Научная статья на тему 'Поэтапное воспитание специалиста в образовательном процессе вуза'

Поэтапное воспитание специалиста в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьев А. А., Иоаниди А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поэтапное воспитание специалиста в образовательном процессе вуза»

ПОЭТАПНОЕ ВОСПИТАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

А.А. Воробьев, начальник курса А.А. Воробьев, ст. преподаватель А.Ф. Иоаниди, зам. начальника факультета по воспитательной работе

Омский танковый инженерный институт

Преобразование облика российской военной школы обусловлено реформированием силовых структур, принципиальным изменением основ ведения боевых действий (от крупномасштабных, фронтальных до локальных и борьбы с терроризмом), применением новых технологий совершенствования как обычного, так и стратегического вооружения, накопившимися противоречиями между научной теорией и практикой. Выполняя функцию защитника от внешнего агрессора, армия вынуждена теперь защищать Отечество от внутреннего противника - терроризма. В таких условиях основная задача Вооруженных сил - отражение агрессии и нанесение агрессору поражения - перекликается с функциями других силовых ведомств государства, такими как охрана здоровья и жизни граждан в очагах локальных конфликтов, предупреждение и пресечение преступлений (например, в части соблюдения международного права), поиск преступников.

В современном мире внешние угрозы суверенитету государства преобразуются во внутренние, где не всегда ясно, что это - собственные проблемы государства (национальный вопрос, сепаратистские движения, социальное неравноправие, противоборство политических партий и др.), с опорой на них и идет невидимое завоевание государства. В этих условиях роль защитника государства многократно возросла, и воспитание его возлагается именно на образовательные учреждения.

Система высшего образования в России основывалась на принципах: государственности - обеспечения государственного заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов; всесословности - равного доступа к получению образования, независимо от социального и имущественного положения; фундаментальности - соединения научных знаний и процесса обучения.

В настоящее время совокупной системе подготовки офицеров присущи следующие характеристики: формализация процесса обучения; постоянные, необоснованные преобразования в структуре учебного процесса; увеличение разрыва между уровнем высшего и качеством среднего образования; невостребованность научных теорий и технологий не только в процессе обучения, но и в практической деятельности войск.

В данной ситуации необходимо говорить, прежде всего, не о подготовке специалиста, а о его воспитании, выработке способности к самостоятельной деятельности, отвечающей квалификационным требованиям, предъявляемым государственным стандартом. Ведь только воспитание патриота, высоконравственной и твор-

ческой личности может обеспечить реальный успех в деле обеспечения обороноспособности государства, непримиримой борьбы с коррупцией и предательством национальных интересов страны. В этих условиях руководство по организации работы военных вузов МО России ставит задачу по формированию и развитию у курсантов (слушателей):

- государственно-патриотического сознания, верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным силам и офицерскому корпусу;

- дисциплинированности и исполнительности, чувства воинского долга, офицерской чести и достоинства;

- профессионально важных качеств, необходимых будущим офицерам и военным специалистам, навыков проведения воспитательной работы с личным составом;

- трудолюбия, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной специальностью;

- общей культуры и высоких морально-психологических качеств.

Основной формой воспитания является систематическая и целенаправленная индивидуальная работа, проводимая в течение всего периода обучения на основе изучения динамики формирования профессиональных качеств и индивидуально-личностных особенностей каждого курсанта (слушателя).

При исследовании динамики формирования профессиональных качеств возникает необходимость выделения этапов их становления. Целостность учебно-воспитательного процесса военного вуза составляет четко организованная и управляемая связь между его управленческими и структурными подразделениями (управление, кафедры, научные подразделения и подразделения обеспечения), где подразделения курсантов (слушателей) будут центром этих связей. Важное значение для кафедры имеет ее ролевое участие в учебном процессе, имеющее конкретные цели и задачи воспитания специалиста в общей структуре его подготовки. Все усилия преподавательского состава, служащих, подразделений управления и обеспечения должны быть направлены на максимальное соответствие выпускника военного вуза его “модели” (модель выпускника - идеальный образ специалиста, подготовленного вузом, соответствующего квалификационным требованиям, способного к самостоятельной деятельности).

По нашему мнению, воспитание специалиста может состоять из следующих этапов:

- предварительный - подготовка молодежи к будущей профессиональной деятельности (службе в армии и иных силовых ведомствах);

- первый - включение в профессиональную деятельность;

- второй - ориентирование в соответствии со своим предназначением;

- третий - становление специалиста.

Следует заметить, что каждый этап обозначается определенными целями и задачами, конкретными временными показателями, учебными программами. Переход от одного этапа к другому, минуя промежуточные, нарушая последовательность, невозможен. Ведь сущностью воспитания специалиста является совокупность взаимосвязанных компонентов каждого этапа, образующая единое целое - непрерывный процесс развития и формирования личности курсанта (слушателя),

готового для дальнейшей учебно-боевой деятельности, способного к самосовершенствованию профессиональных качеств в изменяющихся условиях.

Содержание воспитания специалистов имеет государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, физическое и иные направления.

Эти направления формируются как отношение в процессе обучения к своей специальности внутри системы деятельности служебных отношений и вне ее.

Различают следующие позиции, которые может занимать курсант (слушатель) в структуре процесса учения:

- пассивное восприятие - получение информации под влиянием педагогического воздействия; низкая мотивация и самостоятельность; отрыв от учебного процесса для выполнения задач служебно-боевой деятельности;

- активный самостоятельный поиск - курсант развивается под воздействием своих развивающих увлечений;

- организуемый извне, направляющийся поиск, обнаружение и использование информации (целенаправленный организованный процесс, в котором обучаемый стремится к познавательной деятельности, находясь под педагогическим воздействием).

Предварительный этап воспитания специалиста

(подготовка молодежи к будущей профессиональной деятельности)

Отбор юношей для обучения в военных вузах - процесс необычайно трудный. На фоне падения нравственности, ухудшения здоровья, роста антиармейских настроений в среде молодежи профессиональная ориентация юношей для службы практически безрезультатна. Конкурс для поступления в военные вузы - один из самых высоких, однако не улучшается качество набора будущих курсантов (слушателей). Анализ показывает, что система мероприятий по профессиональному подбору не является препятствием для лиц, использующих обучение в вузе для избежания службы в армии и получения диплома. В вузы зачисляют лиц с низкими морально-волевыми и психологическими качествами, склонных к нарушению дисциплины, что для самой системы воспитания недопустимо.

Систему довузовской подготовки, как правило, развивают сами учебные заведения с целью повышения качества соответствия абитуриента (кандидата) требованиям вуза. Здесь необходима комплексная программа, в которой, прежде всего, заинтересовано государство. Суворовские училища, возрожденные кадетские корпуса, школы, классы становятся опорой воспитания юношей, но потребности учащихся в военных институтах они не обеспечивают. Система подготовки граждан к военной службе несовершенна, она переживает сложный период: с одной стороны, существующий порядок не соответствует требованиям Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, а с другой -не завершена разработка нормативно-правовой базы реализации данного закона в части подготовки граждан к военной службе. Комплексный подход к подготовке воспитания молодежи должен превратиться в систему “се-мья-школа-вуз”. Здесь могут решаться проблемы и противоречия семьи, школы, общества на основе единого понимания процесса воспитания гражданина.

Первый этап

(включение в профессиональную деятельность)

1-2 курсы обучения, воспитание специалистов категории “начальной ступени” профессиональной деятельности (для военных вузов - “солдат-сержант”). Усилия преподавательского состава военных учебных заведений в образовательном процессе направлены на:

- духовно-нравственное воспитание, любовь к Отечеству и осознание долга по его защите;

- воспитание курсантов как граждан правового демократического государства;

- правовое воспитание, дисциплинированность обучаемых, их исполнительность;

- осознание курсантом целей, задач и возможностей своего развития как профессионала.

Главная цель - формирование устойчивого интереса к самовоспитанию, самосовершенствованию, обеспечению связи воспитания (в узком смысле) и образования.

С первых дней обучения курсант включен в учебнопознавательную деятельность, выполняет служебные и должностные обязанности, которые являются частью профессиональной подготовки. Включаясь в воспитательный процесс, обучающиеся вступают в “субъект-объект-субъектные” отношения. Воинский коллектив, являясь объектом воспитания, одновременно выступает субъектом воспитания для микрогрупп, отдельных курсантов этого коллектива, где эти отношения требуют управления.

Сложность выполнения целевых установок данного этапа составляет адаптация обучающихся, заключающаяся в резкой смене их “социального статуса”: от школьника - к курсанту, который имеет ограничение прав и свободы перемещения, строгое выполнение распорядка дня, служебную подчиненность (даже своему ровеснику), неумение распределить свое время, выполнение служебных обязанностей.

Все это обостряет психофизиологические особенности возраста: 15-17 лет (пора первой юности); 17-19 лет (поздняя юность и ранняя взрослость); 20-25 лет (возмужалость).

Адаптация к процессу обучения во многом будет зависеть от мотивации личности в выборе профессии и дальнейшей деятельности.

Второй этап

(ориентирование в соответствии со своим предназначением)

3-4 курс обучения, включение в учебную деятельность согласно своему предназначению. Воспитательное воздействие коллектива вуза направлено на получение курсантами теоретических знаний и практических навыков, умений организовать свою деятельность согласно своему предназначению.

Учебно-воспитательный процесс построен на учете не только общих закономерностей, но и на индивидуальных особенностях курсантов, развитии в них положительных способностей, интересов и склонностей. На данном этапе формируется личность как специалист и управленец, отвечающий следующим требованиям:

- способность разбираться в том деле, в котором он руководит (профессиональная компетентность);

- педагогические знания при работе с личным составом, понимание их потребностей, отношение к службе, сослуживцам и другим людям;

- умение влиять на подчиненных, пользуясь своими правами, личным обаянием, коммуникативными способностями;

- способность видеть себя со стороны глазами подчиненного;

- умение планировать деятельность.

Важная роль отводится правовому воспитанию, а именно: выработать у обучающихся внутреннюю потребность соблюдения установленных юридических правил, законности и правопорядка в настоящей и будущей деятельности.

Третий этап

(становление специалиста)

5 курс обучения и первый год служебной деятельности. Характеризуется совершенствованием полученных знаний, умений и навыков, утверждением в выбранной профессии. Специалист способен самостоятельно действовать, при этом:

- анализировать события и ситуации;

- совершенствоваться в изменяющихся условиях через формирование установки личности на поиск и организацию деятельности;

- соответствовать закономерностям системы воспитания в своей деятельности.

Молодой офицер обладает сам и управляет закономерностями системы воспитания:

- соответствие целей и задач требованиям общества, воинской службы, идеалам духовно-нравственного человека;

- соответствие воспитательных воздействий личному примеру, уровню его культурно-нравственного развития;

- соответствие средств и методов воспитания его целям и задачам;

- соответствие воспитательной деятельности индивидуальным и коллективным особенностям военнослужащих, уровню их развития;

- соответствие результатов системы воспитания поставленным целям и задачам.

Приведенные этапы воспитания обеспечивают управляемость системы подготовки курсантов, что позволяет устранить противоречия, возникающие между учебновоспитательным процессом и служебно-боевой деятельностью. Каждый этап в общей структуре воспитания выполняет свои, как промежуточные, так и конечные целевые установки и задачи, направленные на военно-профессиональную подготовку практических умений и навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. А педагогом быть обязан. - М., 1990.

2. ВолкогоновД.А. Военная этика. - М., 1979.

3. Вопросы воинского воспитания. - М.: Воениздат, 1985.

4. Высшая школа России: традиции и современность // Alma Mater. - 2002. - № 12.

5. Концепция воспитания личного состава ВС РФ. -М., 1998.

6. ЛедневВ.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М., 1991.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М., 1975.

8. Муцынов С.С. Коллектив и дисциплина. - М., 1989.

9. Общая психология: Курс лекций. - М., 1995.

10. Офицерский корпус русской армии // Российский военный сборник. - 2000. - № 17.

11. ПереваловВ.Ф. Воинский коллектив. Динамика отношений. - М., 1991.

12. Приказ МО РФ №80 от 12.03.2003 г. // Российская газета. - 2003. - 12 апр.

13. СкрыльникА.И. Нравственность и дисциплина воина. -М., 1985.

14. Федеральный закон от 31.05.1996 г. “Об обороне” // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. -№ 25. - Ст. 2750.

15. Харламов И. Ф. Педагогика. - Минск, 2002.

16. Шрамченко А.В. Вопросы психологии в управлении войсками. - М., 1973.

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ КАФЕДР, ФОРМИРУЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА У КУРСАНТОВ

Канд. пед. наук В.Г. Лупырь,

начальник кафедры, О.О. Осипов, преподаватель

Омская академия МВД России

Подготовка молодого человека к высококвалифицированному современному труду определяется не только общими социальными задачами профессиональной подготовки, но и требованиями самой специальности, базовой для высшего учебного заведения. В исследованиях ведущих специалистов МВД России (Ю.Ф. Подлип-няка, 1985; В.В. Яншина, 1991; В.Г. Колюхова, 1995; В.А. Шлыкова, 1995; А.И. Щипина, 1999) убедительно показано, что вся система профессионально-прикладной подготовки в образовательных учреждениях МВД России должна строиться на строго научной основе, с учетом специфики будущей профессиональной деятельности сотрудников.

В связи с этим в теории и практике профессиональной подготовки курсантов назрела объективная потребность в разрешении вопросов, касающихся как организации построения, так и разработки качественно новой методики формирования знаний, умений и навыков за счет междисциплинарных связей с кафедрами, формирующими профессионально важные качества.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел относится к разряду наиболее сложных: изучение оперативной обстановки, разработка плана специальных мероприятий, участие в операциях по задержанию вооруженного преступника, работа с представителями общественности - во всем этом проявляются различные стороны профессиональной подготовленности человека. В последовательном развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характера, быстрота мышления, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, мобилизация волевых и физических качеств, большое значение имеют комплексные практические занятия и рекомендации психологической науки (А.В. Барабанщиков, Н.Ф. Феденко, 1981; А.В. Радионов, 1983; С.В. Непомнящий, 1989; И. Д. Ма-риновская, 1997; и др.).

Говоря о комплексном формировании профессиональных качеств курсантов, можно определить круг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.