Литературоведение
А.А. Николаева
Поэтика ремарок в драматической поэме С.А. Есенина «Пугачев»
В статье рассматриваются художественные функции и типологические особенности авторских ремарок, используемых С.А. Есениным в драматической поэме «Пугачев». На основе сопоставления чернового и белового вариантов произведения прослеживается эволюция авторского замысла. Есенин-драма-тург выступает новатором в области поэтики драмы, наделяя функциями ремарок другие элементы художественной структуры драматического произведения.
Ключевые слова: С.А. Есенин, поэтика драмы, типология и функции авторских ремарок.
Одним из основных признаков драмы как литературного рода является ремарка. Ремарка (фр. remarque - замечание, пояснение) - «указание автора в тексте пьесы (обычно в скобках) на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, на психологический смысл их высказываний, на темп речи и паузы, на обстановку действия» [4, стб. 870]. Т.к. авторское присутствие и самовыражение в драматических произведениях не столь явное, как в эпических или лирических, ремарка становится одним из главных способов передачи комментариев драматурга, его авторской позиции по отношению к тем или иным событиям пьесы или к действиям персонажей. Не случайно А.Н. Зорин отмечает, что ремарка является «основной формой воплощения авторской воли в тексте драмы» [3, с. 12].
В современном литературоведении все больше внимания уделяется микропоэтике художественного произведения. Представляется интересным проанализировать ремарки, используемые в драматической поэме С.А. Есенина «Пугачёв».
В тексте этой драматической поэмы содержатся всего четыре ремарки, которые обладают явным типологическим сходством.
В главе «Бегство калмыков» казак Кирпичников, настроенный враждебно к представителям власти - атаману Тамбовцеву и генералу Трау-бенбергу, стреляет в начальника оренбургского гарнизона Траубенбер-га. Такой поступок вызывает ряд последующих действий персонажей: (Стреляет.) Траубенберг падает мертвым. Конвойные разбегаются. Казаки хватают лошадь Тамбовцева под уздцы и стаскивают его на землю [2, с. 16-17]. С помощью ремарки здесь поясняется, что случилось с героем, в которого стреляли; как ведут себя люди из его окружения; что делают сторонники стрелявшего пугачёвца.
В главе «Конец Пугачёва» главный герой, поняв, что его бывшие сообщники оказались предателями, убивает одного из них - Крямина. Вновь перед нами короткая ремарка, а за ней - более развернутая: (Стреляет) Крямин падает мертвым. Казаки с криком обнажают сабли. Пугачёв, отмахиваясь кинжалом, пятится к стене [Там же, с. 48]. По структуре эта ремарка включает в себя четыре предложения, полностью совпадая с ремаркой второй главы (ср.: (Стреляет.) Траубенберг падает мертвым. Конвойные разбегаются. Казаки хватают лошадь Тамбовцева под уздцы и стаскивают его на землю). По содержанию первое и второе предложения ремарочного комплекса целиком повторяют ранее введенную ремарку, только потерю несет противоположная сторона. Следующие (третье
Филологические
науки
Литературоведение
и четвертое) предложения характеризуют поведение людей, настроенных враждебно к стрелявшему. В первом случае их жертвой становится представитель власти, во втором - сам бунтовщик. Последние предложения в структуре ремарок, использующихся в разных главах, показывают обреченность героя (вначале это Тамбовцев, затем - сам Пугачёв). Так, благодаря использованию аналогичных по содержанию и форме ремарочных структур, в драматической поэме Есенина возникает эффект своеобразной «зеркальности» совершаемых пугачёвцами действий.
Характерно, что С.А. Есенин сводит число ремарок до минимума, оставляя их только в кульминационных моментах действия. «Подчеркнутый динамизм этих сцен <...> вносит в произведение элемент трагического “параллелизма”, драматической “симметрии”, подчеркивая значение той духовной эволюции, в результате которой восставшие пришли к столь катастрофическому финалу» [1, с. 257], - пишет О.Е. Воронова.
Анализ художественной структуры поэмы позволяет выдвинуть следующую гипотезу: в роли своеобразных ремарок выступают в произведении названия ее глав, своего рода заглавия-ремарки. С точки зрения выполняемой ими художественной функции эти «заголовочные» ремарки можно классифицировать следующим образом:
- ремарки места действия (1 глава - «Появление Пугачёва в Яицком городке»; 4 глава - «Происшествие на Таловом умёте»; 6 глава - «В стане Зарубина»);
- ремарки времени действия (3 глава - «Осенней ночью»);
- ремарки, указывающие на основное действующее лицо данной сцены (1 глава - «Появление Пугачёва в Яицком городке»; 5 глава -«Уральский каторжник» (= Хлопуша); 6 глава - «В стане Зарубина»; 8 глава - «Конец Пугачёва»);
- ремарки, указывающие на основное событие в сцене (4 глава - «Происшествие на Таловом умете»; 8 глава - «Конец Пугачёва»);
- ремарки, указывающие на результат действия за пределами сцены (2 глава - «Бегство калмыков»);
- ремарки природного фона (7 глава - «Ветер качает рожь»).
Для доказательства нашего предположения важное значение имеет текстологический анализ рукописи поэмы. По наблюдению Н.И. Шубнико-вой-Гусевой, «черновик “Пугачёва” может рассказать о многом: о работе над композицией, отдельными строками и даже об авторском понимании смысла и жанра этой вещи» [5, с. 130].
Задумывая свое произведение как трагедию, Есенин в начале работы разделял его на действия и сцены. В черновом автографе поэмы мы находим деление на действия и сцены перед первой (I Действие первое,
II Сцена первая; заглавие отсутствует [2, с. 197]); второй (I Действие второе, II Сцена 2; заглавие отсутствует [Там же, с. 212]); третьей (Действие второе; заглавие отсутствует [Там же, с. 231-232]); пятой (Зачеркнуто, нрзб.: Действие пятое <?>; заглавие отсутствует [Там же, с. 260]) главами, а после второй главы - ремарку «Занавес» [Там же, с. 231].
Перед началом каждого действия и сцены поэт планировал использовать ремарки. Вот ремарка, предваряющая вторую главу: Утро. [На базарную п<лощадь>] [Та же площадь] На базарную площадь [сбегаю<тся>] тянутся торговцы и казаки. [Вбегает] [За<рубин? кладнов?>] [В толпе вертятся <1 сл. нрзб>, Плотников, Денис Караваев, Закладнов, Максим Шигаев, [и] Чика. Зарубин, раздвигая толпу.] [Там же, с. 212-213].
Однако, убрав ремарку, Есенин озаглавливает данную часть «Бегство калмыков», перенося акцент на результат действия за пределами сцены. Это внесценическое событие является исходным для второй главы. Время и место действия становятся понятными из последующего развития сюжета. Судя по количеству героев, участвующих в событиях второй главы, нетрудно догадаться, что место действия должно вместить большое количество народа. В казачьей станице это, как правило, площадь. Время действия тоже угадывается. Представители власти могли прибыть к казакам в утреннее или дневное время. Поэтому событие, происшедшее за рамками сценического действия, является для Есенина столь важным, что поэт выносит его в название главы.
Как видно, в ходе работы над «Пугачёвым» произошла эволюция авторского замысла произведения. Изначально поэт использовал обширные ремарки перед началом глав. Названия появились позже, когда Есенин окончательно определился с жанровой формой своего произведения. В результате эти заглавия приняли на себя функцию ремарки.
В драматургических произведениях особую роль играют ремарки, названные современным исследователем А.Н. Зориным «препозитивными» [3, с. 15]. Это ремарки пространства, времени и состава актантов, предшествующие началу действия или сцены. Есенин не оставляет авторского указания на время и место действия в ремарках, зато включает в монолог героя отношение последнего к тому, что происходит вокруг. Поэт идет по пути расширения функций монологов, усиления в них описательно-повествовательного начала. Например, ночное время воссоздано в поэме через наблюдения героев за небесными светилами: Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается [2, с. 7]; Месяц, желтыми крыльями хлопая, раздирает, как ястреб, кусты [Там же, с. 34].
Кроме этого, в поэме Есенина часто используются отточия, отделяющие строки друг от друга. Их также можно рассматривать в качестве осо-
Филологические
науки
Литературоведение
бого типа «нулевых» ремарок (термин О.Е. Вороновой), выполняющих разные функции. Во-первых, такие отточия употребляются перед появлением новых персонажей внутри главы или после их ухода, заменяя собой традиционные для классической драмы ремарки «Появляется» и «Уходит». Во-вторых, отточие нередко употребляется внутри монолога персонажа и таким образом заменяет другие типичные ремарки («Пауза», «Молчание», «Подумав»). Наиболее часто в поэме отточия используются автором для переключения с диалога на «внутренний» монолог персонажа и наоборот. Иногда пауза нужна герою, чтобы осмыслить свое предположение. Всего в поэме отточия используются десять (!) раз, причем в двух местах Есенин выстраивает их двойным рядом.
Интересно отметить, что в трех главах из восьми («Уральский каторжник», «В стане Зарубина», «Ветер качает рожь») такие отточия отсутствуют. Внутренняя динамика этих глав настолько стремительна, что не предполагает даже малейшей остановки-паузы.
Проведенный в статье анализ содержания и функций ремарок в драматической поэме С.А. Есенина «Пугачёв» дает основания для следующих выводов.
1. В беловом тексте произведения автор использует всего четыре ремарки, которые сопряжены с кульминационными эпизодами действия и выполняют основную сюжетообразующую функцию. Однако в черновой редакции их в 5 раз больше (20), что свидетельствует о существенной эволюции авторского замысла в отношении художественной структуры поэмы и, в особенности, роли ремарок в ней. В результате движения замысла Есенин приходит к необходимости свести до минимума авторское присутствие в тексте, предоставив больше свободы читательской фантазии, а также будущим режиссерским прочтениям его стихотворной пьесы.
2. Все ремарки обладают типологическим (структурным и содержательным) сходством.
3. В ряде случаев Есенин использует в качестве ремарок названия глав поэмы, которые указывают время и место действия, называют персонажей, участвующих в нем, обозначают события за пределами сцены и события, происходящие в данной сцене.
4. Место и время действия каждой главы обозначаются не ремаркой, а выявляются через монологи действующих лиц. Тем самым в поэме Есенина обнаруживаются новые типы ремарок - ремарка-заголовок, ремарка-монолог.
5. Прием отточия, используемый Есениным многократно на протяжении всего произведения, заменяет собой ремарки паузы и ремарки появления и ухода действующих лиц.
г
Все вышесказанное позволяет прийти к заключению, что в художественной практике Есенина-драматурга происходит расширение функции ремарок, а также наделение функциями ремарок других элементов художественной структуры драматического произведения, что свидетельствует о безусловном новаторстве поэтики Есенина-драматурга.
Библиографический список
1. Воронова О.Е. Духовный путь Есенина (религиозно-философские и эстетические искания). Рязань, 1997.
2. Есенин С.А. Пугачёв // Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 7 т. / Гл. ред. Ю.Л. Прокушев. М., 1995-2002. Т. 3. Поэмы. М., 1998. С. 7-51.
3. Зорин А.Н. Поэтика ремарки в русской драматургии ХУШ-Х1Х веков: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 2010.
4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николю-кина. М., 2003.
5. Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека»: Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. М., 2001.
Филологические
науки