Научная статья на тему 'Поэтический театр в контексте современной культуры'

Поэтический театр в контексте современной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2712
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕАТР / ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО / ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Медведева Н. М., Гаврилова А. В.

Актуальность статьи обусловлена появлением в современной театральной культуре нового вида театра поэтического, возникшего на стыке драматического театра и театрализованного представления. В статье определены художественные черты и эволюция поэтического театра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POETIC THEATER IN THE CONTEXT OF MODERN CULTURE

The relevance of the article is due to the emergence in the modern theater culture of a new kind of theater a poetic one, which arose at the junction of drama theater and theatrical performance. The article defines the artistic features and evolution of poetic theater.

Текст научной работы на тему «Поэтический театр в контексте современной культуры»

УДК 792.03

ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕАТР В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Н.М. Медведева1-*, А.В. Гаврилова2)

1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры ^е-шаН: [email protected] 2)е-шаП: [email protected]

Актуальность статьи обусловлена появлением в современной театральной культуре нового вида театра - поэтического, возникшего на стыке драматического театра и театрализованного представления. В статье определены художественные черты и эволюция поэтического театра.

Ключевые слова: поэтический театр, поэтическое представление, художественное слово, театральное пространство.

Новый Театр вырастает из литературы.

Литература подсказывает театр.

В.Э. Мейерхольд

Сегодня в мире медиа-агрессии, кричащих визуальных образов рекламы, постоянно нарастающего информационного потока происходит процесс девальвации слова, его обесценивания. Слово стало объектом тиражирования, манипулирования и продажи. В этих условиях в театральном искусстве наметилась устойчивая тенденция «к отказу от традиционного повествовательного нарратива, от тесной связи с драмой вообще» [5, с. 3].

Между тем, художественное слово в театре главенствовало изначально, являлось основным средством выразительности, единственным источником смысла и способствовало возникновению эмоциональной связи актера (режиссера, драматурга) и зрителя, достижению катарсиса, что является основой театрального искусства.

Слово, внимание к нему - одна из значимых сторон русской театральной эстетики. Показательно, что писатели-драматурги (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.Н. Островский и др.) прежде всего ценили литературные достоинства пьесы, а затем уже

сценические. Для русского классического драматического театра был важен принцип верности сценического прочтения литературы. Так, В.Г. Белинский рассматривал драму (прежде всего, жанр трагедии) как «венец поэзии».

Слово стало фундаментом и театральной реформы К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а МХТ был не только первым режиссерским театром, но и образцовым литературным театром. В.И. Немирович-Данченко в «Беседах с молодежью» говорит: «Слово становится венцом творчества, оно же должно быть и источником всех задач - и псхологических, и пластических» [8, с. 214].

Сегодня театр отказывается от слова как ведущего элемента театрального высказывания, как основы театрального действия, театр перестает быть текстологическим, литературоцентрическим. Х-Т. Леман определяет современный театр как постдраматический. Перенос идейно-смысловой нагрузки с литературного текста разрушает и традиционную модель коммуникации в театре: стирается грань между сценой (сакральным пространством) и зрительным залом (профанным пространством), зритель активно вовлекается в театральное действо, становится его активным участником. Кроме того, театр все чаще и настойчивее обращается к новым технологиям, к опыту современной галерейной культуры, арт-терапии, социолингивистики, психоанализа, философии. В результате появляются новые формы и виды театра, стоящие на стыке разных видов искусства. Изменение взаимоотношений литературы и театра порождают и изменения в подходах к воплощению художественного слова с помощью языка театра, символов, сценографии, световых возможностей.

Однако, на этом фоне «разрыва» театра и литературы, отхода театра от литературного текста как основы спектакля сегодня наблюдается устойчивая тенденция обращения современного театра к поэтическому тексту, к лирике. Наряду с авангардными формами и видами театра, ориентирующимися на достижения технического прогресса, обособляется, выкристаллизовывается особый вид поэтического театра (театр поэтического представления или условно-поэтический театр, по терминологии Дж. Катышевой), основой которого является художественное слово. Вызывает интерес тот факт, что новый

вид театра стоит на стыке драматического театра и театрализованного представления.

Традиционный драматический театр налагает на лирику серьезные ограничения. Лирика - особый род литературного творчества, для которого характерны особая организация стиха, образно-эмоциональный строй мысли, субъективность переживаний и чувств автора, эмоциональность. Поэтический театр объединяет лирику и театр.

Одним из источников поэтического театра является звучащее художественное слово, где соединяется искусство чтеца и искусство актера, включающее пластику, движение, сценическое пространство. Эта традиция поэтического театра восходят к античному театру, к жанру «художественного чтения», где были сформированы жесткие, не допускающие отступлений, декламационные правила (мелодика стиха и особые условные жесты), которые сохранялись на протяжении нескольких веков. Только в начале XIX века великий французский трагик Тальма разрушил лишённые жизни правила декламации и внес в художественное чтение эмоциональность, страстность и разнообразную жизненную интонацию.

Основу русской школы художественного слова заложили в 30-е гг. XIX в. первые публичные чтения писателями и поэтами своих произведений. К этому времени относятся и первые теоретические работы в искусстве художественного слова. Так, Н.В. Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» в главе «Чтения русских поэтов перед публикою» Гоголь говорит об особом эмоциональном влиянии звучащего слова: «Мы как-то охотнее готовы действовать сообща, даже и читать... Искусные чтецы должны создаться у нас: среди нас мало речистых говорунов, способных щеголять в палатах и парламентах, но много есть людей, способных всему сочувствовать» [3, с. 198].

В начале XX в. жанр художественного чтения выступает как авторское чтение на встречах с читателями. Ключевой площадкой новой русской поэзии стала Большая аудитория Политехнического музея. Здесь читали свои стихи В. Маяковский, А. Блок, А. Ахматова, И. Северянин, С. Есенин и др. В 1960-е годы на ее сцене выступали А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Б. Слуцкий, Р. Рождественский, Б. Окуджава. Символично, что в 2012 году в год 140-летнего юбилея

Политехнического музея открылся «Политеатр», где представлен синтез науки, музыки, драмы и медиа-искусства. Большая аудитория Политеха вновь стала местом встречи поэтов, художников, актёров, режиссёров и музыкантов уже нового времени.

Сегодня «Политеатр» - это концерты современной и академической музыки, но прежде всего, это драматические и поэтические спектакли, продолжающие поэтическую традицию Политехнического музея.

Следующим этапом в развитии поэтического театра стал жанр «театр одного актёра», который сложился в начале XX в. в творчестве В.Н. Яхонтова. В.Н. Яхонтов создал свою уникальную концепцию сценического слова. Слово для Яхонтова является первоэлементом поэтической речи. Смысл слова складывается в связи с его звучанием, с его формой и функцией. Определяя действенную природу слова, В. Яхонтов пишет: «В слове, которое я произношу, есть действие <...>. Слово выразительно и динамично, если не скользить по его поверхности, но взорвать изнутри. Слово подсказывает актерское состояние, трактовку. Не нужно надумывать поверх слова: все лежит готовым, в глубине слова, в его природной, присущей ему мелодике, в его фонетике» [10, с. 367].

Монотеатр Яхонтова обращен к поэтическому тексту и заставляет слушателя не просто следить за развитием сюжета, а мыслить, входить в пространство слова, вдумываться в смысл сказанного, оценивать слово. Именно на эту особенность работы со словом обращает внимание О. Мандельштам в очерке «Яхонтов»: «Яхонтов - единственный из современных русских актеров - движется в слове, как в пространстве... В работе Яхонтова . есть нечто обязательное для всего русского театра. Это возвращение к слову, воскрешение его самобытной силы и гибкости...» [6, с. 310].

Монотеатр В. Яхонтова объединяет в себе черты художественного чтения и законы драматического театра, стремится выстроить сценическую жизнь и действительность по законам поэзии, что и определяет специфику поэтического театра. При этом поэтический театр использует все выразительные средства, свойственные обычному театру: слово, пластику, музыку, свет и сценографию. В этом отношении И. Андроников писал о монотеатре В. Яхонтова: «То, что делал Яхонтов, представляло собой сплав художественного чтения с театральным

действием.... Яхонтов обогатил слово не только игрой, но и режиссурой; он не читал, не произносил слово, а подчеркнуто играл его. Играл персонажей, играл текст автора - стихи, прозу. Не подтверждал слово жестом, а находил эквивалент слова в жесте, в движении, в мизансцене. Конечно, это были моноспектакли. И свет, аксессуары, название «театр» призваны были подчеркнуть новизну спектакля, построенного не на диалоге, а на основе повествовательной» [1, с. 218].

К традициям поэтического театра обращались К. Станиславский,

B. Мейерхольд, Е. Вахтангов, А. Таиров. В 60-е гг. XX в. традиции поэтического театра продолжил Ю. Любимов. В 1966 году Любимов говорил: «.наша драматургия отстает от поэзии в умении ставить и разрешать насущные проблемы времени» [7]. Он предложил зрителям не просто поэтические вечера, чтение стихов со сцены, а настоящий театр с драматургией и сюжетом. Первым поэтическим представлением в постановке Любимова стали «Антимиры» по стихам А. Вознесенского. В дальнейшем последовали «Товарищ, верь!» (по лирике А. Пушкина), «Павшие и живые», «Послушайте!» (по произведениям В. Маяковского) и «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне).

Дж. Катышева, давая характеристику поэтического театра как одного из видов театра литературного, выделяет следующие истоки поэтического театра: поэтическая драма, которая получила свое воплощение на сцене драматического театра (например, поэмы

C. Есенина «Емельян Пугачев», М. Цветаевой «Каменный Ангел» и др.) и театр поэтического представления, который появился «в сфере любительского искусства свыше двух десятилетий тому назад, на основе синтеза выразительных средств разных искусств - драматического, художественного слова, музыки, пантомимы, хореографии. Это порождает сценическое многообразие его работ. Последнее сказывается и в разнообразии названий коллективов - «литературно-драматический театр», «теастудия поэзии и публицистики», «театр драмы и поэзии» и т.д.» [4].

Определение поэтического театра как одного из типов театра предполагает и особое строение спектакля.

Поэтический театр обладает большими, чем драма возможностями в преломлении общечеловеческих тем через личность художника, во внесении элементов исповедальности, открытости и обнаженности

личности. Основу поэтического спектакля составляет, прежде всего, поэзия, где ярко выражено исповедальное начало, обнажающее личность поэта и отношение к нему современников. Лирика в этом отношении вовсе не чужда сценичности, как это принято считать, она обладает особой природой действия. В лирике более, чем в драме и эпосе воплощается образ автора, его чувства и переживания. Поэтический театр направлен на воплощение образа автора, на поиски сценического эквивалента его стиля. Образ поэта (автора) становится для поэтического театра значимой категорией в отличие от современного драматического театра.

Доминантой поэтического представления является главенствующая роль живого художественного слова, именно поэтический текст обуславливает форму и содержание представления, формирует его пространство, определяет действие и расставляет смысловые и эмоциональные акценты. Ведущая роль в этом случае принадлежит не зрелищу, а мысли, идее, духовному проявлению личности. Действие в поэтическом театре предельно сконцентрировано и способно выразить многозначность смысла.

Слово представляет собой мощное коммуникативное средство, которое имеет способность передавать разнообразные оттенки мысли и чувства, сцена же усиливает эти возможности слова многократно. Произнесенное со сцены поэтическое слово способно привлечь все больше активных участников действа. А. Блок в речи «О назначении поэта» пишет: «Поэт - величина неизменная. Могут устареть его язык, его приёмы; но сущность его дела не устареет. сущность поэзии, как всякого искусства, неизменна. Слова поэта суть уже в его деле. Они проявляют неожиданное могущество: они испытывают человеческие сердца и производят какой-то отбор в грудах человеческого шлака» [2, с. 165].

Звучащее живое слово способно вызывать сочувствие и сопереживание у слушателей, пережить и принять авторские мысли и чувства как свои личные. Лирика диктует поэтическому представлению особое сценическое воплощение, которое сообразуется с главным принципом искусства: в художественных образах отражать реальную действительность, способствовать духовному освоению мира. Кроме того, стихи становятся той духовной доминантой, что эмоционально

соединяет всех сидящих в зале узами сопереживания, сострадания и общности.

Таким образом, художественное слово в поэтическом представлении выступает и как мысль, чувство, и как художественный образ, и как ритм и действие.

Особая роль автора, авторского слова диктует и особую роль актера. Он находится в центре внимания и принимает на себя всю масштабность мыслей и идей поэта (лирического героя). Р. Гринберг, режиссер Театра поэтического представления, пишет: «В Театре поэтического представления. притвориться, прикрыться ролью -невозможно. Наоборот. Поэтический театр обнажает. Обнажает внутренний мир актера, его психику, интеллект, человеческую природу. Он перед зрителем как на рентгене. Выходя на подмостки в триедином образе (автор, лирический герой и он сам - актер), он создает из этого сплава новое действующее лицо - героя спектакля поэтического представления. Лирический или публицистический монолог этого героя всегда исповедь и одновременно проповедь».

Поэтический театр П.А. Марков называет театром эстетическим, который декларирует «условность», особый взгляд и преломление действительности, на качественно иной уровень обобщения. Именно эти возможности и предоставляет театру поэзия (художественное слово) [7] Как видим, в основе поэтического театра образный подход к решению представления, что и определяет сущность поэтического театра.

Кроме того, полифоническая ткань художественного письма концентрирует бесконечное множество смысловых мотивов, декодирование которых требует значительных интеллектуальных усилий. Все это обусловливает сложность сценического воплощения такого типа драматургии, однако ее притягательность и актуальность несомненны и очевидны. Она насыщена огромной социально-исторической силой.

Таким образом, поэтический театр синтезирует элементы театра (драматическое действие, которое разыгрывается в лицах и выражается в монологах, диалогах, сценах, а также компоненты, сопровождающие действие: декорации, музыка, костюмы, реквизит и др.) и специфику лирики (образность, возможность ассоциаций, ритмика стиха, чередование рифм, музыкальность). Поэтическое представление выступает таким образом как синтетический, многожанровый вид

театрализованного представления, где лидирующую позицию занимает звучащее слово. Причем, живое слово не подавляет остальные жанры, но определяет содержание представления.

Сегодня, вопреки мнению о том, что поэтический театр изжил себя, стал несовременен и неактуален, театр продолжает жить и развиваться. Новые поэтические спектакли можно увидеть в театрах на «Таганке», в Мастерской Петра Фоменко, в «Современнике», «Et cetera», «Практика» и т.д. Традицию поэтического театра продолжает театр «Практика». Поэзия в пространстве театра «Практика» - это не просто чтения, это поэтические спектакли, предусматривающие драматургию, действие, все составляющие драматического искусства. По мнению Э. Боякова, в наши времена есть шанс вернуть поэзии былую значительность, когда поэзия была формой выражения своей эпохи, ее надежд, чаяний, боли. Одним из первых опытов в области поэтического спектакля была трилогия Э. Боякова по стихам современных русских поэтов: Елены Фанайловой, Веры Полозковой и Веры Павловой. Задачей режиссера было передать сценическими средствами драматургию поэзии, ее ритм и интонацию.

Одним из ярких представителей поэтического театра является театр «Под Деревом» (г. Липецк). Создатель и режиссер театра Иван Карпов -поэт, ведущий актер государственного театра кукол, дипломант фестиваля «В зеркале сцены», многократный лауреат «Дельфийских игр», дипломант профессионального конкурса актеров и режиссеров «Берегиня».

В 2015 году в театре «Под Деревом» состоялась премьера спектакля «Сны Танаиса», посвященного плеяде поэтов так называемой «Заозёрной школы» - поэтическому феномену XX века. В одноактовом спектакле, аскетичном в использовании декораций и при участии всего двух актеров, автор создает атмосферу не только Танаиса конца XX века, но и древнего города как хранителя культур и эпох, находящихся в бесконечном диалоге друг с другом. Режиссер ставит перед собой достаточно сложную задачу: подчинить общей повествовательной линии разнообразные поэтические циклы, богатый спектр эмоций и переживаний, порождаемых поисками духа.

В другом стиле актеры театра «Современник» прочитали Ленгстона Хьюза «Черные блюзы». Режиссер Михаил Козаков соединяет в едином действии стихи, джаз, пластику. Действие в этом ярком представлении

строится в виде мозаики различных сцен - лирических, жанровых. Актеры читают стихи, поют и танцуют, и вся эта зрелищная композиция передает смысл, настроение поэзии Хьюза, ее неистовость, протест и жизнелюбие.

Э. Бояков, отмечая значение поэтического театра, говорил, что «сегодня наступает момент, когда поэт нужен. Ведь поэт замыкает внимание на себя именно в те моменты, когда происходит что-то серьезное, важное, революционное.. Сегодня в нашем информационном хаосе все важнее становится голос человека, который говорит от имени единицы, но не в эгоистическом смысле слова» [9].

Традиции поэтического театра активно развиваются во многих городах России. Например, в Белгородском государственном институте искусств и культуры активно работают над созданием поэтических представлений. Так в 2012 году была осуществлена постановка музыкально-поэтического представления по мотивам поэмы А. Ахматовой «Реквием» «И я молюсь не о себе одной.» А в 2017 г. состоялись премьеры музыкально-поэтических представлений по произведениям нобелевского лауреата И.А. Бродского «Гений одиночества» и выдающегося поэта-шестидесятника Р. Рождественского «Все начинается с любви.». Несомненным плюсом этих постановок является их ориентированность на молодёжь. Диалог на вечные волнующие темы любви и о смысле жизни нашли живой отклик у молодого поколения.

Таким образом, несмотря на всеобщую глобализацию и информатизацию, поэтический театр живет, развивается и находит отклик в сердцах режиссеров, исполнителей и зрителей. Синтез поэзии и драматургии, с учетом выхода и того и другого на новый этап развития, в их новой острой и живой форме рефлексии на современность -перспективнейшая область для творческих поисков.

В обращении к лирике проявляется особый интерес литературно-поэтического театра к духовному началу человека. Исследуя сферу его сознания, движение мысли, нравственное становление, театр утверждает непреходящую ценность человеческого бытия и ведущую роль личности в творческом созидании.

Кроме того, широкий диапазон поэтических представлений предполагает и литературное просветительство, и пропаганду

классических и новых произведений художественной литературы, и сохранение культурного наследия.

Список литературы

1. Андроников, И Что же такое искусство Яхонтова? / Избранные произведения в 2 т. -М., 1977. - Т. 2. - С. 215-221.

2.Блок, А.А. О назначении поэта / Собр. соч. в 8 т. - М. ; Л., 1962. - Т. 6. - С. 160-168.

3.Гоголь, Н.В Выбранные места из переписки с друзьями / Собр. соч. в 8 т. - М., 1984. - Т. 7. - С. 198-200.

4.Катышева, Дж. Литературный театр. - М., 1982.

5.Леман, Х.-Т. Постдраматический театр. - М., 2013.

6.Мандельштам, О.Э . Сочинения : в 2 т. - М., 1990. - Т. 2.

7.Марков, П.А. О театре : в 4 т. - М., 1974. - Т. 1. Из истории русского и советского театра.

8.Немирович-Данченко, В.И. Театральное наследие : в 2 т. - М., 1952. - Т. 1. Статьи. Речи. Беседы. Письма.

9.Спектакль Боякова по стихам Веры Павловой покажут в «Полтеатре» // РИА НОВОСТИ 12 мая 2012 [Электронный ресурс]. - URL: https://weekend.rambler.ru

10. Яхонтов, В.Н. Театр одного актера. - М., 1958.

POETIC THEATER IN THE CONTEXT OF MODERN CULTURE

N.M. Medvedeva1), A.V. Gavrilova2)

1,2)Belgorod State Institute of Arts and Culture 1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]

The relevance of the article is due to the emergence in the modern theater culture of a new kind of theater - a poetic one, which arose at the junction of drama theater and theatrical performance. The article defines the artistic features and evolution of poetic theater.

Keywords: poetic theater, poetic performance, artistic word, theatrical space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.