2011). On the history of the formation of the Russian Church presence in the Holy Land: the mission of Bishop Kirill (Naumov). State, religion, Church in Russia and abroad, 29 (3—4): 365—387. (In Russ.).

Vakh, K. A. (2012). Jerusalem project of Grand Duke Konstantin Nikolaevich. In: Grand Duke Konstantin Nikolaevich and the Russian pilgrimage to the Holy Land. From the background of the IMPO. Moscow: Indrik. 22—45. ISBN 978-5-91674-195-7. (In Russ.).

Vakh, K. A. (2010). To the history of the first Russian "Guide" to the Holy Land. In: Russian Palestine. Russia is in the Holy Land. Materials of the international scientific conference. Moscow: Indrik. 87—96. (In Russ.).

Vakh, K. A. (2012). "Jerusalem Project" of Russia: B. P. Mansurov and Russian Buildings.

In: Grand Duke Konstantin Nikolaevich and Russian Jerusalem: to the 150th anniversary of the Foundation. Moscow: Indrik. 22—36. ISBN 978-5-91674-184-1. (In Russ.).

Vakh, K. A. (2012). Predecessors of the Imperial Orthodox Palestinian Society: Grand Duke Konstantin Nikolaevich and B. P. Mansurov. In: Russia in the Holy Land. On the 130th anniversary of the cooperation of the Imperial Orthodox Palestinian Society with the peoples of the Middle East. Catalogue of the international anniversary exhibition. Moscow: Indrik. 156—191. ISBN 978-5-91674-197-1. (In Russ.).

Vakh, K. A. (2014). Letters of B. P. Mansurov from a trip to the Orthodox East in 1857. Moscow: Indrik. 288 p. ISBN 978-5-91674-318-0. (In Russ.).

Yamilinets, B. F. (2003). Russia and Palestine. Fathers of cultural and religious relations (XIX — earlyXX century). Moscow — Saint Petersburg: IV RAS — Summer Garden. 256 p. ISBN 5-89282-199-4. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 22.02.2022, одобрена после рецензирования 30.04.2022, подготовлена к публикации 14.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.