УДК 338
ПОЭТАПНЫЙ подход формирования
СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
В статье авторами рассматривается процесс формирования системы бюджетирования ставящий перед организациями множество вопросов и требующий изучения ряда аспектов, возникающих при построении бюджетов.
Ключевые слова: бюджетирование; операционный бюджет; финансовый бюджет; управленческий учет; программные продукты.
1А
Н.П. Братишко * Е.С. Лоховинина**
IPHASED APPROACH OF FORMATION OF BUDGETING
N.P. Bratishko E.S. Lohovinina
The author considers the formation of a budgeting system which assigns to the organizations set of issues and requiring the study of several aspects that arise when constructing budgets.
Keywords: budgeting; operating budget; financial budget; management accounting; software products.
В условиях сложившейся кризисной экономической ситуации внедрение в практику финансово-хозяйственной деятельности предприятий управленческого учета выступает дополнительным конкурентным преимуществом за счет организации более эффективной системы управления финансовыми потоками, обуславливающей финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта.
Непременным условием функционирования управленческого учета является обязательный
систематический анализ результатов принятых управленческих решений и создания базы данных, одной из которых является бюджетирование.
Построение системы бюджетирования с позиции ориентации на результат характеризуется значительным циклом оборота капитала организации, влияющих на объем финансовых потоков и предполагает большую методическую и практическую сложность внедрения системы.
Внедрение системы бюджетирования основывается на применении инструментов управления
* Братишко Наталья Петровна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансов, филиала Московского государственного университета технологий и управления в г. Мелеузе, Башкортостан. E-mail: [email protected]
** Лоховинина Елена Сергеевна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и финансов, филиала Московского государственного университета технологий и управления в г. Мелеузе, Башкортостан. E-mail: [email protected]
финансовыми потоками и позволяет учитывать рыночную конъюнктуру, отраслевую специфику, внутренний потенциал промышленного предприятия и ориентации на конечный результат.
Чтобы настоящее внутрифирменное бюджетирование вошло в управление финансами нужно найти три источника и три составные части бюджетирования, чтобы затем выстроить программу его внедрения в практику управления.
Сегодня в России отсутствует четкая взаимосвязь бюджетирования как управленческой технологии (от методического обеспечения до системы
Назначение бюджетирования на предприятии основывается на:
- планировании и принятии управленческих решений;
- оценки всех аспектов финансовой состоятельности организации;
- укреплении финансовой дисциплины и подчинении интересов отдельных структурных подразделений интересам организации в целом и собственникам ее капитала.
При этом в каждой организации может быть свое назначение бюджетирования в зависимости,
организационно-распорядительной документации) и программного обеспечения по автоматизации финансового планирования. Большинство консалтинговых разработок и компьютерных программ существуют сами по себе, что значительно осложняет постановку внутрифирменного бюджетирования и финансового планирования в российских компаниях. Это вызвано отсутствием единой концептуальной основы, а проще говоря, понимания того, что такое бюджетирование, для чего оно нужно. На рисунке 1 представлен план действий по постановке бюджетирования.
как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Прежде всего, бюджеты разрабатываются с целью прогнозирования финансовых результатов, установления целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности, лимитов наиболее важных (критических) расходов, обоснования финансовой состоятельности бизнесов, которыми занимается данная компания, или реализуемых ею инвестиционных проектов.
Для промышленных предприятий выделены следующие бизнес- процессы: планирование (че-
Формулирование целей и задач бюджетирования как управленческой технологии в соответствии со спецификой би знеса компании
Принципы бюджетирования в компании
Изучение методологии бюджетирования
Анализ финансовой структуры
Определение видов бюджетов
Определение бюджетных форматов
Утверждение бюджетного регламента
Распределение функций в аппарате управления
Составление графика документооборота
Автоматизация бюджетирования
Рис. 1 - План действий по постановке бюджетирования
рез систему бюджетов); учет фактических данных в бюджетах; планфактный анализ; принятие решений на основе данных анализа (рис.2).
Информация, содержащаяся в бюджете, дает возможность провести сравнительный анализ финансовой эффективности работы различных структурных подразделений, определить наиболее предпочтительные для дальнейшего развития сферы хозяйственной деятельности.
Бюджеты призваны обеспечивать постоянный контроль за финансовым состоянием организации, снабжать ее руководителей всей необходимой информацией, позволяющей судить о правильности решений, принимаемых руководителями структурных единиц, разрабатывать мероприятия по оперативной и стратегической корректировке их деятельности
Рис. 2 - Процесс бюджетирования организации
Одной из главных функций бюджетирования является прогнозирование (финансового состояния, ресурсов, доходов и затрат). Именно этим бюджетирование и ценно для принятия управленческих решений.
Для принятия решений нужна система координат, нужен прогноз, по которому можно оценить все возможные проблемы или вероятные трудности и выработать систему мер для их исправления. Система бюджетов позволяет заблаговременно оценивать последствия текущего положения дел на предприятии.
Таким образом, бюджетирование позволяет заранее оценивать финансовую состоятельность
отдельных видов бизнеса и продуктов, обеспечивая финансовую устойчивость организации. Бюджетирование помогает установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности или эффективности по отдельным видам товаров и услуг, видам бизнеса и структурным подразделениям. Превышение установленных лимитов может рассматриваться руководством предприятия как актуальный вопрос развития конкретного участка деятельности, требующий определения пути его решения.
Бюджеты разрабатываются как в целом для организации (сводный бюджет), так и для ее структурных подразделений или отдельных функций
деятельности (частные бюджеты). Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы для организации в целом. В результате его составления создаются: план прибылей и убытков, прогноз денежных пото-
ков, прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).
Построение системы бюджетирования, а также разработка операционного и финансового бюджета представлена на рисунке 3.
Финансовый Смета капи- Бюджет денеж- Бюджетный
бюджет тальных затрат [ ных средств бухгалтерский баланс
Рис.З - Система составления операционного и финансового бюджета
Операционный бюджет предприятия является одной из частей его главного бюджета. В операционном бюджете деятельность предприятия планируется посредством специальных технико-экономических показателей, характеризующих стадии производственной и хозяйственной деятельности. Конечная цель операционного бюджета - бюджетный отчет о прибылях и убытках, который строится на основе бюджета продаж, сметы производственной себестоимости, сметы коммерческих расходов и сметы общехозяйственных расходов.
Разработка операционного бюджета начинается с составления бюджета продаж или программы сбыта продукции. Для ее подготовки используются различные экспертные оценки предполагаемого спроса на продукцию, подготовленные отделом маркетинга и статистические прогнозы исходя из спроса за предыдущие периоды.
Важной составной частью главного (сводного) бюджета организации является финансовый бюджет (план). В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. Его основной целью является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направлений их использования. С помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию о таких показателях, как: объем продаж и общая прибыль, себестоимость продаж, процентное отношение доходов и рас-
ходов, общий объем инвестиций, использование собственных и заемных средств, срок окупаемости вложений и др.
В состав финансового бюджета входят бюджеты инвестиций и денежных средств, а также прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).
В бюджете инвестиций (капитальных затрат) определяются источники инвестиционных ресурсов и направления предполагаемых капитальных вложений. Бюджет денежных средств (прогноз денежных потоков) представляет собой план поступления денежных средств и (платежей на будущий период). С его помощью прогнозируются конечные остатки на счетах денежных средств, необходимых для составления прогнозного бухгалтерского баланса, а также выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их недостатка.
Последним шагом в процессе подготовки главного (сводного) бюджета является разработка прогнозного бухгалтерского баланса (отчета о финансовом положении). Составление подробного сводного бюджета является серьезной опорой для собственников организации в обеспечении контроля за эффективностью использования инвестированных в нее средств. Сводный бюджет также важен и для непосредственных руководителей организации. Он позволяет четко определить цели и задачи, стоящие перед ними, на планируемый пе-
риод и контролировать ход выполнения производственной программы, процесс формирования доходов и расходов, состояние расчетов и платежей.
Составленный бюджет должен проходить согласование со всеми службами организации, участвующим в его формировании, после чего он представляется на рассмотрение руководству организации. После одобрения руководством организации бюджет становится действующим. Меняющиеся данные, параметры или цели не ведут к изменению бюджета. Сведения об отклонениях, полученные в результате сравнения плановых и фактических показателей, учитываются на будущее к началу срока действия следующего бюджета. На основании утвержденного руководством организации бюджета строятся ежемесячные планы доходов и расходов, которые обязательны для исполнения всеми службами. Через эти планы осуществляется управление затратами в организации и обеспечивается достижение необходимого уровня экономических показателей. Эффективность и обоснованность принятых бюджетов выявляется тогда, когда сопоставляются плановые показатели с фактическими.
Сфера применения бюджетирования опирается на множество объектов предприятия в целом, отдельные структурные подразделения (бюджет отдела, цеха, участка и т. д.), программу работ или функции управления (бюджет коммерческих расходов, бюджет продаж и т.п.).
Завершающим этапом процесса постановки бюджетирования является внедрение программного продукта, который бы позволил не только составить бюджеты, но и провести анализ эффективности, а также рассмотреть альтернативные варианты бюджетов для выбора наиболее предпочтительного в данной компании.
Прежде чем выбрать какую-либо программу, необходимо разобраться с организацией внутрифирменного финансового планирования, т.е. проработать бюджетирование как управленческую технологию.
Требования к компьютерным программам по бюджетированию:
- адаптация к специфике организации, возможность перестраиваться со временем и со сменой целей и стратегий;
- адаптация к финансовой структуре компании, а также к возможным ее изменениям;
- подвижность регламентов, позволяющая осуществлять скользящее бюджетирование (непрерывную корректировку бюджетов);
- удобство интерфейса;
- возможность составления основных и наиболее важных операционных бюджетов и при необходимости возможность расширять набор операционных бюджетов;
- предоставление консультативной помощи в постановке внутрифирменного бюджетирования.
Существенную помощь в подготовке и использовании могут оказать соответствующие пакеты прикладных программ (ППП). Программные средства, предназначенные для автоматизации оценки, подготовки технико-экономических обоснований (ТЭО) и разработки бюджетов, инвестиционных проектов, представлены на отечественном рынке следующими продуктами:
1) программы, предполагающие составление бюджетов по международным стандартам без серьезной их адаптации к российским условиям (COMFAR (Computer Model for Feasibility Analysis and Reporting; разработка международной организации ЮНИДО при ООН), «Project Expert», «Альт Инвест» («Альт»), «Инвестор» («ИНЭК»));
2) различные версии бухгалтерских программ, которые позволяют организовать автоматизацию бюджетирования на базе форм установленной бухгалтерской отчетности («1C. Предприятие», «Галактика»);
3) программное обеспечение, выполненное на основе компьютерных баз данных («Оракл», «Ак-сапта», «Инталев» и др.) и позволяющее моделировать процессы бюджетирования в соответствии с пожеланиями клиента и его представлениями об управленческом учете.
Пакет COMFAR базируется на требованиях международной организации ЮРГИДО по подготовке технико-экономических обоснований инвестиционных проектов в промышленности. Несмотря на существование русифицированной версии пакета, его применение связано с рядом сложностей, вызванных необходимостью стыковки международных стандартов с национальным законодательством и налоговым кодексом.
Отечественные программы также основываются на общепринятых в мире методиках инвестиционного анализа, они позволяют также
учитывать и российскую специфику (отличия си-стемыучета и налогообложения, законодательство, инфляцию и т. п.).
К наиболее популярным отечественным разработкам в этой области следует отнести продукты семейства Project Expert и «Альт-Инвест». Они схожи по функциям, но значительно различаются по конструктивным решениям. Пакет Project Expert является автономным, закрытым приложением, функционирующим в среде Windows. С его помощью можно осуществлять анализ, подготовку бюджетов и мониторинг инвестиционных проектов. Продукт выпускается в нескольких
Литература
модификациях: облегченной, профессиональ-
ной (Professional) и «холдинг» (Holding), различающихся по функциональным возможностям и стоимости.
Таким образом, поэтапный подход к формированию системы бюджетирования на предприятии позволит обеспечить оперативный сбор и обработку информации, поможет оптимизировать финансовые потоки, определить кризисные периоды в деятельности предприятия, а также необходимость внешнего финансирования, узкие места в управлении, и ускорит составление бюджетов в целом.
1. Попова Л.В. Процесс бюджетирования и планирования затрат на производство продукции молочной промышленности // Управленческий учет. — 2009. - № 11.
2. Адамов Н.А., Адамов Г.А. Бюджетное планирование в организации // Аудиторские ведомости. — 2008.-№ 2.-С. 67-76.
3. Какую программу выбрать для автоматизации бюджетирования. Независимый тест-драйв // Финансовый директор. - 2009. - № 5. - С. 72-79.