Научная статья на тему 'Поэтика сновидений в «Фарсалии» Лукана'

Поэтика сновидений в «Фарсалии» Лукана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
84
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поэтика сновидений в «Фарсалии» Лукана»

Т. Ф. TenepHK

ПОЭТИКА СНОВИДЕНИЙ В «ФАРСАЛИИ» ЛУКАНА

Вопрос о том, как изображение сновидений в эпосе Лукана связано с поэтикой «нового стиля», не принадлежит к числу полностью раскрытых в научной литературе, поскольку традиционно считается, что автор, полемически на-

ствующей эпической поэзии, фактически ответил на него

-

-----

принятых по инициативе Секста Помпея (indigna proles, VI 420), и в известных словах Катона о том, что прорицания -удел нерешительных и слабых fX,560-564) .

-

щих должна определить их место в ряду скорее негативных явлений. Однако закономерен вопрос: исчерпывается ли этим онейротопика «Фарсалии?

-

ния композиционно расположены на важнейших участках действия. Первый сон после важнейшего решения Помпея покинуть Италию - начало третьей книги. Второй сон Помпея, перед фарсальским сражением, и третий сон, сон Цезаря, - начало и конец седьмой книги. Там же изображены сны солдат Цезаря, которым также часто не уделяется

достаточного внимания, поскольку, во-первых, никто из

-

-

то бы не имеют самостоятельного значения.

Но на самом деле, как первое, так и второе может свидетельствовать и об обратном. Безымянностью воинов подчёркивается, что не четверо солдат видят сны, а всё

войско их видит, но только каждый - в соответствии со

VII, 774-776): ille senum voltus, juvenum videt ille figuras, Hunc agitat totis fratrerna cadavera somnis Pectore in hoc pater est.

,

.

--

та, но и с иными художественными задачами. Эстетика

-

-

III, 9-40) -

--

сти к сопротивлению. Во всём онейротопическом описании доминирует семантика похорон и погребения, однако этот зловещий и мрачный фон лишь подчёркивает мужество и

certa mente -

роны, следующий, «триумфальный» сон Помпея перед VII -

щем прошлом, являющийся явным контрастом к первому сну, обладает и неожиданным авторским комментарием,

где Лукан обозначает три возможных понимания смысла

-

ляется в прямом вмешательстве в текст (24-25):

ne rumpite somnos, Castrorum vigiles, nulla turba verberet auras. Это прямое и ясное выражение отношения автора к

VII, 776-

-

дится в резком и непримиримом противоречии со снами

-

тельными подробностями, которые характерны для снов

Помпея. После главного - omnes in Caesare manes, развитие

-

нений, где фигурируют герои греческих трагедий - Орест,

IV

сравнения расширяют как событийный, так и образный ряд «первоисточника», вводя не только тему безумия, но и тему преступления. Затем мотив преступления завершается

-

-

мщения (iltrix dies!), и чудовища (infera monstra), и Тартар, и Стикс, всё это следствие не вмешательства божества, а связано с результатом действий самого Цезаря, который не может не осознавать чудовищности своего преступления (conscia mens). Начатая сновидениями воинов, тема смерти

в сновидении Цезаря становится настолько отчётливой и

-

-

гибших и запрет на погребение выглядит как своего рода «комментарий» к сновидению.

Жанровая специфика «Фарсалии» как исторического эпоса определила отношение к сновидению не только как

приёму, который определённым образом влияет на буду-

ков Лукана. И в снах Помпея, и в снах солдат и Цезаря

-

дения «Фарсалии» ещё и психологической семантикой.

Понимание психологической природы сновидения было

-

-

венными» снами. Сложнее обстоит дело у Вергилия, где

-

-

ший из сновидений (как и из всего сюжета) роль божества,

-

-

менно решить несколько художественных задач: показать роль и значение прошлых событий, качества личности и характера героя, истинную сущность военных действий, и

наконец, роль бессознательного в понимании прошлого.

-

-

лись наиболее созвучными поэтике «нового стиля».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.