Научная статья на тему 'ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / СОСТОЯНИЕ / СПОРТ / УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭМОЦИИ / HEALTH / OUTDOOR GAMES / STATE / SPORT / EXERCISE / PHYSICAL CULTURE / EMOTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демочкина Татьяна Николаевна, Ильина Светлана Александровна

Подвижные игры широко используются в ВУЗЕ как средство и метод физического воспитания. Они проходят на высоком эмоциональном подъеме, встречают хороший прием у студентов, вызывают интерес к занятиям, служат толчком к занятиям спортом. Правильный подбор игр способствует воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, развивает правильное понимание жизни, чувство солидарности, товарищества и ответственности друг за друга. Все это вместе с правилами игры способствует воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению взять себя в руки после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. В сочетании с физическими упражнениями подвижные игры способны решить целый ряд педагогических задач разного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTDOOR GAMES AS A MEANS OF EDUCATING STUDENTS

Outdoor games are widely used in higher EDUCATION as a means and method of physical education. They are held at a high emotional level, meet with a good reception from students, arouse interest in classes, and serve as an impetus for sports. The correct selection of games contributes to the education of physical qualities: speed, dexterity, strength, endurance, flexibility, develops a correct understanding of life, a sense of solidarity, camaraderie and responsibility for each other. All this, together with the rules of the game, contributes to the education of conscious discipline, honesty, self -control, the ability to pull yourself together after a strong excitement, to restrain your egoistic impulses. In combination with physical exercise outdoor games are able to solve a number of pedagogical problems of a different nature.

Текст научной работы на тему «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 796.2-057.875

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ OUTDOOR GAMES AS A MEANS OF EDUCATING STUDENTS

Демочкина Татьяна Николаевна

старший преподаватель кафедра «Физическое воспитание» Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

г. Орел, Россия Demochkina Tatyana Nikolaevna senior teacher Department of Physical education O^l state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Ильина Светлана Александровна

старший преподаватель кафедра «Физическое воспитание» Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

г. Орел, Россия Ilina Svetlana Aleksandrovna senior teacher Department of Physical education O^l state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Подвижные игры широко используются в ВУЗЕ как средство и метод физического воспитания. Они проходят на высоком эмоциональном подъеме, встречают хороший прием у студентов, вызывают интерес к занятиям, служат толчком к занятиям спортом. Правильный подбор игр способствует воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, развивает правильное понимание жизни, чувство солидарности, товарищества и ответственности друг за друга. Все это вместе с правилами игры способствует воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению взять себя в руки после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. В сочетании с физическими упражнениями подвижные игры способны решить целый ряд педагогических задач разного характера.

Abstract. Outdoor games are widely used in higher EDUCATION as a means and method of physical education. They are held at a high emotional level, meet with a good reception from students, arouse interest in classes, and serve as an impetus for sports. The correct selection of games contributes to the education of physical qualities: speed, dexterity, strength, endurance, flexibility, develops a correct understanding of life, a sense of solidarity, camaraderie and responsibility for each other. All this, together with the rules of the game, contributes to the education of conscious discipline, honesty, self-control, the ability to pull yourself together after

a strong excitement, to restrain your egoistic impulses. In combination with physical exercise outdoor games are able to solve a number of pedagogical problems of a different nature.

Ключевые слова: здоровье, подвижные игры, состояние, спорт, упражнения, физическая культура, эмоции.

Keywords: health, outdoor games, state, sport, exercise, physical culture, emotions.

В настоящее время существует множество определений понятия «здоровье». Считается, что физическое здоровье, это не просто отсутствие болезней, но и комплексное, гармоничное развитие ряда качеств. Здоровым может считаться человек, имеющий хорошее физическое развитие и психическое состояние, обладающий высокой работоспособностью, способный трудиться как физически, так и интеллектуально. Современная статистика показывает, что, к сожалению, с каждым годом фактически здоровых людей становится все меньше. Студенческая молодежь является основным оплотом нашего общества. Но в ее рядах отмечается очень низкий процент здоровых людей. Так, например, 52% студентов имеют хронические заболевания; 47% - функциональные расстройства; 60% отличается физиологической незрелостью. Изучив данные медицинского осмотра студентов первого курса ОГУ имени И.С. Тургенева, выявлена следующая картина: на первом месте среди заболеваний находятся нарушения опорно-двигательного аппарата; на втором - сердечно-сосудистой системы; на третьем - органов зрения; на четвертом - расстройства органов пищеварения. Решить проблему укрепления здоровья молодежи только медикаментозными средствами невозможно. Здесь следует применять целый комплекс мер, одними из которых являются занятия физической культурой.

Учебные занятия физической культурой в ВУЗе лишь на 10 % удовлетворяют молодежь в потребности двигательной активности. Поэтому их главная задача -создать предпосылки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Следовательно, занятия следует планировать таким образом, чтобы они вызывали у студентов, интерес, эмоциональный подъем, повышали жизненный тонус и поднимали настроение. Большую помощь здесь могут оказать подвижные игры. Ряд спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол) входят обязательным разделом в программу дисциплины «Физическая культура и спорт». Подводящими к ним являются подвижные игры. Игра - это наиболее ранняя деятельность человека, которая являлась средством познания, социализации, отдыха, развития, видом спорта. Существует огромное разнообразие игр, которые можно использовать как в процессе учебно-тренировочных занятий, так и в свободное время. Подвижные игры являются важным фактором в формировании здорового образа жизни студенческой молодежи.

В отличие от спортивных игр, подвижные имеют в основном рекреативную направленность. Они несут в себе национальные и этические ценности общества, традиции и культуру народа. Подвижные игры способствуют развитию и совершенствованию основных жизненно-важных навыков: бегу, прыжкам, лазанию, метанию, ловле и т.п. Выполняемые в процессе игры действия требуют активной

деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма. Фактически все подвижные игры играют важную роль в нервно-психическом и лич-ностном развитии человека. Они развивают реакцию, сообразительность, волю, быстроту реакции, мышление, фантазию, смелость и решительность. Выполняемые совместно с товарищами действия, приносят радость от преодоления трудностей, достижения результата, общения. В процессе игры люди обогащаются новыми ощущениями, расширяют кругозор, учатся анализировать, сопоставлять и обобщать виденное. В спортивных и подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.

Спортивные игры отличаются от подвижных. Отличия состоят в том, что правила игры являются строго регламентированными и не могут меняться в зависимости от ситуаций; игра имеет определенные приемы и технику выполнения этих приемов; в основе игры находится состязательный момент. В настоящее время спортивными играми называют отдельные вида спорта, которые связаны с противоборством команд или соперников.

Во всех учебных заведениях страны подвижные и спортивные игры используются как средство и метод физического воспитания людей. С их помощью решается целый ряд образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Участвуя в подвижной или спортивной игре, необходимо выполнять разнообразные движения и действия. Эти действия отрабатываются предварительно, во время выполнения физических упражнений. Во время выполнения подводящих упражнений происходит предварительное знакомство с правилами и особенностями игры. Развитие и совершенствование предварительно разученных технических и тактических приемов, формирование навыков определенного вида спорта входит составной частью в образовательный компонент физического воспитания. С образовательной целью рекомендуется использовать в процессе занятий игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (легкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.).

Во время занятий необходимо подбирать игры таким образом, чтобы они способствовали развитию силы, гибкости, ловкости, скорости и других физических качеств. Все перечисленные качества гораздо легче формируются и воспитываются в процессе игры. Здесь, в отличие от традиционных занятий физическими упражнениями, отсутствует монотонность, напряжение и усталость. Подражание другим, более ловким, игрокам стимулирует людей к совершенствованию физических качеств, заставляет стремиться к физическому совершенствованию, развивает желание быть похожим на лидеров и самому выполнять игровые действия на высшем уровне.

Воспитательное значение игр неоспоримо. Во всех командных играх всегда присутствует чувство солидарности, ответственности за себя и своих товарищей. Здесь приходится работать сообща, в команде, а значит подчинять свои эгоистические порывы общему делу. В процессе игры формируются и развиваются дисциплинированность, честность, самообладание, выдержка, альтруизм, взаимопомощь,

понимание других, толерантность и взаимовыручка. Вместе с тем, высокий эмоциональный подъем сплачивает участников команд, заставляет сообща переживать победы и поражения, успехи и неудачи, развивает правильное понимание жизни и чувство ответственности друг за друга.

Выполнение любых физических упражнений оказывает оздоровительный эффект на организм человека. Этот эффект усиливается, когда занятия проходят на свежем воздухе, в благоприятных гигиенических условиях. Подвижные и спортивные игры - это деятельность, которую проще всего осуществлять на свежем воздухе. Кроме того, разнообразие выполняемых в процессе игры движений и действий вызывает активные изменения в работе внутренних органов и систем организма. В процессе занятий физическими упражнениями или участия в подвижных играх укрепляются нервная и сердечно-сосудистая системы, двига-тельный аппарат, улучшается обмен веществ, повышаются адаптивные способности организма к физическим нагрузкам. Для людей, занятых преимущественно умственным трудом, средства активного отдыха являются наиболее полезными в плане здоровья. Высокая двигательная активность сопровождается активными изменениями в деятельности всех органов и систем организма. В зависимости от интенсивности игры, у людей увеличивается в несколько раз потребление кислорода тканями, становится более экономичной работа сердца и легких, запрос организма в кислороде и питательных веществах обеспечивается намного эффек-тивнее.

В результате занятий подвижными и спортивными играми развиваются зрительные, вестибулярные, мышечные анализаторы коры головного мозга. В результате, у игроков расширяются границы их психофизических возможностей. Становятся лучше память, внимание, мышление, фантазия, точность и координация движений. У игроков развивается пространственно-временная ориентация, переносимость организмом быстрых перемен положений тела, поле зрения, реакция, сообразительность, адаптация к быстро меняющимся условиям игры.

Участвуя в игре, человеку приходится соблюдать ее правила, а значит напрягать все мышечные группы. Такие напряжения способствуют развитию ловкости, умению сохранять равновесие, быстро выполнять различные действия. Высокий эмоциональный подъем вызывает возбуждение симпатического отдела нервной системы, в результате чего увеличивается количество крови, находящейся в движе-нии, повышается содержание гемоглобина и сахара в крови, учащается ритм сокращений сердца и дыхания, происходит активное потовыделение. На свежем воздухе гигиеническое значение подвижных и спортивных игр усиливается в несколько раз.

В процессе обучения в ВУЗе подвижные игры следует использовать, независимо от их объема и характера, соответственно с методикой и поставленными задачами. Одной из основных задач, решаемых в процессе проведения игр, является переключение студентов с одного вида деятельности на другой. Игры позволяют человеку восстановить свои физические и духовные силы. У студенческой молодежи они всегда встречают хороший прием, проходят на высоком эмоциональном уровне, вызывают интерес и побуждают к дальнейшим занятиям спортом.

Сегодня весь тренерско-преподавательский состав озадачен поиском новых форм и методов физкультурно-спортивной деятельности. Эта деятельность должна

осуществляться в соответствии с требованиями общества и решать задачи, стоящие перед современной системой образования и физкультурно-спортивным движением. Новые формы и методы должны, в первую очередь, существенно влиять на уровень мотивации молодежи к занятиям физическими упражнениями. Необходимо добиваться того, чтобы физкультурно-спортивная деятельность получила высокую привлекательность и социокультурную значимость для молодежи. Огромную помощь в этом могут оказать подвижные игры. Выполняемые в них действия не так утомляют организм, как физические упражнения. Игры приносят удовольствие, выполняют роль занимательного отдыха. К сожалению, они не в состоянии решить весь спектр воспитательных и образовательных задач. Поэтому необходимо находить пути совмещения в рамках образовательного процесса подвижных игр и физических упражнений для решения множества проблем современности.

Литература

1. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика : учеб. пособие / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. - 3-е изд. -М. : Академия, 2009. - 528 с.

2. Демчишин А. А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А . Демчишин, В. Н. Мухин, Р. С. Мозола. - М. : Здоровье, 1989. -168 с.

3. Физическая культура : учебное пособие / под ред. В. А. Коваленко. - М. : Изд-во АСВ, 2000. - 432 с.

4. Физическая культура студента : учеб. для СПО / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 176 с.

References

1. Barchukov I. S. Fizicheskaya kul'tura i sport: metodologiya, teoriya, praktika [Physical culture and sport: methodology, theory, practice: studies']. 3rd ed. Moscow, Academy Publ., 2009, 528 p.

2. Demchishin A. A., Mukhin V. N., Mozola R. S. Sportivnye i podvizhnye igry v fizicheskom vospitanii detey i podrostkov [Sports and outdoor games in physical education of children and adolescents]. Moscow, Zdorovye Publ., 1989, 168 p.

3. Kovalenko V. A. (ed.). Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]. Moscow, DIA Publ., 2000, 432 p.

4. Reshetnikov N. V., Kislitsyn Yu. L. Fizicheskaya kul'tura studenta [Physical culture of the student]. 8th ed. Moscow, Academy Publ., 2008,176 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.