Научная статья на тему 'Подвижные игры как средство повышения физической подготовленности мальчиков 7-8 лет в условиях прогимназии'

Подвижные игры как средство повышения физической подготовленности мальчиков 7-8 лет в условиях прогимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ ПРОГИМНАЗИИ / ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ / УРОКИ ФИЗКУЛЬТУРЫ / ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / PUPILS OF A PRO-GYMNASIUM / GAME MATERIAL / PHYSICAL EDUCATION CLASSES / EDUCATION OF PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинин Александр Дементьевич, Комаров Михаил Никонорович, Волобуев Алексей Леонидович, Климова Людмила Юрьевна, Махотина Татьяна Павловна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования указывает на необходимость соблюдения преемственности содержания и форм дошкольного и начального общего образования. Поскольку для детей 7-8 лет игровая деятельность не теряет своей доминанты, в прогимназии нами была предпринята попытка широкого внедрения вариативного игрового материала, подобранного согласно задачам учебного процесса, в уроки физической культуры. Статистически достоверные результаты, полученные в процессе исследования, оправдывают целесообразность игровой направленности учебного процесса для формирования физических качеств учащихся прогимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинин Александр Дементьевич, Комаров Михаил Никонорович, Волобуев Алексей Леонидович, Климова Людмила Юрьевна, Махотина Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outdoor games at the pro-gymnasium conditions as the way for increasing 7-8 years old boy’s physical readiness

The Federal state educational standard of primary education indicates the need in observance of the contents and forms eligibility at preschool and primary general education. As for children of 7-8 years old the game activities do not lose the dominant, in a pro-gymnasium we made an attempt of widespread introduction of the variable game material, which has been picked up according to tasks of the educational process, in lessons of physical culture. Statistically, the authentic results received in the course of research, justify feasibility of the game directivity of the educational process for formation of physical qualities of the pupils at pro-gymnasium.

Текст научной работы на тему «Подвижные игры как средство повышения физической подготовленности мальчиков 7-8 лет в условиях прогимназии»

fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 77-81.

Контактная информация: sdd@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2019

УДК 796.29

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ 7-8 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ПРОГИМНАЗИИ

Александр Дементьевич Калинин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский

национальный исследовательский медицинский университет, им. Н.И. Пирогова, г. Москва; Михаил Никонорович Комаров, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Алексей Леонидович Во-лобуев, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет по землеустройству, г. Москва; Людмила Юрьевна Климова, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет; Татьяна Павловна Ма-хотина, старший преподаватель, Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования указывает на необходимость соблюдения преемственности содержания и форм дошкольного и начального общего образования. Поскольку для детей 7-8 лет игровая деятельность не теряет своей доминанты, в прогимназии нами была предпринята попытка широкого внедрения вариативного игрового материала, подобранного согласно задачам учебного процесса, в уроки физической культуры. Статистически достоверные результаты, полученные в процессе исследования, оправдывают целесообразность игровой направленности учебного процесса для формирования физических качеств учащихся прогимназии.

Ключевые слова: учащиеся прогимназии, игровой материал, уроки физкультуры, воспитание физических качеств.

OUTDOOR GAMES AT THE PRO-GYMNASIUM CONDITIONS AS THE WAY FOR INCREASING 7-8 YEARS OLD BOY'S PHYSICAL READINESS

Alexander Dementievich Kalinin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pi-rogov Russian National Research Medical University, Moscow; Mikhail Nikonorovich Koma-

rov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Alexey Leonidovich Volobuev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer,

State University of Land Use Planning, Moscow; Lyudmila Yurevna Klimova, the senior teacher, Moscow State University of Psychology and Education; Tatiana Pavlovna Makhotina, the senior teacher, Russian State University of Justice, Moscow

Annotation

The Federal state educational standard of primary education indicates the need in observance of the contents and forms eligibility at preschool and primary general education. As for children of 7-8 years old the game activities do not lose the dominant, in a pro-gymnasium we made an attempt of widespread introduction of the variable game material, which has been picked up according to tasks of the educational process, in lessons of physical culture. Statistically, the authentic results received in the course of research, justify feasibility of the game directivity of the educational process for formation of physical qualities of the pupils at pro-gymnasium.

Keywords: pupils of a pro-gymnasium, game material, physical education classes, education of physical qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Во всех сферах деятельности человека происходит увеличение объема информации, каждые пять лет в Российской Федерации обновляются стандарты образования (ФГОС),

происходит модернизация и адаптация образовательного процесса к новым условиям. Инновации в обучении, его компьютеризация, а также поглощение личного времени школьников социальными сетями и компьютерными играми негативно сказываются на физическом развитии, физической подготовленности и функциональном состоянии учащихся, поскольку двигательная активность вытесняется всепоглощающим статическим времяпрепровождением, которое становится для ребенка более значимы, чем игры на свежем воздухе, занятия в спортивных секциях и кружках [2, 5, 6].

Значимый толчок в деле оздоровления школьников и повышения их физической подготовленности приходится на популярный в Советском Союзе и ныне восстановленный комплекс ГТО, охватывающий учащихся всех классов. Выполнение соответствующих возрасту требований ГТО за время обучения в школе, способствует повышению уровня физической подготовленности и обеспечивает выпускникам, золотым и серебряным значкистам ГТО - преференции при поступлении в вуз.

Привитие интереса к занятиям физическими упражнениями учащимся начальной школы, обеспечение доступности, привлекательности и высокого качества образования, повышение уровня их двигательной подготовленности - одна из задач здоровьесберегаю-щих технологий современной школы [1, 7, 8]. Во ФГОС начального образования указано на необходимость соблюдения преемственности содержания и форм образовательной деятельности для реализации образовательных программ дошкольного и начального общего образования, особенно это имеет место быть в прогимназиях. Поскольку для детей 7-8-летнего возраста характерно доминирование игровой деятельности, то, на наш взгляд, перспективным направлением решения указанной выше задачи является широкое применение в образовательном процессе прогимназии игрового материала. Считаем, что педагогически грамотное внедрение подвижных игр в уроки физической культурой положительно скажется не только на воспитании физических качеств, но и позволит заинтересовать детей физкультурно-спортивной деятельностью, а поощрение их самостоятельности при выборе и проведении игр, будет способствовать овладению умениями организовывать здоро-вьесберегающую жизнедеятельность [3, 4]. Мы предположили, что применение игрового материала, предварительно подобранного и систематизированного в соответствии с его ключевым влиянием на развитие конкретного двигательного качества, в процессе уроков физкультуры с учениками вторых классов прогимназии благоприятно скажется на показателях физической подготовленности детей.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В прогимназии №1720 ЦАО г. Москвы было проведено исследование влияния игровых уроков физкультуры, на посещаемость и физическую подготовленность мальчиков-второклассников. Поскольку из-за малочисленности мальчиков 7-8 лет, отнесенных по состоянию здоровья к основной группе (п = 15 человек), в трех первых классах не удалось сформировать экспериментальную и контрольную группы, была поставлена задача определить сдвиги в физической подготовленности детей. Исследование продолжалось на протяжении учебного года: одни раз в неделю урок физкультуры проводился с использованием игрового метода по специально разработанным сценариям, составленным на базе материала, соответствующего разделам программы; второй - с использованием метода строго регламентированного упражнения: в основной части дети изучали программный материал, в вводную или заключительную части урока включалась одна подвижная игра, как правило, малой интенсивности. В обоих вариантах уроки строились на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А. А. Зданевича. Игровые уроки включали в себя 5 - 6 игр, из которых 1 - 2 - эстафеты; изначально - это были простые, знакомые по детскому саду игры, начиная со второго месяца эксперимента, в каждый урок включалась одна новая игра. На всех уроках применялись разнообразные методы воспитания физических качеств:

равномерный, переменный, соревновательный, круговой; в ходе игровых уроков указанные методы включались в контекст игрового материала. Реакция детей на применение или отсутствие игрового материала в уроке определялась в ходе бесед по его завершению. За время проведения эксперимента ни один ребенок не отказался от участия в игре и не пропустил игровой урок.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Среди учителей физической культуры Пресненского района ЦАО г. Москвы (п=15) был проведен опрос с целью определения места и значения подвижных игр в учебном процессе в начальной школе. Было выяснено, что лишь 13,3% педагогов (п=2) редко, но проводят уроки, содержание которых полностью базируется на игровом материале, однако возникающие трудности, связанные с организацией младших школьников для игры, затрудняют проведение подобных уроков и, как правило, в них учителя предлагают детям простые, знакомые игры. Все учителя указали, что постоянно дают игровой материал в вводно-подготовительной или заключительной части урока; в первом случае - для организации класса, во втором - для снятия напряжения после нагрузки.

В ходе опроса второклассников (п = 65), проведенного в конце учебного года, было выяснено, что большинству детей (96,9%, п = 63) нравятся игровые занятия. Дети в своих ответах подчеркнули, что на уроках с использованием подвижных игр у них повышается настроение, урок пролетает незаметно и остается ощущение, что было интересно и весело; на уроках с использованием метода строго-регламентированного упражнения им бывает скучно, и они устают. Остальные дети (3,1%; п = 2), отличавшиеся плохим посещением, сказали, что им больше нравятся уроки, проводимые в обычной форме, но причину этого выбора назвать не смогли.

Моторная плотность игровых уроков находилась в пределах 70-80%, а уроков с применением метода строго регламентированного упражнения - 30-50%, но именно на этих уроках происходило разучивание детьми нового сложного учебного материала, который затем включался в игры, и, следовательно, данные уроки были необходимы для реализации поставленной задачи. Значимость таких уроков постоянно разъяснялась детям.

В конце года были получены достоверные сдвиги в показателях развития физических качеств мальчиков 7-8 лет, что представлено ниже в таблице:

Таблица 1 - Результаты физической подготовленности мальчиков 7-8 лет в конце учебного года (п=15)____

№ п/п Тесты физической подготовленности ха±о Р

1. Челночный бег 3x10 м (с) 0,17±0,31 0,08 <0,05

2. Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз) 1,6±0,57 0,14 <0,001

3. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) 2,3±1,06 0,27 <0,001

4. Прыжок в длину с места (см) 8,4±5,73 1,48 <0,001

5. Проба Штанге (с) 4,2±1,14 0,29 <0,001

Для оценки выносливости тест «смешанное передвижение 1000 м», был заменен пробой Штанге. Первые четыре теста соответствовали тестированию комплекса ГТО 1 ступени: наименьших успехов добились школьники в челночном беге - двое детей не выполнили требования (13,3%), четверо освоили норматив на золотой значок (26,7%). В остальных тестах все дети смогли выполнить требования ГТО, в том числе и на золотой значок. Однако, оценивая полученные результаты по уровню освоения программного материала (И), колебания которого допустимы в границах 25-75% [3, 5], были получены следующие данные: значительно превысили верхнюю границу показатели развития координационных способностей (И = 88,8%), гибкости (И = 80,0%), силовых возможностей (И = 93,3%); ско-ростно-силовые качества оказались выше среднего показателя (И = 66,6%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение игрового материала на уроках физической культуры с учениками 2-х классов прогимназии положительно сказалось на уровне развития физических качеств: ко -ординации движений, скоростно-силовых качеств, гибкости, силы, а так же способствовало адаптации к недостатку кислорода. Сочетание в недельном цикле игровых уроков и уроков, проводимых методом строго регламентированного упражнения, позволило изучать новый материал, используя его в подвижных играх, обеспечивать достаточно высокий уровень моторной плотности в ходе проведения уроков. Активное привнесение подвижных игр в учебный процесс не внесло дисгармонии в уровень физической подготовленность мальчиков 7 - 8 лет, а в большей мере, способствовало ее повышению, улучшению посещаемости и эмоциональной атмосферы урока.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на основе учета их типологических особенностей / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов, А.В. Добежин, И.Н. Овсянникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 7-14.

2. Абрамишвили, Г. А. Современный взгляд на проблемы физического воспитания учащихся младшего школьного возраста / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 7-12.

3. Карпов, В.Ю. Потребностно-мотивационные характеристики физической культуры младших школьников новых типов учебных заведений / В. Ю. Карпов, Г. А. Абрамишвили // Известия Сочинского государственного университета. - 2011. - № 2. - С. 141-143.

4. Карпов, В.Ю. Типоспецифическая физическая подготовка учащихся младшего школьного возраста лицеев и гимназий / В.Ю. Карпов, Г.А. Абрамишвили // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 113-117.

5. Махинова, М.В. Влияние различных режимов двигательной активности на физическое состояние учащихся начальных классов учебных заведений нового типа : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Махинова М.В. - Краснодар, 2000. - 19 с.

6. Перков, А.В. Нормирование нагрузок в процессе физической подготовки школьников 710 лет с учетом половозрастных особенностей развития физических качеств и биологического возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Перков А.В. - Краснодар, 2010. - 24 с.

7. Содержание понятия «здровьесберегающие технологии» в контексте современного школьного образования / А.П. Матвеев, А.С. Махов, В.Ю. Карпов, А.В. Корнев // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 59-61.

8. Аbramishvili, G.A. The Technology of Differentiated Physical Education of Primary-Age Pupils / G.A. Аbramishvili, V.Yu. Karpov, M.V. Eremin // Asian Social Science. - 2015. - T. 11, V. 19. - P. 329-334.

REFERENCES

1. Abramishvili, G.A., Karpov V.Yu., Dobezhin, A.V. and Ovsyannikova, I.N. (2012), "Differentiated physical education pupils of elementary grades on a basis the accounting of their typological features", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 7-14.

2. Abramishvili, G.A. and Karpov, V.Yu. (2014), "Modern view on problems of physical training of pupils of younger school age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No.11, pp. 7-12.

3. Karpov, V.Yu. and Abramishvili, G.A. (2011), "Need-motivational characteristics of physical training of younger school students of new types of educational institutions", Bulletin of Sochi State University for Tourism and Recreation, No. 2 (16), pp. 141-143.

4. Karpov, V.Yu. and Abramishvili, G.A. (2011), "Type-specific physical preparation of pupils of primary school age of lyceums and gymnasiums", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 113-117.

5. Matveev, A.P., Makhov, A.S., Karpov, V.Yu. and Kornev, A.V. (2016), "Content of the concept "Health Saving Technologies" of a context of modern school education", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp.59-61.

6. Makhinova, M.V. (2000), Influence of different modes ofphysical activity on a physical status ofpupils of initial classes of educational institutions of new type, dissertation, Moscow.

7. Perkov, A.V. (2010), Rating of loadings in process ofphysical training of school students of 710 years taking into account gender and age features of development of physical qualities and biological age, dissertation, Moscow.

8. Abramishvili, G.A., Karpov, V.Yu. and Eremin, M.V. (2015), "The Technology of Differentiated Physical Education of Primary-Age Pupils", Asian Social Science, No.11, vol. 19, pp. 329-334.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.04.2019

УДК 796.011.3

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗВОСПИТАНИЮ

Антон Анатольевич Карпинский, преподаватель, Людмила Глебовна Гардагина,

преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва; Надежда

Ивановна Карпинская, преподаватель, Анатолий Евгеньевич Карпинский,

преподаватель, Московский государственный технический университет гражданской

авиации (МГТУ ГА)

Аннотация

В статье рассказано об организации работы со студентами, освобожденными от практических занятий по предмету «Физическая культура» в Российском университете транспорта (МИИТ). Проанализированы научные статьи освобожденных студентов, напечатанные в соавторстве с преподавателями кафедры «Физическая культура ИУИТ» Российского университета транспорта (МИИТ) и преподавателями кафедры физического воспитания Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА).

Ключевые слова: занятия физкультурой студентов технического вуза, студенты, освобожденные от практических занятий, научные исследования.

ORGANIZATION OF WORK WITH THE STUDENTS EXEMPTED FROM PRACTICAL TRAINING ON THE PHYSICAL EDUCATION

Anton Anatolyevich Karpinsky, the teacher, Lyudmila Glebovna Gardagina, the teacher, Russian University of Transport, Moscow; Nadezhda Ivanovna Karpinskaya, the teacher, Anatoliy

Evgenievich Karpinsky, the teacher, Moscow State Technical University of Civil Aviation

Annotation

In the article, it was told about the organization of the work with the students exempted from the practical training in the subject "Physical culture" at the Russian university of transport (MIIT). The scientific articles of the released students printed in the co-authorship with teachers of Physical Culture of IUIT of the Russian university of transport (MIIT) and teachers of departments of physical education of the Moscow state technical university of civil aviation (MGTU CA) are analyzed.

Keywords: exercises of students of technical college, students exempted from practical training, scientific researches.

Предмет - физическая культура является обязательной дисциплиной образовательного цикла высшего образования. Программой по физической культуре РУТ (МИИТ) предусмотрены учебные занятия на протяжении трех лет обучения у бакалавров и четырех лет у специалистов. Студенты, поступившие в РУТ (МИИТ), самостоятельно выбирают себе форму занятий по физической культуре. У них есть возможность заниматься общефизической подготовкой, а также выбрать один из 16 видов спорта, представленных в спортивном клубе РУТ (МИИТ). Дом физкультуры находится на территории Университета, и студентам не приходится тратить время на переезд для занятий по физической культуре [1]. Каждый студент, до начала занятий, проходит медицинское обследование в Поликлинике РУТ (МИИТ) и получает справку о допуске к занятиям, где спортивным врачом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.