Научная статья на тему 'ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ В ДЕТСКОЙ ЛИРИКЕ А. И. НЕКРАСОВА (ГАМСА)'

ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ В ДЕТСКОЙ ЛИРИКЕ А. И. НЕКРАСОВА (ГАМСА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
102
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИ ЛИТЕРАТУРА / ДЕТСКАЯ ЛИРИКА / А. И. НЕКРАСОВ / ПЕЙЗАЖ / ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР / ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сурнина Лидия Егоровна

Статья посвящена исследованию поэтических произведений А. И. Некрасова. Предметом анализа стали стихотворения для детей, в основу которых положена такая форма выражения авторского сознания, как поэтический мир.Цель: выявить своеобразие поэтического мира детской лирики А. И. Некрасова.Материалы исследования: поэтические тексты А. Некрасова.Результаты и научная новизна. Научная новизна исследования заключается в подходе к анализу стихотворений А. Некрасова с точки зрения их субъектной организации. Следует отметить, что литература для детей - целый пласт коми литературы, который, по нашему мнению, на сегодняшний день является мало исследованным. За исключением работ, раскрывающих тематическое, образное и художественное своеобразие поэтических произведений для детей, в настоящее время не существует отдельного исследования, в котором стихотворения коми поэта рассматривались бы с точки зрения их субъектной организации, а именно выявлялось бы своеобразие поэтического мира его детской лирики. На основе анализа литературного материала установлено, что в творчестве А. Некрасова поэтический мир как способ выражения авторского сознания проявляется в пейзажной лирике. Основной особенностью стихотворений становится то, что в них включаются преимущественно природные явления и предметы. А сами стихотворения насыщены пейзажами северной природы. Также установлено, что произведения, в основу которых положена данная внесубъектная форма авторского сознания, тяготеют к определённой эпичности, характеризуются частичным присутствием в них сюжетного элемента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POETIC WORLD AS A WAY OF EXPRESSION OF THE AUTHOR’S CONSCIOUSNESS IN THE CHILDREN’S LYRICS OF A. I. NEKRASOV (GAMSA)

The article is devoted to the study of the poetic works of A. I. Nekrasov. The subject of the analysis are poems for children, which are based on such a form of expression of the author’s consciousness as the poetic world.Objective: to reveal the originality of the poetic world of children’s lyrics by A. I. Nekrasov.Research materials: poetic texts of A. Nekrasov.Results and novelty of the research: the scientific novelty of the research lies in the approach to the analysis ofA. Nekrasov’s poems from the point of view of their subjective organization. It should be noted that literature for children is a whole layer of Komi literature, which, in our opinion, is little studied today. With the exception of works that reveal the thematic, figurative and artistic originality of poetic works for children, at present there is no separate study in which the poems of the Komi poet are analyzed from the point of view of their subjective organization, and the features of the poetic world of his children’s lyrics are revealed. An analysis of the poems of A. I. Nekrasov written for children, made it possible to reveal that the poetic world is becoming the main form of expression of the author’s consciousness in the poet’s children’s lyrics. Based on the analysis of literary material, it was established that in the work of A. Nekrasov, the poetic world as a way of expression of the author’s consciousness manifests itself in landscape lyrics. The main feature of the poems is that they include mainly natural phenomena and objects. And the poems themselves are saturated with landscapes of northern nature.It has also been established that works based on the non - subject form of the author’s consciousness “the poetic world” tend to a certain epic character, are characterized by the partial presence of a plot element in them

Текст научной работы на тему «ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ В ДЕТСКОЙ ЛИРИКЕ А. И. НЕКРАСОВА (ГАМСА)»

УДК 821.511.132-1

DOI: 10.30624/2220-4156-2022-12-2-319-327

Поэтический мир как способ выражения авторского сознания в детской лирике А. И. Некрасова (Гамса)

Л. Е. Сурнина

Институт языка, литературы и истории Федеральный исследовательский центр Коми НЦ УрО РАН г. Сыктывкар, Российская Федерация, surninalida@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Введение. Статья посвящена исследованию поэтических произведений А. И. Некрасова. Предметом анализа стали стихотворения для детей, в основу которых положена такая форма выражения авторского сознания, как поэтический мир.

Цель: выявить своеобразие поэтического мира детской лирики А. И. Некрасова.

Материалы исследования: поэтические тексты А. Некрасова.

Результаты и научная новизна. Научная новизна исследования заключается в подходе к анализу стихотворений А. Некрасова с точки зрения их субъектной организации. Следует отметить, что литература для детей - целый пласт коми литературы, который, по нашему мнению, на сегодняшний день является мало исследованным. За исключением работ, раскрывающих тематическое, образное и художественное своеобразие поэтических произведений для детей, в настоящее время не существует отдельного исследования, в котором стихотворения коми поэта рассматривались бы с точки зрения их субъектной организации, а именно выявлялось бы своеобразие поэтического мира его детской лирики. На основе анализа литературного материала установлено, что в творчестве А. Некрасова поэтический мир как способ выражения авторского сознания проявляется в пейзажной лирике. Основной особенностью стихотворений становится то, что в них включаются преимущественно природные явления и предметы. А сами стихотворения насыщены пейзажами северной природы. Также установлено, что произведения, в основу которых положена данная внесубъектная форма авторского сознания, тяготеют к определённой эпичности, характеризуются частичным присутствием в них сюжетного элемента.

Ключевые слова: коми литература, детская лирика, А. И. Некрасов, пейзаж, поэтический мир, олицетворение.

Для цитирования: Сурнина Л. Е. Поэтический мир как способ выражения авторского сознания в детской лирике А. И. Некрасова (Гамса) // Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 2. С. 319-327.

Poetic world as a way of expression of the author's consciousness in the children's lyrics of A. I. Nekrasov (Gamsa)

L. E. Surnina

Institute of Language, Literature and History, Komi Science Center, Ural Branch, Russian Academy of Sciences, Syktyvkar, Russian Federation, surninalida@mail.ru

ABSTRACT

Introduction: the article is devoted to the study of the poetic works of A. I. Nekrasov. The subject of the analysis are poems for children, which are based on such a form of expression of the author's consciousness as the poetic world.

Objective: to reveal the originality of the poetic world of children's lyrics by A. I. Nekrasov.

Research materials: poetic texts of A. Nekrasov.

Results and novelty of the research: the scientific novelty of the research lies in the approach to the analysis of A. Nekrasov's poems from the point of view of their subjective organization. It should be noted that literature for children is a whole layer of Komi literature, which, in our opinion, is little studied today. With the exception of works that reveal the thematic, figurative and artistic originality of poetic works for children, at present there is no separate study in which the poems of the Komi poet are analyzed from the point of view of their subjective organization, and the features of the poetic world of his children's lyrics are revealed. An analysis of the poems of A. I. Nekrasov written for children, made it possible to reveal that the poetic world is becoming the main form of expression of the author's consciousness in the poet's children's lyrics. Based on the analysis of literary material, it was established that in the work of A. Nekrasov, the poetic world as a way of expression of the author's consciousness manifests itself in landscape lyrics. The main feature of the poems is that they include mainly natural phenomena and objects. And the poems themselves are saturated with landscapes of northern nature.

It has also been established that works based on the non-subject form of the author's consciousness "the poetic world" tend to a certain epic character, are characterized by the partial presence of a plot element in them.

Key words: Komi literature, children's lyrics, A. I. Nekrasov, landscape, poetic world, personification. For citation: Surnina L. E. Poetic world as a way of expression of the author's consciousness in the children's lyrics of A. I. Nekrasov (Gamsa) // Vestnik ugrovedenia = Bulletin of Ugric Studies. 2022; 12 (2): 319-327.

Введение

Анализ научных работ по теме исследования показывает, что детская литература становится предметом изучения с точки зрения её зарождения и развития [1; 16], рассматривается в контексте литературной жизни национальных республик [11; 14]. Формирование и развитие коми детской литературы исследователи относят к середине XIX в. [22; 20]. Первые произведения для детей на коми языке принадлежат И. Куратову: «Козинъяс Колялы» («Подарки Коле», 1858-1869). Цикл состоит из 15 произведений, написанных как на основе народных сказок (например, «Тури да рака» - «Журавль и ворона»), так и по мотивам басен И. А. Крылова («Чирка-кодзула» - «Стрекоза и муравей», «Дзодзог, сирипи-й рак» - «Лебедь, щука и рак» и другие). Наиболее значительным из дореволюционных изданий детской литературы является книга «Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык» (составитель Г. С. Лыт-кин, 1889), включающая разделы для детского чтения, куда вошли сказки и пословицы родного народа, а также образцы русского фольклора на коми языке. В первой четверти XX в. решающее значение имели школьные книги для чтения: «Шонд1 югор» («Луч солнца», 1921), «Парма ёль» («Лесной ручей», 1922-1923), «Выль туйод» («Новой дорогой», 1923) и др., активное участие в создании которых приняли В. Т. Чи-сталёв, И. Т. Чисталёв, В. И. Лыткин, А. А. Суханова. В конце 1920-х гг. основную роль в создании детской литературы и детского чтения сыграла периодика. На страницах газет «Югыд туй» («Светлый путь»), «Коми сикт» («Коми село»), журнала «Коми му» («Коми земля») печатались произведения для детей М. Лебедева, В. Лыткина, В. Савина, В. Чисталёва. Активное развитие коми детской литературы произошло с конца 1950-х гг. что связано с приходом в неё целой плеяды писателей: Ю. Попова, И. Вава-лин, С. Попов, А. Ванеев, Г. Юшков, В. Юхнин, И. Торопов, И. Коданёв, Ю. Васютов, Н. Курато-ва. В конце 1980-х гг. с произведениями для детей вступают в литературу С. Пылаева, Е. Козлова, Н. Щукин, В. Тимин, В. Иванова, И. Белых, А. Мишарина и другие.

Исследователи отмечают, что детская литература, являясь частью общей литературы, представляет собой особую часть художественного творчества, что связано в первую очередь с её «адресностью», направленностью на удовлетворение интересов ребёнка и на его литературное развитие. По мнению Н. В. Зайцевой, эта специфика проявляется и в формах выражения авторского сознания в лирике, в которой автор - взрослый человек, создавая произведения для детей, с неизбежностью отражает особенности мировосприятия ребёнка [10, 21]. Поэтому каждая форма выражения авторского сознания (лирический герой, герой ролевой лирики, автор-повествователь, поэтический мир) обладает в лирике для детей своей спецификой.

В данной работе проанализированы поэтические произведения А. И. Некрасова, написанные для детей и объединённые такой формой выражения авторского сознания, как поэтический мир. В национальном литературоведении творчество поэта не является предметом специального исследования. Отдельные аспекты описаны в биобиблиографических словарях «Литераторы земли Коми» [15] и «Писатели Коми» [7; 21], а также в словаре школьника «Литература Коми», который знакомит юных читателей с лучшими произведениями детской литературы Коми [5]. При анализе особенностей субъектной организации поэтических текстов А. Некрасова для детей мы опирались на материал наблюдений за лирикой классической, лирикой «для взрослых». Научным направлением, выработавшим категориальный аппарат и методику анализа субъектного строя художественного произведения, стала «теория автора», в основе которой лежит идея необходимости разделять автора биографического - творческую личность, и автора в его художественном воплощении [2; 4; 6; 13 и другие]. Теория «образа автора» рассматривается и в международном теоретическом дискурсе [23; 24; 25; 26; 27 и другие].

Материалы и методы

Материалом исследования послужили поэтические произведения коми поэта А. И. Некрасова, написанные для детей [17; 18; 19]. В статье

БиЫеИп of и^с Studies. \Ы 12, № 2. 2022.

использована совокупность методов литературо- рыто» («В вечер святок»), «Дзоньвидза закон»

(«Закон о здоровье»), «Катша шыд» («Суп из сороки»), «Петыр Микол - вина гаг» («Петыр Микол - зелёный змей»). Не обошёл стороной А. Некрасов и тему трудной военной и послевоенной поры, на которую пришлось детство многих коми писателей. Этой теме посвящены рассказы «Горд сатин дором» («Красная сатиновая рубашка»), «Йонод йорын» («В изгороди болотистого места»), «Хромка» и др., в которых рассказывается, как обычная повседневная жизнь меняется с наступлением войны.

Сегодня А. Некрасов широко известен в Республике Коми как детский писатель. Его рассказы - это истории, в которых юные герои живут интересной жизнью, полной не только радостным детством, но и заботами об окружающих («Ворса пожар» - «Лесной пожар», «Йора да йорапи» - «Лосиха с лосёнком», «Рыжик», «Катя да катша» - «Катя и сорока»). Рассказы знакомят ребят с миром животных, с их поведением и образом жизни. Так, из произведений юный читатель узнаёт о совиной тайне («Сюзь койт» - «Токовище сов»), о том, почему сороку не любят другие птицы («Катша» - «Сорока»), какое любимое лакомство ласки, и чего она боится («Ласича» - «Ласка»). Рассказы учат маленьких читателей добру и бережному отношению к природе («Йорапи» - «Лосёнок»).

В многогранном творчестве А. Некрасова немаловажное место занимают поэтические произведения, в которых поэт всегда находит тёплые, трепетно-нежные слова, чтобы выразить свою безграничную любовь к окружающему миру. В его стихах мать-и-мачеха «раскрыла свои солнечные глаза» и её «маленькое сердечко полно тепла», журавли «тянутся к горизонту, раздвигая крыльями первые снежинки», а скворец - «дорогая пташка, подруга с южных морей» - никогда не станет «незваной гостьей в деревне» [5, 172]. Анализ стихотворений показал, что в большинстве поэтических произведений А. Некрасова ведущей формой выражения авторского сознания становится поэтический мир. На первый план здесь выдвигается не личность, не субъект, а предметно-поэтический мир как объективная картина действительности, существующая как бы вне автора [9, 156]. Поэтический мир детской лирики весьма объёмен: в него включаются реалии повседневного быта ребёнка - игрушки, учебные принадлежности, предметы мебели, одежды и т. д. Особая грань этого мира -

ведческого анализа: структурно-описательный, структурно-семантический, метод целостного анализа художественного текста, метод субъектного анализа.

Результаты

В коми литературе на всех этапах её развития большинство писателей так или иначе были причастны к разработке проблем, связанных с детской литературой. Не является исключением и творчество коми писателя А. Некрасова. Александр Иванович Некрасов (Гамса) родился 30 июля 1931 г. в д. Кырув с. Гам Усть-Вымско-го района Республики Коми. В 1950 г. окончил Гамскую среднюю школу, в 1952 г. - физико-математическое отделение учительского института в Сыктывкаре. С 1952 по 1954 г. служил в армии. Вернувшись на родину, преподавал математику в школе рабочей молодёжи с. Айкино Усть-Вым-ского района Республики Коми. В 1960 г. заочно окончил Коми государственный педагогический институт. С того времени и до 1993 г. был директором Гамской средней школы. Имеет звания «Заслуженный учитель школ Коми АССР» (1984) и «Почётный гражданин Усть-Вымского района» (2000).

Вся жизнь А. Некрасова связана с родным селом, со школой, с детьми, и о том, что было им прочувствовано, пережито, продумано, он написал в своих произведениях. В свет вышло несколько сборников рассказов и стихотворений А. Некрасова: «Восьтгс ошиньсо кыа» («Открыла окошко заря», 1987), «Авъя лэбач - коми кыв» («Золотая птица - коми язык», 1990), «Горд сатин дором» («Красная рубашка», 1995), «Шу-дыд - тэрыб лэбач» («Счастье - быстрая птица», 1998), «Чужатной менам - мыла сьыланкыв» («Родина моя - задушевная песня», 2002), «Чу-жашной менам - мыла сьыланкыв» - «Родина моя - задушевная песня» (2005) - книга на коми и русском языках, «Оломыслон ромпоштан» («Зеркало жизни», 2007), «Асъя кыа» («Утренняя заря», 2011). Большое место в творчестве писателя занимает серия иронико-юмористических рассказов, в которых писатель не только рассказывает об увлекательных деревенских историях, но и смеётся над различными недостатками: жадностью, пьянством, ленью, бюрократизмом. В основе таких произведений забавный, комичный или даже курьёзный случай: «Пернапас» («Крест»), «Роч Вань» («Русский Иван»), «Вежа

предметы и явления природы, которую открывает для себя маленький человек, и которую воспринимает по-своему. Все эти предметы и явления живут в этом детском поэтическом мире по законам детского воображения, детской фантазии: они разговаривают, дружат, ссорятся, переживают, плачут, радуются, т. е. ведут себя так, как ведут себя сами дети [9, 149-150]. И именно в силу этих особенностей стихотворения по своему содержанию приближаются к небольшим стихотворным рассказам. Присутствием сюжетного элемента характеризуются и поэтические произведения А. Некрасова: тёплый дождик барабаном играет по крыше, а капли дождя радуются, потому что обновлённые луга говорят им «спасибо» («Барабанон вевтъяс вылын» [17, 14] - «Барабаном по крыше»); осень несёт целую котомку золота, ветер срывает листья с деревьев, а лес нахмурился и молчит («Ар» [19, 25] - «Осень»); солнце обнимает последние капельки дождя и начинает быстро ковать золотое коромысло, которое унесёт и тёплую воду, и всю рыбу («Ошкамошка» [19, 113] - «Радуга»), северный ветер запрягает своих лошадей в сани и убаюкивает в них метель («Кодзыд вой тов доддялома бара» [18, 16] -«Холодный северный ветер опять запряг»). А. И. Некрасов создаёт сюжетные сценки, в которых есть динамика и действие:

Йокто керка, йокто пач. Порсьпи вуро дора гач. Коз пу йылын сьыло тури Чери быдмо ыджыд нюрын. Паччор вылын куйло коч...

«Бергодома олом» [18, 24]

Пляшет дом и пляшет печка. Поросёнок шьёт штаны. На ели поёт журавль. Рыба плещется в болоте. На печи лежит русак1*...

«Жизнь пошла шиворот навыворот»

Обращаясь непосредственно к своеобразию поэтического мира А. Некрасова, важно отметить, что фольклорный жанровый опыт не особо сказался на его поэтических произведениях. Но в данном тексте нельзя не заметить, что стихотво-

рение и по жанровой форме, и в содержательном плане восходит к путанице, которая, по мнению исследователей, всегда была ценным средством воспитания в ребёнке драгоценного качества -чувства юмора [3, 93]. Герои поступают вопреки общепринятой логике: в весёлой кутерьме кружатся и дом, и печь; журавль поёт на ели, поросёнок шьёт штаны, а русак лежит на печи. В произведении присутствуют знакомые ребёнку с детства животные, которые совершают действия, выполняемые обычно людьми. Но перемещение животных и предметов в несвойственную им обстановку создают комический эффект [8, 166]. В то же время маленький читатель понимает, что в заведомо невозможной ситуации легко угадывается правильное положение вещей. Поэтому он смеётся над воссозданной поэтом историей, принимая её за шутку, поскольку прочитанное противоречит его представлениям об окружающем мире.

А. Некрасова не отличает активное использование жанров, свойственных народной поэтической культуре, но часто встречающимся в его поэзии средством создания образности, присущим народнопоэтическому творчеству, является олицетворение. Поэтизация природы в произведениях осуществляется посредством «метафорического одушевления и приданием явлениям природы человеческих качеств и свойств» [12, 110]:

Пуяс костын товру узьо, Кымор локто нисьо оз. Модлаполысь бипур кусо, Мойдкыв мойдо порысь коз.

Ичот пияныслысь видзо Козйыс чоскыд ун. Маон овтчысь паськыд виддзыс Чужто асывводзлысь нюм.

Регыд шондг юрсо мыччас, Восьтас ошиньяссо гур....

«Асъя серпас» [18, 11]

Меж деревьев тёплый ветерок дремлет, Облако неспешно плывёт. На другом берегу костёр угасает, Сказку рассказывает старая ель.

1 Здесь и далее подстрочный перевод стихотворений А. И. Некрасова (Гамса) выполнен нами - Л. С.

БиЫеИп of и^с Studies. \Ы 12, № 2. 2022.

У маленьких сыновей охраняет Ель сладкий сон.

Луга, обмахивая медовым запахом, Рождают у раннего утра улыбку.

Скоро солнце покажет свою голову, Откроет окно настежь.... «Утренняя картина»

Поэт, растворившись в создаваемых им образах, предлагает маленькому читателю увидеть окружающий мир глазами живой, говорящей природы. При этом он стремится показать необъятные просторы родины: Эжва ю (река Вычегда), парма (тайга), модлаповса видз (заречные луга), маа видз (медовые луга), состом енэж (безоблачное небо), рас (роща):

Шойччо-вуграло арнас Бара идралом му. Вотъяс вотасьо парма..

«Тёльодчысь ю» [18, 12].

Отдыхает-дремлет осенью Опять убранное поле. Видит сны коми парма..

«Журчащий ручей»

Для поэтического мира А. Некрасова не характерно многообразие цветовых элементов, что соответствует образу неброской красоты родной земли:

Еджыд тошка мельник-вой тов

Сет1с кыморъяслы удж: Тшоктгс талун изны войбыд, Мед оз дугодчыны сутш. Кымор борся локто кымор, Гурго-изо еджыд пызь.

«Мельник-вой тов» [17, 10]

С белой бородой мельник-ветер северный Дал работу тучам:

Приказал сегодня молоть целую ночь, Чтоб и отдыха не было ни минуты. Туча за тучей все идут, Грохочут-молотят белую муку.

«Мельник-северный ветер»

Одним лишь эпитетом «еджыд тошка» (с белой бородой) и одной метафорой «мельник-вой тов» (мельник-северный ветер) поэт подчёрки-

вает неповторимость зимней природы и в то же время вводит маленького читателя в таинственный и волшебный мир зимы. В контексте стихотворения «мельник-вой тов» (мельник-северный ветер) звучит как настоящее колдовство, потому что поэт говорит о зимней вьюге как о сказочном герое (еджыд тошка - с белой бородою), который подгоняет своих подданных к безостановочной работе по изготовлению «белой муки»

- снега.

Анализ стихотворений показал, что наиболее «активным» цветом в цветовой палитре А. Некрасова становится белый, который ассоциируется не только с зимой, снегом метелью, но и весенним цветением черёмухи:

Еджыд кышодсо судзодас льом, Сэсся ичмонь моз пасьталас яра.

«Дзоридзалысь льом» [19, 13].

Белое платье достанет черёмуха, А потом словно невеста быстро наденет.

«Цветущая черёмуха»

В пейзажных образах А. Некрасова встречаются и красные оттенки - это цвет и зарождающегося дня, и цвет отличительной черты осенней северной природы: алой чужомбана кыа мича асъя серпас кыо (заря с алыми щёчками плетёт красивый утренний узор, «Кыа» [18, 4] - «Заря») шондтон югорыс яра пув розъяс гордодо со, горд бана турипув арсо вутш вылын виччысьо со (неистово краснеют под лучами солнца гроздья брусники, на кочке краснощёкая клюква ждёт осень, «Горд дора доромсо кыа» [19, 63] - «Красную рубаху заря»), алой горд сикотшон озйома пу (красно-алыми бусами засияли деревья, «Ошинь ув сад йорын» [19, 20] - «В саду под окнами»). Таким образом, А. Некрасову удаётся передать суровую, но очень поэтичную красоту северной природы. И для каждого ребёнка образы природы коми поэта вполне узнаваемы: рябина, которая красные кисточки развесила («Ичмонь пелысь» [19, 59] -«Рябина - молодица-красавица»), берёза с красивыми косичками («Восьт1с ошинсьо кыа» [17, 3]

- «Заря открывает окно»), черёмуха, одаряющая запахами духов («Духи дукон козьнасьо» [19, 61] -«Одаряющая запахами духов) и др.

Сдержанность красок в стихотворениях коми поэта компенсируется продуманной звуковой организацией стиха, которая помогает детям ощутить, например, громкое, пронзительное зазывание

вьюги (сьылггтырйи туроб крапкис-шуис), убаюкивание осеннего дождя (арся зэр вомгорулас сьыло), шелест ржи (кышодчо сю), шёпот черёмухи и рябины (льом да пелысь шопкодчоны), звонкую песенку реки (юыс сьыланкыв сьыло). Так, в поэтическом произведении «Пуксьо лун» («День начинается»):

Изйон ворсо-тёльодчо Котортггас шор. Товруыскод колльодчо Сылон мыла гор. [19, 50]

Камешком играется, весело журчит При беге ручеёк. Прощается с тёплым ветерком Его звонкий голосок.

аллитерация на «т»/«д» и «л'» с усилением на «р», «з»/»с» создаёт звуковую картину движения ручья, и даёт возможность маленькому читателю ощутить своеобразие этой речушки, её чистоту и обыкновенную красоту. Ассонанс звуков «о»/«б» даёт ощущение напевности и свободы, словно вдох свежего утреннего воздуха. В стихотворении «Арся зэр» («Осенний дождь») сочетание свистяще-шипящих звуков (со-сьы-се-ся-сьы-шо-чо-шу-ш) связывают образы произведения между собой: образ осеннего дождя (петкодло со а-ссь-ыс се-р талун бара ар-ся зэр) с образами шепчущих между собой деревьев (льом да пе-лы-сь шо-пкод-чо-ны: «Шу-ш-том пора локто онг»):

Петкодло со ассьыс сер Талун бара арся зэр: Лунтыр йокто ывла вылын, Мыйко вомгорулас сьыло... Льом да пелысь шопкодчоны: «Шуштом пора локто онг». Зэрлы веськодь, оз тай мудз, Водзо вочо арся удж..

«Арся зэр» [18, 15].

Показывает уж свой характер Сегодня осенний дождь: Целый день на улице танцует, Что-то подпевает себе под нос... Черёмуха с рябиной тихо шепчутся: «Грустная пора у нас настала». А дождю и безразлично, без устали Делает свою работу дальше..

«Осенний дождь»

Таким образом, несмотря на то, что для стиля поэта не характерно цветовое многообразие, изобразительность в стихотворениях достигается умелой звуковой гармонизацией строк с помощью аллитерации и ассонанса.

А. Некрасов в своих поэтических произведениях для детей старается запечатлеть суровую красоту своего края, раскрыть неповторимость северных просторов. В то же время пейзажные стихотворения поэта отличаются реалистической достоверностью картин. В них он стремится показать конкретные приметы времён года, конкретные картины коми природы. Приметы весны - это южный ветер, прилёт гусей, первые листочки на деревьях, гроза. Лето - это радуга, цветы, луга, поля, утреннее солнце. Зима ассоциируется образами метели, вьюги, северного ветра, снега. Приметы осени - краснощёкие брусника и клюква, гроздья рябины, без конца льющий дождь, улетающие на юг птицы.

Обсуждение и заключение

На основе анализа литературного материала установлено, что в творчестве А. Некрасова поэтический мир как способ выражения авторского сознания проявляется в пейзажной лирике. Основной особенностью стихотворений становится то, что в них включаются преимущественно природные явления и предметы. А сами стихотворения насыщены пейзажами северной природы, при создании образа которой поэт использует приёмы цветописи, звукописи и персонификации. Так, основными «колерами» в цветовой палитре А. Некрасова являются белый цвет, ассоциирующийся с природными явлениями зимы и весны, и красные оттенки, представляющие цвет зарождающегося дня и образы осенней природы. Такая монотонность цветовых элементов в поэтическом мире поэта соответствует образу неброской красоты северной природы. В то же время сдержанность красок в стихотворениях компенсируется продуманной звуковой организацией стиха с помощью аллитерации и ассонанса, которые, с одной стороны, придают поэтическим произведениям выразительность, с другой - помогают детям прочувствовать звуки живой природы. С помощью метафорического одушевления природных явлений А. Некрасов смог показать окружающий мир с точки зрения детского мировосприятия, взгляда и логики мышления: явления природы, словно дети, играют, радуются, бегают, шепчутся между собой, т. е. ведут

себя так, как ведёт себя ребёнок. Авторская позиция в стихотворениях выражена опосредованно, субъект речи не обозначен. Но несомненно, что объективность эта кажущаяся, потому что

она увидена, прочувствована автором в свете его идейно-художественного замысла: показать мир природы, которая была бы внутренне близка и понятна маленькому читателю.

Список источников и литературы

1. Бакула В. Б. Становление детской литературы российских саамов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2019. № 4 (72). С. 83-91.

2. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества: сборник избранных трудов. М.: Искусство, 1979. С. 7-180.

3. Бегак Б. Чудаки, проверенные временем (Небывальщины-перевёртыши в детском фольклоре) // Детская литература. М.: Детская литература, 1975. С. 79-93.

4. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стиля. М.: Художественная литература, 1961. 614 с.

5. Втюрина Л. З. Некрасов Александр Иванович // Литература Коми: словарь школьника. Сыктывкар: Седьмая печать, 2007. С. 171-176.

6. Гинзбург Л. Я. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974. 408 с.

7. Дёмин В. Н. Александр Иванович Некрасов // Писатели Коми: биобиблиографический словарь: в 2 т. Сыктывкар: Крми НЦ УрО РАН, 2001. Т. 2. С. 73-77.

8. Егорова А. А. Звуковые повторы в малых жанрах английского потешного фольклора // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 7(150). С. 166-169.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Зайцева Н. В. Образ автора в лирике для детей. Монография. Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический университет, 2007. 178 с.

10. Зайцева Н. В. Особенности субъектной организации современной лирики для детей: учебно-методическое пособие. Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический университет, 2005. 162 с.

11. Зайцева Т. И., Разина Ю. Н. Художественный мир поэзии и прозы удмуртского детского писателя Г. А. Ходырева. Монография. Ижевск: Удмуртский университет, 2019. 218 с.

12. Кириллова Н. С., Кормилина Н. В. Лингвостилистические средства создания образа природы в поэзии У Вордсворта // Вопросы зарубежной филологии в контексте современных исследований: сборник научных статей XXX Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Чувашский гос. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2021. С. 109-115.

13. Корман Б. О. Лирика Некрасова. Ижевск: Удмуртия, 1978. 229 с.

14. Лямова Б. Х., Куижева З. Р. Роль адыгейской печати и публицистики 1920-30-х годов в становлении национальной детской литературы // Вестник адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2019. № 3 (242). С. 127-132.

15. Мартынов В.И. Некрасов Александр Иванович (Гамса) // Литераторы земли Коми: биобиблиографический словарь-справочник. Сыктывкар: Эском, 2000. С. 121-122.

16. Мефодьев А. И. Чувашская детская литература. Ч. I: Истоки, возникновение, формирование. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2008. 200 с.

17. Некрасов А. И. Восьтю 0шиньс0 кыа [Открыла окошко заря]: стихи на коми языке. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1987. 24 с.

18. Некрасов А. И. (Гамса). Авъя лэбач - коми кыв [Золотая птица - коми язык]: стихи на коми языке. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1990. 32 с.

19. Некрасов А. И. Шудыд - тэрыб лэбач [Счастье - быстрая птица]: стихи на коми языке. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1998. 122 с.

20. Рочев Ю. Г. Детская литература // История коми литературы. В 3-х т. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1980. Т. 2. С. 149-156.

21. Сурнина Л. Е. Александр Иванович Некрасов (Гамса) // Писатели Коми: биобиблиографический словарь. В 2-х т. Сыктывкар: Киров. обл. тип., 2022. Т. 2: М-Я. С. 112-121.

22. Югов С. А. Становление и развитие коми детской литературы: дис. ...канд. филол. наук. Сыктывкар, 1996. 164 с.

23. Booth W. C. The Rhetoric of Fiction. Chicago, 1961. 572 p.

24. Charpa U. Das poetische Ich - persona per quam // Poética. 1985. № 17. Pp. 149-169.

25. Lachmann R. Das Problem der poetischen Sprache bei V. V Vinogradov // Poetics. 1974. № 11. Pp. 103-125.

26. Palmieri G. The «Author» According to Bakhtin... And Bakhtin the Author // The Contexts of Bakhtin. Philosophy. Authorship. Aesthetics, 1998. Pp. 45-56.

27. Veldhues C. Formalistischer Autor-Funktionalismus. Wie Tynjanovs «Puskin» gemacht ist. Wiesbaden, 2003. 538 p.

References

1. Bakula V. B. Stanovlenie detskoy literatury rossiyskih saamov [Formation of children's literature of the Russian Saami]. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Ammosova [Vestnik of the North-Eastern Federal University Named After M. K. Ammosov], 2019, no. 4 (72), pp. 83-91. (In Russian)

BecmHUK yzpoeedeHun. T. 12, № 2. 2022.

2. Bakhtin M. M. Avtor i geroy v esteticheskoy deyatel'nosti [Author and hero in aesthetic activity]. Estetika slovesnogo tvorchestva: sbornik izbrannyh trudov [Aesthetics of verbal creativity: collection of selected works]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1979. pp. 7-180. (In Russian)

3. Begak B. Chudaki, proverennye vremenem (Nebyval'shchiny-perevyortyshi v detskom folklore) [Time-tested eccentrics (fantastic story in children's folklore)]. Detskaya literatura [Children's Literature]. Moscow: Detskaya literatura Publ., 1975. pp. 79-93. (In Russian)

4. Vinogradov V. V. Problema avtorstva i teoriya stilya [Problem of authorship and the theory of style]. Moscow: Hudozhestvennaya literature Publ., 1961. 614 p. (In Russian)

5. Vtyurina L. Z. Nekrasov Aleksandr Ivanovich [Nekrasov Alexander Ivanovich]. Literatura Komi: slovar'shkol'nika [Literature of Komi: student dictionary]. Syktyvkar: Sed'maya pechat' Publ., 2007. pp. 171-176. (In Russian)

6. Ginzburg L. Ya. O lirike [About the lyrics]. Leningrad: Sovetskiy pisatel' Publ., 1974. 408 p. (In Russian)

7. Demin V. N. Aleksandr Ivanovich Nekrasov [Alexander Ivanovich Nekrasov]. Pisateli Komi: biobibliograficheskiy slovar': v 21. T. 2. [Komi Writers: Bio-bibliographic dictionary: in 2 vol. Vol. 2]. Syktyvkar, 2001. pp. 73-77. (In Russian)

8. Egorova A. A. Zvukovye povtory v malyh zhanrah angliyskogo poteshnogo fol'klora [Sound replays in small genres of English funny folklore]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University], 2020, no. 7 (150), pp. 166-169. (In Russian)

9. Zaytseva N. V. Obraz avtora v lirike dlya detey. Monografiya [The image of the author in the lyrics for children. Monograph]. Komsomolsk-na-Amure: Amurskiy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet Publ., 2007. 178 p. (In Russian)

10. Zaytseva N. V. Osobennosti subyektnoy organizacii sovremennoy liriki dlya detey: uchebno-metodicheskoe posobie [Features of the subjective organization of modern lyrics for children: teaching aid]. Komsomolsk-na-Amure: Amurskiy gumanitarno-pedagogicheskiy universitet Publ., 2005. 162 p. (In Russian)

11. Zaytseva T. I., Razina Yu. N. Hudozhestvennyy mir poezii i prozy udmurtskogo detskogo pisatelya G. A. Hodyreva. Monografiya [The artistic world of poetry and prose of the Udmurt children's writer G. A. Khodyrev. Monograph]. Izhevsk: Udmurtskiy universitet Publ., 2019. 218 p. (In Russian)

12. Kirillova N. S., Kormilina N. V. Lingvostilisticheskie sredstva sozdaniya obraza prirody v poezii U. Vordsvorta [Linguo-stylistic means of creation of the image of nature in the poetry of W. Wordsworth]. Voprosy zarubezhnoy filologii v kontekste sovremennyh issledovaniy: sbornik nauchnyh statey XXX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Issues of foreign philology in the context of modern research: collection of scientific articles of the XXX International Scientific and Practical Conference]. Cheboksary: Chuvashskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. I. Ya. Yakovleva Publ., 2021. pp. 109-115. (In Russian)

13. Korman B. O. LirikaNekrasova [Lyrics of Nekrasov]. Izhevsk: Udmurtiya Publ., 1978. 229 p. (In Russian)

14. Lyamova B. H., Kuizheva Z. R. Rol'adygeyskoypechati ipublicistiki 1920-30-h godov v stanovlenii nacional'noy detskoy literatury [The role of the Adyghe press and journalism of the 1920-30s in the development of national children's literature]. Vestnik adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedeniye [Bulletin of the Adyghe State University. Series 2: Philology and the Art Criticism], 2019, no. 3 (242), pp 127-132. (In Russian)

15. Martynov V. I. Nekrasov Aleksandr Ivanovich (Gamsa) [Nekrasov Alexander Ivanovich (Gamsa)]. Literatory zemli Komi: biobibliograficheskiy slovar '-spravochnik [Literary mens of the land of Komi: bio-bibliographic dictionary-reference]. Syktyvkar: Eskom Publ., 2000. pp. 121-122. (In Russian)

16. Mefodyev A. I. Chuvashskaya detskaya literatura. Ch. I: Istoki, vozniknoveniye, formirovaniye [Chuvash children's literature. Part I: Origins, emergence, formation]. Cheboksary: Chuvashskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet Publ., 2008. 200 p. (In Russian)

17. Nekrasov A. I. Otkryla okoshkozarya: stihi nakomiyazyke [Dawn opened the window: poems in the Komi language]. Syktyvkar: Komi kn. izd-vo Publ., 1987. 24 p. (In Russian)

18. Nekrasov A. I. (Gamsa). Zolotaya ptica - komi yazyk: stihi na komi yazyke [Golden bird - Komi language: poems in the Komi language]. Syktyvkar: Komi kn. izd-vo Publ., 1990. 32 p. (In Russian)

19. Nekrasov A. I. Shchast'e - bystraya ptica: stihi na komi yazyke [Happiness is a fast bird: poems in the Komi language]. Syktyvkar: Komi kn. izd-vo Publ., 1998. 122 p. (In Russian)

20. Rochev Yu. G. Detskaya literatura [Children's literature]. Istoriya komi literatury. V3-h t. [History of Komi literature. In 3 vol.]. Syktyvkar: Komi kn. izd-vo Publ., 1980. Vol. 2. pp. 149-156. (In Russian)

21. Surnina L. E. Aleksandr Ivanovich Nekrasov (Gamsa) [Alexander Ivanovich Nekrasov (Gamsa)]. Pisateli Komi: biobibliograficheskiy slovar'. V2-h t. [Komi writers: bio-bibliographic dictionary. In 2 vol.]. Syktyvkar: Kirov. obl. tip. Publ., 2022. Vol. 2: M-£. pp. 112-121. (In Russian)

22. Yugov S. A. Stanovlenie i razvitie komi detskoy literatury [Formation and development of Komi children's literature]. Syktyvkar, 1996. 164 p. (In Russian)

23. Booth W. C. The Rhetoric of Fiction. Chicago, 1961. 572 p. (In English)

24. Charpa U. Das poetische Ich - persona per quam. Poetica, 1985, no. 17, pp. 149-169. (In German)

25. Lachmann R. Das Problem der poetischen Sprache bei V. V. Vinogradov. Poetics, 1974, no. 11, pp. 103-125. (In German)

26. Palmieri G. The «Author» According to Bakhtin... And Bakhtin the Author. The Contexts of Bakhtin. Philosophy. Authorship. Aesthetics. Amsterdam, 1998. pp. 45-56. (In English)

27. Veldhues C. Formalistischer Autor-Funktionalismus. Wie Tynjanovs «Puskin» gemacht ist. Wiesbaden, 2003. 538 p. (In German)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Сурнина Лидия Егоровна, научный сотрудник сектора литературоведения, Институт языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН (167982, Российская Федерация, Коми Республика, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26, каб. 619), кандидат филологических наук. ORCID ID: 0000-0002-4189-7980 surninalida@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Surnina Lidia Egorovna, Researcher, Sector of Literary Criticism, Institute of Language, Literature and History of the Federal Research Center Komi Science Center, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (167982, Russian Federation, Republic of Komi, Syktyvkar, Communisticheskaya st., 26, office 619), Candidate of Philological Science. ORCID ID: 0000-0002-4189-7980 surninalida@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.