Научная статья на тему 'Поэтапный переход к корректировке псевдорыночной модели экономики России'

Поэтапный переход к корректировке псевдорыночной модели экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / экономика / прогноз / реформирование / национальные цели / развитие
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поэтапный переход к корректировке псевдорыночной модели экономики России»

Комков Н.И.

д.э.н., профессор, зав. лабораторией ИНП РАН

ПОЭТАПНЫЙ ПЕРЕХОД К КОРРЕКТИРОВКЕ ПСЕВДОРЫНОЧНОЙ МОДЕЛИ

ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Ключевые слова: модель, экономика, прогноз, реформирование, национальные цели, развитие.

Стремительный, скачкообразный переход от модели «развитого социализма» к модели открытой рыночной экономики, формируемой на демократических принципах вызывал как в начале 90-х годов, так и спустя более чем 20 лет неоднозначные суждения, споры и разногласия в оценках правильности сделанного страной выбора. Масштабы обсуждения и острота противоречивых оценок неоднократно изменялись на протяжении всего пройденного периода построения рыночной экономики в России. Протестные выступления в 1993 году (завершившиеся расстрелом Белого дома), в 2010-х годах в Москве, Санкт-Петербурге и в других крупных городах РФ не повлияли ни на выбор политического устройства страны, ни на радикальные изменения принятой квазирыночной модели экономики.

Добровольный уход Ельцина Б.Н. с поста Президента РФ и выбор в качестве Президента Путина В.В. не привел ни к кардинальным изменениям в политическом курсе, ни в экономической модели РФ. Их сохранению во многом способствовала благоприятная для формирующейся рыночной экономики в России конъюнктура на мировых сырьевых рынках, где увеличился и вплоть до 2008 года устойчиво рос спрос на углеводороды, металлы, древесину. Спрос на природные ресурсы сопровождался ростом мировых цен. Этот период известный российский экономист Лившиц В.Н. назвал «тучным периодом» [1], когда многие противоречия и недостатки были не заметны на общем благополучном фоне роста экономики с темпом около 7% ВВП в год.

Сложившаяся в России неолиберальная модель экономики оказалась крайне неустойчивой к кризисным явлениям в мировой экономике, сформировавшимся в 2008 году после крушения банковской системы в США. Из крупных стран наиболее пострадала от кризиса 2008 года именно Россия - в 2009 году ВВП РФ сократился почти на 8%, внешняя торговля снизилась на 40%, объем инвестиций уменьшился почти на 20%, сократились золотовалютные резервы, выросла безработица и др.

В этот период отчетливо проявились недостатки неолиберальной модели экономики, основы которой были заложены ранее и нашли свое отражение в Конституции России, законодательной базе, в составе сформировавшихся институтов, обслуживающих экономические и социальные процессы, а также в механизмах управления и регулирования экономики (рис. 1). Поэтому переход к другой модели экономики и даже ее корректировка сопряжены со значительными трудностями и масштабными реформами.

Конституция России

Неадекватное

отражение национальных целей развития

Финансовая зависимость от мировых валют

Налоги, стимулирующие экспорт ресурсов

Отсутствие на федеральном уровне эффективных институтов развития

Экономически необоснованные проекты, инфляция, несогласованность прогнозов, стратегий, программ и проектов

Рисунок 1 33

Необходимо отметить, что переход к социалистической модели экономики в 1917 году, а также выбор прямо противоположной модели - капиталистической в 1991 году были основаны на политических предпочтениях без учета национальных интересов, сложностей и потерь, возникающих при смене модели. Также важно, что выбранные модели экономики в России принципиально мало изменялись в процессе их последующего функционирования. На рис. 2 представлена динамика развития отдельных стран, имеющих смешанную (государственную и рыночную) экономику [2]. Важно отметить, что в 1998 году Россия была ближе других стран к «стандартам капиталистической экономики», измеряемой по трем основным показателям, но выгоды от этой близости Россия не получила. Более того, Китай в том же году более осторожно, чем РФ расставался с особенностями социалистической модели, постепенно увеличивая к 2010 году долю частной собственности, открывая свои рынки и наращивая децентрализацию управления экономикой с учетом собственных национальных интересов.

Шкала переходных экономик

СССР Китай

0 (1991) (1997)

Китай

(2010)

Япония США РОССИЯ

(1995) (1995) (2010)

РОССИЯ

(1998) 1

Открытость рынков

П

Р

о

Д в и н

У т ы й

к а п и т а л и з м

Рисунок 2

Полностью восстановиться после кризиса 2008 года экономика России не смогла, а резкое снижение цен на углеводороды и последовавшие в 2014 году санкции со стороны США, стран ЕС и Японии способствовали не только снижению темпов ВВП, но и их переходу в область отрицательных значений. Текущее состояние экономики РФ, причины сформировавшихся недостатков и возможные меры их устранения приведены в табл. 1. Перечисленные меры носят достаточно радикальный характер, а возможность их последовательного введения подробно рассмотрена далее и представлена в табл. 1.

Таблица 1

Состояние развития экономики РФ

Недостатки социально-экономического развития Причины формирования недостатков Меры по устранению недостатков

Ухудшение большинства социально-экономических показателей (падение ВВП 2-4%, снижение уровня доходов -10%, 30%, рост безработицы на 10-15% Низкие темпы роста ВВП, падение мировых цен на нефть. Санкции США и стран ЕС, экспортно-сырьевая модель экономики. Изменение механизма управления экономикой и реальный переход к инновационной модернизации

Чрезмерная налоговая нагрузка; НДС стимулирует ресурсодобычу Низкая ВДС перерабатывающих и обрабатывающих отраслей; системная поддержка экспорта ресурсов Налоговое стимулирование перерабатывающих и обрабатывающих отраслей

Высокие тарифы на газ, электроэнергию и транспортные перевозки, ЖКХ Неэффективное антимонопольное регулирование и управление компаниями, ошибки реформирования РАО ЕЭС, РЖД Изменение руководства антимонопольных структур и законодательства в этой сфере

Недостаток денежной массы в экономике России Ориентация при финансовом регулировании в основном на сдерживание инфляции; ограничение роста ВДС экспортом сырья Сена руководства финансовыми службами на федеральном уровне и изменение законодательства (ЦБ и др.)

Неконтролируемый экспорт финансов в оффшоры Неблагоприятная бизнес-среда, неэффективный контроль утечки капиталов Сочетание усиления контроля за финансовыми потоками и прозрачностью финансовых схем

Анализ опыта развития экономик промышленных стран, избравших смешанную экономику, свидетельствует о регулярной настройке экономик в этих странах на свои национальные интересы. При этом учитывается опыт в такой настройке экономик другими странами, но успешные страны учитывают прежде всего свои национальные интересы. К числу перспективных национальных целей РФ могут быть отнесены следующие:

- Стабильно высокая доля затрат на науку (2,0-2,5% ВВП), затраты компаний 40-70% в затратах на науку.

- Прогрессивная шкала налогообложения доходов.

- Высокая социальная составляющая в затратах бизнеса.

- Гармоничное развитие всех секторов полного технологического цикла: «добыча - переработка - обработка -конечное потребление».

- Доступное для большинства населения высшее образование.

- Доступное медицинское обслуживание.

- Достаточный для обеспечения независимости страны и возможности отражения внешних угроз национальным интересам оборонный потенциал.

- Межконфессиональная гармония.

- Контролируемое населением качество управления экономикой, регионами, муниципалитетами и государственными компаниями.

- Высокая доля интенсивных факторов в росте ВВП - 60-80%.

- Независимость судебных и правоохранительных органов от субъективных оценок властных структур и бизнеса.

- Гармонизация централизации управления с местным самоуправлением.

Порядок настройки модели национальной экономики РФ представлен на рис. 3. Этот порядок был положен в основу дорожной карты перехода от сложившейся ресурсно-экспортной модели развития (табл. 2). При реформировании модели экономики РФ дорожная карта предполагает три этапа, а главным условием такого реформирования является поиск ответа на первоочередной вопрос - «как» приближаться к целям национального социально-экономического развития. При этом важно сформировать перечень мер, принимаемых по каждому направлению развития. Такой перечень мер следует определять на основе сценариев развития, предполагающих построение взаимосвязанной совокупности мер, ориентированных на социально-экономическое развитие. Формирование таких сценариев следует проводить с учетом перспектив технологической модернизации экономики России, в настоящее время значительно уступающей в этом отношении мировому уровню [4].

Порядок настройки модели национальной экономики РФ

Рисунок 3

Технологическое развитие мировых экономик во многом определялось предпочтениями в пространстве основных видов ресурсов: энергия + материалы + труд. Постоянно наращиваемые экономикой объемы энергоресурсов создавали предпосылки для мирового промышленного развития на основе создания машин, оборудования, разнообразных материалов, зданий и сооружений. Достигнутые масштабы промышленного производства и высокие темпы его обновления привели к дефициту энергоресурсов и мировому энергетическому кризису в начале 70-х годов прошлого века, острота которого усиливалась политическими решениями и установками со стороны отдельных стран. Эти события повлияли на разработку и создание энергосберегающих технологий и дальнейший рост масштабов промышленного производства.

Отработка технологий до уровня простых операций повлияла на перемещение многих промышленных производств из развитых в развивающиеся страны, обладавшие дешевыми людскими ресурсами. Ускоренное развитие промышленными странами прежде всего информационных технологий, используемых для управления крупномасштабными системами и комплексами систем привело к созданию современных средств связи и росту сферы услуг. Такое развитие технологий и рост сферы услуг повлияли на решение ряда промышленных стран на обратное возвращение многих промышленных производств из развивающихся стран в развитые.

Таблица 2

Дорожная карта перехода от ресурсно-экспортной к профессией ой моде л и

развития

Harpa вления совершенствования основных компонент мед ели Принимаемые меры Примаки эффективности принимаемых мер По следую щее р аз вигие механизмов

1) Повыиеше качества упр<жя& ш зкеншжец компаниями и уроекташ Раздельное проектирование гжханшмев управления и их исполнение Введени е огв етств енн о сги за неэффективн ое управление Согласовзше ьехэнимов управлзшя на в еж уровнях

2) Длжнш(йшв:тщ>}ше) деньги Снижение ставок в КБ до 5% Создание сети инвестиционных банксв Доступные долгосрочные инвестиции

3) Приаршшшш гроети с зарсн гщро&ттш uoí атетш Освобождение от налогов на 5 лет Страхсвание прожгев Стимулирование добросовестного исполнитзтя

4) УопсйчУЁШ (под держивазмш зэсудсрсжом) спрос ж ин нсесциснкую уродущхю Регулирование тамженных тгрифев Субсидирование потребления огечественнсй иннсвационнсй проекции Усгойчивьй и регулярно пощершваемзш спрос

5) Участие кажаяийе заказан: ифшансироеанш шневащй Компании частично финансируют пр оекгы Компзши полностью финансируют пр оекгы Коспфациснньй механизм финансирована проектов

6) Создание баазлржтчей среда дня бизнеса Пересмотр закснсрательсгва Снижение уровня налогев и уровня коррупции Выходна стандарты бл агоприятной среды

7) Кстрашругмсе ебщважм угрсЕлт шра=Ё шиш Прозрачность и отчетность за реферьы Регулярное обсуждаше и сценка итогов развития Предложения обще ива по новымрефоршм

8) Ажжиз и оцша коюурзн mocnocoáiocmu технояозЛ: Создание методик и введениепрактики оценки Обязательные оценки ксн ент осп особно сги Оценка динашки конкурентосп особности

9) Гсрлстчноеразт.пш оснс&тхоеторое экснсмки "Увеличение масштабов перерабатывающих ограслш Росгшсштабсв обрабатьвающих отраслей Рост шештабов конечной продукции

1этап 2 этап Зэтап

Однако, простое копирование ранее перемещенных промышленных производств в поисках дешевой рабочей силы в развивающиеся оказалось неэффективным без масштабной автоматизации выполнения большинства операций, управляемых работами, компьютерами и микропроцессорами. Следовательно, экономия энергии сначала привела к экономии материалов, а затем и к экономии живого труда. Сейчас наступает период технологического развития, когда одновременно должна производиться как экономия энергии, так и материалов, и труда, а также становится определяющим снижение воздействия промышленного производства и среды обитания человека на окружающую среду. Усиливается контроль и усложняется мониторинг воздействия деятельности человека на окружающую среду во всех критических точках: в Арктике и Антарктиде, мировых океанах, горных массивах и ледниках и др.

Уровень технологического развития добывающего сектора РФ уступает мировому, но его значительные масштабы несколько нивелируют такое состояние, когда компании РФ, уступая в эффективности и качестве управления (производительность труда, уровень потерь и др.) превосходят многие зарубежные компании в объемах добычи и поставки на рынки.

Уровень технологического потенциала сектора перерабатывающих отраслей РФ также значительно уступает мировому. Достигнутая в России глубина извлечения светлых компонент составляет 70% на лучших НПЗ, а в США и странах ЕС эта величина достигает 95%. В современной нефте- и газохимии количество технологических пределов составляет 6-7 , а в РФ на большинстве перерабатывающих производств в РФ это число не превышает 3-4.

Экологически опасными и экономически расточительными являются огромные объемы промышленных отходов, накопленных угольной электроэнергетикой и многочисленными горнорудными предприятиями. Эти запасы, хранящиеся в отвалах, занимающих огромные площади, по своим объемам достигают 30 млрд. т. В промышленно развитых странах (США, страны ЕС) оперативно перерабатывается до 90% всех отходов. В России созданы отечественные эффективные технологии переработки промышленных отходов, но их масштабное применение сдерживается из-за нехватки инвестиционных средств и административных барьеров.

Обладание РФ огромными запасами природных ресурсов не привело к мировому технологическому лидерству в этом секторе экономики. Более того, Россия значительно уступает мировым лидерам (США и Норвегия) в эффективности полезного извлечения углеводородов, так в РФ коэффициент извлечения нефти (КИН) составляет в послед-

ние го, ископа 1:8, а е

неэфф( ри ОА'

ГО ООЪ'

ность ] стью.

ственн матсм; ные и» вития, ного С(

нию сс намечг

ных как

[М в эте-все-еш-шо-

;об-

1МИ,

зан-раз-:рт-

;че-гия.

Порядок действий по формированию сценариев, мер и оценок их близости

национальным целям

Рисунок 4

Формирование сценариев развития, состава предлагаемых мер и оценка близости основаны на экспертных оценках. При формировании состава экспертов используются известные правила [4, 5, 6], которыми определяется количество экспертов по каждому направлению (2-3 человека) и устанавливаются требования к квалификации экспертов.

Перед началом проведения экспертного опроса, который целесообразно проводить ежегодно, уточняется состав основных направлений (компонент) социально-экономического развития страны. К их числу на начальном этапе могут быть отнесены следующие:

- Финансовый сектор;

- Промышленный сектор - добыча;

- Промышленный сектор - переработка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Промышленный сектор - обработка;

- Жилищно-бытовой сектор,

- Социальный сектор;

- Инновационный сектор;

- Судебно-правовая система;

- Правоохранительные органы;

- Оборонный потенциал.

Для формирования сценариев социально-экономического развития могут использоваться различные подходы [5, 6], а наиболее предпочтительным является системный сценарный подход, методические основы которого изложены в работах [7]. Каждый сценарий должен завершаться перечнем мер, реализуемых в этом сценарии. Для оценки влияния этих мер ан приближение может использоваться порядковая шкала, позволяющая на качественном уровне устанавливать соответствие степени близости в диапазоне от [ -5, ..., о, ..., +5], а признаки этих оценок представлены в табл. 3.

Таблица 3

№№ п/п Качественный признак влияния Количественная оценка

1. Очень сильно отрицательно - 5

2. Сильно отрицательно - 4

3. Отрицательно - 3

4. Почти отрицательно - 2

5. Слабо отрицательно - 1

6. Нейтрально 0

7. Слабо положительно 1

8. Почти положительно 2

9. Положительно 3

10 Сильно положительно 4

11. Очень сильно положительно 5

Область отрицательных значений [-5, -1] соответствует уменьшению степени приближения к обозначенной национальной цели, а область положительных значений [5, 1] предлагает увеличение степени приближения к цели.

Для совокупности перечисленных в сценарии мер эксперты формируют оценки соответствия, на основе кото-

11Ат11 11^41 НАгз|| т т т

рых составляются матрицы , , для каждого периода 1 = 1-3 года, 2 = 4-6 лет, 3 = 7-

10 лет.

Каждая матрица образуется на основе пересечения вектора строк N отражающих направления развития и век-

л» А = N х М

тора столбцов, соответствующих целям национального развития М, следовательно

Оценки экспертов, проверяемые на согласованность с использованием коэффициента конкордации Кендалла

[5], а среднее арифметическое согласованных оценок экспертов для каждого элемента матрицы используются в каче-

Т уТ, ^ т т,

стве исходной оценки, т.е. а^ е А : ^ ^ — а' , где индекс 8 - соответствует оценке Б-м экспертом элемента

¿=1

у, = I

т 1

а„ с

матрицы ч , й - число экспертов.

Для каждой ]-й цели находятся оценки степени близости:

ач , ]=1,2,...,ш

1= 1

Между исходными и найденными оценками находится величина приближения к ]-й цели:

А т'= Ут 1 - ¥т° Ат21 = Ут22 - ¥т° Ат= ¥т' - ¥т° . .„ ' ' ' , ' ' ' , ' ' ' , J=1,2,...,ш

Далее анализируются последовательности

Ат' Ат 1 Ат , ¿>2 ' ■■ ' пт

Ат2 АГ2 Ат2

, ¿>2 '■■ ' т

Ат3 Ат3 Ат3

¿1 1 , ¿12 ' ■ ■ ' т ( 1 )

Если все элементы (1) положительны, то предложенный сценарий, рассматриваемый с учетом влияния на достижение национальных целей, признается позитивным сценарием. Наличие отрицательных элементов является основанием для пересмотра рассмотренного сценария и перехода к поиску нового.

Анализ использования предлагаемого механизма реформирования модели экономики учитывал три возможных сценария: мягкий, жесткий и радикальный (табл. 4). Их формирование основано на использовании возможной степени радикальности реформирования, в которой предполагается смена кадров, изменение функций и механизмов, введение новых институтов и упразднение существующих, корректировку законов и изменение конституции. Такие изменения в той или иной степени могут коснуться содержания основных компонент экономической модели (табл.4). В данном примере рассмотрены три сценария, а количественные (порядковые) оценки на основе экспертных оценок сотрудников ИНП РАН представлены только для двух сценариев - мягкого и жесткого.

Для получения оценок влияния радикального сценария на цели национального развития необходимо учесть опыт реализации нерадикальных сценариев - мягкого и жесткого.

Таблица 4

№№ п/п Степень радикальности реформирования Смена кадров (СК) Функции и механизмы (ФиМ) Институты (И) Законы (З) Конституция

Компоненты модели экономики

1 Финансы СК ФиМ, И ЗЗ

2 Управление СК ФиМ, И, З З

3 Налоги СК, ФиМ З

4 Промышленность СК ФиМ З

5 Сельское хозяйство СК ФиМ З

6 Инновации СК СК ФиМ З

7 Оборона СК, ФиМ З

8 Образование СК СК ФиМ З

9 Медицина СК СК, ФиМ З

10 Пенсии СК, ФиМ З

11 Малые предприятия СК ФиМ З

Анализ полученных оценок в соответствии с правилами, изложенными ранее показывает, что мягкий сценарий, когда изменяется только кадровый состав управленцев и руководителей, перспективен только в ближайшей перспективе, а дальнейшее его сохранение без изменения функций, механизмов институтов управления и законодательства может отрицательно повлиять на приближение к целям национального развития (табл. 5). Жесткий сценарий более радикален, но его реализация сталкивается со многими рисками как на федеральном, так и на региональном уровнях. Их снижение и преодоление требуют скоординированной работы бизнеса, экспертов и Правительства.

Таблица 5

Мягкий сценарий Жесткий сценарий Радикальный сценарий

№№ п/п Перспективные национальные цели развития

1 Затраты на науку 1 -1 -1 2 2 2

2 Прогрессивное налогообложение 2 -1 -1 2 3 2

3 Социальная ориентация 0 0 -1 1 1 1

4 Гармоничное развитие секторов экономики 0 1 0 1 2 2

5 Доступное высшее образование 0 0 0 0 1 1

6 Доступная медицина 1 0 0 0 1 1

7 Достаточный оборонный потенциал 1 1 1 2 2 2

8 Межконфессиональная гармония 0 0 0 1 1 1

9 Контролируемое качество управления 1 0 0 1 1 1

10 Модернизация и интенсивное развитие 0 1 0 2 2 2

11 Независимость судебной и правоохранительной систем 0 -1 0 0 1 1

Количественная оценка сценария 6 0 -2 12 17 16

Ожидаемые результаты выполнения выбранного для последующей реализации сценария могут рассматриваться как цели, а процесс их достижения - в виде целевого проекта. Возможные способы достижения этих целей могут соответствовать мероприятиям и отдельным работам, принятым в технологии целевого управления проектами [8]. Для оценки реализуемости сформированного целевого проекта могут использоваться традиционные параметры: время, стоимость и ожидаемый риск [9]. Их значения могут использоваться как базовые параметры при выборе окончательного варианта выбора сценария.

Заключение

- Достигнутое экономикой России состояние определяется ее ресурсной направленностью, что приводит к сильной зависимости от динамики мировых цен на ресурсы, внешних угроз и санкций.

- Переход к новой экономической стратегии, отвечающей требованиям гармоничности развития основных секторов экономики и устойчивости к внешним вызовам возможен путем реформирования основных компонент экономической модели.

- Такое реформирование предпочтительно осуществлять поэтапно путем формирования возможных сценариев, оценки, анализа и мнений экспертного сообщества.

- Предлагаемый методический подход при последующем использовании может нуждаться в улучшении с учетом более совершенных способов измерения степени близости компонент экономической модели к целям национального развития.

Список литературы

1. Лившиц В.Н., Тищенко Т.И., Фролова М.П. Оптимизация парадигмы государственного управления как крупномасштабное инвестиционное мероприятие. Управление развитием крупномасштабных систем. Материалы восьмой международной конференции. Т. 1. - М.: ИПУ РАН, 2015.

2. Годзинский А.М., Комков Н.И., Гаврилов С.Ю. Управление развитием социально-экономических систем. - М.: МГУ, 1999.

3. Комков Н.И. Селин В.С., Цукерман В.А. Инновационная экономика. Энциклопедический словарь. - М.: Макс-Пресс, 2012.

4. Методические основы и организация научно-технологического прогнозирования в развитых странах. - М.: Макс-Пресс, 2013.

5. Литвак Б.Г. Экспертная информация: методы получения и анализа. - М.: Радио и связь, 1982.

6. Комков Н.И., Бакланов А.О., Ерошкин С.Ю. Организационно-методические основы технологического прогнозирования. - М.: МГТУ «Станкин», 2008.

7. Модели и методы анализа и синтеза сценариев развития социально-экономических систем. Кн. 1-2. - М.: Наука, 2012.

8. Александров Н.И., Комков Н.И. Моделирование организации и управления решением научно-технологических проблем. - М.: Наука, 1988.

9. Комков Н.И., Луговцев К.И., Якунина Н.В. Информационная технология формирования и управления реализацией инновационных проектов // Проблемы прогнозирования. - М., 2012. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.