Научная статья на тему 'Поэма "Анна Снегина" С. А. Есенина в культурном сознании современников поэта'

Поэма "Анна Снегина" С. А. Есенина в культурном сознании современников поэта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1569
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.А. ЕСЕНИН / ПОЭМА "АННА СНЕГИНА" / ПОЭТИЗАЦИЯ СОВЕТСКОЙ РОССИИ / ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ / S.A. YESENIN / POEM "ANNA SNEGINA" / POETIZATION OF SOVIET RUSSIA / IDEOLOGIZATION OF LITERARY CRITICISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бубнов С. А., Беднарская Л. Д.

В статье исследован литературно-критический материал 1924-1925 годов, касающийся восприятия поэмы «Анна Снегина» С.А. Есенина современниками поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POEM "ANNA SNEGINA" S.A. ESENIN IN THE CULTURAL CONSCIOUSNESS OF THE POET'S CONTEMPORARIES

The article investigates the literary-critical material of1924-1925, concerning the perception of the poem «Anna Snegina» S.A. Yesenin by the poet’s contemporaries.

Текст научной работы на тему «Поэма "Анна Снегина" С. А. Есенина в культурном сознании современников поэта»

10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - PHILOLOGICAL SCIENCES

УДК 821 БУБНОВ С.А.

кандидат филологических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: [email protected] БЕДНАРСКАЯ Л. Д.

доктор филологических наук, профессор, кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Е-mail: [email protected]

UDC 821 BUBNOVS.A.

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Theory and methodology of Russian Language and Literature

Education, Orel State University E-mail: [email protected] BEDNARSKAYA L.D. Doctor of Philology, Professor, Department of Theory and methodology of Russian Language and Literature Education,

Orel State University Е-mail: [email protected],

ПОЭМА «АННА СНЕГИНА» С.А. ЕСЕНИНА В КУЛЬТУРНОМ СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННИКОВ ПОЭТА

THE POEM «ANNA SNEGINA» S.A. ESENIN IN THE CULTURAL CONSCIOUSNESS OF THE POET'S CONTEMPORARIES

В статье исследован литературно-критический материал 1924-1925 годов, касающийся восприятия поэмы «Анна Снегина» С.А. Есенина современниками поэта.

Ключевые слова: С.А. Есенин, поэма «Анна Снегина», поэтизация советской России, идеологизация литературной критики.

The article investigates the literary-critical material of1924-1925, concerning the perception of the poem «Anna Snegina» S.A. Yesenin by the poet's contemporaries.

Keywords: S.A. Yesenin, poem "Anna Snegina", poetization of Soviet Russia, ideologization of literary criticism.

Замысел поэмы возник у С.А. Есенина после его очередных поездок летом 1924 года в Константиново. По словам А.К. Воронского, поэт вернулся в Москву в начале июня притихшим и по-иному говорившим о родном крае: «Всё новое и непохожее. Всё очень странно [1, с. 645]. К работе над поэмой Есенин приступил в конце 1924 года на Кавказе. 14 декабря 1924 года он сообщал П.И. Чагину: «Теперь сижу в Батуме. Работаю и скоро пришлю Вам поэму, по-моему, лучше всего, что я написал» [2, с. 187-188]. «Анна Снегина» была создана поэтом за очень короткий срок. Уже 20 января 1925 года С.А. Есенин обращался к Г. А. Бениславской: «Скажите Вардину, может ли он купить у меня поэму. 1000 строк. Лиро-эпическая. Оч<ень> хорошая» [2, с. 198].

Первого марта Есенин возвратился в Москву. По воспоминаниям В.Ф. Наседкина, из Баку поэт привёз «целый ворох новых произведений: поэму «Анна Снегина», «Мой путь», «Персидские мотивы» и несколько других стихотворений» [3, с. 304]. Поэму «Анна Снегина» поэт переписывал набело уже в Москве, продолжая работать над её окончательной отделкой. В то время С.А. Есенин охотно читал новую поэму своим литературным друзьям: Л.И. Повицкому, Н.К. Вержбицкому и др. У «друзей» поэта «прекрасная поэма» вызвала «иронические замечания»: «Ещё нянюшку туда - и совсем Пушкин», - вспоминала А. Л. Миклашевская.

После завершения работы над поэмой С.А. Есенин по предложению В. Ф. Наседкина 14 марта впервые высту-

пил с её публичным чтением в литературном объединении «Перевал». Комната Союза писателей была переполнена литераторами. «Кроме перевальцев «на Есенина» зашло много «мапповцев», «кузнецов» и других. Но случилось так, что прекрасная поэма не имела большого успеха» [3, с. 304], потому что пролетарских писателей преимущественно интересовало не творчество, а насаждение пролетарской идеологии. В немногочисленных печатных отзывах о произведении оценки были крайне противоречивыми.

В рецензии на журнал «Красная новь», где в 3-6 номерах была напечатана поэма, сообщалось, что «Анна Снегина» - это «история о двух, друг в друга невпопад влюбляющихся существах. Социальной значительностью выведенные герои не обладают. Любовная канитель эта тянется на фоне бунтующей деревни: захватываются помещичьи усадьбы, происходит величайшая аграрная революция. Есенин совсем не видит важности происходящего. В его поэме революция - нечто скучное, привходящее. Если б её не было, ни психология героев, ни самый сюжет нисколько бы не изменились. Формально Есенин уже находится под значительным влиянием Некрасова. Но, к сожалению, некрасовские строки в меньшинстве. □■■■□ Упадок словесного мастерства - очевидный» [4, с. 293]. Так характеризовали поэму «вапповцы» со страниц журнала «Звезда».

Хотя тогда же в газете сибирского краевого комитета РКП(б) «Анна Снегина» получила совсем иную оценку. Автор «Литературных заметок» писал, что в автобиографической поэме С.А. Есенин, «чувствующий раздвоен-

© Бубнов С. А., Беднарская Л.Д. © Bubnov S.A., Bednarskaya L.D.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (80), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 80. 2018

ность своей личности одной стороной примыкающей к революции людей «железной когорты», а другой - людям разбитого недавно прошлого, □■■■□ сложными путями следит за развитием своих мироощущений» [5, с. 9], пытаясь дать им объяснения. По мнению автора заметки, поэт идеологически преодолевает себя. В «Анне Снегиной», отмечал критик, он приблизился «к проблеме поэмы-романа». В этом критик обнаруживал наступление поры поэтической зрелости Есенина.

Интересные впечатления от чтения автором «Анны Снегиной» оставил в своём дневнике Д. Фурманов: «он читал нам последнюю свою предсмертную поэму. Мы жадно глотали ароматическую, свежую, крепкую прелесть есенинского стиха, мы сжимали руки один другому, пере-талкиваясь в местах, где уже не было силы радость удерживать внутри» [6, с. 275].

Наиболее точно и достоверно, на наш взгляд, о том, как воспринималась поэма современниками, высказалась С.А. Толстая-Есенина, которая в комментариях к произведениям С.А. Есенина писала: «Анна Снегина» имела большой успех у рядового читателя, но литературной средой и критикой поэма была встречена равнодушно и даже отрицательно» [7, с. 274]. Это можно объяснить тем, что в

целом литературная критика 1920-х годов стала «главным двигателем литературного процесса и одновременно - выразителем интересов власти» (Е.Г. Елина). Она оказалась предельно идеологизированной, ей зачастую было «не до литературы». А воззрения поэта и партийных вождей в области проводимой ими в стране политики, как известно, были полярными. Это приводило С.А. Есенина в недоумение и отчаяние. Ему приходилось расчётливо вступать в литературную борьбу, проводить линию «крестьянской купницы» в литературной жизни советской России.

Итак, 1924-1925 годы оказались в жизни и творчестве С. А. Есенина одними из самых плодотворных. За это время он выпустил 9 новых поэтических книг, создал около сотни первоклассных стихотворений, не считая крупных поэм. Поэт явно набирал поэтическую мощь и достигал творческой зрелости. Советская тема, очень важная в то время для каждого российского писателя, в последние годы жизни становилась органичной для творчества С.А. Есенина. Однако литературная критика той поры открыто выражала недоверие тем его произведениям, в которых он говорит о своей любви к советской России, убеждая автора «Страны Советской» в несостоятельности и неубедительности его внутренней перестройки.

Библиографический список

1. Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 7 т. Т. 3. Поэмы. Составление и подготовка текстов Н.И. Шубниковой-Гусевой, комментарии Е.А. Самоделовой, Н.И. Шубниковой-Гусевой М.: «Наука»-«Голос», 1998. 720 с.

2. Есенин С.А. Полн. собр. соч.: В 7 т. Т. 6. Письма. Составление и общая редакция С.И. Субботина. М.: «Наука» - «Голос», 1999. 816 с.

3. НаседкинВ.Ф. Последний год Есенина // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2 т. Т.2 / Сост. и коммент. А. Козловского. М.: Худож. лит., 1986. 446 с.

4. [Рецензия] / Звезда. Л., 1925 № 4. - рец. на журнал «Красная новь» (№ 3-6). М., 1925.

5. Новус. Литературные заметки. // Советская Сибирь. Новониколаевск, 1925. № 145

6. Есенин С.А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. Письма. / Под общ. ред. В. Г. Базанова и др.; сост., подготовка текста и коммент. В.А. Вдовина М.: Худож. лит, 1980. 509 с.

7. Есенин С.А. Соб. соч.: В 6 т. Т. 3: Поэмы / Под общ. ред. В. Г. Базанова и др.; послесл. и коммент. Ю.Л. Прокушева; подгот. текста Г.В. Бажановой. М.: Худож. лит, 1978. 286 с.

References

1. YeseninS.A. Poln. Coll. Op.: in 7 vol. 3. Poems. Drafting and preparation of Texts N. So. Shubnikova-Guseva, comments E.A. Samodelova, N. So. Shubnikova-Guseva-M.: "Science" - "Voice", 1998. 720 p.

2. Yesenin S.A. Poln. Coll. Op.: in 7 vol. 6. Letters. Drafting and under the General editorship of S. I. Subbotin. M.: "Science" - "Voice", 1999. 816 p.

3. Nasedkin V.F. Last year Esenina // S. A. Yesenin in the memoirs of contemporaries: In 2 t. T. 2 / Ed. and comments. A. Kozlovsky. M.: Artist. lit., 1986. 446 p.

4. [Review] / Star. L., 1925 № 4. - retz. on magazine "Red Nov" (#3-6). M., 1925.

5. NOVUS. Literary notes. // Soviet Siberia. Novonikolaevsk, 1925. No. 145

6. Yesenin S.A. SOBR. works: In 6 T. T. 6. Letters. / Ed. by V. G. Bazanov and others; comp., preparation of text and comments. V.A. Vdovin Moscow: Khudozh. lit, 1980. 509 p.

7. Yesenin S.A. Sob. works: In 6 T. T. 3: Poems / ed. by V. G. Bazanov and others; afterword. and comments. Y. L. Prokasheva; podgot. text G. V. Bazhanov. M.: Artist. lit, 1978. 286 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.