SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
ПОДВИЖНИК НОВОГО МЫШЛЕНИЯ Бехбуди (1875-1919)
М.Кадиров
кандидат философских наук, и.о. профессор Ташкентский государственный университет востоковедения https://orcid.org/0009-0001-3602-6400 mqodirov057@gmail.com
На рубеже Х1Х-ХХ вв. в Средней Азии интенсивно развивается общественно-политическое мышление. Наиболее прогрессивные представители узбекского народа объединяются в рамках нового направления-джадидизм. В основе этого термина лежит арабское понятие о новом, т-е.. учение о новом, движение к новому. Джадиды представляют собой наиболее развитую в мировоззренческом плане часть национальной интеллигенции, трезво оценившую положение народа и перспективы дальнейшего развития отечество. Они прекрасно понимали, что обстановка крайней нищеты тёмных и невежественных масс, застой социально-политической жизни, раздробленность и феодальная междоусобица, колониальный гнёт стали значительным тормозом прогресса и грозили полным вымиранием самобытности нации. Они смогли сплотить свои усилия в рамках „Объединения джадидов" и во имя утверждения прогресса стали энергично действовать в направлениях, определяющих их цель: развитие образования нового содержания и методологии, становление национальных средств информации, формирование национального театра (как одного из этих средств), обновление жанровой и идейной основы литературы, пропаганда всеми доступными средствами идеологии национального возрождения. Деятельность джадидов особого эффекта достигла в начале ХХ в. и дала определенные плоды в сфере формирования духовности узбекского народа. Школы нового стиля, журналы и газеты, национальный театр и первый университет стали результатами их самоотверженной работы. Их имена были символами национальной независимости и достоинства, прогресса и просвещения. Лидерами джадидского движения в Узбекистане явились такие яркие личности, как Махмудходжа Бехбуди, Мунавваркори Абдурашидханов, Абдулла Авлони, Абдурауф Фитрат.
Махмудхожа Бехбуди, несомненно, был из первых джадидов разработчиков идейной основы движения к новому мышлению и образу жизни. Он родился в селении Бахшитепа под Самаркандом 19 января 1875 г. Его отец
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
Бехбудхожа Салиходжа-оглы был выходцем из Туркестана и, по некоторым сведениям, потомком известного поэта и мыслителя, бого слова Ахмада Яссави, а мать родом из Хорезма1. Будущий просветитель рано (в 1894 г.) потерял отца, и его воспитанием стал заниматься дядя по матери казий Мухаммад Сиддик. Уже с 18 лет Бехбуди зарабатывает себе на жизнь-сначала в должности секретаря суда, а затем казия и муфтия2.
Большое влияние на формирование мировоззрения Бехбуди оказал известный учёный и общественный деятель Исмаилбек Гаспринский, который в 1892 г. обращается к генерал-губернатору Н.О.Розенбаху с письменным предложением о реконструкции туркестанский школ в духе джадидизма, а через год сам приезжает в Ташкент. Исмаилбек Гаспринский посетил древние города Самарканд и Бухару, где встречался с местной интеллигенцией и проповедовал идеи джадидизма. Бехбуди посчастливилось быть рядом со своим учителем в эти дни и многому научиться у него.
1899-1900 гг. Бехбуди посвящает хаджу, дабы увидеть мир своими глазами. Вернувшись из паломничества он вместе с друзьями и единомышленниками открывает новые джадидское школы, где преимущество отдаётся светскому а не богословскому образованию. Для учебников этих школ он пишет учебники ,,Рисолаи асбоб савод" ("Трактат об основах грамотности,,), ,,Рисолаи жугрофия умроний" (1905)-("Трактат по географии"), "Рисолаи жугрофия Русий" (1905)-("Трактат по географии Руси"), а также учебники по истории и теории ислама.
В 1903-1907 гг. он путешествует по России, посещает Москву, Петербург, Нижний Новгород, Уфу, Казань. В августе 1907 г. участвует в курултае съезде мусульман России, посвященном проблемам их культуры и жизни. Бехбуди возглавляет туркестанскую делегацию выступает на совещании с большим докладом, где высказывает своё видение вопроса и свои конкретные предложения. Он был уверен, что просвещение нации не должно ограничиваться школами нового образца, а должно расширяться за счёт создания широкой сети средств массовой информации и пропаганды3.
Вернувшись на родину, Бехбуди активно принимается за создание театра как средства пропаганды, а также сети газет и журналов на узбекском языке. Он пишет драму ,,Падаркуш" (,,Отце убийца"), которую с разрешения тифлисского цензора удалось издать лишь в 1913 г. с
1 Бегали Косимов. Миллий уйгониш (Национальное возраждения) Тошкент ,,Маънавият,, 2002. 218 бет (на узб.языке).
2 Андреев Г. Самаркандский журнал ,,ойна,, и его редактор издатель Махмуд Ходжи Бехбуди. „Туркестанские ведомости,.1915, 17 Сентябрь
3 См: А.А.Пясковский. Революция 1905-1907 годов в Туркестане. М., 1958. С.559
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
эпиграфом „Посвящается юбилею Бородинской битвы и освобождению России от ига французов". Таковы были особенности времени, когда полностью отсутствовала свобода слова, особенно для жителей колоний, а Туркестанская колония была самой бесправной в рамках Российской империи. Премьера первой национальной трагедии состоялась 15 января 1914 г. в Самарканде, а затем в Ташкенте (27.02.1914 г.). Театральная труппа ,,Турон" исполнила ,,Падаркуш" на сцене театра „Колизей" (ныне здание Торговой биржи). Постановку спектакля предваряла лекция Мунавваркори Абдурашидхонова о значении театра в духовной жизни общество. Этот день (28 февраля 1914 г.) был признан историческим, ибо спектакль стал событием огромного значения для прогрессивной общественности. В течение 1914-1916 гг. труппа ,,Турон" гастролирует по всей Ферганской долине, и драма "Падаркуш" просвещает массы, призывая к прогрессу в мышлении, к обладанию современными знаниями. Трагедия невежественного юноши, убившего своего отца и не осознающего глубины происходящего, ослеплённого вседозволенностью и извращённостью, потрясала узбекского зрителя4.
Однако Бехбуди не ограничился театром-он активно занимается и издательскими делами. Вместе с единомышленниками он выпускает газету "Самарканд" (на узбекском и фарси) и журнал "Ойна" ("Зеркало"). Газета выходила дважды в неделю, журнал еженедельно. Это было иллюстрированное издание, публиковавшееся одновременно на узбекском, персидском и русском языках. Вскоре "Ойна" получила распространение на Кавказе, в Турции, Иране, Татарстане, Индии.
В мае 1914 г. Бехбуди вновь отправился в поездку по странам Ближнего Востока. Поездом из Байрам-али через Северный Кавказ в Ростов и Одессу, откуда 8 июня прибывает в Стамбул. Он посещает Иерусалим, Бейрут, Яффу, Порт-Саид и многие другие крупные города, где находит интересные знакомства и получает массу информации. Всё это затем в форме "Записок" публикуется в журнале "Ойна" который приобретает все большее значение в общественной жизни Туркестана. На своих страницах он решает проблемы нации, её прав и законов, истории, языка, литературы, освещает события, происходящие в мире, публикует полемические и просветительские статьи. Бехбуди придерживался твёрдых принципов неприятия насилия, а потому социалистическое учение о революционном изменении строя он отрицал. Революция и большевизм были восприняты им как продолжение колониальной политики в её "пролетарской" форме. Вместе с единомышленниками он
4 А.Самойлович. Драматическая литература сортов. Вестник Имп Об.ва вост,№5, Петроград, 1917. С.4
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
активно включается в дело отстаивания национальной независимости, самоопределения и самостоятельности узбекского народа. На этом пути его ждали самые трудные и сложные испытания.
В 1917 г. с 16 по 23 апреля, в Ташкенте проходил курултай мусульман Туркестана, на повестке дня которого стоял вопрос о дальнейшей судьбе отечество. Бехбуди выступает с пламенным призывом объединить все силы во имя великой цели-свободного и независимого Туркестана. С тем же призывом он обратился к делегатам 5 чрезвычайного съезда мусульман в
ноябре того же года в Коканде. В результате этого съезда было объявлено о создании Туркестанской автономии. Бехбуди был в числе вдохновителей и создателей проекта самостоятельного пути развития мусульманского региона. Однако это шло вразрез с интересами большевиков, и в результате острого военного противостояния 20 февраля 1918 г. Кокандская автономия пала.
Бехбуди, потрясённый исходом-убито 10000 человек и сожжено 180 кишлаков,- возвращается в Самарканд. Здесь он не находит ни поддержки, ни единомышленников. Будучи в оппозиции к советской власти, Бехбуди не видит выхода в сложившейся ситуации. В состоянии тяжелейшей депрессии он покидает весной 1919 г. Самарканд, направялсь в Шахрисабз, где был арестован и брошен в зиндан в г. Карши. Спустя несколько дней после ареста Бехбуди по указу каршинского правителя Тогайбека был казнён. О гибели Бехбуди в Самарканде узнали лишь год спустя и в апреле 1920 г. весь Туркестан был погружен в траур. В память об одном из талантливейших сынов отечество город Карши переименовали в Бехбуди. Однако с усилением диктатура пролетариата учение джадидов все более и более осуждалось как антисоветское и контрреволюционное, и в 1927 г. городу было возвращено его историческое название, а имя Бехбуди забыто. Только в последнее десятилетие ХХ в. память народа вновь возродила имена своих сыновей-никогда погибших во имя его независимости. Махмудходжа Бехбуди- в числе их, он вновь обрёл значимость и авторитет.
ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)
1. Бегали ^осимов. Миллий уйгониш (Национальное возраждение). Ташкент ,,Маънавият", 2002 (на узб. языке)
2. Андреев Г. Самаркандский журнал ,,Ойна" („Зеркало") и его редактор-издатель Махмуд Ходжи Бехбуди. Газета „Туркестанские ведомости", 1915, 17-сентября
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
3. А.А.Пясковский. Революция 1905-1907 годов в Туркестане.М., 1958.
4. А.Самойлович. Драматическая литература сортов. Вестнык Имп. Об.ва вост, №5, Петроград, 1917.
5. Светила духовности (Крупнейшие деятели науки и культуры Средней Азии 1Х-начала ХХ в.). Редактор-составитель академик АН Руз М.М.Хайруллаев Ташкент изд-во "Фан" Академии наук Республики Узбекистан. 2003.
6. Проблемы просвещения в мировой литературе. М,.Наука, 1965
7. Мунавваркоры и др. 19 томов- УзРМХ архиви П-33391