Научная статья на тему 'Подвиг мученичества и исповедничества в христианстве'

Подвиг мученичества и исповедничества в христианстве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
307
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ХРИСТИАНСТВО / МУЧЕНИЧЕСТВО / ГОНЕНИЕ / СТОЙКОСТЬ / ВЕРА / HISTORY / CHRISTIANITY / MARTYRDOM / PERSECUTION / STRENGTH OF MIND / FAITH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Терехов Константин Владимирович, Лопин Р. А.

Статья посвящена феномену мученичества и исповедничества в христианстве, его значению в выражении истинности веры, любви и твердости в ее исповедании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The feat of martyrdom and confession in Christianity

The article is devoted to the phenomenon of martyrdom and confession in Christianity, its importance in expressing of truth of faith, love and strength of mind in its confession.

Текст научной работы на тему «Подвиг мученичества и исповедничества в христианстве»

УДК 27-75

Терехов Константин Владимирович, студент Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), konstansya1996@gmail. com

Научный руководитель: Лопин Роман Анатольевич, кандидат философских наук, доцент кафедры миссиологии Белгородской Духовной семинарии

(с миссионерской направленностью) Россия, г. Белгород

Подвиг мученичества и исповедничества в христианстве

Аннотация: Статья посвящена феномену мученичества и исповедничества в христианстве, его значению в выражении истинности веры, любви и твердости в ее исповедании.

Ключевые слова: история, христианство, мученичество, гонение, стойкость, вера.

Terekhov Konstantin V., a student of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) konstansya1996@gmail. com

scientific director: Lopin Roman A., PhD, associate professor of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) Belgorod, Russia

The feat of martyrdom and confession in Christianity

Abstract: the article is devoted to the phenomenon of martyrdom and confession in Christianity, its importance in expressing of truth of faith, love and strength of mind in its confession.

Key words: history, Christianity, martyrdom, persecution, strength of mind, faith.

«Созижду церковь мою, и врата ада не одолеют ее»

(Мф. 16:18)

Мученичество в христианстве играет важную роль. Это подвиг, характеризующий путь христианский. Господь наш и Бог наш Иисус Христос создал церковь, чтобы все верные чада его несли благую весть всему миру о Царствии Божием, чтобы люди, оторванные от Бога грехом и подчинившиеся злу и смерти, вновь соединились с Богом и унаследовали жизнь вечную, для которой они созданы. Но истина не может беспрепятственно пребывать в мире, так как мир лежит во зле. Сам Христос и апостолы не обещали тем, кто идет к истине, беззаботной и спокойной жизни. В евангелии от Матфея сказано: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24:9). В Христовом учении видна мысль о необходимости претерпеть путь скорби, который проходит через узкие врата. Похожее учение можно встретить и в творениях святых Отцов. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Не дух Божий живет в тех, которые пребывают в покое, но дух диаволов... Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях. А мир веселится в наслаждении и покое» [6].

Мученичество не является просто отсутствием твердости в отстаивании своих интересов или гибкости в критических ситуациях. Напротив, своей смертью мученик свидетельствует об истинности того, что царство смерти побеждено силою Воскресения Христова, оно подорвало силы ада и дало человеку возможность обрести жизнь вечную и нескончаемое богообщение. Временная жизнь потеряла свою ценность. В.В. Болотов писал о мучениках: «Мученики своим личным примером высокого самоотвержения показали всему миру, что лучше отдать жизнь, но не похулить Истинного, Единого Бога» [1].

Главное понять, мученичество не является изобретением человечества или его произволением: оно было даровано Богом. Апостол Павел сказал: «Вам даровася еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати» (Флп. 1:29). Своим примером мученик утверждает, что закончилось царство смерти и восторжествовала жизнь со Христом. Страдания за веру воспринимались мучениками как очищение от своих соделанных грехов, это видно в послании к Римлянам сщмч. Игнатия Богоносца, которое он написал перед мученическим подвигом: «Пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым» [2].

Мученический феномен невозможно понять, если рассматривать его поверхностно, так как в истории были случаи, когда язычник, имевший все, вдруг исповедовал себя христианином и получал мученический венец.

Гонения на христиан не воздвигались спонтанно и не были обусловлены лишь политическими причинами. По мнению сщмч. Киприана Карфагенского, в наступлении гонений присутствует Промысел Божий. По его словам, в тот период повредился нравственный облик христиан, они забыли о том, как поступали верующие при апостолах и как следует поступать им. «Священники утратили искреннее благочестие, в служителях стало незаметно чистой веры. Люди озлобились друг на друга и с гордой надменностью стали презирать служителей Церкви» [4]. Об этом говорится в Псалтири: «Аще оставят закон Мой и в судьбах Моих не пойдут; аще оправдания Моя осквернят и заповедей Моих не сохранят» (Пс. 88:31-33).

Самые массовые и продолжительные гонения в истории христианства происходили в Ш-^ веках, а также в XX веке, но все они имели одинаковую суть: всколыхнуть разум человека и направить его в нужное русло к спасению. Также в гонениях присутствует духовная составляющая. Об этом пишет св. Киприан Карфагенский: «Мученики на духовном уровне борются с диаволом и с помощью Божией одерживают верх. И в этой борьбе мучители являются лишь орудием в руках врага. А перед человеком гонимым стоит сложный выбор отречься или претерпеть до конца. Этот выбор ставиться бесами в брани духовной, которую испытывает каждый мученик, идя на страдания» [4]. Истории известны многие случаи как отречения, так и случаи стояния в истине до конца. Людей отрекшихся называли «отпавшими», их появление стало естественным проявлением оскудения веры. И в первых веках, и в XX веке находились люди, которые без раздумья отрекались, как будто никогда не верили. Также найдены документально описанные случаи отречения в XX веке среди духовенства. Так отдельные священники во время следствий обещали, если их отпустят, никогда больше не служить, но это их не спасло, они были подвержены репрессиям [3]. Но еще находились исповедники Христовы, которые твердо стояли в истине, и Господь не оставлял их. Например, священномученик Онуфрий Гагалюк, который претерпел, как он писал, очень многое: лагерь, печатную клевету, предательство близких, но он твердо верил, что Господь с нами и призывал всех не отходить от него, так как он направляет душу на стези правды [3]. Преподобный Ефрем Сирин в своем «Похвальном слове славным мученикам во всем мире пострадавшим» [5] указывает признаки мученика, и все эти признаки видны в случае христиан, пострадавших при атеистической власти XX века.

В современное суетное, полное комфорта время главное - не заблудиться и опираться на веру как на путеводный луч, дабы в случае начавшихся глобальных гонений найти в себе силы не отречься, чтобы не

услышать впоследствии слова: «Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф. 25:41).

Библиография

1. Болотов, В.В. Лекции по истории Древней Церкви. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://religion.wikireading.ru/216177 (дата обращения: 22.09.2018).

2. День Игнатия Богоносца: письма из VII века // Православный церковный календарь. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/days/p-den-ignatija-bogonosca-pisma-iz-i-veka (дата обращения: 20.09.2018).

3. Максимов, Г., свящ. Настоящие герои XX века: новомученики и исповедники российские. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksimov/nastojashie-geroi-20-veka-novomucheniki-i-ispovedniki-rossijskie/ (дата обращения: 25.09.2018).

4. Карфагенский, К., свщмч. Книга о падших. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/o_padshih/ (дата обращения: 20.09.2018).

5. Сирин, Е. Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.k-istine.ru/library/efrem_sirin-92.htm (дата обращения: 20.09.2018).

6. Сирин Ниневийский, И., преп. Слова подвижнические. Слово 36. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/36 (дата обращения: 20.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.