Научная статья на тему 'ПОЭТИКА ЖАНРА ЛИРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ МИНИАТЮРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЛУЦКОГО'

ПОЭТИКА ЖАНРА ЛИРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ МИНИАТЮРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЛУЦКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ / ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗАИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА / ЛИРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ МИНИАТЮРА / С. ЛУЦКИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Себелева А.В.

В статье представлена проблема бытования и изучения синкретичных жанров литературы, таких как лирико-философская миниатюра и синонимичных ей понятий жанра лирической прозаической миниатюры или «стихотворений в прозе». Жанр формируется в середине XIX века, но становится популярным лишь к началу ХХ. Лирические отрывки в прозе можно встретить в творчестве В.Г. Короленко, В.М. Гаршина, И.Ф. Анненского, А. Белого и др. На основе исследования художественной системы отдельных прозаических произведений современного регионального писателя С. Луцкого, автор статьи приходит к выводу, что осознание мира в них предполагает сосуществование обобщающего и глубоко интимного взгляда, следствием чего являются философичность и лиризм как конститутивные признаки жанра лирико-философской миниатюры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LYRICAL AND PHILOSOPHICAL MINIATURES GENRE POETICS IN WORKS BY S. LUTSKY

The article presents the problem of the literary syncretic genres, such as the lyrical and philosophical miniature and its synonymous concepts of the lyrical prose miniature genre or «poems in prose», existence and study. The genre was formed in the middle of the XIX century, but it became popular only by the beginning of the XX century. Lyrical passages in prose can be found in the works by V.G. Korolenko, V.M. Garshin, I.F. Annensky, A. Bely and others. Based on the artistic system study of the individual prose works by a modern regional writer S. Lutsky, the author of the article comes to the conclusion that the world’s comprehension in this works presupposes the coexistence of a generalizing and deeply intimate view, which results in the philosophicity and lyricism as constitutive features of the lyrical and philosophical miniature genre.

Текст научной работы на тему «ПОЭТИКА ЖАНРА ЛИРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ МИНИАТЮРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЛУЦКОГО»

Научная статья/ Research Article DOI 10.26105/PBSSPU.2023.13.1.003 УДК 821(571.122)"19"-14.09Луцкой С. ББК 83.3(2Рос-6Хан)6-8,445

А.В. Себелева

ПОЭТИКА ЖАНРА ЛИРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ МИНИАТЮРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЛУЦКОГО

Аннотация. В статье представлена проблема бытования и изучения синкретичных жанров литературы, таких как лирико-философская миниатюра и синонимичных ей понятий жанра лирической прозаической миниатюры или «стихотворений в прозе». Жанр формируется в середине XIX века, но становится популярным лишь к началу ХХ. Лирические отрывки в прозе можно встретить в творчестве В.Г. Короленко, В.М. Гаршина, И.Ф. Анненского, А. Белого и др. На основе исследования художественной системы отдельных прозаических произведений современного регионального писателя С. Луцкого, автор статьи приходит к выводу, что осознание мира в них предполагает сосуществование обобщающего и глубоко интимного взгляда, следствием чего являются философичность и лиризм как конститутивные признаки жанра лирико-философской миниатюры.

Ключевые слова: региональная литература, стихотворения в прозе, лирическая прозаическая миниатюра, лирико-философская миниатюра, С. Луцкий.

Для цитирования: Себелева А.В. Поэтика жанра лирико-философской миниатюры в творчестве С. Луцкого // Филологический вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (13). С. 82-89. DOI 10.26105/PBSSPU.2023.13

A.V. Sebeleva

LYRICAL AND PHILOSOPHICAL MINIATURES GENRE POETICS IN WORKS BY S. LUTSKY

Abstract. The article presents the problem of the literary syncretic genres, such as the lyrical and philosophical miniature and its synonymous concepts of the lyrical prose miniature genre or «poems in prose», existence and study. The genre was formed in the middle of the XIX century, but it became popular only by the beginning of the XX century. Lyrical passages in prose can be found in the works by V.G. Korolenko, V.M. Garshin, I.F. Annensky, A. Bely and others. Based on the artistic system study of the individual prose works by a modern regional writer S. Lutsky, the author of the article comes to the conclusion that the world's comprehension in this works presupposes the coexistence of a generalizing and deeply intimate view, which results in the philosophicity and lyricism as constitutive features of the lyrical and philosophical miniature genre.

Key words: regional literature, poems in prose, lyrical prose miniature, lyrical and philosophical miniature, S. Lutsky.

Для цитирования: Sebeleva, A.V. (2023). Lyrical and philosophical miniatures genre in works by S. Lutsky. Philological Bulletin of Surgut State Pedagogical University, 1 (13), 82-89. DOI 10.26105/PBSSPU.2023.13 (in Russian).

Введение

Жанр малой прозы («стихотворения в прозе») или лирическая прозаическая миниатюра, сформировался к середине XIX века. Тем не менее объектом внимательного изучения лирико-философская прозаическая миниатюра стала только к началу XX века. Именно в это период в прозу интенсивно проникает лирическое начало. В литературе появляются синкретичные жанры, в связи с этим возникает необходимость теоретического осмысления новых лиро-эпических жанров, поисков аналогов и прототипов эклектичных образований в литературе, что приводит к обозначению такой формы, как «стихотворение в прозе». Наиболее ярким образцом этого жанра в отечественной литературе XIX века стали «8епШа» И.С. Тургенева. Однако этот цикл - не единичное явление. Существование в творческом опыте других авторов «стихотворений в прозе» и лирических отрывков в прозе свидетельствует о возникновении определенной новой жанровой модели.

Решение вопроса эффективности взаимодействия противоположных форм речи (стиха и прозы) и диаметральных родов литературы (лирики и эпоса), до настоящего времена остается актуальным.

Несмотря на то, что лирические прозаические миниатюры не были массово популярны, однако черты жанра не сгладились, не утратили своей уникальности, что демонстрирует наличие конкретной жанровой традиции.

Цель

В статье представлена проблема бытования в отечественной литературе двуродовых жанров. Проанализировав, сопоставив и систематизировав характерные художественные черты некоторых текстов и сюжетов современного регионального писателя С. Луцкого, предпринята попытка обосновать мысль о том, что осмысление непростых реалий бытия как природы, так и человека осуществляется им в рамках жанрового канона стихотворений в прозе.

Материалы и методы

Следует отметить, что не всю малую прозу или миниатюры можно отнести к лирическому жанру. В отборе исследовательского материала мы исходили из мысли о том, что лирико-философская миниатюра обладает определенными конструктивными чертами: выражение неразрывной целостности мира через субъективное авторское осмысление, внутреннее, интимное понимание сторон бытия и, в то же время, обобщения и философского приятия мира.

Материалом для статьи послужили избранные произведения сборника С. Луцкого «Параллельные миры» (2008). В анализе конкретных художественных текстов последовательно реализуются возможности культурно-исторического, сравнительно-исторического и типологического методов.

Результаты и обсуждение результатов исследования

Социальные потребности общества, традиции и обычаи, морально-нравственные устои неизменно влияют на становление и развитие культурного процесса. Причем это взаимодействие имеет два направления:

использование опыта предыдущей эпохи и влияние этого опыта на движение, развитие общества. «В литературе эти русла сливаются в единое течение - развитие жанров, современные жанровые формы существуют в едином литературном пространстве с их историческими предшественниками» [6, с. 98].

Таким образом, говоря о генезисе жанра лирико-философской миниатюры, важно показать становление его в русской литературе и обозначить аспекты бытования в современном контексте. В данной области есть ряд современных исследований, которые раскрывают причины возникновения, эволюцию и специфику прозаической миниатюры в творчестве писателей в разные периоды развития отечественного литературного процесса. Так, Ю.И. Ольховская в статье «Генезис жанра прозаической миниатюры в творчестве М.М. Пришвина» приходит к выводу, что «лирико-философскую миниатюру можно рассматривать как "корневой" жанр прозы Пришвина, в наибольшей степени соответствующий "поэтике мгновений"» [7, с. 168]. Она выделяет некоторые разновидности лирико-философской миниатюры у писателя и обозначает признаки той или иной ее жанровой формы. И.П. Вантенков в своих научных изысканиях по творчеству И. Бунина обращает внимание на лиризацию повествования в бунинских миниатюрах [1]. Он заключает, что «идейно-художественная структура бунинских лирических миниатюр, насыщенных социальной контрастностью и драматизмом, высокой поэзией чувства и богатством словесно-изобразительных средств» [1, с. 15]. Это свидетельствует о том, что для лирической прозаической миниатюры характерен глубокий психологизм, который уравновешивается не только авторской эмоциональностью, но и средой, материальными и социальными условиями, в которые поставлен герой, вписанность его в жизненную действительность. Исследователи В.А. Стадниченко и Н.П. Хрящева обращаются к творчеству современного писателя. Подвергая анализу лирическую книгу В. Астафьева «Затеси» они ставят своей задачей выделить своеобразные «микроциклы» на основе жанрового сходства малых форм и, таким образом, обозначить специфику медитативных миниатюр. Их исследование видится важным еще и в динамическом аспекте исследуемого нами вопроса. Выявляя умение писателя осознать «бытийственное начало в каком-то, казалось бы, совсем незначительном явлении» [10, с. 103], показать в мимолетном мгновении жизни подобие микро- и макромиров, они подтверждают мысль о том, что жанр лирической прозы проявлял себя и в последние десятилетия ХХ века. В связи с этим можем резюмировать, что достаточно молодой жанр «стихотворений в прозе» все более укоренялся в отечественной литературе, приобретая свои характерные черты. В соответствии с этим теоретически емким, обобщающим видится диссертационное исследование на соискание ученой степени доктора филологических наук Е.Ю. Геймбух [2]. В центре аналитического внимания ученого находятся «стихотворения в прозе» И. Тургенева, миниатюры В. Гаршина, И. Аннен-ского, А. Куприна, В. Короленко, А. Белого, В. Розанова, М. Пришвина, «Крохотки» А. Солженицына, «Камешки на ладони» В. Солоухина, «Затеси» В. Астафьева, «Мгновения» Ю. Бондарева. Таким образом, исследователем делается плоскостной срез жанра и обозначается комплекс признаков, связанных, прежде всего, с «прозаизацией стиха» и «поэтизацией прозы», раз-

ными типами повествовательной структуры, особым языком и стилем лирической прозы, способами пространственно-временной организации миниатюр.

Сергей Артемович Луцкий - один из тех югорских писателей, произведения которых известны далеко за пределами региона. В разное время он публиковался в журналах «Юность», «Октябрь», «Роман-газета», «Урал», «Наш современник», «Сибирские огни», в многочисленных альманахах и коллективных сборниках.

Современные критики, осмысляя прозу писателя, отмечают особенности его творческой манеры: тяготение к реалистической традиции в ее историческом развитии, но при общей эпичности прозы ее глубокую лиричность [Цит. по: 9, с. 483]. Таким стал и сборник «Параллельные миры» (2008). Миниатюры, входящие в его состав, носят доверительный интимный характер, сродни дневниковым записям, где автор без морализаторства и дидактизма позволяет читателю заглянуть в его сознание, делится тем, чему его научила жизнь, своим пониманием и осознанием философских вопросов, что сближает их с жанром тех «стихотворений в прозе», который связывают с творениями И. Тургенева. Интерес С. Луц-кого в этом случае направлен на осмысление наиболее общих, универсальных закономерностей бытия, общества и природы, как в онтологическом, так и в гносеологическом аспектах. Сам писатель так формулирует основную мысль, объединяющую миниатюры в единый текст: «Я никогда не жил так близко к природе. Познание человека через природу, думаю, основная тема моих "деревенских этюдов"» [8]. Таким образом, основная мысль, сближающая произведения сборника, - это познание мира и себя в этом мире, душевная гармония и единение с природой. Об этом и его название, где мир природы и мир человека предстают в своей непостижимой глубине. И это роднит миниатюры писателя с прозаической миниатюрой М. Пришвина, «где точно зафиксированы мгновения природы, углубленные рассуждениями, чувством и памятью» [4, с. 191]. К таким зарисовкам картин природы можно отнести миниатюры С. Луцкого «Иван-чай», «Весна воды», «А черемуха...», «Ночная кукушка», «Предосеннее» и др. Однако мир природы у С. Луцкого не противопоставлен цивилизации. И природа, и цивилизация - это все сферы жизни и мира человека. Для писателя цивилизация не только душные города, обезличивающие людей, и «бессмертная человеческая пошлость» [5, с. 183] («Бессмертное», «Стадо», «Клыки вырастают раньше.», «Поколение next»), но «помощь друг другу и зависимость друг от друга» [5, с. 87] («Цивилизация», «С изумлением и благодарностью»). Из этого следует, что человек уравновешивает мир природы и цивилизацию, он та точка, где параллельные миры пересекаются. Примером могут служить миниатюры «Как мы с синицей пересмешничали», «Утка», «А черемуха.», «Комар», «Дрейфующий во льдах», «Меньше меньшего». Причем соприкосновение миров разное, иногда гармоничное, и тогда лирический герой ощущает душевную радость, когда «не покидает ощущение праздника, почти счастья» [5, с. 50] («А черемуха.»), когда через природный мир открываются философские истины («Мера», «Щенок», «Ничтожна и неистребима», «Непостижимое»), а иногда разрушительное и жестокое («Утка», «Комар», «Безответные»).

Наряду с внутренним идейно-художественным единством сборника лиро-эпических миниатюр С. Луцкого прослеживается многообразие их жанровых вариантов: короткая новелла («Живое»), бытовая зарисовка («Соперница бамбука», «Картошка цветет», «Бессмертное»), философская притча («Всего лишь воздух с ваших губ...», «Ничтожна и неистребима», «Время»), очерк-портрет («Время и место», «Давний случай»), мини-памфлет («Куда несешься, Русь-тройка?», «Любите искусство, господа!», «Оратор»), воспоминания («Тревожные птицы», «Родные и приемные дети», «Благодарение», «Бои в арьергарде», «Один хороший день»), патетический монолог («На грани», «Об относительности понятий»), сценка-диалог («Память крови»). Это подтверждает то, что лирико-философская миниатюра писателя соответствует одному из основных признаков лирической прозаической миниатюры - сопряжение не только двух родов литературы, но и различных жанров малой прозы. Так, Е.Ю. Геймбух пишет: «Лирическая прозаическая миниатюра включает, преобразуя, такие жанры, как эссе, очерк, зарисовку, сценку; афоризмы, сентенции, пословицы; диалоги, притчи, видения; лирическую автобиографию, дневниковые записи и т.д. Преобразование структуры жанров-прототипов происходит за счет системного изменения в характере субъектных и пространственно-временных отношений» [3, с. 3]. Что мы и наблюдаем в миниатюрах писателя, когда экспериментируя над формой, он добивается большей эмоциональной точности, его содержание имеет «выражение неразрывной целостности мира при возможной раздробленности его частей» [3, с. 3]. Происходит диалектическое единство пространства внешнего и внутреннего, времени частного и глобального.

Для обозначения основной идеи сборника, следует раскрыть художественные особенности лиро-эпических текстов С. Луцкого. Сам автор делит миниатюры на тематические группы: «Деревенские картинки», «Простые вещи», «С натуры», «Мимоходом». Однако каждая отдельная тематическая группа имеет свою эмоционально-экспрессивную систему, под влиянием которой происходит контекстное приращение смысла и дополнительная коннотативная окраска другой тематической группы сборника. Каждый тематический ряд представляет собой особую картину мира с определяющими ее семантическими полями, пространственно-временной парадигмой и языковой характеристикой. Однако они существуют не изолированно друг от друга: общей тенденцией сборника является взаимоотражение и усиление одного в другом.

Тематический диапазон раздела «Деревенские картинки» близок пришвинской прозаической миниатюре, которая «характеризуется повышенным интересом к субстанциональным основам бытия» [11, с. 6]. У С. Луцкого, так же, как и у классика ХХ века, миниатюры похожи на записи о жизни: играющий во дворе пес, суетливо теребящие былинки воробьи, нежные зимние закаты, вмерзшее в реку старое суденышко, шуршание невидимых кристалликов льда, образующихся от человеческого дыхания в пятидесятиградусный мороз. «Деревенские этюды», передающие местный колорит, настроения и мысли, навеянные картинами природы и эпохи, становятся в представленной тематической группе неким универсальным способом художественного моделирования мира.

Произведения этого раздела сборника можно классифицировать по аналогии с уровнями художественного целого. Лирическая прозаическая миниатюра С. Луцкого, таким образом, подразделяется на лирико-описательную, лирико-повествовательную и лирико-медитативную. Так же к пришвин-ской традиции отсылает и интертекстуальность миниатюр писателя («Весна света», «Весна воды»).

Тематический ряд первого раздела сборника «Параллельные миры» формируется под влиянием ключевых общефилософских категорий: время, жизнь, смерть, вечное. Они концентрическими кругами расходятся внутри сборника и мигрируют из текста в текст, наращивая смысловое содержание. Но если у М. Пришвина происходит постепенное исчезновение героя как «непосредственно действующего лица» [7, с. 170], то у С. Луцкого из раздела в раздел все больше проявляется субъективно-авторское начало, оценочная окраска. К заключительной части сборника, которая имеет ироничное название «Мимоходом», мысли лирического героя приобретают не отвлеченный характер, а личностный. Четко вырисовывается с одной стороны образ нашего современника («Собачья столовая», «Оратор», «Оттаявшие запахи», «Каждому свое»), близкого по сообразности хода мыслей и речевому портрету, с другой - мыслителя, созидающего бытийные законы, объединяющие все живое на земле. И тогда от его острого взгляда и обличительной позиции не уйдет ни один аспект жизни: ни политика, ни экология, ни образование, ни вера («Без названия», «Безответные», «Поколение nextt», «Остановись, мгновенье»).

Лиричность С. Луцкого проистекает из восхищения богатством и разнообразием форм жизни, красотой и многогранностью окружающего мира. Лирическое чувство усиливается благодаря умелому использованию писателем параллельности синтаксических конструкций, варьированию эмоционально-экспрессивных эпитетов, аллюзивности. Все это настраивает читателя на восприятие переживаний героя как возвышенных, романтических. Однако лиризм С. Луцкого практически не имеет связи с романтическим восприятием действительности, он гораздо ближе к реалистическому мировосприятию. Единственное, что связывает его с романтизмом, - это субъективное начало, повышенная эмоциональность и экспрессивность. Писатель не склонен к идеализированной, романтической модели действительности, он показывает жизнь «в формах самой жизни» (Н. Г. Чернышевский). Особенность лиризма С. Луцкого в другом: в органическом синтезе эмоционально-лирической стихии с глубокой аналитической мыслью, с философичностью. Именно это сближает миниатюры писателя с лиризмом Бунина-новеллиста, который «ищет и находит новые возможности лиризации прозы, новые средства глубинного исследования жизненных явлений и человеческих переживаний» [1, с.13].

Выводы

Таким образом, благодаря аналитической ретроспекции, проведенного сравнительно-исторического обзора лирической прозы, мы можем заключить, что, во-первых, в науке о литературе несомненно укоренился новый жанр лирико-философской миниатюры, т.к. отечественная литература имеет в своей основе, в основе творческой силы вообще чув-

ственность как психическую способность личности к мировосприятию. Развитие лирико-философского начала в жанре миниатюры - это национальная тенденция, берущая начало в мировоззрении русского писателя как носителя культуры России. «Образное поле лирической миниатюры аккумулирует глубину сознания личности, помогает в условиях техногенной организации современного общества ориентироваться на культурную память русской нации» [6, с. 104]. Т.е. лирико-философское начало в современной литературе выполняет задачу сохранения духовных ценностей, объединяет различные стороны соприкосновения человека с бытием и выражает внутреннюю гармонию личности. Именно это мы наблюдаем у регионального писателя С. Луцкого, который создает образ лирического героя сверхчуткого к миру. Это проявляется не только в философских раздумьях, рефлексии над окружающей действительностью и своим душевным состоянием, но и отзывчивостью на проблемы общества: политику, экологию, культуру. Во-вторых, продолжая в жанре ли-рико-философских миниатюр осваивать традиции литературы XIX-XX веков, С. Луцкий осуществляет культурный синтез, вписывая региональную литературу, «югорский текст» (осознавая национальное своеобразие) в единый процесс русской словесности.

Литература

1. Вантенко И.П. Лиризация повествования в бунинских миниатюрах // Веснж Беларускага дзяржаунага ушвератэта iмя У1. Ленша. Серыя 4, Фшалопя. Журналктыка. Педагопка. Пахалопя. 1985. № 3. С. 12-15.

2. Геимбух Е.Ю. Поэтика жанра лирическои прозаическои миниатюры: лингво-стилистическии аспект: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2005. 401 с.

3. Геимбух Е.Ю. Поэтика жанра лирическои прозаическои миниатюры: лингво-стилистическии аспект: авторефер. дис. ... д-ра. филол. наук. М., 2005. 38 с.

4. Клепикова Е.П. Новые черты в старом // Нева. 1973. № 2. С. 190-193.

5. Луцкии С.А. Параллельные миры: миниатюры и эссе. Екатеринбург: Баско, 2008. 192 с.

6. Малинкина Е.В. Лирико-философское начало в малом литературном жанре как детерминанта культуры // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2021. № 2 (30). С. 97-106.

7. Ольховская Ю.И. Генезис жанра прозаическои миниатюры в творчестве М.М. Пришвина // Актуальные вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Новосибирск: Априори, 2011. С. 166-176

8. Поливанова С. Народ поимали на приманку // Новости Югры. 2003. № 54.

9. Рябии И. Слепок времени. Очерк творчества Сергея Луцкого // Луцкии С.А. На восток от Гольфстрима. Екатеринбург: Изд. Н.С. Сазонова, 2010. 512 с.

10. Стадниченко В.А., Хрящева Н.П. «Затеси» В.П. Астафьева: лирико-философские миниатюры в системе малых форм «Первои тетради» // Филологическии класс: научно-методическии журнал. 2017. №2 (48). С. 100-103.

11. Шольц У Жанр миниатюры в творчестве М. Пришвина (1930-40-е гг.): авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1986. 14 с.

References

1. Vantenko, I.P. (1985). Lyricization of the Narrative in Bunin's Miniatures. Bulletin of the State Belarus University, 3,12-15. (in Russian).

2. Geimbukh, E.Yu. (2005). Poetics of the Genre of Lyrical Prose Miniatures: Linguistic andStylisticAspect. Moscow. 401 p. (in Russian).

3. Geimbukh, E.Yu. (2005). Poetics of the Genre of Lyrical Prose Miniatures: Linguistic and Stylistic Aspect. Moscow. 38 p. (in Russian).

4. Klepikova, E.P. (1973). New features in the old. Neva, 2,190-193. (in Russian).

5. Lutsky, S.A. (2008). Parallel Worlds: Miniatures and Essays. Ekaterinburg. 192 p. (in Russian).

6. Malinkina, E.V. (2021). Lyrical-philosophical beginning in a small literary genre as a determinant of culture. Economic and social-humanitarian researches, 2 (30), 97-106. (in Russian).

7. Olkhovskaya, Yu.I. (2011). The genesis of the genre of prose miniatures in the work by M.M. Prishvin. Actual Issues of Philology, Art History and Cultural Studies, 166-176. Novosibirsk. (in Russian).

8. Polivanova, S. (2003). The people were caught on the bait. News of Ugra, 54. (in Russian).

9. Ryabiy, I. (2010). Cast of time. Essay on the work of Sergei Lutsky. Lutsky, S.A. East of the Gulf Stream. Yekaterinburg. 512 p. (in Russian).

10. Stadnichenko, V.A., Khryashcheva, N.P. (2017). Zatesi by V.P. Astafiev: lyrical and philosophical miniatures in the system of small forms of the "First Notebook". Philological class: scientific and methodological journal, 2 (48), 100-103. (in Russian).

11. Scholz, U. (1986). Genre of miniature in M. Prishvin literary work (1930-40s). Leningrad. 14 p. (in Russian).

Статья поступила в редакцию 13.02.2023; одобрена после рецензирования 07.03.2023;

принята к публикации 13.03.2023.

Received: Feb 13,2023 Approved: March 07,2023 Accepted: March 13,2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.