УДК 1.740 Хромова Е.И., Бюндюгова Т.В.
Хромова Е.И.
магистрант 2 курса Академии гуманитарных технологий ЧОУ Южный университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)
Научный руководитель: Бюндюгова Т.В.
к.психол.н.,
доцент кафедры «Психология и управление персоналом» ЧОУ Южный университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)
ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ОБЛАСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ КОГНИТИВНЫХ КОНСТРУКТОВ
Аннотация: в статье раскрыта работа подсознания как области личностных когнитивных конструктов, также рассмотрены процессы предсознания и сознания. Изложен подсознательный уровень психической деятельности. Рассмотрены эксперименты ученого Б. Либета, представлена теория личностных конструктов Дж. Келли. Выделена важность потребности для когнитивного конструкта.
Ключевые слова: подсознательное, личностные когнитивные конструкты, репродукция когнитивных процессов, трансцендентальный фактор.
Сознание - это состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании, а также в отчете об этих событиях и ответной реакции на эти события.
Подсознательное - это слой сознания, обычно прикрытый сознанием и обнаруживающий себя явно только в особых случаях (сновидения, гипнотические состояние, оговорки, описки и т.д.)
Различная информация, которую человек получает от окружающего мира откладывается в его сознание и подсознание.
Подсознательный уровень психической деятельности:
Автоматизированные в опыте данного человека стереотипы его поведения: интуиция, умения, привычки, навыки.
Формируются неосознаваемые устремления человека, его влечения, установки, страсти. Это центр индивидуальных поведенческих штампов и манер поведения.
Подсознание имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция на высшем уровне.
Работа подсознания в теории Зигмунда Фрейда.
По мнению Фрейда можно разделить на три уровня:
1. Предсознание. Включает в себя то, что может стать сознательным -наши воспоминания, которые ещё не осознали, но если сфокусироваться, то это возможно. Например, мы можем забыть, что мы делали весной три года назад, но если хорошо подумать, то воспоминания всплывут в памяти.
2. Сознание. Включает в себя чувства, мысли и воспоминания, про которые мы знаем и осознаем. Сознание - это именно то, что за логику и рациональное мышление, то на чем мы фокусируем свое внимание. Например, то, о чем мы думаем прямо сейчас, информация, которую мы воспринимаем зрительно, при разговоре и чтении.
3. Подсознание. Состоит из воспоминаний, чувств, мыслей и побуждений, которые сидят за пределами нашего сознательного понимания. Все болезненные чувства или то, за что стыдно хранится в подсознании.
З. Фрейд утверждает, что подсознание оказывает наибольшее влияние на наше поведение, т.к. его содержимое может вылезти наружу.
Важно понимать, где находится подсознание. На данный момент точного ответа на этот вопрос нет, но нейробиологи выяснили, что большая часть мозговой активности происходит именно бессознательно. Какие-то действия
человек выполняет автоматически. Наука продолжает выяснять, как же работает данный механизм и как сильно подсознание влияет на наши действия.
Предлагаю рассмотреть эксперимент американского ученого Бенжамина Либета. В 1983 году он провел эксперимент, в котором испытуемые сидели на против часов и их попросили загибать пальцы или двигать запястьем, когда им захочется это сделать, но при этом необходимо было запомнить позицию на часах этот момент.
В итоге выяснилось, что активность мозга происходит ранее сознательного решения человека выполнить это действие. Бессознательные механизмы реагируют до того, как мы сознательно примем решение что-либо совершить. Ученый выслушивал критику о том, что он использовал неточные методы измерения, но именно этот эксперимент заставил задуматься всех о подсознании.
Рассмотрим ещё один эксперимент того же ученого Б. Либета, который произошел в 2013 году учеными из Института когнитивных и мозговых наук Макса Планка. Взяли 36 участников, было дано задание смотреть на букву в центре экрана компьютера, которая менялась каждую секунду. Испытуемые нажимали на одну из двух кнопок, когда им этого захочется. После того, как появлялись четыре буквы, давалось задание выбрать ту, при появлении которой они нажали данную кнопку.
В итоге выяснялось, что добровольцам необходимо в среднем 22 секунды, чтобы совершить нажатие кнопки. По их ощущениям было, что сознательно они запланировали это сделать за одну секунду, или меньше до того, как совершали движение. В префронтальной коре мозга активность происходила за 7 секунд до того, как испытуемые понимали свои действия. Выходит, что к моменту осознанного решения выполнить движение, на этого уже несколько секунд влияли процессы в префронтальной коре.
В данный момент ученые продолжают исследовать подсознание, но пока что о столь интересном процессе получают больше вопросов, чем ответов.
Далее продолжу работу, рассматривая теорию личностных конструктов Джорджа Келли.
Конструктивизм - это направление, которое заключается в том, что субъект познания конструирует окружающую его реальность на основе ментальных конструкций, вне зависимости от того, идет ли речь о построении образа восприятия или выстраивании рассуждения.
Дж. Келли американский психолог, который является одним из тех, кто придавал большое значение когнитивным процессам как основной части функционирования человека. У Келли есть теория, которая называется «теория личностных конструктов», человек представляет собой ученого, который старается приложить на объективный мир собственные когнитивные конструкты, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Такая точка зрения на подсознательную функцию человека находится в основе теоретических построений Джорджа и современной когнитивной ориентации в психологии личности.
Дж. Келли излагал, что человек может конструировать и организовывать собственный жизненный опыт, опираясь лишь на свою индивидуальную систему личностных конструктов.
Личностный конструкт - это оценочная система, используемая индивидом для классификации всевозможных объектов его жизненного пространства. Также это устойчивый способ осмыслить какие-либо аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Если тот или иной конструкт оправдывает себя как при оценке реальности и выбора поступка тем или иным человеком, то он исходит из нее и дальше, если нет, он отвергает его и конструирует другой. Люди в этой теории представлены как свободные и зависящие от своего собственного поведения.
Стоит выделить, что конструкты имеют биполярную форму входящих в них понятий. Например, хорошо - плохо, сложно - легко, черный - белый, дискомфорт - комфорт, негатив - позитив, мужчина - женщина, с высшим образованием - без образования, несчастливый - счастливый. Можно
перечислять очень долго, ведь существует бесчисленное количество примеров конструктов, которые применяются человеком для оценки значения явлений в повседневной жизни за счёт избирательной направленности. Избирательная направленность в свою очередь осуществляется за счет вынесения суждений касательно того или иного аспекта реальности.
Рассмотрим потребность и когнитивный конструкт. Потребность - это именно то, за счет чего конструкты вообще существуют. Благодаря потребности мы можем увидеть, что психическая организация человека одним словом вплетена в мир. Также сам процесс репродукции подсознательного во введении и сознании подчиняется потребности. Ради потребности конструкты и были созданы. Конструкты всегда создаются на основании недостатка, в котором чувствуется потребность.
В заключении можно подвести итог, что такой уровень психики, как «подсознательное» имеет свою структуру, которая состоит из сформированных личностных конструктов и имеет в каждом из них фокус и диапазон применимости. Ведь из подсознательного происходит репродукция когнитивных процессов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бычков А.А. Фреймовая структура подсознательной психической деятельности. [Электронный ресурс] // Интеллектуальные ресурсы -региональному развитию. 2020. № 2. с.223-235. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42520934 (дата обращения 08.04.2023);
2. Михайлова И.В. Особенности когнитивного стиля и личностных конструктов, обучающихся с разным социометрическим статусом [Электронный ресурс] // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2021. № 1. с.835-836. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47233547 (дата обращения 08.04.2023);
3. Психология подсознательного. / А. Уит;
4. Новые пути в психоанализе. / К.Хорни;
5. Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели. / Дж. Келли;
6. Сознание в контексте эффективной самоорганизации. / О.С. Анисимов;
7. Я и Оно. / З. Фрейд;
8. Источник. Как перестроить работу мозга, чтобы достичь жизни мечты. / Т. Суорт.
Khromova E.I., Byundyugova T. V.
Khromova E.I.
Southern University (Rostov-on-Don, Russia)
Scientific advisor: Byundyugova T.V.
Southern University (Rostov-on-Don, Russia)
SUBCONSCIOUS AS FIELD OF PERSONAL COGNITIVE CONSTRUCTS
Abstract: the article reveals the work of the subconscious mind as a field of personal cognitive constructs, and also examines the processes of preconsciousness and consciousness. The subconscious level of mental activity is described. The experiments of the scientist B. Libet are considered, the theory of personal constructs of J. Libet is presented. Kelly. The importance of the needfor a cognitive construct is highlighted.
Keywords: subconscious, personal cognitive constructs, reproduction of cognitive processes, transcendental factor.