Научная статья на тему 'Подводный флот СССР в войне с Японией'

Подводный флот СССР в войне с Японией Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
824
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Японская империя / советский флот / подводная лодка / торпедная атака / The Japanese Empire / the Soviet Navy / a submarine / a torpedo attack

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ливенцев Дмитрий Вячеславович

Статья рассматривает историю советско-японской войны 1945 г. Кроме того, уделяется внимание истории советского флота

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBMARINE FLEET OF THE USSR IN THE WAR WITH JAPAN

The article examines the history of the Soviet-Japanese war of 1945. In addition, attention is paid to the history of the Soviet Navy

Текст научной работы на тему «Подводный флот СССР в войне с Японией»

УДК 359:947.08 ББК 68.53 (2) 5-1

Ливенцев Дмитрий Вячеславович, доктор исторических наук,

профессор (г. Воронеж)

ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ СССР В ВОЙНЕ С ЯПОНИЕЙ

Аннотация. Статья рассматривает историю советско-японской войны 1945 г.

Кроме того, уделяется внимание истории советского флота.

Ключевые слова: Японская империя, советский флот, подводная лодка, торпедная атака.

Военный совет Тихоокеанского флота в 3 час. 20 мин. 8 августа получил директиву Ставки Верховного Главнокомандования, предписывающую: перейти на оперативную готовность № 1; приступить к постановке оборонительных минных заграждений; прекратить одиночное судоходство, а в дальнейшем организовать движение транспортных судов в сопровождении боевых кораблей; развернуть на морском театре подводные лодки. Директива определяла срок начала боевых действий - 9 августа [2]. В соответствии с предварительно разработанным планом на позициях было развернуто 12 подводных лодок.

Давайте подробнее рассмотрим боевые результаты советских подводных лодок в дальневосточной кампании. К 9 августа все подлодки заняли отведенные 9 позиций в Японском море на подходах к портам Северной Кореи, перед Владивостоком и у западной части острова Сахалин. Сначала вышло в море 12 лодок, а всего в период войны походы совершили 22 подводные лодки: «Щ-102», «Щ-105», «Щ-118», «Щ-119», «Щ-122», «Щ-123», «Щ-126», «Щ-127», «Щ-135», «Л-8», «Л-11», «Л-12», «Л-13», «Л-14», «Л-18», «Л-19», «М-1», «М-9», «М-10», «М-12», «С-53». Таким образом, на позиции вышло менее трети всех имеющихся подло-

Подводные лодки типа «Малютка» в сотаве МСДВ в 1933 г.

Подводная лодка С-56

док ТОФа (к началу войны в составе советского дальневосточного флота было 78 подводных лодок).

При оценке советско-японской подводной войны надо учесть то, что срок охоты лодок был очень ограничен - 14 дней с 9 по 23 августа, а судоходство в отведенных районах минимально.

Уже 9 августа подлодка «Л-17» (командир капитан-лейтенант М.И. Кислов), находясь на позиции, обнаружила тральщик противника. Командир лодки начал маневрировать, но, заметив японский самолет, срочно ушел под воду. Неизвестно, через сколько времени «Л-17» отважилась всплыть под перископ, однако противник был потерян. Через три дня, 12 августа «Щ-119» (командир капитан-лейтенант А.К. Калашников), несшая дозор у порта у Маока, обнаружила там японский транспорт и решила ждать его выхода. Утром следующего дня погода резко ухудшилась, визуально наблюдение очень осложнилось, и командир лодки принял решение нести патруль в подводном положении. Около 10 час. акустик зафиксировал шум винтов и через 10 мин. был обнаружен одиночный транспорт в 12 кабельтовых. Капитан-лейтенант пошел на сближение и с 9 кабельтовых в 10 час. 12 мин. выпустил три торпеды. Взрывов не последовало, но торпеды заметили, и из порта вышел сторожевой корабль,

Принятие в состав МСДВ новых подводных лодок в 1933 г.

сбросивший на лодку 12 глубинных бомб. Наверное, перед нами самое сильное нападение на советскую лодку противником за весь период войны.

На следующий день в связи с высадкой десантов в корейские порты были подняты по тревоге все находившиеся в составе ТОФа подводные лодки. В море срочно послали две лодки типа «С» из 1-й бригады, правда, из них только одна «С-53» считалась выполнившей боевой поход, а приказ к срочной готовности получили еще 4 «Ленинца» и 6 «Щук». Целью подводных лодок были японские корабли, замеченные в районе Сей-сина, но противник, вероятно, перехватив радиограммы советского командования, отвел военно-морское соединение [1]. В принципе, японский флот изначально не планировал никаких операций против ТОФа на море, т.к. превосходство советской авиации в воздухе было безусловным и, кроме того, неприятелю были необходимы все силы для защиты метрополии.

Несмотря на то, что японцы даже не пытались прорваться к советским портам и напасть на конвои, часть лодок все равно имела задачей защиту советского побережья. Кстати, японские подводные лодки тоже не проявляли активности. Они были замечены только 19 августа в момент неудачных атак на советские субмарины «Л-19» и «Щ-122».

21 августа командир «Щ-126» капитан-лейтенант В.А. Морозов обнаружил японский мотобот. Как утверждает П.В. Боженко, командир подлодки: «... справедливо предположил, что мирным рыбакам посреди моря делать во время войны нечего» [2] и приказал открыть

огонь из 45-мм. орудия с расстояния в 7 кабельтовых, после чего мотобот быстро затонул. Заметим, что в данном эпизоде есть целый ряд невыясненных моментов. Например, непонятно, под каким флагом шел мотобот: гражданским или военным. Затем П.В. Боженко умалчивает о вооружении судна, необходимом любому военному кораблю. Наконец, откуда такое «справедливое» решение, что, если идет война, мирные рыбаки не могут находиться в море. На наш взгляд, возможны самые различные ситуации: от терпящего бедствия рыболовного судна до осуществления браконьерского или планового лова на море, несмотря на войну. В силу приведенных выше обстоятельств нельзя с полной уверенностью утверждать, что «Щ-126» атаковала военный корабль. Впрочем, у нас, к сожалению, мало сведений о подробностях упомянутого эпизода, отсюда обвинения в адрес моряков Тихоокеанского флота тоже преждевременны.

Еще до начала десантной операции по высадке десанта на Курильские острова за пределы минных полей к воротам Авачинской бухты для несения дальнего корабельного дозора вышла «Щ-105» (капитан 3-го ранга Е.И. Заикин). 17 августа подводная лодка «Л-8» (командир капитан В.В. Судей-ко), имея на борту комдива, направилась из Петропавловска в район предстоящей высадки в Первый Курильский пролив. Позднее она сменила позицию, перейдя в Четвертый Курильский пролив с целью прикрытия действий десанта и воспрепятствования перевозки морем помощи японским частям. После выполнения боевых задач В.В. Судейко и комдив И.И. Гаркуша были награждены орденами Отечественной войны 1-й степени, а Е.И. Заикин

Суда ТОФ идут на Сахалин. Август 1945 г.

получил орден Отечественной войны 2-й степени. Ради справедливости отметим, что награжденным офицерам так и не удалось встретиться с японскими кораблями и судами.

Более интенсивное участие в войне приняла подводная лодка «Л-12», прибывшая на позицию у Румоя. Капитан-лейтенант П.З. Щегланцев приступил к разведке, выявлению минных полей, средств навигационного обеспечения плавания и т.д. Видимость была очень хорошей, с наступлением ночи лодка всплыла, чтобы вести разведку в позиционном положении и заряжать аккумуляторы. Еще в сумраке командир «Л-12» заметил огни приближающегося транспорта, он оценил водоизмещение цели в 10 000 тонн и начал выход на атаку. 22 августа в 5 час. 18 мин. с расстояния 5-6 кабельтовых лодка, находясь около островка Чинчетери (в 40 милях от острова Румой), выпустила 3 торпеды веером. Взрыва не последовало, субмарина всплыла, приготовилась к артиллерийскому бою и бросилась в погоню. Вероятно, лодка обстреляла транспорт, скорее всего японцы не стали отвечать из бортового оружия. По крайней мере, в советской научной литературе утверждается, что транспорт был вооруженный, а японские исследователи пишут о гражданском судне, попавшем под артиллерийский огонь советских подводников. Не совсем ясно, почему погоня за транспортом длилась так долго, возможно, командир подлодки не хотел больше тратить ценных торпед, а боевой опыт у комендоров отсутствовал, и они не попадали в цель. Как бы то ни было, но вторая атака была проведена только через 6 часов. Подводная лодка, подойдя на 3 кабельтовых, снова выстрелила 3 торпедами, после чего японский транспорт взорвался, разломился пополам и пошел на дно. По японским данным так, в 6 милях от острова Румой, погиб транспорт «Тай-то-Мару» (5950 брт.), шедший из Кореи с беженцами на борту, погибло 553 человека. Интересно, что когда «Л-12» вернулась во Владивосток, комфлот И.С. Юмашев поздравил подводников с потоплением транспорта «Куба-Мару», а историк советского флота В.И. Дмитриев упоминал об уничтожении фрегата «№ 75» [2].

Такие разные мнения свидетельствуют о том, что подводники потопили гражданский корабль, причем, в то время, когда война уже закончилась, что вряд ли можно причислить к героическим победам. Правда, в списках японского флота до августа 1945 г. числился фрегат «№ 75», который в дальнейшем не был найден ни среди затопленных во время капитуляции, ни среди трофеев союзников и СССР, но вероятность потопления его «Л-12» крайне мала.

Капитуляция Японии

Позже, 22 августа, лодка встретила шедший зигзагом транспорт в охранении сторожевого корабля и 6 катеров; груз, судя по составу конвоя, представлял большую стратегическую ценность. «Л-12» начала сближение с целью, но в самый последний момент перед пуском торпед подлодка была атакована глубинными бомбами. Скорее всего, японские катера засекли субмарину по шуму винтов. Хотя японцы сбросили только пять бомб, они взорвались в опасной близости от подводной лодки, в которую сразу же начала поступать вода. Экипаж подлодки на глубине 40 м до 22 час. прятался от катеров, искавших корабль. При таком повороте событий на повторную атаку лодка не решилась. На другой день была получена радиограмма о прекращении боевых действий и «Л-12» направилась на базу.

До сих пор загадкой остается судьба подводной лодки «Л-19», тоже занимавшей позицию у острова Румой. Еще 19 августа 1945 г. лодка приступила к ведению разведки для предстоящего десанта, но после уже упоминавшейся атаки японской подлодки отошла мористее (удалилась от береговой линии в сторону открытого моря - Авт.). 22 августа примерно в 22 час. советские подводники атаковали и торпедировали у мыса Нашино-торо

(южнее о. Румой) транспорт «Тестуго-Мару» и получили вскоре приказ следовать к проливу Лаперу-за для его форсирования, т.е. перехода в Охотское море.

По пути капитан 3-го ранга А.С. Кононенко встретил конвой, шедший в Румой, и потопил из его состава грузовое судно (8000 брт.). 23 августа лодка передала последнюю радиограмму: «Приступаю к форсированию минного поля» и замолчала навсегда, предположительно подорвавшись на мине [2].

Таким образом, «Л-19» стала последней субмариной, погибшей во второй мировой войне, и единственным крупным кораблем, потерянным ТОФ в период дальневосточной кампании.

Остается без ответа главный вопрос, по какой причине подлодка получила приказ срочно форсировать сильно заминированный и прикрытый силами противолодочной обороны пролив, и почему первоначально распоряжение не было отменено 23 августа в связи с окончанием войны. Советские военные историки утверждают, что авиаразведка обнаружила у острова Хоккайдо крупные корабли противника, но при внушительном превосходстве советской авиации в воздухе не было нужды направлять в данный район «Л-19». Кстати, и само существование «крупных кораблей» вызывает сомнения, тем более что Тихоокеанский флот за всю войну не встретил ни одного военно-морского подразделения, а десант на остров Хоккайдо был отменен. П.В. Боженко предполагает, что лодка шла на помощь летчикам сбитого самолета или экипажу тонущей субмарины. Интересно, что по японским источникам неизвестная подводная лодка 22 августа обстреляла артиллерийским огнем и потопила в Охотском море около побережья Хоккайдо в районе порта Абасири транспорт «Дайото-Мару-49». В то же время американские подводные лодки закончили боевые действия уже 14 августа. При атаке с поверхности моря подводная лодка могла получить серьезные повреждения от ответного огня японского вооруженного транспорта. Кос-

венно подтверждением данной версии может служить тот факт, что в некоторых источниках содержится информация о 6 торпедных атаках советских подводных лодок во время советско-японской войны, но Министерство обороны официально признает только 5 [2]. Есть только одно упоминание о гибели или аварии в период дальневосточной кампании советской лодки (кроме «Л-19»), которое содержится в книге В.А. Николаева «Слышу шум винтов», утверждающего, что он служил на тихоокеанской субмарине, погибшей или потерпевшей тяжелую аварию где-то у Курильских островов, и ему удалось спастись с корабля при помощи выхода через торпедный аппарат [3].

За краткий период дальневосточной войны в боевых действиях приняли участие 28 советских подлодок, 13 раз обнаружившие противника и выполнившие 6 торпедных атак. Результатом стали 2 потопленных и один поврежденный транспорт, к которым можно добавить потопленный артиллерийским огнем мотобот. Возможно, в Охотском море артиллерией подлодки был уничтожен еще один японский транспорт. Атаки японских субмарин и сторожевых катеров на советские подлодки не принесли успеха. При невыясненных обстоятельствах погибла одна лодка «Л-19». Успешность атак советских лодок составила 20%, что в то время было высоким показателем. Если учесть небольшой временной отрезок боевых действий подлодок, то становится понятным, почему руководство японских военно-морских сил в начале Великой Отечественной войны при планировании вероятных операций против Советского Союза ожидало неприятностей именно от подводных лодок Тихоокеанского флота.

Литература:

1. Николаев, В.А. «Слышу шум винтов»: Записки подводника. Чебоксары, 1983. - С. 77.

2. Центральный архив Военно-Морского флота (ЦВМА). Ф. 129. Оп. 1. Д. 17704. Лл. 21-30.

3. Широкорад, А.Б. Русско-японские войны. - Минск.: Изд. Харвест, 2003. - С. 469.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.