Научная статья на тему 'Поэтика вещей: шкаф'

Поэтика вещей: шкаф Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
945
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКАФ / ПАМЯТЬ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / СМЕРТЬ / ТАЙНА / СЕКРЕТ / ПОЭТИКА ВЕЩЕЙ / WARDROBE / MEMORY / CONSUMMATION / DEATH / SECRET / POETICS OF THINGS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Осиновская И. А.

Окружающие нас функциональные вещи (например, мебель) помимо своих прямых функций имеют и другой аспект: поэтико-мифологическое поле смыслов и образов. Так, например, шкаф хранит в себе образы структуры памяти и логического мышления, смерти и сакральной тайны, что наглядно видно, в частности, на примере художественных произведений и философских эссе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poetics of things: wardrobe

Functional things, that surround us (like furniture, for example), open their inner meanings in the field of poetics. The subject of this article is wardrobe (closet), which is not only a proper place for clothes and other things, but a mythological structure. Images of memory and logical thinking, death and sacral secrets can be considered in its mythology, good seen in the field of fiction, philosophical issues and movies

Текст научной работы на тему «Поэтика вещей: шкаф»

КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

И.А. Осиновская ПОЭТИКА ВЕЩЕЙ: ШКАФ

Аннотация. Окружающие нас функциональные вещи (например, мебель) помимо своих прямых функций имеют и другой аспект: поэтико-мифологическое поле смыслов и образов. Так, например, шкаф хранит в себе образы структуры памяти и логического мышления, смерти и сакральной тайны, что наглядно видно, в частности, на примере художественных произведений и философских эссе.

Ключевые слова: шкаф, память, потребление, смерть, тайна, секрет, поэтика вещей.

Annotation. Functional things, that surround us (like furniture, for example), open their inner meanings in the field of poetics. The subject of this article is - wardrobe (closet), which is not only a proper place for clothes and other things, but a mythological structure. Images of memory and logical thinking, death and sacral secrets can be considered in its mythology, good seen in the field of fiction, philosophical issues and movies.

Keywords: wardrobe, memory, consummation, death, secret, poetics of things.

Окружающие нас вещи не исчерпываются функциональностью. Им присущи свои мифы, своя поэтика. Форма и назначение одного и того же предмета сильно варьируются, что делает практически невозможным дать ему четкое определение. Но если определение невозможно, возможно описание, основывающееся на сопутствующих вещам образах и представлениях. Каждая, даже самая обыденная на первый взгляд вещь, к примеру предметы интерьера, обладает своей поэтикой, а вместе эти вещи, возможно, образуют новое образное по-96

ле. Чтобы было яснее, рассмотрим под этим углом зрения самую повседневную и необходимую деталь интерьера - шкаф.

Громоздкий, массивный, из тяжелого дерева, со скрипучими дверями и витыми ножками; изящный современный, сверкающий зеркалами, хромированными ручками и встроенными лампочками... Шкаф - непременный обитатель любого жилища, хранитель семейных тайн и дорогих сердцу вещей, ненужного хлама и домашнего уюта. Какие смыслообразы, мифологемы и метафоры таятся за его дверями?

Хранитель.

Шкаф, пожалуй, единственный предмет мебели, который вошел в речевой обиход как метафора человеческой личности. Ни с кроватью, ни со столом, ни со стулом или креслом никому не придет в голову сравнивать человека. Другое дело шкаф. «Вон какой шкаф вымахал» - говорят о рослом человеке. Да и косвенно различные поговорки свидетельствуют о том, что шкаф - это образ человека, его души или разума. Когда мы слышим поговорку «все по полочкам разложить», перед мысленным взором рождается образ шкафа с аккуратными рядами вещей, служащими метафорой памяти: Тут медальоны вы найдете и портреты, Прядь белую волос и прядь другого цвета, Одежду детскую, засохшие цветы...

(А. Рембо1)

Рембо перечисляет не просто случайные предметы, хранящиеся в шкафу, но символы воспоминаний. Медальоны, детская одежда, которую уже никто не носит, пряди волос - это ненужные вещи, это хлам, который не выбрасывают, потому что эти предметы - хранители прошлого.

Данный мотив развивает А.П. Чехов в монологе Гаева из пьесы «Вишнёвый сад»2. Чеховский «многоуважаемый шкаф» - очеловеченный предмет мебели, символический идеолог старого мира, хранитель ценностей, свидетель прошлого, учитель: «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания.. ,»3

Таким образом, главная функция шкафа - защищать дом от нежелательного вторжения современности, напоминать хозяевам о прошлом, не давать порвать со своими корнями.

А между тем современность, безусловно, наложила свой отпечаток на образ шкафа-хранителя, хотя на первый взгляд кажется, что в современной литературе мы имеем дело все с тем же шкафом - метафорой памяти. Образ шкафа как хранителя прошлого весьма популярен у писателей эпохи общества потребления: «Я разложил свои воспоминания по полочкам, как в шкафу. Им теперь отсюда никуда не деться», - говорит герой Ф. Бегбедера во «Французском романе»4. Полки - вместилища для воспоминаний, а сами воспоминания - это вещи, но только не обязательно символические, как у Рембо, а вполне полезные; это вещи, которыми пользуются, которые покупают, - платья, костюмы, туфли. В романе Кристин Орбен «Шмотки» каждая «шмотка» - воспоминание: о встрече с мужчиной, о важном событии в жизни, о вкусном ужине или приятном вечере. «Я сохраняю все шмотки, сопровождавшие меня в определенные моменты жизни, это дарует мне право пересматривать их, сидя на полу в моей гардеробной под кровом плечиков и воспоминаний»5. Таким образом, общество потребления, общество, где мир предстает «как супермаркет»6, ставит запятую между «плечиками» и «воспоминаниями» и превращает последние в еще один объект консумации. Наряду с воспоминаниями и прочие ценности, так или иначе связанные с понятием времени, также становятся предметом покупки, на чем активно спекулируют рекламные описания различных брендов: приобретая швейцарские часы, человек заодно превращается во «владельца вечности», а разгуливая в итальянском костюме ручной работы, он попутно демонстрирует «лучшие портновские традиции», которые он бережно хранит в своем шкафу на вешалке.

Диалектика на полке

Шкаф не просто вместилище воспоминаний, но вместилище, где воспоминания упорядочены. На эту упорядоченность обращает внимание Г. Башляр в «Поэтике пространства»7: «В шкафу находится средоточие порядка, благодаря чему весь дом защищен от безграничного хаоса». Шкаф - это космос в миниатюре, где вещи-планеты четко закреплены на своих полках-орбитах. Шкаф, в котором вещи раз-

бросаны как попало, обнажает хрупкость бытия. Хаос в шкафу -сродни концу света.

Шкаф, как и мироздание, сложен по своей структуре. Стол и кровать - это четыре ножки и горизонтальная плоскость. Шкаф же -коробка с полками, ящиками, ячейками, дверями, замочками, ручками, зеркалами, вешалками, крючками... Он буквально перегружен деталями.

Рассуждая о диалектике единого и многого, А.Ф. Лосев в «Философии имени» строит свои доводы на примере именно шкафа. Конечно, он мог бы выбрать любую другую вещь, любой другой предмет мебели, но выбрал именно шкаф, который в данном случае не просто façon de parler, а концепт: «... один и тот же шкаф и един и множествен, один и тот же шкаф есть и целое и части, один и тот же шкаф есть целое, не содержащееся в отдельных частях (ибо каждая часть не есть целое) и в то же время только в них и содержащееся (ибо не может же шкаф находиться сам вне себя)»8. Лосев спорит с классическими метафизиками, доказывает, что единое может быть одновременно и многим, так как является целым. Шкаф здесь выступает как метафора бытия, как модель мироздания, которое и едино и множественно.

Пардон, в клозете

Шкаф - субъект немногословный, скрытный. В отличие от кровати или стола, которые являют нам голые плоскости, требующие прикрытия (скатертью или простыней), шкаф - сооружение с дверьми, к которым еще надо подобрать ключ и открыть. Чтобы увидеть за ними особый тайный мир.

«К себе приковывал он взгляды постоянно,

Он заставлял мечтать о тайнах, спящих в нем,

За дверцей черною, что заперта ключом»9, - писал А. Рембо.

Прояснить скрытые смыслы шкафа поможет его знаменитый английский «родственник» - closet. В русском языке это слово укрепилось как один из многочисленных эвфемизмов туалетной комнаты -клозет (от англ. water closet). Однако в современном английском основное значение «closet» - именно шкаф. Но и это значение возникло не сразу. В XIV в. под «closet» понимали келью, монашескую комнату, - маленькое закрытое помещение. Келья - комната для размыш-

лений и молитв, комната уединения, где человек остается один на один с собой и мыслями о тайнах бытия. Келья - свидетель добровольного изгнания человека из суетного мира, добровольное стремление быть одному, изолировавшись от других людей. Келья - место, где человек спрятан от соблазнов мирской жизни. Клозет в русском значении взял от кельи такие признаки, как запертость, уединенность, скрытость. То, что человек делает за закрытыми дверями клозета, не предназначено для посторонних глаз - это тайна с привкусом стыдливости. Клозет - девальвированная келья, место, где высокие духовные тайны подменены физиологическими. Впрочем, в современной европейской культуре клозет отчасти остается «одухотворенным» местом. Ведь клозет - это еще и «комната размышлений» (распространенный эвфемизм) и «комната отдыха», в которой часто лежат книги и в которой люди нередко любят задержаться, чтобы заодно и подумать.

Шкаф-closet унаследовал от кельи и клозета скрытность, стыдливо охраняемую тайну. В шкафу прячут «скелеты» (тайны, о которых не следует знать посторонним), стыдливые тайны. Чтобы быть точным, надо отметить, что в шкафу хранятся скорее не тайны, а секреты - отсюда и одно из воплощений шкафа - «секретер». О разнице между тайной и секретом писал Голосовкер в своем исследовании «Достоевский и Кант»: «Смысл у слова "тайна" - обычно противоположный смыслу слова "секрет", т.е., положительный, глубокий, утверждающий смысл, в то время как в слове "секрет" как будто таится нечто негативное, предостерегающее, нечто подмигивающее, интригующее и злокозненное»10.

Детские миры

Являясь символом мироздания, тайным миром, шкаф и сам оказывается проводником в иной мир. Двери, как правило, являются пороговым символом, соединяющим разные пространства, разные миры. Шкаф-портал мы найдем в детских сказках, в фэнтези, например, в приключениях Гарри Поттера, в которых фигурирует «исчезающий шкаф»11 (vanishing cabinet), являющийся по сути волшебным коридором, дорогой в магические пространства...

У К. Льюиса девочка Люси находит большой платяной шкаф, залезает внутрь и видит, «что за первым рядом шуб висит второй», за

которым оказывается вовсе не стенка, а лес. «Она оглянулась через плечо: позади между темными стволами деревьев видна была раскрытая дверца шкафа и сквозь нее - комната, из которой она попала сюда. Там, за шкафом, по-прежнему был день. "Я всегда смогу вернуться, если что-нибудь пойдет не так", - подумала Люси и двинулась вперед»12. За дверцами шкафа таится волшебство. Этот мир особенный, со своими законами, немного пугающий, темный, но манящий.

Как и герои Льюиса, герои Джона Краули в романе «Маленький, большой» тоже из шкафа попадают в лес. Этот настойчивый образ леса не случаен. Что такое лес относительно шкафа - это прошлое шкафа, это деревья, которые послужили материалом для него. Шкаф был лесом в прошлой жизни, чтобы стать шкафом, дереву пришлось умереть...

Таким образом, получается, что, попадая из шкафа в лес, герои попадают в «мир иной», в царство смерти. Для своей сумрачной жизни после смерти именно шкаф чаще всего выбирают и привидения из кинострашилок для детей (например, в фильмах «Полтергейст» (1982), «Монстры» (1993). Также привидения живут в шкафах, нарисованных в комиксах: Bloom County*, Opus the Penguin**.

В гробу видели...

В поэтике шкафа отчетливо присутствует образ смерти, который раскрывается не только через иные миры, находящиеся за его дверями, но и через облик, через его структуру. Шкаф часто выступает как метафора гроба. Как, например, у Г.Г. Маркеса в «Палой листве»: «От маминой головы исходит жаркий, тяжелый запах шкафа, запах прелого дерева, который снова напоминает мне о тесноте гроба. У меня спирает дыхание. Шкаф пахнет мертвым "прелым" дере-

14

вом» .

Символ зловещего секрета, постыдной тайны, которую человек тщательно скрывает от других, - «скелет» в шкафу. Ну конечно, скелет, где ему еще и быть, как не в шкафу, так напоминающем гроб.

В шкафу-гробу, скрывающем зловещие «скелеты», живет и Родион Раскольников Ф.М. Достоевского. Причем образ смерти на-

* http://en.wikipedia.org/wiki/Bloom_County

** http://en.wikipedia.org/wiki/Opus_the_Penguin

гнетается в романе постепенно. В начале книги Достоевский приводит сравнение, что каморка Раскольникова «похожа на шкаф или на сундук»15. Федор Михайлович возвращается к этому образу несколько раз. Кому в тексте кажется, что квартира похожа на шкаф? Это точка зрения сначала писателя-рассказчика, а позже и самого Рас-кольникова: «Но домой идти ему стало вдруг ужасно противно: там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца, и он пошел куда глаза глядят»16. Образ «гроба» появляется в романе благодаря постороннему глазу - видению матушки Раскольникова: «Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, - сказала вдруг Пульхерия Александровна, прерывая тягостное молчание, - я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик»17.

Итак, шкаф оказывается сложной структурой, в которой можно наблюдать сосуществование различных поэтических смыслообра-зов, которые раскрываются на двух основных уровнях - психологическом (шкаф как метафора памяти, мышления) и метафизическом (шкаф как образ космоса, хаоса и мироздания, бытия и небытия). А ключ, отпирающий эти смыслы, живущие в поэтическом поле, глубоко укоренен в культуре, показывающей себя в первую очередь в литературных и философских произведениях.

Примечания

1 Рембо А. Шкаф // Рембо А. Стихи. - М.: Наука, 1982. - С. 43.

2 Чехов А.П. Вишневый сад // Чехов А.П. Соч.: В 18 т. - Т. 13: Пьесы (18951904). - М.: Наука, 1978. - С. 206-208.

3 Там же.

4 Бегбедер Ф. Французский роман. - М.: Иностранка, 2010. - С. 42.

5 Орбен К. Шмотки. - СПб.: Азбука, 2007. - С. 21.

6 УэльбекМ. Мир как супермаркет. - М.: Ad Marginem, 2004. - 160 с.

7 Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 82.

8 Лосев А. Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. - М.: Правда, 1990. - С. 15.

9 Рембо А. Шкаф // Рембо А. Стихи. - М.: Наука, 1982. - С. 43.

10 Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант // Голосовкер Я.Э. Избранное. Логика мифа. - М., 2010. - С. 325.

11 РоулингДж. Гарри Поттер и тайная комната. - М.: РОСМЭН, 2003. - С. 10.

12 Льюис К.С. Лев, Колдунья и Платяной шкаф // Льюис К.С. Хроники Нар-нии. - М.: Стрекоза-Пресс, 2006. - С. 101-218.

13 Краули Дж. Маленький, большой. - М.: Эксмо, 2004. - 848 с.

14 Маркес Г.Г. Палая листва. - М.: Эксмо-пресс, 2001. - Режим доступа: http://bookz.ru/authors/markes-gabriel_-garsia/listwa/1-listwa.htme

15 Достоевский Ф.М. Преступление и наказание // Достоевский Ф.М. Собр.соч.: В 10 т. - М.: Изд-во худож. лит-ры, 1957. - Т. 5. - С. 5.

16 Там же. - С. 58.

17 Там же. - С. 240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.