Научная статья на тему 'Подвижные игры в системе подготовки спортсменов'

Подвижные игры в системе подготовки спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3847
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Масло Иван Михайлович

В статье раскрыты взгляды ученых и практиков на проблемы подготовки юных спортсменов. Показан приоритет использования подвижных и спортивных игр, разнонаправленных эстафет на начальных этапах подготовки во многих видах спорта, что в конечном итоге позволяет планомерно формировать достаточный уровень общефизической и функциональной подготовленности с учетом избранного вида спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the main views of scientists and teachers on the problems of young sportsmen training. The priority of active and sports games, different cross-country relays at the initial periods of training in numerous kinds of sport is shown in the article.

Текст научной работы на тему «Подвижные игры в системе подготовки спортсменов»

72

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 796.1/.3

М. И. Масло

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

В статье раскрыты взгляды ученых и практиков на проблемы подготовки юных спортсменов. Показан приоритет использования подвижных и спортивных игр, разнонаправленных эстафет на начальных этапах подготовки во многих видах спорта, что в конечном итоге позволяет планомерно формировать достаточный уровень общефизической и функциональной подготовленности с учетом избранного вида спорта.

Введение

Вопросы качественной подготовки спортивного резерва во многих видах спорта в нашей республике неоднократно обсуждались в последние годы. И связано это, прежде всего, с напряженной демографической ситуацией, неблагоприятными условиями среды проживания, форсированием специальной подготовленности на начальных этапах занятий в спортивных секциях, где нередки случаи использования значительного объема и интенсивности тренировочной нагрузки из арсенала высококвалифицированных спортсменов. В связи с этим актуальной является задача разработки и внедрения новых подходов к применению подвижных игр и игровых методов на этапе начальной подготовки юных спортсменов, которые бы отвечали современным запросам теории и практики юношеского спорта.

К настоящему времени установлено, что воспитание определенных двигательных способностей имеет наиболее благоприятные (сенситивные) возрастные периоды [1]—[3], а возраст 9-11 лет считается наиболее подходящим для повышения уровня быстроты и скорости бега [4]. Для воспитания таких качеств, как сила, выносливость, ловкость и гибкость также определены так называемые «критические» периоды, которые, на наш взгляд, не всегда учитываются при работе над повышением уровня всесторонней физической подготовленности, что необходимо для закладки прочного физического и функционального «фундамента», способствующего в дальнейшем росту спортивного мастерства. Поэтому поиск и обоснование новых методик использования эмоциональных и общедоступных средств физического воспитания начинающих спортсменов с целью повышения уровня их всесторонней физической подготовленности являются необходимой предпосылкой совершенствования тренировочной программы во многих видах спорта. Наиболее эффективным способом решения этой проблемы являются подвижные игры и применение игрового метода.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ специальной литературы о средствах и методах развития физических качеств у юных спортсменов показал, что большинство авторов подчеркивают особую роль игровых форм и подвижных игр. Под выражением «игровой метод» обычно понимают использование основных методических особенностей игры при проведении тех или иных физических упражнений [5]. Подвижным же играм отводится особо важная роль в программе физической культуры для общеобразовательной и начальной школы, а также при обучении студентов факультетов физической культуры [6].

По мнению В. Г. Яковлева [7], наибольшее влияние на развитие быстроты и ловкости школьников 3-4 классов оказывают подвижные игры, которые требуют незамедлительных двигательных ответов на изменяющиеся игровые ситуации, а также игры, в которых сочетаются ответная реакция на сигнал, быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость перемещения тела или его составных частей в пространстве.

Следует отметить, что основы совершенствования скорости бега у юных легкоатлетов следует рассматривать в единстве с другими физическими качествами. Известно, что развитие одного физического качества до определенного уровня может способствовать совершенствованию других, а комплексный метод их воспитания является наиболее эффективным. К сожалению,

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

73

многие специалисты не связывают компоненты повышения скорости бега (к которым относятся быстрота реакции на старте, способность к ускорению, величина максимальной скорости бега и способность к ее поддержанию, чистота шагов, длина шагов, значительное проявление мышечной силы в короткий промежуток времени, т. е. высокий уровень скоростно-силовой подготовленности и ряд других) с возрастным развитием. Нас же интересовали вопросы, связанные с методическими принципами повышения скорости бега юных легкоатлетов на этапе предварительной спортивной подготовки, главной задачей которого является всесторонняя физическая подготовка с развитием общих и специальных физических качеств.

Так, Б. П. Жекас [8] рекомендует для развития скоростных качеств в этом возрасте бег в виде разнообразных эстафет, игр и игровых упражнений, которые значительно повышают эмоциональность тренировочных занятий, ненавязчиво увеличивают таким образом объем и интенсивность тренировочной нагрузки. В свою очередь В. М. Зациорский [9] советует в целях предупреждения стабилизации скорости бега включать в программу спортивной подготовки детей и подростков не стандартные упражнения, а выполнение их в изменяющихся ситуациях и формах, где неоценимую помощь могут оказать подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам. Анализ полученных экспериментальным путем данных позволил В. Н. Власову [10] утверждать, что основными методами воспитания быстроты и скорости бега у детей 8-11 лет являются игровой и соревновательный методы, в соответствии с которыми выполняются упражнения скоростного, скоростно-силового и общефизического характера. Из специально подобранных средств рекомендуются эстафеты, подвижные игры и упражнения, воспитывающие способность к быстрым и частым движениям, разнообразные прыжки.

Интересный взгляд на рассматриваемую проблему высказывает Ю. Г. Травин [11], который считает, что одним из условий воспитания специальной подготовки бегунов на начальных этапах являются подвижные и спортивные игры, которым необходимо отводится много времени в структуре тренировочных занятий. В свою очередь, В. А. Булкин [12] при исследовании развития силы и быстроты у подростков пришел к выводу о том, что необходима система комплексного использования подвижных игр для повышения скорости бега, что является достаточно эффективным методическим приемом и отвечает требованиям наиболее рациональной методики физического воспитания.

Необходимо отметить работы В. Н. Неробеева [13], в которых представлены специфические подходы к использованию подвижных игр в физическом воспитании школьников. Их эффективность он оценивал по ряду показателей:

- отношение участников к массовой игровой деятельности;

- повышение общей работоспособности;

- организация поведения занимающихся при выработке умения подчиняться коллективным требованиям;

- расширение и укрепление товарищеских взаимоотношений;

- побуждение к проявлению взаимопомощи;

- образовательное воздействие.

По мнению автора, основополагающими требованиями игровых форм являются:

- массовый охват занимающихся;

- высокий воспитательный и организующий эффект;

- относительная простота в организации проведения;

- широкая доступность, основанная на упрощенных правилах игры.

Следует обратить внимание на то, что эффективность использования подвижных игр и игровых упражнений в подготовке будущих спринтеров подтверждена в ряде экспериментальных исследований. В частности, В. М. Корецкий [14] проверил и обобщил собранный им материал по развитию быстроты движений и особенностям тренировки для 10-12- и 14-16-летних легкоатлетов. Анализ показал, что наибольшие сдвиги в развитии быстроты движений произошли у мальчиков 10-12 лет вследствие применения игр и упражнений в игровой форме. Для развития быстроты у юных бегунов, которые планируют в будущем заняться спринтерским бегом, он рекомендует в качестве основных средств использовать игры с прямолинейным бегом, игры-упражнения на скорость и встречные эстафеты.

74

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Особый интерес представляет работа группы авторов [15], в которой по результатам исследования средств и методов начальной спортивной подготовки на двигательную деятельность юных легкоатлетов доказана целесообразность скоростно-силовых упражнений, выполняемых в форме игр, игровых упражнений и эстафет. Авторы отмечают, что только в этом случае юные спортсмены способны значительно легче переносить тренировочную нагрузку. В результате обобщения передового практического опыта и собственных исследований они выделили десять вариантов различных режимов двигательной деятельности в период первых двух лет занятий спортом. Наибольшие сдвиги в беге на 60 метров произошли у юных спортсменов, при подготовке которых в соотношении предъявляемых нагрузок преобладали:

- от 25% до 50% - обучение видам легкой атлетики (1 и 3 группы);

- 37,5% - игры и игровые упражнения (2 группа);

- 75% - подвижные и спортивные игры скоростно-силовой направленности и воспитания выносливости (4 и 5 группы).

Следует подчеркнуть, что по большинству исследуемых параметров выделялись юные спортсмены, в тренировочной программе которых преобладали скоростно-силовые упражнения в форме игр, игровых упражнений и эстафет, при этом значительно худшими были показатели у подростков, занимающихся хоккеем и футболом. По-видимому, в их вариантах тренировочных занятий недостаточно применялись легкоатлетические, скоростно-силовые упражнения и игры, направленные на воспитание физических качеств. Предполагается, что наиболее эффективными направлениями в методике начальных занятий спортом являются использование игр со скоростносиловой направленностью и разнообразных комплексов упражнений в группах легкой атлетики, а также применение большого количества прыжковых упражнений.

Таким образом, полученные авторами результаты дают возможность утверждать, что без широкого использования подвижных игр со скоростно-силовой направленностью невозможно добиться требуемого эффекта в развитии основных физических качеств у детей на начальном этапе спортивной подготовки, где на первый план должны выдвигаться задачи разносторонней физической подготовки с одновременным развитием физических качеств путем специально подобранных комплексов упражнений и игр с учетом будущей спортивной специализации занимающихся. Тем самым подтверждается необходимость единства общей и специальной физической подготовки на занятиях со спортсменами юного возраста.

Выводы

Анализ литературных источников показал, что наиболее благоприятным для развития скорости бега и быстроты движений является возраст 9-11 лет. Необходимо совершенствовать всестороннюю физическую подготовленность к повышению скорости бега не только начинающих легкоатлетов, но и спортсменов других видов спорта. Многие исследователи рекомендуют использовать подвижные игры и игровые упражнения для развития основных физических качеств не только на тренировочных занятиях, но и на уроках физической культуры. Большинство авторов считает подвижные игры одним из основных средств физического воспитания школьников и полагает, что для их использования необходим правильный отбор, который облегчит группировку подвижных игр по направленности, соответствующему объему и интенсивности.

Следует помнить, что развитие быстроты осуществляется в течение всех лет подготовки спортсменов во всех видах спорта. Однако в детском и подростковом возрасте создаются более благоприятные предпосылки для этого. С возрастом комплексные и целенаправленные проявления быстроты претерпевают существенные изменения, которые целесообразно учитывать уже в процессе тренировки юных спортсменов.

В результате проведенного анализа специальной литературы выяснено, что основными средствами спортивной подготовки во всех видах спорта являются физические упражнения, прямо или косвенно влияющие на совершенствование мастерства спортсменов, которые формируются с учетом особенностей конкретного вида спорта. Тем самым установлено, что целесообразность применяемых упражнений определяется, прежде всего, пользой, которую они могут принести для повышения и развития основных двигательных качеств и функциональной подготовленности сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и нервной систем на всех этапах

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

75

роста спортивного мастерства. Целенаправленное использование подвижных и спортивных игр по упрощенным правилам, разнообразных эстафет особенно необходимо на начальном этапе занятий спортом. В пользу отмеченного факта говорит то обстоятельство, что спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей, основные из которых состоят в том, что тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижение в первые годы высокого спортивного результата, а должны соответствовать физическим и функциональным возможностям растущего организма, всесторонне развивать физические качества. Это в конечном итоге будет способствовать созданию мощного фундамента общефизической подготовленности, без которого невозможен рост спортивного мастерства в будущем.

Литература

1. Гужаловский, А. А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития / А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. - 1977. - № 7. - С. 37-39.

2. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. -Народная асвета. - 1978. - 88 с.

3. Трави, Ю. Г. О развитии двигательных качеств у школьников / Ю. Г. Трави // Физическая культура в школе. - 1981. - № 4. - С. 9-15.

4. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В. П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - 232 с.

5. Яковлев В. Г. Игры для детей / В. Г. Яковлев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 157 с.

6. Жуков, М. Н. Подвижные игры : учеб. для студентов пед. вузов / М. Н. Жуков. - М. : изд. центр «Академия», 2002. - 160 с.

7. Яковлев, В. Г. Подвижные игры в I-IV классах / В. Г. Яковлев. - Минск : Народная асвета, 1970. - 53 с.

8. Жекас, Б. П. Экспериментальное исследование некоторых вопросов развития быстроты и скоростной выносливости у юношей-спринтеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Б. П. Жекас ; Тартуский ун-т. - Тарту, 1969. - 33 с.

9. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) / В. М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1960. - 200 с.

10. Власов, В. Н. Экспериментальное исследование методики воспитания быстроты и скорости бега у детей младшего и среднего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. Н. Власов ; ВНИИФК. - М., 1971. - 21 с.

11. Травин, Ю. Г. Исследование закономерностей возрастных изменений выносливости и построение многолетней тренировки юных бегунов на средние дистанции : дис. . докт. пед. наук : 13.00.04 / Ю. Г. Травин. - М., 1975. - 388 л.

12. Булкин, В. А. Развитие силы и быстроты у подростков средствами и методами физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. А. Булкин ; ВНИИФК. - М., 1968. - 18 с.

13. Неробеев, В. Н. Исследование эффективности игровых форм массовой работы в физическом воспитании школьников 1-8-х классов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. Н. Неробеев ; Институт физической культуры имени П. Ф. Лезгова. - Л., 1974. - 15 с.

14. Корецкий, В. М. Возрастные изменения быстроты движений у школьников и влияние тренировки в легкоатлетических упражнениях на ее развитие : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. М. Корецкий ; ВНИИФК. - М., 1961. - 16 с.

15. Алабин, В. Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов / В. Г. Алабин, А. В. Алабин, В. П. Бизин. - Харьков : Основа, 1993. - 243 с.

Summary

The article deals with the main views of scientists and teachers on the problems of young sportsmen training.

The priority of active and sports games, different cross-country relays at the initial periods of training in numerous kinds of sport is shown in the article.

Поступила в редакцию 27.05.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.