Научная статья на тему 'Поэтика метатрилогии Станислава Ракуса'

Поэтика метатрилогии Станислава Ракуса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
46
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПОВЕСТВОВАНИЕ / "ТВОРЕНИЕ" ТЕКСТА / 'CREATION' OF THE TEXT / ИГРОВАЯ ПОЭТИКА / GAME-PLAYING POETICS / УСЛОВНОСТЬ СЮЖЕТА / CONVENTIONALITY OF THE PLOT / АСИММЕТРИЧНАЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ASYMMETRICAL NARRATIVE STRUCTURE / META-NARRATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Машкова Алла Германовна

В статье рассмотрены некоторые особенности метапрозы на примере трилогии современного словацкого писателя Станислава Ракуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poetics of the Metatrilogy by Stanislaw Rakus

The article considers some specific features of metaprose as illustrated by the example of the trilogy by a contemporary Slovak writer Stanislav Rakus.

Текст научной работы на тему «Поэтика метатрилогии Станислава Ракуса»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2014. № 3

А.Г. Машкова

ПОЭТИКА МЕТАТРИЛОГИИ СТАНИСЛАВА РАКУСА

В статье рассмотрены некоторые особенности метапрозы на примере трилогии современного словацкого писателя Станислава Ракуса.

Ключевые слова: метаповествование, «творение» текста, игровая поэтика, условность сюжета, асимметричная повествовательная структура.

The article considers some specific features of metaprose as illustrated by the example of the trilogy by a contemporary Slovak writer Stanislav Rakus.

Key words: meta-narration, 'creation' of the text, game-playing poetics, conventionality of the plot, asymmetrical narrative structure.

Как известно, приставка греческого происхождения «мета» в сложных словах означает «перемена», поэтому термин «метапроза» (анг. metafiction) следует понимать как измененная проза. Как вид художественного творчества метапроза восходит к ренессансному сознанию. В последующие столетия ее развитие идет по восходящей. Получив наибольшее распространение в ХХ в., своей кульминации метаповествование достигло в литературе постмодернизма, а его активное изучение началось в 1980-е годы.

Создателями метапрозы нередко были авторы, сочетавшие преподавательскую и исследовательскую деятельность на поприще филологии с прозаическими опытами (К.С. Льюис, Т. Моррисон, Д. Барт и др.). Не случайно важнейшей особенностью метапрозаиче-ских произведений является художественное осмысление практики «сочинительства» с филологической точки зрения. Иначе говоря, предметом изображения в метапрозе является исследование процесса создания литературного текста. Хорошо зная законы «творения» литературных произведений, владея приемами их написания, авторы метапрозы стремятся подключить к сфере своих интересов читателя, ибо, как они утверждают, литература, подобно любому другому виду деятельности человека, может стать самостоятельным объектом изображения.

В словацкой литературе наиболее удачным опытом на поприще метапрозы последних лет стали романы словацкого писателя Стани-

слава Ракуса (рожд. 1940), дебют которого состоялся в 1970-е годы. Будучи преподавателем литературы в университете П.Й. Шафарика (г. Прешов), Ракус является автором несколько книг литературоведческого характера, среди которых - монография «Поэтика прозаического текста» (1995). Одновременно он опубликовал романы «Темпоральные записки» (1993), «Ненаписанный роман» (2004) и «Эксцентричный университет» (2008), которые, по сути, образуют метатрилогию.

Два первых романа воссоздают писательский опыт периода «нормализации» (1970-е годы). Действие третьего происходит в 1950-е годы. На первый взгляд все три произведения имеют нечто общее с «Романом без героя» «Ярмарка тщеславия» У.М. Теккерея. Во всех трех романах описаны порядки, нравы, судьбы людей в соответствующие периоды, но в них нет той духовной атмосферы, в которой бы могло родиться и существовать героическое начало, нет ярких личностей. Более того, появление таковых на корню пресекается властями. Книги населяют автономные фигуры, история которых, по сути, представляет собой историю целого поколения1. С помощью иронии и гротеска, которые придают конструируемым ситуациям подчеркнутую литературность и одновременно углубляют философский смысл изображаемого, писатель показывает абсурдность, порочность порядков, царящих в обществе. Так, типичными приметами времени в романах являются страх, цензура, слежка, анонимки, формализм, потеря идеалов, порочная кадровая политика, слепое копирование норм жизни советского общества и т.п. Не случайно понятие «времени» вынесено в название одного из романов - «Темпоральные записки», т. е. заметки о времени в его широком понимании.

Центральные фигуры романов - люди с изломанными судьбами, те, кого прежде называли «лишними». Все они имеют самое непосредственное отношение к филологии и литературному творчеству. Это учитель литературы в вечерней школе Душан Сакмар («Темпоральные записки»), который не может приспособиться к порядкам, царящим в обществе периода «нормализации». Его инакость проявлялась в импровизированном способе преподавания литературы и ведении дневника, где он имеет возможность высказать все, что думает о людях и происходящих событиях. Это Адам Захариаш («Ненаписанный роман»), который в 70-е годы был изгнан из университета, где преподавал литературу за то, что в кризисные 60-е работал на радио. Не прижился он и в театре. Цензура запретила публикацию написанной

1 Так в Чехословакии называли десятилетие после оккупации 1968 г.

им новеллы по причине свойственного ей «абстрактного гуманизма», «абсурдных ситуаций» и «оскорблений», которые затрагивали словацкую действительность того времени. Наконец, это Виктор Павлович Бохня («Эксцентричный университет») - двадцатидевятилетний студент-филолог, изгнанный из университета за неблагонадежность и неуважение к русской литературе, которому также было отказано в публикации произведения.

Все романы связаны между собой не общим сюжетом и персонажами, а «поэтологической системой написания», самим способом повествования, когда все рассматривается «под углом зрения одного сознания»2, являющегося своего рода двойником сознания авторского. Именно это позволяет обозначить романы как «вольную» мета-трилогию, художественная структура которой носит двуплановый характер. Внимание читателя постоянно переключается с «рамочного текста» на «текст в тексте», т. е. с образа мира, в котором имеют место условно реальные события, на образ конструируемый, еще не завершенный, а сам он становится «соучастником творческой игры»3. В итоге происходит как бы взаимопроникновение двух реальностей, и повествование обретает зеркальный характер. Это означает, что помимо повествования о судьбах героев и условно реальных событиях в произведениях присутствует еще и мир литературного творчества, само событие рассказывания. Иначе говоря, здесь проявляется одна из самых типичных особенностей метапрозы - эффект полной творческой свободы автора-творца, которая позволяет читателю увидеть, как формируется текст. Используя принцип игровой поэтики, Ракус делает основным предметом изображения природу и процесс «творения» художественного текста. Как бы полемизируя с теми, кто считает, что литературное творчество, в отличие от музыки, изобразительного искусства не может быть предметом изображения в литературном произведении, что оно может воссоздавать все, что угодно, но только не процесс творения художественного произведения, персонаж-писатель последнего романа говорит: «Как будто создание литературного произведения не является работой, как будто стихотворение, драма, роман, новелла или рассказ рождаются сами по себе, без творческих мук и творческого упоения»4.

От романа к роману признаки метаповествования становятся все более очевидными. В романе «Темпоральные записки» мотив

2 Rakus St. Excentricka univerzita. Bratislava, 2008. S. 177-178.

3 Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997. С. 47.

4 Rakus St. Excentricka univerzita. S. 176.

«сочинительства», «творения» едва очерчен. Это скорее эпическое повествование с линейным сюжетом, которое ведется от лица автора-рассказчика. Помимо отрывков из дневника персонажа в произведение включен текст обнаруженной им старой дипломной работы («текст в тексте»). Показательно, что предметом изучения дипломанта является проблема времени и его функций как одной из важнейших составляющих поэтики литературного произведения. Иначе говоря, уже в этой книге обозначилась тенденция рассмотрения литературы в качестве самостоятельного объекта изображения. В итоге дневник героя оказался утерянным, т. е. не завершенным. В двух других романах проблема «незавершенности» текста, условности категорий начала и конца получит дальнейшее развитие.

В «Ненаписанном романе» сюжет носит условный характер, хотя в его основу положена вполне реальная история персонажа. Это происходит потому, что довольно значительная часть текста - это сочиненная им новелла. Захариаш ищет человека, который под своей фамилией смог бы опубликовать эту новеллу, так как ему публиковаться запрещено. Сначала выбор пал на его бывшего дипломника, а ныне школьного учителя, затем - на коллегу по факультету Андреанского и, наконец, - на знакомого, которым оказался главный персонаж первого романа, - Душан Сакмар. Заметим, что в данном случае мы имеем дело с типичным для метапрозы приемом автоаллюзии. Он заключается в том, что главные герои предыдущих произведений становятся эпизодическими персонажами (аналогичную картину можно видеть и в третьем романе), что указывает на глубинную связь всех трех романов. Персонаж-писатель поясняет: это важно для тех читателей, которые не уловили «объединяющей энергии поэтологи-ческих исходных позиций» автора5.

Однако ни одному из предполагаемых претендентов на авторство в силу различных обстоятельств не суждено было стать фиктивным создателем произведения. В частности, Сакмаре из-за того, что цензура не допустила новеллу к изданию. Так, гротескное изображение целого ряда негативных явлений общества периода «нормализации», внешне как бы отодвинутое на второй план, сыграло роковую роль в судьбе творения Захариаша.

В «Ненаписанном романе» авторское повествование от 3-го лица (автор-творец) чередуется с повествованием от 1-го лица (персонаж-писатель), причем в зависимости от автора рукописи одни и те же события могут быть поданы совершенно иным образом. Еще со сту-

5 1Ыа. Б. 178.

денческих лет Захариаш увлечен собирательством «эпизодов, фигурок и персонажей», которые стали материалом для его рассказывания, а после - и прозаического текста. Герой-писатель стремится профессионально подойти к процессу «творения», перенесения «мертвых» эпизодов, историй, фигурок в «живую» ткань произведения. С этой целью он изучает творчество чешского писателя Б. Грабала и даже пишет на эту тему теоретическую работу. Весь «текст в тексте» изобилует рассуждениями филологического характера, т. е. мы имеем здесь дело с так называемой филологической прозой. В итоге своих научных изысканий Захариаш приходит к выводу о доминирующей роли рассказчика в литературном произведении, о существовании в нем особого рода сюжета - так называемого сюжета «говорения» и «слушания». А поскольку рукопись оказалась под запретом и в нее еще могут быть внесены изменения, то герой-писатель размышляет о «феномене ненаписанности как об определенном типе незавершенности текста» 6, о создании романа, который никогда не будет закончен. (Вспомним, что в первом романе не был закончен дневник.) Иначе говоря, мы имеем здесь дело с замкнутым текстом, у которого нет ни начала, ни конца. При этом его «закольцованность» является не формальным приемом: она - одно из средств реализации авторской повествовательной стратегии, что подтверждает концовка третьего романа, который завершается фразой, содержащей совет отца главному персонажу: «начать рассказывать все по порядку, с конца»7. В связи с этим можно говорить о такой особенности хронотопа этого романа, да и всей трилогии в целом, как отсутствие будущего времени. Это объясняется тем, что действие в них (за исключением первого романа) развивается не линейно, а циклично, оно закольцовано. Процесс «говорения» может длиться бесконечно, не имея ни начала, ни конца. А если говорить о плане реальном, то это означает, что герои как бы ходят по кругу, не имея никаких жизненных перспектив. Это подтверждает и последовательность описываемых событий: Ракус использовал типичный для метапрозы принцип, в соответствии с которым события двух первых романов происходят позже, чем последнего.

Романом «говорения» и «слушания» - одновременно является и третий роман трилогии - «Эксцентричный университет». Автор-творец воссоздает прослушанные им истории от сокурсника, которые тот рассказывает своим соседям по студенческому общежитию,

6 Rakйs №пар{Бапу гошап. ВгайБ^уа, 2004. Б. 46.

7 Rakйs 81. Ехсейпска ишуегайа. Б. 225.

будущим филологам-русистам. Эти истории составляют основу повествовательной структуры произведения. Как и в предыдущей части трилогии, персонаж по имени Бохня занимается сочинительством: из рассказанных им историй должен получиться роман. При этом по ходу общения со слушателем (читателем), он как бы проговаривает сам процесс «творения», т. е. формирует текст, приоткрывая двери в свою творческую лабораторию, что является одним из признаков метапрозы. Одновременно происходит персонификация субъекта творчества в фигуре условного автора и его превращение в центрального персонажа - метацентра повествования.

Большое значение в романе обретают особого рода взаимоотношения между рассказчиком и слушателем. Рассказчик даже сравнивается с актером («театральный тип рассказчика»), имеющим непосредственный контакт со зрителем, который становится соучастником творческой игры. Важнейшая задача рассказчика, по мнению персонажа-писателя, - заинтересовать слушателя. Подобно артисту, он должен ощущать его живое присутствие, более того - вовлечь его в рассказываемые истории, фактически сделать участником событий. «...мне нужны во время рассказывания выражения ваших лиц, мне нужны различные виды и оттенки вашего внимания., - говорит он. -Это так важно, что если бы вас даже не было, я должен был бы вас придумать, так как когда я буду записывать все, о чем я рассказывал, когда придам этому литературную форму, перед моими глазами будут ваши лица и ваша реакция »8.

Именно с целью достижения максимального контакта со слушателем-читателем Ракус отказывается от классического типа повествования в пользу «асимметричной», «почти монологичной» повествовательной структуры, которая отличается от классической тем, что фигура автора-творца фактически вытесняется в ней коммуникацией между персонажем-рассказчиком и слушателем. Одним из проявлений такого асимметричного повествования, указывающим на принадлежность текста к метапрозе, являются непосредственные обращения к слушателям-читателям («друзья», «братья», «уважаемые», «господа», «государи» и др.). «... обращение, - пишет Ракус, - является самым экономным, самым кратчайшим контактным проявлением того, что говорящий адресует свою речь читателям, уже после того, как она станет доступна слушателям»9.

Важнейшая особенность поэтики метапрозы - ссылки на литературные традиции или источники рассказанных историй. Роман «Эксцентричный университет» буквально перенасыщен подобными

8 Ibid. S. 167-168.

9 Ibid. S. 168.

ссылками. Персонаж-писатель органично вплетает в свой рассказ всевозможные рефлексии, преимущественно на тему русской литературы, начиная от Пушкина, Лермонтова, Гоголя и заканчивая Булгаковым, Платоновым, Ильфом и Петровым и др. Постоянно напоминая о своей сопричастности литературным традициям, многие произведения он цитирует. С их помощью он комментирует процесс «творения» собственного текста, проясняя отдельные повороты в сюжетах рассказываемых им историй, рассуждая о филологических проблемах литературного произведения и писательского труда.

Последний роман трилогии завершается картиной возвращения персонажа в родной дом, к отцу, к матери, туда, где говорят языком, в котором «начало сливается с концом»10. В этом - философский смысл произведения. И как не вспомнить здесь Ф. Ницше с его Заратустрой: «Все возвращается - Сириус и паук, и твои мысли в этот час, и эта твоя мысль - все возвращается.. .Кругло колесо вечности»11.

Список литературы

Rakús St. Temporálne zápisky. Bratitslava, 1993. Rakús St. Nenapísany román. Bratislava, 2004. Rakús St. Excentrická univerzita. Bratislava, 2008.

Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики.

Екатеринбург, 1997.

Сведения об авторе: Машкова Алла Германовна, докт. филол. наук, профессор кафедры славянской филологии филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова, allamashkova@yandex.ru

10 Ibid. S. 225.

11 Цит. по: Зотов А., Мельвиль Ю. Буржуазная философия XIX-XX в. М., 1988. С. 301.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.