Научная статья на тему 'Поэтика произведений Джафера сейдамета'

Поэтика произведений Джафера сейдамета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
183
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИКА / POETICS / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА / FICTION / АВТОР / AUTHOR / МОТИВ / КОМПОЗИЦИЯ / COMPOSITION / STYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куршутов Т. Н.

В статье раскрываются особенности поэтики произведений Джафера Сейдамета во взаимосвязи с его мировоззрением и эстетическими идеалами, своеобразием композиционного строения, разнообразием используемых художественных средств, необыкновенными и живыми образами, характерами, сочными красками описание пейзажей природы и окружающего мира, широкое применение словесной портретной характеристики героев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POETICS OF THE WORKS OF JAFER SEIDAMET

In the article the peculiarities of the poetics of the works of Jafer Seidamet revealed in connection with his world-view and aesthetic ideals, originality of composition, variety of used artistic means, unusual and vivid images, characters, bright colors the description of the landscapes of nature and the world, widespread usage of verbal portrait characteristics of heroes.

Текст научной работы на тему «Поэтика произведений Джафера сейдамета»

УДК 821(=512.19)-3

Куршутов Т.Н.

ПОЭТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЖАФЕРА СЕЙДАМЕТА

Аннотация. В статье раскрываются особенности поэтики произведений Джафера Сейдамета во взаимосвязи с его мировоззрением и эстетическими идеалами, своеобразием композиционного строения, разнообразием используемых художественных средств, необыкновенными и живыми образами, характерами, сочными красками описание пейзажей природы и окружающего мира, широкое применение словесной портретной характеристики героев.

Ключевые слова: поэтика, художественная проза, автор, мотив, композиция.

Kurshutov T.N.

THE POETICS OF THE WORKS OF JAFER SEIDAMET

Summary. In the article the peculiarities of the poetics of the works of Jafer Seidamet revealed in connection with his world-view and aesthetic ideals, originality of composition, variety of used artistic means, unusual and vivid images, characters, bright colors the description of the landscapes of nature and the world, widespread usage of verbal portrait characteristics of heroes.

Key words: poetics, fiction, author, style, composition.

Изучение особенностей поэтики произведений Дж. Сейдамета сквозь призму его мировоззрения и эстетических идеалов, позволяет определить отличительные черты его творческого стиля во взаимосвязи с нравственно-философским мышлением автора, своеобразием сюжетов и композиционной организацией, структурой и формой повествования, сквозными мотивами и образами, природой и предметным миром.

Писатель в своих рассказах создает правдивую национальную картину мира, в которой на будничном бытовом уровне изображается реальная жизнь, социально-историческая действительность с ее многообразными проблемами, конфликтами, их образное отражение с широким использованием экспрессивной детали, обостренной эмоциональности и контрастности повествования и некоторыми другими художественными средствами достигает поэтичности своих произведений.

Отличительное свойство рассказов Дж. Сейдамета в том, что все они посвящены нравственно-философским проблемам в их разнообразии и многогранности: будь то положение крымскотатарской женщины в семье и обществе или незавидное состояние и судьба многих одаренных детей, роль и место семьи в сохранении национальной идентичности, мотивы национального чувства и единства людей в стремлении к добру и справедливости и т.п.

Художественное раскрытие этих идейно-тематических составляющих писатель осуществляет путем соотнесения единичных событий, случаев в жизни персонажей с общими противоречиями в общественной жизни. Неблагополучные семейные отношения Эмине ханым в рассказе «Унутылмаз козьяшлары» («Незабываемые слёзы») поднимается автором до серьезной проблемы - бесправного положения, притеснения и приниженья женщины в семье и обществе, подтачивающие устои и нравственные принципы нации.

Писатель общественные противоречия отражает в изображаемых процессах, преломляя их в личные взаимоотношения персонажей, в частные конфликты, в результате происходит образное отражение жизни художественным воплощением общего, закономерного в отдельных лицах, единичных событиях, конкретных мыслях, раздумьях и переживаниях персонажей.

Еще одно определяющее своеобразие художественной прозы Дж. Сейдамета - в нераздельности, совокупности философско-лирического и изобразительного планов, в ослаблен-ности событийного, внешнего описания по сравнению с изображением внутреннего мира героя, событий, действий, характеров, персонажей с раскрытием их душевно-психологического состояния, мыслей и переживаний. В рассказах «Унутылмаз козьяшлары», «Миллий дуйгъу» («Национальное чувство»), «Джин Мамбет», «Ислям ака» и ряде других произведений соотношение описания характеров и обстоятельств перемещается из событийного плана во внутреннюю, эмоционально-психологическую сферу, соответственно сюжетооб-разующим началом, движущей силой выступает как конфликт и его разрешение, так и авторская позиция и движение его мыслей, находящее свое воплощение в характерах, персонажей, непосредственных высказываниях писателя.

В то же время, в рассказах из цикла «Нурлу къабирлер» («Сияющие могилы») [1] за исключением «Антлы Къурбан» («Поклявшаяся жертва») [1, с. 21] и «Гаспралы Исмаил бей къабри» («Могила Исмаил бея Гаспринского») [1, с. 77], описательное составляющее в изображении происходящих событий несколько усиленно и сравнительно ослабленное отражение эмоционально-психологической стороны.

Мотив духовного единства людей - один из центральных в творчестве писателя. Не случайно одно из первых его произведений «Миллий дуйгъу», а также рассказы из цикла «Нурлу къабирлер», созданные по фольклорным мотивам, легендам и преданиям, посвященные героико-патриотической тематике, пронизаны идеей духовного единства борцов за свободу и независимость Родины, их общим стремлением служить интересам своего народа, описанные художником в эмоционально-пафосном ключе.

В поэтике произведений Дж. Сейдамета немаловажное значение имеют сквозные мотивы и образы природы: земли, гор, деревьев, воды, солнца, моря, звезд и т.д. При этом поэтичность проявляется в различных гранях и оттенках художественного изображения. Особенно концентрированно и ярко это проявилось в рассказах «Унутылмаз козьяшлары» и «Миллий дуйгъу» в многочисленных зарисовках природной красоты деревни, где разворачивается сюжет первого произведения; по пути следования героев на праздник Дервиза, а также самого места проведения состязаний скачек и борьбы «куреш». В этом же рассказе эмоционально-возвышенные, пафосные мысли автора, исходящие из его самых глубоких душевных уголков об этом магическом и волшебном чувстве, называемое национальным чувством [2, с. 46], изображение всеобщего радостного и счастливого настроения, излучающиеся на лицах присутствующих на празднике тысяч людей, в их разноцветных и красочных праздничных одеждах, похожих со стороны на огромную клумбу с многочисленными сортами цветов; мощный гул и эхо с гор от всеобщего веселого смеха и разговора, звуки национальной музыки [2, с. 47] - все эти и другие художественные зарисовки описаны писателем с особым лиризмом, изяществом, присущим его таланту и поэтичностью, вызывающие у читателя положительные эмоции и восприятия.

Писатель в композиционном строении рассказов одно из ведущих мест отводит повествователю и повествованию, поскольку от них зависит не только степень изобразительности, но и выразительная значимость произведения. Это наглядно подтверждается в художественной прозе, своеобразной повествовательной манере художника, свойственной ему

«видении мира» и способе мышления.

Изучение поэтики повествования в творчестве писателя с различных точек зрения позволяет постижению полноты смысла его произведений. Способы и приемы повествования составляют особую сторону его произведений. Повествовательная композиция у Дж. Сей-дамета решается не ординарно, свойственной ему манере и разнопланово. Определяющее их свойство - нераздельности философско-лирического и изобразительного начал повествования, которые проходят красной нитью во всех произведениях писателя.

Автор стремится к повествовательной полифоничности - это персонифицированный повествователь - определенный герой-рассказчик Куртвели, Ахмед оджа, Гафар и безличный повествователь от третьего лица в произведениях «Джин Мамбет» и «Ислям ака».

Стилевая манера писателя в том, что ведущая роль принадлежит повествователю, который всегда близок к автору по мироощущению, восприятию изображаемого события, человека, его внутреннего состояния, мыслей и раздумий.

В рассказе «Унутылмаз козьяшлары» повествователь-рассказчик Ахмед оджа от имени автора настолько органично ведет повествование, что его можно рассматривать в качестве художественного образа, одного из героев произведения.

В произведениях писателя основной композиционно-повествовательной формой является повествование от третьего лица, за которым стоит сам автор. При этом предпочтение отдается персонифицированному повествователю: именно такая форма повествования во всех одиннадцати рассказах цикла «Нурлу къабирлер», а также в «Унутылмаз козьяшлары» и «Миллий дуйгъу». Лишь в рассказах «Джин Мамбет» и «Ислям ака» повествование осуществляется от неперсонифицированного третьего лица. Следует отметить, что авторская точка зрения во всех произведениях Дж. Сейдамета выступает ведущей, основополагающей, речь повествователя, хотя в нем преобладает субъективное начало, все равно соответствует авторскому. Повествователь выступает как некое «я», его можем назвать рассказчиком, он близко стоит или идентичен самому автору. Несмотря на это в ряде своих рассказах писатель не ограничивается повествованием рассказчика и высказывает собственные мысли, взгляды, размышления по этому поводу. Это мы видим в рассказах «Унутылмаз козьяшлары» [2, с. 25-26] и «Миллий дуйгъу» [2, с. 45-47], где автор своими высказываниями дополняет, еще больше усиливает повествование Ахмед оджа и Гафара, тем самым значительно усиливая идейно-эмоциональное и художественно-образное восприятие конкретной зарисовки, эпизода и в конечном итоге всего произведения.

В рассказах Дж. Сейдамета также встречаем эмоционально-смысловую связь между высказываниями повествователя и персонажами. Их переплетение и взаимодействие придает художественной речи еще большего пафоса и выразительности. Такая связь имеет место в рассказе «Джин Мамбет» в финальной части, в его развязке после повествования рассказчика в диалоге Шерфе с сыном Джин Мамбетом [2, с. 41]; в рассказе «Унутылмаз козьяшлары» между повествованиями Ахмед оджа и высказываниями Эмине ханым [2, с. 28].

В произведениях «Антлы Къурбан, «Джин Мамбет», «Ислям ака» довольно широко используется литературный прием сновидения. В первом рассказе автор через сновидения рассказчика Куртвели обеспечивает связь описываемых событий с историческим прошлым: перед взором читателя оживают и один за другим проходят основатель Крымского ханства Хаджи Герай, выдающиеся крымскотатарские исторические личности - И. Гаспринский, А. Медиев и другие известные предки, все приветствуют павшего от рук врага лидера крымскотатарского национального движения Номана Челебиджихана - Антлы Къурбана и его сподвижников. Челебджихан, в свою очередь, благодарит их за великие деяния во славу родины и выражает надежду, что его смертью и смертью многих других соратников его борьба за свободу родного края и права его соотечественников еще больше усилиться и завершиться победой [2, с. 34-37]. Данный эпизод из сновидения рассказчика служит еще большей экспрессивности повествования и выразительности описываемого, а также имеет большой дидактический смысл и значение.

В другом рассказе «Джин Мамбет» главный герой во сне видит, как бек подарил ему свою серебряную чернильницу и украшенный золотистым орнаментом в красивом футляре

Коран, о которых он мечтал уже давно. Автор данным эпизодом сновидения Джин Мамбе-та объясняет причину его решимости проникнуть в дом бека и взять подаренные ему чернильницу и Коран. Такая мотивация поступка героя рассказа автором аргументируется особенностью детской психологии, в которой размыта грань между сном и реальностью. В таком контексте элемент сновидения, примененный писателем, очень уместен и эффектен.

В рассказах «Антлы Къурбан» и «Гаспралы Исмаил бей къабри» Дж. Сейдамет применяет необычную структуру сюжета: повествование начинается с печальной вести о трагической гибели Номана Челебиджихана - Антлы Къурбана и смерти Великого просветителя -Исмаила Гаспринского, восприятия и действия соотечественников в этих ситуациях, развертывания партизанской борьбы в горах. Автор в целях восполнения отсутствующих в основном сюжете сведений о жизни и деятельности Н. Челебиджихана и И. Гаспринского посредством художественного обрамления дает биографию обоих героев.

Этот же литературный прием автор использует в конце рассказа «Джин Мамбет», во фрагменте описания пьяного кутежа в доме у местного богача, ровно через год после трагической смерти Джин Мамбета. В этом художественном обрамлении писатель выносит окончательное обвинение виновным в трагедии главного героя, которые так и не изменили свой образ жизни. Художественное обрамление Дж. Сейдаметом используется почти во всех рассказах из цикла «Нурлу къабирлер» для того, чтобы еще больше раскрыть смысл изображаемых явлений и характеров персонажей, подчеркнуть главную идею произведения.

Композиционная организация художественной прозы Дж. Сейдамета отличается особой продуманностью и четкостью использования различных структурообразующих элементов, соотнесенностью всех частей произведения в единое целое и тем самым обеспечивая более полное раскрытие ее идейного смысла и поэтичности.

В композиционном строении произведений автор применяет такие структурные компоненты как кольцевая композиция, вводный эпизод, художественное обрамление, лирическое отступление, эпилог и др. В рассказе «Унутылмаз козьяшлары» автор использует прием кольцевой композиции в начале повествования, в описании эпизода плачущей Эмине ханым в доме у Аджы баба [2, с. 15] и в конце произведения, при беседе с Ахмед оджа, о ее неблагополучной семейной жизни [2, с. 26]. В рассказе «Джин Мамбет» этот же композиционный прием можно увидеть в начале рассказа, в зарисовке описания радости героя рассказа при виде красивой серебряной чернильницы и украшенного золотыми узорами Корана в футляре, в доме у местного богача [2, с. 37] и в конце рассказа, в повествовании о них же из его души, витающей в небесах [2, с. 41]. Данный композиционный элемент оттеняет как главные идеи этих произведений, так и способствует приданию экспрессивности восприятия повествования читателем, целостности и композиционной завершенности произведений.

Для усиления развязки произведения в отношении дальнейшей судьбы персонажей, чтобы был более ощутимым авторский вердикт над виновниками трагедии главного героя, в самом финале в качестве эпилога приводятся слова старика, рассказавшего автору эту историю, о поведении здешних власть имущих, которые думают только о себе и своем удовольствии, вместо заботы и создании условий одаренным крымскотатарским детям в раскрытии и развитии их способностей и талантов.

Заголовочный комплекс в произведениях писателя как главный семантический компонент выступает одним из основных средств выражения авторской позиции, своеобразия его мироощущения и мировоззрения. Названия рассказов «Унутылмаз козьяшлары», «Миллий дуйгъу», «Антлы Къурбан» и «Гаспралы Исмаил бей къабри» и всех других без дополнительного разъяснения и комментария указывают читателю, о чем произведение, какой проблеме оно посвящено. Так, автор, назвав рассказ «Незабываемые слёзы», с самого начала дает понять читателю, что произведение повествует о невзгодах, трудностях в жизни, связано со слезами и печалью. В качестве эпиграфа автор приводит слова Л.Н. Толстого: «Как солнце оживляет, освежает цветы, так и любовь дает людям радость, счастье» («Чи-чеклери кунеш не къадар дирильтир тазелендирирсе, инсанлары да севги о къадар кульди-

рир, сеадетлендирир») [2, с. 14]. Таким образом, название и эпиграф произведения во многом раскрывает его содержание, напутствует, настраивает читателя.

Природа в художественной структуре произведений автора, смысл и художественные функции природных образов в текстах и сюжетно-композиционной организации приобретают особую значимость. В рассказе «Незабываемые слёзы» тонко и изящно, сочными красками описаны пейзажи природы, деревни, горы, дома, небо, море, звезды и солнце, служащие художественному раскрытию образов, их характеров, действий, мыслей и раздумий, существенному усилению выразительности и поэтичности произведения в целом. Использование природных компонентов, мы видим и в других рассказах Дж. Сейдамета.

Еще одним существенным элементом, обеспечивающим особенности поэтики произведений Дж. Сейдамета, является широкое использование портретной характеристики героев. Словесные портреты главных героев и персонажей в изображении автора содействуют созданию целостного художественного образа каждого из них и искусному вплетению их в ткань произведения. Этот своеобразный стиль писателя четко прослеживается в портретных характеристиках Эмине ханым, Джин Мамбета, Ислям ака, Н. Челебиджихана, И. Гаспринского, А. Медиева и многих других героев, описанных с особым лиризмом и изяществом, присущим талантливому мастеру слова Дж. Сейдамету.

Таким образом, произведения Дж. Сейдамета, выделяющиеся особенностями композиционного строения, многообразием используемых художественных средств, своеобразием живых образов, изображением разнообразных характеров, их кипучих мыслей и чувств, насыщены эмоциональной выразительностью и поэтичностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Seydahmet C. Nurlu Kabirler / C. Seydahmet. - Istanbul: Emel Türk Kültürünü Ara§tirma ve Tanitma vakfi, 1991. - 111 s.

2. Сейдамет Дж. Икяелер / Д. Сейдамет / неширге Исмаил Керимов азырлады. - Акъмесджит: Тарпан нешрияты, 2009. - 88 с.

УДК 82-994

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.