Научная статья на тему 'Подвижные игры в физическом воспитании детей с нарушениями слуха'

Подвижные игры в физическом воспитании детей с нарушениями слуха Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
693
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое развитие / игра / подвижные игры / сенсорноперцептивная сфера ребенка / физические качества / physical development / game / outdoor games / child's sensory- perceptual sphere / physical qualities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сутырина Марина Павловна

В статье освещены вопросы физического воспитания детей с нарушениями слуха и представлены результаты эксперимента о влиянии подвижных игр на самочувствие и активность детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сутырина Марина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILE GAMES IN PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN WITH HEARING DISABILITIES

The article highlights the issues of physical education of children with hearing impairment and presents the results of an experiment on the impact of outdoor games on children's well-being and activity.

Текст научной работы на тему «Подвижные игры в физическом воспитании детей с нарушениями слуха»

УДК 37

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Сутырина Марина Павловна.

Новосибирск, ФГБОУ «Новосибирский государственный технический университет», преподаватель кафедры Специальной педагогики Института социальных технологий и реабилитации ФГБОУ «Новосибирский государственный технический университет».

Аннотация. В статье освещены вопросы физического воспитания детей с нарушениями слуха и представлены результаты эксперимента о влиянии подвижных игр на самочувствие и активность детей.

Ключевые слова: физическое развитие, игра, подвижные игры, сенсорно-перцептивная сфера ребенка, физические качества.

MOBILE GAMES IN PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN WITH HEARING DISABILITIES

Sutyrina Marina Pavlovna.

Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University, teacher of the Department of Special Pedagogy of the Institute of Social Technologies and Rehabilitation.

Abstract. The article highlights the issues of physical education of children with hearing impairment and presents the results of an experiment on the impact of outdoor games on children's well-being and activity.

Key words: physical development, game, outdoor games, child's sensory-perceptual sphere, physical qualities.

Физическое развитие ребенка и совершенствование сенсорно-перцептивной сферы происходит в процессе разнообразной деятельности - игровой, учебной, трудовой. Полноценное восприятие окружающего мира предполагает хорошо скоординированную активность всех сенсорных систем. В зависимости от характера жизнедеятельности человека создаются устойчивые структура и состав сенсорно-перцептивной сферы человека. Выпадение одной из систем в этой сфере, нарушает равновесие во взаимодействии целостной структуры и уменьшает объем поступающей информации о внешней среде.

Нарушение функций слухового анализатора, выполняющего одну из ведущих функций в познании окружающего мира, существенно изменяет и ограничивает условия, в которых протекает жизнедеятельность ребенка с нарушением слуха. Физическое и психическое развитие детей с нарушениями слуха протекает в условиях слухоречевого дефицита, что ведет к вторичным

107

отклонениям и особенностям физического развития и воспитания. У детей со стойкими нарушениями слуха локомоторные и статические функции отстают в своем развитии, особенно это заметно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Дети часто отстают от слышащих сверстников в овладении двигательным опытом : не умеют бегать ,прыгать, лазать, производить простейшие движения по подражанию. Сформированные движения характеризуются некоторыми особенностями, которые проявляются в нарушении координации, ориентировки в пространстве, боязни высоты, замедленности и скованности движений. Наибольшее своеобразие в развитии двигательных качеств у дошкольников с нарушениями слуха отмечается на уровне скоростных качеств и равновесия. Так как у детей нарушен слуховой контроль за своими движениями, то в процессе какой-либо деятельности, связанной с выполнением движений, дети производят излишний шум, движения их не ритмичны и замедленны, нескоординированы, походка неровная, шаткая. Для дошкольников с нарушенным слухом характерны мышечная слабость, вегетативные расстройства и снижение тонуса мышц. У соматически ослабленных детей показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки более низкие по сравнению со слышащими ребятами (А.А. Коржова, Г.В. Трофимова).

Вместе с тем в физическом и моторном развитии детей с нарушениями слуха отмечаются тенденции, характерные для слышащих детей. Как показали исследования ученых, сурдопедагогов в процессе целенаправленной учебно-воспитательной работы происходит перестройка сенсорно-перцептивной сферы неслышащих детей, образуются новые межанализаторные связи, способствующие формированию новых приемов познания окружающей действительности. Специальное обучение и воспитание глухих детей позволяет преодолеть недостатки в их развитии.

Благоприятные условия для физического воспитания детей с нарушениями слуха, формирования основных движений и двигательных качеств ,совершенствования всей сенсорно-перцептивной сферы создает игровая деятельность. Игра- одно из замечательных явлений жизни, это деятельность, посредством которой ребенок познает мир ,а взрослый преобразует и изменяет его. В процессе игры вырабатываются многие физические качества и совершенствуются многие способности, в том числе двигательные и координационные. Подвижные игры занимают ведущее место в развитии двигательной активности как у здоровых детей, так и у не слышащих, они используются на учебных занятиях по физической культуре и во внеучебное время и решают оздоровительные и воспитательные задачи. Двигательная активность детей в процессе игры вызывает деятельное состояние всего организма, усиление жизненно важных функций, обменных реакций. Разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение ,активизируют работу легких, способствуют насыщению организма кислородом, повышают общий жизненный тонус. Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета,

108

суставов, скелетных мышц, увеличивает мускульную силу, развивает необходимую координацию. Оздоровительный эффект подвижных игр тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности.

Подвижные игры различаются по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получают игроки, различают игры большой, средней и малой подвижности. Подвижные игры подразделяют на собственно подвижные, спортивные и народные. Собственно подвижные (элементарные) игры представляют собой сознательную инициативную деятельность по достижению условных целей, добровольно установленных игроками, они не требуют специальной подготовки; их правила, количество, размеры площадки, инвентарь варьируются в зависимости от условий проведения. Инициативным моментом решения двигательных задач подвижные игры выгодно отличаются от строго регламентированных спортивных видов движения.

Целенаправленные занятия с использованием подвижных игр развивают все виды ощущений (в том числе остаточных слуховых у детей с нарушениями слуха), повышают функционирование сохранных анализаторов и возможности их взаимодействия, расширяют двигательные возможности и улучшают социально-средовое ориентирование детей с нарушениями слуха.

Нами были специально выбраны и апробированы в ходе формирующего эксперимента подвижные игры, способствующие развитию чувственной сферы детей. Целью опытно-экспериментальной работы было определение влияния подвижных игр на физическое самочувствие детей с нарушениями слуха. Эксперимент проводился на базе школы 1,2 вида № 37 города Новосибирска с учащимися 4-5 классов. Возраст испытуемых 12-13 лет, все дети имеют стойкие нарушения слуха: глухоту и тугоухость тяжелой степени. Задачи исследования:

1. Сделать выбор методик для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения.

2. Провести экспериментальное исследование с апробацией комплекса подвижных игр, адекватных подростковому возрасту.

3. Определить эффективность использования подвижных игр на физический статус детей с нарушениями слуха.

На первом этапе констатирующего эксперимента было проведено исследование по опроснику САН для оценки самочувствия, активности, настроения и были получены результаты, свидетельствующие, что самочувствие испытуемых ниже среднего балла по всем параметрам ( 5-5,5 балла). На втором этапе с детьми были проведены подвижные игры разных типов и видов, которым предшествовало объяснение в последовательности игровой деятельности:

1. Название игры.

2. Роли играющих на игровой площадке и расположение игроков.

3. Правила игры и ход.

4. Определение победителей и справедливая оценка всех участников, индивидуальные успехи всех участников.

На контрольном этапе повторно диагностированы с помощью методики САН те же параметры физического состояния детей. Результаты по всем характеристикам повысились и свидетельствовали о хорошем состоянии испытуемых. Значимо изменились оценки по самочувствию и активности, результаты по настроению изменились незначительно, но в общей картине физического статуса они отражают состояние эмоциональной сферы, а не двигательной, и соответствуют норме.

В заключение следует отметить, что с помощью подвижных игр можно решать более широкий круг коррекционных задач в работе с не слышащими детьми - для совершенствования слуховой чувствительности, развития вестибулярной чувствительности, формирования чувства дистанции, пространственных и временных отношений, и в целом, всей сенсорно-перцептивной сферы детей с нарушениями слуха.

Библиографический список: 1. Сутырина М.П. Диагностика и консультирование в специальной психологии / М. П. Сутырина. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. - 73 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.