Научная статья на тему 'Поэтологические представления в ранней литературе'

Поэтологические представления в ранней литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНАЯ ТРАДИЦИЯ / ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК / РАННЯЯ ЛИТЕРАТУРА / АВТОРСТВО / ПОЭТОЛОГИЧЕСКОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА / ORAL TRADITION / POETIC DICTION / EARLY LITERATURE / AUTHORSHIP / VIEWS OF POETOLOGY / HISTORICAL POETICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Покатилова Надежда Володаровна

В статье рассматривается одна из форм отношения литературы к предшествующей устной традиции. При этом уже в ранней литературе отмечается формирование поэтологической тенденции, связанной с переосмыслением поэтического творчества и роли певца в традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEWS OF POETOLOGY IN THE EARLY LITERATURE

One of the forms of relations of literature to previons oral tradition is regarded in the article. The formation of views of poetological tendency in early literature, connectiry with comprehension of the role of poetic diction is observed in folklore.

Текст научной работы на тему «Поэтологические представления в ранней литературе»

ПоэтологичЕскиЕ представления в ранней литературе

Н.В. ПОКАТИЛОВА

views of poetology in the early literature

N.V. POKATILOVA

В статье рассматривается одна из форм отношения литературы к предшествующей устной традиции. При этом уже в ранней литературе отмечается формирование поэто-логической тенденции, связанной с переосмыслением поэтического творчества и роли певца в традиции.

Ключевые слова: устная традиция, поэтический язык, ранняя литература, авторство, поэтологическое в литературе, историческая поэтика.

One of the forms of relations of literature to previons oral tradition is regarded in the article. The formation of views of poetological tendency in early literature, connectiry with comprehension of the role of poetic diction is observed in folklore.

Keywords: oral tradition, poetic diction, early literature, authorship, views of poetology, historical poetics.

По отношению к устной традиции уже ранняя литература предстает как вполне определенное, самостоятельное целое, в рамках которого начинает формироваться кардинально иная система координат [4: 67]. В качестве одной из составляющих такой системы следует рассматривать появление в ней определенной тенденции к самоописанию, к осознанию эксплицитно выраженной поэтической функции, характерной для литературы. Появление такого рода осмысления весьма показательно именно по отношению к фольклору, к устной традиции в целом. Уже в ранней литературе появляется значительное по своим последствиям переосмысление предшествующей традиции как архаической, а литературы - как особого типа рефлексии по отношению к архаичному этапу словесности [2: 123]. В связи с этим наиболее значительным завоеванием письменной культуры следует считать формирование широкого, «всеохватного» взгляда «изнутри» культуры, что в принципе было недоступно самой устной традиции. Речь идет не столько о преимуществах, сколько -о наличии определенного, «стороннего» взгляда на предшествующую традицию. Одним из таких компонентов художественного осознания этой традиции становится осмысление устной традиции как автохтонного начала, архаического по сути и одновременно противопоставленного литературе как письменному типу культуры. При этом элементы рефлексии по поводу устной традиции характеризуют уже начальный этап становления литературы.

Особую значимость в этой связи приобретают поэтологические представления, имплицитно выраженные в текстах ранней литературы. В качестве специального объекта исследования в этом плане рассматривается поэтическое творчество основоположника якутской литературы - А.Е. Кулаковского.

Общая поэтологическая направленность ранней литературы находит выражение в двух тенденциях: во-первых, в том, что в определенных типах формульных выражений отмечаются элементы рефлексии по поводу поэтического творчества; во-вторых, в последовательной «архаизации» фольклора и всей предшествующей традиции.

Ранняя литература не отказывается еще от формульного языка, активно используя его, но на разных уровнях и в различной форме. Однако при всей формульно-сти раннелитературных текстов в них начинает теряться системность этого языка. В поэтическом творчестве А.Е. Кулаковского имеет место не только значительное расширение формульного словоупотребления, но и несколько иное понимание формулы. В указанном аспекте значительный интерес вызывают формулы типа «творение (создание) стихом», «творение рассказом», «умение нанизывать строки, т.е. соединять хосон с хосоном» и др.

Появление такого понимания формулы (и шире - формульного языка традиции) является следствием принципиально нового осмысления и восприятия устной традиции как целостной системы, что означает, во-первых, отстраненность от нее, появление временной и, в особенности - типологической, дистанции между традицией и литературой; во-вторых, свидетельствует об определенной степени архаизации самой устной традиции, акцентировании в ней древнейшего (архаического) состояния, представляющего, с современной точки зрения, наиболее гармоничный этап, и потому идеализируемый настоящим - в особенности, создаваемой литературой.

Однако поэтологическая направленность ранней литературы не исчерпывается расширением формульного языка традиции и его системным переосмыслением. Тексты первого поэта характеризует еще одна особенность, типологически возвещающая о появлении иного, эстетического, качества, характерного для литературы.

Речь идет о жанровом составе ранней литературы. Основной корпус текстов Ку-лаковского, сознательно ориентированных на фольклорную «первооснову», лишь весьма условно можно разграничить по жанровым признакам, прямо соотносимым с параметрами фольклорных жанров. Употребляя жанровые обозначения, типа ал-гыс, андагар, чабыргах, ырыа и др., Кулаковский использует не старые жанровые формы, как принято считать, а посредством новых форм (в том числе неизвестных фольклору) воссоздает исконные жанры традиции. В качестве существенного признака жанровых трансформаций (уже литературного происхождения) следует назвать стилистически усложненное разрастание формы, что, в конечном счете, позволяет этим жанрам отличаться от фольклорных [3: 318-320].

В этом плане следует подчеркнуть принципиально иное понимание жанра, появляющееся в ранней литературе, несоответствие в этой связи жанрового состава произведений А.Е. Кулаковского жанрам фольклора, даже в том случае, когда речь идет о переработках, имитациях фольклорных жанров. Здесь можно выделить два типа трансформации фольклорных жанров: ориентация на жанр традиции, обозначенная в заглавии произведения, и, наоборот, инвариантная полнота и смешение разных жанров традиции в произведениях, не имеющих отсылки к традиции. Последнее явление следует обозначить как своеобразный жанровый синтетизм, характеризующий произведения поэта не только в поздний период его творчества, но и на его ранних этапах.

Своеобразный кросс-жанровый характер «поздних» произведений («Хомус», «Певец»), сочетание в пределах одного произведения разных жанров, включенность малых жанров, привлечение одновременно элементов поющихся/говорных вместе с тем не ведет к эклектичности и к утере целостности и ощущения жанровых границ. Такого рода синтетизм, когда в пределах одного текста задействованы разные по своему происхождению элементы, ведет к соответствующей полигене-тичности литературного жанра. Следствием такого подхода становится то, что на

уровне (иногда - формульного) слова героя и слова автора/повествователя появляются черты, свидетельствующие о начале эстетического осмысления текстовой деятельности по аналогии с «песенной» (исполнительской) деятельностью носителя традиции, осознание собственной песенной (=поэтической) деятельности как текстопорождающей, творческой по сути. Тем самым в пределах авторского слова в поэтических текстах А.Е. Кулаковского намечаются первоэлементы литературной теории.

В ряде поэтических текстов А.Е. Кулаковского (поэма «Сон шамана», «Песня столетней старухи», «Пароход», «Певец», «Хомус») отмечается тенденция к эстетизации действительности, созданию эстетического подобия реальности. Анализ показывает, что в творчестве А.Е. Кулаковского прослеживается определенная эволюция в этом направлении от поэмы «Сон шамана» (1910) к стихотворению «Певец» и к наиболее поздней поэме поэта «Наступление лета» (1924). Указанная тенденция находит выражение в двух аспектах: а) это символизация фигуры Поэта по аналогии с мифологизацией Певца в самой традиции; б) эпизация в эстетическом плане пространства поэтического текста, что было в наиболее полном объеме возможно в традиции именно в эпическом жанре. Хотя понятие поэтической функции и эстетические представления А.Е. Кулаковского восходят к представлениям, характерным для самой традиции и наиболее полно выраженным в поэтике именно традиционного эпоса, анализ показывает, что в литературных текстах первого поэта указанная тенденция находит выражение почти во всех стихотворных жанрах, составляя сущность литературной типизации.

В литературном самосознании любой поэтической традиции неизбежно возникает определенная поэтологическая тенденция, связанная с самооценкой, осознанием себя и всей предшествующей устной традиции. Обозначенная тенденция усиливается с возникновением другой, не похожей на устную традицию, письменной, литературной традиции. Иными словами, на этапе возникновения литературы уже начинает складываться тенденция к осознанию себя со стороны. Поэтическое творчество А.Е. Кулаковского свидетельствует о том, что особенно ярко это проявляется уже на этапе формирования литературной традиции.

Элементами самоосознания литературой предшествующей традиции становятся:

- субъектный принцип изложения событий, замена перволичной формы традиционной песни «Я»-повествователя, появление внутренней точки в повествовании и направленности текста не от предков к потомкам, а от текста к тексту и выстраиваемая в связи с этим принципиально иная система координат, что приводит к отказу от ориентации поэтического продукта на аудиторию и к иному типу членения и структурирования письменного текста;

- повышение статуса письменного слова по отношению к устному, что распространяется на всю устную традицию в целом (сурукка киирии - букв. «войти в письмо»);

- в поле зрения создателя литературного текста входит не только манифестируемая им в произведении реальность, но и сам процесс создания текста, «вторая реальность», становящаяся объектом поэтического изображения;

- эксплицитно выраженная поэтика формы, распространяющаяся на весь текст, стилистическая изощренность поэтического языка, индивидуализация и одновременно расширение узуса формульных выражений.

Новые повествовательные возможности литературы связаны уже с формированием нового типа авторства, неизвестного устной традиции, когда осознание себя «со стороны», появление элементов самоописания, позиции «стороннего наблюдателя» распространяется не только на форму, но и на содержательные моменты создаваемой системы текстов. Переосмысление формульно выраженного поэтического языка, новые нарративные аспекты изображения, в том числе - самого Певца традиции, его манеры исполнения, наконец, сказительской индивидуальности как объекта поэтического описания - все это проявление новой поэтологической тенденции, также неизвестной самой традиции [4: 224].

Исследование в этой связи поэтологических моментов раннелитературной традиции представляется актуальным для выявления закономерностей исторической поэтики [1: 3].

Литература

1. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / Отв. ред. П.А. Гринцер. М.: Наследие, 1994. 511 с.

2. Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С. Историческая поэтика фольклора: от архаики к классике. М.: РГГУ 2010.

3. Покатилова Н.В. К типологии взаимодействия устной и письменной традиций: жанровые аспекты ориентации литературы на фольклор. // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Вып. XIV. Владикавказ, 2012. С. 317-322.

4. Покатилова Н.В. От устной традиции к письменной в ранней литературе. Новосибирск: Наука, 2010. 247 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.