Научная статья на тему 'ПОЭТИКА РАССКАЗОВ НИНЫ ДАШЕВСКОЙ (ПО СБОРНИКУ «РАССКАЗЫ ВОЛЧКА»)'

ПОЭТИКА РАССКАЗОВ НИНЫ ДАШЕВСКОЙ (ПО СБОРНИКУ «РАССКАЗЫ ВОЛЧКА») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
345
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПОЭТИКА / НИНА ДАШЕВСКАЯ / СОВРЕМЕННЫЙ РАССКАЗ / МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чжан Ц.

Статья посвящена поэтике рассказов Нины Дашевской по материалам сборников «Рассказы Волчка». Рассматривается особенность рассказов для детей и подростков, анализируется художественная поэтика в творчестве писателя с точки зрения содержания, темы и языка. Особое внимание уделено созданию художественной реальности, которая транслирует вполне достоверные особенности характеров, ситуаций и явлений современного мира. Новизна проведенного исследования заключается в попытке постижения внутренних закономерностей прозы Н. Дашевской для детей и подростков, исследовать которые возможно через последовательный и систематический анализ поэтики. Делается вывод, что рассказы Н. Дашевской могут помогать детям и подросткам стать более устойчивыми и эффективно решать проблемы, с которыми они сталкиваются по мере взросления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POETICS OF NINA DASHEVSKAYA'S SHORT STORIES (FROM THE COLLECTION "VOLCHOK'S STORIES")

The article focuses on the poetics of Nina Dashevskaya's short stories based on the collection "Volchok's Stories". The author considers the peculiarities of stories for children and adolescents, analyzes the artistic poetics in the creative work of the writer from the point of view of content, theme and language. The special attention is given to the creation of artistic reality, which conveys quite authentic features of characters, situations and phenomena of the modern world. The novelty of the study is in the attempt to comprehend the internal regularities of N. Dashevskaya's prose for children and adolescents which can be explored through a coherent and systematic analysis of poetics. The conclusion is that N. Dashevskaya's stories can help children and adolescents become more resilient and deal effectively with the problems they face as they grow up.

Текст научной работы на тему «ПОЭТИКА РАССКАЗОВ НИНЫ ДАШЕВСКОЙ (ПО СБОРНИКУ «РАССКАЗЫ ВОЛЧКА»)»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 4 (115). С. 158-169. Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 4 (115), pp. 158-169.

Научная статья УДК 821.161.1

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-4-115-13 EDN: ENUOCZ

Поэтика рассказов Нины Дашевской (по сборнику «Рассказы Волчка»)

Цуйцуй Чжан

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,

Санкт-Петербург, Россия Zhangcuicui0708@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-1966-2093

Аннотация. Статья посвящена поэтике рассказов Нины Дашевской по материалам сборников «Рассказы Волчка». Рассматривается особенность рассказов для детей и подростков, анализируется художественная поэтика в творчестве писателя с точки зрения содержания, темы и языка. Особое внимание уделено созданию художественной реальности, которая транслирует вполне достоверные особенности характеров, ситуаций и явлений современного мира. Новизна проведенного исследования заключается в попытке постижения внутренних закономерностей прозы Н. Дашевской для детей и подростков, исследовать которые возможно через последовательный и систематический анализ поэтики. Делается вывод, что рассказы Н. Дашевской могут помогать детям и подросткам стать более устойчивыми и эффективно решать проблемы, с которыми они сталкиваются по мере взросления. Ключевые слова: современная детская литература, поэтика, Нина Дашевская, современный рассказ, музыка

Благодарность. Статья подготовлена при поддержке Государственного комитета по стипендиям КНР (грант №202008370287). Работа выполнена под руководством доктора филологических наук профессора М. А. Черняк.

Для цитирования: Чжан Ц. Поэтика рассказов Нины Дашевской (по сборнику «Рассказы Волчка») // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 4 (115). 158-169. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-4-115-13.

Poetics of Nina Dashevskaya's short stories (From the collection "Volchok's Stories")

Zhang Cuicui

The Herzen State Pedagogical University of Russia,

St Petersburg, Russia

Zhangcuicui0708@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-1966-2093

Abstract. The article focuses on the poetics of Nina Dashevskaya's short stories based on the collection "Volchok's Stories". The author considers the peculiarities of stories for children and adolescents, analyzes the artistic poetics in the creative work of the writer from the point of view of content, theme and language. The special attention is given to the creation of artistic reality, which conveys quite authentic features of characters, situations and phenomena of the modern world. The

Чжан Ц., 2023

ISSN 1994-0637 (print)

©

novelty of the study is in the attempt to comprehend the internal regularities of N. Dashevskaya's prose for children and adolescents which can be explored through a coherent and systematic analysis of poetics. The conclusion is that N. Dashevskaya's stories can help children and adolescents become more resilient and deal effectively with the problems they face as they grow up. Keywords: contemporary children's literature, poetics, Nina Dashevskaya, contemporary short story, music

Acknowledgements: The work was supported by the China Scholarship Council (grant no. 202008370287). The research was conducted under the supervision of M. A. Chernyak, Doctor of Philological Sciences, Professor.

For citation: Zhang C. Poetics of Nina Dashevskaya's short stories (From the collection "Volchok's Stories"). Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 4 (115), pp. 158-169 (In Rus.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-4-115-13.

Введение

Детская литература представляет собой значимую часть современной литературы, с этим мнением современным издателям трудно не согласиться. Действительно, детская литература в режиме "здесь и сейчас" способна спасти российский книжный бизнес1. В век стремительного развития информационных технологий качественная литература увлекает не только детей и подростков, но и взрослых читателей2. Современная детская литература имеет существенное значение для воспитания подрастающего поколения, ведь она формирует у детей способность воспринимать и оценивать культурное наследие предков, стимулирует рост и развитие личности, а также содействует освоению ребенком необходимых социальных навыков. Кроме того, она заимствует, а затем и транслирует ключевые темы и труды предшествующих ей авторов, тем самым поддерживая принцип культурной преемственности3. Следует обозначить ценность детской литературы для развития и становления личности ребенка, ведь именно литература служит подспорьем для выработки особого миропонимания и мировоззрения. С другой стороны, изучение и оценка современной детской литературы как явления культурно-философского порядка способствует осмыслению онтологических проблем.

Е. Асонова, педагог и исследователь современной литературы для детей и подростков, утверждает: «Современный автор детской или подростковой книги явно отличается от своих предшественников: у него во многом иные задачи, другие технические условия»4. Для любого писателя большое значение имеет то, каков его читатель: чем он живет, что им движет, какая реальность его окружает. Современному детскому писателю соответствует современный читатель, вниманием которого предстоит завладеть, «конкурируя и взаимодействуя с другими рецептивными практиками - цифровыми, динамичными, опирающимися на эффект «дополненной реально-

1 Черняк М. А. Актуальная словесность XXI века: Приглашение к диалогу. Москва: ФЛИНТА, 2020. С. 215.

2 Черняк М. А., Цветкова Е. Г. ДЕТЛИТ по-взрослому: библионавигатор по современной детской литературе. Москва: Р1ША, 2022. С. 149.

3 Там же. С. 154.

4 Асонова Е. А. Набор открыток, или Семь современных детских книг для медленного чтения // Детские чтения. 2016. Вып. 10. № 2. С. 333.

сти». По мнению Е. Асоновой, в данном случае у литературы для детей и подростков «открывается второе дыхание», ведь она позволяет читателю побыть наедине с самим собой, погрузиться в себя и начать рефлексировать над происходящим, чего не делают ни фильмы, ни компьютерные игры. Е. Асонова убеждена, что эта особенность чтения в наши дни будет обретать все большую и большую ценность.

Сегодняшние российские детские и подростковые рассказы не должны быть скучными, они должны увлекать ребенка, в легкой форме помогать ему познать самого себя, а также понять других. Советский и российский детский писатель и публицист В. Воскобойников в своей статье «Детская литература вчера и сегодня. А завтра?» пишет: «В настоящей литературе для детей - как и в настоящем искусстве как таковом - прежде всего должно биться живое чувство: радость, печаль, сострадание, удивление, веселье... Кроме перечисленных элементов, нужно еще одно таинственное качество - детскость»1.

Современные дети и подростки склонны верить написанному в детской прозе, которая тесно связана с настоящей жизнью и поэтика которой сосредоточена на создании целостного художественного мира, но в то же время перекликается с реальным миром, не уступая ему в достоверности. Правдоподобность - тот фактор, посредством которого автору удается убедить читателя-ребенка в том, что описываемые события действительно могли бы произойти, в том числе и с этим самым ребенком; это, в свою очередь, способствует наибольшей эффективности воспитательного аспекта2.

Специализирующееся на выпуске книг для детей и подростков московское издательство «Волчок» было основано в декабре 2018 года и сейчас занимает лидирующие позиции в сфере книгораспространения. «Волчок» издает книги, ориентированные не только на то, чтобы развлечь юного читателя, но и на то, чтобы показать ему особенности мироустройства, а также человеческих взаимоотношений. Предметом нашего исследования являются сборники «Рассказы Волчка», выпускаемые отдельной серией в рамках основной издательской деятельности «Волчка».

«Волчок» тщательно отбирает тексты для качественного подросткового чтения, и именно поэтому публикуемые в издательстве авторы зачастую являются лауреатами таких престижных писательских конкурсов, как «Книгуру», «Крапивинка» и «Новая (детская) книга». По мнению главного библиотекаря библиотеки им. А. А. Вознесенского А. Копейкина, "люди, основавшие издательство с симпатичным названием «Волчок», собрали под одной обложкой не просто рассказы; получилась настоящая панорама современной детской литературы, своего рода выставка достижений, смотр ее лучших сил .

1 Черняк М. А., Цветкова Е. Г. ДЕТЛИТ по-взрослому: библионавигатор по современной детской литературе. Москва: Р1ША, 2022. С. 136.

2 Замлелова С. Г. Разочарование. Рассказы и фельетоны. Москва: Спутник+, 2004. С. 102.

3 Копейкин А. А. Книги для тинейджеров: рассказы Волчка, болотная нечисть и черти // Летнее чтение для современных подростков по версии Алексея Копейкина. 2019. URL: https://godHtera1ury.ra/artides/2019/07/16/kmgi-dlya-tmeydzherov-rasskazy-volchk?ysclid=lee0tlt8oe999357292 (дата обращения: 28.12.2021)_

Читательская аудитория «Волчка» - подростки старше десяти лет, заинтересованные в познании окружающего их мира и открытые к диалогу. По словам руководителя издательства Н. Джумакулиева, «возраст» книги зависит от того, насколько читатель готов (интеллектуально и эмоционально) воспринимать героя, его эмоции и переживания1.

Одним из ведущих проектов «Волчка» является выпускаемая с 2019 года серия «Рассказы Волчка», в которую вошли работы многих известных современных детских авторов. В данной серии публикуются рассказы не только писателей-новаторов, но и мастеров «старой школы», среди которых Лариса Романовская, Нина Дашевская, Эдуард Веркин, Илга Понорницкая, Ксения Драгунская, Борис Минаев, Станислав Востоков и многие другие, чей творческий путь начался с участия в фестивале-конкурсе короткого рассказа «Кора».

В 2020 году серия стала лауреатом национального конкурса «Книга года» в подростковой номинации «Поколение 2». Цель проекта - издание рассказов, сохраняющих баланс между развлечением, воспитанием и обучением, традицией и современностью, предлагающих интересное и захватывающее чтение, открывающее мир и расширяющее кругозор.

Основная часть

Замечательному музыканту и прозаику Нине Сергеевне Дашевской принадлежит особое место не только в списке писателей «Рассказов Волчка», но и в ряду современных детских авторов. Ее тексты не раз занимали первое место в конкурсе «Книгуру»: сборник подростковых рассказов «Около музыки» (2014), книга «Я не тормоз» (2015); сборник «Около музыки» также одержал победу в конкурсе «Новая детская литература», а за повесть «Вилли» писательница была удостоена премии имени Владислава Крапивина2.

В. Лысов написал, что главное достоинство произведений Нины Дашевской - замечательная искренность и доброта. Она не удивляется и не восхищается своими героями, не ставит под сомнение наличие столь же по-иному одаренных детей в предыдущих или последующих поколениях, а просто пытается всмотреться в сего-дняшнее3.

Согласно И. Н. Арзамасцевой, «язык рассказов для детей должен быть грамматически правильным, литературным, точным, понятным для ребенка, служить обогащению словарного запаса читателя, при этом не должен быть загруженным. Язык детской прозы - максимально доступный для ребенка и живой»4. В текстах, предназначенных для детей и подростков, как правило, присутствует большое количество различных глагольных форм, что обусловлено высокой концентрацией событий в

1 ПроДетЛит, Издательство Волчок. 2022. URL: https://prodetlit.ru/index.php/ Издатель-ство_Волчок (дата обращения: 28.10.2022).

2 Черняк М. А., Цветкова Е. Г. ДЕТЛИТ по-взрослому: библионавигатор по современной детской литературе. Москва: Р1ША, 2022. С. 188-189.

3 Там же. С. 189.

4 Шипилина О. В. «Поэтика прозы для детей Ксении Драгунской». Выпускная квалификационная работа. Екатеринбург: [б. и.], 2019. С. 16.

рамках одного произведения. В соответствии с этим язык рассказов Н. Дашевской характеризуется логически стройным, тщательно выверенным синтаксисом, сжато и полно выражающим содержание рассказа. Например: «... Правда, отступить все-таки пришлось - деньги забыл. У-у, бестолковая голова!!!...»1. Языковая структура предельно выразительна, вызывает соответствующие ассоциации, обращается не только к логическому, но и к эмоциональному аспекту восприятия, создавая определенную систему представлений и образов. «... Логовенко больше не появлялась. Ни разу. С ума можно сойти, я издергался весь»2. Благодаря этим простым фразам читатель моментально понимает ход событий и эмоциональное состояние, переживаемое главным героем Матвеем.

Сюжеты произведений Н. Дашевской часто связаны с музыкой. «Музыка - это среда, в которой я живу, я плохо представляю себе жизнь без музыки. Я не ставлю себе задачу сделать из своих учеников профессиональных музыкантов, и герои моих книг не всегда всерьез занимаются музыкой», - говорит писательница3. Роль педагога Нина Дашевская видит прежде всего в воспитании личности, а не профессионального музыканта. Согласно ее словам, музыка - самая благоприятная почва для развития ребенка, а посему в ее цели не входит писать непосредственно о музыке, ведь для нее это лишь привычный окружающий мир.

Так произошло и со сборником рассказов «Около музыки», в который вошли восемь рассказов о музыке. Главные герои рассказов - подростки - владеют различными музыкальными инструментами: виолончелью, ударными, скрипкой - объединяются в музыкальные группы. Мотив музыки - основной в сборнике, музыка -главный помощник в процессе социализации подростка. В своих рассказах Н. Да-шевская описывает то, что когда-то ее саму очаровало в этом виде искусства: знакомство с музыкой, композиторов и их известные произведения, умение читать с листа и самые разные музыкальные инструменты, среди которых чаще всего имеют место струнные (так как автор сама играет на скрипке). «Мне бы хотелось сказать, что у музыкантов какое-то особое чувство формы, фразы, слова. Нас учат, что мелодия должна куда-то идти, что не нужно играть просто ноты, что в каждой фразе есть смысл, что есть главное и второстепенное. На эти вопросы не всегда есть четкие ответы, но их важно задавать. Текст не должен звучать одинаково. Но я думаю, что и человек без музыкального образования все это знает. Или среди музыкантов было бы гораздо больше пишущих людей. Так что не знаю, какая тут связь»4, - так писательница определяет для себя связь музыки и литературы.

1 Дашевская Н. С. Чек // Чертополох у воды: сборник рассказов. Москва: Волчок, 2021. С. 99. (Рассказы Волчка).

2 Дашевская Н. С. Бесконтактно // Полное погружение: сборник рассказов. Москва: Волчок, 2021. С. 78. (Рассказы Волчка).

3 Дарья Д. С. Интервью с Ниной Дашевской «В общении с подростками простых решений не бывает» // Папмамбук. 2016. URL: https://www.papmambook.ru/ arti-cles/2029/?ysclid=lebe780i72902963007 (дата обращения: 28.10.2021)

4 Полина Зеленова. Интервью с Ниной Дашевской «Без музыки я была бы просто совсем другим человеком» // Папмамбук. 2018. URL: https://www.papmambook.ru/ articles/3^_

Рассказы «Каштан в кармане» и «Ветер» также посвящены теме музыки. Достаточно часто главные герои рассказов - это ученики музыкальных школ, и музыка для них играет важную роль в жизни. При помощи музыки создается эмоциональная связь между читателем и главным героем. Например: «У меня мозг не математический. И мама даже обрадовалась, потому что было бы трудно ходить в эту математическую школу и еще в музыкальную. У меня слух хороший, и петь люблю. Мама очень хотела, чтобы я музыкой занимался»1. Тематика и проблематика произведений, мотивы музыки и пути являются «скрепами» рассказов, способствуя образованию художественного целого. В жизни каждого героя музыка является необходимым инструментом познания сложного мира. Например, в рассказе «Ветер» главная героиня Дана, играющая в оркестре, ни разу за два года не пропустила репетиции из-за простуды или другой болезни. Так она признает необходимость брать на себя ответственность за собственное здоровье: «Из-за этого я стараюсь сильно не болеть»2.

Герои рассказов Дашевской часто находятся в пути: являются пассажирами электричек, поездов или трамваев. Нина Дашевская признается: «Мне нужно движение», - и эта, на первый взгляд, ненароком сказанная в интервью фраза о том, как писательница предпочитает создавать свои произведения, вполне применима и к возникшему в ее творчестве мотиву пути, такому важному для подростков, некоторые из которых оказываются заплутавшими в жизненных перипетиях. Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги в рассказах Дашевской ассоциируется с жизненным путем героя и сопровождается философскими раздумьями о тайнах мироздания. «... И я на своем месте - сейчас иду один. И мне нравится вот так идти и нравится, что ветер. ...»3. Мы видим, что Муся переживает особое мгновение, оставившее в ее душе глубокое впечатление от внутреннего мира Даны.

Мотив дороги символизирует такие процессы, как движение, поиск, испытание и обновление. Элементом значения мотива дороги является ситуация, способствующая раскрытию тех или иных чувств героя. Нередко герои Дашевской идут пешком, словно странствуют, таким образом осваивая, делая более близким и понятным запутанный мир мегаполиса. Герои странствуют по улицам города, по тропинкам леса, по дороге жизни, тем самым взрослея и накапливая опыт, меняя свое мироощущение: «... И холодно, холодно как, прямо в лицо ветер, снегом кидается; снежинки царапаются, как звездочки у ниндзя. Я вдруг вспомнил это слово - «поземка» ... »4. В дороге Герман (герой) задумывается о стихии, а вместе с тем и о философии жизни, о сложных проблемах, решает важные для себя вопросы. Образ дороги помогает Н. Дашевской как отразить в тексте объективные картины жизни, так и более интенсивно и ярко изобразить настроение героя рассказа.

1 Дашевская Н. С. Каштан в кармане // Внутри что-то есть: сборник рассказов. Москва: Волчок, 2019. С. 6. (Рассказы Волчка).

2 Дашевская Н. С. Ветер // Ты - моя тайна: сборник рассказов. Москва: Волчок, 2021. С. 79. (Рассказы Волчка).

3 Там же. С. 83.

4 Дашевская Н. С. Чек // Чертополох у воды: сборник рассказов. Москва: Волчок, 2021. С. 105. (Рассказы Волчка).

Кроме мотива пути, центральный мотив рассказов Н. Дашевской - взросление. Б. М. Гаспаров указывает, что в роли мотива «может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» - событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т. д., единственное, что определяет мотив, - это его репродукция в тексте»1. В работах писательницы философия жизни обнаруживает себя в мельчайших явлениях так, чтобы молодые люди могли познать ее самостоятельно. Например, в рассказе «Край города» герой, выбирая дорогу в жизнь и спутников, с которыми будет преодолевать этот путь, вынужден пересмотреть свое отношение к незнакомому, казавшемуся неприятным и даже страшным человеку. Для понимания него и самого себя герою необходимо совершить усилие и разглядеть истинную личность под личиной. Единственный совет, который точно могу дать: детям нужно давать не лучшее, а разное - чтобы они учились выбирать, что им нравится, а что не нравится2.

В детской литературе значимые элементы содержания занимают в тексте те места, где они будут сразу видны читателю и обязательно привлекут его внимание. Такие элементы традиционно называются в литературоведении «сильными позициями» текста. Они, относительно всего остального текстового полотна, лучше запоминаются, производят наибольший эстетический эффект и особенно заинтересовывают читателя. Эти позиции закреплены локально и расположены в начале текста либо в его заключительной части. В число таких «сильных» позиций преимущественно входят заглавие, эпиграф, начало и конец текста3. В рассказах Н. Дашевской ключевые слова или ключевые знаки часто появляются в тексте уже в качестве заглавий и являются яркими визуальными образами, с самого начала погружающими читателя-подростка в художественный мир рассказа. Например, в рассказе «Каланча» герой Леша, имеющий высокий рост, получает от прабабушки прозвище Каланча: «Меня так прабабушка иногда зовет: вот, говорит, какой же ты каланча вымахал. .Так что мне всегда казалось, это такое специальное слово, прабабушкинское»4. Так, ключевой образ произведения непосредственно фиксируется автором в заглавии, и, тем самым, служит для понимания произведения.

И. В. Фоменко, развернуто описывая роль слова в художественном контексте, указывает на такие признаки ключевого слова, как его частотность и способность «нести в себе целый пучок значений»5. В рассматриваемом нами рассказе герой позволяет своей бабушке называть его Каланчой, но не позволяет это делать своим одноклассникам, однако считает допустимым, чтобы его называла так Лена. Измене-

1 Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. Москва: Наука, 1984. С. 30.

2Ломакина Б. П. Нина Дашевская: «Я всегда пишу для взрослых» // МФИШОП. URL: https://my-shop.ru/shop/article/13061/sort/a/page/1 .html (дата обращения: 2.11.2022).

3 Арнольд И. В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. 1978. № 4. С. 23-24.

4 Дашевская Н. С. Каланча // Под ярким солнцем: сборник рассказов. Москва: Волчок, 2022. С. 5. (Рассказы Волчка).

5 Улицкая Л. Е. Люди нашего царя. Москва: Эксмо, 2005. С. 41.

164 ISSN 1994-0637 (print)

ние семантического оттенка можно оценить в обратном порядке через описание Каланчи, задающее смысловую перспективу сюжету рассказа.

Рассказы автора, входящие в серию, могут быть «расшифрованы» с помощью ключевого слова, потенциально расположенного в любом месте, хотя, стоит отметить, что «не каждое его употребление совпадает с сильной позицией или образует ее»1. Имена собственные также могут входит в категорию ключевых слов и тем самым формировать метатекстовое пространство произведения. Семантика имени помогает понять поступки героев, а ее расслоение свидетельствует о необходимости корректировки жизненных обстоятельств. Использование писателем имен собственных подразумевает взаимодействие «текста имени» с авторским текстом. Так, имя Сторонний, означающее «чужой», соотносится с судьбой героя, представленной в рассказе «Край города». «. Мы не стали объяснять, что это он нас вытащил, а не наоборот»2. На самом деле, Сторонний не так страшен, как кажется, напротив, он помогает нам, заблудшим. Стратегия заглавия текста - спровоцировать читателя на диалог. Ключевые слова помогают ему опознать свой текст. Раздвигая границы книги, автор уже посредством названия начинает беседу с читателем, во многом предопределяя авторскую позицию, акцентируя на ней внимание, но в то же время оставляя пространство для различных интерпретаций3. Например, в рассказе «Молчуны»: Захару дается прозвище Молчун, означающее молчаливого человека и перекликающееся с названием рассказа. «Это было странно. То, что он вообще разлепил губы и что-то сказал. . Надо же - никогда бы не подумала, а ведь хорошо рисует»4. Разглядев Захара в жизни, героиня рассказа понимает, что он совсем не такой, каким предстает перед всеми в школе. Однако в заглавиях, которые использует Дашевская, не всегда угадывается основной адресат ее рассказов - ребенок. Некоторые заголовки включают указания на культурные реалии, обращаются к читательской компетенции адресата. Писатель усложняет семантику заголовков. Например, глубоким и многозначным оказывается и заглавие произведения «Солнечная сторона», означающее «хорошее в жизни». «... А завтра выяснилось, что ехать никуда не надо. ...»5. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Противоречивая визуализация феномена «existentia» (экзистенциализм), свидетельствующая о социальном кризисе, отображает недоверие к сотворенной природе вещей, среди которых современный человек непременно силится овладеть неритуальной свободой. Таким образом, становится очевидной крайняя информативность заглавий многих современных произведений, несмотря на их кажущуюся простоту или нарочитый лаконизм6.

1 Улицкая Л. Е. Люди нашего царя. Москва: Эксмо, 2005. С. 183.

2 Дашевская Н. С. Край города // Поворот: сборник рассказов. Москва: Волчок, 2020. С. 25.

3 Черняк М. А. Феномен массовой литературы XX в. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. С. 256.

4 Дашевская Н. С. Молчуны // Чуть правее сердца: сборник рассказов. Москва: Волчок, 2021. С. 5, 9.

5 Дашевская Н. С. Солнечная сторона // Добрые письма: сборник рассказов. Москва: Волчок, 2021. С. 84.

6 Лукин В. А. Художественный текст. Москва: Ось-89, 2005. С. 92.

В небольшом по объему произведении писатель должен суметь показать все, на что он способен. Удается это не всем, но, если удается, случается открытие. Для писателей рассказ - проверка их мастерства. В рассказе на виду каждая деталь, в нем нет места для невыразительных героев, пустословия, сюжетных промахов1. Это суждение замечательно иллюстрируется рассказами Н. Дашевской, в которых увлекательный сюжет, запечатленный всего лишь на нескольких страницах, отличается напряженностью, динамичностью и высокой концентрацией захватывающих событий. Нарратив, как правило, организуется таким образом, чтобы как можно дольше удерживать внимание ребенка. Мысли героев-подростков, ловко сформулированные, можно сравнить с фортепианной игрой соседа за стенкой: музыка знакомая, но исполнена она по-своему и потому завораживает.

Выводы

Таким образом, Н. Дашевская часто вводит в свои рассказы особые, повторяющиеся художественные элементы. Например, это мотивы дороги и взросления подростка, которые особенно актуальны для современного ребенка. Язык ее произведений богат и выразителен, конкретен и доступен, повествовательные элементы в нем преобладают над описательными. Поэтика рассказов Н. Дашевской, издаваемых в рамках серии «Рассказы Волчка», нацелена на создание такой художественной действительности, которая транслирует подлинные особенности характеров, ситуаций и явлений объективного мира.

Список источников

Арнольд И. В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. 1978. № 4. С. 23-31.

Асонова Е. А. Набор открыток, или Семь современных детских книг для медленного чтения // Детские чтения. 2016. Выпуск 10. № 2. С. 333-343.

Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. Москва: Наука, 1984. 351 с.

Дарья Д. С. Интервью с Ниной Дашевской «В общении с подростками простых решений не бывает» // Папмамбук. 2016. URL: https://www.papmambook.ru/articles/2029/ ?ysclid=lebe780i72902963007 (дата обращения: 28.10.2021)

Дашевская Н. С. Бесконтактно // Полное погружение: сборник рассказов. Москва: Волчок, 2021. С. 45-53. (Рассказы Волчка).

Дашевская Н. С. Ветер // Ты - моя тайна: сборник рассказов. Москва: Волчок, 2021. С. 7388. (Рассказы Волчка).

Дашевская Н. С. Каланча // Под ярким солнцем: сборник рассказов. Москва: Волчок, 2022. С. 5-11. (Рассказы Волчка).

Дашевская Н. С. Каштан в кармане // Внутри что-то есть: сборник рассказов. Москва: Волчок, 2019. С. 5-12. (Рассказы Волчка).

1 Копейкин А. А. Книги для тинейджеров: рассказы Волчка, болотная нечисть и черти // Летнее чтение для современных подростков по версии Алексея Копейкина. 2019. URL: https://godliteratury.ru/articles/2019/07/16/knigi-dlya-tineydzherov-rasskazy-volchk?ysdid=lee0Üt8oe999357292 (дата обращения: 28.12.2021)._

Дашевская Н. С. Край города // Поворот: сборник рассказов. Москва: Волчок, 2020. С. 1526. (Рассказы Волчка).

Дашевская Н. С. Молчуны // Чуть правее сердца: сборник рассказов. Москва: Волчок, 2021. С. 5-11. (Рассказы Волчка).

Дашевская Н. С. Солнечная сторона // Добрые письма: сборник рассказов. Москва: Волчок, 2021. С. 79-86. (Рассказы Волчка).

Дашевская Н. С. Чек // Чертополох у воды: сборник рассказов. Москва: Волчок, 2021. С. 98-107. (Рассказы Волчка).

Замлелова С. Г. Разочарование. Рассказы и фельетоны. Москва: Спутник+, 2004. 289 с.

Зеленова Полина. Интервью с Ниной Дашевской «Без музыки я была бы просто совсем другим человеком» // Папмамбук. 2018. URL: https://www.papmambook.ru/articles/ 3128/?ysclid=lebemxuo5z579565594 (дата обращения: 28.10.2021)

Копейкин А. А. Книги для тинейджеров: рассказы Волчка, болотная нечисть и черти // Летнее чтение для современных подростков по версии Алексея Копейкина. 2019. URL: https://godliteratury.ru/articles/2019/07/16/knigi-dlya-tineydzherov-rasskazy-volchk?ysclid=lee0tlt8oe999357292 (дата обращения: 28.12.2021)

Ломакина Б. П. Нина Дашевская: «Я всегда пишу для взрослых» // МФИШОП. URL: https://my-shop.ru/shop/article/13061/sort/a/page/1 .html (дата обращения: 2.11.2022).

Лукин В. А. Художественный текст. Москва: Ось-89, 2005. 559 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПроДетЛит, Издательство Волчок. 2022. URL: https://prodetlit.ru/index.php/ Издатель-ство_Волчок (дата обращения: 28.10.2022).

Сизых О. В. Поэтика современного российского рассказа // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2012. Т. 9, №2. С. 123-129.

Улицкая Л. Е. Люди нашего царя. Москва: Эксмо, 2005. 365 с.

Черняк M.A. Актуальная словесность XXI века: Приглашение к диалогу. Москва: ФЛИНТА, 2020. 232 с.

Черняк М. А. Феномен массовой литературы XX в. Монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 308 с.

Черняк М. А., Цветкова Е. Г. ДЕТЛИТ по-взрослому: библионавигатор по современной детской литературе. Москва: Р1ША, 2022. 352 с.

Шипилина О. В. «Поэтика прозы для детей Ксении Драгунской». Выпускная квалификационная работа. Екатеринбург: [б. и.], 2019. 52 с.

References

Arnol'd I. V. Znachenie sil'noi pozitsii dlia interpretatsii khudozhestvennogo teksta [The significance of the strong position for interpreting a fiction text]. Inostrannye iazyki v shkole [Foreign languages at school], 1978, no. 4, pp. 23-31.

Asonova E. A. Nabor otkrytok, ili Sem' sovremennykh detskikh knig dlia medlennogo chteniia [A set of postcards, or seven modern children's books for slow reading]. Detskie chteniia [Children's readings], 2016, no. 10(2), pp. 333-343.

Cherniak M. A. Aktual'naia slovesnost' XXI veka: Priglashenie k dialogu [Topical literature of the XXI century: An invitation to dialogue]. Moscow: FLINTA, 2020. 232p.

Cherniak M. A. Fenomen massovoi literatury XX v. [The phenomenon of mass literature in the XX century]. St Petersburg: Izdatel'stvo RGPU im. A. I. Gertsena, 2005. 308 p.

Cherniak M. A., Tsvetkova E. G. DETLITpo-vzroslomu: biblionavigatorpo sovremennoi detskoi literature [DETLIT in an adult way: a bibliographic guide to modern children's literature]. Moscow: RIShA, 2022. 352 p.

Dar'ia D. S. Interv'iu s Ninoi Dashevskoi «V obshchenii s podrostkami prostykh reshenii ne

byvaet» [Interview with Nina Dashevskaya "There are no easy solutions in communication with teenagers"]. Papmambuk [Papmambook]. 2016. Available at:

https://wwwpapmambookru/articles/2029/?ysclid=lebe780i72902963007 (accessed 28.10.2021)

Dashevskaia N. S. Beskontaktno [Non-contact]. Polnoe pogruzhenie: sbornik rasskazov [Full immersion: a collection of stories]. Moscow: Volchok, 2021, pp. 45-53. (Volchok's stories).

Dashevskaia N. S. Chek [Check]. Chertopolokh u vody: sbornik rasskazov [Thistle by the Water: A Collection of Stories]. Moscow: Volchok, 2021, pp. 98-107. (Volchok's stories).

Dashevskaia N. S. Kalancha [Beanpole]. Pod iarkim solntsem: sbornik rasskazov [Under the bright sun: a collection of stories]. Moscow: Volchok, 2022, pp. 5-11. (Volchok's stories).

Dashevskaia N. S. Kashtan v karmane [Chestnut in the pocket]. Vnutri chto-to est': sbornik rasskazov [There is something inside: a collection of stories]. Moscow: Volchok, 2019, pp. 5-12. (Volchok's stories).

Dashevskaia N. S. Krai goroda [The edge of the city]. Povorot: sbornik rasskazov [Turn: a collection of stories]. Moscow: Volchok, 2020, pp. 15-26. (Volchok's stories).

Dashevskaia N. S. Molchuny [Silents]. Chut'pravee serdtsa: sbornik rasskazov [A little to the right of the heart: a collection of stories]. Moscow: Volchok, 2021, pp. 5-11. (Volchok stories).

Dashevskaia N. S. Solnechnaia storona [The sunny side]. Dobrye pis'ma: sbornik rasskazov [Kind letters: a collection of stories]. Moscow: Volchok, 2021, pp. 79-86. (Volchok's stories).

Dashevskaia N. S. Veter [Wind]. Ty - moia taina: sbornik rasskazov [You are my secret: a collection of stories]. Moscow: Volchok, 2021, pp. 73-88. (Volchok's stories).

Gasparov M. L. Ocherk istorii russkogo stikha: Metrika. Ritmika. Rifma. Strofika [An essay on the history of Russian verse: Metrics. Rhythm system. Rhyme. Strophic system]. Moscow: Nauka, 1984. 351 p.

Kopeikin A. A. Knigi dlia tineidzherov: rasskazy Volchka, bolotnaia nechist' i cherti [Books for teenagers: Volchok's stories, bog evil and devils]. Letnee chtenie dlia sovremennykh podrostkov po versii Alekseia Kopeikina [Summer reading for modern teens by Alexei Kopeikin]. 2019. Available at: https://godliteratury.ru/articles/2019/07/16/knigi-dlya-tineydzherov-rasskazy-

volchk?ysclid=lee0tlt8oe999357292 (accessed 28.12.2021)

Lomakina B. P. Nina Dashevskaia: «Ia vsegda pishu dlia vzroslykh» [Nina Dashevskaya: I always write for adults]. MFIShOP [MFIShOP]. Available at: https://my-shop.ru/shop/article/13061/sort/a/page/1 .html (accessed 2.11.2022).

Lukin V. A. Khudozhestvennyi tekst [Fiction text]. Moscow: Os'-89, 2005. 559 p.

ProDetLit, Izdatel'stvo Volchok [ProDetLit, Volchok Publishing House]. 2022. Available at: https://prodetlit.ru/index.php/H3gaTentcTB0_B0nH0K (accessed 28.10.2022).

Shipilina O. V. «Poetika prozy dlia detei Ksenii Dragunskoi» [Poetics of prose for children by Ksenia Dragunskaya: Graduation thesis]. Ekaterinburg, 2019. 52 p.

Sizykh O. V. Poetika sovremennogo rossiiskogo rasskaza [Poetics of modern Russian story]. Vestnik severo-vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Ammosova [Vestnik of the M. K. Ammosov North-Eastern Federal University], 2012, no. 9 (2), pp. 123-129.

Ulitskaia L. E. Liudinashego tsaria [The people of our tsar]. Moscow: Eksmo, 2005. 365 p.

Zamlelova S. G. Razocharovanie. Rasskazy i fel'etony [Disappointment. Stories and feuilletons]. Moscow: «Sputnik+», 2004. 289 p.

Zelenova Polina. Interv'iu s Ninoi Dashevskoi «Bez muzyki ia byla by prosto sovsem drugim chelovekom» [Interview with Nina Dashevskaya "Without music I would just be a completely different person"]. Papmambuk [Papmambook], 2018. Available at: https://www.papmambook.ru/articles/3128/?ysclid=lebemxuo5z579565594 (accessed 28.10.2021)

Сведения об авторах

Цуйцуй Чжан - аспирант, https://orcid.org/0000-0002-1966-2093, Zhangcui-cui0708@gmail.com, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (д. 48, Набережная Мойки,191186 Санкт-Петербург, Россия); Cuicui Zhang - Postgraduate Student, https://orcid.org/0000-0002-1966-2093, Zhangcuicui0708@gmail.com, The Herzen State Pedagogical University of Russia (48, nab. Moiki, 191186 St Petersburg, Russia).

Статья поступила в редакцию 14.03.2023; одобрена после рецензирования 03.04.2023; принята к публикации 10.04.2023.

The article was submitted 14.03.2023; Approved after reviewing 03.04.2023; Accepted for publication 10.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.