Научная статья на тему 'ПОЭТИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ В СТРУКТУРЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ АВТОРА'

ПОЭТИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ В СТРУКТУРЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ АВТОРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
текст / концепт / поэзия / аксиология / структура / text / concept / poetry / axiology / structure

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черкасова И.П.

Статья посвящена изучению поэтического текста. Основой поэтического текста является система концептов. Концепт представляет собой совокупность смыслов, репрезентирующих важную аксиологическую категорию. В статье проанализированы художественные тексты, что позволило автору представить формирование поэтического концепта, а также показать воздействие структуры на процесс текстообразования. Были выявлены индивидуально-авторские концепты. Приведенные примеры иллюстрируют освещаемые положения. Методы анализа: контекстуальный, лингвистико-герменевтический. Результаты исследования могут найти применение в учебных курсах по теории языка, теории дискурса, стилистике, интерпретации текста, теории и практике перевода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POETIC CONCEPT IN THE STRUCTURE OF THE AUTHOR'S AXIOLOGICAL SYSTEM

The article is devoted to the investigation of poetic text. The system of concepts is a basis for each type of text. A concept is a unity of meanings representing an important axiological category. The article analyzes fiction that allow the author to retrace the formation of poetic concept. The main individual concepts are determined. The given examples illustrate the statements under consideration. The analysis method was carried out by means of contextual and linguistic-hermeneutic methods. The practical value of the paper consists of the application of the results of the investigation in the course of stylistics, text interpretation, discourse theory, theory and practice of translation.

Текст научной работы на тему «ПОЭТИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ В СТРУКТУРЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ АВТОРА»

The scientific heritage No 26 (2018) 61

ПОЭТИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ В СТРУКТУРЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ АВТОРА

Черкасова И. П.

доктор филологических наук, доцент Место работы: Армавирский государственный педагогический университет зав.кафедрой иностранных языков и методики их преподавания.

POETIC CONCEPT IN THE STRUCTURE OF THE AUTHOR'S AXIOLOGICAL SYSTEM

Cherkasova I.P.

doctor of Philology,

Head of the Chair of Foreign Languages and Methods of Teaching.

Place of employment: Armavir state pedagogical University

Аннотация

Статья посвящена изучению поэтического текста. Основой поэтического текста является система концептов. Концепт представляет собой совокупность смыслов, репрезентирующих важную аксиологическую категорию. В статье проанализированы художественные тексты, что позволило автору представить формирование поэтического концепта, а также показать воздействие структуры на процесс текстообразования. Были выявлены индивидуально-авторские концепты.

Приведенные примеры иллюстрируют освещаемые положения.

Методы анализа: контекстуальный, лингвистико-герменевтический. Результаты исследования могут найти применение в учебных курсах по теории языка, теории дискурса, стилистике, интерпретации текста, теории и практике перевода.

Abstract

The article is devoted to the investigation of poetic text. The system of concepts is a basis for each type of text. A concept is a unity of meanings representing an important axiological category. The article analyzes fiction that allow the author to retrace the formation of poetic concept. The main individual concepts are determined.

The given examples illustrate the statements under consideration.

The analysis method was carried out by means of contextual and linguistic-hermeneutic methods.

The practical value of the paper consists of the application of the results of the investigation in the course of stylistics, text interpretation, discourse theory, theory and practice of translation.

Ключевые слова: текст, концепт, поэзия, аксиология, структура.

Key words: text, concept, poetry, axiology, structure.

Все языковеды от В. Гумбольдта до Н. Хом-ского обращали внимание на двойственность объекта своего изучения и старались осмыслить эту двойственность. Как указывает В.А. Звегинцев, проводимые учеными разграничения между «схемой и узусом, кодом и сообщением, компетенцией и употреблением и т.д., разумеется, далеко не тождественны, но все они, в конечном счете, имеют в виду все ту же двойственность объекта лингвистики, выражая ее в различного рода дихотомических формулах» [2: 233]. По мнению исследователя, влияние Ф. де Соссюра проявилось в том, что он повернул лингвистику «в сторону изучения языка, оставив в пренебрежении речь» [2: 234]. Располагаясь в одной плоскости, они имеют существенное различие: язык обладает конечным набором единиц, а речь - не ограниченна в комбинаторике. По В.А. Звегинцеву, речь не может изучаться лингвистическими средствами, так как многообразие проявлений («ситуаций») является бесконечным и выходит за пределы тех явлений, которые традиционно изучаются в науке о языке. В связи с этим исследователь считает, что «все попытки свести лингвистику к изучению языка, то есть к изучению лишь одной «вещи», есть типичное проявление редукционизма..., того самого редукционизма, который является, пожалуй, самой характерной

чертой всех лингвистических теорий ближайших десятилетий» [2: 239].

Размышляя по поводу языка, В.П. Литвинов приводит высказывание Г.П. Щедровицкого «Язык не существует» в качестве полемического жеста, а также позицию Н. Хомского, отрицающего реальность «языка», но настаивающего на реальности «знания языка» [4]. В.П. Литвинов определяет язык как «естественно-искуственное образование». Из этого «непосредственно следует нетривиальность лингвистики как научного замысла, поскольку знание об искусственном строится вообще в других логиках, чем знание о естественном, о природе». «В лингвистике», - пишет он, «должны быть определены его естественные свойства в гносеологической парадигме, его искусственные свойства - в конструктивно-герменевтической». Относительно цельности двойственного знания В.П. Литвинов говорит о возможности как синтетического знания, так и проектировки его альтернатив [4].

В качестве положительных следствий такого развития науки В.И.Карасик определяет вовлечение в сферу лингвистики достижений смежных гуманитарных областей знания, обогащение лингвистической теории новыми понятиями и методами. В качестве издержек исследователь рассматривает

терминологическую неопределенность и смысловой разрыв между областями одной науки [3: 132133].

Художественный концепт тяготеет к образу, но образ в данном случае лишь намек, ключ к раскрытию по части целого. И секрет творчества проявляется в художественных текстах не в рациональности, а в подборе слов и образов, направляющих художественную ассоциативность. Следует заметить, что художественные концепты, впрочем, как и концепты познания, образуются вокруг базовых понятий бытия, которые неизменно находят свои трактовки в религиозных и философских воззрениях. Философские концепты объединяют религиозные догмы и художественный текст. Философия начинается там, где начинаются проблемы ценности, и эти проблемы она пытается решить чаще всего с помощью литературы. Если определить философию как размышления в языковой форме, то литература - это философия в образной форме. Таким образом, существует неразделимость литературы и философии, реализующих в своём единстве важнейшие общечеловеческие универсалии и репрезентирующих индивидуально-авторские концепты. В художественных текстах религиозные и философские концепции получают индивидуальное преломление в зависимости от рефлективной реальности авторов. Реципиенты, обладая индивидуальной рефлективной реальностью, способствуют рождению новых и новых смыслов в пространстве авторского концепта.

В современных лингвокультурологических исследованиях большое внимание уделяется изучению концептов, являющихся доминантами аксиологической картины мира социума. Ю.С.Степанов определяет границы познания концептов: «сверху» - в сфере абстрактных определений и «снизу» - в сфере индивидуального опыта [6: 81] и замечает, что коллективное сознание не сводимо ни к индивидуальному сознанию, ни к сумме индивидуальных сознаний [6: 58].

При разных подходах к определению сути концепта и выбору методов изучения обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на широкое использование исследователями художественных текстов и текстовых отрывков, авторский художественный концепт остается за рамками изучения.

Одна из базовых в этой связи работ - «Концепт и слово» С.А. Аскольдова. «Концепты познания -общности, концепты искусства - индивидуальны. Но такое весьма обычное понимание далеко не верно», - говорит автор. Главное отличие художественных концептов заключается в расплывчатости и психологической сложности: к понятиям примешиваются представления, чувства и эмоции [1: 267].

Другой характеристикой художественного концепта С.А. Аскольдов называет «неисчерпаемую и часто даже невыразимую возможность». Если в концептах знания возможность подчинена требованию соответствия действительности или законам логики, то художественный концепт базируется на прагматике художественной ассоциативности, которая не укладывается в правила. Именно

«ассоциативная запредельность придает им художественную ценность» [1: 270].

Авторский концепт предстаёт не менее интересным, чем концепт общеязыковой. Более того, в рамках замкнутой структуры текста мы можем рассмотреть не только отдельные концепты, но и авторскую концептосферу.

В этой связи хотелось бы обратиться к поэтическому циклу, представляющему собой сложное структурно-смысловое образование, в рамках которого автор строит свой художественный (альтернативный) мир и реализует индивидуальную аксиологическую систему.

Циклизация базируется на системных отношениях, существующих внутри текста. И.В.Фоменко определяет циклизацию как особый тип текстопо-строения, позволяющий автору воплотить «сложную систему взглядов в системе самодостаточных высказываний» [7: 132]. В качестве основных характеристик циклизации цитируемый автор называет: 1)малые эпические формы; 2)жанрово-опре-делённые линейные тексты, каждый из которых может существовать и самостоятельно; 3)отношения между высказываниями являются диалогическими (системными); 4)«системные отношения так прочны и значимы, что становятся важным механизмом смыслообразования» [7: 131-132].

С.В.Серебрякова говорит о взаимодействии друг с другом различных элементов текста, «некоторые из которых способны приобретать статус организующей доминанты, господствуя над остальными и подчиняя их себе» [5: 259]. Реализуют доминантные смыслы ключевые слова (ключевые знаки), обладающие высокой степенью частотности. Эти слова организуют вокруг себя тематическую лексику и одновременно определяют структуру текста и авторскую концептосферу.

В рамках данной статьи мы попытаемся в общих чертах рассмотреть авторскую концептосферу, репрезентирующую аксиологическую систему, представленную в «Книге образов» Р.М.Рильке. Проникнуть в «тайную архитектуру текста» позволяет частотный словарь. (Словарь был составлен по изданию «Книги образов» в сборнике R.M.Rilke Gedichte. M., 1981. В частотный словарь вошли имена существительные (в ед.ч.) и личные местоимения, замещающие их.)

Анализ словаря показал, что наибольшей частотностью в тексте «Книги образов» Р.М.Рильке обладают следующие существительные: Engel, Ding, Einsamkeit, Hand, Himmel, Leben, Gott, Geliebte, Welt. Контекстуальными синонимами могут быть названы: Leben: Blut; Einsamkeit: Zeit, Zeitverbringen; Engel: Vogel, Schatten, Bild, Amen, Anfang, Seliger, Wecker; Himmel: Blau.

Поэтические тексты характеризуются глубокой субъективностью, поэтому, безусловно, следует выделить позицию лирического «я»: ich - du -wir, указывающую на неповторимость представленной в тексте концепции.

Первые строки стихотворения Eingang открывают читателю цель создания цикла - понять суть

человека и человеческого бытия. В этом же стихотворении определяется вертикальная структура мироздания, реализованного в данном цикле: Himmel (небо) и Welt (мир). Между ними - Baum (дерево), вросшее корнями в землю, но стремящееся к небу: „hebst du ganz langsam einen schwarzen Baum Und stellst ihn vor den Himmel: schlank, allein. Und hast die Welt gemacht." Baum - это позиция человека (ich - du - wir), рождённого на земле, но вечно стремящегося к Богу. "Du aber bist der Baum", - многократно повторяет «ангел» в стихотворении «Verkündigung».

Дихотомия Himmel - Welt определяет позиции остальных художественных концептов цикла: Himmel: Gott, Engel; Welt: Engel, Leben, Geliebte, Ding. Einsamkeit и Hand - объединяющие начала.

Himmel (небо) - мир, непостижимый для человека, это selig lichtes Blau, immer reinere Wolken, alle Weiss и jenes dünne, grosse Grau.

Gott (бог) - абсолютное совершенство, стоящее над миром, над небом.

Engel (ангел) - это философская категория, наполняющаяся разным содержанием в контекстах. Это во многом превосходящее человека существо, наделённое высшей духовностью, проводник человека в мир Himmel. Это одновременно и небожитель, исполняющий волю бога, и ангел-хранитель, оберегающий человека в его земной жизни и повседневных делах.

Welt (мир) бесконечен, в нём - жизнь и смерть, любовь и ненависть, божественность творения и творческая сила человеческих рук.

Leben (жизнь) - открывается в антитезе «жизнь» - «камень». Жизнь - это мечты и чувства, это rauschendes Blut и наслаждение великолепием мира, и потребность любви.

Geliebte (возлюбленная) - чувства должны быть реализованы. Лирический герой обращается к возлюбленной, открывая своё чувство и желание любить и быть любимым.

Ding (вещь) - особое понятие в концепции Рильке. Это одухотворённая суть, способная оценить значимость или бесполезность человеческого бытия. Являясь творением человека, вещь на века сохраняет память о нём, видит и понимает всё, что происходит в мире людей.

Hand (рука) - вектор потребности, стремления, символ взаимосвязи и взаимозависимости в мире Dasein, а также символ взаимного притяжения между пространствами Welt и Himmel:

„Vergass ich denn, dass Himmel Hände reichen Zu vielen Dingen und in das Gedränge ?"

Einsamkeit (одиночество, уединение) - нить, связывающая человеческий мир с миром трансцендентного, сила, осуществляющая непрекращающийся круговорот Himmel - Welt: „Die Einsamkeit ist wie ein Regen. Sie steigt vom Meer den Abenden entgegen, von Ebenen, die fern sind und entlegen, geht sie zum Himmel, der sie immer hat-Und erst vom Himmel fällt sie auf die Stadt". Вопросы о месте человека в пространстве Himmel - Welt так и остаются без ответа. Есть надежда на то, что наше существование значимо для кого-то, vielleicht:

„Vielleicht sind wir oben, in Himmel andrer Wesen eingewoben, die zu uns aufschaun abends. Vielleicht loben uns ihre Dichter. Vielleicht beten viele zu uns empor".

Безусловно, изучение ключевых слов - это лишь первый шаг в пространстве текста, первая попытка понять концептосферу поэтического цикла. Текст беспредельно «раскрыт в бесконечность» (8, 308).

Список литературы

1 Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. - М., 1997. - С. 267-279.

2 Звегинцев, В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

- 307 с.

3 Карасик В.И. Лингвокультурные концепты: Подходы к изучению // Социолингвистика вчера и сегодня; Сб. обзоров / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.- информ. исслед. отд. языкознания.

- М., 2004. - С. 132-163.

4 Литвинов, В.П. Коммуникативное отношение "человек - текст" (о чтении "Фауста" Гете / В.П.Литвинов // Вопросы германистики. Вып. VI. -Пятигорск: ПГЛУ, 2004. -С. 83 -96.

5 Серебрякова С.В. Дешифровка авторского замысла как переводческая проблема // Языковая система и речевая деятельность: лингвокультуро-логический и прагматический аспекты. Выпуск II. Материалы международной научной конференции.

- Ростов н/Д: НМЦ «Логос», 2007. - С.258 -262.

6 Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 3-е испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2004. - 992 с.

7 Фоменко И.В. Практическая поэтика. - М.: Академия, 2006. -192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.