Научная статья на тему 'ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА'

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Конева О.И.

В статье исследуются проблемы и особенности правовой природы подведомственности дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства в сфере жилищно коммунального хозяйства. Обосновываются основные направления совершенствования законодательства, регулирующего подведомственность дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства в сфере жилищно коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Конева О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JURISDICTION OF CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES FOR VIOLATION OF LEGISLATION IN FIELD OF HOUSING & COMMUNAL SERVICES

The article explores the problems and features of the legal nature of the jurisdiction of cases of administrative offenses for violation of legislation in the field of housing and communal services. The main directions of improving the legislation regulating the jurisdiction of cases of administrative offenses for violation of legislation in the field of housing and communal services are substantiated

Текст научной работы на тему «ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

УДК 34

Конева О.И.

Юридический институт Тольяттинский государственный университет (г. Тольятти, Россия)

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация: в статье исследуются проблемы и особенности правовой природы подведомственности дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Обосновываются основные направления совершенствования законодательства, регулирующего подведомственность дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, подведомственность, правонарушение.

Конституция Российской Федерации провозглашает то, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В качестве одного из основополагающего права человека выступает его право на получение своевременных, качественных услуг в области жилищно - коммунального хозяйства. Однако, данное право в отдельных ситуациях ущемляется со стороны определённых лиц, ввиду чего законодателем, с целью пресечения данных ситуаций, установлена соответствующая административная ответственность.

Наравне с этим, в Конституции Российской Федерации закреплено то, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Непосредственное обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации осуществляется в том числе и

посредством привлечения отдельных лиц к административной ответственности управомоченными на то законодателем государственными органами и их должностными лицами.

Также стоит отметить и то, что на сегодняшний день за нарушение всех общественных отношений, в т.ч. складывающиеся в области функционирования ЖКХ, законодателем предусматривается как административная, так и уголовная ответственность. Однако, наиболее распространенной разновидностью юридической ответственности в сфере ЖКХ является все же административная ответственность за нарушение соответствующего законодательства. По существу, обусловлено это тем, что нарушения общественных отношений, которые складываются в сфере функционирования ЖКХ, как правило, не влекут такой общественной опасности как преступления.

Ввиду этого, актуальная роль отводится институту подведомственности дел об административных правонарушениях, в т.ч. за нарушения законодательства в области ЖКХ.

В настоящее время на территории Российской Федерации отсутствует обособленный кодифицированный нормативный правовой акт, который бы комплексно регулировал процессуальные вопросы рассмотрения компетентными государственными органами и их должностными лицами дел об административных правонарушениях, в т.ч. совершенных в области жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ). На сегодняшний день данные вопросы, в т.ч. вопросы подведомственности дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства в области ЖКХ, регламентируются законодателем в разделах Ш-1У Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), что представляется, по нашему мнению, неправильным, т.е. законодатель официально в общем кодифицированном нормативном правовом акте «смешивает» нормы материального и процессуального права.

Данное обстоятельство, по нашему убеждению, нарушает отдельные требования нормотворческой техники, а именно: требование логического построения нормативного правового акта (как указано нами выше, в настоящее время в КоАП РФ имеет место смешивание материальных и процессуальных норм, что формирует сложности для правоприменителей); требование полноты правовой регламентации нормативным правовым актом общественных отношений (в настоящее время в КоАП РФ не в полной мере упорядочен, содержание и последовательность процессуальных действий в нем разъяснены не полностью). Также это способствует формированию множества дискуссий в научном сообществе.

Следует заметить то, что в 2020 году на территории Российской Федерации Министерством юстиции Российской Федерации был разработан Проект Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но он так и не был одобрен. Предпосылок для его неодобрения имелось множество - начиная от неточности его формулировок, оканчивая несовершенной структурой.

Как справедливо отмечает А. Амбарцумов: «проект весьма неплох и призван облегчить труд юристов-административщиков. Во-первых, само по себе предстоящее выделение процессуальных норм, на сегодня неоднородно намешанных с материальными, видится удобным для работы. Во-вторых, кодекс написан достаточно внятным языком и хорошо упорядочен: его структура схожа со структурой иных процессуальных кодексов и, при этом, вполне соответствует этапам прохождения административного дела от события административного правонарушения через рассмотрения дела уполномоченным органом и судами разных инстанций, к исполнению наказания. В-третьих, содержание и последовательность процессуальных действий в нём разъяснены весьма подробно, что особенно полезно для специалистов, работающих в сфере административных правонарушений на нерегулярной основе, к которым относится и автор этой заметки».

Однако, как указано нами ранее, он не был принят. На наш взгляд, для наиболее полной регламентации процессуальных вопросов порядка привлечения к административной ответственности, в т.ч. за административные правонарушения, которые совершены в сфере ЖКХ, представляется все же целесообразным на территории Российской Федерации разработать и утвердить обособленный кодифицированный нормативный правовой акт, который бы комплексно регулировал процессуальные вопросы рассмотрения компетентными государственными органами и должностными лицами дел об административных правонарушениях, в т.ч. совершенных в области ЖКХ. В качестве основы данного акта, можно имплементировать положительный опыт государств членов ЕАЭС (к примеру, Республики Беларусь).

В качестве одного из самого актуального процессуального вопроса, формирующегося в сфере привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в сфере ЖКХ, выступает вопрос подведомственности данных административных дел отдельным компетентным государственным органам и их должностным лицам. Данный вопрос является дискуссионным, поскольку, как было указано нами ранее, в нормах КоАП РФ отсутствует обособленная глава, которая регламентировала бы перечень административных правонарушений, которые посягают на общественные отношения, формирующиеся в сфере ЖКХ.

При этом всем, следует отметить и то обстоятельство, что институт подведомственности исполняет функцию разграничения предмета ведения между административными органами и судами при рассмотрении дел об административных правонарушениях, в т.ч. совершенные в сфере ЖКХ, функцию разграничения предмета ведения между органами судебной системы, т.е. органами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Как справедливо отмечает Е.В. Никитинская: «относительно области ЖКХ подведомственность разграничивает управомоченных лиц, в компетенции которых находится рассмотрение дела об административном правонарушении,

на судебные и административные органы. Следовательно, в рассматриваемой области возможно выделить наличие двух разновидностей подведомственности дел об административных правонарушениях - судебная и административная».

Каждая из обозначенных нами подведомственностей обладает собственными характеристиками. В частности, судебная подведомственность разграничивает предмет ведения (права) по рассмотрению дел об административных правонарушениях, в т.ч. посягающие на общественные отношения, которые складываются в сфере ЖКХ, между органами судебной системы.

Исходя из систематического анализа норм раздела III КоАП РФ, мы можем сделать утверждение о том, что относительно области ЖКХ, суды осуществляют рассмотрение следующих категорий административных дел:

исключительная подведомственность - подведомственность судам дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусматриваются ст.ст. 7.17, 7.19, ч. 2 ст. 7.23.2, 7.23.3, 7.24, 9.23, 14.1.3, 9.5.1. КоАП РФ;

альтернативная подведомственность - подведомственность судам дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусматривается ст.ст. 9.22, 14.6, ч. 2 ст. 14.7, 14.61, 19.7.11, ч. 1, 2 ст. 9.16 КоАП РФ. Альтернативность подведомственности по указанной категории административных дел обусловлена тем, что суды их рассматривают в той ситуации, если они передаются судье на рассмотрение государственным органом либо должностным лицом, к которому поступило дело о данном административном правонарушении. При этом всем, судья имеет право, посредством анализа состава совершенного административного правонарушения, не согласиться с мнением государственного органа или должностного лица, которые передали ему данное дело.

Дело об административном правонарушении, которое посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере ЖКХ, ка указано нами

ранее, может рассматриваться как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами.

Основные критерии разделения подведомственности исследуемой категории административных дел между данными судебными инстанциями:

характер дела об административном правонарушении - арбитражный суд рассматривает дела, которые обладают экономическим характером, либо сопряженным с предпринимательской деятельностью, либо другой экономической деятельностью. Все иные дела исследуемой категории рассматриваются судами общей юрисдикции;

субъективный состав участников административного процесса -арбитражные суды рассматривают административные дела в отношении лиц, которые реализуют экономическую деятельность, в т.ч. предпринимательскую. Все иные дела исследуемой категории рассматриваются судами общей юрисдикции.

Как указывает Е.В. Никитинская: «к категории критериев разграничения подведомственности между судами на рассмотрение дел об административных правонарушениях, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере ЖКХ, выступает и объективная сторона совершенного административного правонарушения в области ЖКХ».

Однако, по нашему мнению, подкрепленному примерами судебной практики, по анализируемой нами категории административных дел, указанный Е.В. Никитинской критерий не обладает четкими границами. Так, Управляющая жилищная компания обратилась в арбитражный суд с жалобой на постановление административного органа о привлечении к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ. Суд, установив, что объективная сторона совершенного административного правонарушения выражается в деянии, направленном на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пришёл к выводу, что данное дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции и прекратил

производство по данному делу. Верховный Суд Российской Федерации, изучив материалы данного дела, отказал в рассмотрении кассационной жалобы Управляющей жилищной компании.

Административные органы и должностные лица, которым подведомственны дела об административных правонарушениях, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере ЖКХ, устанавливаются исходя из состава совершенного административного правонарушения. К примеру, в случае, если совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 13.19. КоАП РФ, то оно подведомственно федеральному органы исполнительной власти, который реализует официальный статистический учет и контроль в области официального статистического учета.

Таким образом, в настоящее время на территории Российской Федерации отсутствует обособленный кодифицированный нормативный правовой акт, который бы комплексно регулировал процессуальные вопросы рассмотрения компетентными государственными органами и должностными лицами дел об административных правонарушениях, в т.ч. совершенных в области ЖКХ. Данное обстоятельство способствует формированию в научном сообществе дискуссий относительно подведомственности дел об административных правонарушениях, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере ЖКХ. Нами было определено то, что подведомственность дел об административных правонарушениях, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере ЖКХ, может быть судебной и административной. Исходя из систематического анализа норм раздела III КоАП РФ, мы можем сделать утверждение о том, что относительно области ЖКХ, суды осуществляют рассмотрение следующих категорий административных дел: исключительная подведомственность -подведомственность судам дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусматриваются ст.ст. 7.17, 7.19, ч. 2 ст. 7.23.2, 7.23.3, 7.24, 9.23, 14.1.3, 9.5.1. КоАП РФ; альтернативная подведомственность -

подведомственность судам дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусматривается ст.ст. 9.22, 14.6, ч. 2 ст. 14.7, 14.61, 19.7.11, ч. 1, 2 ст. 9.16 КоАП РФ. Альтернативность подведомственности по указанной категории административных дел обусловлена тем, что суды их рассматривают в той ситуации, если они передаются судье на рассмотрение государственным органом либо должностным лицом, к которому поступило дело о данном административном правонарушении. Дело об административном правонарушении, которое посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере ЖКХ, ка указано нами ранее, может рассматриваться как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами.

Административные органы и должностные лица, которым подведомственны дела об административных правонарушениях, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в сфере ЖКХ, устанавливаются исходя из состава совершенного административного правонарушения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Амбарцумов, А. Проект Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: лучше поздно, чем никогда / А. Амбарцумов // Zakon.ru. - 2020. - № 1. - С. 93-96

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://consultant.ru/. - Дата доступа: 11.11.2022.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.02.2022.

4. Никитинская, Е.В. К вопросу о судебной подведомственности дел об административных правонарушениях в сфере ЖКХ / Е.В. Никитинская // Вестник Омского университета. - 2018. - № 3. - С. 64-66.

5. Обзор судебной практики // ЭТАЛОН. Законодательство Российской Федерации [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Рос. Фед. -Москва, 2022.

Koneva O.I.

Togliatti State University (Togliatti, Russia)

JURISDICTION OF CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES FOR VIOLATION OF LEGISLATION IN FIELD OF HOUSING & COMMUNAL SERVICES

Abstract: the article explores the problems andfeatures of the legal nature of the jurisdiction of cases of administrative offenses for violation of legislation in the field of housing and communal services. The main directions of improving the legislation regulating the jurisdiction of cases of administrative offenses for violation of legislation in the field of housing and communal services are substantiated.

Keywords: housing services, communal services, jurisdiction, offense.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.