Научная статья на тему 'Подсобные промышленные производства и промыслы в сельскохозяйственных предприятиях в 1960 – 1980 гг'

Подсобные промышленные производства и промыслы в сельскохозяйственных предприятиях в 1960 – 1980 гг Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
841
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПОДСОБНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОМЫСЛЫ / ХОЗРАСЧЁТ / AGRICULTURAL ENTERPRISES / ANCILLARY INDUSTRIES AND CRAFTS / SELF-FINANCING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Карпов Сергей Григорьевич

В статье рассматривается роль подсобных промышленных производств и промыслов в экономике колхозов и совхозов в 60-е – 80-е гг. XX века. Характеризуются экономические основы создания подсобных предприятий и промыслов, их численность, специализация, производственная деятельность. Выявлены позитивные и негативные стороны в организации их работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ancillary industries and crafts at the agricultural enterprises in the 1960s – 1980s

The article considers the role of ancillary industries and crafts in the economy of collective farms and state farms in the 1960s – 1980s. It characterizes the economic basis for establishing subsidiary enterprises and crafts, their number, specialization, production activity. The article reveals positive and negative sides in the organization of their activities.

Текст научной работы на тему «Подсобные промышленные производства и промыслы в сельскохозяйственных предприятиях в 1960 – 1980 гг»

Экономическая ретроспектива

УДК 930.1 ББК 63.3

© Карпов С.Г.

ПОДСОБНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОМЫСЛЫ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В 1960 - 1980 гг.

В статье рассматривается роль подсобных промышленных производств и промыслов в экономике колхозов и совхозов в 60-е - 80-е гг. XX века. Характеризуются экономические основы создания подсобных предприятий и промыслов, их численность, специализация, производственная деятельность. Выявлены позитивные и негативные стороны в организации их работы.

Сельскохозяйственные предприятия, подсобные промышленные производства и промыслы, хозрасчёт.

Занятия различными промыслами и ремёслами всегда являлись неотъемлемой частью крестьянской жизни. «Народ смеялся над теми мужчинами, которые не умели плотничать, так же, как над женщинами, которые плохо пряли, не умели ни ткать, ни вышивать, ни плести кружева. Есть талант или нет, независимо от этого все люди стремились постичь мастерство. И постигали, каждый по мере своих способностей», - отмечал В.И. Белов, характеризуя повседневную жизнь российских крестьян [1, с. 25-26]. Сельские подсобные промыслы как до революции, так и в первые годы советской власти игра-

КАРПОВ Сергей Григорьевич кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет» ksg-asics@yandex.ru

ли важную роль в хозяйственной жизни страны. Нередко они служили основным источником дохода крестьян, позволяли использовать излишки рабочей силы в деревне, сглаживать сезонность в занятости сельского населения, производить необходимые ему товары, для изготовления которых требовалось владение специальными навыками.

Создание «социалистических» сельскохозяйственных предприятий в рамках государственной (совхозы) и кооперативной (колхозы) собственности не отменило необходимость решения этих проблем. Примерный устав сельскохозяйственной артели (1935 г.) позволял колхозам развивать кустарные промыслы, используя местные ресурсы и сырьё. Руководствуясь этим положением, многие колхозы стали активно развивать промышленные производства, не связанные с сельским хозяйством, недавно работавшие на привозном сырье. Последнее, как вскоре было замечено властями, отвлекало трудовые ресурсы от основной деятельности.

В 1938 году Совнарком СССР принял Постановление «О незаконной организации при колхозах промышленных предприятий, не связанных с сельскохозяйственным производством», которое существенно ограничило хозяйственную инициативу колхозов [13, с. 120].

Между тем объективные обстоятельства, связанные, прежде всего, с ростом применения после Великой Отечественной войны в сельском хозяйстве страны машин и других промышленных механизмов, свидетельствовали об увеличении сезонности в объёмах сельскохозяйственных работ, выполняемых в колхозах и совхозах, и хотя в послевоенный период политика государства в отношении подсобных производств и промыслов в сельскохозяйственных организациях отличалась непоследовательностью, был принят ряд директивных решений о развитии в колхозах подсобных производств и кустарных промыслов, использующих местное сырьё и материалы. Рекомендовалось использование собственных трудовых ресурсов, поощрялось кооперирование.

Во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. руководство страны пыталось осуществить масштабные проекты по подъёму уровня земледелия и животноводства, в рамках которых происходило освоение целинных земель, совершенствование структуры посевных площадей, строительство новых помещений для продукции. Подсобные промышленные производства и промыслы снова отошли на второй план, их деятельность ограничивалась, так как, по мнению властей, не соответствовала основным задачам, стоявшим перед сельхозпроизводителями. В начале 1960-х годов примерно 24% годового запаса рабочего времени трудоспособных колхозов СССР не использовалось в общественном хозяйстве, в том числе 18% - из-за сезонности труда.

В середине 1960-х гг. аграрная политика государства изменилась: сельскохозяйственным предприятиям была предоставлена большая самостоятельность, внедрялись элементы хозрасчёта, повышалась материальная заинтересованность трудовых коллективов в результатах своего труда. Крупные капиталовложения в аграрный сектор экономики существенно укрепили материально-техническую базу колхозов и совхозов, увеличили их производственные возможности. Возросла важность повышения годовой производительности труда работников колхозов и совхозов, ускорения оборачиваемости основных и оборотных средств, включения в действие резервов роста доходов сельскохозяйственных предприятий. В 1966 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли два постановления: «О развитии подсобных предприятий и промыслов в сельском хозяйстве» и «О максимальном использовании имеющихся резервов и возможностей для увеличения производства товаров народного потребления».

Второй документ предписывал Министерству сельского хозяйства СССР, партийным и советским органам на местах «в короткий срок разработать и осуществить меры по развитию в совхозах и колхозах различных промыслов и подсобных предприятий... с тем, чтобы за счёт более рационального использования трудовых и сырьевых ресурсов села увеличить производство нужной для населения продукции» [14, с. 304].

16 сентября 1967 года Совет Министров СССР принял Постановление «О дальнейшем развитии подсобных предприятий и промыслов в сельском хозяйстве». Органам власти республик, краёв и областей предлагалось «принять меры к развитию, не в ущерб сельскохозяйственному производству, подсобных предприятий и промыслов в колхозах,

совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и межколхозных организациях, обеспечивающих наиболее полное использование сезонного излишка рабочей силы, материальных и сырьевых ресурсов, имеющихся в сельском хозяйстве» [13, с. 214-215]. Этот документ разрешал колхозам и совхозам самостоятельно устанавливать производственные планы своих подсобных предприятий и промыслов без утверждения вышестоящими организациями.

Реализацию произведённой продукции предполагалось осуществлять на основе договоров с государственными, кооперативными организациями, промышленными предприятиями, а также на городских и сельских рынках. Возможно было устанавливать договорные цены, но не выше государственных розничных цен, действующих в местах реализации. Госплану СССР, министерствам и ведомствам всех уровней были даны поручения снабдить подсобные предприятия и промыслы необходимым оборудованием и механизмами, обеспечить их сырьём, тарой, упаковочными и другими материалами, а также наладить подготовку квалифицированных рабочих кадров. Госбанк СССР получил право выделять кредиты для таких предприятий на срок до шести лет.

Были определены меры по материальному стимулированию этого вида хозяйственной деятельности: оплата труда руководителей и специалистов колхозов и совхозов зависела от эффективности работы подсобных предприятий и промыслов; 50% валютной выручки от продажи продукции на внешнем рынке разрешалось использовать на закупку для них товаров и оборудования через Министерство внешней торговли СССР; предполагалось регулярное проведение ярмарок по продаже товаров подсобных предприятий и промыслов.

Право колхозов на расширение сферы своей хозяйственной деятельности было зафиксировано в новом Примерном уставе колхоза, принятом III Всесоюзным съездом колхозников в 1969 году. Устав гласил, что «в целях более полного и равномерного использования трудовых ресурсов и местных источников сырья, повышения доходности общественного хозяйства колхоз создаёт и развивает, не в ущерб сельскохозяйственному производству, подсобные предприятия, а также различные промыслы» [10, с. 115]. Колхозам было разрешено вступать в договорные отношения с промышленными предприятиями и торгующими организациями, принимать участие в деятельности межколхозных и государственно-колхозных предприятий и организаций, вступать в объединения и союзы, осуществлять другие мероприятия, направленные на развитие колхозного производства.

Выполняя установки руководящих партийно-государственных органов, союзные республики приняли дополнительные меры по совершенствованию работы подсобных предприятий и промыслов в колхозах, совхозах и межколхозных организациях. В 1969 году в составе Министерства сельского хозяйства РСФСР было создано Главное управление по руководству подсобными предприятиями и промыслами, разработаны рекомендации по оплате труда занятых на них работников, начата паспортизация данных предприятий [6, с. 38]. В 1970 году вопросы деятельности подсобных предприятий и промыслов два раза рассматривались на заседаниях коллегии Министерства сельского хозяйства РСФСР. Необходимость использования возможностей подсобных предприятий и промыслов в производстве товаров народного потребления отмечалась в резолюциях XXIII - XXV съездов КПСС.

Пристальное внимание партийных и государственных органов к этой сфере деятельности сельскохозяйственных предприятий привело к её существенному расширению. В СССР с 1965 по 1970 г. число подсобных предприятий в колхозах выросло со 118,6 тыс. до 162,5 тыс., в совхозах - с 41,1 до 82,6. Общая стоимость основных производственных фондов подсобных предприятий и промыслов в 1970 году составила 2487,1 млн. рублей. Объём произведённой продукции увеличился за пять лет с 2297,6 млн. рублей до 6582,5 млн. рублей, то есть в 2,9 раза [6, с. 24]. Одна часть этих предприятий была непосредственно связана с сельскохозяйственным производством. Это

- цеха по переработке овощей и фруктов, мельницы, крупорушки, маслобойки, предприятия по производству комбикормов и травяной муки, по первичной обработке льна и т. д. Другая часть подсобных предприятий имела по сути дела промышленный характер. Они производили кирпич, черепицу, швейные, щетиннощёточные изделия, строительные детали, рыбную продукцию, занимались лесозаготовками и торфоразработками, добычей и переработкой нерудных строительных материалов.

В Российской Федерации подсобных предприятий и промыслов больше всего насчитывалось в колхозах Центрального Черноземья, Северного Кавказа и Поволжья, меньше - на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Специализация подсобных предприятий и промыслов заметно различалась по регионам. Например, в середине 1970-х гг. заводы и цеха по производству масла, сыра и других молочных продуктов преобладали в ЦентральноЧернозёмном районе и на Северном Кавказе - 286, тогда как в Северо-Западном и Волго-Вятском насчитывалось 42 таких предприятия. В Западной Сибири и на Урале колхозы и межколхозные органи-

зации имели на балансе 395 тепловых и гидроэлектростанций, в Поволжье - 321. В Северо-Западном и Волго-Вятском регионах преобладали предприятия по лесозаготовкам. Их насчитывалось 873 единицы [7, с. 2-16].

В Вологодской области создание новых подсобных предприятий и промыслов было инициировано письмом исполкома областного совета от 14 ноября 1967 года, адресованным районным органам исполнительной власти [3, с. 5]. Районным исполкомам депутатов трудящихся предлагалось с участием руководителей хозяйств рассмотреть возможность открытия подсобных производств и промыслов в колхозах и совхозах области. На первых порах создание новых производственных структур проходило медленно, особенно в Вожегодском, Грязовецком, Кадуйском, Сямженском, Тотемском, Шекснинском и в некоторых других районах. Однако уже в 1969 году в области насчитывалось 639 [4, с. 18], а в 1978 году - 865 подсобных предприятий и промыслов, большая часть которых занималась заготовкой и переработкой древесины [5, с. 19]. Другие предприятия специализировались на переработке продукции растениеводства и животноводства, производстве строительного кирпича, изготовлении тары и разнообразного хозяйственного инвентаря. В 1980 году стоимость изделий подсобных производств и промыслов колхозов области превысила 25 млн. рублей, что составило около 10,5% от общего объёма валовой продукции [8, с. 71, 73-74].

Низкая рентабельность сельскохозяйственного производства, неустойчивое финансово-экономическое положение многих колхозов и совхозов побуждали их руководителей использовать подсобные предприятия и промыслы для покрытия убытков в основном производстве, а также для решения социальных задач. В не-

которых хозяйствах доход от подсобных предприятий и промыслов составлял наибольшую часть прибыли от всей их производственной деятельности. При этом нередко нарушались экономические и финансовые условия функционирования подсобных предприятий и промыслов, определённые законодательством: создание в колхозах и совхозах непрофильных предприятий и промыслов, использование на этих предприятиях сторонних рабочих, завышение цен на произведённую продукцию и т. д.

Так, рыболовецкий колхоз «Заря» Ростовской области наладил производство губной перламутровой помады, для изготовления которой требовалось дефицитное импортное сырьё - пат жемчужный (гуанин), которого не хватало государственным парфюмерным фабрикам. Один тюбик помады реализовывался колхозом по цене 2 рубля при государственной цене - 1 рубль 50 коп. Себестоимость одной единицы данного вида продукции составляла для колхоза 60 коп., а рентабельность превышала 200% [6, с. 44]. Производство различных видов промышленной продукции и товаров народного потребления практиковали и многие другие сельскохозяйственные предприятия. Совхозы «Вперёд» и «Зеленоградский» Московской области производили кабельные наконечники по цене от 140 до 380 рублей за тысячу штук, при утверждённых оптовых ценах 14 - 34 рубля, т. е. в 10 раз дороже [6, с. 45].

Нередко колхозы и совхозы использовали на своих подсобных предприятиях и промыслах сторонних рабочих, что расценивалось государственными органами как серьёзное нарушение. Такая практика была характерна в первую очередь для сельскохозяйственных предприятий, расположенных вблизи крупных промышленных центров. Например, в некоторых колхозах и совхозах Московской области

60 - 80% работников подсобных предприятий и промыслов являлись жителями столицы или её пригородов. При этом заработная плата работников подсобных предприятий и промыслов была значительно выше, чем в основных отраслях сельского хозяйства. В колхозе имени Ленина Краснодарского края доход рабочих подсобных промышленных производств (не членов колхоза) в 1970 году достигал 250 - 466 рублей в месяц, тогда как средняя оплата труда в полеводстве составляла 54 рубля, в животноводстве - 91 рубль в месяц. В 1970 году в колхозе имени Циолковского Калужской области средняя зарплата в подсобном предприятии составляла 350 рублей, в полеводстве - 58 рублей, в животноводстве - 120 рублей в месяц [6, с. 46].

Значительные финансовые и экономические возможности подсобных предприятий и промыслов колхозов и совхозов и относительно слабый контроль их деятельности со стороны руководителей сельскохозяйственных предприятий привлекали к ним внимание дельцов теневой экономики [6, с. 55-56].

11 мая 1973 года Совет Министров СССР принял Постановление «О мерах по упорядочению деятельности подсобных предприятий и промыслов в сельском хозяйстве» [13, с. 819-822].

Поощрительная политика государства по развитию подсобных предприятий и промыслов в колхозах и совхозах страны была обусловлена рядом факторов. С одной стороны, действовали политикоидеологические установки на преодоление существенных различий между рабочим классом и крестьянством, между городом и деревней. С другой стороны, власти стремились полнее использовать производственный капитал сельскохозяйственных предприятий и их возможности по насыщению местных рынков товарами и услугами.

Во второй половине 1970-х гг. государство взяло курс на развитие меж-хозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. В Постановлении ЦК КПСС от 28 мая 1976 года «О дальнейшем развитии специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции» перед колхозами и совхозами была поставлена задача по созданию крупных специализированных предприятий и объединений промышленного типа для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, агрохимического обслуживания, проведения строительных и мелиоративных работ, изготовления строительных материалов и других видов деятельности.

Подсобные предприятия и промыслы органично вписались в этот курс. В 1986 году в СССР насчитывалось 7366 межхо-зяйственных предприятий и организаций, в которых участвовало около 133 тыс. колхозов, совхозов и других государственных и кооперативных предприятий. В межхозяйственных предприятиях было занято более 429 тыс. человек, а прибыль составила 898,1 млн. рублей [12, с. 297298]. В Вологодской области в первой половине 1980-х гг. действовало 32 межхо-зяйственных предприятия по производству сельскохозяйственной продукции и по обслуживанию сельскохозяйственного производства [2, с. 87].

Таким образом, подсобные предприятия, промыслы и межхозяйственные организации сыграли положительную роль в развитии хозяйственной инициативы колхозов и совхозов, позволили лучше использовать трудовые ресурсы, способ-

ствовали развитию производственной кооперации. Благодаря их деятельности увеличилось количество продуктов и товаров народного потребления, которые находили спрос у населения. В то же время деятельность подсобных предприятий и промыслов, их отношения с государством характеризовались противоречивыми моментами. Во-первых, несельскохозяйственная сфера деятельности колхозов и совхозов жёстко регламентировалась государственными органами в условиях командной экономики и соответствующими ей экономическими отношениями. Во-вторых, неразвитость товарно-денежных отношений создавала трудности для приобретения необходимого оборудования и материалов, что ставило наиболее предприимчивых руководителей хозяйств перед выбором: соблюдать действующие законы или использовать так называемые незаконные методы, добиваясь более высокой эффективности общей хозяйственной деятельности сельхозпредприятий.

В современной России другая обстановка: нет централизованного распределения материально-технических ресурсов; приняты нормативно-правовые документы, способствующие использованию возможностей промышленных производств сельскохозяйственных предприятий.

В новых условиях предшествующий опыт полезно использовать как в экономическом, так и организационном отношении. Научными исследованиями последних лет доказывается, что развитие промышленных производств и промыслов по-прежнему сохраняет свою актуальность [15]. Это важный рычаг повышения эффективности российской экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов, В.И. Повседневная жизнь русского Севера: очерки о быте и народном искусстве крестьян Вологодской, Архангельской и Кировской областей [Текст] / В.И. Белов. - М.: Молодая гвардия, 2000. - 390 с.

2. Вологодская область в одиннадцатой пятилетке [Текст]: стат. сборник. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1987. - 236 с.

3. Государственный архив Вологодской области (ГАВО). - Ф. 1705. - Оп. 25. - Д. 277А.

4. Государственный архив Вологодской области (ГАВО). - Ф. 1705. - Оп. 25. - Д. 18.

5. Государственный архив Вологодской области (ГАВО). - Ф. 1705. - Д. 2092.

6. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. 616. - Оп. 3. - Д. 2590.

7. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. 616. - Оп. 3. - Д. 8134.

8. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. 616. - Оп. 9. - Д. 4054.

9. Колеснев, С.Г. Организация социалистических сельскохозяйственных предприятий [Текст] / С.Г. Колеснев. - М.: Колос, 1968. - 559 с.

10. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК [Текст]. - Т. 10 [1969 -1971]. - М.: Изд-во политической литературы, 1972. - 535 с.

11. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК [Текст]. - Т. 12 [1975 -1977]. - М.: Изд-во политической литературы, 1978. - 606 с.

12. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник [Текст]. - М.: Финансы и статистика, 1987. - 766 с.

13. Решения партии и правительства по сельскому хозяйству (1965 - 1974 гг.) [Текст]: сб. документов / сост. К.М. Боголюбов, М.С. Смиртюков. - М.: Колос, 1972. - 820 с.

14. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам [Текст] / сост. К.У Черненко, М.С. Смиртюков, под общ. ред. К.М. Боголюбова, М.С. Смиртюкова. - Т. 5 [1967 - 1988]. - М.: Изд-во политической литературы, 1968. - 750 с.

15. Филиппова, Е.Н. Социально-экономический аспект мотивации развития подсобных производств и промыслов [Текст] / Е.Н. Филиппова // Проблемы современной экономики. - 2011.

- № 3 (39). - С. 282-287.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.