Научная статья на тему 'Подземное планирование Москвы'

Подземное планирование Москвы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / URBAN PLANNING / ГЕОУРБАНИСТИКА / ПОДЗЕМНОЕ ПРОСТРАНСТВО / UNDERGROUND SPACE / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / MASTER PLAN / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА / PUBLIC SPACES / GEOURBANISTICS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Глозман О.С.

Описывается новаторская практика включения в документ территориального планирования российского города функционального зонирования подземного пространства. Приводится перечень и описание 41 зоны многофункционального под-земного пространства города Москвы. В качестве примера приводятся три многофункциональные зоны различного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Underground Planning of Moscow

It describes the innovative practice of inclusion of functional zoning of underground space in the document of territorial planning of the Russian city.The list andthe description of 41 zones of multipurpose underground space of the city of Moscow is provided. Three multipurpose zones of various type are given as anexample.

Текст научной работы на тему «Подземное планирование Москвы»

Подземное строительство

------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Научно-технический и производственный журнал

УДК 624.1

О.С. ГЛОЗМАН, канд. техн. наук, советник РААСН (7457915@gmail.com)

Российская академия архитектуры и строительных наук (107031, Москва, ул. Б. Дмитровка, 24, стр. 1)

Подземное планирование Москвы

Описывается новаторская практика включения в документ территориального планирования российского города функционального зонирования подземного пространства. Приводится перечень и описание 41 зоны многофункционального подземного пространства города Москвы. В качестве примера приводятся три многофункциональные зоны различного типа.

Ключевые слова: градостроительство, геоурбанистика, подземное пространство, генеральный план, общественные пространства.

О.S. GLOSMAN, Candidate of Sciences (Engineering), Adviser, RAACS (7457915@gmail.com) Russian Academy ofArchitecture and Construction Sciences. (24, bldg. 1, B. Dmitrovka Street, 107031, Moscow, Russian Federation)

Underground Planning of Moscow

It describes the innovative practice of inclusion of functional zoning of underground space in the document of territorial planning of the Russian city. The list and the description of 41 zones of multipurpose underground space of the city of Moscow is provided. Three multipurpose zones of various type are given as an example.

Keywords: urban planning, geo-urbanistics, underground space, master plan, public spaces.

Во всех городах Российской Федерации строительство ведется в соответствии с генеральным планом развития города, который является основным документом территориального планирования. До сегодняшнего дня ни в одном документе территориального планирования нашей страны не определены перспективы развития подземного пространства. Новатором в этом направлении выступает Москва.

В настоящее время Москва выполняет корректировку генерального плана города. По информации Правительства Москвы, скорректированный генеральный план планируется утвердить до 1 июля 2017 г. В текущий период проект документа полностью готов, происходит подготовка к процедурам публичных слушаний (https://stroi.mos.ru). В данной редакции документа определены перспективные территории освоения подземного пространства. Всего таких территорий в документе 41, каждая из которых имеет адресную привязку и входит в общий перечень. Полный перечень перспективных территорий освоения подземного пространства приведен в табл. 1.

Разработка адресного перечня территорий, в границах которых возможно размещение объектов многофункционального общественного подземного пространства в Москве, была выполнена на основе оценки градостроительного потенциала территорий города в результате научно-исследовательской работы, выполненной под руководством О.С. Глозман [1, 2].

Данная научная работа была обусловлена необходимостью комплексного, т. е. многоотраслевого подхода к освоению подземного пространства. Комплексное использование подземного пространства обеспечивает городу ряд эффектов, в том числе:

- социально-экономический - увеличение числа мест приложения труда, экономия времени населением, снижение транспортной усталости, повышение рентабельности предприятий, улучшение санитарно-гигиенических условий проживания, транспортная безопасность;

14| -

- градостроительный - экономия городских территорий, решение транспортных проблем, увеличение площади озелененных и открытых пространств;

- бюджетный - увеличение поступлений в бюджет города за счет расширения налогооблагаемой базы (увеличение числа хозяйствующих субъектов);

- инженерно-экономический - повышение скорости движения всех видов транспорта, экономия горючего, удешевление обслуживания инженерных коммуникаций.

Важным аргументом для использования территорий ниже уровня земли является экономия или рациональное использование городского пространства. Экономию городской территории можно рассматривать с двух сторон:

- экономическая составляющая может быть определена как сокращение затрат инвестора на приобретение земельного участка (приобретение в собственность или приобретение права аренды) для строительства объекта и последующая экономия на выплату арендных платежей за земельный участок;

- социальная составляющая, которая выражается в улучшении качества жизни горожан, ибо сокращение площади земельных участков под коммерческую застройку должно привести к увеличению площади озелененных территорий, открытых пространств и т. д.

Далее на основании адресного перечня необходима разработка документации по планировке территории. Однако уже на сегодняшний день разработаны детальные концепции. Каждый из планируемых многофункциональных подземных пространств согласно концепции включает объекты как социального, так и коммерческого назначения. Распределение площадей определено индивидуально для каждого объекта в соответствии с его функциональным назначением и выявленным дефицитом торговых и социально значимых площадей в соответствующем районе города.

При этом планировочное решение подземных пространств должно быть разработано таким образом, чтобы

^^^^^^^^^^^^^ И1'2016

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Адресный перечень зон освоения

Наименование зоны Адрес

Сокольники Зона распространяется на три улицы: - от Русаковской ул., д. 22, стр. 1 до м. «Сокольники»; - от м. «Сокольники» до ул. Стромынка, д. 2; - от м. «Сокольники» вдоль Сокольнической площади до Сокольнического Павильонного проезда, д.11.

Университет Зона начинается от Ломоносовского пр. в районе м. «Университет» и заканчивается пересечением Ломоносовского пр. и Мичуринского пр.

Арбат Зона начинается от пересечения ул. Арбат с площадью Арбатские Ворота и заканчивается в районе пересечения ул. Арбат с Новинским бульваром

Третьяковская Зона распространяется на три улицы: - от пересечения ул. Большая Ордынка в районе д. 20 с Климентовским пер. до ул. Большая Ордынка в районе д. 23; - участок Климентовского пер. от пересечения с Ордынским тупиком и до пересечения с Пятницкой ул.; - от пересечения Климентовского пер. с Пятницкой ул. в районе д. 22 до Пятницкой ул. в районе д. 30, стр. 3.

Савеловская Зона распространяется на: - площадь Савеловского вокзала; - ул. Бутырская в районе д. 2 стр. 1; - съезд с ул. Бутырская (в районе д. 1-5) на ул. Нижняя Масловка; - ул. Нижняя Масловка в районе д. 5; 5, к. 1

Текстильщики Зона распространяется на: - участок транспортной развязки Люблинской улицы с Волгоградским шоссе; - участок Волгоградского проспекта в районе вл. 49, стр. 5; зона расположена в районе участка железнодорожных путей Курского направления (пл. Текстильщики) и станции «Текстильщики» Таганско-Краснопресненской линии метрополитена

Курская Зона распространяется на: - участок по ул. Земляной Вал от д. 27 стр. 1 до д. 38-40; - площадь Курского вокзала; - захватывая территории, расположенные севернее 1-го Сыромятнического пер.

Таганская Зона расположена вдоль: ул. Марксистская от д. 2 стр. 2 до д. 38; включая участок площади Крестьянская Застава; участок ул. Абельмановской от д. 9, стр. 1 до пересечения с Марксистской улицей

Царицыно Зона расположена в районе железнодорожной станции Царицыно Курского направления

Кунцево Зона распространяется на участок Рублевского шоссе от Молдавской ул. до развязки Можайского шоссе с Рублевским

Тульская Зона распространяется на участок площади Серпуховская Застава

Ленинский проспект Зона распространяется на участок Ленинского проспекта от пересечения с ул. Крупской до пересечения с Ломоносовским пр.

Войковская Зона распространяется на: - участок Ленинградского шоссе в районе д. 16а, стр. 1; - участок Старопетровского проезда в районе д. 2

Тверская Зона распространяется на участок ул. Тверская от Пушкинской площади до пересечения с ул. Охотный Ряд

Киевская Зона распространяется на участок Украинского бул. от Кутузовского пр. до ул. Большая Дорогомиловская

Комсомольская Зона распространяется на: - проспект Академика Сахарова от д. 9 до пересечения с ул. Каланчевская; - территорию Комсомольской площади

ВДНХ Зона распространяется на участок 1-го Поперечного проезда от пр. Мира до пересечения с Продольным проездом

Рижская -Проспект Мира Зона распространяется на: - участок вдоль проспекта Мира от д. 51, стр. 1 до Рижской площади; - Рижскую площадь

Таблица 1

подземного пространства Москвы

Наименование зоны Адрес

Новогиреево Зона распространяется на участок Свободного пр. от пересечения с Зеленым пр. (в районе д. 33а, стр. 4) до пересечения с ул. Фрязевская (в районе трамвайного кольца)

Варшавская Зона расположена на Варшавском шоссе от д. 71, к. 1 до д. 87б

Электрозаводская Зона начинается от ул. Большая Семеновская, вл. 15а, стр. 1 и заканчивается в районе д. 43, стр. 2

Юго-Западная Зона начинается на пр. Вернадского в районе д. 105, к. 3 и заканчивается в районе д. 86б. Также захватывая участок ул. 26 Бакинских Комиссаров в районе д. 11А

Беляево Зона расположена на пересечении ул. Миклухо-Маклая и ул. Профсоюзной в районе ул. Профсоюзная между северным и южным вестибюлями станции «Беляево» Калужско-Рижской линии метрополитена

Выхино Зона захватывает участки: - ул. Красный Казанец в районе домов 19, к. 1 и 19б; - ул. Хлобыстова в районе домов 9 и 26/2; - железнодорожного отвода станции Выхино Казанского направления

Бибирево -Алтуфьево Зона захватывает участки: - ул. Череповецкая на пересечении с ул. Новгородской до пересечения с Алтуфьевским шоссе; - ул. Лескова в районе д. 5 до пересечения с Алтуфьевским шоссе

Проспект Вернадского Зона расположена на участке пр. Вернадского от д. 14а до д. 37, к. 1

Фрунзенская Зона расположена на участке Комсомольского пр. от д. 30 до д. 25, к. 1

Спортивная Зона распространяется на: - участок ул. Усачева от д. 29, корп. 9 до д. 21; - участок ул. 10-летия Октября от д. 10, стр. 2 (по ул. Доватора) до пересечения с ул. Усачева

Новые Черемушки Зона распространяется на: - участок ул. Гарибальди (в районе д. 17, к. 1) до пересечения с Профсоюзной ул.; - участок вдоль Проектируемого проезда № 4668 (в районе д. 43, к. 2 по Профсоюзной ул.)

Речной вокзал Зона начинается с Фестивальной ул. д. 13, к. 1 в районе ст. м. «Речной вокзал» и заканчивается Фестивальной ул. в районе д. 47

Профсоюзная Зона распространяется на две улицы: - участок Нахимовского пр. от д. 54 до пересечения Нахимовского пр. с Профсоюзной ул.; - участок Профсоюзной ул. от ст. м. «Профсоюзная» до ул. Профсоюзная, д. 30, к. 1; - участок Профсоюзной ул. от д. 51 до ст. м. «Профсоюзная»; - участок Нахимовского пр. от ст. м. «Профсоюзная» до ул. Нахимовский пр., д. 36

Щукинская Зона распространяется на две улицы: - участок ул. Маршала Василевского в районе ст. м. «Щукинская» (около д. 42) до поворота на Авиационную ул.; - участок Авиационной ул. от д. 42 до Авиационнной ул., д. 24. стр. 1; - объект занимает пространство от Авиационной ул. до ж/д путей

Теплый Стан Зона распространяется на две улицы: - участок Новоясеневского пр. в районе д. 129А до пересечения Новоясеневской ул. с Профсоюзной ул.; - участок Профсоюзной ул. от пересечения с Новоясеневской ул. до выходов ст. м. «Теплый Стан» на Профсоюзную ул.

Авиамоторная Объект занимает пространство от Авиамоторной ул. в районе ст. м. «Авиамоторная» до Авиамоторной ул. в районе д. 41 и заканчивается ж/д путями

Шоссе Энтузиастов Объект занимает пространство от шоссе Энтузиастов в районе ст. м. «Шоссе Энтузиастов» до д. 52 по шоссе Энтузиастов

Калужская Объект занимает пространство на площади Академика Келдыша: - по ул. Обручева в районе д. 29 до ул. Обручева, д. 61; - по Профсоюзной ул. от ст. м. «Калужская» (южный вестибюль) до ст. м. «Калужская» (северный вестибюль)

112016

15

Подземное строительство

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

Окончание табл.1

Наименование зоны Адрес

Кантемировская Зона распространяется на: - участок севернее Кантемировской ул. от д. 58, стр. 12 до пересечения с Пролетарским пр.; - участок севернее Кантемировской ул. от пересечения с Пролетарским пр. до д. 14

Нагатинская Зона распространяется на: - участок вдоль Варшавского шоссе в районе станции «Нагатинская» Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена; - участок ул. Нагатинская от пересечения с Варшавским шоссе до пересечения с 1-м Нагатинским проездом

Новослободская Зона распространяется на: - участок ул. Новослободская (в районе д. 4) до пересечения с ул. Селезневской; - участок вдоль ул. Селезневской в районе д. 40; - участок ул. Долгоруковская от пересечения с Весковским пер. до пересечения с Пыхов-Церковным пер.

Семеновская Зона распространяется на участок Вельяминовской ул. от пересечения с ул. Ткацкой до пересечения с ул. Щербакова

Аэропорт Зона распространяется на: - участок вдоль Ленинградского пр. в районе д. 64, стр. 11 и д. 49; - территорию площади Эрнста Тельмана

ций Московского метрополитена и «Сокольники» соответственно.

Юавеловская», «Арбат»

подземные пешеходные переходы в направлениях основного движения пассажиропотоков проходили через предприятия торговли, обслуживания и общественного питания.

В составе многих объектов предусмотрены дополнительные площади для организации стояночных мест для компенсации дефицита парковочного пространства в отдельных районах Москвы.

На рис. 1-5 приведены фрагменты концепций многофункциональных подземных пространств в районе стан-

| | Рестораны

| ] Магазины

| ; Пешеходная зона

[ | Зелень

Савеловская

Проект организации подземного пространства в районе станций Московского метрополитена «Савеловская» располагается под площадью Савеловского вокзала, пересечением улиц Бутырская и Сущевский Вал до ул. Нижняя Масловка.

Основная функция зоны Савеловская - обеспечение комфортных и безопасных пересадок с железной дороги на станции метрополитена и автобусы. Подземная площадь позволяет беспрепятственно и безопасно пересекать улицы Бутырская, Нижняя Масловка, площадь Савеловского вокзала, объединяет объекты и кварталы застройки различного назначения.

Архитектурно-планировочное решение предусматривает создание комфортной среды для пассажиров метро, железнодорожного транспорта и жителей района. Представленная концепция организации пространства позволит оптимизировать пешеходное движение на выбранной территории, создать большое количество новых комфортных торговых площадей, скомпенсировать нехватку наземных территорий.

В процессе разработки концепции были определены основные точки формирования потока пассажиров и предусмотрены их распределения. Многофункциональное подземное пространство объединяет станцию железной дороги и вокзал с вестибюлями станции «Савеловская» Московского метрополитена и вестибюли проектируемой станции «Нижняя Масловка» Московского метрополитена.

Комплекс включает в себя зоны: пешеходные, на минус первом и минус втором уровнях; торгового назначения, размещаемые на минус первом и минус втором уровнях; обще-

Ст. м.«Савеловская» На отметке -52 м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Подземное пространство под площадью Савеловского вокзала. План уровня -1

Научно-технический и производственный журнал

Ст. м. «Нижняя Масловка» На отметке -32 м

Ст. м.«Савеловская» На отметке -52 м

Рис. 2. Подземное пространство под площадью Савеловского вокзала. Поперечный разрез

Основные технико-экономические показатели

Таблица 2

Наименование Площадь, м2 Потребление электроэнергии, КВт Теплоснабжение, ГКал Водоснабжение, м3/сут

Магазины 26 143 3116,4 8,6 166,34

Пешеходные зоны 33 739

Рестораны 1640

Озелененные территории 5344

Паркинг 22174

Общая площадь 89 040

ственного питания, размещаемые на минус первом и минус втором уровнях; технические - на всех рабочих уровнях; парковка на минус третьем уровне. Торговые площади позволят обеспечить попутное обслуживание пассажиров Савеловского вокзала, а также жителей близлежащих кварталов жилой застройки, возвращающихся домой с работы через станцию метрополитена.

Въезд и выезд личного автотранспорта на территорию подземной парковки осуществляется с Бутырской улицы с помощью криволинейных рамп.

Вход пассажиров на станции метро осуществляется через минус первый уровень комплекса.

Арбат

Целью создания данной зоны является обеспечение комфортной городской среды для пешеходов, не нарушающая сложившуюся архитектурную среду, разделение потоков транспорта и пешеходов, обновление территории Нового Арбата объектами обслуживания (рис. 3, 4).

Проект организации подземного пространства располагается под улицей Новый Арбат, от площади Арбатских Ворот до Борисоглебского переулка линейно вытянут под проезжей частью улицы и пешеходными тротуарами в сторону Новинского бульвара.

Архитектурно-планировочное решение предусматривает создание многофункционального объема, позволяющего в комфортной среде разместить торговые площади,

Рис. 3. Подземное пространство под улицей Новый Арбат. ЗD-визуализация, фотомонтаж

Магазины, 15 112 м2 Пешеходная зона, 27 055 м2

Подземный паркинг, 15 684 м2

Рис. 4. Подземное пространство под улицей Новый Арбат. Поперечный разрез 11'2016 ^^^^^^^^^^^^^^^^

Подземное строительство

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

Таблица 3

Основные технико-экономические показатели объекта под улицей Новый Арбат

Наименование Площадь, м2 Потребление электроэнергии, КВт Теплоснабжение, ГКал Водоснабжение, м3/сут

Общая площадь 60 671

Магазины 15 112

Пешеходные зоны 27 055 2123,5 6 111,7

Паркинг 15 684

Рестораны 2820

предприятия общественного питания и пешеходные зоны. Предложенная концепция позволит более эффективно использовать территорию улицы Новый Арбат и позволит скомпенсировать дефицит наземной территории.

Комплекс включает в себя зоны: торгового назначения, пешеходные, технические, парковку - на всех рабочих уровнях; общественного питания, размещаемую на минус втором уровне.

Въезд и выезд личного автотранспорта на территорию подземной парковки осуществляется с улицы Новый Арбат при помощи прямолинейных рамп.

Основные объекты тяготения расположены на участке от площади Арбатских Ворот до Борисоглебского переулка, также этот участок легко совместить с пешеходной улицей Арбат, так как расстояние между ними увеличивается по мере приближения к Новинскому бульвару.

Аналогичный объект, располагающийся на значительном протяжении под улично-дорожной сетью, в районе МГУ. Территория МГУ развивается с обеих сторон магистральной улицы городского значения Ломоносовского проспекта, 10 полос движения проезжей части формируются основными и дублирующими проездами, разделенными зелеными насаждениями. Студентам для перемещения из корпуса в корпус требуется пересечь дорогу общей шириной не ме-

нее 50 м. С целью повышения безопасности студентов и обеспечения беспрепятственного передвижения автотранспорта достаточно организовать внеуличные пешеходные переходы. Однако многофункциональное подземное пространство может обеспечить комфортную связь станции метрополитена, библиотеки и многих учебных корпусов. Проект организации подземного пространства в районе метро «Университет» расположен между улицей Менделеевская и проспектом Вернадского, под Ломоносовским проспектом. Более подробно описание данного объекта приведено в отдельной публикации [3].

Сокольники

Согласно концепции объект располагается под улицами Стромынка и Русаковская, с возможностью выхода на подземную улицу с вестибюлями существующей станции метро «Сокольники» Сокольнической линии Московского метрополитена и проектируемой станции «Сокольники» Третьего пересадочного контура.

Целью создания данной зоны является обеспечение комфортной городской среды для пешеходов, разделение потока транспорта и пешеходов, обновление городской территории и насыщение района объектами обслуживания населения (рис. 5). Кроме того будет предусмотрено строительство подземной парковки под Сокольнической площадью.

К улице Стромынка прилегают кварталы застройки с объектами здравоохранения, что формирует не только поток пешеходов к местам приложения труда, но и большое количество автомобилей, припаркованных на проезжей части, - существующих парковочных мест недостаточно. Строительство подземной парковки даст возможность освободить проезжую часть, соответственно улучшить транспортную ситуацию на данном участке. Парковка под Сокольнической площадью станет двойного значения, в будние дни для хранения автомобилей сотрудников медицинских, офисных и других учреждений, прилегающих к

; ] Рестораны Магазины Пешеходная зона Озеленение

Рис. 5. Подземное пространство под Сокольнической площадью. План -1-го этажа

Научно-технический и производственный журнал

улицам Стромынка и Русаковская, в выходные - для посетителей парка «Сокольники». Более подробно концепция подземного пространства под Сокольнической площадью описана в отдельной публикации [2].

Реализация данных проектов предусматривает несколько этапов и комплекса мероприятий как архитектурного, так и юридического и административного характера. На первой стадии необходимо осуществить подготовку к освоению подземного пространства: правовые, научные, технические, организационные и иные мероприятия, увязанные с Генеральным планом города Москвы на период до 2025 г.:

1) формирование организационно-управленческих структур;

2) разработка нормативной правовой базы, градостроительных регламентов и нормативных технических документов;

3) создание системы стимулирования комплексного градостроительного освоения подземного пространства и совершенствование системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере подземного градостроительства;

4) создание системы научного обеспечения деятельности в области комплексного градостроительного освоения подземного пространства;

5) разработка соответствующих образовательных программ и обеспечение подготовки и переподготовки кадров;

6) определение специализации объектов с учетом их назначения, а также санитарно-гигиенических, экологических и строительных требований по их размещению;

7) экспериментальное проектирование (в том числе градостроительное);

8) разработка градостроительной документации планировки территории в целях размещения подземных сооружений;

9) работы по ведению информационного картографического обеспечения по существующим, вводимым в эксплуатацию и проектируемым объектам подземного пространства города Москвы.

Следующая стадия - начало комплексного градостроительного освоения подземного пространства, предусматривающее строительство подземных объектов в соответствии с разработанной документацией по планировке территории и обосновывающими градостроительными концепциями.

Комплексное градостроительное освоение подземного пространства обеспечит безопасность и комфорт городской среды, а наполнение его определенными функциями, направленными на потребителя, будет приносить прибыль городу. В настоящее время реализацией данного проекта занимается Правительство Москвы, в частности ГКУ «Мос-градцентр» [4].

Список литературы

1. Семенова О.С. Методология выявления зон размещения объектов многофункционального общественного пространства, как части транспортной системы, при функциональном зонировании подземной территории крупных городов // Градостроительство. 2014. № 2 (30). С. 62-68.

2. Семенова О.С., Мордвин А.С. Концепция комплексного освоения подземного пространства на примере территории в районе станции метро «Сокольники» в городе

Москве // Сб. докладов к конференции «Техника и технологии ХХIвека». 2016. С. 89-95. Семенова О.С. Архитектурные методы предотвращения социальных конфликтов на урбанизированной территории // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 5 (47). С. 120-125.

Шустов И.Н. Гармонизация законодательства - основа градостроительного развития подземного пространства застроенных городских территорий // Сб. докладов к 15-й Всемирной конференции Объединения исследовательских центров подземного пространства мегаполисов. ACUUS 2016. 439 с.

References

Semenova O.S. Methodology of project arrangement zones in multifunctional public spaces as a part of the transportation system under land use of underground spaces in major cities. Gradostroitelstvo. 2014. No. 2 (30), рр. 62-68. (In Russian). Semenova O.S., Mordvin A.S. The concept of integrated development of underground space on an example of territory near the Sokolniki metro station in Moscow. Engineering and technologies of the XXI century. 2016. Рр. 89-95. (In Russian).

Semenova O.S. Architectural methods of preventing social conflicts on the urbanized territories. International research journal. 2016. No. 5 (47), рр. 120-125. (In Russian). Shustov I.N. Harmonization of legislation is the basis of the urban development of underground space of the built-up urban territories. 15th World conference of Associated Research Centers for the Urban Underground Space. ACUUS 2016. 439 р. (In Russian).

11'2016

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.