Научная статья на тему 'ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПОМОГАЮТ ИСПРАВИТЬ ОСАНКУ'

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПОМОГАЮТ ИСПРАВИТЬ ОСАНКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

203
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подвижные игры / профилактика и коррекция / осанка / младший школьный возраст / корригирующий эффект. / outdoor games / prevention and correction / posture / primary school age / corrective effect.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаглинов Павел Анатольевич, Дорджиев Вячеслав Васильевич, Сюкиев Дмитрий Николаевич

в результате использования подвижных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости, быстроты и гибкости. Игры, проведенные в спортивном зале, на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. Мы подобрали игры, которые направлены на воспитание правильной осанки и на коррекцию её дефектов. Особая ценность этих игр заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTDOOR GAMES HELP CORRECT POSTURE

as a result of the use of outdoor games, we not only treat children, but also contribute to the comprehensive, harmonious physical and mental development, the formation of the necessary skills, coordination of movements, dexterity and accuracy, speed and flexibility. Games held in the gym, in the fresh air, temper the body and strengthen the immune system. We have selected games that are aimed at fostering correct posture and correcting its defects. The special value of these games lies in the ability to simultaneously influence the motor and mental spheres.

Текст научной работы на тему «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПОМОГАЮТ ИСПРАВИТЬ ОСАНКУ»

«Научные междисциплинарные исследования»

2. Савко Э.И., Зернова Т.В. Осанка и роль плавания в её восстановлении // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. -№4 (15). Спецвыпуск по гранту РФФИ №19-013-20149\19. - С.269-275. URL: http: //j ournal .asu.ru/index.php/zo sh

3. Савко Э. И. Физическая культура для самосозидания здоровья: метод. рекомендации. Минск: БГУ, 2014. 351 с.

УДК 613.72:373.3(470.47)

Шаглинов Павел Анатольевич Shaglinov Pavel Anatolievich Дорджиев Вячеслав Васильевич Dordzhiev Vyacheslav Vasilievich Сюкиев Дмитрий Николаевич Syukiev Dmitry Nikolaevich Старший преподаватель Senior Lecturer

Калмыцкий государственный университет им.Б.Б. Городовикова Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikova

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПОМОГАЮТ ИСПРАВИТЬ ОСАНКУ OUTDOOR GAMES HELP CORRECT POSTURE

Аннотация: в результате использования подвижных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости, быстроты и гибкости. Игры, проведенные в спортивном зале, на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. Мы подобрали игры, которые направлены на воспитание правильной осанки и на коррекцию её дефектов. Особая ценность этих игр заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы.

Abstract: as a result of the use of outdoor games, we not only treat children, but also contribute to the comprehensive, harmonious physical and mental development, the formation of the necessary skills, coordination of movements, dexterity and accuracy, speed and flexibility. Games held in the

VIII Международная научно-практическая конференция gym, in the fresh air, temper the body and strengthen the immune system. We have selected games that are aimed at fostering correct posture and correcting its defects. The special value of these games lies in the ability to simultaneously influence the motor and mental spheres.

Ключевые слова: подвижные игры, профилактика и коррекция, осанка, младший школьный возраст, корригирующий эффект.

Key words: outdoor games, prevention and correction, posture, primary school age, corrective

effect.

На данный момент перед нашим государством стоит проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Надо признать, что число детей с отклонениями в состоянии здоровья резко увеличилось. Наши дети стали зависимы, они больше времени проводят у телевизора, зависают в гаджетах, общаются в социальных сетях, либо играют в компьютерные игры. Изучив специальную литературу, мы видим, остро назревшую проблему профилактики и коррекции заболеваний школьников [3, 4, 5]. И от того насколько раньше мы начнём заботиться о собственном здоровье будет зависеть уровень здоровья нашего общества. Здоровая нация - сильное государство.

Подвижные игры - это универсальное средство физического воспитания, используемое для всех возрастных групп. Благодаря играм удовлетворяются различные потребности человека (развлечении, отдыхе, развитии физических и интеллектуальных способностей, приобретение опыта, в творчестве и общественно значимой деятельности) [1, 2].

Чем младше школьники, тем легче у них исправить осанку. Поэтому основной упор на воспитание правильной осанки и на коррекцию дефектов нужно делать в начальных классах. При выборе средств, для занятий корригирующей гимнастикой за основу берется школьная программа. Применяются бег, прыжки, метания простейшие и специальные упражнения.

Большое место в занятиях должны занимать и подвижные игры, которые не только повышают эмоциональность занятий, но и при правильном подборе дают необходимый корригирующий эффект. Трудности в дозировке физической нагрузки устраняются введением в игры дополнительных правил и пауз для

«Научные междисциплинарные исследования» отдыха. Обычно в младших классах играм отводится 30-40% времени занятий.

Причем чем младше дети, тем больший удельный вес приобретают игры.

Подбирают игры с целью профилактики и коррекции отдельных нарушений осанки.

Для детей, отличающихся сутулостью, крыловидными лопатками, выведенными вперед плечами в качестве примерных можно рекомендовать такие игры.

Вперед-назад. Размечают линию старта - финиша, а на расстоянии 5-8м от нее ставят флажки. Участники располагаются парами спиной друг к другу и захватывают руки партнера согнутыми в локтях руками. По сигналу ребята мелкими шагами (чтобы не мешать передвижению партнера), стараясь сохранять правильную осанку, устремляются к флажкам, обходят их возвращаются назад. Во время движения партнеры опираются на спины друг другу, плечи отводят назад, голову держат прямо. До флажков лицом вперед движется один участник, в обратном направлении - другой. Побеждает пара, точнее и раньше выполнившая задание.

Вариант: передвигаться приставными шагами боком вперед.

Перетягивание в парах. Игроки двух команд образуют пары и, взявшись за гимнастическую палку, садятся на пол лицом друг к другу так, чтобы стопы упирались в стопы партнера. По сигналу игроки стараются перетянуть партнера на свою сторону. Тот, кому удается, приносит своей команде очко. Игрок, отпустивший палку, проигрывает. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Гонка предметов над головой сидя в колоннах. Используют надувные и набивные мячи, мешочки с песком, гимнастические палки, скакалки, сложенные вчетверо, и другие предметы. Играющие делятся на 2-4 равные команды и садятся в колонне по одному на пол. Каждый игрок сгибает ноги в коленях, стопы на полу расставляет врозь и опирается на колени сзади сидящего. У первых игроков (капитанов) в руках мяч. По сигналу играющие передают его над головой прямыми руками. Последний игрок, получив мяч, встает, бежит вперед,

VIII Международная научно-практическая конференция садится перед колонной и передает мяч тем же способом. Когда капитаны снова окажутся впереди своих команд, они поднимают мяч перед грудью и сигнализируют об окончании игры. Во время передачи мяча назад нужно прогибаться в верхнегрудном отделе позвоночника. Сгибать руки и перебрасывать мяч запрещается. Если игрок уронил мяч, он должен его поднять, вернуться на свое место и выполнить передачу. Побеждает команда, закончившая игру раньше соперника (за победу дается определенное количество очков) и сделавшая меньше ошибок (за каждую ошибку снимают по одному очку).

Варианты: 1) передачи начинает последний игрок. Первый, получив мяч, встает, бежит назад, садится, и игра продолжается;

2) передачи начинает первый игрок, последний, получив мяч, поднимает его над головой - игра закончена;

3) при расположении играющих не в колонны, а в шеренге и при передачи мяча с наклоном в сторону к игроку, принимающему мяч, игру можно использовать для детей с нарушениями осанки во фронтальной плоскости.

«Горячий» мяч. Игроки располагаются в кругах по 3-8 человек в каждом. Исходное положение - лежа на животе. Согнутые руки в стороны или вверх. У одного из играющих каждого круга набивной (1-2кг) или надувной мяч. Вес мяча роли не играет, основную нагрузку дает работа по поддержанию головы, рук и плечевого пояса в приподнятом положении. По сигналу игроки перекатывают мяч по полу друг другу, стараясь как можно меньше прикасаться к мячу (мяч «горячий»). Касаться пола руками и головой запрещается. Побеждает команда, за определенное время сделавшая меньше ошибок. Игру можно усложнить, увеличив количество мячей в каждом кругу.

А вот игры для детей с усиленным поясничным лордозом и выпяченным животом (лордотическая осанка).

Эстафета «карликов». Игроки, разделившись на несколько команд, выстраиваются в колонны по одному. Интервал между командами 1-2м. Напротив каждой команды выкладывается из матов дорожка длиной 3м. По

«Научные междисциплинарные исследования» сигналу первые игроки становятся в стойку на колени, наклоняя вперед, берут

себя за ноги у голеностопных суставов и продвигаются вперед на коленях.

Коснувшись условленного места, они возвращаются и становятся в конец

колонны. Как только первые игроки коснутся линии старта, начинают движение

вторые, затем третьи и т.д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Вариант: игроки передвигаются в группировке, в приседе или стоя согнувшись и взявшись руками за голеностопные суставы.

Бой уток. Играющие выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу, разомкнувшись на вытянутые руки. Затем игроки приседают и обхватывают руками колени. По сигналу игроки широкими шагами, подражая уткам, приближаются друг к другу, стараясь толчками плеча вывести соперника из равновесия. Если им это удается, они приносят своей команде очко. Побеждает команда, набравшая больше очков. Если игрок отпустит руки от коленей, считается, что он потерял равновесие.

Защищай ворота. Игроки выстраиваются по кругу в положении ноги врозь так, чтобы стопы рядом стоящих, соприкасались. Водящий стоит в середине круга с мячом в руках. По сигналу он, применяя различные обманные движения, старается руками прокатить мяч между ног у любого из играющих. Если ему это удается, он меняется местами с игроком, под ногами которого мяч выкатился из круга. Разрешается, защищая свои ворота, отбивать мяч только руками. Сгибать ноги при наклоне вперед запрещается. Побеждает игрок, не пропустивший в свои ворота ни одного мяча.

Бег улиток. Играет несколько равных по составу команд. Перед каждым на расстоянии 1м обозначается стартовая линия, а в 2-3м от нее ставится поворотный флажок. По сигналу первые игроки выходят на линию старта и, подражая улитке, принимают положение для скольжения (упор стоя на коленях, руки вверх, ладони на полу грудью тянуться к полу, смотреть на руки). По следующему сигналу игроки мелкими шажками продвигаются вперед, скользя ладонями по полу. Участник, быстрее и правильнее выполнивший упражнение,

VIII Международная научно-практическая конференция приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая большую сумму очков.

Вариант: второй игрок заранее принимает исходное положение и, как только первый коснется стартовой линии, начинает продвижение вперед.

Особую трудность представляет подбор игр для групп, составленных из школьников, имеющих различные нарушения осанки (асимметрия плеч, увеличение поясничного лордоза и др.). В таких случаях используются игры, в которых ученики выполняют каждый свое задание (обычно принимают определенную позу), необходимое для коррекции того или другого нарушения осанки.

Цапля идет! Играющие - «лягушки» - прыгают на лугу. По сигналу «Цапля идет!» все останавливаются и принимают одну из нескольких заранее разученных корригирующих поз. Водящий - «цапля» - ходит, высоко поднимая ноги, и пятнает лягушек при малейшем их движении. Запятнанные выбывают из игры. По сигналу «Цапля ушла!» лягушки продолжают прыгать. Выигрывают ученики, которых ни разу не запятнали, а из водящих - те, кто запятнал большее количество играющих.

Совушка. Игра подобна предыдущей. По сигналу «Ночь!» играющие принимают свои позы, а совушка вылетает из гнезда на охоту. Заметив пошевелившегося игрока, совушка берет его за руку и отводит в гнездо. По сигналу «День!» играющие подражают движениям птиц, бабочек, а совушка возвращается в гнездо.

Пятнашки с принятием определенных поз. В общеизвестную игру «пятнашки» вводится дополнительное правило: нельзя пятнать того, кто, спасаясь от пятнашки, принял оговоренную ранее корригирующую позу.

Можно также использовать эстафеты с выполнением различных упражнений.

Эстафета с палкой. Команды выстраиваются в колонну по одному. Дистанция между игроками - 1м. Первые в колоннах - сутулые, вторые - с «вогнутой» спиной и т. д. По сигналу первые передают палку прямыми руками

«Научные междисциплинарные исследования» вверх-назад, вторые переступают через палку, не выпуская ее из рук, третьи -

вверх-назад и т.д. Последний, выполнив упражнение, бежит вперед и поднимает

палку вверх. Побеждает команда, быстрее и с меньшим количеством ошибок

закончившая эстафету.

Таким образом, подвижные игры - это мощный инструмент для поддержания состояния здоровья школьников, профилактики и коррекции отдельных нарушений осанки.

Библиографический список:

1. Ашмарин, Б. А. Педагогика физической культуры / Б. А. Ашмарин. -СПб.: ЛГОУ им. A.C. Пушкина, 2009. - 353с.

2. Былеева, Л. В. Подвижные игры: учебник / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. - М.: Физическая культура, 2006. - 288 с.

3. Коренберг, В. Б. Спортивная метрология: учебник / В. Б. Коренберг. -М.: Физическая культура, 2008. - 368 с.

4. Кузьмичева, Е. В. Подвижные игры для детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Е. В. Кузьмичева - М.: Физическая культура, 2008. -112 с.

5. Портных, Ю. И. Дидактика игр в школе: учебно-методическое пособие / Ю. И. Портных, С. Л. Фетисова. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 317 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.