Научная статья на тему 'ПОЭТИКА И АКСИОЛОГИЯ ЖАНРА ЭПИТАФИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Г. Р. ДЕРЖАВИНА'

ПОЭТИКА И АКСИОЛОГИЯ ЖАНРА ЭПИТАФИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Г. Р. ДЕРЖАВИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. Р. Державин / жанр / эпитафия / адресность / обращенность / эмоциональный спектр / аксиология / G. R. Derzhavin / genre / epitaph / targeting / conversion / emotional spectrum / axiology

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сорокин Владимир Борисович

В статье анализируются эпитафии Г. Р. Державина в аспекте системы ценностей и мироощущения поэта. Проведено сопоставление ряда намогильных формул в эпитафиях и одах, выявившее авторское предпочтение лапидарности текста. Дана классификация эпитафий по содержательно-композиционному признаку: краткие «номинативные», описательные «портретные» и сюжетные «биографические». Описаны наиболее характерные примеры адресности и особые объекты в общем круге обращений в эпитафиях Г. Р. Державина. Эмоциональный спектр эпитафий Г. Р. Державина необычайно широк. Поэт посвящает свои скорбные стихи монархам и вельможам, полководцам, друзьям, родным, безвременно скончавшейся горячо любимой жене, есть и автоэпитафии. Наряду с этим есть эпитафии чисто литературные, ироничные, эпиграмматического типа, включая императивно-инвективные формулы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POETICS AND AXIOLOGY OF THE EPITAPH GENRE IN THE WORKS OF G. R. DERZHAVIN

The article analyzes the epitaphs of G. R. Derzhavin in the aspect of the poet's value system and worldview. A comparison of a number of gravestone formulas in epitaphs and odes has been carried out, revealing the author's preference for the lapidarity of the text. The classification of epitaphs according to the content and compositional feature is given: brief "nominative", descriptive "portrait" and plot "biographical". The most characteristic examples of targeting and special objects in the general circle of addresses in the G. R. Derzhavin’s epitaphs are described. The emotional spectrum of G. R. Derzhavin's epitaphs is extremely wide. The poet dedicates his mournful poems to monarchs and nobles, generals, friends, relatives, his beloved wife who died prematurely and there are auto-epitaphs. Along with this, there are purely literary, ironic, epigrammatic epitaphs, including imperative-invective formulas.

Текст научной работы на тему «ПОЭТИКА И АКСИОЛОГИЯ ЖАНРА ЭПИТАФИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Г. Р. ДЕРЖАВИНА»

ЭО!: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).476-483 Специальность ВАК: 5.9.1

УДК 82.1:82-193.6 ГРНТИ 17.07.41+17.82.10

Сорокин В. Б.

ПОЭТИКА И АКСИОЛОГИЯ ЖАНРА ЭПИТАФИИ В ТВОРЧЕСТВЕ

Г. Р. ДЕРЖАВИНА

Аннотация. В статье анализируются эпитафии Г. Р. Державина в аспекте системы ценностей и мироощущения поэта. Проведено сопоставление ряда намогильных формул в эпитафиях и одах, выявившее авторское предпочтение лапидарности текста. Дана классификация эпитафий по содержательно-композиционному признаку: краткие - «номинативные», описательные - «портретные» и сюжетные - «биографические». Описаны наиболее характерные примеры адресности и особые объекты в общем круге обращений в эпитафиях Г. Р. Державина. Выявлено, что эмоциональный спектр эпитафий Г. Р. Державина необычайно широк. Поэт посвящает свои скорбные стихи монархам и вельможам, полководцам, друзьям, родным, безвременно скончавшейся горячо любимой жене, есть и автоэпитафии. Наряду с этим есть эпитафии чисто литературные, ироничные, эпиграмматического типа, включая императивно-инвективные формулы.

Ключевые слова: Г. Р. Державин, жанр, эпитафия, адресность, обращенность, эмоциональный спектр, аксиология.

Для цитирования: Сорокин В. Б. Поэтика и аксиология жанра эпитафии в творчестве Г. Р. Державина // Ученые записки НовГУ. 2024. 3(54). 47483. ЭО!: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).476-483

Творческое преобразование стилевых и жанровых канонов Г. Р. Державиным делает изучение каждой частицы его творчества увлекательным и поучительным занятием. В полной мере это можно отнести и к такому, казалось бы, второстепенному жанру, как эпитафия. Тем не менее, непростая многовековая история этого жанра в мировой поэзии и своеобразие очень непохожих одна на другую эпитафий Г. Р. Державина, представленных более чем двадцатью текстами, не оставляют сомнения в актуальности и содержательности анализа как поэтики, так и ценностного, аксиологического их наполнения.

Среди огромного количества работ о творчестве Г. Р. Державина эпитафиям посвящена статья А. Я. Невского, опубликованная в Пскове в 1996 году [Невский, 1996]. Эта небольшая по объему, но очень содержательная статья под названием «Жанр эпитафии в поэзии Г. Р. Державина» представляет собой «общий очерк державинских эпитафий», также в ней рассмотрены «некоторые принципы использования характерных для надгробной надписи приемов в других произведениях Державина» [Невский, 1996, с.16]. На нескольких примерах автор демонстрирует активность межжанровых связей эпитафии в творчестве Г. Р. Державина.

В этой связи следует признать, что выход на уровень гипертекста нужен, чтобы с достаточной полнотой оценить место эпитафий не только в отношении творческой эволюции Г. Р. Державина - стихотворца, но и точнее уяснить мировоззренческие, ценностные позиции поэта.

По этому поводу А. Я. Невский верно заметил, что «даже в столь малом литературном произведении нашли свое неизбежное отражение новые социальные, культурные, религиозные ценности» [Невский, 1996, с.17].

Вполне закономерно, что явление жанровой диффузии эпитафии и эпиграммы было рассмотрено в кандидатской диссертации И. С. Леонова «Поэтика русской эпиграммы XVIII - начала XIX века», где автор описывает это явление как особую жанровую разновидность эпиграммы-эпитафии [Леонов, 2006].

В свою очередь в 2009 году уральский исследователь Д. В. Ларкович в статье, а затем в докторской диссертации, исследуя жанровую динамику «траурной» оды Г. Р. Державина, сопоставлял содержательные и художественные возможности эпитафии и других форм поэтических произведений «на случай» смерти, указывая на ограниченные лаконичностью возможности эпитафии: «... На протяжении всего XVIII века "стихи на смерть» чаще встречаются в жанровой форме эпитафии - короткой надгробной надписи, не обладающей ни изобразительными, ни эмоционально-выразительными возможностями оды и лишь лаконично фиксирующей факт скорбного переживания автора» [Ларкович, 2009, с.124]. Совершенно очевидно, что это далеко не исчерпывающая характеристика жанра эпитафии.

Отдельный интерес представляет статья 2015 года Б. П. Иванюка «Жанровая вставка в поэзии Г. Р. Державина» [Иванюк, 2015]. В ней ученый, так же, как и А. Я. Невский, отметил включенность эпитафических формул в состав больших стихотворных произведений. Одновременно, он указывал на античные истоки поминальных мотивов в творчестве великого автора с учетом динамики их развития и переосмысления от строгого канона эпицедиума - светской траурной элегии, до эпитафиального плача и эпитафиальной эпиграммы.

Таким образом, эпитафия в жанровом отношении корреспондируется по признаку написания «на случай» и с одой, и с элегией, и с эпиграммой, а также с такой литературной формой XVIII столетия, как надпись, также сочиняемой «на случай» или как подпись к изображению и событию. Такие надписи создавались многими поэтами эпохи Просвещения. В наследии Г. Р. Державина поэтические надписи тоже представлены и своей адресностью перекликаются и с одами, и с эпитафиями, и с эпиграммами. Так, наряду с комплиментарными надписями «К портрету ...», которые Г. Р. Державин посвящал своим собратьям по перу: М. В. Ломоносову, И. И. Хемницеру, В. В. Капнисту, И. И. Дмитриеву, имеется и эпиграмма-пародия «К портрету бескорыстного» (1806). «В творчестве Державина к жанру надписи можно отнести в общей сложности более 80 стихотворений», - указывает итальянская исследовательница творчества Г. Р. Державина, которая включает в этот тип текстов и «похвальные стихи по поводу смерти (эпитафия, стихи на гроб, надгробие, стихи на могилу)», и «надписи сатирического тона, как, например, на смерть собаки» [Вендитти, 2021, с. 34].

Все названные жанры роднит одно важное обстоятельство: они представляют собой эмоциональный поэтический отклик на разнообразные события, в данном случае на смерть, ярко выявляя оценивающую позицию автора, его аксиологические ориентиры.

В публикациях сочинений Г. Р. Державина эпитафии, как правило, не выделялись в отдельные разделы, за исключением издания 1958 года, где они в соответствии с неосуществленным замыслом поэта издать по жанрам малые стихотворения помещены под рубрикой «Надгробия» - 4 текста [Державин, 1958, с.

446 - 447]. В недавней антологии «Русская стихотворная эпитафия» [Русская стихотворная эпитафия, 1998] приведены 19 текстов, но здесь соседствуют и скорбные, и пародийные эпиграмматические эпитафии. В примечаниях к этой Антологии верно сказано о Г. Р. Державине: «Его эпитафии, как и эпиграмматическое творчество вообще, отличаются не только разнообразием, но и отходом от канонических форм» [Русская стихотворная эпитафия, 1998, с. 619]. К сожалению, до сих пор все эпитафии Г. Р. Державина ещё не изданы единым корпусом с четким разделением реальных и пародийных текстов.

При этом необходимо отметить, что эмоциональный спектр эпитафий Г. Р. Державина необычайно широк. Пафос, модальность эпитафии определяется её посвященностью. Поэт посвящает свои скорбные стихи монархам и вельможам, полководцам, друзьям, родным, безвременно скончавшейся горячо любимой жене, есть автоэпитафии, как и у многих других поэтов.

Эмоциональное наполнение этой группы текстов трагично, поэт выражает скорбь, душевную боль, но вместе с тем любовь, восхищение и гордость, утверждает высокие нравственные качества и заслуги умерших. Поэт сохраняет древний принцип: о мертвых либо хорошо, либо ничего. Это относится и к прежним его недоброжелателям: графу П. И. Панину и князю А. А. Вяземскому.

Далеко не все эпитафии Державина стали реальными надписями на могильных памятниках, таких немного: Суворову, Шелихову, жене.

Наряду с этим есть эпитафии чисто литературные, ироничные, эпиграмматического типа: «Мудрецу нынешнего века», «На гроб вельможи и героя», «Эпитафия бодряге», а также эпитафия «На смерть собачки Милушки», содержащие при этом знакомые идеи автора о бренности бытия всех смертных существ, превратности судьбы и тщете земных благ и славы.

Особо выделяется гневная «Эпитафия завоевателю», посвященная ещё живущему, но уже повергнутому Наполеону вкупе с древним завоевателем Батыем:

Под камнем сим лежит Батый - Наполеон,

Величье было их - ужасный сон. [Державин, 1864 - 1883, III, с. 132]

Имеется у Г. Р. Державина всего лишь один пример памфлетного сарказма в эпитафии-эпиграмме на поэта-современника Н. Е. Струйского:

Средь мшистого и влажного столь грота, Пожалуй, мне скажи, могила эта чья?

- Поэт тут погребен: по имени струя, А по стихам - болото. [Державин, 1864 - 1883, с.III, 497].

Важным жанровым признаком эпитафии наряду с посвященностью, которая к тому же не ограничивается рамками только этого жанра, является персонажная обращенность. Например, часто встречается ставшее традиционным с античных времен обращение к прохожему с призывом остановиться, вздохнуть, вспомнить об

умершем, не попирать его прах, задуматься о бренности бытия и т. д. Однако у Державина адресатами обращения становились и такие символические персонажи, как Россия, Вечность, Музы, и наряду с ними Зависть, Злоба, а также перифрастические именования: Враг Отечества, Властолюбивый вождь, что отчасти выглядит реминисценцией барочной школьной драмы.

Только у Г. Р. Державина встречается эта обращенность к враждебным силам, что делает саму память о героях защитительной силой, способной остановить порок и зло.

Иногда встречаются молитвенные обращения к Творцу, а также к самому умершему, но это больше свойственно одам Державина, а не эпитафиям, в которых, конечно же, адресатами поэта могли становиться близкие, родные, друзья:

О, нежна мать, сестра, и братья, и друзья!

Вы узрите его в лучах в воздушном мире.

«На гроб Дубянского» [Державин, 1864 - 883, III, с.361].

По содержательно-композиционному признаку эпитафии Г. Р. Державина можно условно разделить на 3 группы: 1-я - краткие, «номинативные»,

2-я - описательные, «портретные» и 3-я - сюжетные, «биографические», хотя, разумеется, встречаются сочетания этих разных типов.

Стремление к предельной лапидарности в первой группе явно просматривается в стилистике разных державинских эпитафий, самой знаменитой из которых стала надпись на могиле А. В. Суворова:

Здесь лежит Суворов [Державин, 1864 - 1883, III, с.380].

Этот шедевр увенчал поиски совершенной формы для увековечивания памяти великих героев России. Примером предпочтения краткости может служить сопоставление текста эпитафии «На гроб Пожарского» и её варианта в тексте оды «На коварство французского возмущения и в честь князя Пожарского». В эпитафии написано:

Пленитель чуждых царств и вождь мятежной злости!

Не смей попрать сей прах: Пожарского здесь кости.

[Державин, 1864 - 1883, III, с. 474].

В оде сказано иначе:

А на твоей покрышке гроба

Простую надпись лишь: «Прочь, Злоба!»

Отечества напишет друг.

[Державин, 1864 - 1883, I, с.322]

Такая категорическая императивность свойственна стилю эпитафий Державина. Например, «На гроб князю Петру Михайловичу Голицыну»:

Стой, Зависть, стой - и устыдись!

[Державин, 1864 - 1883, III, с. 490]

Ещё один пример лапидарной эпитафии - строки из «Водопада»:

Пришедши старец надпись зрит:

«Здесь труп Потемкина лежит».

[Державин, 1864 - 1883, I, с.488]

Эти цитаты свидетельствуют, что поэт оценил краткость как эстетическое достоинство, а секрет многозначного умолчания был уже найден им ещё до кончины Суворова. За лапидарностью скрывается признание автором объективной ценности, общеизвестной славы, всеми признанной значимости умершего, осознание невозможности передать словами всё величие героя и ненужности многословия.

Номинативные эпитафии предельно приближены к реальным надгробным надписям. Описательные и сюжетные по структуре во многом ближе надписям на случай и к эпиграммам, так как либо перечисляют качества покойного, либо его поступки и дела. В обоих случаях такие тексты могут иметь как комплиментарный, так и обличительный характер.

К числу описательных можно отнести эпитафию «На гроб любимца Фортуны» (графу А. Г. Разумовскому), напоминающую «парадный портрет»:

Богат, красен, цветущ, вкруг почестьми сиял,

И можно бы ему воскликнуть тьмы похвал,

Но вера воспрещает

Хвалить мирские суеты.

Рассыпьте, Музы, вы цветы

На гробе сем:

Любимец в нем

Фортуны почивает. [Державин, 1864 - 1883, III, с.491].

В этих текстах встречаем характерные для державинских эпитафий образы и перифразы: Музы, цветы, любимец Фортуны. Сопоставима по модальности и смыслу скептическая философская сентенция «На гроб вельможе и герою»:

В сем мавзолее погребен

Пример сияния людского,

Пример ничтожества мирского -

Герой и тлен. [Державин, 1864 - 1883, III, с. 492].

Здесь дан типичный для Державина пример аксиологической антонимии, ценностного контраста в мировоззрении поэта, противостояния славы и забвения, успеха и краха, житейских радостей и неминуемой смерти.

Сюжетными эпитафиями можно назвать ряд посвящений Петру I, Екатерине II,

эпитафии «На гроб Дубянского», «На гроб князя Александра Андреевича Безбородко», а также и автоэпитафию - «автобиографию» «На гроб N.N.»:

Сребра и злата не дал в лихву,

И с неповинных не брал мзды,

Коварством не вводил в ловитву

И не ковал ничьей беды;

Но верой, правдой вержа злобу,

В долгу оставил трёх царей.

Приди вздохнуть, прохожий, к гробу,

Покоищу его костей [Державин, 1864 - 1883, III, с.504].

Созвучна с этим текстом и прозаическая автоэпитафия поэта: «Здесь лежит Державин, который поддерживал правосудие, но придавленный неправдою, пал, защищая законы» [Державин, 1864 - 1883, III, с.504].

В целом, аксиологическая составляющая эпитафий Г. Р. Державина неоднородна, как и вся аксиосфера российской культуры XVIII столетия. Ценностные уровни, отражающие вертикаль, иерархию ценностей отражены в эпитафиях в реалиях духовных, социальных и предметных с помощью различных словесных средств: аксионом - прямых обозначений ценностных понятий, а также аксиологем -оценочных суждений.

Аксиопоэтика Державина сложна, многогранна, разнообразна. Жанр эпитафии предъявляет свои традиции и ограничения, но поэт с помощью эпитетов и сравнений, перифраз и умолчаний находит возможности сказать и намекнуть о многом. Он указывает на противление злу: Злобе, Зависти, Измене, Неправде - как на приверженность завету не следовать греху. Так, утверждение Добра реализуется через отвержение Зла, всеохватное противостояние которых определяет антиномию ключевых для Г. Р. Державина аксионом-концептов, выражающих противоположные ценностные понятия: Жизнь - Пир и Смерть - Бездна, человеческое счастье - сон и хрупкость бытия: герой и тлен. Неминуемая смерть делает бесценными во благо прожитые дни, а укрощение суетных страстей спасает душу.

Многие фразы - аксиологемы из эпитафий, равно как и из других произведений Державина, афористичны, прямо выражают ценностные взгляды поэта:

«... вся людская жизнь - игра, мечта и сон» [Державин, 1864 - 1883, I, с.180] «... жизнь есть небес минутный дар» [Державин, 1864 - 1883, I, с. 87] «Не всё ль судеб игрушка - собачки и цари?» [Державин, 1957, с.196]

Схожесть таких высказываний - аксиологем, звучащих иногда как лейтмотив в разных по жанру текстах - одах, сатирах и псалмах - говорит об устойчивости взглядов автора на ключевые ценностные понятия, позволяет со всей уверенностью утверждать, что эпитафия представляет собой необходимую важную часть аксиосферы поэтического наследия Г. Р. Державина.

Литература и источники

Державин Г. Р. (1864 - 1883). Сочинения Державина / с объяснительными примечаниями и предисловием Я. Грота. Т. 1-9. Санкт-Петербург: Имп. Акад. Наук.

Державин Г. Р. (1957). Стихотворения / вступительная статья, подготовка текста и общая редакция Д. Д. Благого; примечания В. А. Западова. Ленинград: Сов. Писатель, 469. (Б-ка поэта. Большая серия).

Державин Г. Р. (1958). Стихотворения / составление, вступительная статья и комментарии А. Я. Кучерова. Москва: Худож. Литература, 562.

Иванюк Б. П. (2015). Жанровая вставка в поэзии Г. Р. Державина. Филология и культура. Казань, 1 (39), 171 - 176.

Ларкович Д. В. (2012). Феномен авторского сознания Г. Р. Державина в контексте русской

художественной культуры второй половины XVIII-начала XIX века: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук: 10.01.01 / Уральский федеральный университет. Екатеринбург, 45.

Леонов И. С. (2006). Поэтика русской эпиграммы XVIII-начала XIX века: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01 / Московский педагогический государственный университет. Москва, 20.

Вендитти М. (2021). Жанр надписи в творчестве Г. Р. Державина (стихи на смерть собаки). Русская литература, 2, 31-39. DOI: 10.31860/0131-6095-2021-2-31-39

Невский А. Я. (1996). Жанр эпитафии в творчестве Г. Р. Державина. Проблемы современного

пушкиноведения: сборник статей / Псковский государственный педагогический институт им. С. М. Кирова. Псков, 15-23.

Прокопович O. А. (2000). Жанр надписи в русской поэзии XVIII — первой трети XIX вв.: диссертация на соискание ученой степени кандидат филологических наук: 10.01.08. Караганда, 315.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Русская стихотворная эпитафия: сборник (1998). вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания С. И. Николаева, Т. С. Царьковой. Санкт-Петербург: Гуманитар. агентство «Акад. Проект», 713. (Новая библиотека поэта).

References

Derzhavin G. R. (1864 - 1883). Sochineniya Derzhavina / s ob"yasnitel'nymi primechaniyami i predisloviyem YA. Grota. Works of Derzhavin / with explanatory notes and a preface by J. Grot]. V. 1-9. Saint-Petersburg: Imp. Akad. Nauk.

Derzhavin G. R. (1957). Stikhotvoreniya / vstupitel'naya stat'ya, podgotovka teksta i obshchaya redaktsiya D. D. Blagogo; primechaniya V. A. Zapadova [Poems / introduction, text preparation and general editing by D. D. Blagoy; notes by V. A. Zapadov]. Leningrad: Sov. pisatel, 469. (B-ka poeta. Bolshaya seriya).

Derzhavin G. R. (1958). Stikhotvoreniya / sostavleniye, vstupitel'naya stat'ya i kommentarii A. YA. Kucherova. [Poems / compilation, introduction and comments by A. Ya. Kucherov]. Moscow: Khudozh. Literature, 562.

Ivanyuk B. P. (2015). Zhanrovaya vstavka v poezii G. R. Derzhavina [Genre insertion in the poetry of G. R. Derzhavin]. Philology and Culture. Kazan. 1 (39), 171 - 176.

Larkovich D. V. (2012). Fenomen avtorskogo soznaniya G.R. Derzhavina v kontekste russkoy khudozhestvennoy kul'tury vtoroy poloviny XVIII-nachala XIX veka: avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni doktora filologicheskikh nauk: 10.01.01. [The phenomenon of Author's Consciousness by G. R. Derzhavin in the context of Russian artistic culture of the second half of the 18th - early 19th century: abstract of the dissertation of the Doctor of Philology: 10.01.01. / Ural Federal University. Ekaterinburg, 45.

Leonov I. S. (2006). Poetika russkoy epigrammy XVIII-nachala XIX veka: avtoreferat dissertatsii na soiskaniye

uchenoy stepeni kandidata filologicheskikh nauk: 10.01.01 [The poetics of the Russian epigram of the 18th - early 19th century: abstract of the dissertation Candidate of Philology] / Moscow State Pedagogical University. Moscow, 20.

Mikela Venditti (2021). Zhanr nadpisi v tvorchestve G. R. Derzhavina (stikhi na smert' sobaki) [The genre of inscriptions in the works of G. R. Derzhavin (poems on the death of a dog)] // Russkaya literature, 2. 31 - 39.

Nevskiy A. Ya. (1996). Zhanr epitafii v tvorchestve G. R. Derzhavina // Problems of modern Pushkin studies: a collection of articles / Pskov State Pedagogical University. Pskov, 15 - 23.

Prokopovich O. A. (2000). Zhanr nadpisi v russkoy poezii XVIII — pervoy treti XIX vv.: dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidat filologicheskikh nauk: 10.01.08. [The genre of inscription in Russian poetry of the 18th - first third of the 19th centuries: dissertation for the degree of candidate of philological sciences: 10.01.08]. Karaganda, 315.

Russkaya stikhotvornaya epitafiya: sbornik (1998). [Russian poetic epitaph: collection (1998)] / introductory article, compilation, text preparation and notes by S. I. Nikolaeva, T. S. Tsarkova. Saint-Petersburg: Gumanitar. agentstvo «Akad. Proyekt», 713. (Novaya biblioteka poeta).

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 5.03.2024. Принята к публикации 15.08.2024.

Об авторе

Сорокин Владимир Борисович - кандидат философских наук, доцент, Московский государственный институт культуры; ORCID: 0009-0009-2763-4541; sorokin-vladbor@vandex.ru

Sorokin V. B.

POETICS AND AXIOLOGY OF THE EPITAPH GENRE IN THE WORKS

OF G. R. DERZHAVIN

Abstract. The article analyzes the epitaphs of G. R. Derzhavin in the aspect of the poet's value system and worldview. A comparison of a number of gravestone formulas in epitaphs and odes has been carried out, revealing the author's preference for the lapidarity of the text. The classification of epitaphs according to the content and compositional feature is given: brief - "nominative", descriptive - "portrait" and plot - "biographical". The most characteristic examples of targeting and special objects in the general circle of addresses in the G. R. Derzhavin's epitaphs are described. The emotional spectrum of G. R. Derzhavin's epitaphs is extremely wide. The poet dedicates his mournful poems to monarchs and nobles, generals, friends, relatives, his beloved wife who died prematurely and there are auto-epitaphs. Along with this, there are purely literary, ironic, epigrammatic epitaphs, including imperative-invective formulas.

Key words: G. R. Derzhavin, genre, epitaph, targeting, conversion, emotional spectrum, axiology.

For citation: Sorokin V. B. Poetics and axiology of the epitaph genre in the works of G. R. Derzhavin. Memoirs of NovSU, 2024, 3(54), 476-483. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).476-483

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.