Научная статья на тему 'Поэтические особенности трагедии Афзала Тагирова «Янгура»'

Поэтические особенности трагедии Афзала Тагирова «Янгура» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
228
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ТРАГЕДИЯ / СЮЖЕТ / ПОЭТИКА / TATAR LITERATURE / TRAGEDY / PLOT / POETICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шайхразиева Гульшат Илшатовна

Данная работа посвящается произведению татарского писателя Афзала Тагирова трагедии «Янгура». В статье рассмотрены структура и стилистика, художественные особенности произведения. Значительное место занимает проблемно-тематический анализ пьесы, определение особенностей языка и стиля писателя. Подчеркивается, что поэтика произведения «Янгура» прекрасный образец словесного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POETIC FEATURES OF AFZAL TAGIROV’S TRAGEDY «YANGURA»

The paper focuses on A.Tagirov's tragedy “Yangura” and studies the poetic manner, the structure, and the style of the work. A topical analysis of the play is conducted and the features of the author’s language and style are identified. It is noted that the poetics of "Yangura" is a fine example of literary art.

Текст научной работы на тему «Поэтические особенности трагедии Афзала Тагирова «Янгура»»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №2(36)

УДК 821.512.145

ПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАГЕДИИ АФЗАЛА ТАГИРОВА

«ЯНГУРА»

© Г.И.Шайхразиева

Данная работа посвящается произведению татарского писателя Афзала Тагирова - трагедии «Ян-гура». В статье рассмотрены структура и стилистика, художественные особенности произведения. Значительное место занимает проблемно-тематический анализ пьесы, определение особенностей языка и стиля писателя. Подчеркивается, что поэтика произведения «Янгура» - прекрасный образец словесного искусства.

Ключевые слова: татарская литература, трагедия, сюжет, поэтика.

Афзал Тагиров (1890-1937) - писатель и драматург, общественный и политический деятель, принимавший активное участие в жизни татарского народа, а также башкир в начале ХХ века [1: 4]. Его имя в силу общественно-политических причин многие годы было предано забвению [2: 115]. Писатель, внесший большой вклад в установление и укрепление советской власти, был несправедливо осужден и стал жертвой тоталитарного режима в 1937 году, в связи с чем его произведения не издавались в течение ряда десятилетий. После разоблачения культа личности некоторые его сочинения выходят в свет в Башкортостане, а в Татарстане произведения Афзала Тагирова начинают издаваться лишь с 2001 года [1: 42].

Творчество А.Тагирова оказало определенное влияние на развитие и обновление татарской литературы и нуждается в детальном изучении. Принимая во внимание данный аспект, наша работа посвящена исследованию поэтики одного из известных произведений писателя - трагедии «Янгура» [3].

Как известно, поэтика (с греч. ро1ейке 1ееЬие - поэтическое искусство) -

это система поэтических форм и принципов определенного поэта или литературной школы [4: 145].

В трагедии А.Тагирова «Янгура», написанной в 1912 году и изданной в 1922 году, изображены события XVI века: жизнь татарских ханств, взятие Казани, противостояние героя Янгуры и его единомышленников мирзам-предателям, борьба за справедливость и свободу. Это произведение о стремлении татарского народа сохранить свою независимость. Кроме того, в трагедии затрагиваются вопросы нравственности, чести, веры, любви, отваги и смелости, трусости. Данные микротемы, объединяясь с центральной темой, создают тематическое единство произведения.

Трагедия «Янгура» построена на историческом конфликте. С одной стороны - борющиеся за свободную жизнь, заботящиеся о будущих поколениях, сохранившие верность своей религии и свою честь герои (Янгура, ^бай, Алтын, Кул-гали мулла, Кызыл Чук, Ак Кунеш, Эндже, Ша-бак и др.), на противоположной стороне - беспокоящиеся лишь о нуждах новой власти, сеющей зло и насилие, и о своем личном благополучии продажные социальные группы (Исмагиль, Ях-шы, Кадыйш, Камай, монахи, бояре и др.). Этот конфликт, как и должно быть в произведениях такого жанра, заканчивается трагически: народный герой Янгура погибает во время ожесточенной борьбы, не сумев победить обладающих большей силой противников, но, несмотря на это, его борьба за социальное и национальное равенство, свободу и справедливость вызывает чувство восхищения и гордости. Жизнь и смерть Янгуры не только пример для других, но и словно вечная жизнь, завоевавшая уважение и любовь народа.

Писатель преклоняется перед мужеством, терпением и выдержкой главного героя. Автор с особой тщательностью, детально описывает события трагической эпохи, которые позволяют раскрыть характер Янгуры. Например, с помощью натуралистических приемов изображает издевательства над попавшим в плен Янгурой: казаки начинают избивать Янгуру, он падает, один из казаков достает из голенища сапога нож и отрезает ему ухо. Янгура кричит пугающим, истошным криком, казаки снова начинают его избивать... Изо рта Янгуры начинает выделяться пена, хлыщет кровь из носа. [3: 147]. В пьесе явственно звучит авторская мысль: больше не допускать такого кровопролития; пусть каждый человек, независимо от национальной принадлежности, живет свободно и счастливо на своей земле; пусть люди больше задумаются о таких высоких понятиях, как совесть, честь, вера.

Как уже было сказано выше, исторический конфликт, затронутый А.Тагировым в трагедии «Янгура», относится к XVI веку. Автор описывает данную эпоху, опираясь на исторические материалы о Казанском ханстве, Ногайской орде, Московском княжестве. Исмагиль, Кадыйш, Кулгали мулла, Шабак, Камай - это реальные исторические личности середины XVI века [5]. В то же время отдельные события в пьесе, персонажи и их действия являются творением самого автора.

В трагедии привлекают внимание имена героев и прежде всего - имя главного героя, вынесенное в название произведения. Янгура - исторический образ, человек, любящий свою нацию; бесстрашный боец, сражающийся за свободу и счастье своего народа. Значение имени персонажа сочетается с его характером: имя Янгура означает «новое счастье» [6]. Герой сражается за счастье народа, встает на путь борьбы для того, чтобы защитить, освободить и осчастливить угнетенный народ.

Выбор автором имени Чулпан также имеет свой смысл: Чулпан - «утренняя звезда, планета Венера» [6]. С помощью этого имени писатель показывает, что Чулпан является путеводной звездой, примером для остальных. А вот такие имена, как Исмагил, Яхшы, имеющие в контексте данного произведения сатирический подтекст, - словно насмешка над отрицательными характерами героев. Исмагил (с араб. «Всеслы-шащий Аллах»), Яхшы (с тат. «хороший»), казалось бы, должны быть хорошими людьми. Однако в произведении герои не соответствуют значению своих имен и тем самым подвергаются критике.

В трагедии удачно даны ремарки. Уже в ознакомительной части с персонажами автор дает героям краткие характеристики, здесь же рождаются определенные впечатления относительно образов: Исмагил мирза - из Ногайских мирз, высокого роста, с некрасивым лицом, старающийся угодить русским князьям [3: 99]. Описание отталкивающей внешности в сочетании с отрицательными чертами характера пробуждает негативное отношение к персонажу. Янгура -воевода войска первого мужа Алтынбике, старающийся сплотить мусульманских мирз во время их междоусобиц [3: 99]. Храбрый воин, стоящий во главе войска и способный повести за собой остальных, неизменно вызывает симпатию. Слово «старающийся» создает антитезу Янгура -Исмагил: если первый старается на благо народа («старающийся сплотить»), то второй печется лишь о своих нуждах («старающийся угодить»).

В пьесе особое место занимает описательно-повествовательная речь: в монологе или реплике какого-либо персонажа, в коротких диалогах. Этим трагедия «Янгура» близка к эпосу. Писатель, используя художественно-выразительные средства повествовательного жанра, изображает исторические явления. А.Тагиров не только очерчивает трагическую сюжетную линию, но и дает читателям и зрителям непосредственное ощущение, словно они являются участниками описываемых событий.

Немаловажна роль лексических средств в данном произведении: слова и фразы, повторяющиеся почти во всех частях произведения, помогают сделать драму более точной, доступной для понимания. Так как в трагедии показаны события XVI века и представлены люди того времени, а также затронуты национальные и религиозные вопросы, в тексте произведения много историзмов (мирза, князь, боярин, посол, веление, рать, приказ, хлыст, беглый, хан, Казанское ханство, Ногайская орда и др.); национально-религиозной лексики (ассаляму алейкум, вага-лейкум ассалям, дуа (молитва), проклятие, аминь, Аллах, Ходай, альхамдулиллах, Раббы, Тецре и др.); слов, которые часто встречаются в произведениях, посвященных вечным темам (любовь, счастье, горе, война, мир, верность, предательство и др.) Некоторые слова в речи героев употребляются в диалектном варианте: щау (битва), щэ (ну), ЩYкэлек (липовый лес); кичекмэенчэ (немедленно), Yгэй (чужой) и т.д. Таким образом, автор умело использует богатство татарского литературного языка, тщательно подбирая слова, создает исторический и национальный колорит XVI века.

Писатель рисует перед читателем живые образы, которым он «дает жизнь, наделяет речью». Беседы героев помогают нам понять их отношение к жизни и оценить их ум, больше узнавать об исторических событиях, читать мысли автора. Все это говорит о художественной силе слова в произведении. Например, Исмагил мирза просит у русского князя шубу, и в тексте неоднократно повторяется слово «шуба» [3: 101-102]. Данный прием направляет внимание читателя на то, что Исмагил является предателем.

В трагедии «Янгура» часто используются изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, синекдоха, сравнение. Они усиливают содержательность произведения, создают поэтическую образность и художественную выразительность. Например, в монологе положительного героя Шабака встречаются фразы «страшная морская вода» и «щепки лодок свободы» [3: 142], которые имеют символическое чте-

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

ние: «мир, полный мучениями, жестокостью» и «борцы за свободу, справедливость».

В произведении можно встретить и образцы стихотворной речи. Например, Чулпан во время беседы со своей матерью Алтын, боярином Ка-дыйшом излагает свои мысли стихотворными строками [3: 111, 113]. Переплетение драматического и лирического начала делает это произведение интереснее, обогащает его. Данный прием показывает писателя с новой стороны: он не только описывает события, но и выступает как поэт, раскрывающий душевный мир героев.

В трагедии А.Тагирова чувствуется сильный дух, светлые идеалы. Писатель, размышляя о прошлом, настоящем и будущем своего народа, мечтает о создании счастливой жизни. Он хочет, чтобы народ жил свободной жизнью, не повторяя ошибок прошлого и храня национальные традиции. Писатель призывает пополнить ряды таких людей, как Янгура, Чулпан, которые пожертвовали своей жизнью ради счастья страны, и остерегаться двуличных трусливых личностей. При раскрытии авторской мысли большое значение имеют следующие строки в конце произведения: «Если мы поклялись в верности свободе народа, то мы не должны отказываться от нее. Если в будущем и не получим проклятий от знавших нас татарских сынов и дочерей, то должны остерегаться показаться им в судный день с черными лицами... Боже, прости меня, если я грешен, не стыди меня перед моими братьями, пусть вернут себе отобранную другими свободу...» [3: 146]. В этих пронзающих душу читателя словах передано чувство ответственности главного героя перед своим народом. А.Тагиров словно говорит нам, что каждый принимает участие в обозначении направления великого колеса истории и что деяния свои надо совершать, хорошо подумав.

Рассмотрев трагедию А.Тагирова «Янгура», мы приходим к следующим выводам: произведение является национальным сокровищем, отра-

зившим социально-политические события в жизни татарского народа, а также показавшим внутренний мир героев, судьбу отдельного человека. Чтобы точно передать читателю свои мысли, создать в ходе событий интригу, писатель умело пользуется изобразительно-выразительными средствами языка, также своеобразно применяет языковые и стилистические приемы. Его произведение приковывает внимание и развитием сюжета, и обозначением конфликта, и изображением характеров. Таким образом, можно утверждать, что А.Тагиров обладает поэтическим талантом, имеет свой неповторимый стиль.

Поэтика «Янгуры» - образец искусной работы. Данное произведение обогащает речь, мышление, воображение современного читателя, его можно предложить как детям, так и взрослым. Эта литературная жемчужина имеет право занять достойное место в творческом наследии татарского народа. Умение воспроизвести в литературном произведении славное историческое прошлое нашего народа, актуальные проблемы эпохи - сложный путь в искусстве, достойный похвалы, и Афзал Тагиров предстает как искусный драматург, достойно прошедший этот путь.

1. Бадретдинов Р.Ф. Творческое наследие Афзала Тагирова: идейное содержание и художественные особенности: дис. ... канд. фил. наук. (на тат. языке). - Казань, 2008. - 218 с.

2. Эхмэтщанов М. Эдип hэм драматург Афзал Таhиров // Мирас. - 2001. - № 4. - С. 115 - 117.

3. Таhиров А. Янгура // Сайланма эсэрлэр. - Казань: Рухият, 2008. - С. 99 - 147.

4. Словарь литературоведческих терминов и понятий (на тат. языке). - Казань: Магариф, 2007. -231 с.

5. Эхмэтщанов М. Янгура батыр булган // Шэhри Казан, 2005. - 7 июнь.

6. Саттаров Г. Татар исемнэре ни сейли? - Казань: Раннур, 1998.

POETIC FEATURES OF AFZAL TAGIROV'S TRAGEDY «YANGURA»

G.I.Shaykhrasieva

The paper focuses on A.Tagirov's tragedy "Yangura" and studies the poetic manner, the structure, and the style of the work. A topical analysis of the play is conducted and the features of the author's language and style are identified. It is noted that the poetics of "Yangura" is a fine example of literary art.

Key words: Tatar literature, tragedy, plot, poetics.

1. Badretdinov R.F. Tvorcheskoe nasledie Afzala Tagi- nosti: dis. ... kand. fil. nauk. (na tat.yazyke). - Ka-

rova: idejnoe soderzhanie i xudozhestvennye osoben- zan', 2008. - 218 s. (In Russian)

2. Qxmat^anov M. ôdip ham dramaturg Afzal Tahirov // Miras. - 2001. - № 4. - S. 115 - 117. (In Tatar)

3. Tahirov A. Yangura // Sajlanma asarlar. - Kazan': Ruxiyat, 2008. - S. 99 - 147. (In Tatar)

4. Slovar' literaturovedcheskix terminov i ponyatij (na tat. yazyke). - Kazan': Magarif, 2007. - 231 s. (In Russian)

5. Qxmat^anov M. Yangura batyr bulgan // Shahri Kazan, 2005. - 7 iyun'. (In Tatar)

6. Sattarov G. Tatar isemnare ni sejli? - Kazan': Ran-nur, 1998. (In Tatar)

Шайхразиева Гульшат Илшатовна - аспирант кафедры татарской литературы и методики преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: chiklevek@mail.ru

Shayhrazieva Gulshat Ilshatovna - postgraduate student, Department of Tatar Literature and Instruction, Kazan (Volga Region) Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Каzan, 420008, Russia. E-mail: chiklevek@mail.ru

Поступила в редакцию 28.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.