Научная статья на тему 'Подвижные игры как средство повышения эффективности уроков физической культуры'

Подвижные игры как средство повышения эффективности уроков физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1186
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Елена Николаевна, Кецеров Георгий Анатольевич

В статье раскрывается влияние подвижных игр развитие двигательных способностей детей младшего школьного возраста. Авторы считают, что использование игрового метода на занятиях физической культуры будет способствовать: овладению широкой базой двигательных умений и навыков; развитию двигательных способностей; формированию чувства коллективизма, командного духа, волевых качеств личности; повышению эмоционального фона на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Елена Николаевна, Кецеров Георгий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подвижные игры как средство повышения эффективности уроков физической культуры»

2. Колбина Е.В. Методика формирования математической компетенции студентов технических вузов в проблемно-прикладном контексте обучения. Дисс. соиск канд. пед наук. Барнаул. 230 с.

3. Терешин Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 96 с.

4. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

5. Эрентраут Е.Н. Прикладные задачи математического анализа для школьников: Учебное пособие.Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. 119.с.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Алексеева Е.Н.1, Кецеров Г.А.2

'Алексеева Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Кецеров Георгий Анатольевич — студент, Филиал в г. Ессентуки Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки

Аннотация: в статье раскрывается влияние подвижных игр развитие двигательных способностей детей младшего школьного возраста. Авторы считают, что использование игрового метода на занятиях физической культуры будет способствовать: овладению широкой базой двигательных умений и навыков; развитию двигательных способностей; формированию чувства коллективизма, командного духа, волевых качеств личности; повышению эмоционального фона на занятиях. Ключевые слова: подвижные игры, двигательные способности, двигательные умения и навыки, волевые качества личности.

Особенностью развития младших школьников является повышенная двигательная активность и выраженная потребность в движениях. Однако высокая учебная и мыслительная деятельность приводит к гиподинамии, поэтому значимость и востребованность подвижных игр возрастает. Ценность подвижных игр состоит в том, что они доступны всем ученикам и не требуют от них специальной подготовки. Они сопровождаются яркими, эмоциональными переживаниями, доставляют удовольствие.

Подвижные игры оказывают комплексное оздоровительное воздействие на организм детей и используют естественные движения, которые стимулируют двигательную активность, протекают ярко и эмоционально [4, с. 20; 8, с. 57]. Подвижные игры, в отличие от спортивных, характеризуются мягкими правилами и наиболее соответствуют функциональным и психологическим особенностям детского организма.

Игровая деятельность способствуют проявлению у детей сильных положительных эмоций, поэтому даже при значительных нагрузках дети не чувствуют усталость и у них наблюдается хорошее самочувствие [5, с. 39; 6, с. 34]. Игра также комплексно воздействует на интеллект, формирует отношения в коллективе.

Удовлетворение, получаемое детьми в игре, не только дает возможность отдохнуть нервной системе, но и более длительно сохранить как физическую, так и умственную работоспособность [3, с. 10].

Подвижные игры, как основное средство учебно-воспитательного процесса младших школьников, представляют собой основу, на которой гармонично развивается организм обучающихся, в том числе и двигательные способности [2, с. 38].

Применение подвижных игр позволяет создать двигательную основу для перспективного совершенствования координационных способностей, необходимых для формирования спортивной техники. Кроме того, подвижная игра выступает как комплексное упражнение, способствующее активной работе мысли, что, безусловно, оказывает непосредственное влияние на овладение техникой какого-либо движения [1, с. 3].

Подбор игр и упражнений для развития быстроты определяется общими дидактическими принципами. При этом надо учитывать и некоторые специфические для данного качества требования:

1) движение должно быть в основных чертах освоено ребенком в медленном темпе;

2) продолжительность упражнений на быстроту должна быть небольшой, чтобы к концу выполнения упражнения скорость не снижалась и не наступало утомление;

3) упражнения не должны быть однообразными.

60

Для развития быстроты целесообразно использовать различные упражнения в размахивании, кружении, с бросанием и толканием легких предметов.

Среди разнообразных приемов, повышающих проявление ловкости, для детей, выделяются следующие:

1) применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений;

2) изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний;

3) смена способов выполнения упражнений;

4) использование в упражнениях предметов различной формы, веса, объема;

5) выполнение согласованных действий несколькими участниками;

6) более сложные сочетания основных движений;

7) усложнение условий игры.

Предлагаются упражнения с различными предметами, сменой исходных положений, направления движений, нестандартными их сочетаниями. Интересны упражнения для развития силы. Их направленность связана с достижениями гармоничного развития и укрепления различных мышечных групп, что особенно важно для формирования правильной осанки. В наборе силовых упражнений имеются также такие, которые способствуют профилактике плоскостопия, искривления позвоночника и других отклонений, связанных с недостаточным развитием отдельных мышц.

Эффективность процесса развития силы, выносливости во многом зависит от объема и интенсивности выполнения движений. Методические рекомендации автора по дозированию упражнений учитывают научные данные о возможности детского организма переносить физические нагрузки [7, с. 57].

Разучиваются игры от простой к сложной, от малой подвижности, к средней и большой подвижности, от незначительной продолжительности к более продолжительным по времени. В основной части занятий выполняются игры с достаточной нагрузкой, в заключительной - с низкой нагрузкой, способствующие приведению организма занимающихся в относительно спокойное состояние.

В процессе игры, для профилактики утомления, необходимо делать перерывы для отдыха. В перерывах отдыха можно повторять правила и новые варианты игры, оглашать результаты, подводить итоги.

В начале занятий с учащимися 1—2 классов рекомендуется осваивать простые игры, с достаточно несложными правилами. Можно использовать игры-хороводы, игры с речитативами, сюжетные игры, региональные игры [9, с. 237-238].

Более сложным, по овладению двигательными действиями и выполнению правил является содержание игр для учащихся 3—4 классов. В этом возрасте преимущественно используются командные игры, с элементами спортивных, с выраженными приемами соперничества, соревнований. Судейство игр должно быть объективным. Допущенные учеником ошибки по ходу проведения игры необходимо разъяснять, предлагая варианты правильных действий.

Таким образом, роль подвижных игр четко определена: совершенствование двигательных навыков и умений учащихся в игровых условиях, развитие взаимопомощи, командного духа, творчества, ответственности перед товарищами. Подвижные игры, разученные на уроке, могут использоваться на подвижных переменах, на спортивных праздниках, при проведении дня здоровья, на прогулке и др. [9, с. 239].

Список литературы

1. Аникина Т.С. Подвижные игры как эмоциональный компонент на занятиях по физической культуре в вузе // В сборнике: Инновационные технологии в физическом воспитании, спорте и физической реабилитации Материалы I Международной научно-практической (очно-заочной) конференции, 2015. С. 3.

2. Галушко А.В. Организация игры во внеклассной работе по физической культуре как способ повышения физического развития студентов // Достижения науки и образования, 2016. № 11 (12). С. 38-40.

3. Геллер Е.М. Знакомьтесь: Спортландия. М.: Знание, 1989. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт». № 4. 97 с.

4. Корнеева Л.Ф. Укрепляя здоровье с помощью подвижных игр // Физическая культура в школе, 2012. № 2. С. 20-24.

5. Кудрявцев М.Д., Швалева Т.А. Игровая форма урока в начальной школе // Физическая культура в школе. 2010. № 4. С. 39-43.

6. НазаренкоЛ.Д. Игры, развивающие прыгучесть // Физическая культура в школе, 2007. № 5. С. 34-36.

7. ПенцикБ.Н. Развивать двигательные качества у детей // Физическая культура в школе, 1981. № 12. С. 57.

8. Спортивные и подвижные игры / Учебник для физ. техникумов. Изд. 2-е, перераб. Под ред. Ю.И. Портных. М. «Физкультура и спорт», 1977. 382 с. с ил.

9. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект: книга для педагога. Изд. 2-е, дополнен. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 635 с. Библиотека учителя.

КОМАНДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ Алексеева Е.Н.1, Колесников А.Р.2

'Алексеева Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Колесников Андрей Романович — студент, Филиал в г. Ессентуки Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки

Аннотация: в статье раскрывается влияние командных подвижных игр на развитие координационных способностей у юных баскетболистов. Авторы считают, что использование командных подвижных игр формирует жизненно важные для человека двигательные умения и навыки, развивает двигательные способности, что способствует всестороннему развитию организма занимающихся.

Ключевые слова: командные подвижные игры, координационные способности, баскетбол.

Баскетбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания. Баскетбол как учебный предмет включен в программы по физической культуре в виде учебных и внеклассных (факультативных) занятий.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа в школе решает такие задачи, как укрепление здоровья, хорошее физическое развитие; повышение двигательной работоспособности и выработка умения целесообразно использовать силы; воспитание у обучающихся навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия; формирование нравственных качеств, развитие эмоциональной и волевой сфер личности; привитие потребности в занятиях физическими упражнениями и спортом [5, с. 358].

Большую роль при обучении элементам баскетбола и развитии двигательных способностей играет применение командных подвижных игр. Использование командных подвижных игр на внеклассных занятиях по баскетболу формирует жизненно важные для человека двигательные умения и навыки, развивает двигательные способности, что, несомненно, способствует всестороннему развитию организма занимающихся [1, с. 42].

Подвижные игры должны включать комбинацию простых движений ног и рук, постепенно усложняя их, ритмичный бег, ходьбу в разных сочетаниях, танцевальные движения, прыжки со скакалкой с различными дополнительными движениями рук, прыжки через различные препятствия, упражнения с малым и большим мячами, перебрасывания мяча в парах и т.п. [7, с. 21]. Следует принимать во внимание характерные черты регулировки нагрузок и развлечений в упражнениях, намеренно направленных на усовершенствование формирования координационных способностей: их количество и частоту повторений в рамках каждого отдельного урока рационально дорабатывать только вплоть до подобных величин, какие никак не исключают эффективного преодоления координационных проблем [3, с. 58].

Выполнение упражнений, нацеленных на формирование новейших, либо на изменение ранее сформировавшихся форм координационных движений, правильнее в целом осуществлять в начале главной части обучения.

Одно из слагаемых единого движения обучения ловкости считается развитие возможности сохранять баланс тела, пытаться удержать равновесие в статистических и динамических утверждениях, предопределенных житейскими разными.

Умение стремительно менять моторную работу, у ребенка младшего возраста считается весьма значимой. Умение к перестроению — данная «способность стремительно изменять выработанные формы моторных операций либо переходить от одной к иным в соответствии с этим меняющимися обстоятельствами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.