Научная статья на тему 'Поэтика ремарок в драматической поэме С. А. Есенина «Пугачев»'

Поэтика ремарок в драматической поэме С. А. Есенина «Пугачев» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
814
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.А. ЕСЕНИН / ПОЭТИКА ДРАМЫ / ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ АВТОРСКИХ РЕМАРОК / S.A. YESENIN / THE POETICS OF THE DRAMA / THE TYPOLOGY AND THE FUNCTIONS OF THE AUTHOR REMARKS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Николаева Алла Александровна

В статье рассматриваются художественные функции и типологические особенности авторских ремарок, используемых С.А. Есениным в драматической поэме «Пугачев». На основе сопоставления чернового и белового вариантов произведения прослеживается эволюция авторского замысла. Есенин-драматург выступает новатором в области поэтики драмы, наделяя функциями ремарок другие элементы художественной структуры драматического произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POETICS OF THE REMARKS IN THE DRAMATIC POEM “PUGACHEV” BY S.A. YESENIN

The article is devoted to the art functions and typology features of the remarks used by S.A. Yesenin in the dramatic poem “Pugachev”. The article traces the evolution of the author’s intention based on the comparison of the draft and the final text of the poem. According to the author of the article, Yesenin as a playwright is an innovator in the poetics of the drama because the functions of the remarks go to the other elements of the artistic structure of a dramatic work.

Текст научной работы на тему «Поэтика ремарок в драматической поэме С. А. Есенина «Пугачев»»

Литературоведение

А.А. Николаева

Поэтика ремарок в драматической поэме С.А. Есенина «Пугачев»

В статье рассматриваются художественные функции и типологические особенности авторских ремарок, используемых С.А. Есениным в драматической поэме «Пугачев». На основе сопоставления чернового и белового вариантов произведения прослеживается эволюция авторского замысла. Есенин-драма-тург выступает новатором в области поэтики драмы, наделяя функциями ремарок другие элементы художественной структуры драматического произведения.

Ключевые слова: С.А. Есенин, поэтика драмы, типология и функции авторских ремарок.

Одним из основных признаков драмы как литературного рода является ремарка. Ремарка (фр. remarque - замечание, пояснение) - «указание автора в тексте пьесы (обычно в скобках) на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, на психологический смысл их высказываний, на темп речи и паузы, на обстановку действия» [4, стб. 870]. Т.к. авторское присутствие и самовыражение в драматических произведениях не столь явное, как в эпических или лирических, ремарка становится одним из главных способов передачи комментариев драматурга, его авторской позиции по отношению к тем или иным событиям пьесы или к действиям персонажей. Не случайно А.Н. Зорин отмечает, что ремарка является «основной формой воплощения авторской воли в тексте драмы» [3, с. 12].

В современном литературоведении все больше внимания уделяется микропоэтике художественного произведения. Представляется интересным проанализировать ремарки, используемые в драматической поэме С.А. Есенина «Пугачёв».

В тексте этой драматической поэмы содержатся всего четыре ремарки, которые обладают явным типологическим сходством.

В главе «Бегство калмыков» казак Кирпичников, настроенный враждебно к представителям власти - атаману Тамбовцеву и генералу Трау-бенбергу, стреляет в начальника оренбургского гарнизона Траубенбер-га. Такой поступок вызывает ряд последующих действий персонажей: (Стреляет.) Траубенберг падает мертвым. Конвойные разбегаются. Казаки хватают лошадь Тамбовцева под уздцы и стаскивают его на землю [2, с. 16-17]. С помощью ремарки здесь поясняется, что случилось с героем, в которого стреляли; как ведут себя люди из его окружения; что делают сторонники стрелявшего пугачёвца.

В главе «Конец Пугачёва» главный герой, поняв, что его бывшие сообщники оказались предателями, убивает одного из них - Крямина. Вновь перед нами короткая ремарка, а за ней - более развернутая: (Стреляет) Крямин падает мертвым. Казаки с криком обнажают сабли. Пугачёв, отмахиваясь кинжалом, пятится к стене [Там же, с. 48]. По структуре эта ремарка включает в себя четыре предложения, полностью совпадая с ремаркой второй главы (ср.: (Стреляет.) Траубенберг падает мертвым. Конвойные разбегаются. Казаки хватают лошадь Тамбовцева под уздцы и стаскивают его на землю). По содержанию первое и второе предложения ремарочного комплекса целиком повторяют ранее введенную ремарку, только потерю несет противоположная сторона. Следующие (третье

Филологические

науки

Литературоведение

и четвертое) предложения характеризуют поведение людей, настроенных враждебно к стрелявшему. В первом случае их жертвой становится представитель власти, во втором - сам бунтовщик. Последние предложения в структуре ремарок, использующихся в разных главах, показывают обреченность героя (вначале это Тамбовцев, затем - сам Пугачёв). Так, благодаря использованию аналогичных по содержанию и форме ремарочных структур, в драматической поэме Есенина возникает эффект своеобразной «зеркальности» совершаемых пугачёвцами действий.

Характерно, что С.А. Есенин сводит число ремарок до минимума, оставляя их только в кульминационных моментах действия. «Подчеркнутый динамизм этих сцен <...> вносит в произведение элемент трагического “параллелизма”, драматической “симметрии”, подчеркивая значение той духовной эволюции, в результате которой восставшие пришли к столь катастрофическому финалу» [1, с. 257], - пишет О.Е. Воронова.

Анализ художественной структуры поэмы позволяет выдвинуть следующую гипотезу: в роли своеобразных ремарок выступают в произведении названия ее глав, своего рода заглавия-ремарки. С точки зрения выполняемой ими художественной функции эти «заголовочные» ремарки можно классифицировать следующим образом:

- ремарки места действия (1 глава - «Появление Пугачёва в Яицком городке»; 4 глава - «Происшествие на Таловом умёте»; 6 глава - «В стане Зарубина»);

- ремарки времени действия (3 глава - «Осенней ночью»);

- ремарки, указывающие на основное действующее лицо данной сцены (1 глава - «Появление Пугачёва в Яицком городке»; 5 глава -«Уральский каторжник» (= Хлопуша); 6 глава - «В стане Зарубина»; 8 глава - «Конец Пугачёва»);

- ремарки, указывающие на основное событие в сцене (4 глава - «Происшествие на Таловом умете»; 8 глава - «Конец Пугачёва»);

- ремарки, указывающие на результат действия за пределами сцены (2 глава - «Бегство калмыков»);

- ремарки природного фона (7 глава - «Ветер качает рожь»).

Для доказательства нашего предположения важное значение имеет текстологический анализ рукописи поэмы. По наблюдению Н.И. Шубнико-вой-Гусевой, «черновик “Пугачёва” может рассказать о многом: о работе над композицией, отдельными строками и даже об авторском понимании смысла и жанра этой вещи» [5, с. 130].

Задумывая свое произведение как трагедию, Есенин в начале работы разделял его на действия и сцены. В черновом автографе поэмы мы находим деление на действия и сцены перед первой (I Действие первое,

II Сцена первая; заглавие отсутствует [2, с. 197]); второй (I Действие второе, II Сцена 2; заглавие отсутствует [Там же, с. 212]); третьей (Действие второе; заглавие отсутствует [Там же, с. 231-232]); пятой (Зачеркнуто, нрзб.: Действие пятое <?>; заглавие отсутствует [Там же, с. 260]) главами, а после второй главы - ремарку «Занавес» [Там же, с. 231].

Перед началом каждого действия и сцены поэт планировал использовать ремарки. Вот ремарка, предваряющая вторую главу: Утро. [На базарную п<лощадь>] [Та же площадь] На базарную площадь [сбегаю<тся>] тянутся торговцы и казаки. [Вбегает] [За<рубин? кладнов?>] [В толпе вертятся <1 сл. нрзб>, Плотников, Денис Караваев, Закладнов, Максим Шигаев, [и] Чика. Зарубин, раздвигая толпу.] [Там же, с. 212-213].

Однако, убрав ремарку, Есенин озаглавливает данную часть «Бегство калмыков», перенося акцент на результат действия за пределами сцены. Это внесценическое событие является исходным для второй главы. Время и место действия становятся понятными из последующего развития сюжета. Судя по количеству героев, участвующих в событиях второй главы, нетрудно догадаться, что место действия должно вместить большое количество народа. В казачьей станице это, как правило, площадь. Время действия тоже угадывается. Представители власти могли прибыть к казакам в утреннее или дневное время. Поэтому событие, происшедшее за рамками сценического действия, является для Есенина столь важным, что поэт выносит его в название главы.

Как видно, в ходе работы над «Пугачёвым» произошла эволюция авторского замысла произведения. Изначально поэт использовал обширные ремарки перед началом глав. Названия появились позже, когда Есенин окончательно определился с жанровой формой своего произведения. В результате эти заглавия приняли на себя функцию ремарки.

В драматургических произведениях особую роль играют ремарки, названные современным исследователем А.Н. Зориным «препозитивными» [3, с. 15]. Это ремарки пространства, времени и состава актантов, предшествующие началу действия или сцены. Есенин не оставляет авторского указания на время и место действия в ремарках, зато включает в монолог героя отношение последнего к тому, что происходит вокруг. Поэт идет по пути расширения функций монологов, усиления в них описательно-повествовательного начала. Например, ночное время воссоздано в поэме через наблюдения героев за небесными светилами: Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается [2, с. 7]; Месяц, желтыми крыльями хлопая, раздирает, как ястреб, кусты [Там же, с. 34].

Кроме этого, в поэме Есенина часто используются отточия, отделяющие строки друг от друга. Их также можно рассматривать в качестве осо-

Филологические

науки

Литературоведение

бого типа «нулевых» ремарок (термин О.Е. Вороновой), выполняющих разные функции. Во-первых, такие отточия употребляются перед появлением новых персонажей внутри главы или после их ухода, заменяя собой традиционные для классической драмы ремарки «Появляется» и «Уходит». Во-вторых, отточие нередко употребляется внутри монолога персонажа и таким образом заменяет другие типичные ремарки («Пауза», «Молчание», «Подумав»). Наиболее часто в поэме отточия используются автором для переключения с диалога на «внутренний» монолог персонажа и наоборот. Иногда пауза нужна герою, чтобы осмыслить свое предположение. Всего в поэме отточия используются десять (!) раз, причем в двух местах Есенин выстраивает их двойным рядом.

Интересно отметить, что в трех главах из восьми («Уральский каторжник», «В стане Зарубина», «Ветер качает рожь») такие отточия отсутствуют. Внутренняя динамика этих глав настолько стремительна, что не предполагает даже малейшей остановки-паузы.

Проведенный в статье анализ содержания и функций ремарок в драматической поэме С.А. Есенина «Пугачёв» дает основания для следующих выводов.

1. В беловом тексте произведения автор использует всего четыре ремарки, которые сопряжены с кульминационными эпизодами действия и выполняют основную сюжетообразующую функцию. Однако в черновой редакции их в 5 раз больше (20), что свидетельствует о существенной эволюции авторского замысла в отношении художественной структуры поэмы и, в особенности, роли ремарок в ней. В результате движения замысла Есенин приходит к необходимости свести до минимума авторское присутствие в тексте, предоставив больше свободы читательской фантазии, а также будущим режиссерским прочтениям его стихотворной пьесы.

2. Все ремарки обладают типологическим (структурным и содержательным) сходством.

3. В ряде случаев Есенин использует в качестве ремарок названия глав поэмы, которые указывают время и место действия, называют персонажей, участвующих в нем, обозначают события за пределами сцены и события, происходящие в данной сцене.

4. Место и время действия каждой главы обозначаются не ремаркой, а выявляются через монологи действующих лиц. Тем самым в поэме Есенина обнаруживаются новые типы ремарок - ремарка-заголовок, ремарка-монолог.

5. Прием отточия, используемый Есениным многократно на протяжении всего произведения, заменяет собой ремарки паузы и ремарки появления и ухода действующих лиц.

г

Все вышесказанное позволяет прийти к заключению, что в художественной практике Есенина-драматурга происходит расширение функции ремарок, а также наделение функциями ремарок других элементов художественной структуры драматического произведения, что свидетельствует о безусловном новаторстве поэтики Есенина-драматурга.

Библиографический список

1. Воронова О.Е. Духовный путь Есенина (религиозно-философские и эстетические искания). Рязань, 1997.

2. Есенин С.А. Пугачёв // Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 7 т. / Гл. ред. Ю.Л. Прокушев. М., 1995-2002. Т. 3. Поэмы. М., 1998. С. 7-51.

3. Зорин А.Н. Поэтика ремарки в русской драматургии ХУШ-Х1Х веков: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 2010.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николю-кина. М., 2003.

5. Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека»: Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. М., 2001.

Филологические

науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.