Научная статья на тему 'ПОЭТИКА ПОРТРЕТА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПОДРОСТОК"'

ПОЭТИКА ПОРТРЕТА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПОДРОСТОК" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
162
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТРЕТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / СТАТИЧЕСКИЙ И ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / МОНОЛОГИЧЕСКИЙ И ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ВНУТРЕННИЙ МИР ГЕРОЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Акимова Н.В.

Статья посвящена анализу особенностей построения портретной характеристики, а также определению роли портрета в раскрытии образа персонажей романа Достоевского «Подросток». Актуальность статьи обусловлена изучением портрета как средства исследования внутреннего мира персонажей, возможностью проследить эволюцию использования статических и динамических портретов. Целью статьи стало изучение портрета как средства художественно-психологического анализа в соотнесенности с авторской концепцией личности, эстетическими взглядами писателя и проблематикой произведения. Роль портретной характеристики в романе «Подросток» определяется на основании результатов анализа принципов построения портрета, а также применения сравнительно-типологического метода, позволяющего выявить особенности создания статических и динамических портретов. В ходе исследования выявлено, что романе «Подросток» в связи с отражением темы хаоса пореформенной действительности, морального и духовного распада, которая преломилась и в характерах героев, а также в связи с введением в роман нового типа героя, повествования от первого лица, изменяются способы создания портретной живописи. Статические и динамические портреты окрашены субъективной оценкой, чувствами героя-повествователя. Приемы портретной типизации находятся в зависимости от содержания личности изображаемого. Герои, чей внутренний мир однозначен, однолинейны, в их мировосприятии и поведении не происходит существенных изменений: эти персонажи изображаются в монологических портретах (Ламберт, Макар Иванович и др.). Образы героев, которых затронул «беспорядок» и духовный распад, амбивалентны: они раскрываются в диалогических статических портретах (Крафт, Васин, оба князя Сокольские). Особо в романе выделяются портреты-впечатления двух самых сложных характеров и самых важных в судьбе подростка лиц - Версилова и Ахмаковой. Эти портреты пронизаны эмоциональной стихией. Исследование поэтики портрета дало основание утверждать, что в «Подростке» портрет не только позволяет выявить доминирующие психологические особенности персонажа, но и становится преломлением внутреннего мира подростка, его художественно-психологической характеристикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTRAIT POETICS IN DOSTOEVSKY’S NOVEL “THE ADOLESCENT”

The article is devoted to the analysis of the features of the construction of portrait characteristics, as well as determining the role of the portrait in revealing the image of the characters of Dostoevsky’s novel “The Adolescent”. The relevance of the article is determined by the study of the portrait as a means of exploring the inner world of characters, the ability to trace the evolution of the use of static and dynamic portraits. The purpose of the article was to study the portrait as a means of artistic and psychological analysis in relation to the author’s concept of personality, the aesthetic views of the writer and the problems of the work. The definition of the role of portrait characteristics in the novel “The Adolescent” is facilitated by the analysis of the principles of portrait construction, a comparative typological method that allows identifying the features of creating static and dynamic portraits. It is noted that in the novel “The Adolescent” the theme of the chaos of post-reform reality, moral and spiritual decay is reflected in the characters of the characters, and by introducing a new type of hero into the novel, first-person narratives, change the ways of creating portraiture. Static and dynamic portraits are colored by subjective assessment, the feeling of the hero-narrator. Portrait typing techniques depend on the content of the person being portrayed. The characters are one-liners, whose inner world is unambiguous, and in the future there are no significant changes in their perception of the world and behavior, are depicted in monologue portraits (Lambert, Makar Ivanovich, etc.). The image of ambivalent heroes, who were affected by “disorder” and spiritual decay, is revealed in dialogical static portraits (Kraft, Vasin, both Princes Sokolsky). Especially in the novel, portraits stand out-impressions of two of the most complex characters and the most important persons in the fate of a teenager - Versilov and Akhmakova. These portraits are imbued with an emotional element. The study of the poetics of the portrait has given reason to assert that in the “The Adolescent” the portrait not only reveals the dominant psychological characteristics of the character, but also becomes a refraction of the inner world of the teenager, his artistic and psychological characteristics.

Текст научной работы на тему «ПОЭТИКА ПОРТРЕТА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПОДРОСТОК"»

АПФ&ПЛ

Тематический выпуск

ТЕКСТ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ: ГЕРМЕНЕВТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

CIP&PL

Thematic issue

TEXT IN THE MODERN PHILOLOGICAL PARADIGM: HERMENEUTICS OF LITERARY COMMUNICATION

ГЕРМЕНЕВТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

HERMENEUTICS OF FICTION

http://philjournal.ru 20022 No 4 16 7-182

Оригинальная статья УДК 821.161.1

https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-167-182

Поэтика портрета в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»

Н.В. Акимова

Орловский государственный институт культуры;

302020, Российская Федерация, Орел, ул. Лескова, 15;

ORCID ID: 0000-0002-6031-9625;

Web of Science Researcher ID: HCI - 3396-2022; e-mail: anatavi@mail.ru

Резюме: Статья посвящена анализу особенностей построения портретной характеристики, а также определению роли портрета в раскрытии образа персонажей романа Достоевского «Подросток». Актуальность статьи обусловлена изучением портрета как средства исследования внутреннего мира персонажей, возможностью проследить эволюцию использования статических и динамических портретов.

Целью статьи стало изучение портрета как средства художественно-психологического анализа в соотнесенности с авторской концепцией личности, эстетическими взглядами писателя и проблематикой произведения.

Роль портретной характеристики в романе «Подросток» определяется на основании результатов анализа принципов построения портрета, а также применения сравнительно-типологического метода, позволяющего выявить особенности создания статических и динамических портретов.

В ходе исследования выявлено, что романе «Подросток» в связи с отражением темы хаоса пореформенной действительности, морального и духовного распада, которая преломилась и в характерах героев, а также в связи с введением в роман нового типа героя, повествования от первого лица, изменяются способы создания портретной живописи. Статические и динамические портреты окрашены субъективной оценкой, чувствами героя-повествователя. Приемы портретной типизации находятся в зависимости от содержания личности изображаемого. Герои, чей внутренний мир однозначен, однолинейны, в их мировосприятии и поведении не происходит существенных изменений: эти персонажи изображаются в монологических портретах (Ламберт, Макар Иванович и др.). Образы героев, которых затронул «беспорядок» и духовный распад, амбивалентны: они раскрываются в диалогических статических портретах (Крафт, Васин, оба князя Сокольские). Особо в романе выделяются портреты-впечатления двух самых сложных характеров и самых важных в судьбе подростка лиц - Версилова и Ахмаковой. Эти портреты пронизаны эмоциональной стихией.

Исследование поэтики портрета дало основание утверждать, что в «Подростке» портрет не только позволяет выявить доминирующие психологические особенности персонажа, но и становится преломлением внутреннего мира подростка, его художественно-психологической характеристикой.

Ключевые слова: портретная характеристика, статический и динамический портрет, монологический и диалогический портрет, психологическая характеристика, внутренний мир героя.

Для цитирования: Акимова Н.В. Поэтика портрета в романе Ф.М. Достоевского «Подросток».

Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. №4. С. 167-182. https://doi. о^/10.29025/2079-6021-2022-4-167-182.

Original Paper

https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-167-182

Portrait Poetics in Dostoevsky's Novel "The Adolescent"

Natalia V. Akimova

Orel State Institute of Culture;

15 Leskov Str., Orel, Russian Federation, 302020;

ORCID ID: 0000-0002-6031-9625;

Web of Science Researcher ID: HCI - 3396-2022; e-mail: anatavi@mail.ru

Abstract: The article is devoted to the analysis of the features of the construction of portrait characteristics, as well as determining the role of the portrait in revealing the image of the characters of Dostoevsky's novel "The Adolescent". The relevance of the article is determined by the study of the portrait as a means of exploring the inner world of characters, the ability to trace the evolution of the use of static and dynamic portraits.

The purpose of the article was to study the portrait as a means of artistic and psychological analysis in relation to the author's concept of personality, the aesthetic views of the writer and the problems of the work. The definition of the role of portrait characteristics in the novel "The Adolescent" is facilitated by the analysis of the principles of portrait construction, a comparative typological method that allows identifying the features of creating static and dynamic portraits.

It is noted that in the novel "The Adolescent" the theme of the chaos of post-reform reality, moral and spiritual decay is reflected in the characters of the characters, and by introducing a new type of hero into the novel, first-person narratives, change the ways of creating portraiture. Static and dynamic portraits are colored by subjective assessment, the feeling of the hero-narrator. Portrait typing techniques depend on the content of the person being portrayed. The characters are one-liners, whose inner world is unambiguous, and in the future there are no significant changes in their perception of the world and behavior, are depicted in monologue portraits (Lambert, Makar Ivanovich, etc.). The image of ambivalent heroes, who were affected by "disorder" and spiritual decay, is revealed in dialogical static portraits (Kraft, Vasin, both Princes Sokolsky). Especially in the novel, portraits stand out-impressions of two of the most complex characters and the most important persons in the fate of a teenager - Versilov and Akhmakova. These portraits are imbued with an emotional element.

The study of the poetics of the portrait has given reason to assert that in the "The Adolescent" the portrait not only reveals the dominant psychological characteristics of the character, but also becomes a refraction of the inner world of the teenager, his artistic and psychological characteristics.

Keywords: portrait characteristics, static and dynamic portrait, monological and dialogical portrait, psychological characteristics, inner world of the character.

For citation: Akimova N.V. Portrait Poetics in Dostoevsky's Novel "The Adolescent". Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 4, pp. 167-182. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-167-182 (In Russ.).

Введение

В 2021 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Достоевского, значительно пополнился пласт исследовательской литературы о жизни и творчестве романиста. Невозможно перечислить все опубликованные работы, поэтому отметим лишь отдельные. Вышли в свет монографии, в кото-

рых представлены новые материалы по рецепции жизни и творчества писателя1, обзор критических высказываний о Ф. М. Достоевском в русской печати 1845-1881 гг.2, систематизация и критическое осмысление сложившихся научных подходов к анализу и интерпретации произведений писателя3, рассмотрение богословского уровня в корпусе текстов4. В сборниках статей исследуются философские и психолого-психиатрические дискурсы о писателе 1890-1920-х годов5, а также специфика языка и стиля произведений писателя, раскрываются философско-религиозные аспекты творчества Достоевского, особенности проблематики и поэтики его произведений6. Привлекает внимание отдельных исследователей изучение новых материалов о творческих, деловых и дружеских взаимоотношениях великого писателя с М.И. Семевским [1], А.Н. Островским [2], Е.П. Ковалевским [3].

Не обошли вниманием в юбилейный год достоевсковеды и роман «Подросток». Однако приходится констатировать, что общее количество работ, посвященных изучению самого недооцененного и «непрочитанного» произведения, вновь значительно уступает остальной исследовательской литературе. Отметим самые основательные работы. Четырнадцать статей, авторы которых пишут о восприятии романа «Подросток», трактовке его христианского контекста, образной системе, мифопоэтике и т.д., опубликованы в выпусках журнала «Достоевский и мировая культура»7. Исследованию евангельского и литургического текста в романе «Подросток» и «Дневнике Писателя» посвящена статья Е.В. Федоровой [4]. Значительным событием стал выход уже в 2022 году книги под редакцией Т. А. Касаткиной «Роман Достоевского «Подросток»: современное состояние изучения»8.

И все же очевидны на сегодняшний день достижения в изучении многих аспектов четвертого романа Достоевского. Современные исследования «Подростка», по верному замечанию В.В Борисовой, отличаются разнообразием научных дискурсов - психологического, исторического, культурологического, лингвистического и др. «В собственно литературоведческом плане заметно усиление интереса отечественных и зарубежных ученых к поэтике романа, к анализу роли «христианского предания в нем» [5: 196].

Цель статьи

Целью статьи стало изучение портрета в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» как средства художественно-психологического анализа в соотнесенности с авторской концепцией личности, эстетическими взглядами писателя и проблематикой произведения.

Обзор литературы

Неоднократно обращались ученые к постановке вопроса о роли портрета в романах Достоевского. Одни исследователи (Вяч. Иванов [6], Н.А. Бердяев [7], А.П. Чудаков [8] и др.) придерживаются

1 Рецепция Достоевского в мировой культуре: история и современность. Под редакцией В.Е. Багно, В.М. Дмитриева. Санкт-Петербург: Пушкинский Дом, 2021. Доступно по https://ospu.ru/about-university/biblioteka/virtualnyie-vyistavki/k-200-letiyu-so-dnya-rozMemya-f.m.-dostoevskogo. Ссылка активна на 10.11.2022.

2 Викторович В. А., Захарова О.В. Ф. М. Достоевский в русской критике 1845-1881. Коломна: Лига. 2021. Доступно по https://ospu.ru/about-university/biblioteka/virtualnyie-vyistavki/k-200-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-f.m.-dostoevskogo. Ссылка активна на 10.11.2022.

3 Тарасова Н. А., Кибальник С. А., Димитриев В. М. Проблемы текстологии и поэтики романного творчества Ф.М. Достоевского. М.: Квадрига, 2021. Доступно по https://ospu.ru/about-university/biblioteka/virtualnyie-vyistavki/ k-200-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-f.m.-dostoevskogo. Ссылка активна на 10.11.2022.

4 Богословие Достоевского. Отв.ред. Т.А. Касаткина. М.: ИМЛИ РАН. 2021. https://doi.org/10.22455/975-5-9208-0663-5.

5 Достоевский Ф. М. в литературных и архивных источниках конца XIX- первой трети XX в. Редакторы-составители: Е. А. Андрущенко, В. М. Введенская, М. В. Козьменко. М.: ИМЛИ РАН. 2021. Доступно по https://ospu.ru/ about-university/biblioteka/virtualnyie-vyistavki/k-200-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-f.m.-dostoevskogo. Ссылка активна на 10.11.2022.

6 Творчество Ф. М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации. Выпуск XIII : сборник научных статей. Науч. ред. Е. Д. Трухан; отв. ред. А. А. Балакай. Новокузнецк.2022. https://elibrary.ru/item.asp?id=49419520

7 Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2021. 2,3,4. Доступно по: http://dostmirkult.ru/ index.php/ru/arkhiv. Ссылка активна на 10.11.2022.

8 Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: современное состояние изучения. Гл. ред. Т.А. Касаткина. М.: ИМЛИ РАН. 2022. Доступно по: https://journal-altspu.ru/wp-content/uploads/2022/03/243-257.pdf. Ссылка активна на 10.11.2022.

мнения, что Достоевский почти не интересуется внешностью героев, сосредоточивает свое внимание на обрисовке глубин духа, подсознательного, а внешний облик персонажа в произведениях вырисовывается через «действия, жест, движение, ритм» [8: 102]. Другие исследователи (Л.П. Гроссман [9], М.М. Бахтин [10], Г.М. Фридлендер [11], С.Б. Пухачев [12], В.З. Гассиева [13] и др.) придают важное значение функции портрета в творчестве романиста, подчеркивают, что через описание внешности автор стремится раскрыть сущность образа, психологию героя. Однако портретная характеристика в четвертом романе Достоевского не становилась предметом специального изучения этих ученых. Также следует отметить, что к изучению портрета в романах Достоевского многие исследователи обращаются без учета особенностей личности, духовного содержания героев, проблематики произведения и мировоззрения писателя.

Поэтика портрета в романе «Подросток» при всей своей значимости относится к числу малоизученных проблем. Можно назвать несколько работ, в которых затрагиваются те или иные вопросы создания портрета в четвертом романе «пятикнижия». Так, Н.М. Чирков вслед за Л.П. Гроссманом исследует такой способ портретизации в романе «Подросток», как «импрессия», подробно анализирует женские портреты Катерины Николаевны и Софьи Андреевны [14].

Впервые о монологическом портретном типе и его отличии от типа поливариантного заговорил С.М. Соловьев [15]. Не ставя перед собой задачу определить своеобразие создания портретов в романе «Подросток», ученый делает ряд ценных замечаний о монологическом и многосмысловом портрете, опираясь на представления писателя о человеке.

Наиболее обстоятельная работа Г. С. Сырицы «Поэтика портрета в романах Ф.М. Достоевского» посвящена «концептуальному портрету», выявлению доминант, вбирающих смыслы, заданные мифологической символикой, языковой картины мира. В работе ученый классифицирует лексику, связанную с описанием внешности персонажей, выходя за рамки портретного тезауруса. Достоинством работы Г. С. Сырицы является исследование поэтики портрета с учетом взглядов романиста на мир и человека [16].

А.П. Тусичишный, Н.В. Халикова в статье «Проблема портретности в произведениях Ф.М. Достоевского (на примере мотива смеха)» обращаются при исследовании семиотической единицы - смеха (улыбки), играющей в портретном описании роль психологического индикатора, к портретам в романе «Подросток». Исследователи приходят к выводу, что смех и улыбка способствуют целостному динамическому восприятию образа, а «словесный образ смеющегося или улыбающегося лица - прототипи-ческая перцептивная схема, с помощью которой зримо виден весь облик, даже при отсутствии точных внешних портретных признаков»9. Однако исследователи не выявляют особенности принципов изображения улыбки в романе «Подросток».

Современные зарубежные достоевсковеды, обращаясь к анализу романа «Подросток», сосредоточивают внимание на «проблеме отцовства», анализе основных коллизий произведения [17], опыте восстановления внутреннего пространства личности [18], а также компенсации чувств неполноценности подростка через поиск власти, богатства (идея Ротшильда) как отражении сложных отношений России и Запада [19]. Роль художественных средств в создании образа героев «Подростка», в частности портретной характеристики, исследователями не рассматривается.

Методы исследования

В ходе исследования использовался метод анализа принципов построения портретных характеристик, который позволил определить своеобразие пластичности изображения в романе «Подросток», а также сравнительно-типологический метод, дающий возможность установить особенности построения статических (монологических и диалогических), динамических портретов, их отличие и сходство с портретами в романах «Идиот и «Бесы».

Результаты и дискуссия

Как неоднократно отмечали В.Я. Кирпотин [20], Г.М. Фридлендер [21], Н.М. Чирков [14] и др., Достоевский остро осознавал, что пореформенная действительность с характерными для нее «летающими повсюду» «щепками», «мусором» и сором разрушила «красивые формы», порядок и стройность дво-

9 Тусичишный А.П., Халикова Н.В. «Проблема портретности в произведениях Ф.М. Достоевского (на примере мотива смеха)». Доступно по: https://cyberleninka.ru/artide/n/problema-portretnosti-v-proizvedeniyah-f-m-dostoevskogo-na-primere-motiva-smeha. Ссылка активна на 10.11.2022.

рянской жизни, патриархальной семьи и выдвинула «случайные семейства», «беспорядок» и «хаос» которых являлись «типичным, выразительным отражением того общего «беспорядка» и «хаоса», в которых пребывала русская жизнь в пореформенную эпоху» [21: 110]. Так, по верному замечанию В.А. Викторовича, уже на ранних стадиях работы над романом определился его пафос: «Главное. Во всем идея разложения, ибо все врозь и никаких не остается связей не только в русском семействе, но даже просто между людьми <...>. Разложение — главная видимая мысль романа»10. С.В. Капустина справедливо отмечает, что в основу художественного воплощения концепта «беспорядок» на страницах романа легло неприятие Достоевским бездуховности современной действительности и человека, «предупреждение о трагическом влиянии внутреннего опустошения (неверия) и утрате веры и соборности» [22: 95]. Изображение «беспорядка и хаоса», которым в ходе творческой работы романист противопоставляет «благообразное» воззрение на мир, «усиливает «положительный» полюс романа, диктует изменение жанровых форм романа и изображаемых в нем типов11. Главным героем романа и повествователем становится подросток, член случайного семейства. В эпилоге «Подростка» в письме-отклике на «записки» бывшего воспитанника Николай Семенович подчеркивает, что герои из случайного семейства - типы формирующиеся, «дело текущее», «а потому и не могут быть художественно законченными. Возможны важные ошибки, возможны преувеличения, недосмотры. Во всяком случае, предстояло бы слишком много угадывать. Но что делать, однако ж, писателю, не желающему писать лишь в одном историческом роде и одержимому тоской по текущему? Угадывать и... ошибаться»12. Новизна романного типа героя в творчестве Достоевского определена не только его «неустоявшейся» формой, но и тем, что главный герой не герой-идеолог, как в предыдущих романах, он приходит не к трагическому краху, а проходит нравственное становление личности, постигает истину, устанавливает отношения с окружающими людьми, семьей.

Введение в произведение героя-демиурга определяет использование повествования от первого лица, Ich-Erzählung, а от романа испытания идеи Достоевский переходит к «роману воспитания личности в мемуарно-исповедальной форме» [5: 203]. В.Я. Кирпотин, считая, что в переплетении жанровых начал романа доминирует «роман узнавания», также справедливо подчеркивает, что «Подросток» знаменовал «переход от романов крушения, какими были и «Преступление и наказание, и «Идиот», и «Бесы», к романам надежды», ибо он дышит «великим сочувствием к юности, к ее способности выстоять в соблазнах быта, в бурях истории, преодолеть недоверие к жизни и осуществить лучший порядок жизни по сравнению с тем, который создали отцы» [20: 136]. Все вышеназванные особенности не могли не сказаться на изменении художественных принципов романа, приемов художественно-психологического изображения героев.

В своих работах о портретной характеристике как отражении душевной драмы героев, художественно-психологических особенностях ее создания в произведениях Достоевского «Бесы» и «Идиот» мы отмечали роль статических и динамических портретов в создании образов героев, в раскрытии их внутреннего мира [23]. В романе «Подросток» автор продолжает обращаться к таким портретным характеристикам, однако изменяется принцип их построения. Теперь образ героя строится через субъективное восприятие подростка-повествователя, определяется его мнением и отношением к тому или иному участнику описываемых событий. Описание внешности каждого персонажа предваряется замечаниями подростка о том, знал ли он его прежде, встречал ли где-то, или видит этого человека впервые. В построении образа персонажа, к которому подросток определил свое отношение, используется статическая портретная характеристика с ее разновидностью - портретом «монологическим» (Ламберт, Олимпиада, Анна Версилова, Макар Иванович и др.) и портретом «диалогическим» (Дергачев, Крафт, Васин, старый князь Сокольский, князь Сергей Петрович Сокольский). Монологические портреты, созданные с преобладанием одной доминирующей черты, чаще используются для обрисовки «завершенных» персонажей, в дальнейшем лишенных развития и изменения. Создавая сложные, амбивалентные

10 Викторович В.А. Подросток. Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. Под ред. Г.К. Щенникова, Б.Н. Тихомирова. СПб.: Пушкинский дом. 2008:134. Доступно по: https://fedordostoevsky.ru/ research/creation/008/. Ссылка активна на 10.11.2022.

11 Там же. С.135.

12 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 13:455. Л.: Наука. 1975. Доступно по: https://russian-literature.org/ йзт/410296. Ссылка активна на 10.11.2022.

характеры, герой-повествователь прибегает к портретам диалогическим, «поливариантным» [15: 31]. Часть портретов, чаще всего людей, которых хочет понять Аркадий, уяснить себе их характер, определить значение в своей жизни и свое отношение к ним, вводится через прием многократного предварения (Версилов, Софья Андреевна, Ахмакова). Описания этих персонажей можно отнести к портретам-впечатлениям. Портретные характеристики Версилова и Ахмаковой также представлены в «двойной экспозиции», так как именно в отношении к этим персонажам ведущим принципом, определенным Е.И. Семеновым, становится «выявление противоречий между конструируемым по абстрактной схеме образом <.. .> и реальным содержанием личности последнего» [24: 136].

По мере развития событий в романе появляются портреты динамические. В сценах драматического действия, когда персонаж не является только объектом авторского слова, раскрывает себя в речи, поступках, портрет динамический включает рисунок жестов, мимических изменений, которые внешне выражают движение внутренних чувств, переживаний. В отличие от предыдущих романов, где сцены драматического действия представали в объективном авторском описании, в романе «Подросток» они даются через субъективное восприятие и оценку подростка-повествователя.

Остановимся подробнее на анализе выделенных нами типах портретной характеристики.

Как и в романах «Идиот» и «Бесы», статические портретные характеристики в «Подростке» предваряют диалогические сцены, вводятся после самой минимальной подготовки. В монологических портретах акцент делается на главной индивидуальной черте во внешности героя.

Макар Долгорукий сразу поразил Подростка «величавым иконописным обликом»13: «седой-пресе-дой старик, с большой, ужасно белой бородой», «росту он, как угадывалось, был большого, широкоплеч, очень бодрого вида, несмотря на болезнь, хотя несколько бледен и худ, с продолговатым лицом, с густейшими волосами, но не очень длинными, лет же ему казалось за семьдесят»14. Это «впечатление величия, - по верному наблюдению Г.К. Щенникова, - произошло и от того, что известно было Аркадию о жизни Макара Долгорукого»15. Большое внимание в воспоминаниях о Макаре Ивановиче уделяет подросток смеху и улыбке старика, в которых видит «детское, до невероятности привлекательное»16. Даже включает в свои записки «тираду о смехе» как «верной пробе души». Улыбку, «веселие», большие голубые лучистые глаза особенно ценит герой.

В последних сценах, когда Макар Иванович уже совсем больной приходит в дом Версилова, даются подростком подробные описания встреч, воспроизводятся диалоги с усыновившим его человеком. Однако и здесь, кроме повторения наблюдений о его улыбке, радости в лице (печаль появляется перед смертью), мы не находим дополнительной характеристики внешности, динамики жестов. Состояние Макара Долгорукого, его поведение передаются в восприятии подростка, его сочувствии, переживании, которые он испытывает, общаясь со старцем. Макар Иванович предстает здесь как святой: подросток подчеркивает его чистосердечие, «почти безгрешное сердце», «благообразие», любовь к рассказыванию «умилительных вещей»17. Таким образом, Макар Иванович, предстающий как житийный святой, почти бесплотен - лишен телесного начала, греховности.

Дважды дается в романе статический портрет Ламберта. Первый раз подросток описывает своего товарища по пансиону старому князю Сокольскому, второй раз, когда Ламберт находит замерзающего на улице Аркадия. Подросток говорит о черных глазах, «ужасно» черных волосах, длинном с горбом, как у французов, носе, белых зубах и белом, румяном, «как на маске» лице18. Неоднократно подросток

13 Щенников Г.К. Подросток. Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. Под ред. Г.К. Щенникова, Б.Н. Тихомирова. СПб.: Пушкинский дом. 2008:142. Доступно по: https://fedordostoevsky.ru/ research/creation/008/. Ссылка активна на 10.11.2022

14 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т.13:284. Л.: Наука. 1975. Доступно по: https://russian-literature.org/ tom/410296. Ссылка активна на 10.11.2022.

15 Щенников Г.К. Подросток. Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. Под ред. Г.К. Щенникова, Б.Н. Тихомирова. СПб.: Пушкинский дом. 2008:142. Доступно по: https://fedordostoevsky.ru/ research/creation/008/. Ссылка активна на 10.11.2022

16 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т.13:286. Л.: Наука. 1975. Доступно по: https://russian-literature.org/ tom/410296. Ссылка активна на 10.11.2022.

17 Там же. С.308-309.

18 Там же. С.27.

повторяет в описании внешности Ламберта деталь «оскаленные зубы», что свидетельствует о преобладании физиологического начала, и неоднократно говорит о его подлости. Ламберт, с которым судьба вновь после пансиона сводит Аркадия, появляется в нескольких сценах. В связи с этим, после создания образа с помощью статических портретов, в сценах драматического действия продолжается раскрытие образа с помощью рисунка жестов, мимических изменений, которые дают возможность понять внутренний мир, психологическое состояние героя. Однако короткая характеристика жестов и мимики Ламберта, данная подростком, не раскрывает внутреннего состояния однолинейного характера личности, лишенной подлинной человечности, а является констатацией поведения: грозит пальцем Аль-фонсинке и хмурит брови, оживленно жестикулирует при разговоре с рябым. Аркадий повторяет, что Ламберт глуп и подл.

Лаконичными, схематичными, но также включающими субъективно-экспрессивное оценочное отношение, являются портретные описания «проходящих» персонажей. Например, таков портрет Нащокина - «прелестно одетый, красавчик собой - но несомненно дурного общества»19; Бьоринга «сухощавый, с немного слишком продолговатым лицом, с рыжеватыми усами и даже ресницами. Лицо его было хоть и совсем некрасиво, но с резкой и вызывающей физиономией»20; портрет рябого - человека с глупо-деловой наружностью, «с проседью, с выбритым до гадости лицом и с маленькими правильными седенькими подстриженными бакенбардами, в виде двух колбасок, по обеим щекам чрезвычайно плоского и злого лица»21. Одной «краской» - нейтральным белым цветом - описан и бывший товарищ по гимназии Ефим Зверев, о котором Аркадий неоднократно говорит, что с ним не о чем говорить, да и описания он не стоит. Однако далее, еще раз подчеркивая неприязнь к Звереву, отмечает, что тот был «очень бел волосами, с полным, слишком белым лицом, даже неприлично белым, до детскости, а ростом даже выше меня, но принять его можно было не иначе как за семнадцатилетнего»22. Таким образом, преобладание в облике «неприлично» белого цвета «стирает» самоценность этого человека для подростка.

Портрет Анны Андреевны Версиловой, с которой, по замечанию подростка, он виделся до этого один раз мельком, является однолинейным: «высокая, немного даже худощавая; продолговатое и замечательно бледное лицо, но волосы черные, пышные; глаза темные, большие, взгляд глубокий; малые и алые губы, свежий рот», «выражение лица не совсем доброе»23. Передавая в этом портрете характерные приметы внешности, подросток избегает оценки: «не знаю, хороша ли она собой; тут как на вкус»24. Проявление осторожности в описании также результат того, что он ждет от нее обиды, подобно той, что нанес Аркадию ее брат. Однако ее добрая улыбка, хотя и «преднамеренная», позволяет герою испытать «необыкновенно приятное ощущение»25. В дальнейшем характеристика героини дополняется описанием густого и звучного голоса, длинных ресниц и «чуть мелькавшей улыбкой на ее бледном лице»26. Пришедшая с Анной Андреевной Олимпиада описывается более схематично и оценочно: «не так высокого роста девица, полная и с чрезвычайно румяными щеками», «особенной интеллекцией не могла блистать», «хитрость была видна по глазам», «одним словом, ничего замечательного. У нас в гимназии сказали бы: подушка»27.

Наш анализ показывает, что монологические портреты характерны для описания однолинейных героев, людей несложной психологии. В их портретах отсутствует психологический комментарий, а в образах прослеживается равенство внешнего и внутреннего; они определены до конца, поэтому подросток зачастую использует конечное оценочное определение («подушка», «подлец»). В сценах драма-

19 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 13:183. Л.: Наука. 1975. Доступно по: https://russian-literature.org/ йзт/410296. Ссылка активна на 10.11.2022.

20 Там же.С.257.

21 Там же. С. 349.

22 Там же. С.42.

23 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т.13:33. Л.: Наука. 1975. Доступно по: https://russian-literature.org/ йзт/410296. Ссылка активна на 10.11.2022.

24 Там же.

25 Там же. С.34.

26 Там же. С.194.

27 Там же. С.33.

тического действия никаких сложных изменений с такими персонажами не наблюдается. Следует все же отметить, что до конца уяснить себе образ Анны Версиловой подросток не может, признавая, что человек «такая сложная машина, что ничего не разберешь в иных случаях, и вдобавок к тому же, если этот человек - женщина»28.

Иначе строятся портреты диалогические, в которых дается описание «широкого», «многосмыслового человека» [15: 47]. Например, описание внешности членов кружка Дергачева воссоздается подростком по мере рассказывания о процессе знакомства с присутствующими в комнате. Во внешности Крафта и Васина, о которых Аркадий много слышал, но впервые видит, в психологическом комментарии преломляется впечатление об их характерах, которые раскрылись подростку позже. Молодежь затронул духовный распад, одиночество и «беспорядок», что также нашло отражение в их неоднозначных портретных характеристиках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У Крафта подчеркивается чувство собственного достоинства, «никакой особенной красоты, но что-то как бы уж слишком незлобивое и деликатное», «лицо серьезное, но мягкое; что-то во всем нем было такое тихое» (выделено нами. - Н.А.)29. Обращение к психологическому комментарию приоткрывает неоднозначность восприятия личности Крафта, внешность которого показалась очень привлекательной подростку. Неуверенность подростка в точности данной оценки выражается в повторе местоимения что-то (оно пять раз употребляется в небольшом описании). Хотя лицо этого человека произвело впечатление на подростка, показалось привлекательным, однако, как Аркадий подчеркивает, он не променял бы своего, «может быть, даже очень пошлого лица, на его лицо, так как в нем было «что-то такое слишком уж спокойное в нравственном смысле, что-то вроде какой-то тайной, себе неведомой гордо-сти»30. Герой не может окончательно себе прояснить, что же отталкивает в запоминающемся облике Крафта, и предполагает, что такая оценка определяется отношением после произошедших событий. Слышанные ранее отзывы о Васине как очень умном человеке преломляются в портретной характеристике героя: здесь четырежды повторяется слово «умный» и обобщенно отмечаются такие черты, как светло-серые большие глаза, открытое лицо, но в то же время что-то излишне твердое во всем облике. Неуверенность, отсутствие окончательности суждения о другом (Крафте и Васине) подчеркивается предположительными конструкциями «так буквально судить я тогда, вероятно, не мог; это мне теперь кажется, что я тогда так судил», «впрочем, может быть, я теперь все преувеличиваю»31. Отсутствие конечного суждения о другом в портретных описаниях Аркадия отражает антропологические взгляды Достоевского об ограниченности логического мышления, невозможности рационального постижения человека и его внутреннего мира. О.Н. Осмоловский подчеркивает, что психологическая гносеология Достоевского «явно тяготела к синтетическому познанию психических актов м преобладанием эмпирического анализа и интуитивного проникновения» [25: 120]. Отсюда возникает и предпочтение Аркадия Долгорукого фактам, без которых «чувств не опишешь»32. По верному замечанию Г.С. Сырицы, наличие неопределенных местоимений, вводных слов и оговорок в описаниях отражает отказ писателя от конечного знания о человеке», «непостижимости тайны человека» [16: 49]. В связи с этим «портреты у Достоевского, - продолжает исследовательница, - не столько описание внешности, сколько ее оценка, эмоциональное восприятие» [16: 49].

Подросток пишет свои «записки» не только, чтобы проанализировать и уяснить себе все, что с ним происходило, но и чтобы подчеркнуть те значительные изменения, которые свершились с ним за период написания исповеди. Неоднократно герой восклицает, что между ним «теперешним» и «тогдашним» -«бесконечная разница»33. Повинуясь внутренней потребности в написании такого самоотчета, герой вновь переживает те чувства смятения, кризиса, волнения и радости, которые он испытывал в момент

28 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т.13:340. Л.: Наука. 1975. Доступно по: https://russian-literature.org/ tom/410296. Ссылка активна на 10.11.2022.

29 Там же. С.43.

30 Там же. С.43-44.

31 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т.13:44. Л.: Наука. 1975. Доступно по: https://russian-literature.org/ tom/410296. Ссылка активна на 10.11.2022.

32 Там же. С.16.

33 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 13:51. Л.: Наука. 1975. Доступно по: https://russian-literature.org/ tom/410296. Ссылка активна на 10.11.2022.

происходящего. В силу своей молодости, неуверенности, а также будучи человеком ранимым, сомневающимся, тонко чувствующим происходящее с другим человеком, подросток не дает им окончательной оценки. В исповеди подростка, по верному замечанию М.М. Бахтина, просматривается «скрытая и открытая полемика с читателем», «диалогизация всех отношений к себе самому и к другому» [10: 274].

Подросток излагает свои наблюдения, лишь предполагая, что может чувствовать другой. Таким образом, другой выступает, с одной стороны, объектом сознания подростка. С другой стороны, подросток вступает с другим в диалог, через другого он приходит к осмыслению себя, своих недостатков, переосмыслению своих поступков. Особенно наглядно это проявляется в портретных характеристиках, данных подростком князю Сергею Сокольскому. С ним подросток впервые знакомится в доме у старого князя, «жадно» рассматривает новое лицо и дает описание амбивалентного образа. Портретное описание князя Сережи является диалогичным, включает чужую оценку, с которой Аркадий не соглашается, а также психологический комментарий: «Вошел молодой и красивый офицер <...> То есть я говорю красивый, как и все про него точно так же говорили, но что-то было в этом молодом и красивом лице не совсем привлекательное. Я именно замечаю это, как впечатление самого первого мгновения, первого на него моего взгляда, оставшееся во мне на все время»34. Описывая далее внешность молодого князя, подросток признается, что ему трудно описывать, да и до конца он не может выразить свои впечатления. Двойственность производимого впечатления определяется в таких характеристиках, как «лицо свежее, но «немного, впрочем, желтоватое», «прекрасные темные глаза его смотрели несколько сурово, даже и когда он был совсем спокоен. Но решительный взгляд его именно отталкивал потому, что как-то чувствовалось почему-то, что решимость эта ему слишком недорого стоила»35. Отмечаемая подростком быстрота изменения лица Сергея Сокольского коррелирует с такой же резкой изменчивостью в облике старого князя: «Конечно, лицо его способно было вдруг изменяться с сурового на удивительно ласковое, кроткое и нежное выражение, и, главное, при несомненном простодушии превращения. Это-то простодушие и привлекало. Замечу еще черту: несмотря на ласковость и простодушие, никогда это лицо не становилось веселым; даже когда князь хохотал от всего сердца, вы все-таки чувствовали, что настоящей, светлой, легкой веселости как будто никогда не было в его сердце.»36. Таким образом, подросток передает свое непосредственное впечатление, в котором преломилось и более глубокое знание молодого князя (с ним герой продолжал довольно долго общаться). Далее, узнав о связи князя с Лизой, предостерегая ее, подросток дает ему характеристику, в которой подчеркивается его неоднозначность, противоречивость: «он мрачный, мнительный, может быть, он очень добрый, пусть его, но зато в высшей степени склонный прежде всего во всем видеть злое (в этом, впрочем, совершенно как я!). Он страстно уважает благородство — это я допускаю, это вижу, но только, кажется, в идеале. О, он склонен к раскаянью, он всю жизнь беспрерывно клянет себя и раскаивается, но зато никогда и не исправляется, впрочем, это тоже, может быть, как я. Тысяча предрассудков и ложных мыслей и — никаких мыслей! Ищет большого подвига и пакостит по мелочам»37. Однако Лиза не соглашается с такой характеристикой, считая, что в ней говорит злость брата на князя, сам же князь был осторожен и недоверчив с Аркадием, потому не мог полностью раскрыться перед ним. Также важно отметить, что подросток не произносит окончательный приговор недостаткам князя, отмечая, что и у него есть такие же недостатки, сам небезупречен. Умение признать свои недостатки становится важным свидетельством в пользу подростка.

Следует отметить, что в большинстве портретов героев, о которых рассказывает в своих записках Аркадий Долгорукий, включается не столько сиюминутное впечатление, сколько осмысление поведения и характера личности, которое произошло со временем. В связи с этим диалогический портрет становится средством раскрытия психологических особенностей личности. Однако подросток избегает однозначности, конечности суждений о человеке даже спустя время, всячески подчеркивает свою неуверенность, сомнение в правильности создавшегося впечатления. В целом, следует подчеркнуть, что сложные, поливариантные образы сложны для описания, переданы в портретах в «непрерывно коле-

34 Там же. С.154.

35 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 13:154. Л.: Наука. 1975. Доступно по: https://russian-literature.org/ йзт/410296. Ссылка активна на 10.11.2022.

36 Там же.

37 Там же. С.239.

блющихся, меняющихся, неустойчивых смещениях», «в текучести», когда одни представления отрицаются другими [15: 58].

В динамических портретах, которые создаются в результате дальнейших наблюдений за внешними изменениями, происходящими с молодым князем Сокольским, проявляется умение подростка чутко подмечать колебания настроения, чувствовать, что происходит с другим во время беседы. Находясь вместе со Стебельковым в квартире князя, подросток проницательно замечает, с каким «мучением и с каким мучительным взглядом» обернулся князь к Стебелькову, какой «потерянный, жалкий и злобный взгляд» князь обращает к нему самому38. Также он отмечает его неловкость, смущение, «что-то недоброе» в его улыбке. Подросток чувствует, что князь стыдится его, но еще не понимает причины такого отношения. В тюрьме князь Сергей Петрович поражает героя своим изменившимся видом: хотя он щеголевато одет, в чистейшем белье, но «ужасно похудевший и пожелтевший»39. Князь говорит много и лихорадочно, подросток видит в нем напряжение и страдание и с трудом понимает его. Судорожная бессмысленно-вопрошающая улыбка, неподвижный взгляд, неоднократно подчеркиваемые Аркадием, выдают в нем человека, потерявшего жизненный ориентир, почти опустившегося. Не случайно он признается, что ему снятся пауки. Ученые неоднократно отмечали, что у Достоевского паук является символом зла [26: 291].

Совсем иначе начинается создание образа старого князя Сокольского, к которому подросток испытывает большую симпатию. Осмысление характера Сокольского начинается для подростка с установления непосредственных жизненных отношений, описания образа его жизни. Аркадий подробно рассказывает о князе Сокольском, о сложившихся между ними отношениях, о том, что князь показался ему трусливым и поддающимся, но в то же время в нем проявлялось упрямство и мужество. Ему импонировало простодушие, даже какая-то детскость, и только потом подросток записывает: «Удивлялся я тоже не раз и его лицу: оно было на вид чрезвычайно серьезное (и почти красивое), сухое; густые седые вьющиеся волосы, открытые глаза; да и весь он был сухощав, хорошего роста; но лицо его имело какое-то неприятное, почти неприличное свойство вдруг переменяться из необыкновенно серьезного на слишком уж игривое, так что в первый раз видевший никак бы не ожидал этого» (выделено нами. - Н.А.)40. Аркадий передает свое двойственное впечатление от внешности князя, дает субъективную оценку, психологический комментарий выражению лица. Переживая, что его могут осудить за предвзятость, герой включает в описание авторитетный для него голос Версилова, подтверждающий впечатление и частично оправдывающий это болезнью Сокольского: «Я говорил об этом Версилову, который с любопытством меня выслушал; кажется, он не ожидал, что я в состоянии делать такие замечания, но заметил вскользь, что это явилось у князя уже после болезни и разве в самое только последнее время»41. О двойственности, проявлении «беспорядка» в поведении князя говорит подросток, отмечая, с одной стороны, его религиозность и чувствительность, с другой - сомнения в бытии божием, а также в появившемся после припадка желании старого князя поскорее жениться.

Далее, в сценах диалогической речи, Аркадий рисует физическое и моральное состояние симпатичного ему человека, рассказывая о перипетиях в жизни князя Сокольского. Так, когда его привозят на квартиру Аркадия, подросток испытывает к нему жалость, отдельными оценочными штрихами описывает произошедшие изменения в его внешности и поведении. Раскрытие образа князя, напуганного предательством дочери и сумасшедшим домом, осуществляется через взволнованно-сочувственные характеристики героя-повествователя. Князь в его восприятии дается как «старичок», «мумия», «совершенный ребенок, пугливый и недоверчивый», который «так и вздрогнул», когда Аркадий вошел в комнату, «и улыбка быстро сменилась в лице его (князя) решительным испугом»42. В течение беседы с князем и Анной Андреевной автор «записок» передает динамику изменений черт лица и поведения старого князя, воссоздавая его внутреннее состояние: «князь пришел в ужас и почти задрожал от испуга», «старик

38 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 13:184. Л.: Наука. 1975. Доступно по: https://russian-literature.org/ tom/410296. Ссылка активна на 10.11.2022.

39 Там же. С.333.

40 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т.13:24. Л.: Наука. 1975. Доступно по: https://russian-literature.org/ tom/410296. Ссылка активна на 10.11.2022.

41 Там же. С.25.

42 Там же. С. 423.

был видимо мне благодарен и восторженно развеселился. Но его веселие, хотя и восторженное, видимо было какое-то непрочное и моментально могло смениться совершенным упадком духа; это было ясно с первого взгляда»43, «но лишь только она вышла, вдруг все лицо старика изменилось мгновенно», «зашептал мне испуганным голосом», «воскликнул он вдруг, складывая перед собою руки и уже вполне не скрывая своего испуга»44. Таким образом, называя происходящие изменения с князем, передавая свое впечатление от происходящего, Аркадий дает возможность читателю понять всю испытываемую им нравственную муку от того, как воплощался коварный замысел Ламберта и Анны Андреевны. В то же время очень чутко и зримо повествователь воспроизводит душевное состояние князя, который не хотел верить в предательство дочери и более всего хотел помирить двух женщин, которыми дорожил. В этом передается благородство князя, испытываемая к нему симпатия подростка.

В целом, в этих динамических зарисовках князь больше выступает как объект наблюдения и выражения жалости, сострадания со стороны Аркадия Долгорукого. Однако не только внутренние переживания князя раскрываются читателю в этом эпизоде, но и душевный мир сочувствующего и понимающего другого человека подростка, способного столь тонко и эмоционально создать психологическую характеристику изображаемого лица.

Отдельно в романе можно выделить портреты-впечатления героев многосоставных, сложных, понять которых не всегда получается подростку. Даже когда ему кажется, что все «установилось», происходит крутой перелом в их поведении или же в его оценке и отношении. Изменение отношения к двум главным людям в судьбе подростка - Версилову и Ахмаковой - определяется зачастую рефлексией. Рефлексия, которая опирается, с одной стороны, на разум и логику, а, с другой - на страсти и инстинкты, живущие в подсознании подростка, по верному замечанию Г.К. Щенникова, является источником постоянного разочарования, размолвок с людьми и духовного кризиса»45.

Одной из мучительных загадок для подростка является его отец. Именно он, по признанию Аркадия, становится «фатальным толчком», с которого начинается его сознание. Фигура отца для молодого человека очень противоречива: притягивающая и отталкивающая, героическая и порочная. В чувствах к отцу любовь сменяется ненавистью, враждебность - восторгом. Как верно отмечает Е.И. Семенов, «от решения загадки Версилова зависит «приведение» распавшегося мира «в связь» [24: 142]. Первый идеальный образ Версилова, появившийся в праздничном блеске, врезался в память Аркадию-ребенку и породил его мечту об отце. Однако собственно портрет Версилова возникает в записках подростка после приема многократного предварения. Сначала герой-повествователь расследует историю отношений матери и Андрея Петровича, говорит о письме-приглашении в Петербург от отца, человека «сухого и гордого», к нему «высокомерного и небрежного»46, и, только рассказав о незавидном положении семьи, описывает внешность постаревшего и «истертого» человека. Вид отца, запомнившегося «в сиянии», произвел тяжелое впечатление на подростка, поэтому он прежде всего говорит о целой гамме испытанных чувств: «мне тотчас же стало грустно, жалко, стыдно», «я нашел в красоте его даже что-то более поражающее, чем то, что уцелело в моем воспоминании. Меньше тогдашнего блеску, менее внешности, даже изящного, но жизнь как бы оттиснула на этом лице нечто гораздо более любопытное прежнего»47. В этой зарисовке Аркадий сопоставляет свои впечатления - детское и новое. Здесь вновь появляется загадка, требующая разъяснения, - что за новый отпечаток наложила жизнь на внешность отца.

Второй портрет Версилова появляется в сцене диалогической речи, когда герой рассказывает самому Версилову, матери, Татьяне Павловне, каким запечатлелся в его душе образ недосягаемого отца. Описание отца, которого мальчик впервые увидел, романтизируется, идеализируется: «Я как сейчас вас вижу тогдашнего, цветущего и красивого <...> я на вас даже загляделся: какие у вас были удивительные волосы, почти совсем черные, с глянцевитым блеском, без малейшей сединки; усы и бакены

43 Там же. С.424.

44 Там же. С. 425.

45 Щенников Г.К. Подросток. Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. Под ред. Г.К. Щенникова, Б.Н. Тихомирова. СПб.: Пушкинский дом. 2008:142. Доступно по: https://fedordostoevsky.ru/ research/creation/008/. Ссылка активна на 10.11.2022

46 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т.13:15. Л.: Наука. 1975. Доступно по: https://russian-literature.org/ йзт/410296. Ссылка активна на 10.11.2022.

47 Там же.

ювелирской отделки - иначе не умею выразиться; лицо матово-бледное, не такое болезненно бледное», «горящие и темные глаза и сверкающие зубы, особенно когда вы смеялись <...> Вы были в это утро в темно-синем бархатном пиджаке, в шейном шарфе, цвета сольферино, по великолепной рубашке с алансонскими кружевами.»48. Эпитеты «цветущий», «сверкающие» передают детский восторг, любование. Неудивительно, что подросток так подробно запомнил элементы одежды Версилова, ведь и самого мальчика, который всегда ходил в курточке, вдруг одели в «хорошенький синий сюртучок и в превосходное белье»49. Синий цвет одежды у отца и сына, по замечанию Г.С. Сырицы, «в портретном тезаурусе романов Достоевского развивает коннотации, связанные с указанием на небесное, чистое, прекрасное» [16: 203]. Блестящий образ отца запомнился и постоянной улыбкой, смехом, «прелестным расположением духа», исполнением на сцене Чацкого. Восторженный ребенок, влюбленный в этот замечательный образ, создает фантазию об отце.

В сценах диалогической речи скупо представлен динамический портрет Версилова: лишь несколько штрихов называет подросток, в остальном преобладает наблюдение и размышление над манерой речи Версилова, над тем, что заключают в себе его слова. Так, когда Андрей Петрович поднимается впервые в комнату-гроб Аркадия и говорит с ним о матери, подросток больше обращает внимание на манеру речи говорящего: «ответил он мне, тотчас же скривившись в ту первоначальную, тогдашнюю со мной манеру, столь мне памятную и которая так бесила меня: то есть, по-видимому, он само искреннее простодушие, а смотришь - все в нем одна лишь глубочайшая насмешка, так что я иной раз никак не мог разобрать его лица»50. Также не ускользают от внимания мимические изменения и сильная бледность Версилова при реакции на слова подростка. После разговора с отцом подросток анализирует свое поведение и чувства, которые мог испытывать отец: «Для чего я так вдруг разозлился и для чего так обидел его - так усиленно и нарочно, - я бы не мог теперь рассказать, конечно и тогда тоже. И как он побледнел! И что же: эта бледность, может быть, была выражением самого искреннего и чистого чувства и самой глубокой горести, а не злости и не обиды»51.

Таким образом, портрет-впечатление доминирует над остальными портретными описаниями Вер-силова: по нему Аркадий сверяет новые ощущения. В целом же подросток особенно чуток в своем восприятии отца. Он улавливает не только внешние изменения лица, жесты, но критично относится к манере речи, интонациям и чувствам, которые звучат в словах отца. Изменение восприятия жизни и людей подростком зачастую зависят от его отношений с Версиловым, человеком, которого в своем сердце Аркадий ставил на недосягаемую высоту.

Элемент импрессионизма в женских портретных зарисовках, впервые отмеченный Л. Гроссманом, подробно анализируется в портретах Катерины Николаевны Ахмаковой и Софьи Андреевны Н.М. Чирковым в книге «О стиле Достоевского» [14: 23-29]. После точных и справедливых замечаний о построении импрессионистичных портретов ученый делает вывод о том, что описание впечатлений героя приводит к «дематериализации» рисуемого объекта, «перестающего существовать вне переживаний воспринимающих его людей и, наконец, создание такой, образно говоря, светотени, которая вызывает чувство неуверенности в полной адекватности оригинала портрету» [14: 29]. Неслучайно подросток, восторженно воспевая красоту Ахмаковой, признавая ее своим идеалом, потом видит сон, в котором она предстает как «бесстыжая женщина», и в дальнейшем сомневается в ее нравственных достоинствах. Следует еще добавить, что двух любимых женщин, свою мать и Ахмакову, подросток изображает также через восприятие и оценку других героев. Так, в сценах драматического действия Версилов, в котором борются ненависть и любовь, злобно характеризует подростку Ахмакову как «ординарную», «дрянную»52, а ей самой в разговоре говорит, что она «развратная, светская» женщина53.

48 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 13:33. Л.: Наука. 1975. Доступно по: https://russian-literature.org/ tom/410296. Ссылка активна на 10.11.2022.

49 Там же.

50 Там же. С.104.

51 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 13:111. Л.: Наука. 1975. Доступно по: https://russian-literature.org/ tom/410296. Ссылка активна на 10.11.2022.

52 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т.13:386. Л.: Наука. 1975. Доступно по: https://russian-literature.org/ tom/410296. Ссылка активна на 10.11.2022.

53 Там же. С.415.

Отличительной особенностью портретов-впечатлений в «Подростке» становится эмоциональное начало, включение субъективно-экспрессивной речи Аркадия.

Заключение

Портрет как художественно-психологический прием играет важную роль в создании и раскрытии образов персонажей в романе Ф.М. Достоевского «Подросток». Обращение к портретной форме как эмпирическому способу выражения душевной жизни героев отвечает созданию объективного метода постижения психического бытия как цели гносеологических исканий Достоевского. В связи с этим в романе прослеживается отсутствие стремления проникнуть с помощью логики во внутренний мир героев, постоянное сомнение подростка, оговорки и отказ от категоричности при описании внешности многих персонажей, предпочтение излагать свои наблюдения при помощи фактов.

Эстетические воззрения Достоевского на особенности создания живописцами портретов, изложенные в статье «По поводу выставки», преломились и в романе, в словах Версилова о том, что человек не всегда на себя похож, в сетовании многих героев «пятикнижия» на неумение создавать портреты, уловить изменчивость человека и передать впечатление. Эти воззрения находят отражение в особенностях создания подростком диалогических портретных характеристик. Если в монологических портретах героев однолинейных достаточно для полноты представления об их несложном внутреннем мире передать одну-две внешние детали, то портреты героев «широких», противоречивых, а в романе «Подросток» охваченных «беспорядком», духовным распадом, остаются недоговоренными. В них также включается попытка постижения и анализа подростком психологических особенностей личности героя.

В «Подростке» в связи с введением повествования от первого лица изменяется и принцип построения портретов. В них включается восприятие и оценка подростка-повествователя. Если в портретах статических, монологических это проявляется в использовании оценочных слов, в которых отражено отношение Аркадия к описываемым персонажам, то в портретах динамических отмечается повышение удельного веса описаний не рисунка жестов, а мимики (особенно улыбки героев), выражения чувств, манеры речи. Зачастую потом подросток во внутреннем монологе воспроизводит размышления, сомнения по поводу своего восприятия другого, правильности своего поведения с ним. Подросток очень чутко улавливает интонации лжи, а также чувства, которые испытывает говорящий, часто отмечает, что испытывает жалость и сочувствие к другому, поэтому можно сказать, что портретные характеристики несут на себе отпечаток душевного мира автора записок.

Список литературы

1. Федорова Е.А. М.И. Семевский и Ф.М. Достоевский. Неизвестный Достоевский. 2021; Т.8. 4:91111. М^: doi.org/10.15393/j10.art.2021.5861.

2. Михновец Н.Г. Ф.М. Достоевский и А.Н. Островский в процессе познания народа (1860-е гг.). Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2021, 18(3): 460-478. https: doi. org/1021638/spbu09/2021/303/.

3. Александрова Е.В. Е.П. Ковалевский и Ф.М. Достоевский: общественные и литературные связи. Сибирский филологический журнал. 2021;4: 82-96. https:doi.org/10.17223/18137083/77/7.

4. Федорова Е.А. Церковный календарь, евангельский и литургический текст в романе «Подросток» и «Дневник Писателя» (1876) Ф.М. Достоевского. Проблемы исторической поэтики. 2021; Т.19.1:258-282. https: doi.org/10.15393/ j9.art.2021.9182.

5. Борисова В.В. Роман Достоевского «Подросток»: современное состояние изучения. Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2021; 3(15): 196-214. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-3-196-214.

6. Иванов Вяч. Собрание соч. в 4т. Т.4. Брюссель.1987. Доступно по: https://rvb.ru/ivanov/1_critical/1_ brussels/vol4/01text/02papers/4_172.htm Ссылка активна на 10.11.2022.

7. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага. 1923. Доступно по: https://fedordostoevsky.ru/ research/literary/017/. Ссылка активна на 10.11.2022.

8. Чудаков А.П. Предметный мир Достоевского. Достоевский. Материалы и исследования. Т.4. Л.: На-ука.1980: 96-106. Доступно по: https://fedordostoevsky.ru/research/mr/04/. Ссылка активна на 10.11.2022.

9. Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского. М.: Государственная академия художественных наук. 1925. Доступно по: https://imwerden.de/pdf/grossman_poetika_dostoevskogo_1925.pdf. Ссылка активна на 10.11.2022.

10. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари: Языки славянской культуры. 2002. Т. 6. Доступно по: https://fedordostoevsky.ru/research/literary/050/. Ссылка активна на 10.11.2022

11. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. Л.: Наука. 1964. Доступнопо:https://imwerden.de/pdf/ fridlender_realizm_dostoevskogo_1964_text.pdf. Ссылка активна на 10.11.2022.

12. Пухачев С.Б. Кинеситические наблюдения над романом Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения / Под. ред. Т. А. Касаткиной; Ин-т мировой лит. им. A. M. Горького РАН. М.: Наука. 2007:453-482. Доступно по: https://fedordostoevsky.ru/research/creation/002/. Ссылка активна на 10.11.2022.

13. Гассиева В.З. Поэтика романа Достоевского «Преступление и наказание». Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Осетин-ский гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова». Владикавказ: Изд-во СОГУ 2010. https://www.elibrary.ru/item. asp?id=19967797.

14. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М.: Наука. 1964. Доступно по: https://imwerden.de/pdf/ chirkov_o_stile_dostoevskogo_1964_ocr. Ссылка активна на 10.11.2022.

15. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. М.: Советский писатель. 1979. Доступно по: http://www.tnu.in.ua/study/books/entry-2108281.html. Ссылка доступна на 10.11. 2022.

16. Сырица Г.С. Поэтика портрета в романах Ф. М. Достоевского. М.: Гнозис. 2007. Доступно по: https://fedordostoevsky.ru/research/literary/031/. Ссылка активна на 10.11.2022.

17. Геригк Х.-Ю. Литературное мастерство Достоевского в развитии. От «Записок из Мертвого дома» до «Братьев Карамазовых» / авториз. пер. с нем. и науч. ред. К. Ю. Лаппо-Данилевского. СПб.: Изд-во Пушкинского дома; Нестор-История. 2016. Доступно по: https://fedordostoevsky.ru/pdf/gerigk_2016.pdf. Ссылка активна на 10.11.2022.

18. Corrigan Yu. Dostoevsky and the Riddle of the Self. Evanston, Illinois: Northwestern Universiti Press, 2017. https://doi.org/10.2307/j.ctv47wbbb.

19. Brumfield W. C. The West and Russia: Concepts of Inferiority in Dostoevsky's "The Adolescent" First published in: Russianness: Studies on a Nation's Identity. In Honor of Rufus Mathewson, 1918-1978 / ed. by Robert L. Belknap; Studies of the Harriman Institute, Columbia University. Ardis: Ann Arbor, 1990:144-152. Знание. Понимание. Умение. 2015; 1. Доступно по: https://web.archive.org/web/20150524003241/http:// zpu-journal.ru/e-zpu/2015/1/Brumfield_West-Russia-Dostoevsky/. Ссылка активна на 10.11.2022.

20. Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. М.: Советский писатель. 1980. Доступнопо:https://imwerden. de/pdf/kirpotin_mir_dostoevskogo_1980_ocr.pdf. Ссылка активна на 10.11.2022.

21. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. М.: Художественная литература. 1985. Доступно по: https://www.studmed.ru/fridlender-g-m-dostoevskiy-i-mirovaya-literatura_46ce804d2c8.html. Ссылка активна на 10.11.2022.

22. Капустина С.В. Концепт «беспорядок» в романе Ф.М. Достоевского «Подросток». Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2021;3(15):76-97. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-3-76-97.

23. Акимова Н.В. Роль портретной характеристики в создании мужских образов (на примере романов Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Бесы»). Горизонты художественного текста. Этика, эстетика, поэтика писателей Центральной России и Орловского края: монография. Орел: Орловский гос. ин-т культуры. 2021:177-192. https://elibrary.ru/item.asp?id=45624273

24. Семенов Е.И. Роман Достоевского «Подросток» (проблематика и жанр). Л.: Наука. 1979.

25. Осмоловский О.Н. Ф.М. Достоевский и русский роман XIX века. Орел: 2001. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01000739660. Ссылка активна на 10.11.2022.

26. Степанян К.А. Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского. СПб.: Крига. 2010. Доступно по: https://fedordostoevsky.ru/research/literary/039/. Ссылка активна на 10.11.2022.

References

1. Fedorova EA. M.I. Semevsky and F.M. Dostoevsky. Unknown Dostoevsky. 2021; 4(8):91-111. https: doi.org/10.15393/j10.art.2021.5861 (In Russ.).

2. Mikhnovets NG. F.M. Dostoevsky and A.N. Ostrovsky in the process of cognition of the people (1860s). Bulletin of St. Petersburg University. Language and Literature. 2021, 18(3):460-478. https: doi.org/1021638/ spbu09/2021/303/ (In Russ.).

3. Aleksandrova EV E.P. Kovalevsky and F.M. Dostoevsky: social and literary connections. Siberian Philological Journal. 2021; 4:82-96. https:doi.org/10.17223/18137083/77/7 (In Russ.).

4. Fedorova EA. Church calendar, gospel and liturgical text in the novel "The Adolescent" and "Diary of a Writer" (1876) F.M. Dostoevsky. Problems of historical poetics. 2021; 1(19):258-282. https:doi.org/10.15393/ j9.art.2021.9182 (In Russ.).

5. Borisova VV Dostoevsky's novel "The Adolescent": the current state of study. Dostoevsky and world culture. Philological journal. 2021; 3(15): 196-214. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-3-196-214 (In Russ.).

6. Ivanov V. Collection of Op. in 4t. T4. Brussels.1987. Available at: https://rvb.ru/ivanov/1_critical/1_ brussels/vol4/01text/02papers/4_172.htm Accessed November 10, 2022. (In Russ.).

7. Berdyaev NA. Dostoevsky's world outlook. Prague. 1923. Available at: https://fedordostoevsky.ru/re-search/literary/017/ Accessed November 10, 2022. (In Russ.).

8. Chudakov AP. Dostoevsky's objective world. Dostoevsky. Materials and research.Vol.4. Leningrad, Nau-ka. 1980:96-106. Available at: https://fedordostoevsky.ru/research/mr/04/ Accessed November 10, 2022. (In Russ.).

9. Grossman LP. Poetics of Dostoevsky. Moscow, State Academy of Artistic Sciences. 1925. Available at: https://imwerden.de/pdf/grossman_poetika_dostoevskogo_1925.pdf Accessed November 10, 2022. (In Russ.).

10. Bakhtin MM. Problems of Dostoevsky's poetics. Collected works: In 7 volumes. Moscow, Dictionaries of the Russian language: Languages of Slavic culture. 2002. Vol. 6. Available at: https://fedordostoevsky.ru/ research/literary/050/ Accessed November 10, 2022. (In Russ.).

11. Fridlender GM. Dostoevsky realism. Leningrad, Nauka, 1964. Available at: https://imwerden.de/pdf/ fridlender_realizm_dostoevskogo_1964_text.p Accessed November 10, 2022. (In Russ.).

12. Pukhachev SB. Kinesitic observations on the novel by F.M. Dostoevsky "The Brothers Karamazov". The novel by F. M. Dostoevsky "The Brothers Karamazov": the current state of the study. Under. eds. Kasat-kina TA.; Gorky AM. Institute of world literature. RAS. Moscow, Nauka. 2007:453-482. Available at: https:// fedordostoevsky.ru/research/creation/002/ Accessed November 10, 2022. (In Russ.).

13. Gassieva VZ. Poetics of Dostoevsky's novel "Crime and Punishment". NOSU, Vladikavkaz; 2010. Available at: (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19967797 Accessed November 10, 2022. (In Russ.).

14. Chirkov NM. On the style of Dostoevsky. Moscow, Nauka. 1964. Available at: https://imwerden.de/pdf/ chirkov_o_stile_dostoevskogo_1964_ocr Accessed November 10, 2022. (In Russ.).

15. Soloviev SM. Visual means in the work of F.M. Dostoevsky. Moscow, Soviet writer. 1979. Available at: http://www.tnu.in.ua/study/books/entry-2108281.html Accessed November 10, 2022. (In Russ.).

16. Syritsa GS. Poetics of the portrait in the novels of F. M. Dostoevsky. Moscow, Gnosis. 2007. Available at: https://fedordostoevsky.ru/research/literary/031/ Accessed November 10, 2022. (In Russ.).

17. Gerigk HYu. Dostoevsky's literary skill in development. From "Notes from the House of the Dead" to "The Brothers Karamazov". St. Petersburg: Pushkin House Publishing House; Nestor-History. 2016. Available at: https://fedordostoevsky.ru/pdf/gerigk_2016.pdf Accessed November 10, 2022. (In Russ.).

18. Corrigan Yu. Dostoevsky and the Riddle of the Self. Evanston, Illinois: Northwestern University Press. 2017. https://doi.org/10.2307Zj.ctv47wbbb (In Eng.).

19. Brumfield WC. The West and Russia: Concepts of Inferiority in Dostoevsky's "The Adolescent". Studies of the Harriman Institute, Columbia University. 2015; 1. Available at: https://web.archive.org/ web/20150524003241/http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/1/Brumfield_West-Russia-Dostoevsky/ Accessed November 10, 2022. (In Eng.).

20. Kirpotin VYa. World of Dostoevsky. Moscow, Soviet writer. 1980. Availabl eat: https://imwerden.de/ pdf/kirpotin_mir_dostoevskogo_1980_ocr.pdf Accessed November 10, 2022. (In Russ.).

21. Fridlender GM. Dostoevsky and world literature. Leningrad, Soviet writer.1985. Available at: https:// www.studmed.ru/fridlender-g-m-dostoevskiy-i-mirovaya-literatura_46ce804d2c8.html Accessed November 10, 2022. (In Russ.).

22. Kapustina SV The concept of "disorder" in F.M. Dostoevsky's novel "The Adolescent". Dostoevsky and world culture. Philological journal. 2021; 3(15):76-97. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-3-76-97 (In Russ.).

23. Akimova NV. The role of portrait characteristics in the creation of male images (on the example of F.M. Dostoevsky's novels "The Idiot" and "The Devils"). Horizons of the artistic text. Ethics, aesthetics, poetics of writers of Central Russia and the Orel region: monograph. Orel, Orel State Institute of Culture. 2021:177-192. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=45624273 Accessed November 10, 2022. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Semenov EI. Dostoevsky's novel "The Adolescent" (problematics and genre). Leningrad, Nauka. 1979. (In Russ.). ссылка

25. Osmolovsky ON. F.M. Dostoevsky and the Russian novel of the 19th century. Orel. 2001. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01000739660 Accessed November 10, 2022. (In Russ.).

26. Stepanyan KA. Appearance and dialogue in the novels of F.M. Dostoevsky. St. Petersburg, Kniga. 2010. Available at: https://fedordostoevsky.ru/research/literary/039/ Accessed November 10, 2022. (In Russ.).

История статьи:

Получена: 14.10.2022 Принята: 09.11.2022 Опубликована онлайн: 25.12.2022

Article history:

Received: 14.10.2022 Accepted: 09.11.2022 Published online: 25.12.2022

Сведения об авторе:

Акимова Наталья Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и иностранной филологии Орловского государственного института культуры, Орел, Российская Федерация; e-mail: anatavi@mail.ru.

Natalia V. Akimova, PhD in Philology, Associate Professor, Department of Russian and Foreign Philology of the Orel State Institute of Culture. Orel, Russian Federation; e-mail: anatavi@mail.ru.

Bionote:

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.