Научная статья на тему 'Поэтическая идеология В.В. Маяковского первых послеоктябрьских лет: от футуризма к соцреализму'

Поэтическая идеология В.В. Маяковского первых послеоктябрьских лет: от футуризма к соцреализму Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1801
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская литература / поэзия / маяковский в.в. / творчество / поэтическая идеология / футуризм / соцреализм

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попонова Ю. Р.

В статье анализируется семиотический аспект трансформации поэтической идеологии В. В. Маяковского от раннего периода творчества к позднему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semiotic aspect of transformation of V. V. Majakovskiy"s poetic ideology from the early period of creative work to the late is analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Поэтическая идеология В.В. Маяковского первых послеоктябрьских лет: от футуризма к соцреализму»

Ю. Р. Попонова

ПОЭТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ В. В. МАЯКОВСКОГО ПЕРВЫХ ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИХ ЛЕТ: ОТ ФУТУРИЗМА К СОЦРЕАЛИЗМУ

Работа представлена кафедрой русской литературы XX века Саратовского государственного

университета имени Н. Г. Чернышевского. Научный руководитель - кандидат филологических наук, доцент Т. И. Дронова

В статье анализируется семиотический аспект трансформации поэтической идеологии В. В. Маяковского от раннего периода творчества к позднему.

Semiotic aspect of transformation of V. V. Majakovskiy's poetic ideology from the early period of creative work to the late is analyzed in the article.

Поэтическая идеология предполагает выработку и защиту таких убеждений и ценностей, необходимость которых возрастает в периоды духовного кризиса переломных эпох. Такие убеждения и ценности способствуют осмыслению меняющейся действительности и создают возможность для осуществления осознанного действия в новых исторических и культурных условиях. Поэтическая идеология своей целью видит гармонизацию действительности через создание системы ценностей, определяющей границы нормы и сферу антинормы в ситуации обесценивания изжившей себя старой системы ценностей. Ощущение переломного момента эпохи, преображающего действительность, и осознание необходимости поэтического соучастия в процессе обновления мира особенно остро дали о себе знать в революционный 1917 год. В достижении цели гармонизации действительности через создание системы ценностей, способной дать новые ориентиры в меняющемся мире, поэтическая идеология вступает в поэзии В. В. Маяковского в отношения взаимовлияния с поэтической системой ценностей. Поэтическая идеология, будучи волевым усилием по организации мира, организует его согласно ценностным ориентирам, сложившимся в поэтической системе ценностей. К исходу 1910-х гг. В. В. Маяковским была создана поэтическая идеология, основной ценностной категорией которой было «я» поэта.

Осмысление В. В. Маяковским мира с точки зрения созданных его поэтической идеологией раннего творчества ценностных категорий стало проблематичным к исходу 1910-х гг. в связи со все усиливающимся разладом между поэтической идеологией и поэтической системой ценностей. Поэтическая идеология с ее стремлением к созданию целостной картины мира не сумела преодолеть такой принцип формирования поэтической аксиологии, который с семиотической точки зрения основан на десеми-отизации1 действительности. Поэтическая аксиология раннего творчества поэта отражала мир в его децентрализации относительно исторически сложившихся ценностей. «"Долой вашу любовь", "долой ваше искусство", "долой ваш строй", "долой вашу религию" - четыре крика четырех частей»2 стали принципом построения поэтической системы ценностей. Разрушение лирическим «я» поэта ценностной картины мира прежней культуры становится разрушением знаков предшествующих культур, созданием знаков разрушения знаков3. Де-семиотизация в семиотической системе футуризма сопровождалась отказом от пони -мания бинарной природы языкового зна-ка. Смыслу сообщалось свойство вещи, материализовалась семантика языкового знака, уравнивалась идеологическая среда с эмпирической4, т. е. вещи переставали быть частью единой в своем понимании действи-

6 9

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

тельности. Отказ от знаковости поэтического слова вел к принципиальной раздробленности мира в поэтической аксиологии поэта. Таким образом, поэтическая идеология, создавая жестко структурированную ценностную картину мира, вступала в противоречие со структурным принципом поэтической аксиологии раннего творчества поэта. Жесткая ценностная структура поэтической идеологии в семиотической системе футуризма стала причиной нежизнеспособности поэтической идеологии раннего творчества поэта.

Разрешение конфликта поэтической идеологии и поэтической системы ценностей, вызванного все увеличивавшейся негибкостью поэтической идеологии, виделось В. В. Маяковским в переосмыслении способа взаимодействия поэтических систем. В первые послеоктябрьские годы в творчестве поэта возобладала тенденция к максимальному совпадению ценностных структур поэтической идеологии и поэтической аксиологии. Залогом сращения систем в послеоктябрьском творчестве стало у поэта осознание того, что гармонизующее мир начало заключено в самой действительности, в отличие от раннего творчества, где источником движения к прогрессу мыслился сам поэт. Перенесение источника гармонизации действительности с «я» поэта на революционную стихию стало для В. В. Маяковского основанием для смены самого способа осмысления действительности, определило структуру новой поэтической идеологии.

Понимание революции как развития мира по пути прогресса базируется у В. В. Маяковского на марксистской теории, давшей научное обоснование необходимости социалистической революции как очередного неизбежного этапа на пути исторического развития, целью которого является коммунизм. В. В. Маяковским были восприняты идеи о заложенной в самом историческом развитии логики движения в сторону единого для всех коммунистического будущего. Вера поэта в неизбежность сло-

ма буржуазной государственной машины и в наличие в действительности воли, ведущей ее по пути технического и нравственного становления, послужила у В. Маяковского созданию в первые послеоктябрьские годы образа бунтующего мира людей и вещей. Миру становится присуща борьба революционных масс с тормозящим историческое движение прошлым. Идея самоорганизации мира пришла на смену идее о пассивном мире, нуждающемся в воздействии извне, со стороны лирического героя, как это было в творчестве поэта 1910-х гг.

Признание наличия в мире собственной воли, проступающей в последовательности исторических событий, одним из которых стала социалистическая революция, свидетельствует с семиотической точки зрения о смене типа культуры с асемантического и асинтактического на семантико-синтакти-ческий5. Для формирования взаимоотношений поэтической идеологии и поэтической аксиологии смена типа культуры означала появление возможности преодоления их разрыва. Сближение идеологической и поэтической ценностных структур основыва-ется на возможности производства и существования в новой культуре связанного суж-дения о мире. Сама единая с точки зрения наличия собственной воли действительность выступает залогом возможности формирования единой системы ценностей, жизнеспособной поэтической идеологии. Именно связанное представление о действительности стало проблематичным к исходу 1910-х гг. из-за принципиальной раздробленности мира, объединенного лишь волей лирического «я» или антиволей Повелителя Всего, извратившего одинокий голос лирического героя.

Принятие революции и выдвижение ее в центр поэтической системы ценностей, а вслед за этим и в центр идеологической системы ценностей в первые послеоктябрь -ские годы означало для В. В. Маяковского дать мотивацию таким утратившим актуальность идеологическим категориям, как «мы»-творцы нового мира, «мы»-другие,

Поэтическая идеология В. В. Маяковского первых послеоктябрьских лет..,

искусство как творение мира заново, за которыми угадываются ценности раннего футуристического этапа творчества поэта: «я»-творец нового мира, «я»-другой, «я»-носитель творящего поэтического слова. В первые послеоктябрьские годы поэтическая идеология В. В. Маяковского с точки зрения ценностной структуры остается «футуристической», т. е. стремится воспроизвести систему ценностей футуристического этапа творчества. Как и в раннем творчестве, система оценок продолжает сохранять бинарную структуру - явления действительности имеют или положительную, или отрицательную оценку.

Однако смена типа культуры, которая становится очевидной с семиотической точки зрения, становится почвой для трансформации самого способа взаимодействия поэтических идеологии и аксиологии. Центральное положение революции как собственной созидательной воли мира в поэтической и идеологической системах ценностей стало залогом возможности формирования ценностно непротиворечивой картины мира. Такая картина мира, с точки зрения семантико-синтактического типа культуры, основана на отражении внутренней воли самого исторического развития, которая проступает в революционном процессе. Результатом поисков становится «идеологизация поэзии», т. е. в первые послеоктябрьские годы поэзия, а не новая власть становится источником формирования новых социальных ценностей. Свидетельством тому являются, с одной стороны, те произведения поэта, в которых содержит-

ся мотивация первенства большевиков перед другими политическими партиями, демонстрируются достижения власти в области обороны страны, т. е. сама власть в первые годы революции нуждается в утверждении себя в качестве ценности. С другой стороны, при анализе окон РОСТА становится очевидным отсутствие организованной системы социальных и политических ценностей. Так, например, борьбе с разрухой посвящено больше окон сатиры, чем разъяснению политических взглядов большевиков, а советская власть, хотя и признается главным источником всех благих преобразований в стране, не является их единственной движущей силой. Не меньшее значение в этом направлении, с точки зрения автора окон сатиры РОСТА, обладает личная инициатива. Формирование социальных ценностей, таких как советская власть, помощь Красной Армии, мобилизация усилий масс на трудовом фронте и т. д., направлено в первые послеоктябрьские годы в творчестве В. В. Маяковского на разрешение структурных противоречий поэтической идеологии и поэтической аксиологии раннего творчества. Структурным принципом новой поэтической идеологии поэта становится ее непротиворечивые взаимоотношения с поэтической аксиологией. Революция, понятая как воля мира, солидарная с волей «мы», позволяет создать такую картину мира, где ценностным ядром становится преображающее мир поэтическое слово, которое в первые послеоктябрьские годы не отделено от воли революции, а отождествляется с ней.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Под «десемиотизацией» в работе вслед за Ю. Лотманом понимается процесс, характеризующий такую семиотическую систему, которая возникает в исторически кризисные моменты истории, когда социальные институты и общество в целом воспринимаются как синонимы угнетения. В такие моменты истории назревает необходимость отказа от знаковости реальных вещей. См.: Лотман Ю. Статьи по типологии культуры // Лотман Ю. Семиосфера. СПб., 2004.

2 Маяковский В. В. Полное собр. соч.: В 13 т. М., 1959. Т. 1. С.441. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы.

3 Лотман Ю. Указ. соч. С. 411.

4 Смирнов И. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М., 1977. С. 105.

5 Лотман Ю. Указ. соч. С. 415.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.